Некоторые интересные моменты, встретившиеся по работе по истории старообрядческих родов. Буду взаимно рад интересным комментариям и мнениям.
Старообрядцы Вятской губернии на 1903 год
В губернии насчитывалось коренных раскольников обоего пола 77297 и уклонившихся в разное время из православия в раскол 13208, всего 90505; кроме того было до 250 сектантов рационалистического и мистического толка.
Раскольники принадлежат к различным толкам и сектам (поповцы-окружники и противокружники, беглопоповцы, безпоповцы-федосеевцы, филипповцы и прочие). Из рационалистических сект имеют своих последователей в губернии секты жидовствующих, хлыстов, скопцов и других.
Наибольшее число раскольников находится в уездах: Глазовском, - до 29 тысяч, Малмыжском, - до 15 тысяч человек, Уржумском – до 12 тысяч человек и Сарапульском – до 12 тысяч человек. Совершенно нет раскольников только в Котельничском уезде.
Последовали рационалистических сект встречаются преимущественно в южных уездах - Сарапульском и Елабужском.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 год - Вятка 1903 г., с.244-245
Внутри губернии старообрядческое население делилось по округам. В Глазовском уезде было шесть округов. Соответственно, по этим округам сохранилась метрическая документация в архиве, но, к сожалению, очень небогатая – за несколько лет.
Старообрядцы в архивных документах
В Святогорской волости Глазовского уезда проживало в начале прошлого века много старообрядцев. Некоторые деревни были сплошь старообрядческие в этих идеально глухих местах. При составлении родословной по истории конкретной семье из деревни Гужношур (Ново-Кычино) довелось зафиксировать интересный факт. До 1903 года старообрядцы не упоминаются по этой деревне, как не исповедующие Православие. Однако в 1903-1906 гг. в церковной метрикации наблюдается интересный "проблеск" - некоторые староверы принимают Православие и фиксируются в церковных книгах. Например, 23 января 1904 года была присоединена к Православию трехлетняя девочка Евфимия - "Святогорской волости и прихода деревни Гужношур крестьянина раскольников беспоповской секты Макария Сергеева Карачева и его сводной жены того же согласия Параскевы Григорьевой дочь Евфимия 3 лет присоединена к святой церкви чрез миропомазание с оставлением прежнего имени". Крестной девочки стала жена псаломщика Святогорской церкви Алексея Черницына. В феврале того же года Макарий Сергеевич присоединяет к Православной вере еще своих троих детей, сам оставаясь в старообрядчестве. В 1906 году он "присоединил" к Православию дочь Елизавету. В 1904 году в Православие переходит взрослый старообрядец - "присоединенный крестьянин раскольнической беспоповской секты Логин Сергеев Карачев 25 лет с сохранением прежнего имени". В 1904 и в 1906 гг. он присоединил к Православию двух своих детей. Перешли в Православие и крестили своих детей и несколько других крестьян Карачевых. Неожиданно после 1906 года все упоминания о крестьянах Карачевых снова исчезают. Это можно объяснить одним - все они снова возвратились в старообрядчество.
По следам одной родословной. Как старообрядец стал православным священником
Не так давно мы рассказывали о старообрядцах одной местности Сарапульского уезда, которые в одно время вроде бы стали принимать православие, но затем таинственно "исчезли" со страниц церковных метрических книг; вероятнее всего, они обратно вернулись в старообрядчество. В Малмыжском уезде история одной старообрядческой семьи пошла совсем другим путем. Ее выходец не только принял православие, но и стал священником.
Житель деревни Черной Светлянской волости Сарапульского уезда Роман Федорович Коробейников был "коренным раскольником Австрийской секты". Неожиданно, что-то заставило его переменить свои взгляды. 7 марта 1893 года он был "Присоединен к греко-российской церкви вторым чином в Сарапульском Вознесенском соборе". В метрической книге собора он был записан так: "Сарапульского уезда, Светлянской волости, деревни Черной Роман Федоров Коробейников 35 лет, родившийся в расколе Австрийского согласия от родителей Федора Иоаннова Коробейникова и Анны Евфимьевой – в следствие изъявленного им решительного желания помазанием св.мира присоединен к православной греко-российской церкви с оставлением прежнего имени Романа". Примечательно, что крестными родителями его стали очень уважаемые люди - сарапульский купец Прокопий Никифорович Дедюхин и сарапульская купеческая жена Ольга Ивановна Ижболдина.
Дальше больше: Роман Федорович поступает учиться в Вятскую противораскольническую школу святителя и чудотворца Николая, которую успешно закончил через три года. В переписи 1897 года он был обозначен так: "Коробейников Роман Федорович, хозяин, 39 лет, крестьянин, из государственных, обучался в братской школе, земледелец хозяин". Здесь же указывалось, что трое его старших сыновей тоже учились в братской школе. К сожалению, не удалось найти записи в метрических книгах, когда остальная семья была присоединена к православию. Видимо, это священнодейство было совершено ни в их родном приходе, ни в Сарапуле.
Вернувшись домой, Роман Федорович становится с 1899 года членом Союза ревнителей Православия в Светлянском приходе Сарапульского уезда и единовременно исполняет учительскую обязанность в Черновской школе того же прихода и уезда. Примечательно, что в метрических книгах в записях о рождении своих детей он записывался как "сельский работник".
С того же года Роман становится псаломщиком церкви соседнего прихода села Тойкино. В его "послужном списке" указывалось: "Поет вполне удовлетворительно, краткий катехизис и священную историю знает достаточно Поведения хорошего". С этого времени начинается его путь священнослужителя. В 1900 году он перемещается в село Нижний Лып Сарапульского уезда, утверждается в должности псаломщика. В 1902 году рукополагается в сан священника (в то время правила приема в священнослужители были не такие строгие как сейчас, и ученик братской миссионерской школы вполне мог стать священнослужителем). Тогда же новоиспеченный диакон перемещается в приход села Каменный Ключ Малмыжского уезда, а спустя три года - в село Халды того же уезда "с правом рукоположения в сан священника". Спустя пять лет в Малмыжском уезде открылся новый приход в селе Лекшур, первым священником которого и стал отец Роман. Кроме служения храма, батюшка также преподавал Закон Божий в приходских начальных училищах, имел такие церковные награды, как скуфью и набедренник. На 1915 год он получал жалование из государственного казначейства в размере 450 рублей в год. Такое жалование предназначалось священникам, которые служили в "неблагонадежных" приходах, где было много язычников или старообрядцев. Видимо, немало старообрядцев было и в Халдинском приходе, и не случайно туда был направлен отец Роман Коробейников, "бывший "коренной старообрядец". А кто лучше не знает староверов как их бывший единоверец?
В семействе отца Романа и его матушки, которая рано умерла, было десять детей. Видимо, все они закончили духовные училища (на 1915 год там еще учились младшие дети), и две дочери стали учительницами, но по стопам отца пошел только его сын Павел. Он тоже стал диаконом села Лекшур, но из-за малости прихода и ограниченного церковного причта, оставался на должности псаломщика, получал от государства 150 рублей в год. В 1917 году он служил уже в селе Пермяково Сарапульского уезда, а его отец по прежнему служил в Лекшуре.
Дальнейшая судьба этих двух священнослужителей, вышедших из среды старообрядчества, к сожалению пока не известна, даже потомкам отца Романа...
Источники: документы архивов ЦГАКО, ЦГА УР и архива г.Сарапула
Единоверческие приходы
Единове́рие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. По определению епископа Симона (Шлеёва), «Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество»
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Недавно в метрической книге прихода села Токтайбеляк Уржумского уезда встретилась запись о браке крестьянина села Степана Андреевича Басова 13 февраля 1880 года. Невеста его была записана так: "Девица Клавдия Дмитриева Сосновогорского прихода с.Верхушнур Дмитрия Сергеева Щербакова дочь 16 лет, на правилах единоверия". На первый взгляд, удивительна такая разница в расстоянии - село Сосновогорское и село Верхушнур разделяет около 50 верст (исчезнувшее село Сосновогорское расположено было около современного села Марисолы республики Марий Эл, а село Верхушнур - около поселка Советский той же республики), при том, что в Верхушнуре был свой приход. Ответ прост - приход в Сосновогорском был единоверческий, а поскольку это был единственный единоверческий приход на юге губернии, он охватывал всю южную часть Уржумского уезда, а может и больше. Вот и приходилось жителям отдаленных сел ездить в свой храм за 50 верст. Интересно, что село Токтайбеляк расположен как раз посредине между двумя селами и, возможно, что знакомство и брак между двумя молодыми людьми были волей какого-то интересного случая.... А может и нет, так как все братья Басовы по какой-то причине взяли себе невест из очень отдаленных мест. Например, Петр Андреевич Басов взял в жены девушку из села Брызгаловского Малмыжского уезда, Андрей Андреевич - из села Колянур Яранского уезда, Николай Андреевич - из деревни Лапиной прихода Вознесенской церкви города Царевококшайска... Интересен и тот факт, что брак был заключен между православным и единоверкой, в церкви села Токтайбеляк, т.е. духовенство этому браку не препятствовало
Использованы метрические книги архива ГА РМЭ
Больше-Ключевская старообрядческая община на границе Сернурской, Кузнецовской и Марисолинской волостей Уржумского уезда
Встречаются жители Токтайбелякской, Ново-Торьяльской, Ирмучашской и Кичминской волостей
28 февраля записи о родившихся за январь и февраль советом общины проверены, что и сверил своим подписом председатель Совета общины Иван Осипов Софронов, члены Совета Василий Пирогов и Варфоломей Пирогов (1911 г.)
ГА РМЭ ф.134 оп.1 д.401 лл.5-6
Список прихожан
Село Большой Ключ старообрядческая община
д.Брод
Артемий Дмитриевич Попов
Михаил Дмитриевич Попов
Филипп Дмитриевич Ппопов
д.Лазари
Андрей Яковлевич Мосунов
П.Лопа
Никифор Васильевич Булдаков
Сергей Порфирьевич Булдаков
П.Петров
Анфим Матвеевич Сидоркин
П.Рогово
Артемий Павлович Перминов
ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.401
Интересная работа. Наша коллега, Елена, занимается единоверческим храмом села Сарсак~Арема и старообрядческими общинами. 50 верст расстояние от храма до населенных пунктов ~ это нормально. Иначе приходилось обращаться в церкви уездных церквей, располагавшихся в сотне верст.
Сводная жена. А кто это? Можете объяснить, пожалуйста.
Так в документе...
У раскольников венчаний в церквах не было. Господствующая церковь и государство семьи раскольников не признавало, жены обьявлялись сводными, а браки "посводными". У беспоповцев получение родительского благословения и являлось в старообрядческой общине де~факто событием заключения брачного союза. Все просто. Таков и был сводный брак, союз. У разных религиозных течений были свои нюансы, в разное время свои особенности.
А в годы Советской России они регистрировали свой брак документально? Примерно в 1918 год- 1919 год.
По разному было. Мой дед и бабка, староверы, нажив много детей в 40х~начале 50х, свой брак зарегистрировали только в 80х годах, и только из~за необходимости оформления документов, связанных с собственностью. Подобное отношение к официальному браку было в порядке вещей у староверов (но опять же, все было индивидуально в каждом случае). Брак староверы в 1918~1919м вполне могли заключить официально, если поход в церковь для этого не требовался. С другой стороны, если староверы относились к поповцам, то свои браки они могли зарегистрировать в единоверческом храме ( в некоторых случаях).
Видимо, по этой причине жены часто даже не указывались. В ревизских сказках можно заметить большое количество "незаконных" детей. Это та же история, что и "сводные жены"?
Именно. Незаконнородденные дети были только с точки зрения государства и церкви (а это важно). В глазах местной общественности дети росли в нормальных полноценных семьях. Идиотизм ситуации зашкаливал, когда женщин, состоявших в сводных браках 10~15 лет и имевших 5~7 детей записывали не в сесьях мужей а в семьях отцов или братьев, девками, а детей их в семье мужа. Это бросается в глаза в ревизиях 1850/1858 г.г. по деревням, где староверов было большинство.
Насколько я знаю, в Малмыжском уезде были в основном безпоповцы. А единоверцы были? Большие Кондаки деревня интересует.
Мой прапрадед, беспоповец/федосеевец в 40 лет присоединился в 1912м году в далекой Самаре к единоверческой церкви. Семья его об этом и не подозревала, Этот момент случайно нашел, пролопачивая метрики единоверческих приходов в сотнях верст от места жительства. Так что все что угодно может быть. Ищите, и будет вам результат. Самый медленный но эффективный метод: сплошная расшифровка церковных метрик. При простом чтении вероятность, что вы пропустите что~то важное 50/50. Ошибок в метриках немеренно. От имен и фамилий, до отчеств и возраста.
Благодарю за совет. Не знала что в МК много ошибок.
В Малмыжском уезде были единоверческие церкви. Я знаю о двух: в Красном Яре (к северу от Большой Учи) и в Старой Тушке (к северу от Малмыжа, на правом берегу Вятки). Прихожан было мало, а приходы раскиданы на сотни верст - с бору по сосенке собирали. Дальние прихожане, если и бывали в этих храмах, то очень редко, может быть, на крестины или на венчания. В основном прихожане были местные - из этого же населенного пункта, по нескольку десятков прихожан, что разительно отличалось от многолюдного посещения богатой староверческой молельни в той же Тушке. Упомянутые два храма просуществовали и в советское время, но, скорее всего, недолго. В Тушке в начале 20-х годов храм попытались переформатировать в православный, не знаю, получилось ли. До 1917 года благочинный единоверцев трёх южных уездов находился в Сарапуле, а что было после 1917 года - не знаю. Возможно, какие-то документы имеются в сарапульском филиале ЦГАУР.
Эта молельня по-прежнему есть , а здание единоверческой церкви превратилось в руины в Старой Тушке.https://sobory.ru/article/?object=42712
На " FS" где-то видела запись о приходе этой церкви.
Единоверческие церкви переписаны в последней главе книги «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание» (Вятка 1912). Можно почитать в оригинале, книга в интернете встречается. Либо у нас на РВ здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/churches/ve1912
В этой же книге, но уже в справках по обычным православным приходам, переписаны так же и другие старообрядческие храмы: автрийские церкви, беспоповские молельные дома.
А что касается 1918-19 гг. то в то время регистрация брака была необязательна. Верующие по-прежнему венчались. Неверующие либо в сельсовете регистрировались, либо жили без регистрации - новый закон позволял.
Добрый день! Ищу, куда могли ходить мои "австрийцы". С 1847 по 1864 гг ходили в Единоверческую Николаевскую церковь г.Сарапула. Далее я их в МК не нахожу, а в переписи 1897г они указаны "австр." Не смогла найти справки по приходам, где переписаны австрийские церкви. Интересует Сарапул или Козловская волость. Буду признательна за помощь!
Здравствуйте, Гузель!
Вам, наверно, нужно указать какие-нибудь имена (Ваших), даты.
Без этих данных трудно искать ответ на Ваш вопрос.
Вводные: Илларион Елисеев Сергеев (1847 г.р), его жена Параскева Нестерова (1847 г.р.), их дети Николай (1870), Екатерина(1873), Михаил(1874), Федор( 1876), Ольга(1889).
В Единоверческой первая запись- брак родителей Иллариона ( Улисея Владимирова и Параскевы Никифоровой) в 24.03.1847г.
Запись о рождении Иллариона- 14.10.1847.
Брак Иллариона с Параскевой - 3.02.1867г.
Записи о рождении детей не нашла.
Могли вообще никуда не ходить. И надо просматривать соседние приходские церкви, т.к. они могли вернуться из раскола в РПЦ, а потом, когда ослабили запрет на Белокриницкое согласие при Александре III, ушли снова в раскол к "австрийцам". До 1905 г. австрийские храмы строить запрещали.
Виктор, спасибо большое! Правильно ли я поняла: период 1867-1905 надо искать в МК Христорождественской церкви с.Козлово?
Гузель, противораскольническая политика проводилась. Их могли уговорить вернуться в лоно РПЦ. Не факт, лишь предположение. Тут бы лучше, конечно, исповедные росписи смотреть, там бы их могли указать как не явившихся на исповедь. Но исповедки - редкость.
В списке сектантов 1904,1905гг семья Сергеевых из Грязнухи записана как раскольники.
Да, непросто будет найти. Строгой обязательности, в какой церкви крестить детей не было даже для нераскольников, могли поехать крестить в любой храм.
Количество коренных раскольников в статдокументах, это цифра с потолка, доказано многими исследователями, и даже МВД того времени не отрицало этот факт.
Не стоит забывать, что после 1906 года создавались общины, и регистрация браков относилась к их ведению А также часто встречается жена под девичей фамилией, а дети по фамилии матери.
Не знала что в МК много ошибок. - ошибки возникали на разных этапах, вначале запись в МК писали наспех на черновике, потом переписывали в чистовик, для отправки в епархию. Разные почерки, невнимательность. В документах по Воткинску встречал целые переписки об изменении в метриках, решалось епископом.
Гузель, твоих Сергеевых нет в 1873,74, 76 г.г. в метриках для военнообязанных, (там нет указания о крещении, вероисповедании), возможно они уезжали на работу в Сарапул, Ижевск или ещё куда-нибудь.
Михаил Борисович, в Переписи 1897г Михаил илларионович Сергеев указан отсутствующим, на военной службе.солдатом, 23 лет.
Еще у меня вопрос, где можно посмотреть данные МВД о раскольниках поч. Прокопьево Сарвпульского уезда. Интересует период1870-1890гг. У меня прямая женская линия идет к жене Луппа Антроповича Мерзлякова, а она попала между переписями. Годы жизни 1855-1891. Кто такая. откуда- неизвестно.
https://www.familysearch.org/search/catalog/994314?availability=Family%2...
Здесь списки раскольников и сектантов по Сарапульскому уезду.
Плёнка 7485162
Также упоминаются " сводные жены" и просто жена.