Начальным пунктом Октябрьской узкоколейной железной дороги является посёлок Октябрьский, расположенный вблизи станции Комсомольский на железнодорожной линии Киров — Котлас. Узкоколейная железная дорога принадлежала Мурашинскому леспромхозу, являлась лесовозной.
Не следует путать Октябрьскую узкоколейную железную дорогу (принадлежность — Мурашинский леспромхоз, местонахождение — Кировская область, Мурашинский район) с другой Октябрьской узкоколейной железной дорогой (принадлежность — Октябрьский леспромхоз, местонахождение — Костромская область, Мантуровский район).
история
В 1928 году на 128 году километре железнодорожной линии Вятка (Киров) — Котлас была построена шпалорезка, начаты лесозаготовки. В 1929 году шпалорезка была перенесена на 125 километр. В этом месте возник посёлок. Первоначально он назывался 125 километр.
В 1935 году на лесозаготовках начали работать первые трактора. Лесопункт на 125 километре был передан Мурашинскому леспромхозу. Лес вывозился в основном зимой, но шпалорезный цех работал круглогодично (производительность составляла до 300 шпал в день)
В 1940 году в лесопункте имелось около четырёхсот рабочих, несколько тракторов и 128 лошадей. Возможно, имелись лёгкие рельсовые пути узкой колеи, предназначенные для перемещения вагонеток конной тягой.
27 декабря 1940 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку было присвоено название Октябрьский.
В 1944 году началось строительство узкоколейной железной дороги. В том же году (?) был открыт первый участок. Позднее на узкоколейной железной дороге появились лесные посёлки 61 квартал и Мирный (1966г.). На протяжении некоторого времени Октябрьская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Кузюгской узкоколейной железной дорогой.
В 1970 году узкоколейная железная дорога была переведена с паровой тяги на тепловозную тягу. В числе прочих локомотивов, имелся тепловоз ТУ5-003, мотовоз ДМ54-674.
В 1990-х годах узкоколейная железная дорога имела наивысшую протяжённость — не менее 120 километров, без учёта временных «усов».
По состоянию на сентябрь 2006 года, узкоколейная железная дорога работает. Расстояние вывоза леса составляет около 60 километров.
20.01.2007 © С. Болашенко http://infojd.ru/28/oktyabrsk.html
Про УЖД можно почитать и тут - http://uzd.spb.ru/poezdka15.htm
https://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=3007
https://obolev.livejournal.com/18992.html
А посмотреть - https://www.youtube.com/watch?v=4m6e6Su-1KE#action=share
В 2015 году .. - УЖД демонтирована...
Люди... Объясните мне.. как тут вставить фотографии?????? Вставит в текст, а не в коментарии..
вот посмотрите тут
https://rodnaya-vyatka.ru/help/vstavka-izobrazheniy
Спасибо.. Попробую..
В вагончике лесовоза УЖД - лесорубы, грибники, охотники.
Добрый день! Тепловоз 2686 машинистов Валеры Пупышева и моего отца Вячеслава Полянина. Михаил, есть еще фото?