История семьи протоиерея Успенской церкви с. Яромаска Сарапульского уезда.

 Предисловие.

Несколько лет назад, сестра, она живет в г. Сарапуле, прислала мне статью из местной газеты о священнике Успенской церкви с. Яромаска Чеснокове Константине Михайловиче. В ней говорилось какой он хороший священник, открыл школу в д. Девятово. Отец его дьякон в с. Бабино и больше никакой информации.

Сестра меня спрашивает: «Не наш родственник?»

А в нашей семье, по линии отца были священнослужители. И деда звали Паисий Константинович. Но так как отец в 8 лет остался круглой сиротой, он практически ничего не знал, да и мы не стремились спрашивать.

Я прикинула по годам, вроде бы такой вариант возможен. Сразу же написала в Яромаску, зав. клубом Ирине Полонянкиной и в Девятово. Но мне ответили, что другой информации у них нет.

А тут еще внучки пришли из школы и сказали, что им задали составить родословную. И я подумала, а что я знаю о своих предках. Нет, что-то я знала….  Но это что-то было совсем чуть-чуть. А по большому счету я не знала НИЧЕГО. И мне стало стыдно. Для школы мы, конечно, составили 2-3 поколения. Но я поняла, что надо что-то делать.

В этом же году я поехала в Ижевск (40 лет живу в Сибири) и естественно сражу же отправилась в государственный архив УР. Я думала, вот, сегодня я все узнаю. Но не тут-то было. Опыта в подобных делах у меня не было. Но работники архива были ко мне очень внимательны, подсказали: где, что, как. В клировых ведомостях я нашла информацию о дьяконе с Космодемьянское (Бабино) Чеснокове Михаиле Гавриловиче.

Это была моя первая находка. Я поняла, что изучение своих корней, это как золотоискатели моют породу, и чаще всего находят маленькие крупинки золота. А может и вообще ничего не находят.

И вот, уже больше 5 лет и ищу своих предков. Начала с того, что просмотрела Вятские епархиальные ведомости (ВЕВ) за все года. Сначала искала только материалы, относящиеся к Константину Михайловичу, а потом вижу, что очень много раз попадается фамилия ЧЕСНОКОВ. И решила собирать все, что касается этой фамилии.

Потом появился сайт мормонов, здесь появилась возможность расширить поиски и искать конкретных людей. В результате моих трудов я собрала большую информацию об этой семье, и не только этой.  Но к большому сожалению, детей у Константина Михайловича не было. А значит, это не мои прямые предки.

А материал остался. Конечно, я поделилась с Ириной Полонянкиной, зав. клубом в с. Яромаска. Человеком неравнодушным, любящим свою малую Родину.

Но мне захотелось, чтобы больше людей знали о протоиерее Константине Михайловиче Чеснокове, который из 49 лет честного служения церкви, 44 служил в с. Яромаска. А может кто-то узнает в этой истории своих родственников.

 

Гаврила Данилович Чесноков 1765г.р.

Причетник, пономарь, дьячок Богоявленской церкви с. Завьялово, по духовным росписям, настоящей церкви, с 1792 – 1836г.

Первая жена Ефимия Никифоровна 1769г.р. – 1809г.

Их дети: сын Пантелеймон 1802г.р.

Дочери: Агриппина, Ирина, Татьяна, Домнина, Александра, Екатерина.

В 1809г овдовел и 31.12.1809г венчался вторым браком с вдовой умершего крестьянина с. Гольяны Василия Герасимова, Степаниде Романовне 1775г.р. От брака с ней у него:

Сын Михаила Гавриловича 08.11.1810г.р.;

сына Василия Гавриловича 01.01.1819г.р.

Сын Иван и сын Павел умерли во младенчестве:

Дочь Марфа.

Умер 26.09.1836г в с. Завьялово.

 Чесноков Михаил Гаврилович 08.11.1810 г.р.,

Родился в с. Завьялово Сарапульского уезда в семье дьячка Богоявленской церкви Чеснокова Гаврилы Даниловича и второй его жены Екатерины Романовны.

Окончил Сарапульское уездное   училище 1825году и был определен:

с 25.01.1825г. -пономарем Сарапульского округа в с. Паздеринское;  

с 09.03.1827г - пономарем с. Завьялово, посвящен в стихарь Преосвященным Павлом Епископом Вятским и Слободским и Кавалером;

с 23.01.1832г.  переведен, по личной просьбе, в Сарапул   в кладбищенскую церковь дьяконом и посвящен Преосвященным Неофитом Епископом Вятским и Слободским и кавалером;

с 01.11.1846 проходил должность учителя при Космодемьяновском сельском училище Сарапульского уезда:

с 01.04.1947г   дьякон Космодемьяновской церкви Сарапульского уезда;

с 28.01.1868 - помощник наставника, Космодемьяновского   сельского училища Сарапульского уезда:

с 08.10.1885 г. определен штатным дьяконом при церкви при которой состоит.

(стр.225 «Вятские епархиальные ведомости № 20 от 15.04.1885г)

С 21.09.1887г - после подачи прошения, выведен за штат.

 Назначена пенсия 65 руб.

(стр.225 «Вятские епархиальные ведомости № 8 от 08.10.1885г)

В клировых ведомостях на протяжении всей службы в церкви

с. Космодемьянское значится…. «служит честно…»

Указом Святейшего Правительствующего Синода от 30 июня 1866 за № 1681

 

(стр.225 «Вятские епархиальные ведомости № 15 от 01.08.1866г)

 «Высочайшим указом, данным в 4 –й день июля.1887 на имя Капитула Российских, Императорских и Царских орденов, Дьякон церкви села Космодемьянского, Сарапульского уезда, Михаилъ   Чесноковъ, за долговременную, отлично-усердную и полезную службу, Всемилостивъше причислен къ ордену Святой Анны 3-й степени.

(стр.295 – 296 «Вятские епархиальные ведомости № 15 от 01.07.1887г)

Умер 3 января 1888г заштатный дьякон   села Космодемьянского Михаилъ   Чесноковъ

(«Вятские епархиальные ведомости № 3 от 01.02.1888г)

– ЖенаЧеснокова (Лучникова) Пульхерия Николаевна 1811г. рождения. дочь священника Николая Лучникова, сестра священника Александра Николаевича Лучникова – домохозяйка.

Умерла 09.03.1878г

 В семье было 5 детей:

Николай 1831 года рождения, родился в с Завьялово, Сарапульского уезда.

Как видно из формулярного списка о его службе:

«Вероисповедование – православное;

Знаков отличия не имеет;

Жалованье получает по трудовым заслугам;

Происходит из духовного звания, сын дьякона Космодемьяновской церкви Чеснокова Михаила Гавриловича;

Имения родового и благоприобретенного не имеет.

Учился в Сарапульском духовном училище, по окончании оного, в Вятской духовной семинарию. Но полного курса не окончил и был уволен из среднего отделения.

16.11.1856г поступил во службу в Вятскую Духовную Консисторию.

«С 16.11.1868 г Николай Чесноков, служитель Вятской духовной консистории, Указом Правительствующего Сената от 15.07.1869г за № 105 произведен, за выслугу лет, в коллежские регистраторы со старшинством в канцелярии.»

(«Вятские епархиальные ведомости № 22 от 16.11.1869г. стр.410)

 

«С 16.11.1871г Николай Чесноков, коллежский регистратор, канцелярский чиновник Вятской духовной консистории, Указом Правительствующего Сената от 23.08.1872г за № 147 произведен, за выслугу лет, со старшинством в губернские секретари.»

(«Вятские епархиальные ведомости № 22 от 16.11.1872г.)

 

«С 16.11.1874 г Николай Чесноков, коллежский регистратор, канцелярский чиновник Вятской духовной консистории, Указом Правительствующего Сената от 09.06.1875 г за № 3 произведен, в Коллежские секретари, со старшинством.»

За время службы под штрафованием, под судом, и следствием, в отпусках, походов против неприятеля и семейных сражениях не находился.

Семейное положение – холост».

«5 мая 1889г, по указу его императорского величия, в Вятской Духовной Семинарии слушали: вторичное прошение канцелярского чиновника Николая Михайловича Чеснокова об увольнении его по болезни от службы в отставку, и обо исходатайствованние ему усиленной пенсии за службу.

На прошении резолюция Преосвященнейшего Сергия последовала таковая:

28.04.1889г в Консисторию для рассмотрения в удовлетворении просьбы усиленной пенсии.

            Консистория 1 мая 1889г отнеслась во врачебное отделение Вятского губернского правления с просьбой, согласно ст. 178 Уст. Пенс. Св. Зак. п.3 из 1876г, освидетельствовать состояние здоровья означенного чиновника Чеснокова, при депутате духовного ведомства, столоначальнике Духовной Консистории Аркадии Швецове и это освидетельствование прислать в Консисторию, на предмет исходатайствованния Чеснокову за службу пенсию при выходе в отставку.

Чиновник Чесноков, согласно прошению, Епархиальным начальством волен в отпуск в Сарапульский уезд, сроком с 05.05.1889, впредь до увольнения в отставку, согласно прошению.

Канцелярского чиновника Консистории Коллежского Секретаря Николая Чеснокова, согласно его прошению, по изложенной в оном причине, уволить от службы в отставку.

Изготовив ему, на основании ст. 794, п3 «Устава о службе» по определению Правительства надлежащей аттестации по которой и препроводить к Благочинному священнику Сарапульских городских церквей, священнику Троицкой церкви Анатолию Никольскому, с тем, чтобы он вытребовал от чиновника Чеснокова и предоставил в Консисторию данный ему 05.05.1889г паспорт, и затем уже, выдал ему препровождаемый аттестат об увольнении Чеснокова в отставку.

Сообщить в Вятское Губернское правление для напечатания в Губернских новостях.

15.08.1889г вышел на пенсию по состоянию здоровья.

 

Анна 1840 года рождения

Жена – и. о. псаломщика с. Вятские Поляны Михаила Старцева;

 

Александра 1845 года рождения

Жена сверхштатного и. о. псаломщика с. Чутурского Вознесенской церкви Никанора Антоновича Шкляева;

 

Константин 17 мая 1849 года рождения;

 

Вера 1850 года рождения

Жена дьякона церкви с. Космодемьянского Василия Николаевича Красноперова;

 

            Чесноков Константин Михайлович родился 17 мая 1849 г

в с. Космодемьянское (ныне Бабино) Сарапульского уезда Вятской губернии

 

с 1858 по 1865г учится в Сарапульском духовном училище;

В августе 1866г поступает сверх штата (за недостатком вакансий, по случаю множества учеников в училище) на низшее 2 отделение Вятской духовной семинарии.

22.12.1866 г. после декабрьских испытаний по всем предметам, показавши «хорошие» и «очень хорошие» успехи, принят в число действительных учеников семинарии с правом просить себе казенного пособия.

(«Вятские епархиальные новости» №1 от 1867 г.)

с 1867г.  по июнь 1872г. учится в Вятской духовной семинарии.

Уволен с аттестацией второго разряда.

Служба по окончании семинарии:

С 8.10.1872г по 15.08.1976г -  законоучитель при   земском училище с. Арзамасцево.

 с 12.03.1876г по 06.08.1876г - священник церкви с. Вятское Сарапульского уезда. Рукоположен в сан Преосвященнейщим Аполлосом Епископом Вятским и Слободским;

 

15.10.1976г. – законоучитель земского училища:

 

 

С 20.08.1877г настоятель   Яромасского прихода Сарапульского уезда.

(«Вятские епархиальные новости» №17 от 1877 г.)

С 15.09.1877г – законоучитель школы с. Яромаска;

С января 1894г – заведующий школы грамоты Дулесовской школы Яромасского прихода.

С 01.09.1907г-законоучитель школы с. Девятово;

С 1901г получает казенное жалование за место священника 294 руб. в год.

Дом имеет собственный, построен на церковной земле.

 

Женат, на   Вере Аристарховне 13.09.1859г. рождения, дочери священника с. Данилово Сарапульского уезда Аристарха Федоровича Авакумова.

 

Детей у них не было.

 

14 июня 1868 г. при церкви, открыто церковно-приходское попечительство. 

С 1884г-  председателем попечительства избран священник

Чесноков Константин Михайлович.

  

Награды

12.12.1879г преподано ему архимандритское благословление за исполнение священнических обязанностей, за любовь и расположение к своим прихожанам, примерное поведение и кротость.

21.06.1880 г награжден набедренником за благочестное служение святой церкви («Вятские епархиальные новости» №15 от 1880 г. стр. 276);

8/13 марта 1895г - за отличную усердную службу награжден скуфьею

(«Вятские епархиальные новости» №7 от 1895 г.);

01.05.1899г за заслуги по духовному ведомству награжден камилавкой   Высочайшим приказом №28 от 01.05.1899г и определением Святейшего Синода от 3-9 апреля 1899г.№1231.

(«Вятские епархиальные новости» №11 от 1899 г. стр. 311);

24.02.1907г   по определению Святейшего Синода   от 24.03.1907г за 1828 за заслуги по духовному ведомству награжден наперсным крестом от Святейшего Синода   

(«Вятские епархиальные новости» №21 от 1907 г.);

 

03.05.1912г - Государь император, согласно определения Святейшего Синода от 06 мая 1912г, всемилостивейшее соизволил наградить Орденом св. Анны 3-ей степени за заслуги по духовному ведомству.

(«Вятские епархиальные новости» №2 от 1912 г.);

 

21.06.1897г. Пожалована темно-бронзовая медаль Высочайше утверждения за труды по первой всеобщей переписи населения в 1897г для ношения на груди и свидетельство №67915 на право ношения медали. Грамоту и свидетельство на получении набедренника имеет.

 

Назначения:

С 25.01.1872 по 1896г состоит окружным депутатом Сарапульского Духовного училища.

 В 1889г. избран, кандидатом в члены правления. («Вятские епархиальные новости» №22 от 1889 г.; №24 от 1990г; №21 от 1896г);

Следователь по 2 благочинному округу Сарапульского уезда с 26.01.1892- по 12.04.1893г

Духовник по    2 благочинному округу Сарапульского уезда с 25.01.1893г

1892-1894 – член ревизионной комиссии Сарапульского духовного училища.

9-18 октября 1895г по постановлению Епархиального начальства назначен наблюдателем за сельской народной библиотекой в приходе с. Яромаска («Вятские епархиальные новости» №22 от 1895 г.);

По записям в клировой ведомости за 1915г, за все время, отлучался с 09 по 15 сентября 1891г на похороны тестя, священника с. Данилово Аристарха Федоровича Аввакумова.

На 01.01.1917г. значится священником церкви с. Яромаска.

В 1919г был в здравии, и продолжал служить в храме с. Яромаска в сане протоиерея.

Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς — первосвященник; от πρώτος — первый + ἱερεύς — священник) — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви.

Протоиерей — старший иерей (официальное название православного священника). До появления термина протоиерей обиходным названием старшего православного священника в России было протопоп.

Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея совершает архиерей через чин хиротесии. В Московском патриархате протоиерейство даётся не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом или через десять лет после хиротонии при условии назначения на руководящую должность. Кроме того, архиерей может по согласованию с патриархом рукополагать протодиакона сразу в протоиереи.

В торжественной или официальной речи к протоиерею принято обращаться «Ваше Высокопреподобие». В то же время использование эпитета «преподобный» («высокопреподобный») в обращении к представителю белого духовенства является католической традицией. Бытовавшее ранее обращение к протоиерею носило форму «Ваше Высокоблагословение» и сейчас практически не употребляется.

На богослужениях священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают поручифелонь (ризу) и епитрахиль.

 

Закончил свой жизненный путь, 11.03.1921г в возрасте 71г от разрыва сердца. Погребен 14.03.1921 в с. Яромаска. Панихиду по усопшему провел Преосвященнейший Алексей епископ Сарапульский и Елабужский, а также протоиерей отец Василий.

 

Успенская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 14 августа 1941 г. Здание передано под школу.

 

Василий Гаврилович Чесноков 01.01.1819 г.р.

Родился в с. Завьялово Сарапульского уезда, в семье дьячка Гаврилы Даниловича Чеснокова и Степаниды Романовны.

            В 1831г окончил Сарапульское высшее уездное училище и поступил в Вятскую Духовную Семинарию, где окончил философский курс в 15.07.1838г.

Во время учебы в семинарии, за ним было прикреплено дьяческое место, его престарелого отца, в Богоявленской церкви с. Завьялово, с получением полного дохода для пропитания отца и сына во время учебы.

 

18.02.1839г произведен в священники к Сретенской церкви с. Юскинское Сарапульского уезда.

24.02.1843г переведен по собственному желанию, священником Богоявленской церкви с. Завьялово.

В селе находилась школа для непременных работников Ижевского завода, где занимал должность учителя.

1846г – исполняет должность Духовника по Ижевскому благочинию.

29.08.1848г – награжден набедренником. Грамоту имеет.

Жена-  Анна Петровна 1820г.р., умерла 20.04.1848г.

Дети:

Сын Александр 1845г.р.;

Дочери: Анна и Серафима.

            В 1858-1859г еще служил в этой церкви.

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Cелена

Не менее интересна жизнь, тестя Константина Михайловича Аввакумова Аристарха Федоровича, долгое время бывшего благочинным 2 округа.

 

Священники Аввакумовы.

Илларион Демидович Аввакумов 1755г.р.

 (Ревизские сказки священнослужителей от 1795, августа 18 по Успенской церкви с. Яромаска)

 В священники произведен из дьяконов в 1789г.

Жена Евдокия Григорьевна 1757г.р.

Дети: Григорий                                           в 1797г выбыл в штатское ведомство;

            Павел                                                 в 1804 выбыл

            Федор Илларионович 1794г.р.

            Анна

            Агафья

Умер в 20.10.1805г в с. Яромаска, где служил вторым священником.

 

Федор Илларионович Аввакумов

Учился в Вятской духовной семинарии, по риторическому классу, исключен в 1812г.

15.12.1812г по исключении из семинарии определен причетником в Слободской Вознесенский собор.

В 1813 определен причетником Покровской церкви г. Сарапула.

В 1815г пономарь Покровской церкви г. Сарапула.

14.09.1816г произведен в Стихарь Преосвященным Гедеоном Епископом Вятским и Слободским и Кавалером произведен в дьяконы в церкви с. Верхнекамского Глазовского округа.

05.11.1818г Переведен дьяконом в Покровскую церковь г. Сарапула.

 (духовные росписи от 1815-1826г).

В это же время:

С 01.09.1818 по июля 1821 – учитель Сарапульского городского светского училища;

С 01.09.1818 - 01.11.1826г – законоучитель и преподаватель грамматики Сарапульского Духовного училища;

С 01.11.1826- июль 1827г- Законоучитель в Сарапульском светском уездном училище.

04.12.1827г произведен священником с. Данилово, Преосвященным Кириллом Вятским и Слободским и Кавалером. «…где из язычников, вотяков и черемисов привел в православие 7 человек и 1 лютеранского вероисповедания в православное, грекороссийское.

11.12.1837по Указу № 81 Вятской Духовной Консистории и Сарапульского Духовного правления «За похвальную заботливость в просвещении вотского и черемисского племени» - изъявлена признательность.

За 1838.1839 так же благодарность. Награжден Грамотой его Преосвященства «За прилежание в обучении поселковых детей».

18.06.1840г «За особое старание в обращении в Христианство награжден набедренником.

За 1841г в ведомостях, обучающих поселянских детей, был в с. Данилово первым их наставником. В резолюции в Единоверческую церковь г. Сарапула и Кавалера замечено: «Попечение наставников взять во внимание».

Май 1842, резолюция того же Преосвященного Неофита Епископа Вятского и Слободского и Кавалера: «Переведен священником с. Козлово, с правом представительства по отличию и там службы и для пользы церкви, как в церковном строении опытный, определен строительного комитета, членом которую должность нес до закрытия оной в 1846г.

18.10.1845г – учитель церковного пения сельского училища с Козлово.

 

В 1814г женился на Федосье Михайловне 1796г.р.

В 1826г детей у них было:

Андрей – 11л, Вера -10л, Анна – 7 л, Семен -4г, Антонида – 2г, Аристарх – 3 месяца.

С ним, в 1826г, проживала мать, честная вдова священника Иллариона Демидовича Аввакумова.

В 1846г был вдов.

Умер 16.09.1847г в с. Козлово

Аристарх Федорович Аввакумов, родился в 1826г, в г. Сарапуле, священника Федора Илларионовича - сын, священника с Яромаска до 1803, Аввакумова Иллариона Демидовича – внук.

В 1848г окончил Богословские курсы при Вятской Духовной семинарии, уволен из ведомства с аттестацией второго разряда.

08.08.1848г рукоположен священником Христорождественской церкви с. Козлово, Сарапульского уезда, Вятской губернии Преосвященным Неофитом.

С ноября 1854 по 1860г проходил должность учителя церковного пения Козловского удельного училища.

С мая 1855 по 1860г, также был в должности законоучителя.

25.07.1860г по прошению, перемещен священником с. Бураново.

Указом № 6326 от 21.06.1861 г. по декабрь 1869г - Вятской Духовной Консистории, определен членом строительной комиссии по постройке каменной церкви в с. Бурановском.

04.01.1861 по февраль 1871г безвозмездно проходил должность Учителя, а также законоучителя, церковно-приходской школы с. Бурановского.

С февраля 1863 по 23 апреля 1864г являлся наставником Бурановского приходского сельского училища.

23.04.1868г по 1870г – Законоучитель приходского училища с. Бураново.

С 1.12.1874 по 15.06.1885г вторично учитель церковного пения и Законоучитель

В сельском приходском училище с. Бураново.

Указом Вятской духовной консистории от 31.07.1868г по декабрь 1874г, назначен увещевателем до 10 семейств, проживающих в г. Сарапуле, зараженных ересью молоканства.

23.10.1869г по июнь 1885г, Указом №1324 Вятской Духовной Консистории, утвержден председателем церковно - приходского попечительства;

С 25.10.1870г по 1873г – депутат Вятского Епархиального съезда;

01.05.1872г избран духовенством и определен Епархиальным начальством на должность благочинного 2 округа (ВЕВ №9 от 01.05.1872г);

В связи с реорганизацией благочинных округов назначить Благочинным по 2 благочинному округу сроком на 6 лет (ВЭВ 1977);

Назначен наблюдателем за церковно-приходскими школами 2 благочинного округа

(ВЭВ № от 1885г);

12.02.1885г по прошению, переведен священником в с. Данилово (ВЭВ №13 от 1885г).

С 21.06.1886 по 1891г-  заведовал церковно-приходской школой;

В июне 1886г депутат по открытию и устройству Вятского Епархиального свечного завода;

С 01.11.1887 по 1991г - председатель церковно - приходского попечительства;

С 01.09.1888 по 1991г – Законоучитель и безвозмездно учитель церковного пения в сельском народном училище;

С 16.04.1890г – Заведыватель по окончательному устройству Ижбахтинской церкви и привидении всего в денежный порядок с правом контроля в церковных суммах;

С 13.11.1890г – заведыватель вновь открытой Ижбахтинской церковноприходской школы.

По последней клировой ведомости значится: «Не движимого имущества никого нет.»

Умер в Казани 10.09.1891г.

Награды и поощрения:

За благочестивое и усердное служение на пользу церкви и отлично ревностное проведение возложенных на него должностей, имеет следующие награды:

В 1859г был награжден бронзовым наперстным крестом в память Крымской войны 1853-1856 годов;

В 1860г был награжден набедренником за похвальное и усердное служение Церкви, и отличное прохождение в должности Законоучителя и Учителя нотного пения;

25.01.1864г пожалован бархатно-фиолетовой СКУФЬЕЮ (выписка высочайше утвержденного списка духовных лиц, удостоенных Всемилостившихся наград за благочестивое служение духовному ведомству и особое усердие к просвещению веры прихожан вотяков); (ВЭВ 1864г №16);

06.07.1869г в 14 номере журнала Вятские епархиальные ведомости (ВЭВ) объявлена благодарность Епархиального начальства «За усердие в деле просвещения истиной святой Веры ново крещённых вотяков».

03.04.1871г - награжден Камилавкою;

27/28 апреля 1874г объявлена благодарность Епархиальского начальства, за усердные труды в деле христианского просвещения.

07.04.1876г, Указом Святейшего Синода №1401 от 28.04.1876г «О высочайших наградах священнослужителям Вятской епархии за заслуги по духовному ведомству» награжден Наперстным крестом (ВЕВ № 10 от мая 1876г);

Благодарность епархиального начальства за труды по христианскому просвещению ново крещенных инородцев. (ВЭВ №9 от 1879г);

01.11.1880г награжден Знаком Ордена Красного Креста. Принимавшего участие в деятельности общества Красного Креста во время минувшей войны против турок 1877-1878г;

Свидетельства на ношение Креста, Набедренника, Скуфьи, Камилавки имеет.

В октябре 1890г директором народных училищ Вятской губернии (указ №1730 от 10.10.1990г) объявлена благодарность за отлично усердное исполнение возложенное Законоучительством обязанностей.

В семействе его:

Жена Ольга Ивановна 1829г.р., дочь священника.

После смерти мужа, Указом Святейшего Синода с 04.03.1892г назначена пенсия в размере 65 руб. в год (ВЕВ №8 от 13.02.1892г). Доживали в семье зятя Чеснокова К.М., преподавала в школе.

Дети:

сыновья Николай 1851 г.р., Михаил 1852-1854;

Дочери Елизавета 15.10.1855г.р. и Александра 1857г.р. проходили обучение в Казанском духовном училище; Вера 13.09.1859, Мария 1867г.р., Таисья 1868г.р.

Сын Николай Аристархович Аввакумов, после окончания среднего отделения Сарапульского Духовного училища, поступил в Вятскую Духовную Семинарию. Студент второго разряда низшего отделения Вятской духовной семинарии, оставлен в том же классе, с правом переэкзаменовки, после каникул по всеобщей истории. (ВЕВ № 13 от 01.07.1870г)

01.09.1870г - уволен по собственному желанию из низшего отделения Вятской духовной семинарии и поступил на должность помощника наставника Сарапульского народного земского училища.

Где преподавал и служа в Единоверческой церкви г. Сарапула.

В 1-ой половине 1873г состоял учителем в Сарапульском тюремном замке.

09.03.1874г согласно прошению и ходатайства прихожан определен на дьяконское место Преосвященным Аполлосом Епископом Вятским и Слободским в Николаевскую Единоверческую церковь г. Сарапула на штатное место. (ВЕВ №5 от 1874г, клировые ведомости за 1874г), где прослужил до 30.09.1875г.

Жена Анисья Семеоновна 1850г.р., дочь священника.

Больше сведений о нем нет.

Дочери по состоянии на 1890г:

Таисия - 21г при родителях.

Елизавета -  35л, в замужестве за Мировым судьей Елабужского уезда 4-го участка Владимиром Новицким;

Александра – 33г, в замужестве за священником Уфимской губернии, Бирского уезда, с. Ангосак - Василием Юминовым;

Вера – 32г, в замужестве за священником с. Яромаска, Константином Михайловичем Чесноковым.

 

Андрей Федорович Аввакумов,1815г.р.

 сын священника Федора Аввакумова.

Окончил среднее отделение Вятской Духовной Семинарии в 1835г.

15.07.1835гопределен причетником в церковь Спасотаменское Орловского уезда;

18.08.1837г – причетник с. Пыжи- Учинское Елабужского уезда;

15.01.1839г посвящен в Стихарь;

28.12.1840г по просьбе родитель (Федора Илларионовича) за вдовство для присмотра в доме, в отпуске в с. Данилово по 15.11.1848г дьячок Троицкой церкви;

1865г значится дьячком Троицкой церкви с. Каракулино.

Наказания:

1). Штрафован был, за непристойные поступки, пьянство и дерзость против священника в 1854г. Был по ссылке в Успенском монастыре 3 месяца;

2).1863гпо неодобрительной рекомендации Благочинного, был поселен в Успенский монастырь на 1 месяц, со внушением, если в поведении не исправиться, то будет уволен от должности. Но в следствии податия им просьбы, по дальности расстояния, бедности и болезни семейства, означенную епитимью выдержал при Сарапульском Вознесенском Соборе;

3).1864г - по рекомендации Благочинного, за невоздержанную жизнь был сослан в Архиерейский дом на 2 месяца.

Жена – Мария Васильевна 1817г.р., пономарская дочь.

Дети: Федор – 19л, уволен из низшего отделения Уфимской Духовной Семинарии, не определён, живет при отце;

Анна – 16л; Евдокия 12;

Яков Андреевич Аввакумов 1850г.р.

Дьяческий сын. Окончил Сарапульское Духовное училище в 1860г.

1860г – нештатный пономарь с. Каракулино;

19.02.1861г -  посвящен в Стихарь и переведен пономарем церкви с. Козлово;

24.09.1864г по просьбе, перемещен дьячком церкви с. Чекалка.

Жена Наталья Федоровна 1851г.р.

Дочь Александра 1868г.р.

Наказания:

В 1864г в сентябре проходил послушание за нетрезвость при Архиерейском доме,

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы:

Журнала Вятские Епархиальные Ведомости за 1863-1891г, клировые ведомости, и ведомости о церкви, духовные росписи священнослужителей по притчу с.  Яромаска, Покровской церкви г. Сарапула, с. Козлово, Каракулино

Аватар пользователя NataliaA

ЦГАУР Ф.445, О.1, Д.24

Вознесенский собор г. Сарапула Вятской губернии, МК за 1856-1857гг

л 164об-165

об умерших 1856 г.

150. 20 ноября/22 ноября

Столоначальник Сарапульскаго Духовногаго Правления Губернский секретарь Павел Иларионов Аввакумов/ 72/  от старости

Также в той же книге запись 65, что в ноябре, 5 числа, вступала в брак девица Зиновия, 22 лет, дочь сарапульского мещанина Алексия Васильева Чеснокова (л112об-113)

Аватар пользователя Cелена

Спасибо Наталья, но этот Чесноков, не из этой ветви большого рода.

А про семейство Константитна Михайловича могу добавить.

Данила Яковлевич Чесноков 1736г.р. – 28.07.1774г,

сын Якова Тихоновича, дьякон Богоявленской церкви с. Завьялово, повешен Пугачевым в 1774г.

В 1762г, дьячок села Гольяны.

 

По исповедным росписям 1771г (ГАКО ф.237, оп.74, д.593)

Дьякон Богоявленской церкви с. Завьялово

Чесноков Данила Яковлевич 35л, вдов

Дети: Андрей 16л; Гаврило 6л; Степан 4г.

 

27 июня Пугачев с толпою вступил в новокрещенское (вотское) село Завьялово. Вот как описывается пребывание его здесь одним из священников села Завьялова Стефаном Андреевым: «священника Елисей Козмина скололи до смерти, а потом в церкви Божией на престолах освященные антиминсы, одеяния, в предельной церкви срачицы, ризы, кроме одной жаркой голевой, коя была спрятана, стихари, воздухи, поручи, пелены д Елабужский край – историко-этнографические материалы 91 ную из Вятской консистории для сбору на церковное строение шнурованную книгу, ограбя увез с собою, из коих риз одну голевую травчатую отдал он злодей Пугачев обратно, також и имеющуюся во всех наших священно-служительских домах нажить, и скот, и лошадей ограбили всю без остатку и потом ушел он в Ижевский завод».

            На следующий день,28 июня, когда Пугачев расположился на казенных лугах близ Ижевского завода, толпа вотяков Завьяловского прихода схватила в селе Завьялове священника Степана Андреева и дьячка Лариона Федорова, диакона Даниила Яковлева, дьячка Дмитрия Елисеева и пономарей Матфея Елисеева и Егора Шкляева и привела к Пугачеву, «и не спрося ничего – писали потом двое из сих лиц (свящ. и дьячек), - приказал он, злодей Пугачев, весить, и той и повесил вышеписанного дьякона Даниила Яковлева, дьячка Дмитрия Елисеева, пономарей Матфея Елисеева и Егора Шкляева».

 

(Церкви и духовенство вотских новокрещенских приходов нынешней Вятской епархии во времена Пугачевщины // Вятские епархиальные ведомости. 1900. С. 961) 

 

1). Чесноков Андрей Данилович 1755г.р.

 - дьячок Богоявленской церкви с. Завьялово.

 

Исповедные росписи 1780г (ГАКО ф.237, оп.79, д.329)

Жена - Степанида Петровна

Братья: Гаврило 15л; Степан 13л.

 

2). Гаврила Данилович Чесноков 1765г.р.

Причетник, пономарь, дьячок Богоявленской церкви с. Завьялово, по духовным росписям, настоящей церкви.

 

Исповедные росписи 1783г

– указной пономарь Гаврила Данилович Чесноков 18л

- Дьячок Шкляев Иван Саввич 25л

Жена Шкляева (Чеснокова) Анна Даниловна 25л

Дочери: Анастасия 7л, Минадора 1г.

(ГАКО ф.237, оп.79, д.333).

 

Фонд 237 Вятская духовная консистория

Оп. 24 «Ставленические дела» 1785 год, дело 163

«Дело о произведении села Завьялова указного пономаря Гаврила Чеснокова в действительного (03.10.1785 - 03.11.1785) 12 листов

В 05.03.1786г посвящен в дьячки Пресвященным Лаврентием, Епископом Вятским. В семинарии не обучался. Вотский язык знает

(Ведомости о церкви 1816г). Служил по – 1836г.

 

 Исповедные росписи 1798г

Чесноков Гаврило Данилович 33г. – дьячок с. Завьялово.

Жена Ефимья Никифоровна 29л

Сын Семен – 5 лет

 

Первая жена Ефимия Никифоровна 1769г.р. – 1809г.

Их дети:

1). Семен 1793г.р.

2). Пантелеймон 1802г.р.

3). Агриппина

4). Ирина,

5). Татьяна,

6). Домнина,

7). Александра,

8). Екатерина.

В 1809г овдовел.

31.12.1809г венчался вторым браком с вдовой умершего крестьянина

с. Гольяны Василия Герасимова, Степаниде Романовне 1775г.р.

От брака с ней у него:

9). Михаил 08.11.1810г.р.;

10) Василий 01.01.1819г.р.

12) Иван умер во младенчестве

11). Павел умер во младенчестве

13). Марфа умерла во младенчестве.

Умер 26.09.1836г в с. Завьялово.

 

Аватар пользователя Cелена

Отца Данилы Яковлевича, Якова Тихоновича Чеснокова (1697 - 28.06.1777г), который начинал служить в с. Колесниково, потом с. Вятское Сарапульского уезда, вместе с семьей сына Семена повесил Пугачев в с. Юски.

28 июня 1774 года через Юски проходил Емельян Пугачёв со своей армией. В селе им был повешен священник Семен Яковлев, его жена, отец (бывший священник села Вятское) и сын Андрей (состоявший в Юсках пономарем); церковь и дома духовенства были разграблены.

 

28 іюня Пугачевъ съ 8 казаками и съ новокрещеннымъ вотякомъ дер. Малой-Бодьи появились во второмъ нововрещенскомъ (вотскомъ) селѣ, Юскахъ, и здѣсь начали производить жестокую расправу съ духовенствомъ. Вотъ какъ разсказываетъ о ней оотавшійся въ жавыхъ дьячекъ Степановъ въ своемъ донесеніи въ Сарапульское Духовное Правленіе.

 

„Пріѣхавъ въ домъ священника Семена Яковлева, они, не говоря ничего, означеннаго священника съ сыномъ его пономаремъ Андреемъ, да отца престарѣлаго бывшаго въ селѣ Вятскомъ священника Якова Тихонова, который находился у него, священника Ивана Семенова, діакона Василія Никитина перевязали и у двора означеннаго священника Семенова, положа жердь одинъ конецъ на погребъ, другую на козелки всѣхъ повѣсили; армаемъ былъ онагожъ села Юски новокрещенъ; потомъ объявленной злодѣй Пугачевъ съ казаками взошелъ въ домъ къ священнику Ивану Семенову въ горницу жены ево Марьи Никоновой, спросилъ, чтобъ отдала ключи, отъ которой принявши посла въ избу и по приходѣ въ избѣ предписанный новокрещевъ Петръ Актямировъ просилъ у нее денегъ и за неимѣніемъ отдать денегъ оной новокрещенъ Актямировъ съ казаками били ее плетьми смертельно, едва ожила, имѣющуюся пажить разграбили всю безъ остатку, a нослѣ пришедъ въ домъ къ священнику Семену Яковлеву потому же жену ево Татьяну Степанову, спрашивая девегъ, тирански муча, обще съ означенными священниками ва одной рели повѣсили и пажить всю безъ остатка, лошадей ограбили, откуда пришедъ въ церковь Божію, ризницу всю оставя, только одну казенную выбойчетую ризу, такожъ завѣсу церковную и все безъ остатку ограбили, напрестольный врестъ да еваягеліе, евангелисты мѣдные, сосуды церковные, оловянные, — затѣмъ, что не сребреные, не взяли, разематривали зубами — повредили, а потомъ изъ церкви выш едъ къ діакону Никитину, такъ же пажить всю ограбили - 962 — и лошадей увели и всю пажить, наклавъ на взятые у оныхъ же священниковъ телѣги, увезли"....

 

Церкви и духовенство вотских новокрещенских приходов нынешней Вятской епархии во времена Пугачевщины // Вятские епархиальные ведомости. 1900. № 20, отд. неофиц. С. 956–965Автор: Луппов И.

У Артемия Чеснокова были сыновья: 

Иван Артемьев, у него сын Михаил Иванов,

пономарь – с. Троицкое (Вяцкое тож)

(РГАДА 350-2-1091   церковники за 1720-1721 годы). 

Тихон Артемьев 1667г.р., «…1728г села Стретинского Колесникова тож 
панамарь,,,».

У него дети: Яков 1697г.р.; Григорий; Пелагея 1702г.р.

А у Якова 7 сыновей, про первого знаю что родился в 1725г и все. От остальных пошли ветви священнослужителей по всей Вятской губернии и за ее пределами.

Разные они были, жили по разному. Некоторые выходили из духовного звания. Василий Алексеевич (упомянутый выше) в 1817г вышел из духовного звания. стал мещанином. Его историю я пока не знаю, но маленькие ниточки связывают его с большой семьей.

В 1866г вышел из духовного звания мой прадед Чесноков Константитн Александрович 1841г.р. сын дьячка Троицкой кладбищенской церкви г. Елабуга,, переведенный в с. Валамаз, но к месту службы не прибыл, а перешел в мещанское сословие от Уржумского общества.

Был у него сын Паисий 19.06.1889.р. (мой дед), по документам с последнего места рабоы в г. Сарапуле (кожевенный завод) родился в Сарапуле. Но где его крестили найти не могу. И по переписи 1897г семейство Константина Александровича  в Сарапуле  не значится, только старший сын Александр живет по ул. Сосновской в нахлебниках. Хотя в МК по Троицкой церкви есть записи о рождении сына Вениамина 1891г. Клавдии 1894г; о смерти: Клавдии 1894г, жены Елены Матвеевны 1894г, сам умер в 1903г, в свадьба дочери Агнии 1905г, свадьба сына Вениамина 1911г