Сарсак-Арема

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

Информация с сайта «Татары без границ»

http://nailtimler.com/rayony_pages/agryzsky_rayon/agryz_rayon_sarsak_arema.html

Деревня в Агрызском районе, на р. Биер-Сарсак (бассейн р. Иж), в 37 км к юго-западу от г. Агрыз.

На 2008 г. - 5 жителей (русские).

Основана в 1869 г. В дореволюционных источниках известна также под названием Малый Серсак. Жители занимались земледелием, разведением скота, плотничным промыслом, торговлей. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 453,8 десятин.
До 1921 г. деревня входила в Большекибьинскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Агрызского, с 1924 г. - Елабужского кантонов Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Агрызском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 04.03.1964 г. в Агрызском районах.
Число жителей: в 1887 г. - 178, в 1905 г. - 263, в 1920 г. - 381 (совместно с жителями д. Куран), в 1926 г. - 227, в 1938 г. - 219, в 1958 г. - 114, в 1970 г. - 59, в 1989 г. - 9, в 2002 г. - 8 чел.

Документ «План Податно-лесного участка починка Малый Серсак №18 Больше-Кибьинской волости 2-го лесничества Елабужского уезда Вятской губернии отведенного в 1872 году в даче генерального межевания под названием отрезной земли в казну от дачи деревни Сукман что в 1-ом месте по экономическому примечанию №200» (ГБУ ГА РТ ф.324 оп.727 д.951) был подписан первыми жителями починка Малый Серсак:

1. Исаком Илларионовым Рыболовлевым

2. Грязевым Максимом Леонтьевым

3. Ермолаем Ивановым Рыболовлевым

За неграмотных по их просьбе расписался отставной унтер-офицер Ефим Иванов Лепихин

Грязевы переселились в починок Малый Серсак из Малмыжского уезда Волипельгинской волости деревни Русский Зетловай: Максим Леонтьев Грязев 1820 г.р. и женой Ириной Ивановой с сыном Романом Максимовым и невесткой Екатериной Васильевой, брат Максима Леонтьева Феодосей 1848 г.р. с женой Еленой Васильевой и старшими сыновьями Иоаном и Ампием, раскольники поморской секты.

Отставной унтер-офицер Ефим Иванов Лепихин 1834 г.р. обзавелся семьей уже в Малом Серсаке, ушедший в рекруты из починка Хвощанки в 1853 году, вернулся уже починок Малый Серсак. Его мать Параскева Иванова Лепихина дочь Ивана Мокеева (1767 г.р.-ум.1829 г.) родилась в починке Хвощанка Вихаревской волости Малмыжского уезда в семье раскольников поморской секты. Из семьи поморцев Ивана Мокеева и жены его Авдотьи в починок Малый Серсак также переселились их правнуки: сыновья Дениса Лепихина (1819 г.р.) Егор (1845 г.р.) и Осей (1846 г.р.), брат Ефима Иванова Мирон Иванов Лепихин (1843 г.р.). Сын Софония Иванова Лепихина, внук Ивана Мокеева и Авдотьи Лепихиных Климентий (1843 г.р.)из Малого Серсака переедет в русскую часть деревни Туташево.

Рыболовлевы переселились в починок Малый Серсак тоже из починка Хвощанка Вихаревской волости Малмыжского уезда: семьи двух братьев незаконнорожденных сыновей Агафии Епимаховой Рыболовлевой (1800 г.р.) из поморцев Лариона (1820 г.р.) и Исака (1826 г.р.), ее сестры Татьяны (1790 г.р.) дети её сына Корнилы (1818 г.р.), внуки брата Агафьи и Татьяны Василия Епимахова (1781 г.р.) и жены его Марьи Петровой (1785 г.р.) Илья (1837 г.р.), Ермолай (1836 г.р.) и Родион (1851 г.р.). Вероятно по имени матери позже в метрических записях у братье Исака и Иллариона появятся отчества Агафоновы.

Починок Малый Серсак после основания был приписан к приходу Троицкой церкви села Большая Кибья. Но общее число метрических записей жителей починка Малый Серсак до постройки и освящения Богоявленской церкви в селе Серсак менее десятка. Причиной тому приверженность жителей починка к старому обряду (расколу) федосоеевского беспоповского толка. К тому же в ближайшие населенные пункты активно заселялись жителями из Нолинского уезда и других частей Вятской губернии. Образовались починки все жители, которых были старообрядцами. Такими были к примеру починок Стариков и русская часть деревни Туташево. Жители русской части этой деревни поповцы с Нолинского уезда и единоверцы из Пудемского завода. Иных метрических записей этого периода о жителях починка Малый Серсак не обнаружено в архивах.

В 1887 году было получено разрешение на открытие Единоверческого прихода в селе Серсак. До открытия церкви в селе единоверцы Больше-Кибьинской волости вынуждены были посещать Христорождественскую Единоверческую церковь в селе Краснояр Малмыжского уезда Больше-Учинской волости, а также Николаевскую Единоверческую церковь в городе Сарапуле.

Участок земли под будущую церковь и домов причта из своей выделил Исак Рыболовлев, он был и первым старостой церкви. Жители Туташевского общества же отказались делиться землей для прихода.

 

Богоявленская единоверческая церковь (1891 г. – не уст.)

Сведений об открытии прихода в с. Серсак по документам ЦГА УР не обнаружено.
Деревянная церковь с одним престолом построена по указу Вятской духовной консистории от 2 декабря 1886 г. № 12059 на пожертвования Елабужского Стахеевского комитета и других благотворителей. Строительство начато в 1887 г. и закончено в 1890 г. Престол освящен 19 сентября 1891 г. во имя Богоявления Господня. В состав прихода Богоявленской единоверческой церкви в 1899 г. входили:  с. Серсак, д. Серсак-Омга, д. Туташева, поч. Ивановский, поч. Стариков, поч. Куран, поч. Чаж, с. Мушак, с. Шаршады, поч. Никольский, д. Старая Салья, д. Пестерево, д. Контузлы, д. Валкова, д. Кулегаши (из них только 2 селения: с. Серсак и поч. Стариков входили в полном составе).
В 1890 г. в селе открыта мужская церковно-приходская школа, в 1899 г. – женская школа грамоты.
Сведения о закрытии Богоявленской церкви по документам ЦГА УР не обнаружено.

 

«Ведомость об единоверческих церквях, причтах и прихожанах, о белом духовенстве за 1894 год»

ГКУ ЦГА УР ф.432, оп. 1, дело 4

Церковь сия построена по благоговению Святейшего Синода, через указ Духовной Консистории от 2 Декабря 1886 года за №12059 на пожертвования Елабужского Стахеевского Комитета и других благотворителей.

Начата постройкою в 1887 году, а окончена в 1890 году.

Зданием деревянная, на каменном фундаменте, покрыта деревом, купол железом, колокольня деревянная же двухярусная, покрыта деревом.

Престол в ней один, освящен во имя Богоявления Господня 1891 года Сентября 19-го дня, Благочинным Единоверческих церквей Протоиреем Кириллом Рябовым.

Утвари достаточно.

Притча при ней по штату положено: Священник и один псаломщик, определены в 1887 году.

Земля под постройку церкви и домов для притча дана прихожанами (Рыболовлевым Исааком незаконнорожденным) в количестве 1-ой десятины, а пахотной и сенокосной нет.

Священник, псаломщик и просфорница помещаются в казенных домах.

Из зданий принадлежащих церкви имеются два деревянных одноэтажных дома со службами, в коих помещаются: Священник и Псаломщик и два деревянных зданий в виде келлий из коих помещается Просфорница, а в другой церковно-приходская школа грамоты.

СвященникГригорий Алексеев Мощевитин от рождения 31 год.

Отец его был мещанином города Сарапула обучался дома. 1889 года 18 Октября Указом Сарапульского духовного Правления за №421 определен исправляющим должность псаломщика к Ижевской Пророко-Ильинской единоверческой церкви и 1891 года, по выдержании надлежащего экзамена 4 марта ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВОМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ СЕРГИЕМ Епископом Вятским и Слободским определен на Вакансию к сей Серскаской Богоявленской единоверческой церкви и 2 мая ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВОМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ Афанасием Епископом Сарапульским рукоположен в сан Священника.

В семействе у него:

Жена его Анна Александрова мещанская дочь 25 лет

дети их, родившиеся в мещанском звании:

Леонид — 6 лет

Елисавета — 4 года

Иоанн — 3 года

Заштатный Священник Федор Федоров Дементьев 65 лет, крестьянский сын, грамоте обучался дома. Сентября 4 дня 1878 года принятый в духовное звание и определен в псаломщики Красноярской Христорождественской единоверческой церкви Малмыжского уезда.

22 августа 1887 года ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ МАКАРИЕМ Епископом Вятским и Слободским рукоположен в сан Священника к сей церкви;

Указом Вятской Духовной Консистории от 3 Октября 1878 года за №7201 предано ему АРХИПАСТЫРСКОЕ благословение за пожертвование к Красноярской Христорождественской единоверческой церкви древних книг.

В семействе у него:

Жена его Дария Александрова крестьянская дочь 51 год

К исполнению должности псаломщика допущен Указом Сарапульского Духовного правления от 19 марта сего года №245 крестьянин Глазовского уезда, Порезской волости, села Наймушина Андрей Ефимов Мельников 20 лет.

Должность просфорницы исправляет по найму умершего псаломщика Ивана Бурдина Анастасия Гаврилова 61 год.

Церковный староста крестьянин Исаак незаконнорожденный Рыболовлев ноября 1891 года утвержден на второе трехлетие 66 лет.

 

 

 

Управление по делам архивов Администрации города Сарапула Удмуртской Республики

Послужные списки священно церковнослужителей и церковных старост прихожанах церквей

ф.63 оп.1 д.27 лл.10-12

 

Послужные списки священно церковнослужителей Серсакской Богоявленской Православной Старообрядческой церкви Агрызского кантона за 1923 год

 

Священник Александр Адрианович Колпаков 35 лет награжден Набедренником 1922 году 22 февраля

Образование получил в Ижевском II-х классном Училище

27 марта 1909 года допущен временно исполнять обязанности Псаломщика сей Церкви

9-11 сентября 1912 года Утвержден в должности Псаломщика

1 октября 1912 Посвящен в Стихаря

с 02 июня 1913 года Преосвященным Мефодием Епископом Сарапульским рукоположен в Дьяконы

с 16 сентября 1915 года Состоит в должности временного заместителя законноучителя в Боголюбской церковной школе

По ходотайству прихода назначен на Священеческое место сей Церкви от 25 июля 1917 года Преосвященным Алексеем Епископом Сарапульским и Елабужским рукоположен в сан Иерея 27 июля 1917 года

Семья:

Жена Пелагея Васильева 46 лет (родилась 25 апреля 1877 года)

Дети:

дочь Нина родилась 14 января 1914 года

обучается в советской школе 1-ой ступени в городе Ижевске на средства отца

сын Аркадий 1916 г.р. с сентября обучается в местной советской школе 1-ой ступени

Имеет земли 7,36 десятин в имении Амфионово

Временно исполняющий обязанности псаломщика Афанасий Георгиев Коновалов 42 года

наград не имеет, на местном содержании

Образование получил В Елабужской второклассной школе

6 июня 1923 года допущен к временному исполнению должности псаломщика сей церкви

имеет земли на одну душу в деревне Туташево

Был в сражениях с 1914 по 1917, был ранен и контужен

Указом Сарапульского Духовного Правления от 8 марта 1919 года Утвержден в сей должности

Согласно прошению уволен за штат 01 декабря 1922 года

Заштатный исполняющий должность псаломщика Георгий Михеев Рыболовлев 35 лет

Образование получил в Ареминской школе

20 сентября 1917 года Указом Сарапульского Духовного Правления назначен к сей церкви исполняющим должность псаломщика, согласно прошению в 01 июля 1918 года уволен за штат

Семья:

Жена Марфа Семенова 04 июля 1888 года

Дочери Елисавета 05 сентября 1908 года, Зоя 01 мая 1913 года, Надежда 04 августа 1921 года

Имеет земли 20 десятин в селе Серсак

Просфорница Мария Романова Грязева 31 год содержится сбором с прихода

Обучалась в Ареминской школе

Постановлением благочиннического Совета назначена просфорницей к сей церкви 20 сентября 1920 года

Имеет земли на одного едока в селе Серсак

Церковный староста Илларион Федоров Лепихин 49 лет, в должности своей с 19 ноября 1921 года

Женат имеет землю, дом и хозяйство.

В 1998 году здание Церкви было перевезено в село Сарсак-Омгу, до 2015 года в нем размещался фельдшерско-акушерский пункт. В 2019 году было принято решение об открытии в здании ФАП Музея  удмуртской культуры и истории села. 18 мая 2021 года торжественно был открыт музей.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      plan
      ГБУ Архив РТ . «План лесного участка государственных крестьян починка Малый Серсак Елабужского уезда Вятской губернии за 1872 год» (фонд 324, опись 727, дело 951)
      photo
      Деревня Арема июль 2021 года
      photo
      Деревня Арема июль 2021 года по дороге к деревне Туташево
      document
      Запись о крещении Иллариона и его брата Исаака Рыболовлевых ЦГА УР ф.433, оп.1, д.18, л.264
      document
      ЦГА УР ф. 433, оп. 1, д. 18 Запись о венчании в Николаевской Единоверческой церкви города Сарапула заштатного Священника Фёдора Фёдорова Дементьева

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      5220Сарсак; Арема; Серсак мал.Вятская губерния, Елабужский уезд,
      Больше-Кибьинская волость, Сарсак-Омгинское общество
      н/дн/д28178плотник
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      03052503починокМал. Серсак (Арема)Елабужский уездБольше-Кибьинская волость, Туташевское общество298989178[-]1, с. 12—13
      Сословие (разряд)
      Народность
      29св. нетсв. нет
      Справка: Починокъ Малый Серсакъ (Арема) расположенъ при рѣчьѣ Будьешуръ, въ 74-хъ верстахъ отъ города и въ 8 верстахъ отъ правленія, школы и церкви. Населяютъ русскіе, переселившіеся въ 1869-мъ году: изъ починка Дамаскина и Шишкина, Вихаревской волости и изъ починка Зетловаго — Волипельгинской волости, Малмыжскаго уѣзда; деревни Цыгановы, Ильинской волости, Елабужскаго уѣзда и деревни Прокошевой, Чегандинской волости, Сарапульскаго уѣзда. Ревизскихъ душъ въ селеніи числится 42. Земли дѣлится на 43 надѣла. Скотъ пасется на своихъ поляхъ безъ пастуховъ.
      1, прил., с. 21
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 6. Елабужский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1889.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      030337селоСарсак-АремаЕлабужский уездБольшекибьинская волость371311322631, л. 201
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/3.

      Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам ТАССР на 1930 год

      № (код)НазваниеРайонСельсоветКол-во жителейНациональность (чел.)Волость до районированияИсточник?
      30011301с. АремаАгрызский районС. Аремский сельсовет227русск.: 227Агрызский район1, с. 129
      Источник: 1. Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам ТАССР. Казань, 1930.

      Татарская АССР: Административно-территориальное деление на 1 января 1948 года

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветНац. состав населенияИсточник?
      48011501сельская местностьСарсак-АремаАгрызский районСарсак-Ареминский сельсоветрусское1, с. 17
      Источник: 1. Татарская АССР: Административно-территориальное деление на 1 января 1948 года/ Сост.: Г.С.Губайдуллин. - Казань: Татгосиздат, 1948. - 220 с.

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      92201872003деревняСарсак-АремаРеспублика ТатарстанАгрызский районСарсак-Омгинский сельсовет835русские: 87 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      92201872003деревняСарсак-АремаРеспублика ТатарстанАгрызский муниципальный районСарсак-Омгинское сельское поселение312сельское

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные единоверческие церкви

      Богоявленская церковь

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      СарсакНиколаевскаяЕлабужский уездБлагочиние единоверческих церквей Вятской епархии

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село СерсакБогоявленская церковьЕлабужский уездБлагочиние Сарапульского викариатства

      7) Богоявленская, села Серсака, Елабужского уезда, деревянная, построена в 1890 г.; расстояниемь от г. Вятки в 502 вер., от благоч. в 75 в ; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: под церковию и усад. 1 д.; братский денежный доход 229 р. 59 к., содержание от казны св. 300 р., пс. 125 р.; прихожан: 186 м. п., 195 ж. п., уклон. в старооб. 6 м. п., 11 ж. п., старооб. 334 м. п., 302 ж. п.; приход состоит из 16 селений, расст. от церкви в 2 – 58 в.

      Показать оригинал

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      ГБУ НАРТ ф. Р.1648, опись 1, дело 153, листы 21,22

      Список домовладельцев села Сарсак-Аремы Агрызского района ТАССР 1924 год

       

      Рыболовлев Вукол — 7 едоков

      Рыболовлев Дмитрий — 5 едоков

      Рыболовлев Алексей — 4 едока

      Лепихина Анастасия — 5 едоков

      Дамаскин Родион — 8 едоков

      Дамаскин Иван — 4 едока

      Лепихин Петр М. — 5 едоков

      Лепихина Анна — 4 едока

      Дамаскин Климентий — 4 едока

      Лепихин Евмений — 11 едоков

      Дамаскин Петр — 8 едоков

      Лепихин Никон — 3 едока

      Грязева Мария — 1 едок

      Шашов Василий — 9 едоков

      Лепихин Григорей — 5 едоков

      Горбунов Роман — 8 едоков

      Лепихин Илларион М — 6 едоков

      Городилов Федот — 6 едоков

      Рыболовлев Самуил — 12 едоков

      Рыболовлев Осип — 5 едоков

      Рыболовлев Семен — 7 едоков

      Рыболовлев Осей — 3 едока

      Невоструев Иларион — 6 едоков

      Городилова Степанида — 2 едока

      Рыболовлев Василей — 8 едоков

      Рыболовлев Михей — 5 едоков

      Рыболовлев Фёдор И — 7 едоков

      Грязев Иван — 3 едока

      Лепихин Иларион Ф — 4 едока

      Лепихин Роман — 6 едоков

      Дамаскин Максим — 8 едоков

      Рыболовлев Михаил — 9 едоков

      Рыболовлев Иван — 4 едока

      Грязев Помпий — 4 едока

      Городилов Никифор — 5 едоков

      Грязева Ольга — 7 едоков

      Рыболовлев Куприян — 6 едоков

      Лепихин Лупп — 7 едоков

      Рыболовлев Емельян — 6 едоков

      Рыболовлев Егор — 5 едоков

      Лепихин Николай — 4 едока

      Лепихин Гаврил — 4 едока

      Невоструев Яков — 5 едоков

      Дамаскина Ирина С — 2 едока

      Грязев Лазарь — 1 едок

      Аватар пользователя Сильвер

      В 17-м веке эти земли относились к Уфимскому уезду, землей и угодьями в этих местах владели башкиры и их вочинники - татары, вотяки и черемисы. Пользуясь неразберихой и безграмотностью инородцев земли прихватизировывались уфимскими служащими и дворянами. Особо интересна фигура уфимца, каракулинского приказчика Тарбеева, в этих местах в 1670х г.г. херивших жалобы иноверцев и обделывавший свои собственные делишки. Тарбеев обеспечил своих родственников и потомство значительными угодьями в разных местах Уфимского уезда. Известно, что на рубеже 18/19 в.в. некий уфимский дворянин подпорутчик Ефим Ефимович Тарбеев владел  земельной дачей, называвшейся "Лес, называемый Орема", площадью 151 десятин, лес составлял 71, 5 процента, прочее 28,5 процента. Это был не единственный лес с таким названием. Лес, фигурирующий как "Арема", физически расположенный не в одном месте и принадлежавший разным уфимским помещикам фигурирует в названиях других земельных дач.  РГАДА Ф. 1355 Д. 1884 л.л. 1-449. Опубликовано РАН в 2012 году, "Река времени. 2012: Мир южноуральской усудьбы."

      В документах 17 века, относящиеся к побережью Камы и Ижа  встретил название "Сарыж Арема", везде копался но так и не нашел что означет этот термин. 

      Сарсак - это название реки, а Арама - роща с удмуртского. 

      Аватар пользователя Сильвер

      В переводе с татарского языка «САРСАК» означает «Окружить, Обступить, Окутать, Покрыть, Обрасти, Мотать, Намотать»

      ДА ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ КАМЫ РЕКИ ПРОТИВ КРАСНОВА ЯРУ ЛУГ ОТ ВЕРХНЕЙ ИЗГОЛОВИ КРАСНОВА ЯРУ НА ОЛЬХОВОЕ БОЛОТО, ДА С ТОВО БОЛОТА  НА КРИВОЕ ОЗЕРО, ДА С ТОВО ОЗЕРА К КАМЕ РЕКЕ НА САРЫЖ АРЕМУ.

      материал 17 века, так и не понял что такое "сарыж арема". 

      Аватар пользователя Сильвер

      Арема (орема) – поемный лес или кустарник по берегу реки, низменность по руслу реки, заросшая лесом.

      Именно так и есть. Между населенными пунктами, вдоль речки Сарсак по обеим сторонам растут кустарники и деревья, река словно спряталась. Если посмотреть карту даже на Яндексе сразу ясно, где река. 

      а "сарыж" не нашли что значит?

      Аватар пользователя Виктор_В

      Рискну предположить что это ошибка при перепечатке текста. Написание "Сарсак" и "Сарыж" в 17 веке очень сильно отличалось и перепутать их сложно, а вот в современное рукописное написание "сак" и "ыж" в некоторых почерках бывает очень похоже. Возможно один человек вручную переписывал текст в архиве, а другой набирал печатный текст.

      Проверьте как написано слово в оригинальном тексте.

      нет, это совсем другое место, по другую сторону камы

       http://forum.tatist.ru/index.php?action=dlattach;topic=83.0;attach=273;i...

       

       

       

       

      Деревня Арема на момент образования 1870 года это территория дачи д.Сукман, оринтироваться надо по старым картам на речку Биер Сарсак, деревню Татарский Тансар (Даташуран) и Туташево.