Ревизская сказка за 1727 год Хлыновского уезда Вятской провинции Казанской губернии (ф. 170, оп. 1, д. 133 а, листы 446, 450 об., 451, 451 об., 452, 496 об., 497, 537, 544, 544 об., 546 об.)
Ведомость Хлыновского уезда Великорецкого оброчного стана старосты сего 727 году Степана Отина. По первому пункту Требование После подушной переписи и с тех мужеска полу людей которые положены в подушной оклад что выбыло с которых подушного окладу по указо выключать не велено и какие выбыли росписать порознь а именно умерших беглых взятых в рекруты в матрозы в лант милицы в плотники в работники и прочих тому подобных с которых уже впредь платежа быть не имети а платить за них оставшие и коликое число суммы за них подушных денег збираетца
Ведомость Хлыновского уезда Великорецкого стана Богоявленской вотчины старосты сего 727 года Тимофея Нелюбина.
Примечания:
1. по 1-у пункту записывали умерших с 1721 по 1727 г.г., по 2-у пункту записывали дряхлых и увечных на 1727 г., по 3-у пункту записывали детей до 8 лет на 1727 г. (родившихся после 1719 г.);
2. записи годов были без "тысячи" - 727 год считается 1727 годом.
3. в Ведомостях указаны жители населённых пунктов села Подрельского, починков: Ландюжский, промеж речками Ландюгами, промеж речками Ландюгами другой, Мамаевской, Тугаровской, Зоновской, над Даниловской речкой, Ковязинской, Березовской, Агалаковской; деревень: Прокопия Фоминых, Крыловской, Казановской, Харунской; заимок Рыловской и Малаковской.
4. На плане генерального межевания Орловского уезда все н.п. указаны.
Починки Между речками Ландюгами - это Монастырской тож, Гибляша тож, Разумов и Си (или через "е") нцы тож - у речки Большая Чумовица, дер. Между речками Ландюгами- Быковщина тож, поч. Ландюжский- Головешкин тож, Тугаровская, Мамаевской, Зоновской, Над речкой Даниловкой, займище Рыловское-Медведева, а через речку Даниловку- поч. Поляновской, дер. Крыловская, Коровинская тож и Крыловская, поч. Кунгурской, поч. Клабуковской, поч. Чесноковской, Летовской тож и поч. Клабуковской-Перминовы.
Ведомость Хлыновского уезду Великорецкого оброчного стана старосты сего 727-го году Степана Лютина
По 1-му пункту требование
После подушной переписи ис тех мужеска полу людей, которые положены в подушной оклад, что выбыло с которых подушного окладу по указом выключать не велено и какая та выбыль росписать порознь, а имянно умерших, беглых, взятых в рекруты, в матрозы, в лант милицы, в плотники, в работники и протчих тому подобных, с которых уже впредь платежа быть не имеет, а платят за таких оставшие и коликое число суммы за них подушных денег збираетца
Ответствие
Ох, и помаялась я с этой РС! Мне дали её ненадолго, но всё же своих удалось найти! Всё конечно я и не читала, только искала свою фамилию...
Татьяна Ивановна, добрый день! Есть ли в ГАКО документы ранее 1727 г.?
Сравнение н.п. с названиями Между речками Ландюгами: 1. на плане генерального межевания Орловского уезда 1778 г.; 2. №№ из СНМ-1859-1873 г.г.; 3. КВР Старостина В.А. 1891 г.; 4. на карте Орловского уезда 1898 г.
1: 1. поч. Ландюкской -Головешкин тож; 2. №11269 поч. Ландюжской (Головешкины); 3. Ландюжский; 4. поч. Головешкины
2: 1. дер. Между речками Ландюгами-Быковщина тож; 2. №11264 дер. Между речками Ландюгами (Быковщина); 3. Быковская; 4. дер. Быковюг
3: 1. поч. Между речками Ландюгами-Разумов тож; 2. №11265 поч. Между речками Ландюгами (Быковщина); 3. Разумовская; 4. дер. Разумёнки
4: 1. поч. Между речками Ландюгами-Монастырской тож; 2. №11256 поч. Между речками Ландюгом и Чумовицей (Монастырь); 3. Монастырская; 4. поч. Монастырь
5: 1. поч. Между речками Ландюгами-Синцы тож; 2. №11257 поч. Между речками Ландюгом и Чумовицей (Синцы); 3. Синцы, р.р. Ландюг и Чумовицы; 4. поч. Синцы
6: 1. поч. Между речками Ландюгами-Гибляша тож; 2. №11266 дер. Между речками Ландюгами (Гибляша); 3. Гиблянская; 4. дер. Гиблята
7: 1. нет на карте 1778 г. 2. №11254 поч. Между речками Ландюгом и Чумовицей (Березники); 3. Монастырская, Заберезник; 4. поч. Заберезяна (в Исповедных росписях ОУ Подрельской волости 1798 г. есть дер. Заберезниковская)
8: 1. нет на карте 1778 г. 2. №11255 поч. Между речками Ландюгом и Чумовицей (Зюлиха); 3. Монастырская, речки Ландюг и Чумовица ; 4. поч. Сголиха
Андрей Александрович! Я небольшой знаток фондов ГАКО, но из того, что видела, это наверное самый старый документ ( по крайней мере из доступных!). В этом же фонде есть ещё дело № 133 б, по Слободскому у-ду за 1762 год, точное название у меня не записано. Всё собираюсь его посмотреть...
Сравнение н.п., указанных в РС- 1727: 1. на плане генерального межевания Орловского уезда 1778 г.; 2. №№ из СНМ-1859-1873 г.г.; 3. КВР Старостина В.А. 1891 г.; 4. на карте Орловского уезда 1898 г.
1: 1. поч. Поляновской; 2. №11216 поч. Паленовской; 3. Поленовский, Поляновщина; 4. з. Поляновщина;
2: 1. поч. Мамаевской; 2. №11217 поч. Мамаевской; 3. Мамаевский, Мамаевщина; 4. дер. Мамаевщина
3: 1. дер. Тугаровская; 2. №11218 дер. Тугаровская; 3. Тугаровская; 4. дер. Тугаровщина
4: 1. дер. Крыловская- Коровинская тож; 2. №11253 дер. Крыловская, из 2-х участков; 3. Крыловская; 4. дер. Крыловщина
5: 1. поч. Клабуковской; 2. №11258 поч. Клобуковской, Труханы; 3. Клабуковской, Труханы; 4. поч. Труханы
6: 1. поч. Клабуковской, Перминовы; 2. №11259 поч. Клобуковской, Перминовы; 3. Клабуковской, Перминовы; 4. поч. Перминовы
7: 1. нет на карте 1778 г.; 2. №11260 д. Голомидовская, Саламатовы; 3. Голомидовская, Саламатовы; 4. дер. Саломатовы
8: 1. поч. Чесноковской; 2. №11261 поч. Чесноковской, Чесноки; 3. Чесноковский; 4. поч. Чесноки
9: 1. поч. Чесноковской, Летовской тож; 2. №11262 поч. Чесноковской, Летовы; 3. Чесноковский, Летовы; 4. поч. Летовы
10: 1. поч. Поломской; 2. №11263 поч. Поломской, Колупаевы; 3. Поломский, Колупаевы; 4. поч. Колупаевы
11: 1. поч. Лучиновской; 2. №11267 поч. Лучиновской; 3. Лучининский, Лучинята; 4. нет на карте 1898 г. - ???
12: 1. нет на карте 1778 г.; 2. №11268 д. Голодновская; 3. Голодновская; 4. дер. Голодново
Андрей Александрович, скажите пожалуйста, эта ревизская сказка охватывает весь Хлыновский уезд или только перечисленные Вами населенные пункты? Мне нужна Подрельская волость, но другие населенные пункты.
Подрельская волость - есть, а Хлыновский уезд точно не знаю, но думаю, что тоже весь есть. Какие фамилии интересуют?
Меня интересуют Веснины. Территория: Цепели (Чепелевской), деревня над Безводным ключом, деревня Татьяны Львовой она же Веснинская, если она есть в эти годы (я на форуме про нее задала вопрос) и окрестности.
Хлыновский уезд есть. Данное дело называется "Ревизские сказки Хлыновского и небольшой части Орловского уездов всех умерших, увечных и дряхлых, вновь рожденных с 1717 по 1727 годы".
Скажите пожалуйста, в этой РС есть упоминание Котлецковых, деревни (починка) Котлецковской(-ого)?
Название такой деревни мне не встречалось.
ГАКО Ф. 170. Оп. 1. д. 133 а. 2555 л.
Оцифрована, оригинал не выдается.
Ревизские сказки Хлыновского и Орловского уездов за 1727 год
По Хлыновскому уезду описаны все станы, волости, все монастырские вотчины и все удмуртские доли Чепецкого стана.
Переписаны все умершие с 1717 по 1727 г., все увечные и дряхлые, все вновь рожденные с 1717 по 1727 гг.
ОСНОВНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ НЕ ПЕРЕПИСАН.
Виктор Иванович, уже оцифровали это дело? Хорошо, можно посмотреть в чит. зале, я его года два назад только полистала ( дали посмотреть пока не пришёл заказчик), но своих успела найти! Хотя читать трудно...
Да, Татьяна Ивановна, оцифровали. Сам был приятно удивлен, не надо заказывать и ждать. Пришел и читай. Правда там всего 2-3 компьютера, боюсь, как оцифруют много дел, и к ним появится очередь.
Да, 2-х мониторов явно мало! Уже не раз уходила ни с чем... Обычно занимают часа на 4-ре ( и я так же!)...
А откуда название Ревизская сказка? Ревизская от слова "ревизия", а сказка?
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть»[3]. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. ( Википедия)
Очень интересно, Татьяна Ивановна, спасибо. Документ - список, а на сказку совсем не похож.
Самой стало интересно, как-то раньше не задумывалась... А ведь и в 19 веке они оставаись "сказками" ...Хотя слово уже имело и современное значение.
Да, трудно тут разобраться в записях, к сожалению. Мой прапрадед древний был житель деревни Кулиговской Подрельской волости Хлыновского уезда Вятской губернии Чепелев Зотей Андреевич, 1692 года рождения. Он здешний был, местный, как и отец его Андрей Чепелев, ок. 1665 года рождения, оба государственные крестьяне и старообрядцы. В первой трети нового, 18 века из - за препеснений старообрядцев Зотей Андреевич Чепелев переселился на Урал, в новый в ту пору демидовский Невьянск, о чем записано в переписи полковника Ф.Толбузина 1733 года о мастеровых Невьянского завода : о Зотее Чепелеве и его сыне Осипе Чепелеве. В начале 19 века потомки их стали мастеровыми Уткинского завода, Старая Утка на реке Чусовой - Григорий Семенович Чепелев, 1802 года рождения, и далее. Потом предпринимателями стали, владельцами мануфактуры. Обо всем этом я узнал недавно и получается, что две отдельных ( до 1931 года ) линии предков у меня, екатеринбуржца - выходцы из Вятских земель. Вдруг, уважаемые вятские краеведы, попападется вам случайно на глаза Андрей Чепелев, житель Кулиговской конца 17 века, так вот знайте : Вятка и Урал тысячами таких вот судеб связаны.
Вадим Владимирович, здравствуйте! Немного о Никите Демидове: Из книги А.В. Пыжикова "Грани русского раскола": "... Петром I поручалась эксплуатация горных заводов Урала тульскому кузнецу раскольнику Никите Демидову, который вошел в историю как один из организаторов российской металлургии. Очевидно, что главным здесь также стали деловые качества, а не конфессиональная принадлежность. Вообще создание промышленности на Урале явилось делом Петра Великого и русских старообрядцев. Вслед за Демидовым и ему подобными из различных краев туда хлынул поток раскольников. Как писал Пермский архиепископ Палладий, они вскоре заполнили главные заводские должности, а также места волостных голов, писарей селений. Местные заводы представлялись иерарху господствующей церкви настоящими рассадниками раскола, где действовало множество моленных. Не может не вызвать удивления приведенный им факт: первая православная церковь была построена здесь только в 1750 году, т.е. спустя почти полвека после запуска горных заводов..."
Вадим Владимирович, а как Вы узнали, что Чепелевы в 17-18 веках были старообрядцами? Кстати, недалеко от села Подрелье (существовало ранее 1614/15 года) жили старообрядцы, а в начале 20 века у них была своя церковь и школа.
С уважением, Яровиков Андрей Александрович
Здравствуйте, Андрей Александрович ! Благодарю Вас за письмо. Зотей Андреевич Чепелев, р.1692, был старообрядцем, поскольку в начале 18 века чтобы уехать с Вятки, из родной Подрельской волости, Кулиговской на далекий Урал, в необжитые еще края - надо было иметь очень вескую причину. Такой причиной было преследование, притеснение встарообрядцев. И поэтому свободные крестьяне, посадские люди, бывшие стрельцы и побежали на Урал, поступая на работу " в заводы ". И мы знаем, что их долго обзывали раскольниками, а они отвечали: " Мы - настоящие православные люди, хранители святоотеческой русской нашей веры, которая всегда нам помогала в трудах и ратных делах. Это Никон и вы, его последыши, раскололи веру и церковь, потому не мы, а вы - раскольники ". Даже в 1849 г. при венчании мастерового Льва Григорьевича Чепелева, р.1825, мастерового Уткинского завода с девицею Анастасией Васильевной, р.1832, дочерью мастерового Василия Филиппова, в записи указано, что " из раскольников ". Впрочем, молодожены были уже, как и многие выходцы из старообрядчества т.н. единоверцами. Позже Чепелевы стали предпринимателями, имели свое предприятие - мануфактуру вплоть до революции. Это мои предки по маминой линии. Кстати, по маминой же линии ( но по другой ее веточке ) идет род и других жителей Вятской губернии - Клоповых ( я о них здесь уже раньше написал ), предпринимателях, не старообрядцах.
С уважением, Егоров Вадим Владимирович
Вадим Владимирович, здравствуйте! Деревня Кулиговская, Наумовская тож, где проживала Ваша родня, была расположена по соседству с деревнями Прокопия Фоминых, Карпа Фоминых, Между речками Ландюгами, в которых проживалиа и моя родня. Скорее всего, они вместе работали на сельхозработах и могли знать друг друга. Вот как бывает в жизни!
Вы не подскажете, где посмотреть литературу про патриарха Никона - кто ему подсказал и кто его поддержал в самом начале раскола, кто переводил тексты священных книг и кто был идеологом этого раскола? С уважением, Яровиков А.А.
Добрый день, Андрей Александрович ! Да, хорошо, если Прокопий Фоминых и Карп Фоминых и Зотей Чепелев были знакомы. Очень интересный момент ! ) Рад нашему общению. А насчет Никона, я думаю, что такие люди сами очень активны, им и подсказывать не надо особенно - то что да как. Услышал в их же среде еще, поди, задолго до своего патриаршества якобы переводы греческих книг не во всем точны, нуждаются в исправлении и запомнил. Вот и пошла перестройка тогдашняя, а имена переводчиков не то что в лету канули, а по церковному обычаю такого рода служители себя обычно не пиарили, оставаясь известны только своим сотоварищам да священноначальникам. Но я ведь Никоном не занимался, как -то больно что ли. Надо просто набрать в поисковике: Никон патриарх и ,начиная от Википедии, откроются материалы, с указанием и всякой другой литературы. С уважением, Егоров Вадим Владимирович
Вадим Владимирович, здравствуйте! В 2007 г. М.А. Бабкин на основе своей монографии "Духовенство РПЦ в 1900-1917 гг. и свержение монархии" защитил докторскую в МГУ. Было бы хорошо, если на тему причин раскола в 1666-1667 гг. нашлась подобная работа. С уважением, Яровиков А.А.
Андрей Александрович, добрый день ! Вот вижу кое - какой материал о расколе и Никоне : Лобачев С.В.Патриарх Никон. СПб : Искусство, 2003 - 416 с.; Патриарх Никон: трагедия русского раскола.Сб. статей.М.: Даръ, 2006. " Раскол " , ист. худож. сериал, реж. Валерий Гришко., 2011. С уважением, Егоров В.В.
А представляете, в сентябре 1719 года как пра...деды наши встретились : О, здорово, Зотей ! - Здорово, Прокопий ! Денек сегодня зело хорош - Да, благодать. И с урожаем, хвала Господу, хорошо на этот раз. - Как твои, как Осипко ? - Да уж 9 лет ему, большой совсем, нам с матерью помощник. - Как твои ? - Вот на днях с Карпом по грибы ходили...два лукошка набрали, вкуусные ! )) Давайте, как делов поменьше будет в лес вместе сходим . - Давайте!..Ну, до встречи, сосед ! - До свидания, дорогой ! )
Вадим Владимирович, здравствуйте! Спасибо за информацию по расколу! Небольшое уточнение к возможному диалогу 300-летней давности: даже в середине 20 века вместо слова "грибы" в хлыновско-орловских местах говорили "губы" (пойдем по губы, сварим губницу или грибовницу). Заготовка запасов еды, сена и дров на зиму в сентябре продолжалась полным ходом, а к празднику Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю) и Воздвижение Животворящего Креста Господня (14 сентября по ст. стилю) заранее готовились, тем более, что в Подрелье была церковь Введения Пресвятые Богородицы.
Если Вам нужна карта Орловского уезда 1898 г. на 20-листах, то могу отправить. Мой адрес: yar1960@mail.ru С уважением, Яровиков А.А.
Какое интересное уточнение, Андрей Александрович, спасибо ; карту пока не надо, наверно. ) С уважением, Егоров В.В.