Карауловский починок (Тимёнки)

Предлагаю вашему вниманию начало книги о моей родной деревне. Где я родился, начал учиться в школе, где прошло моё босоногое детство. Правда я там прожил всего 9 лет, потом с родителями переехали в другое место жительства. Вот я и решил написать немного о своей родной деревне. Здесь данные, которые взяты из архивных источников, которые есть на этом сайте. 

 

Карауловский починок образовался между 1710 и 1720 годами. Точной даты мы не узнает. В переписи 1710 года его ещё нет, а уже в дополнительной переписи 1721 года присутствует основатель этого починка Исупов Пётр Иванов сын (Иванович – в современной орфографии). В дальнейшем будем придерживаться старой орфографии, без –ич. Правда он был записан в деревне Конинской. Вот данные с дополнительной переписи 1721 года:

1721-го августа в день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца какой дан ис концелярии Вятцкой правинцыи за приписанием господина полковника и от лейб-гвардии капитана и Вятцкой правинцыы воеводы Василья Ивановича Чаадаева за закрепою секретаря Егора Дьяконова велено выборному Ивану Пупышеву ехать в домовые архиерейские вотчины и тех вотчин в монастырях и в волостях освидетельствовать поголовной переписи прописных и утаенных мужеска полу душ со старожилы и по тому его великого государя указу я выборной Иван тех волостей взял с собою Верховятцкого Екатерининского манастыря Верховятцкого Екатерининского монастыря вотчины Красноглинской волости старосту Афонасья Хозюкова, надзирателя Потапа Ашихмина, пятидесятника Ивана Виловатых и выборных старожилов Максима Шулакова, Василья Шитова, Никиту Лусникова, Лавра Шепелина, Петра Ситчихина и с ними в означенных волостях и деревнях и починках мужеска полу душ освидетельствовал и сколько по свидетельству явилось и то писано имянно в книгах которыя за своею рукою тако ж и за местными старосты и старожилов предъявляю при сем доезде, а сверх того прописных и утаенных мужеска полу душ и никого нет, а оные старосты и старожилы и мирские люди крестьяне дали скаскиза руками которые при сем же объявляю, а ежели кого собою не писал или утаил и за то б указал великий государь учинить мне смертную казнь, а движимыя и недвижимыя имения взять на него великого государя, и в тех архиерейских и монастырских вотчинах в разных деревнях и починках по свидетельству выборного Ивана Пупышева сверх прежде поданных сказок сколько явилось пахотных крестьян и детей их и срочных работников и нищих и хто имяны то у при сем доезде прилагаютца переписные книги и скаски
Деревня Конинская, в ней крестьянин:
Петр Иванов сын Шитов 40 лет, у него дети Петр 12 лет, Марко 10 лет, Емельян 8 лет
Осип Андреев сын Власов 40 лет, у него дети Никита 5 лет, Карп 2 лет
Петр Иванов сын Исупов 60 лет, у него дети Тимофей 15 лет, Тит 8 лет, Иван 5 лет
Иван Григорьев сын Исупов 40 лет, у него сын Елисей 10 недель //
Петр Артемьев сын Бабкин 70 лет, у него дети Ларион 40 лет, Гурей 16 лет, племянник их Иван 8 лет
Яким Иванов сын Сибирцов 12 лет
Карп Кондратьев сын Сибирцов 5 лет, брат ево Фома 4 лет, Афонасей полутора году

По всей видимости, ещё в то время названия у этого починка (Карауловского) не было, и жителей записали в этой деревне. Пётр Иванов прибыл в наши края с Сырьянского стана, сейчас это Белохолуницкий район. Издавна в этом стане проживали древние племена удмуртов. И вот в 1560-х годах здесь и был крещён в православие наш первый предок Ермолай (Ёлка) Исупов. Родился он до 1562 года. Было у него 6 сыновей. Самым младшим был Перфилко – до 1597 года рождения. У него старший сын Парфёнко (до 1617-1662) будет отцом Ивашки (1636 год рождения), вот от этого-то Ивашки и будет Пётр (1662-1725), который будет основателем Карауловского починка. По всей видимости, он добирался со своим соседом, по месту прежнего жительства, с Петром Артемьевым Бабкиным, который и будет основателем Бабкинского починка (Аникинцы). Он в дополнительной переписи 1721 года тоже был записан в деревне Конинской. Раньше дорог не было, в основном пути были по рекам. Но тут может быть такое. В это время, как перебраться им в наши края, Пётр-1 гнал пленных шведов в ссылку в Сибирь. И как раз по этой дороге они и добирались в начале до Верховятского монастыря, потом повернули к югу и добрались до нашей волости. Видимо, уже низовьях Вятки нашей местности жили. Наши предки начали подниматься вверх по Вятке. Уже были в то время были: Голодаевский починок (Ежово), деревня Пермятская, починок Краснопёровский (Полунята), деревня Конинская, починок Шестаковский (Киршата). Вот после Киршат было свободное место, вплоть до Канаковского починка. А это, примерно, 5 километров. От Киршат они проехали немного и на берегу Вятки Пётр Бабкин основал свой починок, а Пётр Исупов немного подальше свой починок. Бабкинский починок был не на высоком берегу Вятки, а вот Карауловский починок был на очень высоком берегу. До берега было в пределах 1 км. С левой стороны река Белая, примерно, км 2-3.

У Петра Иванова в живых было 5 детей: 2 дочери и 3 сына. Одна из дочерей Феодора (1700-1767) вышла в замужество в починок Савинский за Осипа Яковлева сына Смагина (1692-1766). После 1745 года они переберутся на новое место жительства в починок Шестаковский (Киршата). До 20 века предки их проживали там, но потом куда-то разъехались. 18 октября 1786 года внук Осипа Агей Иванов сын Смагин женился на Матроне (дочери Фёдора Мартынова Ситчихина) и перебрался жить туда, к тестю. Вот ихние-то предки будут там жить почти что до 2000-х годов. Но правда немного. Вторая дочь Ирина (1712-1770) вышла в замужество в деревню Конинскую, за Константина Родионова сына Дымова. Он мой предок по материнской линии. Все ихние Дымовы будут проживать там почти до 2000-х годов.

Один из сыновей – Иван – умер в детском возрасте (1717-1724). Второго сына Тита (1714 год) сослали в ссылку в 1742 году за воровство. Ещё с нашей местности сослали троих человек: с починка Пиминовског (Мартынята) – основателя этого починка Ивана Гаврилова-младшего Ситчихина, с починка Лусниковского – Селивёрста Петрова сына Лусникова и с починка Чежеговского (Ивёнки) – Трофим Григорьев сын Чежегов. От третьего сына Тимофея (1707-1771) и произошли все Тимёнские Исуповы. Женой его была Феодосья (дочь Прокопия Лукина Кулакова), с Ренёвского починка. Эти Кулаковы проживали в Сырьянском стане недалеко от Исуповых и, по всей видимости, вместе и приехали оттуда в наши края. С Сырьянского стана было не мало переселенцев в нашу волость.

После 1730 года встал вопрос об открытии самостоятельного прихода. А до этого местные жители, которые проживали от Шестаковского починка выше по течению реки Вятки и жители по речке Большой Белой от починка над речкой Большой Белой (Кочкины), справляли религиозную службу в селе Красноглинском. Туда и возили крестить младенцев. Путь был не близким и вот встал вопрос об открытии нового самостоятельного прихода, названного в начале тоже Красноглинским, но потом уже Троицким, а в последствии Бельско-Троицким. Населения на этой территории уже было более 300 человек обоего пола. Немного об этой церкви.

Первая деревянная церковь построена на часовенном месте над речкою Белою во имя св. Троицы по указу преосвященного Алексия, данному в 1732 году. Церковь освящена в 1744 году по протоколу № 15 от 1744 года. 11 декабря 1783 года Троицкая церковь сгорела. 7 мая 1784 года была дана храмозданная грамота за № 1194 на построение новой деревянной церкви, котора была построена в 1785 году. Освящена во имя Св.Троицы в январе 1786 года. По определению Епархиального начальства от 21 марта 1811 года село и приход были закрыты, а прихожане причислены к приходу церкви Залазнинского завода. В 1818 годубыло возбуждено ходатайство о построении вместо упразднённой деревянной церкви вновь каменной, но ходатайство это не было удовлетворено. 16 января 1832 года, по усиленной просьбе прихожан, приход приход вновь был открыт. 20 октября 1836 года Преосвященный Нил разрешил вместо деревянной церкви построить каменную во имя Св. Троицы с двумя приделами: правый - св. Николая Чудотворца, а левый - св. Великомученика Дмитрия Солунского. 23 октября 1836 года была дана храмозданная грамота за № 3636. Закладка храма состоялась в 1842 году. В 1844 году во время строительства обрушился купол холодного храма и строительство его было отложено на продолжительное время. Только в 1850 году был освящен правый придел теплого храма в честь Св. Василия Великого, а не в честь святого Николая и с этого времени службы в деревянной церкви были прекращены. В 1859 году начали строительство холодного храма, которое было закончено в 1866 году. 11 апреля 1874 года была сломана деревянная церковь, а 28 сентября 1874 года освящен холодный храм. В церкви 3 престола: в холодной- во имя Св. Троицы, в теплой- правый в честь Св. Василия Великого, левый в честь Дмитрия Солунского. Дата закрытия Троицкой церкви села Бельско-Троицкого по документам не установлена.    

У Тимофея было живых 9 детей: 4 сына и 5 дочерей. Один из сыновей Василий умер в 1766 году в 15-и летнем возрасте. Вот потомки этих сыновей: Никиты, Фёдора и Тараса и будут проживать в Тимёнках.

Старшая дочь Анна (1736-15.12.1796) вышла в замужество в починок Бабкинский за Петра Гурьева сына Бабкина. Вот тут-то и породнились Исуповы и Бабкины. Было у них 2 сына и 3 дочери: Тимофей умер молодым, Тит, Евдокия, Дарья и Ефим, которого заберут в рекруты в 1787 году. Всё потомство по Бабкинской фамилии пойдёт от Тита. Дочь Петра Исупова вышла за внука Петра Бабкина. Следующая дочь Матрёна (1737-14.03.1804) вышла в замужество в починок Ренёвский за Пантелея Степанова сына Ренёва. Но Ренёвы прямого потомства по фамилии не оставили. Только могу сказать, что их дочь Меланья вышла в замужество за Петуховского Лариона Иванова сына Шитова, который женился на ней и перешёл жить в Ренёвский починок в 1793 году. И вот от них-то и произойдут все Шитовы в Ренёвском, Кестымском, в Раменском починках. Далее Ирина, которая вышла в замужество в деревню Терешинскую за Сергея Савинова сына Охорзина. Но она проживёт немного и в 1767 году умерла. Но оставила одного сына Викула. Следующей идёт Анна же (1740-3.09.1804). Она вышла в починок Воронинский за Дмитрия Ульянова сына Воронина. Его заберут в рекруты в 1773 году, но потомство он оставил: сына Гаврила и дочь Дарью. Но, а последней из дочерей была Ефимия (1748-9.09.1806), которая вышла в замужество в починок Созыринский за Степана Григорьева сына Кротова. Они перешли жить в деревню Морозовскую в 1769 году. Запомните это.

Самым старшим из сыновей Тимофея Петрова был Никита, который родился в 1728 году. Женой его была Февронья Агафонова. Фамилию мы её не знаем. Они умерли рано, в 1753 году. Оставили после себя сына Якова, который родился тоже в 1753 году. Воспитывал его дед Тимофей со своей женой Феодосьей. Следующим родился Фёдор, в 1732 году. А в 1738 году - мой непосредственный предок Тарас.

 От Никиты в моей картотеке 416 потомков. У него, как мы знаем, был только один сын Яков. У него дети: Феоктист – 1774-1806, Февронья – 1777-1786 г, Елена – 1780 -26.02.1837 г,  Харитинья – 1784 – 10.01.1852 г, Яков – 1788-6.02.1852 г, Екатерина – 1795 – 18.12.1852 г, Максим – 1793-12.01.853 г. и Андрей с 1786 года, которого взял в рекруты в 1806 году. В последствии он исчезнет с поля зрения. По всей видимости, где-то сгинул на чужбине. Если был живой в 1812 году, то он мог участвовать в Отечественной войне с Наполеоном. Далее всех последующих потомков писать не буду, отмечу только, что большинство потомков будет от Якова Яковлевича, который женился 4 февраля 1807 года на Епистимии (дочери Феофилакта Дементьева Лобанова) с деревни Пермятской и было у него 8 детей. Нас будут интересовать только Григорий, Игнатий и Василий, потомки которых, в последствии будут проживать в Тимёнках и Киршатах. У Якова Яковлева сына Ивана тоже заберут в рекруты в 1836 году. Сын Феоктиста Иван тоже был взят в рекруты в 1836 году. Ему уже было в то время 32 года, и он имел троих сыновей. Немного о рекрутах.

Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году. В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных солдат. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году. Призывной возраст был достаточно неопределённым. До Крымской войны сохранялись пределы от 20 до 35 лет, затем высший предел был понижен до 30 лет. После введения жеребьёвой системы возраст привлекавшихся к жребию был установлен — 21 год, а в Архангельской и Олонецкой губерниях — 22 года. В 1793 году вместо пожизненного срока был установлен срок службы в 25 лет. Этот срок сохранял свою силу до Крымской войны, но фактически ещё в 1834 году он был сокращен до 20 лет. Нижние чины, прослужившие 20 лет, увольнялись на 5 лет в так называемый бессрочный отпуск, из которого они могли быть возвращены на службу только для пополнения войск до размера штатов военного времени.

Во время царствования Александра II срок службы был сокращен до 15 лет; в начале действительная служба продолжалась 12 лет, после чего нижние чины увольнялись в бессрочный отпуск на 3 года, а затем было введено увольнение в бессрочный отпуск на 5 лет, после 10 лет службы. В 1860-е последовало дальнейшее сокращение срока действительной службы, путём увольнения во временный отпуск. Ко времени введения устава о воинской повинности 1874 года нижние чины состояли на действительной службе около 7 лет, затем увольнялись во временный отпуск, а через 3 года перечислялись в бессрочный отпуск на 5 лет, после чего получали «чистую» отставку.

И что характерно, у этого-то Ивана Феоктистова сын Павел тоже был в рекрутах с 1854 года. Но после окончания Крымской войны был отпущен на родину и потом благополучно проживал в своей родной деревне, где и умер в 1883 году.

Как сказано выше, вторым сыном у Тимофея был Фёдор, рождённый в 1732 году. От него у меня зафиксировано 358 потомков. Он проживёт долгую жизнь и скончается только 22 марта 1813 года в возрасте 80 лет. Женился он на Анне (дочери Фоки Иванова Едигарева), с починка Хробыстовского. Едигаревы появились в наших краях, предположительно, в то же время, что и Пётр Исупов. Происхождением они тоже с Сырьянского стана. Предок их Мартемьянко Едигарев проживал в починке Ондрюшки Креткова да Климушки Едигарова за задним погостом. Первым из Едигаревых у нас был Фока Иванов сын Едигарев. Сама Анна Фокина умерла 5 декабря 1805 года. Было у них четверо детей: Тарас, Ефим, Федот и Меланья.

Старший сын его Тарас – (1756-29.03.1802) после женитьбы на Марфе (дочери Степана Васильева сына Шитова) перешёл сам собою в 1781 году в деревню Морозовскую, где в то время проживала его тётка Кротова Ефимия Тимофеева дочь. В последующем все Морозовские Исуповы будут потомками Тараса Фёдорова сына Исупова. Было у них 3 сына и дочь. Один из сыновей Семён был взят в рекруты в 1807 году. Дальнейшие следы его не прослеживаются, по всей видимости, тоже где сгинул в войне с Наполеоном 1812 года. Ефимовские и Федотовские потомки в последующем будут проживать в Карауловском (Тимёнках).

А третьим сыном, от которого было потомство, проживающее в Карауловском починке, был Тарас (1738-28.10.1799) Тимофеев. От него зафиксировано 394 прямых потомка. Женился он на дочери отставного беглого солдата Василия Трофимова сына Корепанова, на Марии. Видимо, он был беглым рекрутом, так как в то время служили пожизненно. Есть любопытный документ из ВУАК, где написано, что был наложен штраф на священника Красноглинской волости, Троицкой церкви Василия Агафонова 25 рублей за держание беглого крестьянина Василия Корепанова. По всей видимости, Василий Корепанов был взят в рекруты и убежал из армии и подался в наши места. Народу в то время жило мало и спрятаться было есть где. Проживал он в починке Гляденовском (Лобаны в последствии). Женой его была Татьяна Кириллова дочь. Было у них 2 дочери: вышенаписанная Мария и Варвара, которая выйдет в замужество в починок Простенишинский (Лопари), за Бориса Фёдорова сына Питиримова. Умер Василий Трофимов Корепанов 30 мая 1787 года 67 лет от роду. В МК написано, что он был инвалидной команды отставной солдат. У Тараса с Марией было 5 сыновей и 2 дочери. Одна из дочерей Евдокия вышла в замужество в починок Краснопёровский за Поликарпа Иванова сына Лусникова, вторая дочь – Настасья вышла в замужество в починок Созыринский за Трофима Агеева сына Кротова. Один сын Зот умер в молодом возрасте. Иона умер в 1796 году в 18-и летнем возрасте. А сын Иван тоже умер в 22 года, в 1800 году, но успев жениться. Но потомства не оставил. Нас будут интересовать только Василий и Назар Тарасовы, потомки которых в последствии и будут проживать в Карауловском починке.

Значит, получается такая картина. В Карауловском починке будут жить потомки: Григория, Игнатия и Василия Яковлевых детей, Ефима и Фёдота Фёдоровых детей, Василия и Назара Тарасовых детей Исуповых.

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Агафонов

Молодец Василий Данилович! Оставили Вы для своих потомков бесценную информацию.

Аватар пользователя татива

Василий Данилович , вся книга уже готова? Вы-молодец!

Аватар пользователя Василий1955

Пишу, Татьяна Ивановна. Со скрипом идёт. 

Аватар пользователя Регина

Василий Данилович,  думаю, что книга будет очень интересной и полезной. А что то за картотека? И по какому принципу Вы ее составляли?

Аватар пользователя Василий1955

Не понял, какая картотека?

Аватар пользователя Регина

 От Никиты в моей картотеке 416 потомков.

Аватар пользователя Василий1955

Теперь понял об чём разговор. Я всех Тимёнских Исуповых забил в Древо Жизни 4. И у меня уже боле 1200-х человек. Вот я считаю, сколько от кого от троих сыновей. 

Аватар пользователя Регина

Благодарю!

Аватар пользователя ru-danko

Василий Данилович, отличное начало! Очень богатый и подробный материал:)

Аватар пользователя VeraB

Здравствуйте, Вы пишете , что первым был человек по имени Ермолай (Ёлка) Исупов. А какому народу он принадлежал? По фамилии так вроде как он тюрок. И(Ю) супов фамилия тюркского происхождения. Может из крещёных татар?

Аватар пользователя Василий1955

Здравствуй, Вера!

Не могу точно сказать, но у Ермолая было 5 сыновей. В этом районе раньше проживали племена удмуртов и их крестили в 16 и 17 веках на этой территориии. Юсуповы татары, а Исуповы русские.

Аватар пользователя VeraB

Исупов и Юсупов это происходит от имени Йосеф, Иосиф, Юсуф, Юсуп, Исуп, Осип. Смотря у какого народа, зависит от языка. И религии.