ID: 103866
Деревня ТУШНУР
Находится в 4 км к северу от центра Шуйбелякской сельской администрации, деревни Чуксола. 19 августа 1965 года вышел Указ Президиума Верховного Совета МАССР об объединении деревень Средний и Верхний Тушнур в один населенный пункт — деревню Тушнур.
В 1974 году колхоз "Тушнур" вошел в колхоз "1 Мая". Теперь деревня находилась в составе Шуйбелякского сельсовета. В ней насчитывалось 84 двора, 132 мужчины и 140 женщин. В 1982 году был принят в эксплуатацию клуб на 150 мест. К 1988 году в деревне Тушнур Новоторъяльского района числилось 74 дома, 260 жителей. Были построены магазин, библиотека (здание деревянное), детский сад на 20 мест (здание кирпичное), производственные постройки: кирпичный коровник, телятник из кирпича на 100 голов, электрифицированы 74 квартиры, газифицировано 70. Имелись 74 радиоточки, 2 телефона, 22 колодца. На 1 января 2002 года в деревне Тушнур числилось 84 двора, 269 жителей.
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16025 | Тошнур (Тушнур) | поч. каз. | при рч. Немде | Уржумский уезд, Стан 2 | По проселочной дороге, между первым станом и границей уезда Уржумского с Яранским | 90 | 25 | 183 | 583 | 624 | 1207 |
Административно-территориальное деление Марийской АССР
№ (код) | Дата | Тип н.п. | Название н.п. | Район | До РЦ, км | Сельсовет | До ц. С/С, км | Ближ. ж/д ст., км | Колхоз / преобл. национальность | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
69090614 | 01.05.1969 | деревня | Тушнур | Ново-Торьяльский район | 3 | Новоторъяльский сельсовет | 3 | Йошкар-Ола | 83 | марийцы | |
Центр. усадьба: колхоз «Тушнур». | |||||||||||
74091009 | 01.01.1974 | деревня | Тушнур | Новоторъяльский район | 3 | Шуйбелякский сельсовет | 6 | Йошкар-Ола | 83 | марийцы | |
Центр. усадьба: колхоз «Тушнур». | |||||||||||
78091009 | 01.01.1978 | деревня | Тушнур | Новоторъяльский район | 3 | Шуйбелякский сельсовет | 6 | Йошкар-Ола | 83 | марийцы | |
86091107 | 01.01.1986 | деревня | Тушнур | Новоторъяльский район | 3 | Шуйбелякский сельсовет | 4 | Йошкар-Ола | 83 | марийцы |
Всесоюзная перепись населения 1979 года
№ (код) ?Номера (коды) присвоены с целью связывания с базой населённых пунктов сайта «Родная Вятка» | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Адм.-экон. значение | Шифр АЭЗ | Преобл. национальность |
|
| Категория населения | Источники | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Тушнур | Марийская АССР | Новоторъяльский район | Шуйбелякский с/с | ферма колхоза | 3г | марийцы | 150 | 172 | 322 | 153 | 168 | 321 | сельское | 3, л. 35 об. |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин | Женщин | Оба пола | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Тушнур | Республика Марий Эл | Новоторъяльский район | Шуйбелякский сельсовет | 123 | 118 | 241 | марийцы: 100 % | сельское | 1, 2 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин | Женщин | Оба пола | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Тушнур | Республика Марий Эл | Новоторъяльский муниципальный район | Чуксолинское сельское поселение | 135 | 117 | 252 | сельское |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
д | Тушнур | Республика Марий Эл | Новоторъяльский муниципальный район | Сельское поселение Чуксолинское |
Персоналии из этого населённого пункта
- Кузнецов Ермолай Никифорович (1891)
Вот это наглось!!! Если имя русское значит и человек русский? правильно я поняла вашу логику? я вот марийка с русским именем и мои предки все марийцы с руссикими именами. и все они и я марийцы. Зашла посмотреть почему реку немда назвали шуй, а тут такое вот нашлось. Вот это наглость беспредельная русская!!! Стало быть негр говорящий на русском и имеющий русское имя тоже русский? Я в шоке!!! Мало того что всю северо-азиатскую территорию захватили так ещё и другие народы выживаете с земли?! Пройдёт пару десятков лет и деревню переименуете в русское имя и респудлику назовёте русской? Почему реку в шуй переименовали и так понятно: на дренерусском это значит лево. стало быть река с лева от деревни. просто потом подотрёте информацию о том что были две деревни и вуаля! вот это русские!! прям как иудеи. ну туда вам и дорога!
Простите, это Вы с кем сейчас разговариваете?
В чём претензии, и к кому?
Разговариваю с автором статьи.
Почему Тушнур (верхний русский)??? Я родом из этой деревни. Там только марийцы живут. Русских там вообще нет!!! Русские только в торъяле. я маме сейчас рассказала она в шоке.
По правилам этого сайта, если населённый пункт имел несколько исторических названий, они перечисляются в круглых скобках ()
Название "русский" взято из "Книги Вятских родов" Старостина, что также подтверждается и статьёй (архивными документами от 1884 года):
"В 1884 году в деревне Верхний Тушнур (русский) Кужнурской волости проживали в 22 дворах 107 марийцев, 17 русских. "
" Верхний тушнур. Название обозначает "верхняя деревня у Туша".
Тушнур означает поле семян или семяное поле. по марийски туш-семена, нур-поле. Подтверждение моих слов можно найти в переводчике яндекс.
Когда деревни назвали средним тушнуром и верхним тушнуром неизвестно судя по всему. Историю постоянно перевирают. Но до этих названий оба села называли купсола. мама моя до окончания школы знала свою деревню и верхнюю как купсола. они обе одинаково назывались. это была одна деревня. и только по окончании школы узнала что эти две части деревни переименовали в верхний и средний тушнур. она 1949 г.р. купсола переводится как куп-болото сола-кнут. эту деревню так назвали после большого потопа. по рассказам предков немда разлилась очень сильно. тогда была только одна деревня на месте среднего тушнура. тогда часть людей пересилилась через реку в сторону торъяла, потому что их очень затопило (по расказам предков это была катастрофа. обычно немда ни когда так не разливалась) и образовалась вторая деревня какбы. но обе деревни звали купсола. а потом уже их переименовали в верхний и средний тушнур.
Я встречался в архиве (ГА РМЭ) с одним жителем, он также возмущался, что про его деревню неправильно написали в этом сборнике. Надо понимать, что книга составлялась коллективом авторов, в т.ч. по воспоминаниям жителей, которые не всегда 100% истинны.
По Купсоле - она упоминается в названии Стреднего Тушнура - см здесь: http://rodnaya-vyatka.ru/places/103867
Что значит не 100% истинны? кто это определил? Может марийцам самим разобраться со своей историей? Они сами могут решить что истина а что нет и нужна ли эта истина вообще.
Ссылку я прочла. Я так поняла что то что в скобках написано (купсола) ни когда не было у русских официально (то есть на бумажках) зафиксировано как название деревни?
Здесь приведены факты, опубликованные в книжном издании. Ничего личного.
Вот эта наглость!!! По вашему если имя русское значит и человек русский? правильно я поняла? я вот марийка с русским именем и предки мои марийцы с русскими именами. вот это налость российская! зашла посмотреть почему реку немда переименовали в шуй, а тут такое!!! По вашему если негр имеет русское имя и говорит на русском значит он русский? почему реку шуй назвали понятно: шуй по древнерусски лево. стало быть река от деревни слево. а позже податрёте инормацию о том что было две деревни. потом назовёте деревню по русски, а затем и республику. мало того что захватили всю территорию северной азии так ещё и хотите все народы со свету сжить от сюда! вот это по русски! прям по иудейски! ну туда вам и дорога!
имена давали русские марийцам во время поголовной христианизации, а не из-за межнациональных браков. при чём это даже не русские имена, а гречиские и латинские. потом была поголовная русскоизация (когда всех заставляли учить русский. даже чукч), а теперь все кто говорит на русски считают, что они русские. вы то сами, кто эту статью написал, покопайтесь в своём родоом дереве. русских вообще в россии от силы 1000 человек. остальные других кровей будут.
Описание деревни взято из 12-томника "История сел и деревень Республики Марий Эл", над которым работали, в том числе, и марийские краеведы:
"которая готовится к изданию в соответствии с распоряжением президента Республики Марий Эл"
ну конечно призедент то русский. как раз он в 2000 году начал там заправлять. вот и направляет в нужное русло историю марий эл. и почему призедент? у нас один только призедент: призедент россии. или нас уже готовят к распаду рф? сразу всех глав республик называют президентами чтобы мы привыкли?
в общем почитаю эту писанину. сравню с мамиными рассказами.
Это краеведческий сайт. Можете добавить по истории деревни, всё что посчитаете нужным.
"Можете добавить по истории деревни, всё что посчитаете нужным."
Но к сожалению я не могу этого сделать вы ведь добавляете только официальные данные.
В комментариях напишите, кому надо - прочитает.
По большинству населённых пунктов вообще нет никакой информации!
Но почти все деревни и сёла на территории Марий Эл, которые раньше относились к Вятской губернии - описаны. Люди проделали большой труд. Его надо уважать.
Поддерживаю вас Владимир. Елена вы не правы, простите, если материалы статьи вызывают у вас неприятные чувства. Вы в праве доказать, используя научные статьи и литературу, архивные материалы, свою точку зрения, несправедливо в своих суждениях опираться только на чувства и семейные традиции. Я уважаю культурные традиции народов. Конечно их нужно ценить и поддерживать, однако наши различия не должны быть камнем преткновения и вражды.
Вы считаете меня не правой потому что у вас своя правда, а у меня своя. Проще сказать у нас разные культурные ценности. Я вообще не понимаю как могут писать историю марийцев не марийцы!?
"Вы в праве доказать, используя научные статьи и литературу, архивные материалы, свою точку зрения,"
Да нет, это вы враве доказать что слова марийцев не правдивы. Это вам (не лично, а всем кто составляет историю марийцев) надо действовать по нашим законам и нашим традициям, а не нам по вашим. Иначе ни чего вы не уважаете. Ни нас, ни наши традии, ни здравый смысл.
Я не знаю кто вы по национальности. Легче предположить что вы русский (потому что привычно), хотя я знаю что это скорее всего не так. Я знаю что русских очень мало осталось и они не живут в городах и компьютеров у них нет. Русским так же как и всем остальным народам территории РФ писали историю не они сами, а различные германцы и др. западноевропейцы. Я думаю им тоже это не приятно и это мягко сказано.
Ксенофонт Никанорович - Вас устроит? Почитайте его труды, успокойтесь. И не надо здесь национализма.
Лучший русский поэт на 1/4 был "афроамериканец".
Уважаемая Елена Фед. Ну что за бред Вы несете, Иссторию марийцев могут писать даже негры.как бы Вам это и не нравилось.Тем более если Вы сами ее не в состоянии ее написать.Я с уважением отношусь к марийцам, у меня жена марийка,и все родственники по ее линии марийцы.И никто из них даже в мыслях о нас русских плохо не думает.А насчет того что нас русских 1000 всего будет,ну я могу посоветовать только одно - обратиться к психиатару, может поможет. С уважением Сергей Епифанов 100% русский. С РОЖДЕСТВОМ !!!
В науке нет "своей" правды. В чем конкретно выражается ваше понимание "правды"? Есть ли у вас высшее образование?
К какой культуре вы себя отностите? Каковы ваши культурные ценности? Как мне известно, марийцы в большинстве своем православные люди, соответственно, в культурном отношении мы свами должны находиться в одной плоскости. Если вы хотите сказать, что вы язычница, тогда имеет смысл вспомнить, что русские тоже до определенного момента были язычниками, однако потом естественным образом отказались от поклонения силам природы: "Язычество духовное детство всех народов (кроме еврейского), это результат естественного богопознания" [azbyka.ru]. Рекомендую прочитать статью по указанной ссылке.
Какие именно слова? Что вы имеете ввиду: лично ваши слова или слова мариййской нации?
Каковы "ваши законы", в чем они отличны от "наших"? Прошу привести конкретные аргументы и раскрыть ваш "здравый смысл". Неужели среди марийцев нет ни одного достойного историка-краеведа? Тогда вся надежда только на вас... я не иронизирую.
Я русский, вернее сказать, моя мужская линия русская (моя гаплогруппа R1a). Род YFull (YTree v4.10): A0-T>A1>A1b>BT>CT>CF>F>GHIJK>HIJK>IJK>K>K2>K2b>P>R>R-Y482>R1>R1a>R-M459>R-M198>R-M417>R-Z645>R-Z283>R-Z282>R-Z280>R-Z92>R-Z685>R-Z1907>R-CTS9551>R-YP5611. Обсуждение ДНК Вятских родов на форуме Родной Вятки.
Прежде, чем утверждать, что вы марийка на 100 % имеет смысл провести ДНК тестирование, а, именно, сделать тест Family Finder. Этот тест интересен, если необходимо определить близкого родственника или посмотреть свой "этнический состав". А если окажется, что вы русская, что тогда?
Предлагаю посмотреть видеоролик по теме [www.adme.ru].
Добрый день, Елена. Я наблюдаю за диалогом на этой странице с самого начала, и мне неприятно, что на нашем сайте стали появляться подобные споры. Вероятнее всего, не зная правил создания страниц населённых пунктов, Вы не правильно интерпретировали название «Русский» в заголовке материала, что вызвало у Вас бурю негативных эмоций.
Разность законов, традиций и культурных ценностей тут вовсе не при чём - название «Русский» относительно этого населённого пункта фигурирует с конца 19 века, о чём Вам сообщали пользователи ранее, приложив к населённому пункту скан-копию документа с этим названием. По правилам сайта, основным названием населённого пункта считается последнее официально используемое, а второстепенные: задокументированные или подлинно известные названия населённых пунктов — указываются в скобках через запятую. Точно так же обстоит дело и с Вашим населённым пунктом: Тушнур (Верхний, Русский) — в данном случае основным названием указано Тушнур, а Верхний и Русский - второстепенные названия, исторически существовавшие в старые времена. Вычеркнуть их из истории будет неправильным шагом, как бы неприятны они Вам ни были. Это часть нашей с Вами общей истории. В нашей работе на сайте мы стараемся изо всех сил быть объективнее, именно поэтому существуют правила, одинаковые для всех участников, не зависимо от того, кто они по национальности или вероисповеданию.
Прошу Вас, если Вы считаете, что в нашей работе по сохранению исторической памяти о населённых пунктах Вятского края есть слабые места, поделитесь своим мнением с администрацией сайта: http://rodnaya-vyatka.ru/ticket/add Дальнейшие споры на этой странице к консенсусу не приведут.
Добавил копию страницы из:
Материалы по статистике Вятской губернии : Том II. Уржумский уезд : Часть 1. Материалы для оценки земельных угодий: с приложением почвенной карты и карты урожайности. Часть 2. Подворная опись. - Вятка, 1887. – 65 с., 141 с. прил., 254 с., XI с., 1 л. карта.
http://www.herzenlib.ru/vpeb/books/detail.php?ID=21414
№ 754 д. Верхний Тушнуръ (русский) / дворов : рус. - 3, чер. - 19
№ 756 д. Средний Тушнуръ / чер. - 23