Воспоминания о Павле Георгиевиче Печёнкине Поникаровской Анны Дмитриевны
Я хочу рассказать о судьбе Павла Георгиевича Печёнкина, брата моей бабушки и сыне Георгиевского кавалера, участника русско-турецкой войны 1877-78 годов Егора Захаровича Печёнкина. Имя Павла Георгиевича известно. Он жил и работал в д. Павловской Георгиевского сельсовета, затем в пос. Подосиновец. Похоронен на Подосиновском кладбище в 1975 г. Его могилу показал нам Василий Иванович Малахов, который лично его знал и присутствовал на похоронах. Будучи учителем, Василий Иванович водил своих учеников в д. Павловскую познакомить с этим грамотным человеком, посмотреть его картины, фотографии его яблоневый сад и пчельник, послушать, как поёт Павел. Материалы о нём, его рисунки, наброски, барометр, личные воспоминания хранятся в краеведческом музее.
Я помню Павла Георгиевича с детских лет, как он вернулся из-заключения и стал навещать нас в д. Печёнкино и д.Чурино. Он учил меня рисовать, рассказывал много интересного, пел. У него была правильная неспешная речь. Он взвешивал каждое слово. Фотографировал нашу семью и односельчан на фотопластинки. Умел увеличивать и раскрашивать снимки. Одет был очень модно, носил усы, пенсне и шляпу. Обязательно в белой рубашке, костюме и галстуке. Я, будучи в Подосиновце с оказией, заходили к нему и завозили гостинцы, т.к., жил он бедно и аскетично. О его смерти нам никто не сообщил, мы узнали об этом поздно. За ним ухаживала какая-то женщина. Дом вскоре сгорел, а с ним все картины и документы. На месте его дома, напротив аптеки, находится сейчас многоквартирный двухэтажный дом.
Родился Павел 26 августа (по ст.стилю) 1881 г. в д. Печёнкино Утмановской волости Никольского уезда Вологодской губернии. Воспитывался у отца, работавшего в фирме «Ногин и сыновья» Печёнкина Георгия Захаровича и матери Анны Афанасьевны до 1893 г. в селе Вознесенское –Вохма Никольского уезда Вологодской губернии (ныне Костромская обл). Учился в Никольском 2-х классном Вознесенском училище. В марте 1893г.в следствии лик-видации этой фирмы Георий Захарович с семьёй переехал из Вохмы на родину в д. Печёнкино и поступил заведующим винокуренным заводом фирмы Ногина. Сразу же после приезда он отвёз сына Павла на учёбу в Подосиновское училище, где он благодаря своими стараниям стал первым учеником. Далее Павел продолжил образование в В-Устюгском сельскохозяйственном техникуме. В Устюге он приобрёл английский фотоаппарат и увлёкся фотографией, много читал, писал картины, был замечен своей эрудицией и знаниями.
Павел, получив образование, работал земским агрономом Никольского уезда в землеустроительной комиссии в чине капитана. А руководил этой комиссией земляк-Поникаровский Иван Сте-панович. Печёнкин П. Г. считался грамотным специалистом в своём деле, весьма уважаемом человеком, где бы не работал. В 1918 г. он был назначен агрономом в советское хозяйство д.Черницыно, которое было создано на месте х-ва купца Чебаевского.
В 1937 году по ложному доносу Павел Георгиевич был арес-тован и осужден особой тройкой по 58 ст. и отбывал наказание все 10 лет до 1947 г. в Кирило-Белозёрском монастыре.
До ареста Павел был женат, но по возвращении, жена, красавица-сибирячка его не приняла, т.к.боялась преследования властей, так как муж считался врагом народа. Она уехала вместе с дочкой Машей. Мария Павловна пошла по стопам отца, закончила с/х академию им. Тимирязева и жила в Москве, навещая отца, а он поселился в д. Павловская Георгиевского сель-та с сестрой Екатериной. Он разбил там сад, завёл пчёл, ежедневно записывал в дневнике температуру, давление и влажность воздуха по барометру. Записывал все агрономические опыты и работы в саду. Имел паспорт на каждую яблоньку. Позднее Павел Георгиевич переехал в п.Подосиновец, работал над своими картинами, их было очень много, больших, в рамах. В Подосиновском краеведческом музее сохранилась картина «Глухарь» (так как Павел сам охотился), наброски, рисунки , точный план деревни Печёнкино. От сестры Кати у него остались 1,5 тысячи рублей, в 1975 году это были большие деньги. Павел решил передать их в фонд мира, хотя сам жил в крайней нужде. Владимир Александрович Грибанов предложил Печёнкину использовать эти деньги на питание, на что тот ответил — «Эти деньги не мои, и я не могу их использовать на личные нужды». Перечислив деньги в фонд мира он получил за это значок и благодарность от председателя фонда Чандры, сфотографировался с этим значком для газеты «Знамя», где была написана об этом поступке пара строк. И было ему тогда 93,5 года, вскоре он умер. Павел Георгиевич никогда не сожалел о том, что были вычеркнуты 10 лет жизни в заключении, сожалел только об английском фотоаппарате, который у него отобрали при аресте.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.