"ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА" ЭТА ФАМИЛИЯ
В моей семье о прадеде, Михаиле Арефьевиче СМЕРТИНЕ, говорили, что он родом из Кирова, иногда уточняли – из Котельнича. И только чуть больше года назад я узнал, что он был «Вятской губернии Котельнического уезда Сорвижской волости крестьянин».
А еще позже, хотя в семейных разговорах это почти всегда подразумевалось, я понял, что Смертин, фамилия сугубо вятская…
По поводу ее происхождения есть несколько версий.
Первая гласит, что эта фамилия произошла от прозвища, которое давалось худому, изможденному, бледному человеку.
Вторая говорит немного о другом, сообщая нам о том, что Смерть – это не прозвище, а «охранительное имя», которое давалось его носителю с целью отвращения злых сил.
Третья версия сообщает - фамилия произошла от слова «смерд» (вольный хлебопашец, крестьянин). Действительно, в Вятском крае встречается фамилия Смердин. Ее смягченное произношение и могло способствовать появлению фамилии Смертин.
Но есть и четвертая версия, сразу захватившая меня своей необычностью…
Как-то в сети я наткнулся на такую легенду. Дескать на Урале более тысячи лет назад существовала населенная гора Мерта. Однажды ее жители покинули свою родину, и спустились в долину. А когда их спрашивали: «Откуда вы?». Горцы отвечали: «С Мерты». Так и появилась эта фамилия.
Ну, я склонен доверять, но и проверять. В общем-то, зная, что на Урале горы с таким названием отродясь не бывало, что называется «погуглил». Вначале мне попадалась лишь уральская гора Мертвецов, она же не менее легендарный перевал Дятлова… Но потом нашел… Оказалось, что есть-таки гора, а точнее холм — Мерта-мяки, и находится она не на Урале, а… в Карелии (на восточном побережье Ладожского озера, аккурат напротив знаменитого острова Валаам).
И представляет собой та гора холмистый восточный же берег бухты Уксунлахти.
Перевод названия горы следующий: Мерта — море, мяки — холм, гора. То есть Мертамяки — это Морская гора. Видимо, местные жители считали огромное Ладожское озеро морем.
А вот перевод первой части названия бухты, я никак не мог сделать. Ясно, что бухта названа по имени реки Уксун-йоки. Ведь йоки – это река, а лахти – залив. А вот что такое уксун (первая часть названия и реки, и бухты)? Рискну предположить, что ушкуй (новгородское парусно-гребное судно, позволявшее с равным успехом ходить и по морю, и по озеру, и по реке) – это вариант произношения слова уксун, ну или наоборот...
До этого я был уже немного знаком с историей завоевания Вятского края, и знал, что первые его жители – новгородские ушкуйники, состоящие из собственно славян и ославяненных финнов (карелов), - в конце XII века захватили два города, расположенных по берегу реки Вятки — Никулицын (отняли у чуди и остяков) и Котельнич (забрали у черемисов).
Повторюсь, что Смертины — это сугубо вятская фамилия, что для нашей страны, в общем-то, редкость. А наибольшая концентрация ее носителей – как раз Котельнический уезд. Думаю, что и все остальные Смертины в стране (и не только) — так или иначе выходцы из этой, самой старой части нынешней Кировской области.
Так что в свете этой гипотезы получается, что все Смертины – потомки новгородских ушкуйников карельского происхождения, прибывших с восточного побережья Ладожского озера.
НА ФОТО ВВЕРХУ: Ну чем не потомок карелов? :-) Михаил Арефьевич СМЕРТИН, мой прадед
НА ФОТО ВНИЗУ: "Ушкуйники. Новгородская вольница" - картина С.М. Зайденберга
Метрическая книга Петропавловского собора города Перми за 1901 год (ГАПК. Ф.37.Оп.6.Д.897. Л.49об.-50).
Часть первая, о родившихся.
Запись 113(м).
Рождение 20, крещение 22 июля 1901 г.
Имя младенца Геннадий.
Родители: Жандармский унтер-офицер из крестьян Вятской губернии Котельнического уезда Сорвижской волости Алексий Арефиев Смертин и законная жена его Наталия Тихонова, оба православные.
Вот здесь можно посмотреть эту запись: https://bit.ly/3HZt2KP
Да, у меня эта метрика давно имеется. Отчасти благодаря ей удалось идентифицировать две фотографии неизвестных людей, хранившиеся в нашем семейном фотоальбоме. Понимали, конечно, что это родственники, но вот кто именно, не знали. После прочтения этой метрики (а особенно еще одной, о рождении Марии Алексеевны Смертиной), стало ясно, что на первой них - Алексей Арефьевич Смертин, на второй его жена - Наталья Тихоновна. В любом случае, очень благодарен вам за проявленное внимание.
Кстати, размещенное выше фото моего прадеда сделано в Перми в ноябре 1906 года. По всей видимости, именно в этом году мой прадед приехал туда на учебу и остановился как раз у старшего брата Алексея.
Тоже видела запись за 1902 год о рождении Марии: «… Жандармский унтер-офицер Губановского отделения Пермского жандармского полицейского управления железных дорог из крестьян Вятской губернии …».
И о смерти этой Марии видела запись…
Именно так. В этой записи должность, место службы и происхождение Алексея Арефьевича Смертина раскрыты во всех подробностях (в метрике о рождении его сына Геннадия указано только, что отец жандармский унтер-офицер).
Однако, в найденном мною списке адресов жандармских офицеров Губановского отделения Пермского жандармского полицейского управления железных дорог за 1904 год Алексей Арефьевич Смертин отсутствует. Возможно уже уволился... Либо список неполный...
Здравствуйте! Разрешите заметить - был бы с Мерты, был бы - Мертин. Поправьте, товарищи, если что.
И вам здоровья желаю! Довод сильный, но действует в рамках и правилах образования русских фамилий. А как бы это прозвище звучало в XII веке при общении "ославяненных" финнов с такими же карелами, а уж затем и с новгородцами?..
Здравствуйте! В 12 веке требовались дополнительные прозвища для идентификации человека, топонимического характера с окончанием -ин? Т.е. уже тогда была такая тенденция и правила создания прозвища? Почему не Мертяк, не Мертянин, не Мертич, не Мертааайнен, к примеру. Почему мы выбираем "С Мерты" из множества вариантов. Спасибо!
На фото человек с характерной вятской внешностью - форма черепа, легкая монголоидность, мочка уха не выражена и др. От ушкуйников (вряд ли большинство их были новгородцы) непосредственно происхождение маловероятно, хотя они и наверняка осели на Вятке. Смерт или смерд слово не вполне ясной этимологии - я бы поискал его в древнескандинавском.
Вот именно, что не вполне ясной! Рискну выдвинуть еще одну гипотезу, которая соединяет сразу две версии происхождения фамилии Смертин. Что если понятие "смерт" или "смерд" (вольный хлебопашец, лично свободный человек) возникло от того же самого "С Мерты"? По крайней мере, одна из двух гипотез происхождения термина "смерд" говорит о том, что им обозначались зависимые от Руси, но лично свободные представители иноязычных племен. Судя по всему, слово "смерд" пришло именно с Новгородской земли (наиболее ранние упоминания в "Русской правде" и берестяных грамотах, позднее это понятие появилось и в "Повести временных лет"), ну а Ладога - одна из первых вошедших в нее территорий...
Есть мнение что фамилии на ИН относятся к древнейшим и притом западно-европейского происхождения, может быть, связано с именами родов и племен. Инг и Унг - характерные окончания германо-скандских слов.
Еще одна версия в Вашу копилку: Б.Д. Греков, в своей книге "Крестьяне на Руси с древнейших времен до 18 века", ссылаясь на П.И. Шафарика и А.А. Шахматова, выводит древнерусское "смерд" от персидского корня merd, "человек, муж". Туда же - "мордовское mirde - муж, вотякское murt - человек, авестийское mereta, новоперсидское mard - человек". Плюс самоназвания меря и мари. Ни о каком зависимом положении у Грекова не сказано; наоборот, он считает, что "вторичное значение термино могло возникулть только значительно позднее".
я бы обьяснил происхождение этнонима Удмурт от Ват-мурт - вятский человек. Тюрки (татары) обычно не произносят звук В и заменяют его на другой (У, Ф или опускают). Фамилия Смертин маловероятно в этой связи. Так как есть русское славянское слово Смерть и Смерд.
Дмитрий, спасибо за интересный рассказ. Все же самая правдоподобная версия происхождения - это самая простая. Так что или от основы "смерд" или "смерть". Причем у фамилий с окончанием на -ов основа обычно мужского рода: Смерд-ОВ, а у фамилий с окончанием на -ин -женского: Смерть-ИН. На Родной Вятке в переписи за 1646 год есть и Смертины и Смердины и Смердовы. Нельзя исключать банальные описки переписчиков. Но может быть это были правда три отдельные фамилии. Возможно Смердины от какого-то третьей основы, женского рода. Можно посмотреть диалектические словари регионов - возможно есть еще какие-то схожие слова, о которых мы не знаем. Например в Словаре русских говоров нашел "Смердя" - протухлый.
Мне кажется версии когда происхождение названия пытаются расшифровать как фразу: это поздние попытки расшифровки, когда стандартная версия не устраивает. По аналогии с вашей версией: Фамилия Святкин - можно предположить что у человека, приехавшего с Вятки спрашивали откуда он и он отвечал. Но мы сейчас не даем людям прозвища, объединяя в прозвище предлоги, междометия, существительные. Почему мы думаем что люди в прошлом пользовались языком как-то иначе? Наоборот, мы знаем что у переселенцев с Вятки образовывались фамилии: Вяткин, Вятчин, Вятчанин. Второй аргумент: название холма, которое вы нашли слишком локальное, получить такое прозвище можно было только живя в той местности, где этот холм что-то значил. Уезжая в другой регион, например в Вятку, человека скорее запомнили бы что он с Ладоги, а не с холма на берегу Ладоги.
Про фотографию. У карелов, как и у вепсов, как и у финнов вполне европейская внешность. С другой стороны в современном Арбажском районе такая внешность вполне имеет место быть. Так что тут надо изучать все линии предков вашего предка. И без новгородцев все может оказаться очень интересно.
Илья, благодарю за комментарий! Я уже признал, что образование фамилий от места происхождения с Вятки - Вятчанин или Вяткин, из Москвы - Москвин и т.п. - сильный довод. Но все же не сбрасываю со счетов объединение третьей и четвертой версий. То есть, смертами или смердами называли представителей иноязычных племен (а точнее, ославяненных финнов или как их еще именуют карелов), лично свободных, но выплачивавших дань Великому Новгороду и, скорее всего, по доброй воле участвовавших в военных походах последнего. То есть, слово "смерт" ("смерд") указывало на статус выходца с восточного побережья Ладоги.
Один или несколько таких карельских смертов могли участвовать в завоевании Вятской земли, уже получив прозвище по своему статусу. Позднее это прозвище превратилось в фамилию...
Что касается холма Мерта. Многие финно-угорские народы считают сакральными именно горы, холмы, возвышенности. Например, уральские манси (вогулы) считают таковой Гору Мертвецов (Перевал Дятлова), которую я упомянул в своем посте. Именно поэтому речь шла о горе Мерте, а не о Ладожском озере. Кстати, остров Валаам (расположенный посреди Ладоги, напротив этой самой Мерты) также считается сакральным, по всей видимости, еще с языческих времен. Лингвисты считают, что его название происходит от финно-угорского слова "Валамо" (Высокая земля). Позднее, христианские монахи немного перефразировали это наименование, связав его с именем библейского пророка Валаама.
Поэтому можно сказать, что все восточное побережье Ладоги могло связываться именно с сакральной горой Мерта...
Все уничижительные значения слова смерт (смерд) появились гораздо позднее. И связаны они с окончательным закрепощением данного сословия. Само слово стало считаться ругательным (вспомним, фильм Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию")...
О фото. Опущенность внешней стороны верхнего века характерна для финно-угорских народов. Карелы, конечно, сильно "ославянились". Финны "ошведились" (если так можно сказать). Но даже на фотографии карелов того же 1906 года эта особенность видна...
Кстати, на последней прижизненной фотографии моего прадеда (зима 1923-1924 года) разрез его глаз не такой уж экстремально узкий...
Напомню, что никаких сообщений летописей о походе новгородцев на Вятку и поселении их тут - нет. Из летописей лишь можно положить, что часть ушкуйников были из Новгородской земли и что часть ушкуйников могла поселиться на Вятке, где до них уже были обжитые места. Лишь в поздней вятской повести этот гипотетический поход описан, но несколько туманно. Вообще, мнение о поселении неких новгородцев на Вятке могло появиться из неверной трактовки древнего имени Вятского региона - Нухрат или Ноград, схожего по звучанию с Новгород. Которое, вероятно, является искажением от имени гунского племени Хоногуры или Нугра (Угры).
Я, как раз, и придерживаюсь версии "Повести о стране Вятской", в том числе и потому, что она опирается на сведения первого русского историка В.Н. Татищева...
Татищев сомнительный источник. Что касается Повести о стране Вятской то я усматриваю в предании о новгородцах параллели с сообщениями булгарской хроники как раз тех годов (1175-81) о проникновении неких галиджийцев (в данном случае как раз новгородцев) в устье Камы. Однако, археология ранних славяно-русских поселений на Вятке имеет явные артефакты с юго-западной территории Киевской Руси (галичан-берладников). Это подтверждает и удивительно славянская топонимика средней Вятки, характерная как раз для указанного региона древней Руси.
Думается, что одно другому не противоречит. Возможно проникновение как с юго-запада, так и с северо-запада Древней Руси. Первое носило мирный, другое (чуть более позднее) - военный характер...
Смерд - общеславянское слово. Со времен Русской Правды и до XV века - юридический и социальный термин.
Чтобы доказать "карельскую" версию - я вижу только ДНК тест по мужской линии, который должен показать или прибалтийских финнов или приладожские популяции, любой национальности
Считаю, что слово и понятие "смерд" ("смерт"), перед тем как стать общеславянским, вполне могло выйти из Новгородской земли...
А насчет ДНК-теста полностью согласен. Вероятно только он может внести хоть какую-то ясность, в этом вопросе.