Вятка: наследие

Архивно-исторические материалы по истории Вятского края и Прикамья. Материалы архивов: ЦГАКО, ГА РМЭ, НАРТ, ЦГА УР.

Военнопленные Первой Мировой, скончавшиеся в г.Яранске в 1915-1916 гг.

Первые немецкие военнопленные прибыли в Вятскую губернию уже в конце 1914 г. Одна из первых групп была доставлена в г.Яранск. В своем автобиографическом романе «Ливень» местный писатель Бровиков так вспоминал об этом: ««Австрийцы стоят в строю, жмутся от мороза, поглядывают на часовых, русских бородатых солдат, тоже промерзших до костей. Наконец раздается команда, и пленные уходят в деревянный барак, обнесенный тремя рядами колючей проволоки».

Епископ Яранский Вячеслав (Шкурко): жизнь, посвященная Богу и людям…

  Весной  1936 году в Яранск на служение прибыл новый Владыка – епископ Вячеслав (Шкурко), с именем которого навсегда будет связано начало почитания преподобного Матфея Яранского и его последующая канонизация.  Приехавшему новому архиерею на тот момент было 52 года, и позади у него уже был большой жизненный путь. Происходил он из дворянской семьи г.Полтавы. свой жизненный путь начинал чиновником, работал в канцелярии полтавского губернатора и в Киевском окружном суде, получил за верную службу чин коллежского регистратора.

Комбинаторы из Яранской «чрезвычайки

  В годы Гражданской войны в Вятской ЧК работали большие мастера по части различных провокаций и шпионажа. Иногда они затевали такие операции, что и по сей день ко многим событиям тех лет могут быть вопросы: а что если, это было не политическое событие, а … чекисткая операция! Безусловно, люди, разрабатывавшие такие операции были очень умными, имевшими позади уже некий опыт по ним, например, на фронте. Чекисты легко растворялись в любом обществе, внедрялись в банды и другие сообщества, прислушивались к людским разговорам.

Вятские купцы Столбовы в жизни преподобного Матфея Яранского

Старая Вятка благодаря своему удобному положению была большим торговым городом. В течение 19 столетия десятки купцов отстроили в камне здесь свои особняки и магазины, которые до сих пор украшают своими стройными рядами главные улицы города. В течение десятилетий в этих домах жили купеческие династии, передававшие искусство торговли от отца к сыну, представители которых занимали важные места в городском самоуправлении.

Марийские фамилии Уржумского уезда (домохозяева). Сернурская волость 1914-1917

Дополнение к моему материалу 2018 года: Марийские фамилии: Сернурская и Кузнецовская волости Уржумского уезда Данный материал дан на основе метрических книг Сернурской волости церковных приходов сел Зашижемье, Марисола, Илеть, Сернур, Токтайбеляк  за 1914-1917 гг. (архив ГА РМЭ). Здесь пофамильно указаны все  домохозяева марийской национальности, которые упоминаются в этих документах за указанное время с припиской "черемис".

Мятеж в Яранске в августе 1918го (воспоминания из архива)

Добавление к моей публикации "Падение советской власти в Кикнуре в августе 1918го (воспоминания из архива)".  Честно говоря, до нахождения документа, который сейчас опубликую, события в Яранске в августе 1918го представлял немного иначе, поскольку в наличии до сих пор были материалы, найденные местными краеведами, довольно неточные и не всегда достоверные. Например, нередко можно прочитать, что подавил антисоветский мятеж в Яранске интернациональный отряд Д.Крупина, состоявший из венгров.

Судьба кулацкая

Где же клад твой заколдованный,
Где талан твой, пахарь, спрятался?
На труды твои да на горе
Вдоволь вчуже я наплакался….

Иван Никитин

К девяностолетию раскулачивания: судьбы коммунаров в документах архива

   Были ли мыОтвечаю: «были» – со всей выразительностью протоколаответственностью, отчетливостью документа...

                                                                                                                                                      Варлам Шаламов

 

Падение советской власти в Кикнуре в августе 1918го (воспоминания из архива)

Падение  советской власти в уездных центрах Яранского уезда в августе 1918 года до сих пор самая темная страница в истории Вятского края в прошлом столетии. Даже местные исследователи ограничивались в лучшем случае одним абзацем, описывая эти события. Причина была в том, что большинство документов этого времени было уничтожено повстанцами в уездных центрах, но кое-что сохранилось в архиве ЦГАКО – протоколы исполкомов, дела репрессированных, воспоминания.

Страницы