2.
Сначала подняли избу, а потом уже и хозяйственные постройки. Лютые морозы наших мест заставляли собирать под одной крышей со своим жилищем все хозяйственные постройки – гумно для молотьбы хлеба, овин для сушки сена, хлев и конюшню. В результате получалась очень большая постройка дом-двор. Обитавшие в доме люди могли, не выходя на улицу, выполнять всю хозяйственную работу. На сеновале хранили высушенную траву (сено) и хозяйственный инвентарь. В амбаре держали зерно, там стояли высокие лари (сусеки).
Изба – это помещение, где жили люди, и стояла большая печь. В древности печь называлась «истба» или «истопка» от глагола топить – отсюда и название ИЗБА. Избу строили при помощи одного топора. Пилою раньше не пользовались, потому что распиленное дерево впитывает воду, а в разрубленном бревне поры перекрываются, и дерево остается сухим. Потолок и стены складывали из гладко обструганного кругляка. Для строительства сруба подходила сосна, для крыши использовали ель. Строительный лес заготовляли поздней осенью, до большого снега. Летом по дереву двигались соки, и оно было подвержено болезням и гниению. По древнему обычаю «на счастье» под углы дома прятали монетку, шерсть, зерно и ладан. Между бревнами для тепла и защиты от сырости, прокладывали мох. Обыкновенно крыша русских домов была деревянная. Сначала клали тес (тонкие расщепленные топором доски), затем бересту, которая защищала дом от влаги, а поверх дранку – двухметровые колотые дощечки. Окна прорубали в двух соседних бревнах вполовину толщины каждого бревна. В окна вставляли деревянные рамки, затянутые брюшиной животного. Одно окно располагали на линии потолка, для выхода дыма и закрывали задвижкой с внутренней стороны избы. Вообще все отверстия в избах были малы для сохранения тепла. И когда их закрывали, в избе среди дня было почти темно.
Важным место был очаг. Сначала его выкладывали из камня и глины, затем стали делать закрытые очаги. Избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в маленькое волоковое окно. Зимой в засыпанных снегом курных избах крестьяне коротали время при слабом свете березовой лучины. Окна затянуты пузырями. Перед иконой в плошке с топленым салом тлеет огонек. В этом пространстве жили наши предки вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками. Постепенно очаг изменяли, и изменения привели к тому, что у них появилась труба и отверстия для варки и томления пищи. Размер печи стал увеличиваться, вскоре на ней оборудовали спальное место – полати.
Два столетия семь поколений рода Желобовых/ Жолобовых жили в починке Желобовский /Жолобовский (позднее деревня деревня Жолобята) Даровской волости Котельничского уезда, что в 40 верстах от уездного города Котельнича, да 7 верстах от волостного правления в селе Даровское и приходской церкви.
Иван – сын Тимофея
Алексей – сын Ивана (1758)
Сергий – сын Алексея (1787)
Илларион младший – сын Сергия (ок 1819 г.р.)
Фома – сын Иллариона (ок.1856 г.р.)
Семен – сын Фомы ( ок 1886 г.р.)
Василий – сын Семена ( 1928 г.р.)
Для наших предков считалось настоящим богатством иметь большой род. Главная цель крестьянина – жениться и оставить детей. У Ивана – было пятеро детей, у Алексея сына Ивана – один сын, а у его брата Трофима – пятнадцать детей. У Сергия Алексеева шестеро, у его сына Иллариона – трое. У Фомы Иллариона пятеро детей, у Семена Фомина – шестеро. На 1891 год дворов в починке 5, жителей 45. Земли в среднем на одно хозяйство 24 десятины, скота – 3 головы.
Так предположительно мог выглядеть починок (фотография из интернета без названия места и автора). В деревне в основном все были родственниками. А женились и выходили замуж почти всегда за соседей, и все всем приходились родней, ближней или дальней. Каждому члену семьи мужского пола полагался надел земли, но он, как правило, выделялся не под окнами дома, а чуть поодаль. Поэтому и дома строить старались максимально ближе друг к другу. Так и удобнее, и просто дешевле. Проще пристроить небольшой «прируб» к одной из стен отцовского дома, чем возводить отдельное строение. К тому же сараи, колодцы, бани, скотные дворы и прочие хозяйственные постройки в таком «общежитии» часто бывали общими, для большой семьи из нескольких малых. Сообща было проще обрабатывать землю, ухаживать за скотом.
Над миром пролетали волны событий, гремели войны и революции. В России менялись правители из династии Романовых от Елизаветы Петровны до Николая II, в Европе произошла промышленная революция, в Калифорнии и Австралии началась золотая лихорадка, а вятское поле, на котором из года в год на Петров день начинает колоситься рожь, всегда одинаковое. С конца 17 века стали применять трехпольную систему земледелия - два поля засевали озимыми и яровыми культурами, а третье оставалось под «пар» (отдыхало). Скота держали все больше, чтобы было больше навоза и было чем удобрять землю. Озимые хлеба жали серпами, яровые жали и косили. Молотился хлеб цепами, а перед обмолотом сушился на овинах.
Наступил 20 век. Все события в мире начали происходить в большом масштабе, охватывать обширные пространства и вовлекать огромные людские массы. Забрали на фронты Первой мировой сыновей Фомы Иллариона – Модеста и Семена. Модест Фомин был ранен, Семен Фомин побывал в немецком плену.
Докатилась до вятских лесов и отзвуки Красного Октября. В 1917 году в хозяйстве предков 2 лошади, 5 коров, 2 бычка, 3 овцы, 4 ягненка да 50 тычин хмеля посеяно. Засеяно 24 десятины земли рожью, овсом, горохом, льном, картофелем. Под паром 100 десятин. Нанимали на жнитко и уборку до 20 женщин, на обработку льна до 10 человек. Дошли слухи о возможном раскулачивании. Семья Семена Фомича приняла решение старшего сына Гаврилу Семёновича «отдать» в комсомольцы, так как по слухам семьи комсомольцев не раскулачивают. На этот раз беда обошла. Когда коллективизацию объявили, половина деревни за одну ночь снялась и уехала в северные районы. А у Семена Фомича в семье бобылем жил родной брат, который был очень религиозным. Он сказал брату, что общие работы не противоречат промыслу божьему. Так семья решила вступить в колхоз. В колхоз вступили в 1930 году, но в деревню Ключевую, где правление колхоза было, не поехали. Семен Фомич заявил «Зачем я поеду. Вы уезжаете на работу - еду с собой берете. А мне до дома рукой подать – вернулся и поел» .
Когда Великая Отечественная война пришла – в починке был только один двор – дети Семена Фомича. Земельные угодья 50 соток. Посеяны овс, рожь, картофель, овощи. Из скотины – корова да теленок. На фронт призвали трех сыновей Семена Фомича. Гаврилу почти сразу ранило, вернулся домой с больными ногами. Александр – прошел две войны – финскую и Великую Отечественную, с боевыми наградами вернулся домой. Николай – призван на фронт в 1942 году, награжден медалью « За боевые заслуги», умер от ран в мае 1945 года и так и остался в германской земле.
Как хоршо сказано "отдать в комсомольцы". А ведь отражает момент. Зачем этому Гавриле была всякая идеология. Но пошел. И помогло.