Сличение известий о Вятке по летописям. Труды Вятской УАК

ТВУАК 1905-1 стр.100  (Воскресенская+Никоновская,Львова, Софийская, Новгородская-Академический список,  Типографская) + Википедия

 

1164 лето

Князь Андрей Юрьевич (Боголюбский, сын Юрия Владимировича Долгорукого) (1111-1174(убит боярами) + брат Ярослав Юрьевич (ум.1166г, рожден от второй жены) + сын Князя Андрея,  - Изяслав Андреевич (ум1165) + князь Муромский, Юрий Владимирович (сын Владимира Святославовича, вунк Долгорукого, ум.1174), пошли на Булгарию. Князь Андрей Юрьевич воротился с победой.

Ход атаки: Андрей Юрьевич посек Булгар, стяги их снял. Описания сражений нет. Дружина Андрея вернулась в здравии, потерь нет. Царь Болгарский бежал с малой частью своей дружины в свою родовую вотчину - Царев город. А столицу Булгарии- город Бряхимов Андрей сжег.

 

1171-1172 зима

Князь Андрей Юрьевич послал сына Мстислава (ум.1173) на Булгарию + Муромский князь послал своего сына + Рязанский князь послал своего сына. Зимой путь был не гож.

Мстислав встал на Городце а оттуда на устье Оки. Тут он должен был соединился с войсками Мурома и Рязани. Ждал две недели. Но они не пришли. Мстислав с передовою дружиною пошел один на Булгар. Воевода - Борис Жидиславич. Напал внезапно, взял город, в котором 6 сел великих. Мужчин всех посек, детей и женщин - в плен. Пошел с ними к устью Оки в базовый лагерь.

Булгары напали на Мстислава по пути его отхода и отбили пленных. Войско булгар -6-7 тыщ. Мстиславу с малым войском удалось бежать.

 

1178:

Всеволод Большое гнездо заложил город русских  - Гляден на Устюге в слиянии рек Юга, Сухоны и Сев.Двины.

 

1183:

Князь Всеволод (Юрьевич, от 2 жены, 1124-1212, прозв. Большое гнездо),  пошел на Булгарию + Изяслав Глебович (Переяславльский, сын Глеба Юрьевича, внук Дрлгорукого, ум.1183)  + Владимир Святославич (сын князя г.Юрьева-Польского, внук Долгорукого) + Мстислав Давыдович (сын Давыда Ростиславовича, князя Вышгородского и Смоленского. Ум.1230) + Рязанские князья - Роман, Игорь, Всеволод и Владимир Глебовичи (дети Глеба Юрьевича, внуки Долгорукого) + Муромский князь Владимир (Юрьевич, ум.1203, сын Юрия Владимировича, Рязанского, внук Владимира Святославовича).

Высадившись в Булгарии на берег, пошли к Великому городу, по пути постояв два дня под городком Тукчин и на третий день продолжили путь к Великому городу.

Дозорный Всеволода узрел в поле полк, и мниша, что он вражеский, Булгарский, и от него принял князь 5 человек, которые доложили, что полк тот Полоцкий Емякова, идет воевать Булгар, но прослышав, что Князь Всеволод тоже идет воевать Булгар, решил присоединиться.

Всеволод посовещавшись, ввел их в свое войско, определив как Половецкую роту.

Вместе со своим войском повел их к Великому городу. По Никоновской летописи с ними выступал и Белозерский полк с воеводой Фомой Ласковым, а в Воскресенской его нет.

В Никоновской дано пояснение, что Белозерский полк на судах прибыл стеречь земли те в поле от Половецкого полка, и стояли на воде для порядку в противовес Полоцким.

Перейдя Черемисские земли встали все вместе под Великим городом у его ворот. Снаряжены были сто полков и одна княжеская дружина. Ворота открылись, н виден был  оплот, который вышел в ворота из города и сражался копьями и стрелами. Одна из стрел ранила через бронь князя Изяслава, он еле остался жив. Его снесли во стан.

Болгары из города Сабакуля, из города Челмата шли в лодках, и из города Торцкого,- на конях к лодьям Всеволода.

Всеволод оставил Белозерский полк на воде, на их и своих судах.

Болгары подошли к тем судам, но увидав, что и вода, и берег заняты войском Всеволода устрашились и бежали. А Белозерцы на судах гнали их.

Всеволод стоял под городом 10 дней.

Булгары прислали к нему переговорщиков с челобитием. Всеволод с раненым Изяславом стал возвращаться, по дороге у Исада его брат умер. Всеволод пересел на суда и по реке пошел во Владимир.

Изяслава Глебовича – сына Глеба Юрьевича Долгорукого, похоронили во Владимире.

А конницу Всеволод отправил на Мордву. Итоги той битвы не описаны в Воскресенской, Никоновской и Львовской летописях.

 

1186

Великий Князь Всеволод Юрьевич (1154-1212, Большое гнездо, сын Долгорукого) послал на Булгар своих людей с войском. Воевода – с Городчан. Вернулись с пленниками без потерь. Описания сражений нет.

 

В Никоновской летописи есть поход 1206г. В других двух летописях такой поход не упомянут: послал князь Всеволод Юрьевич рать судовую на Болгар волжских и Камских по Волге. Те дошли до Хомог. Много посекли Болгар. Взяли много пленных, товар и вернулись восвояси.

 

1219

Болгары пошли на Устюг, взяли его и пошли на Унжу, но Унжане отбили их атаку. (Унжа – река приток Волги на север).

 

1220

Князь Великий Юрий (Георгий) Всеволодович (1188-1238) (Владимирский и Суздальский) послал брата своего Святослава на Болгар. (Самому Юрию 11 лет!)

Состав войска: Святослав Всеволодович+воевода от самого Юрия Всеволодовича – Еремей Глебович + Ярослав Всеволодович (брат Юрия, 1190-1246) из Переяславля послал свои полки + полки Василия Константиновича(1209-1238) и Юрия Константиновича из Ростова и с Устюга на Каму (племянники Юрия Всеволодовича, дети его старшего брата Константина Всеволодовича) – Юрий Константинович послал сына своего – Олега Юрьевича + Муромский полк Давыда (Юрьевича, сына Юрия Владимировича, внук Владимира Святославовича, ум.1228) с сыном его Святославом Давыдовичем.

Сошлись все на устье Оки (совр.НН).

Пошли вниз на Исад (Воскресенская- напротив Ошель, Никоновская – близ Авль, Львовская – близ Ошляв). Пошли вниз по Волге…и сошли на берег.

Отправил Святослав полки свои – один налево (Переяславьский, Ярослава Всеволодовича), другой направо (Ростовский, Юрия Константиновича), а сам посреди стал с Муромским полком и пошел от берега к лесам. Пройдя лес вышел к городу Болгар. В город уже был стянут полк Болгар, готовый к битве, они уже стояли в поле, ожидая противника. Начался бой. 

Описание сражения: Булгары конные, пустив стрелы, постояли в поле мало, побежали ко граду, там затворились. Святослав вборзе пошел на них в взял город Ошель. Вернулся к своим ладьям и далее пошел вверх по Волге домой.

Болгары собрались пешие и конные на Волге у Исаду и стали ожидать реванша.

В ответ на этот жест Святослав развернул все суда, одев полки в броню, и выставив плененных в том сражении Булгар по бортам, приказал развернуть знамена и бить в бубны и др. мух инструменты задействовал. И пошел по воде мимо конных и пещих Булгар. Булгары не могли стрелять по своим и им щемило сердце от бездействия.

Так суда прошли Исад и дошли до устья Камы. Там встали.

Туда к Святославу пришли Ростовский и Устюжский полки и Воцлав Добрынич (Переяславльский), все с пленными и великой корыстию (отобранным добром).

Оттуда же Всеволод рапортовал брату Юрию (Георгию) Всеволодовичу князю Владимирскому) о победе.

Затем отправился на судах до Городца, а от него конными до Владимира (домой).

В ту же зиму (1221г) Булгары прислали к Князю Юрию своих послов с просьбой о мире.

Юрий не принял мир и стал снаряжать войска против Булгар.

Василию Константиновичу в Ростов отправил приказ идти на Городец вместе.

Сам Юрий пришел на Омут. Стал ждать брата.

На Омуте принял послов Болгарских. В мире отказал им. Трижды. Булгары предлагали порядок как при отце его, Всеволоде, и при дяде его, Георгии Владимировиче (Юрии Долгоруком): брать их князей Булгарских в княжеские войска с землями булгарскими, устанавливать там свой Закон.

 

Чем закончилось, – повествование прервано на 140 лет… Вероятно, условия были приняты и Булгары стали платить дань Князю Владимирскому-Суздальскому и позднее – Городецкому (после этого похода 1220г(!)…

 

 

1360 зима:

Прознавши от Булгарского посла из Жукотина о разграблении Булгарских земель разбойниками (пиратами-ушкуйниками?) Князь собрал съезд в Костроме.

Приехали: Дмитрий Константинович (Владимирский) с братом Андреем Константиновичем (из Н.Новгорода) , князь Константин (Ростовский).

Доп. Из Никоновской летописи: Летом разбойники из Великого Новгорода пришли в Жукотин и побили пограбили Татар. За то деяние Татары пошли и пограбили Булгар. В тот же год Татары обратились к Князю Жукотина, а он к царю Орды - Хадырю, чтобы оргадил себя и их от разбойников. Князь Жукотина и царь Хадырь направили трех послов к Русскому князю о поимке разбойников. Разбойники были выданы со всем награбленным послам и свезены в Орду.

 

1367

Князь Ордынский Булактемир пришел ратью и пограбил уезд весь по Волге до Сунтовыти- Исада. Князь Дмитрий Константинович (Суздальский) пошел на него, а тот бежал в Орду, но был изловлен Царем Орды Азизом и казнен.

 

1370:

Мамай возвел в Орду царя Мамант-Салтана (Крымского?). Известие принес посол Орды – Ачихож. (По ТВУАК: Асан Булгарский провозгласил себя Ханом и ввел фальшивые монеты со своим именем. Асан – предок Строгоновых).

Того же лета Дмитрий Константинович(Суздальский) послал брата своего Бориса и сына своего Василия войной на Булгарского царя Асана. Асан, прознав это, направил посла с челобитной и с дарами к Князю. Князь принял дары. На царство был посажен вместо Асана Салтан Баков сын. Асан смирился, жил в мире с русским Князем.

 

1374:

 

Пришли на низ Вятки ушкунцы-разбойники – 90 судов(ушкуев).

Пограбили Вятку. Взяли в плен Булгар. Города Булгар не сожгли за выкуп в 300 рублей.

Разделившись в Булгарии на два отряда по 40 и 50 ушкуев(судов), пошли на на низ Волги к Сараю 50 судов, а 40 – пошли вверх по Волге до реки Обухова и грабили Засурье (восточнее) и Маркваш. Затем прошли через Волгу, суда уничтожили и на конях пришли к Вятке по пути пограбивши много сел по Ветлуге (восточнее ее).

 

1375:

Разбойники из Великого Новгорода 70 судов(ушкуев). Воевода их – Прокофий, второй воевода – Смолянин. Пришли к Костроме, от нее к Нижнему Новгороду. Секли Басурманов и Християн тоже. Брали в полон. Пришли на Каму, и там тоже пограбили. И опять пошли по Волге до Булгар. Там пленников християн и товар награбленный продали. И пошли вниз к Сараю, убивая Басурман, а християн грабя. Дошли до устья Волги (Дон) близ моря  до города Хазтараканя. Князь того города по имени Салчей, басурманин. Его избили и все пограбили.

 

1376 зима:

Послал Великий Князь Дмитрий Иванович Князя Дмитрия Михайловича Волынского на Булгар + Князь Дмитрий Константинович Суздальский послал своего сына Василия (Кирдяна) и Ивана с боярами и многими войнами.

Описание: 16 марта пришли в Булгарию и погнала Русь на них, бивши их. Булгары бежали и скрылись в городе своем. Царь Булгар Асан и царь Орды Махмат Салтан послали челобитную и 2000 рублей и 3000 рублей Великому Князю и его тестю Дмитрию Константиновичу и пошлинную дань. И таможенника* от Великого Князя посадили на землях Булгар.

 

1379 зима:

Вятчане ходили ратью в Арскую землю. Побили разбойников-ушкуйников, а воеводу из Рязанца убили. Рязанец – Иван Станиславов сын.*

https://viewer.rusneb.ru/ru/000202_000006_01c43350-c3de-4d24-95c9-42cbe5...

 

1391:

Царь Тахтамыш послал сына своего Бектута с ратью на Вятку. Он взял Вятку, пленных привел.

 

1392:

Новгородцы и Устюжане и прочие конные и судовые пошли по Вятке вниз и взяли Жукотин и Казань, вышли на Волгу. Пограбили всех и вернулись обратно.

 

1399 осень:

Князь Семен Дмитриевич Суздальский подошел с ратью к Нижнему Новгороду там соединился с ратью татарской Царевича Ентяка. Прослышав это Великий Князь  собрал войско, пошел на них и взял город Булгар, и город Жукотин и Казань и город Кременчуг.

 

1401 осень:

Великий Князь Василий послал Ивана Андреевича Уду и Федора Глебовича сыскать княгиню (семью) Князя Семена Дмитриевича   

 

1402 лето:

Прослышав, что семью его взяли и ведут из Москвы на Вятку, Князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел к ним на Вятку и умер от болезни через 5 мес, 21 декабря.

 

1409:

Ходил Анфал Никитович Двинский (в Никоновской – посадник Новгородский – Анфал) на Булгар по Каме и Волге. Побил 100 посадов (селений в пригороде) по Каме и 100 по Волге и 50 на обратном пути по Камее Татарские селения побил.

 

1417:

Боярин Великого Князя Юрия Дмитриевича, - Глеб Семенович (сын умершего на Вятке Семена Дмитриевича) и с ним его люди – Новгородские беглецы (изменники): воевода Семен Жидовский, воевода Михаил Россохин, и с ними Вятчане и Устюжане  ходили на землю Двинскую и Заволочскую. Пожгли Колмогоры. Взяли Борок и в нем детей Ивана Васильевича. Взяли город Емец и сожгли. Взяли Новгородских бояр в полон. Многих бояр полонили и затем продали (а с многих взяли откуп). Новгородских бояр – Юрия Ивановича и брата его Самсона Ивановича взяли в полон. А бояре Новгородские: Иван Федорович и брат его Афанасий Федорович и Гаврила Кириллович и Исаак Андреевич согнали изменников на остров под Моржом* (Маркваш). Бояр пленных у изменников отобрали. А изменников отпустили милость им свою показав… А Заволочане в то время завоевали город-крепость Устюг (который был за Великим Князем Суздальским-Владимирским-Городецким). Устюг сожгли.

(Тут разночтения в Воскр. и Никоновской, но смысл таков, как оправдать сожжение двух крупных творений – городов, построенных их же предками…).

 

1418 лето:

Михаил Россохин убил на Вятке Анфала Двинского.

 

1433:

Великий Князь Василий Васильевич (Москва) послал с воеводой Князя Юрия Патрекеевича двор свой на Кострому и Юрьев(Польский*). А город  Юрьев при помощи Вятчан и Галичан отразил атаку и побил на речке Кусе рать Великого Князя, а воеводу Юрия Патрекеевича в плен взяли. https://viewer.rusneb.ru/ru/000202_000006_01c43350-c3de-4d24-95c9-42cbe5...

1434: Великий Князь Василий Васильевич услышав про измену дяди своего Князя Юрия (что Галичан позвал в помощь), отправил на Галич войско и сжег Галич, пленных привел в Москву.

Князь Юрий стал собирать войско на Москву на Великого Князя. Собрал Галичан, Юрьевцев, Вятчан и детей своих (вероятно с ясашных земель): Василия, двух Дмитриев: Шемяку (рода Рюриковичей) и Красного (Фоминский Князь, рода Рюриковичей) с многою силою.

Прослышав это Великий Князь Василий Васильевич ретировался в Ростовский монастырь На Никола Святого горе.

Юрий Князь Юрьевский и Галический побил войско Василия Васильевича и сел на трон в Московский.

 

1435 лето:

Князь Василий Юрьевич Косой (Москва) пошел к Костроме, там призвал к себе Вятчан ( "...и Вятчаны придоша") и соединившись с войском с Вятки, войском пошли на Кострому.

Прознав про то, Великий Князь Юрий (Косой, с Москвы) пошел с войском на Кострому, встал у Святого Ипатия (Ипатьевский монастырь в области, между Волгой и Костромой).

Оба князя договорились о мире на условиях: Великий Князь Юрий отдал в вотчину Князю Василию Косому город Дмитров.

 

1436 лето:

Князь Василий Юрьевич послал Великому Князю разметные (ультиматийная форма извещения о намерениях): пойдет он на Галич, оттуда на Устюг. А Вятчане с ним.

И встало его войско под Устюгом и стояли 9 недель, взяли Устюг, воеводу от Великого Князя – Глеба Оболенского убили, а десятника Иева Булатова (от Ростовского Князя) повесили.

Той же весной Князь Василий Юрьевич пошел с Устюга до Великого Князя похвалиться (победой). Вятчане с ним, да двор Дмитрия Шемяки.

Великий Князь встал встречать его в Ростовской области у Святого Покровского (монастыря) в Сорокотине. С ним полки Князя Дмитрий Меньшого и Князя Ивана Андреевича Можайского. С ними прибывший в службу князь Литовский Иван Баба Дрютский.

Тогда Князь Василий Юрьевич предложил Мир.

Великий Князь распустил основные силы.

Князь Василий тем воспользовался и решил свергнуть Великого Князя. Пошел с пехотой.

Великий Князь вернул войска и была битва.

Войска Великого Князя победили.

Василий Юрьевич был пленен и ослеплен.

 

1458:

Великий Князь послал рать на Вятку. Воеводы – Князь Иван Юрьевич, Князь Иван Иванович, Князь Дмитрий Ряпосоловский. Они взяли города Орлов и Котельнич. Прочие города привели к целованию и вернулись в Ростов.

 

1468:

Татары пошли на Галич.

Той же осенью Великий Князь послав войско на Черемису. Воеводы – Князь Семен Романович, Иван Васильевич Горбатый.

Зимой пройдя леса бездорожные,  рать вышла на землю Черемис. Повоевали все до тех мест, от который день пути до города Казани.

Муромцев и Новгородцев Великий Князь послал в то же время по Волге воевать. Повоевали все по обоим берегам. Все вернулись домой.

Татары Казани в то же время взяли Кичменгу и сожгли тот город.

Великий Князь велел переловить тех Татар. И для этого объединил в одно войско разные полки - весной Великий Князь отправил бояр с полками по Каме воевать Казанские места:

От Москвы направил к Галичу Казака Руно с его казаками.

Из Галича выдвинулись полки детей Семена Филимоновича – Глеба, Ивана Шуста, Василия Губа – они пошли к Вологде.

С Вологды – судовой полк и Вологжан  - к Устюгу. В Устюге полк Ивана Звенца с Устюжанами присоединился.

С Кичмени - полк Ивана Игнатьевича Глухого с Кичменжанами.

На Вятке соединись под Котельничем полки Устюжский и Кичменский.

От Котельнича пошло войско воевать Татар, к ним присоединились Вятчане (полк), но вскоре получивши весть от Казанцев о намерении воевать их земли, Вятчане оставили 300 ратников с полками Великого Князя, а остальные возвратились в свои укрепления оборонять от Казанцев свои земли.

Казанцы пришли на Вятку с многою силою и не смогли Вятчане держать оборону и предались Царю Обреиму.

Войско Великого Князя тем временем воевало Черемису по реке Вятке до Камы.

По Каме воевали до Толмуги.

Ходили и до Перевоза Татарского. Повоевали, товар и пленных взяли.

Затем опять вернулись вверх на Вятку (реку).

Воевали земли до Белой Волошки.

Оттуда пошли воевать Пермь Великую и вернулись к Устюгу.

От Устюга пришли в Москву с пленными.

https://viewer.rusneb.ru/ru/000202_000006_01c43350-c3de-4d24-95c9-42cbe5...

 

1469 весна:

Великий Князь Иван Васильевич послал полки на казанские места.

Воевода Константин Александрович Беззубцев, от всей земли своей, из всех городов своих и от своего двора многих детей боярских.

От Москвы собран Сурожский полк с воеводой Петром Васильевичем Оболенским.(Сын Нагого).

Пошли все Волгою к Новгороду.

К Устюгу послал воеводу Данила Васильевича Ярославского и со своего двора детей боярских – Ивана Гавриловича, Тимофея Михайловича Юрла, Глеба и Василия Семеновичей, детей Филимонова, Федора Борисовича Брюха, Салтыка Травина, Никиту Константиновича, Григорий Префушкова, Андрея Бурдунова, с Вологды воевода Князь Андрей меньшой, Семен Иванович Сабуров с Вологжанами.

Пришли на Устюг и пошли на Вятку.

Полк Беззубцева пришел на Вятку и он стал призывать на Царя (Казанского).

Вятчане ответили: «Изневолил нас Царь (Казанский) и дали мы ему слово не помогать ни Великому Князю, ни Царю (в их противостоянии).»

В ту пору на Вятке был посол Казанский. Он доложил Царю, что полк Беззубцева в малом количестве сейчас на Вятке, а основное войско стоит под Нижним Новгородом на судах.

Великий Князь, узнав о решении Вятчан остаться в нейтралитете, отозвал с Вятки полк Беззубцева к Нижнему Новгороду, бросив часть полка с воеводами боярскими на Казанские места по обоим берегам Волги.

В тех местах уже были Христианские церкви, захваченные Казанцами, и посады, в них жили пленники с московские, рязанские, литовские, вятские, устюжские, пермские. Их всех освободили. Посады пожгли, а людей отправили кому куда ближе в родные места.

После освобождения пленных рать встала на острове Коровнич (на Каме).

В то время пришел сбежавший из плена Коломлетин и сказал, что Царь Обреим собирается напасть на Великого Князя всеми силами своими с землями Камскими, Сыпленскою, Костячскою, Беловолжскою, Вятскою, Башкирскою, - судовой и конной ратью.

Великий Князь приказал укрепить суда броней и идти по Волге на остров Ирхов.

С того острова состоялся бой на судах с Казанцами.

Беззубцев второй раз обратился за помощью к Вятчанам.

Вятчане сказали: «Коли все войско Великого Князя встанет под Казанью, тогда придут и они, а самостоятельно ратью без войска они не пойдут).».

Беззубцев стянул силы под Казань и стоял там, но Вятчане так и не пришли.

Из-за отсутствия поддержки и провианта Беззубцев не решился без Вятчан напасть на Казань и отступил с острова Ирихова к Нижнему Новгороду.

Великий Князь отпустил плененную мать Царя Обраима Царицу города Касимова с вестью о перемирии.

Но Царь Обраим не послушал мать и напал судовой ратью на войска Царя по пути в Нижний Новгород (войска остановились передохнуть в русском городе Звенце и совершали молебен в церквях).

Битва была до ночи, затем каждая сторона разошлась по своим берегам.

 

1470 весна:

Великий Князь послал судовое войско и конное на Казань.

Воеводы конного войска: Василий Михайлович, Иван Юрьевич и все бояре служылые, в передовом полку Князь Данило Дмитриевич Хлемский и Федор Давыдович, Казаки Руно.

Казань взяли. Царь Обраим из города бежал.

После на судах с воеводой Князем Федором Семеновичем Хрипуном Ряполовским били Казанские земли по берегам Волги с 1469 до 1470г.

Отмечено как отдельное событие – бой Устюжан с Татарами на Волге летом того же года той же военной компании). Устюжане бились от Волги и дошли до устья Камы. В той битве Татары победили Устюжан и многих забрали в плен бояр. Воевод Князей – Никиту Константиновича убили, а Юрла Плещеева  взяли в плен.

Осенью Московскому полку с воеводой Князем Юрием Васильевичем удалось крепко встать под Казанью и внутри города в отсутствие Царя навести свой порядок.

Царь Обраим послал к нему послов с миром.

1471 лето:

(продолжение боев)

Великий Князь послал Князя Бориса Слепца на Вятку с приказом идти с ним на Двинскую землю ратью. Всего их было 4 тыс (без 30-ти человек)

К Василию Федоровичу Образцу  послал полк Устюжан. Приказал им соединиться и вступить в сражение на Двине с против Воеводы Василия Шуйского и его полков – Двинского и Заволочского. Всего их войнов было 12 тысяч.

Войска Великого Князя одержали победу, ранив Князя Василия Шуйского с бою. Шуйского на лодке успели увезти в Колмогоры.

Всю землю Двинскую привели во власть Князя Великого –Царя Всей Руси - Ивана Васильевича.

 

В Львовской летописи так: « 27 июля воеводы Великого Князя –В.Ф.Образец и В.Слепец с Устюжанами и Вяичанами пошли против Князя В.В. Суздальского (брата Горбатого) и войска Двинского. Победили Суздальского.».

 

1478 зима:

Царь Всей Руси был в Новгороде.

И пришел Царь Казанский без объявления войны на Вятку. Взял в селах много пленных. А городов Вятских ни одного не сумел взять (были отбиты Христианами).

Той же весной Великий князь послал воеводу Образца и иных бояр на Казань по Волге.

Вятчане и Устюжане прибыли к Казани для отвоевания своих плененных.

Лето. Великому Царю послана весть о пленении Казанского Царя. Вестник – Федор Хрипун Ряполовский.

Царь Руси своим указом посадил в Казани Царя Махмет Аминя.

 

1489 весна:

Узнал Царь, что Вятчане отступили от его воли.

Царь Руси Иван Васильевич послал рать для исправления на Вятку. Воеводы – Князь Василий Данилович Щеня и Григорий Васильевич Морозов. Вятичей воевод взяли в Москву (как пленных), остальных к целованию привели.

В 1490 послан был на Вятку воевода Юрий Шестак Кутузов для поддержания порядка. Он вскоре вернулся обратно в Москву (т.е. порядок был).

 

1496:

Мамук Царь Шибанский (кочующие ногайцы от сибирских Джучи), видя измены от своих князей, бежавших из Казани (от Царей Махмет Аминя и Магамет Аминя), пошел ратью на Казань.

Царь Магамет Аминь бежал из Казани в ноябре (не вступая с ними в бой). Бежал в Москву.

Мамук взял Казань. Затем пошел на Арские городки. Арские князья бились с ним крепко своими силами.

А беглого Царя Магамет Аминя к себе обратно не пустили. И направили Царю в Москву просьбу не садить больше на Казанский трон Магамета. А посадить на трон Абделетифа Обраимова сына.

 

1499:

Послал Царь войска на Сибирь (на Югру и Гогулич). Воеводы – Семен Федорович Курбский, Петр Федорович Ушатый, Василий Иванович сын Гаврилы Бражникова, полки Вятский, Устюжский и Двинский.

Сибирь повоевали. Пленную знать привели в Москву (прочих к целованию).

 

1502 зима:

Прознал Царь о проделках Абдельатифа и направил войска в Казань. Воеводы – Василий Ноздреватый, Иван Телешов.

Абдельатифа привели в москву, а на его места Царь посадил Магамеда (прежнего  царя).

 

1505:

Прознав о проделках Магамета (он изъял Русского посла Михаила Кляпика, пограбил торговцев и убил некоторых в Казани, а иных русских отдал в Сибирь ногайцам как рабов), Царь послал брата своего князя Дмитрия Ивановича и воевод в Казань.

Войско Магамета побило их всех, князь и воеводы бежали.

 

1507:

Магамед вернул по доброй воле послу Кляпику его привилегии в Казани и послал Царю своего посла на те же привилегии. А так же вернул отданных ногайцам бояр.

Осенью Царь послал в Казань посла Ивана Григорьевича Поплевина (сын Вятского воеводы Григорий Васильевича Морозова-Поплевы). Тот собрал и привез в Москву дипломатическое соглашение с Магаметом.

 

1518 зима:

Магамет умер. Царь посадил на трон Шагалея (внука хана Ахмата). От имени Царя при инагурации дела в Казани  вел Князь Дмитрий Федорович Бельский.

 

1521 весна:

Казанский бунт. Шагалея Казанская знать выслала всем его двором в Москву, а на трон привела Саин Гирея (Крымского, от рода Мингли Гирея).

 

1523:

Саин стал притеснять Христиан. Посла Василия Юрьевича Поджегина убил.

 

1524 осень:

Направил Царь рать к Казани. Воевода – Шагалей и с ним московские воеводы.

Саин бежал без боя. Новым послом в Казань был определен Князь Василий Васильевич Панков (он имел полномочия как царский наместник в тех землях). Крымскому потомку Сафа Гирею разрешено было остаться в Казани.

 

1529:

Сафа Гирей учинил расправу над послом Андреем Пилемовым, за что Царь в 1530г послал рать свою в Казань.

Разрушили укрепленный острог казанцев – город Булак.

Сафа бежал. Казанцев привели к допросам. Навели порядок.

 

1530 зима: Царь посадил на трон Яналея.

 

1535 осень: Казанцы изменили Царю (Яналея убили). На трон сел Сафа Гирей.

 

1542 весна: обе стороны обменялись грамотами о мире. Дипломаты – Никита Чуватин, Василий Санчурин.

 

1545 весна:

При легкой прогулке на лодках, люди (дозорные) из свиты Князя Семена Васильевича Панкова встретились с пришедшими с Вятки людьми (военными) Василия Семеновича Серебряного на Казанском Устье (на Каме и Вятке). А пока они туда шли с двух сторон – побили и пограбили много татарских вотчин. Царь значения этому проступку не придал, более того, раздал те земли им же.

Сафа выставил ультиматум – выдать ему тех разбойников.

Казанская знать послала к Царю Галичанина Василия Давыдовича Бортева с предложением послать рать на Казань, а знать выдаст той рати Сафа Гирея.

 

1546 зима:

Царь получил известие от Казанской знати, что они Крымцев побили и Сафу сместили, а  на его место просят Шигалея.

(Знать: Кадышь Князь, Чура Нарыков, Галиметшах, Абеюргань Шейх, Треул Бурнаш и др.).

Дипломаты – Игнатий Яхонтов, Рудак Булатов сын Мордвинов.

Весна. Шигалей из Москвы прибыл на Казанский трон, Князь Бельский с широкими полномочиями был уже там.

Вторая часть Казанской знати не смирилась и стала собирать бунт против Шигалея, а Сафа с ратью подошел к городу и встал на Каме. Шигалею пришлось бежать и прятаться.

Царь не знал, где Шагалей, и послал выяснить то обстоятельство Князей Льва Андреевича Салтыкова ( к Казани) и Алексея Даниловича Басманова (на Вятку). Шагалея нашли – ему удалось добраться до Касимова.

 

1547 осень:

Сафа побил Казанскую знать, кто против него стоял. Часть той знати удалось бежать в Москву, просились на службу.

Сафа занял трон в Казани.

 

1548 зима:

Послал Царь Шагалея и Бельского с войском на Казань. Бились в Арском поле 7 дней, победили Сафу Гирея.

 

1549 весна:

Казанская знать (сторонники Сафы Гирея: Кощак улан, Барбалсун, Торчи, Ишмахумет, Сулешев брат Крымского, др.) посадили на трон двухлетнего потомка его – Утемиша (Бекшанду). И обратились к Крымскому Царю за помощью войском (против Русского Царя).

Зима. Царь предложил обменяться послами и направил воевод в Казань. Сам пошел следом из Нижнего Новгорода с войском к Казани.

Царь оставил войско под Казанью, а сам сел у Кабана озера.

Но было мокро, царь вернулся в Москву, а воеводам наказал оставаться и строить там укрепления (острожки от Камы к Вятке и под Казанью). Ответственный – Князь Семен Иванович Микулинский.

 

1551 весна:

Направил Царь к Микулинскому еще воевод с войском для строительства нового города – Свияжска (военный Центр-штаб) на Круглой горе за 20 верст от Казани.

Князю Петру Серебряному приказал идти изгоном от Нижнего Новгорода до Казанского посада.

С Вятки велел идти Бехтеяру Зюзину с Вятским полком по Вятке к Каме.

С Верховья Волги послал Казаков (Руновских) встать на всех перевозных путях Вятки, Камы и Волги. Запретил всем военным ходить из Казани и в Казань.

К Свияжску стали приходить люди с близлежащих земель Черемис, Удмуртов, Отяков и др. Просили разрешения селиться рядом и помогать русским.

В результате Казанская и Крымская знать потеряли связь. Крымцы бежали из Казани, но им пути все были отрезаны. На Вятке - дозорные казаки – Федор Павлов и Северга.

Казанская знать послала грамоту Шагалею, чтоб шел к ним на трон, а Утимиша с его матерью Сюмбике в Москву свез.

Шигалей с разрешения Царя так и сделал.

Август. Шагалей сел в Казани, пленных собрал во дворе и отпустил по своим домам. Было пленных от Черемис, Удмуртов 2700 тыс. – их Шагалей отдал боярам вместе с их землями в крепость, а Христиан было 60 тысяч, им разрешено было вернуться в свои земли (дворцовые и монастырские). Среди Христиан были Муромские, Пермские, Вятские, Мещерские, Костромские.

 

1552 весна:

Велел Царь ставить острожки по всем путям (кгруглогодичный дозор, вместо ранее введенного временного). Ответственные – Александр Борисович Горбатый, Петр Иванович Шуйский, Михаил Васильевич Глинский, Иван Иванович Умный, Паук Заболотский и Григорий Сухих (Вятка+Устюжские волости), с ними др. дети боярские и казаки.

По докладу Глинского (с Костей Доможировым) выяснилось, что Нагайцы и Астаханцы готовят нападение.

Сентябрь. Свияжцы завоевали Арские окрености в долине Камы, где предполагалось гнездо сочувствующей нагайцам знати. Как оказалось, та действительно в полоне жили много пленных христиан и язычников.

Кроме того, выяснилось, что многие Луговые люди (Чуваши) изменили царю и были не в полону, а на службе у нагайцев.

Выяснять те обстоятельства велено Никите Казаринову, Даниле Федоровичу Ардашеву.

 

1553:

Велел Царь пройти по местам по Рутке, двум Кокшагам и от Волги до Ошети и до Уржума, навести порядок (тут же Ошла река, две Арши – Большая и Малая, Ветлуга, волости Шамурша, Хозяйково, Мазары, Кукшуль, Бишть, Килеева, Улыязы и др.).

В тот год те земли и были заселены русскими и Христианами наряду с местным коренным населением.

Среди служылой знати – Юрий Иванович Пронский Шемякин, Богдан Яковлевич Бельский, Данила Чулков, Василий Иванович Барбошин, Александр Вяземский, Давыд Гундорев, Тимофей Кропоткин, Григорий Желобов, Иван Федорович Мстиславский, Дмитрий Григорьевич Плещеев, Василий Токмаков, Леонтий Мансуров, Иван Черемисинов, Михаил Колупаев, Федор Писемский, Петр Васильевич Морозов, Петр Иванович Салтыков, Петр Глебович Засекин, Тимофей Тетерин,  и др.

Приходили Вятские священники к Царю и просили его благословить их на Крестный Ход с  несением Иконы Николая Чудотворца Великорецкого (Николы Вятского) по всем тем землям.

Ход пошел от Вятских сел Великоречья по всей Руси.

Началось строительство деревянных церквей по всей Черемисской земле (среди первых – Кокшайск, Уржум и иные многие города.

Первая церковь – во имя Николы Вятского с приделом Покрова Св. Богородицы над рвом.

 

 1611: литовские люди не захотели возвращаться из России и направляли Царю челобитные с просьбой не возвращать их, а разрешить остаться там, где воевали их отцы и деды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Благодарю, Алена Николаевна! Очень признательна за Ваш труд, давно хотела почитать про историю Вятки.

Здравствуйте, Алёна Николаевна!

Прочитал с интересом. Зря Вы ссылки на источники не делаете. Хотелось бы разделить факты из серьезных источников и выдумки неизвестных интернет-авторов.

Вот например, эта фраза откуда?

"Вятичей воевод взяли в Москву (как пленных), остальных к целованию привели".

 

Ученый-историк по средневековой Вятке Низов В.В. утверждал, что в летописных источниках не использовали слово "вятичи" для названия жителей Вятского края: https://rodnaya-vyatka.ru/books/vyatichi-ili-vyatchane-k-voprosu-ob-etno...

 

Аватар пользователя osokins

Виктор Иванович, здравствуйте!

Событие 1489 года в Воскресенской летописи описано так: " В лета 6997, той весной, июня 11 дня, послал Князь Великий Иван Васильевич всея Руси рать свою на Вятку. Воевод своих (послал) Князя Д.В.Щеня и Г.В.Морозова. Они, придя (на Вятку), Вятку взяли, лучших людей вывели (пленили), а которых оставили, тех к целованию привели."

Сноска №3 ( к этому абзацу): "Это известие  (Воскресенской летописи) в Никоновской, Львовской (летописях) и Типографском известии 6697(прим.-в грамоте, разсылаемой в монастыри) описано гораздо полнее".

Источник тот же (см. над заглавием блога) стр.121

 

Слово "Вятчане" используется в Летописях (во всех!) довольно часто:

До 1379г Великий Князь был занят завоеванием земель по рекам Волге, Камы (Татар, Армян), Сурожа и Засурья(Мордваш),Унжан, Булгар, и особо ходил на Двинян и Устьжан.   

После 1374г внимание Великого Князя стали привлекать и берега Вятки: (см. событие 1374г) " пошел на Вятку ". После того, как берега Вятки были освоены Великим Князем, в обиходе описания событий, как особая общность в землях Булгар, выделяется (из раннего их причисления к Булгарам) - Вятичи (Вятчане, Ветчаны).  

Если до 1374 читаем: Двиняне, Устюжане (по "восточно-сибирским" летописям, так же фигурируют Нагайцы и др.), Сурожцы-Мордваши, Унжане (Унжаки), Татары(Армяни) Булгары,

то после 1374г - названия регионов тяготеют к большему описанию с привязкой к местности, насколько по тем временам это было возможно, и соответственно, социогруппы, населявшие разделяемые местности, так же разделялись и обозначались по наименованию той местности, что не удивительно. Т.О. Вятчане  - не Двиняне, не Устюжане, не Мордваши, не Булгары, не Сурожцы, не Унжане, не Заволочцы. Притом, корни Вятчан на то время не ассоциированы ни с какой иной общностью, как например, позднее Черемису  разделили на Луговую и Горную, Татар на Крымских и Казанских (Армян, Арских), позднее выделили Чуваш, Удмуртов.

Информация всегда является авторской-субьективной точкой зрения и не претендует на академический уровень, прошу это понимать.

Хорошо бы вместе, "всем миром ", форумчанами, разобрать некоторые неточности и спорные моменты в истории малой родины- Вятки, создать более удобные (узкие) тематические площадки для общения. Хорошо видна инф. по теме "Фамилии", однако инф. пользователи туда не спешат выкладывать (это делают единицы), а идут на "Форум", создавая сотни тем: "Ищу Фамилию", информация по которым теряется в итоге. Самый лучший контент -это конено же "Поиск населенных пунктов", уникально, кроме РВ не встречала нигде - полнейший исторический очерк по архивам,фото местности, фольклор(оч важен по исчезнувшим нн).

 

Аватар пользователя ru-danko

Информация всегда является авторской-субьективной точкой зрения и не претендует на академический уровень, прошу это понимать.

Алена, тут есть вот ещё какой нюанс - поскольку материал весьма обширный и имеет броское название, скорее всего он будет очень успешен в поисковой выдаче. Многие люди склонны доверять информации и принимать всё на веру, а откуда им знать - академический это материал или нет, в блоге этого не написано (более того, в самом первом предложении есть ссылка на авторитетные труды ВУАК). Поэтому, если вы сможете доработать материал и добавить ссылки на источники по всем приведённым фактам, тогда его ценность очень сильно возрастёт.

Согласен с Денисом Юрьевичем: загловок не совсем соответствует содержанию. Фактов заселения Вятки здесь немного, да и какую территорию конкретно вы называете "Вяткой"?

Аватар пользователя osokins

Благодаря Алексею Леонидовичу, теперь смогу сформулировать: в разное время пространство, называемое Вяткой, обладало различными границами. 

Очень понравилась книга, читаю!

Аватар пользователя osokins

Денис Юрьевич, здравствуйте!

Этот материал и составлен в результате усвоения информации посредством личного прочтения авторитетных трудов ВУАК

https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_01c43350-c3de-4d24-95c9-42cbe5ff...

Кое-какие моменты, по Вами сказанному: "принять на веру", уже на данный момент пользователями уточняются в комментариях.

 Глубина восприятия у всех разная.    

Если какая-либо деталь важна принципиально, то конечно нужно выявить и привлечь к анализу как можно больше дополнительных источников, труды современников-обязательно.

Поскольку мне интересен район Липовое поле на р.Пижма периода конца 15-начала16 веков, то для начального представления заселения тех мест, считаю достаточным, но не оконченным.   

Аватар пользователя a-musikhin

Подтверждаю, вятичами нигде не называли.

Аватар пользователя дядя Женя

"1542 весна: обе стороны обменялись грамотами о мире". - Не упомянуто, что казанские татары в этом году совершили набег на Устюг, разорили многие селения, взяли полон, но на обратном пути вятчане, собравшись близ Котельнича, дали им бой в устье Моломы, разбили наголову, пленных освободили, а черемис, которых татары силой принудили идти в поход на Устюг, отпустили и "черемиса ушла лесами за Пижму".

1551 год - кроме казаков Федки Павлова и Северги, в дозоре был и Вятский отряд под руководством воеводы Бахтеяра Зюзина. Они перехватили отряд бежавших из Казани высокопоставленных крымцев в 300 человек при переправе в низовьях Вятки, многих потопили, а иных изымали и 46 человек пленных, в том числе Кощака улана, Ишмахумета, Сулешева брата крымского и др., доставили в Москву к Ивану Грозному. Среди воинов, сопровождавших пленников, был и сподвижник Бахтеяра Зюзина котельничанин Каша Мартьянов, который получил в Москве жалованные грамоты Ивана Грозного для себя на луг ниже гор. Котельнича и для брата своего Тита Мартьянова на Шабуровский остров между Вяткою и Моломою "за нашу казанскую службу с нашими воеводами зим и лет по вся годы". Датированы 7059 (1551) г. июля 29. (описаны в статье А.С.Верещагина "Замечательные, но забытые вятчане", адрес-календарь Вятской губернии за 1895 г., текст грамот есть в трудах ВУАК - в Грамотах и актах Вятского архиерейского дома за №№ 1 и 2.)

Аватар пользователя osokins

Евгений Аркадьевич, здравствуйте!

Спасибо! Вятский временник второй и третий редакции оч. интересен (жаль, что первая,111л не найдена), он детален, к нему только только подхожу, еще во многом предстоит разобраться... 

Очень ищу отчеты археологических исследований по р.Пижме, стоянок Буйской и Архангелогородских. Леонид Дмитриевич говорил, что где-то найдены в слоях 15 века толко славянские предметы быта, а где-то большей частью не славянские, а славянские были введены в быт в небольшом количестве (как вспомогательные предметы). 

Аватар пользователя a-musikhin

Алёна Николаевна, "Вятский временник" существовал в одной единственной редакции. Рукопись его в настоящее время не найдена, существует только публикация А.С. Верещагина.

Если всерьёз хотите изучить вятское летописание, почитайте мою книгу "Вятка: символы и смыслы". https://www.academia.edu/38979420/

 

Аватар пользователя osokins

Алексей Леонидович, здравствуйте!

Спасибо! У Вас есть еще Книга (издана ли ?) по персоналиям 1615?  

Аватар пользователя a-musikhin

Алёна Николаевна, о публикациях дозора 1615 г. почитайте вот эту мою статью: https://www.academia.edu/43752949/

Аватар пользователя skygrad

Собрано многое, но не всё. Нет подробностей событий 1489 года из Архангелогородского летописца, а также совершенно не сказано о взятии Казани в 1551 году, где отличились вятчане, в критический момент осады сгонявшие на своих скоростных корабликах за московской святыней для воодушевления и противодействия вражеским чарам.

Ошель- это наверняка ранняя Казань. Исады - пристань (порт) русских купцов в устье Казанки или пристань возле Болгар. Великий город - Биляр вдали от берега рек. Гледен - правильное название Глядун, от старо скандинавского Глэд - Счастье. То есть, Счастливый город, место отдыха скандинавских и русских и булгарских купцов.

В Булгарской хронике описано, что русского князя в 1183 году ранил из арбалета вятский воевода, находившийся во время осады города в плену у булгар. В столице вспыхнуло восстание и вятчан освободили. 

 

Аватар пользователя osokins

Евгений Анатольевич, здравствуйте!

Спасибо!

В мое время историю древности преподавали по М.Н. Тихомирову( в основе - "Гибель земли Русской"). Потому, как появляется время, бегом переучиваться.)

Прекрасная идея от Автора , Алёны Николаевны, как предложение форумчанам попытаться коллективно написать свою летопись " Вятского края " в плавающих границах исторического развития. 

Молодец Автор ,не побоялась и набросала начальную канву ( и весьма здорово) , которую уже можно по  годам развивать и добавлять корректно и уважительно. А употребление автором вятичи или вятчане позволительно и правомерно . Спор вятичи= вятчане или нет продолжается уже не одно столетие по сей день. Одна группа историков , этнографов ,филологов , археологов и т.д. противостоит другой группе авторитетов. Аргументов и контраргументов у одних и у других с избытком , пускай уж учёные мужи придут к единому академическому знаменателю ( если смогут). А пока этот вопрос вятичи и вятчане не приемлет безапелляционности , а вот  коллективной поддержки Автора блога дополнениями и корректными правками - "Да" , как например Евгений Аркадьевич , за что ему аналогично ,как и Автору , спасибо.

Аватар пользователя a-musikhin

Учёные-то как раз давным-давно пришли к единому знаменателю: вятчане - это не вятичи. А полуучёные и неучёные пытаются упорствовать.

А употребление автором вятичи или вятчане позволительно и правомерно .

Не согласен, совсем не правомерно.

Речь идет не об употреблении автором в каких-то собственных исторических размышлениях, речь идет о цитировании источников.

Если в источнике нет слова "вятичи", то зачем его туда вставлять?

Уважаемый Виктор Иванович.

Вы абсолютно правы по вопросу цитирования первоисточников . Однако , Алёна Николаевна если и оговорилась , то (насколько я понял) в вопросе интересующего её предположения нахождения Древней Вятки,которая была разорена по приказу хана Тахтамыша в 1391 году , на Пижме с центром в Пижемском городище .Например  А.С.Верещагин ( Из истории древнерусской Вятки .Вятка 1905.) признавал большую " древность  " вятической " теории перед " новгородской " , а теперь он с лёгкой руки сегодняшнего " учёного " стал  "полуучёным и неучёным".

Полагаю , надо быть уважительным к памяти действительно историка.

Уважаемый Сергей Владиславович.

Это не оговорка, а описка, поэтому почему бы ее в таком случае Алене Николаевне не исправить?

Именно в этой статье 1905 г., которую Вы упомянули, А.С. Верещагин и опровергает вятичскую теорию, и именно это, из уважения к нему мы и заявляем. Давайте действительно уважать память историка.

Что касается перечисленных цитат, содержащих сведения о Вятке, все-таки я считаю, правильно было бы делать ссылки на источники, т.к. в разных редакциях источников свдения могут отличаться. Наглядный пример - рассказ о походе ушкуйников в 1374 г. здесь, как я понимаю, мы видим отрывок из Воскресенской летописи. А в Троицкой он отличается.

Аватар пользователя osokins

Виктор Иванович,здравствуйте!

Я искренне не понимаю, что именно, по Вашему мнению, мне налдежит исправить (чтобы все было "правомерно"). Я вижу Ваши эмоции, но не могу привязать их к своим действиям, нет направления. Укажите хотя бы год события, где нужно исправить. Исправить не проблема, и я с Вами в спор не вступала, дисскуссия шла на достижение некого понимания "что не так".

Цитата в тексте всего одна и она взята в ковычки (есть правила оформления, по которым можно определить цитату в общем тексте).   

Весь текст авторский.

Здравствуйте, Алена Михайловна!

На эмоции внимание не обращайте, извините, если их где-то видно, более того, я никак не хотел бы отбить у Вас интерес и желание заняться изучением летописных источников о Вятке.

Я нигде в материале не вижу, что это авторский текст. Я от заголовка начиная, и далее вижу здесь цитирование источников: летописей, трудов ВУАК. Я про неуместность слова "вятичи", если его в источниках под 1489 г. нет, то и не стоит употреблять. 

Аватар пользователя a-musikhin

Если Вы действительно апеллируете к Верещагину, то читайте его не по диагонали. Я совсем не его имел в виду. В этом вопросе я как раз солидарен с ним, с Эммаусским и с Низовым.

Аватар пользователя osokins

Алексей Леонидович, спасибо, Вы правы!

Читать по диагонали не только Верещагина, но и др. источники нельзя! Блог по данной теме итак получился "длинным"(стремилась к максимальному сокращению для удобства восприятия), а мог быть еще длиннее и "неудобоваримее", если цитировать, я читала не по "диагонали", но записала именно так, как можно видеть вблоге.

Полагаю, форумчане обладают неким изученным материалом в личных поисках родовых корней. Кто-то блуждает в потёмках, кто-то зашёл в тупик. Может, инициировать такое чудо для людей, коллективным вовлечением в написание "Народной летописи Вятки" ?

Я так вижу: коллективно, с сылками на источник, описать Вятку, Казанский уезд , Устюжский уезд в промежутке с 1550 по 1555 годы (к примеру, начать с этого периода).

Затем отдельно следующий период 5 лет, - кто что знает - в общую копилку! Тогда тем, кто не знает и остегегается публично спросить (оказаться в списке "полуученого", - таких полагаю, 90% (я в том числе) и тем, кто что-то знает ( но стесняется ) выложить (нет платформы, "кипилки " знаний) в одночасье станет легче. 

И так далее по 5 лет. Понятно, что сразу надо обозначить культуру обсуждения, такт и уважительное отношение даже к ошибкам. Ошибки поправлять цитатами, - не вопросами, приводящими к конфузу автора. 

В будущем, уверена, произойдет популяризация генеалогического поиска, и тот поиск приведет потомков многих Россиян именно к Вятке.

Аватар пользователя skygrad

О наименовании обитателей Вятки в 14-16 веках (вятчане) мы знаем в основном из московских источников. Так как историки не нашли убедительных свидетельств этнических связей Окских и Московских вятичей 9-13 веков с Вяткой, то в историографии закрепились отдельные наименования для этих анклавов. Можно привести еще пример подобного валюнтаризма: болгары дунайские и булгары волжские, хотя в данном случае общность происхождения (хотя бы отчасти) этих народов не подвергается сомнению.

Поэтому если кто-то когда-то присвоил народу имя, то это еще не означает, что оно таким и было в прошлом. Особенно это касается самоназвания. Имя вятичи в летописи объясняется именем легендарного никде более не упомянутого князя Вятко. Вятчан производят от реки Вятки. Но реки часто имели в прошлом разные названия у разных народов. Вот и вятчан иногда прозывали хлынами. Это дает возможность предположить, что хлын связано с иным именем реки Вятки. И такая река хоть и глухо, но упоминается в древних источниках в форме Шалуй (Холун) на карте Идриси. Имя это можно связать с геродотовским Гелон и гелоны и соседями их будинами - вотинами. Хлыны или гелоны жили на правом берегу, а вотины на левом. Отсюда два имени Вятки и ее обитателей - хлыны и вотины В славянской фонетике по мере заселения бассейна Вятки имя Воть (Ват) превратилось в Вять (вятьчане), имя вотинов сохранилось за финнугорскими аборигенами. Можно заметить, что окончание -ичи характерно для поднепровских славян (уличи, кривичи, радимичи), для пришлых племен применяли формы типа Словены, Поляне, тогда как окончание -ане для населения некой местности. 

Есть еще одно имя реки Вятки - Нукрат или Ноград - тюркское. Поэтому вятских Ноградцев совсем не трудно попутать с Новгородцами-ушкуйниками (в переписанных не раз летописных сообщениях 14 века), хотя на карте Фра Мауро 14 века указаны два разных региона: Новугард вблизи Швеции и Ноград севернее Булгар и Орды. 

Аватар пользователя osokins

Евгений Анатольевич, спасибо! Вот так, кратко, лаконично усвоить легче, когда материал пропущен автором через себя (а это возможно не один год чтения, сопоставления источников), а цитированные тексты воспринимать сложно для широкого круга пользователей. Потому и учили в школе писать изложение (прочитать и написать, как понял, т.е авторский текст.). 

Еще раз, Спасибо!

 

В событии (Воскресенской летописи) 1553г,-  заинтересовал путь, которым ходили (это помимо иных путей,о которых ничего не известно, кроме как путь по реке Вятке вниз до устья и далее по Каме):

1553:

Велел Царь пройти по местам по реке Рутке, двум Кокшагам (Большой и Малой) и от Волги до Ошети,   и до Уржума,   навести порядок (тут упомянуты: же Ошла река, две Арши – Большая и Малая, Ветлуга, волости Шамурша (Шамшура?), Хозяйково, Мазары, Кукшуль, Бишть, Килеева, Улыязы и др.). 

В вышеописанном авторском тексте (в моем изложении), я так понимаю, все собрано в кучу, или Царь Вея Руси отдавая приказ,точно имел представление о Вятке, называя реки (если как выше мы установили, что устойчивых определенных границ местность, называемая в летописях,- Вятка,  не имела), все ли эти места можно считать на 1553г Вяткой?

То, что по тексту выделено жирным, то удалось найти на карте - река Рутка, Большая и Малая Кокшаги, Ошеть,  Большую и Малую Орши (там до сих пор сохранились  населенные пункты(!) - это современный поселок Оршинский (Большая Арша) и с. Космодамианское (Малая Арша).

А что не выделено, то найти не удалось - Хозяйково, Мазары и проч. Вероятно, это на Каме (Арские?). Сохранились ли эти места? Где искать на карте?

 

Далее (период примерно то же):

Приходили Вятские священники к Царю и просили его благословить их на Крестный Ход с  несением Иконы Николая Чудотворца Великорецкого (Николы Вятского) по всем тем землям.

Интересно, изучен ли путь Крестного хода с иконой Николы Вятского?

(Ход пошел от Вятских сел Великоречья по всей Руси).

 

Далее: Началось строительство деревянных церквей по всей Черемисской земле (среди первых – Кокшайск, Уржум, Яранск, Кукарская слобода) многие города. 

Первая церковь – во имя Николы Вятского с приделом Покрова Св. Богородицы над рвом. Где именно была построена эта церковь?

Церкви в тех местах уже стояли  в 1423г, НЕ на Черемисских землях, - села Колобовское, Ижевское и Липовское(Липовое поле). Вероятно, берега Пижмы и Ярани относились к государевым землям, переданным в вотчину монастырей (часть), вотчинникам (будущим помещикам), управленцам от Черемис (сотникам), а часть  - черные оброчные земли (леса, поля) никому не передавались. 

(Кратко, прочитано у Безобразова,1686): Госуд. дворц. деревни и починки + Монастырские земли на Пижме (Иже, Ярани)+ помещичьи, как пример:

Оброч. д. Сосновка По Пиштанке речке,  Подгородн. Стан, Яранский уезд (рядом оброчные - Русиновы, Тарасовы, Плехановы, Большепольская и др),  рядом монастырская деревня подьячего Федора Балахонцова, + поповская деревня (того ж вотчинника)+ часть Максима Дьяконова из Яранского Врзнесенского монастыря +  часть вдовы Бориса Поликарпова Ирины Лукьяновны +  площадного дьякона Василия Булатникова + Ивана Викулова с братьями + Федосея Слузова + посадского Унженина + помещика Щеглова  + двор Шанчуренкова по дороге до земель Бибиковх + 

рядом земля черемис (ясачная) волости Уртмы, Тушнурской, Пибатки Ештубаева и др. Поселения Черемис не имеют наименований(!). За всю вотчину (волость) отвечает сотник.

 Земля черемис - это вероятно "черные" леса, где могли укрываться крестьяне от писчиков (и от отобрания в "солдатство", "государево строительсво", и Христиане старой веры, и беглые каторжники и желающие уединения до  подстрига, и ... да много, кто мог бы там прятаться, а к "первой ревизии" выйти в люди под вымышленными или под чужими именами.

Аватар пользователя дядя Женя

В писцовой книге Г.М.Юшкова 1646 г. о селе Липовое Поле написано: В Еранском же уезде государево оброчное село Липовое поле (Обухово) на реке на Пижме. Да к селу Липову полю (л.356 об.-1433) 2 починка: починок Шугинской на речке на Шуге да починок Бурдин на реке на Пижме. Почели селитца внове со ста четыредесят осмаго году. (7148 год от СМ = 1640 году от РХ). А в селе храм Воскресение Христово да в пределе Покров Пресвятые Богородицы, строение мирских людей.

Давно занимаюсь историей Тужинского района. Первая волна заселения его территории русскими шла как раз с Кукарской дворцовой слободы с деревнями транзитом (иногда напрямую) через дворцовые (удельные) деревни Пиштанского Приказа Яранского уезда. Пытаюсь писать историю района на истории крестьянских родов. Так нагляднее. Для примера - миграция фамилии Русиновы: 1646 г. - Яранский уезд -

Починок на Федкинской поляне на речке на Уртме, а в нём двор крестьянской.

(в) Ивашко Степанов сын прозвище Русинов. У него 4 сына: Янка (л.332 – 1339) – 17 лет, Антипка – 10, Мишка – 4, Пахомко – 3 лет. Да у него же, Ивашка, живёт брат ево родной Петрушка Степанов сын – 20 лет. - Очевидно, это деревня Русиново на р. Уртме, что возле Яранска.

1686 г. - (22) Того ж числа писана и меряна, и межёвана того ж подгородного стану оброчная дер. Русинова по правую сторону Уртмы речки. А, по скаске той деревни крестьянина Якушки Иванова сына, в той деревне двор его, Якушкин. У него детей: Агафонко да Игонька – 14 лет.

(334) … оброчная деревня Шошминская на речке Шошме. А по скаске той деревни крестьянина Ивашка Петрова Малюшина, в той деревне двор ево, Ивашков. ... (335) Во дворе крестьянин Федка Яковлев сын Русинов. У него сын Оска – 2 лет. (к 1723 году переселится в дер. Осиновые трубы).

1722-1727 гг. - 

150 – дер. Осиновых труб – л.74

Фёдор Яковлев – 58 (Шерохов-Русинов?), дети: Алексей – 33, Козма – 10. Брат Игнатей – 43, дети: Алексей – 17, Гаврила – 11, Иван - 2. Алексея сын Алексей – 2.

1748 г. -

(л.122 об.) В дер. Осиновых трубах – б\ф. Итого – 34.

Алексей Фёдоров – 55, дети: Алексей – 22, Роман – 14. Алексея сын Семён – 4.

Игнатей Фёдоров – 65, дети: Гаврило – 33, Фёдор – 20, Сава – 15. (л.123) Гаврила сын Яков – 5.

Семён Осипов – 44, дети: Иван – 7, Гаврило – году, Степан – году. Семёна братья Иван и Фёдор Осиповы дети. Ивана Дети: Иван – 13, Иван же – 8, Семён – 7, Лукоян – 3, Михайло – году (л.123 об.) Михайло Обрамов – 53, дети: Пётр – 23, Василей – 17, Дмитрей – 5, Василей – 3.

1762 г. - (л.251 об.) Поч. Осиновых труб

Алексей Фёдоров – 55 -  ум. 755, дети: Алексей – 22 – 38, Роман – 14 – ум. 752. Алексея дети: Семён – 4 – 20, Козма – 15. У Романа сын Семён – 11.

Игнатей Фёдоров, вдов – 65 – ум. 760, дети: Гаврило – 33 – 49, Фёдор – 20 – 36, Сава – 15 – 31. Гаврила дети: Яков – 5 – 21, Фёдор – 16, Афанасей – 14, Фёдор – 9, Василей – 6. У Якова сын Егор – году. У Фёдора дети: Трифан – 16, Архип – 10. У Савы дети: Матвей – 16, Андрей – 11, Федот – 4, Александр (Алексей) – полугоду.  

В исповедных росписях 1766 г. села Пижемского Яранского уезда (ГАКО, ф. 237, по. 71., д. 823) все выделенные персоны записаны в деревне Кугуалыка (Большой Кугунур) на то время Котельничского уезда (правобережье р. Пижмы). А история такова: В "Наказе Яранского уезда от сотников разных старокрещенских волостей" от 1767 г. (ГАКО, ф. 170, оп. 1 оц., д. 42) говорится: "... 5. А более притеснение и нужда нам, старокрещенам, от яранского жителя Ивана Алексеева сына Корякина и от прочих Яранских купцов - насильное в дачах наших старокрещенских завладение государственными ясашными пахотными землями, сенными покосами, мельницами и прочими угодьями.

6. В продаже дочерью речённого Корякина Марфой Ивановой в Пижемской волости под видом деревни Кугунура пашенной земли и сенных покосов Вятской провинции ясашным крестьянам".

Русиновы из дер. Осиновых Труб переселились в Караванскую сторону дер. Кугунур между 1762 и 1766 гг. и к первой трети 19 в. проживали уже в 8 населённых пунктах. Очередные переселены появятся здесь из Чистопольских починков и Касинской и Верхошижемской архиерейских вотчин на рубеже 18-19 вв. - через 30 - 50 лет. Раньше Русиновых на Тужинскую землю переселились Дербенёвы из дер. Дербеня - Дербенёва на р. Ярани выше г. Яранска, где упоминаются в 1646 г., а в 1686 г. их в деревне уже нет, Шулёвы (неизвестно откуда), ряд фамилий с Кукарской стороны: Герасим Тимофеев Якунин из Кукарской слободы, Тит Еремеев Тетерин из дер. Малой Белой, Иван и Трифон Сергеевы дети Кошкины из дер. Коровины прихода с. Липовского, Кузьма Афонасьев Солоницин из села Ижевского, а выходец из гор. Котельнича. В 1702 г. в приход вновь построенной Пижемской церкви наряду с новокрещенскими были приписаны и 15 крестьянских дворов "Яранской волости, что на Пачах", в том числе и выше показанные фамилии. После постройки Пачинской Всехсвятской церкви (ок. 1704 г.) здесь появились семьи Краевых, Кошкиных, Емельяновых, Колупаевых, Мышкиных, Кулиных, Белавиных, Лобановых, Щёкотовых из Котельничского уезда, Новосёловы и Колосовы из починка Шареницы Васильевской волости Хлыновского уезда, Обрезковы, Соковцовы из Орловского уезда. Пожалуй, это и все фамилии, что проживали на территории района на начало 1700-х годов.

Вторая, более массовая волна переселенцев на Тужинскую землю, пришла с Верхошижемской стороны - порядка 50 фамилий из такого же порядка верхошижемских деревень, в основном, в 6 - 7 ревизии (1811, 1834 гг.) Родословные цепочки прослежены и на Верхошижемской земле - всего на 9-12 поколений. Но меня интересует история рода Тита и Каши Мартьяновых. Вершининскую ветвь Титова рода я изучил достаточно полно, а Кашинскую и Мартьяновскую ветви ещё предстоит изучить. О "замечательных, но забытых вятчанах", тех, кто писал вятскую историю, надо бы знать подробнее, в том числе и о вятском воеводе Бахтеяре Зюзине.

 

Аватар пользователя osokins

1686 (у Безобразова) указана дочь Русинова Якова Ивановича

Русиновы Подгородная волость по праву сторону Уртмы речки

вдова стрелецкая  Мария Яковлевна жена Бочкарева Кирюшки с сыном Самойлком

сын Самойло уже с фамилией Бочкарев в поздних переписях проходит

далее по то му ж нп идет все семейство Русиновых - Михайловичи и Степановичи + Сенка Петров.

По поч. Русинову у Безобразова есть запись, что была крепость на тот починок у них, хранилась в Яранской приказной избе, сгорела при пожаре.

Делее инф. еще не проверена (смоделирована для определения направления для поиска):

Земли те межевал тысяцкий (опричник*) Ивана Грозного* -  Иван Трохониотов, привлек при том Яранских добрых людей: яранского подьячего Вознесенского монастыря - Федора Грязного Акишева (Агишева, сына Агейки*), яранских воевод, десяцких, старост днревень и починков. Нужно найти это межевание - записи Трохониотова-Грязного Акишева.

Указанные у Безобразова нп близ поч. Русиновы примыкают к селу Липовскому, межевание по которым происходило от другой, Кукарской "администрации", подьячим Степаном Кудрявцевым (по "силе положения" аналогично Федору Грязному-Акишеву) до 1615г. Нужно смотреть у Звенигородского по Уржуму (Чепочкину монастырю), вероятно. Есть в ТВУАК.

В 1615г все межеванные земли Кукарской администрацией переданы к Яранской. 

К 1686г "пропадают" потомки нескольких фамилий - Турусиновы (появляются Русиновы, Урусовы), Жаравлевы (появляются Жаровцовы, Журавлевы), Мальцовы (появляются Милюшины, Мальковы, Малковы (-есть у Звенигородского в Чепочкине), Мармылевы (повляются Маришевы, Мурашовы, Маричевы, Малышевы (Малышкины), Мансуровы?), Пановы (появл. Панихины, Панковы, Палкины, Пальчиковы-позднее (помещики), и др.

 

Аватар пользователя дядя Женя

Пановы "не пропали". В 1762 г. в переписи Яранского уезда (РГАДА, ф. 350 оп. 2, д. 4211) в Жеребецкой волости дер. Кошкануре есть интересная запись:

"Приписаны по желанию отпущенные вечно на волю от … Ивана Алексеева Карякина:

Григорей Тиханов Панов – 38 – 52, сын Осип – 11 – 26, его дети: Обрам – 7, Игнатей – полугоду. (В 1781 г. в дер. Еманаева. Там же Ветлужин Иван Ларионович – 41.)

По их прошению Яранской житель Иван Лукин Попов руку приложил (л.367 об.)". - Григорий Тиханов Панов, видимо, и был основателем деревни Еманаево - Паново, что в 2 км. к востоку от Кошканура. И поселился он, вероятно, сразу там, но числился при ближайшей деревне Кошканур. От племянника Ивана Ларионова Ветлужина Игнатия Павлова сына, что в исповедных Пижемской церкви 1773 г. вместе с Григорием Тихановым числятся  в Кошкануре, но отдельным списком, пошёл род Ветлужиных - Ветлугаевых в деревне Еманаева - Панова. Иван Карякин - известный своими скандалами деятель г. Яранска. Это с ним судился изобретатель самобеглой коляски из д. Большепольской Леонтей Лукьянович Шамшуренков. Он же упоминается в "Наказе Яранского уезда от сотников разных старокрещенских волостей" в 1767 г.

Аватар пользователя osokins

Как раз читала на днях про те яранские дела)):

Федор Иоаннович «послал воевод своих и повелел ставить во всей Черемиской земле городы, и поставиша на Нагорной и на Луговой стороне город Какшугу и город Цывилеск и город Уржумъ и инии многие городы, и насадил их русскими людьми и тем он государь укрепил все царство Казанское».

В Яранск никто на воеводство не просился – туда посылали, а вернее, ссылали. Головина вчерашний раб, татарин и зять Малюты сослал за близость к Шуйским. Федору Васильевичу еще и повезло. Это была в некотором роде почетная ссылка. Могла быть просто ссылка в тот же Яранск или еще дальше – на Урал или даже за него.

На рубеже веков его сменил другой воевода – москвич князь Александр Андреевич Репнин-Оболенский. Этого сослали в Яранск за близость, но уже не к Шуйским, а к Романовым. Стрелецким главой остался Ислентьев.

У воеводы Ахматова в канцелярии служил некто Иван Корякин, который потом из канцеляристов записался в купечество, но государственной службы не бросил. 

 

https://magazines.gorky.media/volga/2020/3/samobeglaya-kolyaska-leontiya...

Страницы