Тушнур

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

Деревня ТУШНУР

Находится в 4 км к северу от центра Шуйбелякской сельской администрации, деревни Чуксола. 19 августа 1965 года вышел Указ Президиума Верховного Совета МАССР об объединении деревень Средний и Верхний Тушнур в один населенный пункт — деревню Тушнур.

В 1974 году колхоз "Тушнур" вошел в колхоз "1 Мая". Теперь деревня находилась в составе Шуйбелякского сельсовета. В ней насчитывалось 84 двора, 132 мужчины и 140 женщин. В 1982 году был принят в эксплуатацию клуб на 150 мест. К 1988 году в деревне Тушнур Новоторъяльского района числилось 74 дома, 260 жителей. Были построены магазин, библиотека (здание деревянное), детский сад на 20 мест (здание кирпичное), производственные постройки: кирпичный коровник, телятник из кирпича на 100 голов, электрифицированы 74 квартиры, газифицировано 70. Имелись 74 радиоточки, 2 телефона, 22 колодца. На 1 января 2002 года в деревне Тушнур числилось 84 двора, 269 жителей.

http://www.12rus.ru/List/29/1892/

 

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      document
      Материалы по статистике Вятской губернии

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      16025Тошнур (Тушнур)поч. каз.при рч. НемдеУржумский уезд,
      Стан 2
      По проселочной дороге, между первым станом и границей уезда Уржумского с Яранским90251835836241207

      Административно-территориальное деление Марийской АССР

      № (код)ДатаТип н.п.Название н.п.РайонДо РЦ, кмСельсоветДо ц. С/С, кмБлиж. ж/д ст., кмКолхоз / преобл. национальность
      6909061401.05.1969деревняТушнурНово-Торьяльский район3Новоторъяльский сельсовет3Йошкар-Ола83марийцы
      Центр. усадьба: колхоз «Тушнур».
      7409100901.01.1974деревняТушнурНовоторъяльский район3Шуйбелякский сельсовет6Йошкар-Ола83марийцы
      Центр. усадьба: колхоз «Тушнур».
      7809100901.01.1978деревняТушнурНовоторъяльский район3Шуйбелякский сельсовет6Йошкар-Ола83марийцы
      8609110701.01.1986деревняТушнурНовоторъяльский район3Шуйбелякский сельсовет4Йошкар-Ола83марийцы

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      88236850008деревняТушнурРеспублика Марий ЭлНовоторъяльский районШуйбелякский сельсовет241123118марийцы: 100 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      88236850008деревняТушнурРеспублика Марий ЭлНовоторъяльский муниципальный районЧуксолинское сельское поселение252135117сельское

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Вот это наглось!!! Если имя русское значит и человек русский? правильно я поняла вашу логику? я вот марийка с русским именем и мои предки все марийцы с руссикими именами. и все они и я марийцы. Зашла посмотреть почему реку немда назвали шуй, а тут такое вот нашлось. Вот это наглость беспредельная русская!!! Стало быть негр говорящий на русском и имеющий русское имя тоже русский? Я в шоке!!! Мало того что всю северо-азиатскую территорию захватили так ещё и другие народы выживаете с земли?! Пройдёт пару десятков лет и деревню переименуете в русское имя и респудлику назовёте русской? Почему реку в шуй переименовали и так понятно: на дренерусском это значит лево. стало быть река с лева от деревни. просто потом подотрёте информацию о том что были две деревни и вуаля! вот это русские!! прям как иудеи. ну туда вам и дорога!

      Вот это наглось!!! Если имя русское значит и человек русский? правильно я поняла вашу логику?

      Простите, это Вы с кем сейчас разговариваете?

      В чём претензии, и к кому?

      Разговариваю с автором статьи.

      Почему Тушнур (верхний русский)??? Я родом из этой деревни. Там только марийцы живут. Русских там вообще нет!!! Русские только в торъяле. я маме сейчас рассказала она в шоке. 

      Почему Тушнур (верхний русский)??? Я родом из этой деревни. Там только марийцы живут.

      По правилам этого сайта, если населённый пункт имел несколько исторических названий, они перечисляются в круглых скобках ()

      Название "русский" взято из "Книги Вятских родов" Старостина, что также подтверждается и статьёй (архивными документами от 1884 года):

      "В 1884 году в деревне Верхний Тушнур (русский) Кужнурской волости проживали в 22 дворах 107 марийцев, 17 русских. "

       

      " Верхний тушнур. Название обозначает "верхняя деревня у Туша".

      Тушнур означает поле семян или семяное поле. по марийски туш-семена, нур-поле. Подтверждение моих слов можно найти в переводчике яндекс.

      Когда деревни назвали средним тушнуром и верхним тушнуром неизвестно судя по всему. Историю постоянно перевирают. Но до этих названий оба села называли купсола. мама моя до окончания школы знала свою деревню и верхнюю как купсола. они обе одинаково назывались. это была одна деревня. и только по окончании школы узнала что эти две части деревни переименовали в верхний и средний тушнур. она 1949 г.р. купсола переводится как куп-болото сола-кнут. эту деревню так назвали после большого потопа. по рассказам предков немда разлилась очень сильно. тогда была только одна деревня на месте среднего тушнура. тогда часть людей пересилилась через реку в сторону торъяла, потому что их очень затопило (по расказам предков это была катастрофа. обычно немда ни когда так не разливалась) и образовалась вторая деревня какбы. но обе деревни звали купсола. а потом уже их переименовали в верхний и средний тушнур.

      Я встречался в архиве (ГА РМЭ) с одним жителем, он также возмущался, что про его деревню неправильно написали в этом сборнике. Надо понимать, что книга составлялась коллективом авторов, в т.ч. по воспоминаниям жителей, которые не всегда 100% истинны.

      По Купсоле - она упоминается в названии Стреднего Тушнура - см здесь: http://rodnaya-vyatka.ru/places/103867

      Что значит не 100% истинны? кто это определил? Может марийцам самим разобраться со своей историей? Они сами могут решить что истина а что нет и нужна ли эта истина вообще.

      Ссылку я прочла. Я так поняла что то что в скобках написано (купсола) ни когда не было у русских официально (то есть на бумажках) зафиксировано как название деревни?

      Что значит не 100% истинны? кто это определил? Может марийцам самим разобраться со своей историей? Они сами могут решить что истина а что нет и нужна ли эта истина вообще.

      Здесь приведены факты, опубликованные в книжном издании. Ничего личного. 

      Вот эта наглость!!! По вашему если имя русское значит и человек русский? правильно я поняла? я вот марийка с русским именем и предки мои марийцы с русскими именами. вот это налость российская! зашла посмотреть почему реку немда переименовали в шуй, а тут такое!!! По вашему если негр имеет русское имя и говорит на русском значит он русский? почему реку шуй назвали понятно: шуй по древнерусски лево. стало быть река от деревни слево. а позже податрёте инормацию о том что было две деревни. потом назовёте деревню по русски, а затем и республику. мало того что захватили всю территорию северной азии так ещё и хотите все народы со свету сжить от сюда! вот это по русски! прям по иудейски! ну туда вам и дорога!

      имена давали русские марийцам во время поголовной христианизации, а не из-за межнациональных браков. при чём это даже не русские имена, а гречиские и латинские. потом была поголовная русскоизация (когда всех заставляли учить русский. даже чукч), а теперь все кто говорит на русски считают, что они русские. вы то сами, кто эту статью написал, покопайтесь в своём родоом дереве. русских вообще в россии от силы 1000 человек. остальные других кровей будут. 

      вы то сами, кто эту статью написал

       

      Описание деревни взято из 12-томника "История сел и деревень Республики Марий Эл", над которым работали, в том числе, и марийские краеведы:
       

      Сборник документальных очерков" по истории сел и деревень Новоторъяльского района Республики Марий Эл является частью серии сборников "История сел и деревень Республики Марий Эл", которая готовится к изданию в соответствии с распоряжением президента Республики Марий Эл от 29 июня 2000 года N 700-рп "Вопросы издания серии сборников документальных очерков "История сел и деревень Республики Марий Эл".

      Настоящий сборник подготовлен к изданию редакционным советом администрации муниципального образования "Новоторъяльский район". Организационно-методическое руководство осуществлено координационным советом по подготовке и изданию серии сборников документальных очерков "История сел и деревень Республики Марий Эл".

      Для написания очерков настоящего сборника использовались письменные источники XVIII - XIX веков Кировского государственного архива (переписные книги, описания и свидетельства, документы 1-й Всероссийской переписи 1897 года, Подворная опись Уржумского уезда 1884 года, ревизские сказки, исповедные росписи), партийные и советские документы, архивные данные Государственного архива Республики Марий Эл, периодическая печать, воспоминания и легенды. Сведения по истории каждого населенного пункта собраны и систематизированы работниками администраций, сотрудниками архивов, музеев, краеведами, учителями, ветеранами войны и труда. Очерки содержат сведения о местонахождении населенного пункта, окружающем ландшафте, достопримечательностях, занятиях людей, национальном, демографическом составе, социально-экономическом и культурном развитии сел и деревень со времени образования или первого упоминания в печатных источниках до начала XXI века. Объем очерков обусловлен количеством собранного и подготовленного материала, статусом и уровнем развития селений. Структура очерков различна: в некоторых соблюден принцип хронологии, в некоторых - тематический. Документальные очерки расположены в соответствии с современным административно-территориальным делением Новоторъяльского района Республики Марий Эл.

      Структура сборника: слово к читателю, предисловие, документальные очерки о 261 селении Новоторъяльского района, из которых 114 не существующие ныне. В приложении представлены алфавитный указатель населенных пунктов, список участников подготовки очерков, фотографии, карты. Картографический материал подготовлен архивным отделом администрации муниципального образования "Новоторъяльский район". В сборнике использованы фотографии из фондов Новоторъяльского районного краеведческого музея и редакции районной газеты "Сельская новь". В подготовке сборника к изданию принимали участие краеведы А.С. Блинов, Е.Л. Гусева, А.П. Домрачева, A.M. Кленов, И.И. Масленникова, А.В. Полушин, A.M. Терехов, П.И. Шестаков, специалисты Государственного архива Республики Марий Эл В.В. Бажин, Н.А. Лукиных, О.Б. Овчинникова, В.В. Соболева.

      http://www.12rus.ru/List/29/2097/

      "которая готовится к изданию в соответствии с распоряжением президента Республики Марий Эл"

      ну конечно призедент то русский. как раз он в 2000 году начал там заправлять. вот и направляет в нужное русло историю марий эл. и почему призедент? у нас один только призедент: призедент россии. или нас уже готовят к распаду рф? сразу всех глав республик называют президентами чтобы мы привыкли?

      в общем почитаю эту писанину. сравню с мамиными рассказами.

      в общем почитаю эту писанину. сравню с мамиными рассказами.

      Это краеведческий сайт. Можете добавить по истории деревни, всё что посчитаете нужным.

      "Можете добавить по истории деревни, всё что посчитаете нужным."

      Но к сожалению я не могу этого сделать вы ведь добавляете только официальные данные.

      Но к сожалению я не могу этого сделать вы ведь добавляете только официальные данные.

      В комментариях напишите, кому надо - прочитает.

      По большинству населённых пунктов вообще нет никакой информации!

      Но почти все деревни и сёла на территории Марий Эл, которые раньше относились к Вятской губернии - описаны. Люди проделали большой труд. Его надо уважать.

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Поддерживаю вас Владимир. Елена вы не правы, простите, если материалы статьи вызывают у вас неприятные чувства. Вы в праве доказать, используя научные статьи и литературу, архивные материалы, свою точку зрения, несправедливо в своих суждениях опираться только на чувства и семейные традиции. Я уважаю культурные традиции народов. Конечно их нужно ценить и поддерживать, однако наши различия не должны быть камнем преткновения и вражды. 

      Вы считаете меня не правой потому что у вас своя правда, а у меня своя. Проще сказать у нас разные культурные ценности. Я вообще не понимаю как могут писать историю марийцев не марийцы!?

      "Вы в праве доказать, используя научные статьи и литературу, архивные материалы, свою точку зрения,"

      Да нет, это вы враве доказать что слова марийцев не правдивы. Это вам (не лично, а всем кто составляет историю марийцев) надо действовать по нашим законам и нашим традициям, а не нам по вашим. Иначе ни чего вы не уважаете. Ни нас, ни наши традии, ни здравый смысл.

      Я не знаю кто вы по национальности. Легче предположить что вы русский (потому что привычно), хотя я знаю что это скорее всего не так. Я знаю что русских очень мало осталось и они не живут в городах и компьютеров у них нет. Русским так же как и всем остальным народам территории РФ писали историю не они сами, а различные германцы и др. западноевропейцы. Я думаю им тоже это не приятно и это мягко сказано.

      Я вообще не понимаю как могут писать историю марийцев не марийцы!?

      Ксенофонт Никанорович - Вас устроит? Почитайте его труды, успокойтесь. И не надо здесь национализма.

      Лучший русский поэт на 1/4 был "афроамериканец". 

      Уважаемая Елена Фед. Ну что за бред Вы несете, Иссторию марийцев могут писать даже негры.как бы Вам это и не нравилось.Тем более если Вы сами ее не в состоянии ее написать.Я с уважением отношусь к марийцам, у меня жена марийка,и все родственники по ее линии марийцы.И никто из них даже в мыслях о нас русских плохо не думает.А насчет того что нас русских 1000 всего будет,ну я могу посоветовать только одно - обратиться к психиатару, может поможет. С уважением Сергей Епифанов 100% русский. С РОЖДЕСТВОМ !!!

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Вы считаете меня не правой потому что у вас своя правда, а у меня своя.

      В науке нет "своей" правды. В чем конкретно выражается ваше понимание "правды"? Есть ли у вас высшее образование? 

      Проще сказать у нас разные культурные ценности.

      К какой культуре вы себя отностите? Каковы ваши культурные ценности? Как мне известно, марийцы в большинстве своем православные люди, соответственно, в культурном отношении мы свами должны находиться в одной плоскости. Если вы хотите сказать, что вы язычница, тогда имеет смысл вспомнить, что русские тоже до определенного момента были язычниками, однако потом естественным образом отказались от поклонения силам природы: "Язычество духовное детство всех народов (кроме еврейского), это результат естественного богопознания" [azbyka.ru]. Рекомендую прочитать статью по указанной ссылке.

      Да нет, это вы враве доказать что слова марийцев не правдивы.

      Какие именно слова? Что вы имеете ввиду: лично ваши слова или слова мариййской нации? 

      Это вам (не лично, а всем кто составляет историю марийцев) надо действовать по нашим законам и нашим традициям, а не нам по вашим. Иначе ни чего вы не уважаете. Ни нас, ни наши традии, ни здравый смысл.

      Каковы "ваши законы", в чем они отличны от "наших"? Прошу привести конкретные аргументы и раскрыть ваш "здравый смысл". Неужели среди марийцев нет ни одного достойного историка-краеведа? Тогда вся надежда только на вас... я не иронизирую.

      Я не знаю кто вы по национальности.

      Я русский, вернее сказать, моя мужская линия русская (моя гаплогруппа R1a). Род YFull (YTree v4.10): A0-T>A1>A1b>BT>CT>CF>F>GHIJK>HIJK>IJK>K>K2>K2b>P>R>R-Y482>R1>R1a>R-M459>R-M198>R-M417>R-Z645>R-Z283>R-Z282>R-Z280>R-Z92>R-Z685>R-Z1907>R-CTS9551>R-YP5611. Обсуждение ДНК Вятских родов на форуме Родной Вятки.

      Прежде, чем утверждать, что вы марийка на 100 % имеет смысл провести ДНК тестирование, а, именно, сделать тест Family Finder. Этот тест интересен, если необходимо определить близкого родственника или посмотреть свой "этнический состав". А если окажется, что вы русская, что тогда?

      Предлагаю посмотреть видеоролик по теме [www.adme.ru].

        Аватар пользователя Иван Зыков

        Добрый день, Елена. Я наблюдаю за диалогом на этой странице с самого начала, и мне неприятно, что на нашем сайте стали появляться подобные споры. Вероятнее всего, не зная правил создания страниц населённых пунктов, Вы не правильно интерпретировали название «Русский» в заголовке материала, что вызвало у Вас бурю негативных эмоций.

        Разность законов, традиций и культурных ценностей тут вовсе не при чём - название «Русский» относительно этого населённого пункта фигурирует с конца 19 века, о чём Вам сообщали пользователи ранее, приложив к населённому пункту скан-копию документа с этим названием. По правилам сайта, основным названием населённого пункта считается последнее официально используемое, а второстепенные: задокументированные или подлинно известные названия населённых пунктов — указываются в скобках через запятую. Точно так же обстоит дело и с Вашим населённым пунктом: Тушнур (Верхний, Русский) — в данном случае основным названием указано Тушнур, а Верхний и Русский - второстепенные названия, исторически существовавшие в старые времена. Вычеркнуть их из истории будет неправильным шагом, как бы неприятны они Вам ни были. Это часть нашей с Вами общей истории. В нашей работе на сайте мы стараемся изо всех сил быть объективнее, именно поэтому существуют правила, одинаковые для всех участников, не зависимо от того, кто они по национальности или вероисповеданию.

        Прошу Вас, если Вы считаете, что в нашей работе по сохранению исторической памяти о населённых пунктах Вятского края есть слабые места, поделитесь своим мнением с администрацией сайта: http://rodnaya-vyatka.ru/ticket/add Дальнейшие споры на этой странице к консенсусу не приведут.

        Добавил копию страницы из:

        Материалы по статистике Вятской губернии : Том II. Уржумский уезд : Часть 1. Материалы для оценки земельных угодий: с приложением почвенной карты и карты урожайности. Часть 2. Подворная опись. - Вятка, 1887. – 65 с., 141 с. прил., 254 с., XI с., 1 л. карта.

        http://www.herzenlib.ru/vpeb/books/detail.php?ID=21414

        № 754 д. Верхний Тушнуръ (русский) / дворов : рус. - 3, чер. - 19
        № 756 д. Средний Тушнуръ / чер. - 23