А-а, понял - это можгиская Большая Пудга (Елабужского уезда). Вероятно, эта неизвестная ранее семья - из тех Родыгиных, которые перебрались под Можгу из д.Шабаши Нолинского уезда в начале 1920-х гг.
Увидел запись о бракосочетании 1898 год, 29 мая, невеста Анна Диомидова Родыгина дочь умершего крестьянина Диомида Наумова Родыгина,19 лет. Жених мещанин города Сарапула Меркурий, Карпа Герасимова Вотинцева сын, первым браком, 17 лет, 6 месяцев. Откуда невеста, смог прочесть только Нолинского уезда, прихода какого села и деревня неразборчиво, села Лобо.....?, деревни Тума.....? Причем венчались совсем в другом месте, село Сям-Можга, Малмыжского уезда, ID: 77550. Может кому информация пригодиться.
Демид Наумович Родыгин 1809 г.р. жил в д.Туманы Лобанской волости Нолинского уезда и имел множество детей. Собственно, он основал тумановскую ветку Родыгиных, представители которой и сейчас живут в Немском районе, а также по всему остальному свету. О существовании дочери Анны и тем более о её судьбе - не знал. Что она делала в Сям-Можге - непонятно. Спасибо - это ещё одна веточка в гигантском родословном древе Родыгиных!
Сейчас посмотрел на сайте, оказывается Родыгины жили в д.Карсовай Малмыжского уезда, это в нескольких километрах от села Сям-Можга. Может близкие родственники Родыгиным из д.Туманы?
Кстати - отличная идея! Как я сам не сообразил (ну, это от плохого знания географии этих мест). Карсовайская ветка Родыгиных мне известна. но неизвестно еёё происхождение. По-видимому, они появились там во второй половине 19 века, причём это были именно русские семьи (Родыгины есть и удмурты, но они не имеют общего с основным родыгинским деревом). В самом Карсовае - это 2 семьи (Андрияна и Михаила Родыгиных), ещё 1 семья в Шмыкове, 1 семья в Кучеже и 3 семьи в Билигурте (их имена неизвестны). Очевидно, раз Анна Демидовна там оказалась, то какая-то связь действительно была, скорее всего кто-то из детей Демида Наумовича туда переселился и взял с собой самую младшую сестрёнку. Буду анализировать такую возможность, придётся наверное посмотреть МК на FamilySearch.
Нашел в книге "История увинских деревень" нашего краеведа писателя Александра Ивановича Пудова страничку о деревне Туманы (Верхние Туманы) поселения Сям-Можгинской сельской администрации. Привожу абзац из книги. "Несуществующий населенный пункт. Располагался в 2,5 км к западу от с.Сям-Можга, в междуречье речек Какможка и Ватшурка. Ближайший населенный пункт был Русский Ватшур на противоположном берегу р. Какможка и хутор Средние Туманы.. Часто эти три населенных пункта называли как Верхние, Средние и Нижние Туманы. К северо-западу в 2 км была д.Гульцо, к северо-востоку - Сардык, вели туда полевые дороги. Поселение у слияния речек представляло собой одну улицу на крутом мысе, обращенному к югу. Первопоселенцы были русские крестьяне, приехавшие в 60-е годы XIX столетия со стороны р.Вятка, из дер.Туманы Богородской волости Нолинского уезда. В 1869 году состояло из 12 хозяйств и 109 человек жителей. В 1881 году деревенской общине отводилось по межеванию 273 десятины земли, охватывавших верхушки пяти крупных логов, отчего надел был похож на растопыренную ладонь. Поля размещались меж логами, по логам - сенокосы и выпасы, лесной надел был расположен по Ватшурскому логу. Уже в 60-е годы того же века совместно с крестьянами из Русского Ватшура была построена мирская мельница на пруду в месте слияния речек. Пруд существует и поныне. Документы сохранили фамилии жителей деревни, оставившие свои подписи на плане общинных земель. Это Родион Ходырев, Иван Востриков, Григорий Ходырев. Росту деревни мешали лога, и в конце века часть жителей переехала на противоположный берег р.Воженшур и образовала выселок (хутор) Средние Туманы. Он представлял собой одностороннюю улицу окнами к Верхним Туманам, на пруд. Первым жителем хутора был Ходырев Никифор. Обе верхнетуманские улицы хоть и были невелики, но выделялись добротными строениями. Пятистенки были у Г.Н.Ходырева, Востриковых. Помимо основного - хлеборобного - занятия, знали они прекрасно и ремесла. В семье Ходырева было семь сыновей. Работая в общем хозяйстве, держали они еще пекарню, выделывали из кожи хром, шорничали сбрую, седелки, хомуты, занимались бондарным делом, сбывая товар на ярмарках в Нов.Мултане и Сям-Можге. Была кузница. В годы Гражданской войны деревня раскололась, некоторые жители ушли с Белой армией, часть была "за государство рабочих и крестьян". В 1920 годы в деревне и хуторе было 17 хозяйств, жило 86 человек."
Деревня Русский Ватшур (Нижние Туманы) "Несуществующий населенный пункт. Образована была в 60-е годы XIX века русскими крестьянами из деревни Туманы Богородской волости Нолинского уезда. Были у них фамилии Останины, Шиляевы. По деревенской легенде, земли им первоначально выделялись на 5 км западнее, около д.Удмуртский Ватшур (Леган), но их не приняли там, и они поселились ближе к землякам, около д.Верхние Туманы на р.Какможка. Название Ватшур сохранили, добавив - Русский."
Доброго времени суток.
Мой родной прадедушка Радыгин Петр Иванович родился 23 сентября 1896, д. Острый Мыс, Вятская губерния, Российская империя умер 10 августа 1947, Ленинград, СССР
Хочу восстановить историю рода, буду признательна если у Вас есть информация.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD...
Да уж, личность известная. Информация по нему есть, но не генеалогического характера, т.к. родственники Петра Ивановича этими вопросами не интересовались, вы - первая. Так что скорее вы Родыгиным можете дать больше, чем мы - вам. Пока что считаем, что 1 семья Родыгиных перебралась в Острый Мыс в конце 19 века из д. Козлянки, где Родыгины жили с начала 18 века и составляли большинство населения. По Родыгиным д.Козлянки генеалогическое древо есть, есть также предположения (не вполне доказанные. правда) о его привязке к основному дереву Родыгиных на реке Чепце (прослеженному до середины 16 века). Напишите мне на zuenko_yury@hotmail.com - я вышлю вам родсловную схему по Козлянке, где есть и Пётр Иванович, генерал. Только сразу оговорюсь, что это персональные данные, высылаю я их только "своим", т.е. поясните пожалуйста (в сообщении на e-mail) в подробностях ваше отношение к прадедушке..
Виноват. при ближайшем рассмотрении оказалось, что в Острый Мыс переселились Родыгины из Колобова. а в Колобове они из Мизгирёво. Козлянка рядом, но не при делах.
Здравствуйте! Вот еще информация по Родыгиным.Запись о бракосочетании в с.Алнаши ц.Троицкая.№ 67 от 22.10.1907 г.Жених д.Арлянова старокрещенный из татар учитель Котныревской земской школы Петр Семенов Тарасов 1 брак 24 года,правосл.веро.исповед. Невеста Казанской губ.Мамадышевского уез.Мариновской(?) волости,д.Жилого-Рудника кр.Николая Семенова Родыгина дочь Дарья 1 брак 18 лет.Поручители по жениху : Каз.губ.д.Жилого -Рудника Василий Николаев Родыгин и с.Алнаши стар.кр.и татар Иван Чернов.по невесте д.Жилого -Рудника Никонор Николаев Родыгин и д. Арлянова ст.кр.из татар Тимофей Семенов Тарасов.Может кому то пригодится.
Спасибо вам! Дарья , 9 марта 1889 г.р., ( ветка Филиппа старш.) обрела семью.
О.К., отмечено
Поправочка по д.Туманы Нолинского уезда. В начале 19 века первыми Родигиными там были не только Демид Наумович, но и его брат Анфим Наумович и отец Наум Пахомович - семья перешла в Туманы из поч.Суханова/Суханы. У Анфима известен сын Иван, он и переселился в Карсовай в конце 19 века. А у Демида известны сыновья Николай и Данила, оставшиеся в Туманах, и дочь Анна, в замужестве Вотинцева - в Карсовае (с неё и начался разговор о д.Туманы). Известны и другие Родигины, и продолжившие жить в д.Туманы, и переехавшие в Карсовай, но кто их них был сыном/дочерью какого из братьев - пока разобраться не удалось.
Здравствуйте, я то же его правнучка. Родился он в 1901
Очень интересно! Может быть, через вашего прадеда удастся распутать родственные отношения тумановских Родыгиных (без него пока никак!). Светлана, не могли бы вы поднапрячься и вспомнить - как звали вашего прадеда (имя-отчество) и где он жил? (в Туманах, или в Карсовае или ещё где-то?). Может быть, вы и о своём деде что-то знаете? Можете написать в личку или здесь. Так мы не только с Родыгиными разберёмся, но и ваша веточка найдёт себе место на родыгинском дереве (а оно - 500-летнее!)
Через личку выяснили - это недоразумение. Светлана действительно оказалась правнучкой Родыгина 1901 г.р., но не того, которого мы здесь обсуждали. Возможно, она просто не знала, что были ещё и другие Родыгины, кроме её прадеда. Загадки тумановских Родыгиных (которые вдруг оказались и карсовайскими тоже) остаются пока неразгаданными...
Ищу информацию о Родыгине Евгении Яковлевиче
Судя по данным с Памяти Народа, родился в 1914 году в дер. Бондюги Елабужского уезда.
На "Родной Вятке" нашла, что эта деревня относилась к приходу Богоявленской церкви в Тихих горах. Однако просмотрев метрики за 1914 год на FS, не нашла в них ни одного человека с такой либо похожей фамилией...
Да, с этой семьёй как-то всё сложно... На той страничке, на "Памяти Народа", которую вы нашли, указана д.Бондюга, но просмотр документов закрыт. Однако ранее мне удалось посмотреть какие-то документы по Евгению Яковлевичу, и там указано, что он родился в с.Тихие Горы. Ну, не суть важно, т.к. это соседние деревни. Важно, что он не просто призывался, но и с детства жил именно там, потому что его отец Яков Кириллович был мобилизован на 1МВ именно из Тихих Гор (ряд.73 Крымского пп, ранен III.1916). Конечно же это не означает, что он именно там родился, т.к. в графу "место рождения" солдаты обычно записывали место жительства. Происхождение Якова Кирилловича Родыгина тоже сложное и пока до конца непонятное. Тут важно понимать, что эти елабужские деревни - вообще не "родыгинские", все центры распространения рода находятся далеко от них, то есть в Тихих Горах они - приезжие. Но что же их могло туда занести в начале ХХ века? Я предполагаю, что семья Кирилла Максимовича Родыгина до того они жила в Перми, где Кирилл Максимович отмечен в 1899 г. в метрической книге. Но жена Кирилла Максимовича, Евдокия Никитична 1855 г.р. была уроженкой д.Бондюга. Не знаю уж, чем она занималась, но в июне 1914 г. она была осуждена к 3 мес. заключения за воровство (ст.169 УК РИ). Всё семейство уехало из Перми на её родину, откуда Яков Кириллович, а затем и Евгений Яковлевич уходили воевать. Копаем дальше: Кирилл Максимович в пермской МК записан крестьянином д.Мало-Семён-Головина Мамадышского уезда. Вот это - уже "родыгинские" места, деревня находится в 12 км от одного из центров расселения Родыгиных - д.Жилой Рудник. Но всё же это довольно странно, так как д.Мало-Семён-Головина (Биерь) - чисто татарская, хоть и кряшенов. Да и в МК Кукморской церкви по Жилому Руднику, которые изучены очень хорошо - нет ни Кирилла Максимовича, ни подходящего ему в отцы Максима Родыгина. Поэтому нет возможности присоединить это семейство к огромному 400-летнему общеродыгинскому родословному древу. Для этого нужны хоть какие-то основания, которых пока нет. Я уж даже предполагаю - а не из новокрещен ли он? При крещении удмуртов и марийцев часто новокрещенам давали фамилии крёстных отцов, было ли так у татар-кряшенов - я не знаю.
эта деревня относилась к приходу Богоявленской церкви в Тихих горах. Однако просмотрев метрики за 1914 год на FS, не нашла в них ни одного человека с такой либо похожей фамилией
МК Богоявленской церкви села Тихие Горы, 1914 г.
Запись № 32
06.03.1914 г.
Родился сын - Евгений
Родители: Мамадышскаго уезда, Едыгерской волости, деревни Малой Семеновки крестьянин Яков Кириллов Радыгин и законная жена его Анна Михайлова; оба православные
МК Богоявленской церкви села Тихие Горы, 1913 г.
Запись о браке № 31
26.05.1913 г.
Жених - Мамадышскаго уезда, Ядыгерской волости, деревни Мало-Семен-Головиной крестьянина Кирилла Максимова Радигина сын Яков, православнаго вероисповедания, первым браком, 19 лет
Невеста - Села Тихих - Гор умершаго крестьянина Михаила Андреева Романова дочь Анна, православнаго вероисповедания, первым браком, 19 лет
Поручители
МК Богоявленской церкви села Тихие Горы, 1888 г.
Запись № 91
03.12.1888 г.
Родилась дочь - Анна
Родители: Мамадышевскаго уезда, деревни Малосеменовоголовиной крестьянин Кирилл Максимов и жена его Евдокия Никитина; оба православные
Альфия, спасибо!
Как вы думаете, могли ли Кирилл Максимович (примерно 1850-х годов рождения) или его отец быть из кряшенов и заимствовать фамилию при крещении? Такое бывало у удмуртов, реже марийцев, но у татар про такое мне ничего не известно.
Но всё же это довольно странно, так как д.Мало-Семён-Головина (Биерь) - чисто татарская, хоть и кряшенов.
Здравствуйте, Юрий Иванович!
В деревне Биерь (Малая Семен-Головина) проживали не только крещёные татары, но и русские.
Деревня по национальному составу была смешанная.
В метрических книгах и татары, и русские значатся без фамилий.
Думаю, что Кирилл Максимович был из русских, т.к. в МК нет приписки, что он из крещёных татар.
в Тихих Горах они - приезжие. Но что же их могло туда занести в начале ХХ века?
Судя по записи в МК Богоявленской церкви села Тихие Горы о рождении в 1888 году у Кирилла Максимовича дочери Анны, эта семья проживала в тех краях не только в начале ХХ-го века.
Почему они жили в Тихих Горах - это понятно. Потому что это родина жены Кирилла Максимовича. Непонятно, как Кирилл Максимович попал в д.Мало-Семён-Головина.
Кирилл Максимович женился в селе Тихие Горы.
Возникает ещё вопрос - как и когда он туда попал?
Не, это Яков Кириллович женился в селе Тихие Горы. По месту своего жительства. А где женился Кирилл Максимович - это пока неизвестно. Или вам удалось что-то найти?
А где женился Кирилл Максимович - это пока неизвестно. Или вам удалось что-то найти?
Здравствуйте, Юрий Иванович!
Да, в МК Богоявленской церкви села Тихие Горы за 1878 год есть запись о браке Кирилла Максимова и Евдокии Никитиной.
Фамилия у Кирилла Максимовича в метрической записи о браке Гусев.
Возможно, это ошибка писаря, т.к. в записях о рождении в 1881-м году дочери Марии и в 1882-м году дочери Анастасии у него фамилия Родыгин.
Запись № 7
09.07.1878 г.
Жених - Казанской губернии, Мамадышевскаго уезда, Ядыгерской волости, деревни Малаго Семена Головина крестьянин Кирилл Максимов Гусев, православнаго исповедания, первым браком, 23 года
Невеста - Деревни Бондюги крестьянина Никиты Гаврилова Усова дочь Евдокия, православнаго исповедания, первым браком, 20 лет
Поручители
МК Богоявленской церкви села Тихие Горы, 1881 г.
Запись № 24
14.03.1881 г.
Родилась дочь - Мария
Родители: Казанской губернии, Мамадышевскаго уезда, Идыгирской волости, деревни Биерской крестьянин Кирилл Максимов Родыгин и законная жена его Евдокия Никитина, оба православнаго вероисповедания
МК Богоявленской церкви села Тихие Горы, 1881 г.
Запись № 83
18.12.1882 г.
Родилась дочь - Анастасия
Родители: Казанской губернии, Мамадышевскаго уезда, деревни Биерь крестьянин Кирилл Максимов Родыгин и законная жена его Евдокия Ефимова (ошибка писаря?), оба православнаго вероисповедания
Возможно, тоже они.
Усовой была жена.
МК Богоявленской церкви села Тихие Горы, 1884 г.
Запись № 6
25.02.1884 г.
Родилась дочь - Евдокия
Родители: Казанской губернии, Мамадышевскаго уезда, села Кукмара крестьянин Кирилл Максимов Усов и законная жена его Евдокия Никитина, оба православные
Восприемники
Вот это поворот! Блестяще, Альфия!
Конечно, может и ошибка пономаря, но с этим Кириллом Максимовичем всё как-то не просто, так что может и не ошибка. Не удивлюсь, если он и правда был Гусевым, а потом стал Радыгиным, и из-за этой неразберихи его поначалу писали по фамилии жены.
По-хорошему надо бы разбираться в МК по месту его рождения (в Чуре) и по родственникам в следующих поколениях как-то выходить на его настоящую фамилию. Вобщем, у потомков есть семейная тайна для расследования.
Вот как..., я не знаю эту семью, и не знал, что Родыгины жили в этой местности. Спасибо! Вероятно, хутор уже в 1920-е годы появился. Это можгинская Большая Пудга или вавожская? (их две)