Смертины Котельнича. XVII век

Судя по переписям XVII века, Смертины, как о том говорится в предыдущем посте, происходят из города Котельнича. Однако постепенно представители этой фамилии заселяли деревни и починки окрестных волостей. Вначале расселение Смертиных в сельской местности представляло собой своего рода периодический выезд в усадьбы, затем - на постоянное место жительства...

Ниже перечисляю упоминания о Смертиных, найденные в переписях Котельнического уезда XVII века.

ПУШКАРЬ ВАСИЛИЙ СМЕРТИН
Перепись по городу Котельничу 1615 года сообщает о дворе пушкаря Васки Смертина.
Согласно переписи 1629 года, "на посаде, за острогом дворы тяглые", в том числе - пустой двор пушкаря Васки Смертина.
Сам пушкарь, согласно переписи, умер "во (7)130 году...", то есть в 1622 году от Р.Х.

ПОСАДСКИЙ ИВАН СМЕРТИН
В переписи города Котельнича за 1629 год говорится о посадском Ивашке Смертине. Сам Ивашко "тянет тягло"...
Перепись 1646 года утверждает, что Ивашко Смертин женат, а у него живет Агапитко Иванов сын, который также женат.
В ней же указывается, что у посадского Онтонко Ильина сына Исупова проживает его племянник Ганка Иванов сын Смертин, 17 лет (то есть он 1629/1630 года рождения).
Скорее всего, этот Ганка Иванов - тоже сын упомянутого Ивашки Смертина. В противном случае, в переписи были бы сведения об еще одном Ивашке Смертине...
Быть может, сын поссорился с отцом и ушел жить к дяде по матери Антону Ильичу Исупову. Тогда девичья фамилия жены Ивашки Смертина - Исупова.

В 1662 году Агапитко Смертин упомянут, как пятидесятник Спасской волости Котельнического оброчного стана.
Перепись 1671 года раскрывает нам дальнейшую судьбу Ганки Смертина - "двор пуст Онтонка Исупова, с того двора взят в салдаты Ганка Смертин".
Та же перепись сообщает об Ивашке Смертине, что двор его пуст, а сам хозяин "умре".
Перепись 1678 года уточняет, что дворовое место поселянина Ивашки Смертина пусто, а сам он "умре в давних летах".
Также уточняется, что место дворовое Антонка Исупова пусто, а сам хозяин "умре".

СМЕРТИНЫ ИЗ КОТЕЛЬНИЧА И ИГНАШИНСКОЙ
В переписи 1615 года сообщается, что в городе Котельниче, во «дворах перенесенных с тягла на посад» числятся отдельные домовладения Вьюнки и Сергушки Смертиных. А ниже говорится, что в деревне Игнашинская Смертина «пашут с посада наездом Сергейко да Филипко Смертины».
Из сказанного можно сделать вывод о том, что Филипп - это христианское имя Вьюнки Смертина.
Скорее всего, Сергейко и Филипко Смертины - родные братья. А если это так, то их отца, вполне вероятно (судя по названию деревни) звали Игнашка...

По переписи 1629 года в деревне Игнашинской Смертина "пашут наездом из Котелнича с посаду Серешка да Вьюнка Смертины". "А живут они в Котелниче на посаде для воденыя скудости". 
Братьям принадлежат "добрые земли 3 чети с осминой да перелогу 1 осмина, а в дву потомуж; сена 8 копен, а в ней в живущем четь и пол-пол-пол-трети выти, а в пусте пол-пол-пол-трети выти".

В переписи 1623 года говорится о сенных покосах Назарки Филиппова сына Смертина и Кипреянки Сергеева сына Смертина.
Ясно, что Назарка - сын Филиппа (Вьюнки), а Кипреянка - Сергея Смертиных. То есть, они - двоюродные братья.

Из сказанного можно сделать вывод, что уже в 1623 году Назар Филиппович и Киприян Сергеевич Смертины были вполне себе взрослыми людьми.
Можно добавить, что в 1629 году в Котельническом оброчном стане упомянуты рыбная ловля и сенной покос Купреянки Смертина.

Перепись 1646 года сообщает, что "в Котельниче в Предотечинском монастыре в ограде церковь клетцкии во имя Рожества Иванна Предтечи теплая, другая
церковь холодная клетцкии во имя Благовещения пресвятые Богородицы в монастыре ж... да за оградою дворы бобыльские стоят на манастырской земле"...
В том числе упомянут двор бобыля Назарко Филиппова сына Смертина - кирпичника, "с детьми с Ромашком, да с Тренкою, да с Микиткою. Ромашко женат, Тренка 16 лет, Микитка 6 лет".
А еще там живет Васка Филиппов сын Смертин с детьми Сергушкою, да с Микиткою, да Стенкою. Сергушке 13 лет, Микитке 3 года, Стенке - год.
Очевидно, что Назар и Василий Филипповичи Смертины - родные братья...

В том же 1646 году, кроме Назара и Василия Филипповичей Смертиных, в Котельниче, на земле Предтечинского монастыря проживал их двоюродный племянник Ерофейко Кипреянов сын Смертин с братом Ондрюшкою. Ерофейко уже женат, а Ондрюшке всего 4 года...

Но возвратимся к другой родовой линии...
В 1662 году Назарка Смертин и его средний сын Тренка упомянуты в списке сотников, пятидесятников и посадских людей города Котельнича.
Перепись 1671 года сообщает, что двор Васки Смертина пуст, он сам умер, а его сын Сергушка с того двора взят в солдаты.
Перепись 1678 года по городу Котельничу доносит до нас, что на верхнем посаде находится пустой двор Назарки Смертина. Сам Назарко постригся в монахи, но в отдельных дворах верхнего посада продолжают жить двое его сыновей с внуками - бобыль Ромашка Назаров Смертин с женатым сыном Ивашкой, а также "во дворенке" бобыль Тренка Назаров Смертин с сыновьями Якушкой, который женат, и Ивашкой 10 лет.

Про Василия Филипповича Смертина в том же документе сказано, что уже и место его двора пусто, а он сам "умре". "А дети ево с Вятки збегли в давних летех".

Перепись того же 1678 года рассказывает и о потомках линии Сергея и Киприяна Сергеевича Смертиных, но уже живущих в другой монастырской вотчине, в будущей Сорвижской волости.
Ерофей Кипреянович Смертин, именуемый Ярушкой, обитает в слободке Василькова, имеет троих сыновей – уже женатых Ивашку, да Карпушку и тринадцатилетнего Ермошку.
Андрей Киприянович Смертин проживает на Сорвижских горах, в починке Полувасков. Детей мужского пола, судя по всему, пока не имеет.

По существу, это первые Смертины Сорвижей.

Перепись 1702 года сообщает о том, что двор Ярушки Смертина пуст, "а дети его Карпунка и Ермолка умре, а сын же ево Ивашко съехал в домовую ж Сорвишскую вотчину во крестьянство". Далее уточняется, что Ивашко Ярофеев сын Смертин проживает в починке Плешковском у Ромашки Таширева, который вместе с сыном "кормится христовым имянем". У Ивашки десятилетний сын Петрушка.
Тот же источник сообщает о том, что Павел Андреевич Смертин - сын Андрея Киприяновича, женат, но пока бездетен. А проживает он, как и отец, в починке Полуваскове.

СМЕРТИНЫ ИЗ ФЕДОРОВСКОЙ
Перепись 1615 года рассказывает о жителях деревни Федоровской Рычко Смертине, да сыне его Кирилке.

В соответствии с переписью 1629 года, в той же деревне Федоровской проживают Кирилко и Фетка Смертины. По всей вероятности, родные братья. Братьям принадлежат "добрые земли 7 четей с осминой, а в дву потомуж; лесу пашенного 2 десятины, а в нем в живущем пол-выти и пол-чети выти".

Перепись 1646 года о Фетке уже не упоминает. Но она же сообщает нам, что кроме Кирилки Рычкова, в деревне Федоровской в отдельном доме проживает его старший сын Сазонко с детьми: Федкою (6 лет) и Лучкою (3 лет).
А вот средний и младший сыновья Кирилла Рычкова Смертина - Офонка (с внуком Устином 2 лет) и Фетка (15 лет) живут вместе с родоначальником.

Перепись 1671 года рассказывает о жизни детей отданного в солдаты Сазонки Смертина: «Федка Смертин з братом Лучкою да с Филкою, с того двора взят в салдаты Созонко Смертин, тягла с них до салдатского выбору сходило по рублю по 5 алтын, а после салдатского выбору тягла с него сходит по 2 рубли по 13 алтын, и сверх прежнего тягла платит в лишке по рублю по 8 алтын по 2 денги на год».

Перепись 1678 года сообщает, что в деревне Федоровской проживают дети Афанасия (Офонки) Кирилловича: Самсонко, Филка, Демидко и Тимошка.
По ее же сведениям, Созонко Кириллович с детьми взят в солдаты, "а пашня его лежит впусте". На самом же деле, дети Созонта Кирилловича не были взяты в солдаты, это мы увидим далее…

В той же переписи фигурируют сыновья, скорее всего, Федки Рычкова Смертина, проживающие в разных починках Котельнического уезда:
- "Починок Тарбининской что на Гривах - Максимко Федоров Смертин, у него сыновья Филка женат, Федка 14 лет, Дениско 12 лет, у Филки дети Ивашко 4 лет, Нефедко 1 1/2 года. Половник Лучка Созонов Смертин, у него сын Гришка 4 лет".

Половник Лучка Созонов Смертин является одним из сыновей взятого в солдаты Созонта Кирилловича Смертина. Максиму Федоровичу Смертину он приходится двоюродным племянником, а его сыновьям – троюродным братом…

- "Починок Паунинской а Росохина тож - Афонка Федоров Смертин, у него сыновья Артюшка да Федка женаты, у Федки сын Афонка 1 1/2 года.
У него ж половник Федка Созонов сын Рычков, у него братья Филка да Климка женаты, у Федки сын Аввакумко 5 лет".

А вот Федка Созонов сын Рычков с братьями Филкой и Климкой на самом деле также Смертины. И приходятся они Афонасию Федоровичу двоюродными племянниками, а его сыновьям – троюродными братьями.
Почему же Федор Созонович Смертин назвался Рычковом (это даже не дедичество, а прадедичество какое-то). Наверное, в целях пущей безопасности, так как не забываем – их отец был отдан в солдаты. Им самим также приписывали такую же судьбу. Ан, нет! Оказывается, все сыновья Созона Смертина уехали из деревни Федоровской и укрылись у своих родственников…

- "Починок Вново Чекалово - Лучка да Петрушка Федоровы Смертины, у Лучки сын Савка 1 года, у Петрушки сын Пантелейко 3 лет...".

- "Починок Бакулин - Ермачко Федоров Смертин, у него сыновья Лучка да Фомка женаты, Сергушка 15 лет, Евтюшка 3 лет. У Лучки дети Трошка 4 лет, Ивашка 2 лет, Елеска 10 недель".

Таким образом, род Рычки является наиболее многочисленным среди всех Смертиных Котельнического уезда, а его генеалогическое древо - самым разветвленным...

В ДЕРЕВНЕ ЧАГАЕВОЙ
В 1646 году в деревне, что был починок Чагаев Поломской волости Котельнического уезда, проживал Минка Самойлов сын Смертин с детьми Сенкою да Павлушею да с Зинкою. У Сенки сын Омелька 4 лет. Павлушка женат. Зинке 10 лет.
Согласно переписи Казанского уезда того же 1646 года, во дворцовой слободе на Кукарке проживает Офонька Самойлов сын Смертин с детьми Родькою, да Стенькою. Очевидно, он родной брат Минки.


В 1662 году Зинка Смертин упомянут в числе сотников, пятидесятников и сотенных людей Котельнического тяглового стана.
Перепись 1671 года очень скупо рассказывает о дальнейшей судьбе Смертиных из деревни Чагаевской: "Двор пуст Митки Смертина, Митка с Вятки бежал, а пашня ево пол-пол-чети и пол-пол-пол-трети выти в пусте, тягла ево по 19 алтын по 3 денги лежит на миру".
Перепись 1678 года уточняет: «Место дворового поселянина Минки Смертина - умре, у него сыновья Зинка збег на Кукарку, Пашка да Сенка умре. Земля их впусте». Судьба Омельки не ясна. Скорее всего, он тоже умер…
Во-первых, здесь можно заметить, что переписи дают два разных имени: Минка (1646 и 1678) и Митка (1671). Речь, скорее всего, идет об ошибке переписчика в 1671 году, что подтверждается еще и неверными сведениями о том, что Минка сбежал, тогда, как на самом деле он умер...
Во-вторых, что касается побега, то речь идет скорее не о Минке, а о его сыне Зинке. Переписи часто составляли со слов соседей – отсюда и ошибки. Это становится тем более ясным, когда речь идет о пустых дворах.
В той же самой переписи 1678 года среди жителей починка Вновь Котельнического оброчного стана появляются "Левка да Ивашко да Аничка Семеновы дети Смертины, у них братья Матюшка 14 лет, Сысойко 12 лет, у Левки сын Карпушка 2 лет".
По-видимому, «Левка да Ивашка да Аничка Семеновы дети» - сыновья Семена Вениаминовича Смертина. Что касается Матюшки и Сысойки, то они – двоюродные братья вышеупомянутых, скорее всего, - дети младшего сына Минки - Зиновия Вениаминовича.
Получается, что Зинка «збег на Кукарку» к своим двоюродным братьям, бросив родных детей на попечение старшего брата Семена. 
После смерти Семена Вениаминовича, его сыновья, вместе с двоюродными братьями, перебрались из деревни Чагаевской Котельнического тяглового стана в починок Вновь Котельнического оброчного стана. А произошли эти события между 1662 и 1671 годами.


Что касается среднего брата Павла Вениаминовича Смертина, то сведения, по всей видимости, о его старшем сыне обнаруживаются в переписи Казанского уезда 1678 года. В деревне Родигинской Кукарской дворцовой слободы проживает Данилко Павлов сын Смертин. А вот сведения о других его потомках всплывают в переписных книгах Котельнического уезда лишь в начале следующего XVIII века. 

НИЩИЙ АНДРЕЙ СМЕРТИН
Согласно переписи 1646 года в Гостевской волости на одноименном погосте жили церковные бобыли. Во дворе Фефилко Потапова сына Старостина обитал нищий Ондрюшка Федотов сын Смертин, 20 лет.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Ганка - возможно от Ганикей

Аватар пользователя Дмитрий Комаров

Да, вполне вероятно. Пока оставлю Ганку, равно как и Вьюнку Смертина, как есть, без расшифровки. Надо сказать, что оба этих имени современных людей ставят в тупик )

Аватар пользователя minstrel

Во всех источниках 16-17 века Ганка - это Гавриил.

Аватар пользователя Дмитрий Комаров

Да, Гавриил. Но это как-то не очень вяжется. В XVII веке не таким уж редким было наличие у человека двух имен - языческого и христианского (что создает дополнительные сложности при поиске предков). Потому вполне возможно, что уменьшительное Ганка указывало на языческое имя, а крестили его носителей Гавриилами...

Аватар пользователя minstrel

Здесь все просто, не надо ничего изобретать и додумывать. Никаких языческих имен в 17 веке у русских не было. А у каждого имени было две трактовки: церковная и в простонародье. Гавриил - Ганка, Терентий - Тренка, Прокопий - Пронка, Семен - Сенка и т.д.

Аватар пользователя Дмитрий Комаров

По теме языческих имен советую почитать работы М.Б. Оленева. Особенно - "Некоторые вопросы к изучению истории крестьянских семей в XVII веке" ("погуглите"), да и другие на эту тему https://vgd.ru/STORY/maxim

И еще, разрешите задать вопрос... Если все так просто, то к какому христианскому имени следует отнести имя Вьюнка?

Здесь речь идёт не о языческих, а о т.н. мирских именах - это немного разные понятия. Они окончательно были искоренены (может быть, официально запрещены) при Петре I. Во всяком случае, если в писцовой книге 1678 г. и переписной книге 1677-82 гг. Сольвычегодского уезда они ещё присутствуют, то в переписных книгах 1710 и 1717 гг., а в ревизских сказках, начиная с 1719 г. - тем более, полностью отсутствуют. Мирское имя никоим образом не могло соответствовать христианскому, поскольку они присваивались ребёнку по разным принципам. Имя Вьюнка (Вьюнок), скорее всего, было дано ребёнку неспокойному, шустрому, который постоянно крутился, не лежал спокойно. 

Аватар пользователя Дмитрий Комаров

Если не нравится термин "языческие" (хотя славяне-язычники и нарекали детей по описанному вами принципу), то можно такие имена и мирскими назвать - не так важно. Главное, они нехристианские... Согласно тому же М.Б. Оленеву, многие крестьяне в XVII веке (в основном в его первой половине, конечно) имели два имени и, зачастую, им больше нравилось мирское. Иногда оно попадало в переписи. Затем в более поздние переписи вносили церковное (христианское) имя, что и приводит к сложностям в поиске... Безусловно, в XVIII веке мирские (языческие - я все же настаиваю на допустимости такого термина) имена были искоренены. Думается, что тут, действительно, не обошлось без Петра I, который, несмотря на свое неоднозначное отношение к церкви, был довольно ревностным христианином...

Кстати, а Рычко - простонародный вариант какого имени?

Рычко, Рык - нехристианское (мирское) имя-прозвище. Наверное, новорождённый ребёнок издавал характерные звуки, потому его так и прозвали. Либо взрослый человек имел особенный, рычащий голос. 

Аватар пользователя SwiM912

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, а починок Тарбининской что на Гривах существовал в 1646 году? Вы не смотрели? У меня там жили Перминовы в 1678 году. Но вот в 1646 никого из них найти не могу, к сожалению

Аватар пользователя SwiM912

Нашел починок в базе за 1646 год, Перминовых нет :)

Аватар пользователя Дмитрий Комаров

Здравствуйте! Вполне возможно, что они жили где-то в другом месте. Люди тогда активно перемещались, особенно это касается середины XVII века. Потому допускаю, что многие просто не попадали в переписные книги...

Аватар пользователя SwiM912

Да, возможно. Спасибо!

Аватар пользователя Katze

Здравствуйте, Дмитрий. Тоже изучаю своих котельничских Смертиных. Ваши систематизированные Смертины большая помощь для меня. Спасибо. Некоторые штрихи к Вашим изысканиям.

1.Во-первых, спорно, что Смертины происходят из г. Котельнича. В переписи 1615 года в г. Котельниче записан только один пушкарь Васка Смертин, тогда как в д. Федоровской двор: Рычко Смертин да сын его Кирилко (л.733) и существует еще поч. Смертинской, который пашет наездом Тренка Пиков (л.672об.), то есть до этого в уже нем жили Смертины.

2. В переписи 1629г. (тяглые) указаны два Васки Смертина.

-двор пуст Васки Смертина, умер во 128 году.

- двор пуст пушкаря Васки Смертина, умер в 130 году.

Возможно, что это разные люди, а возможно ошибка переписчика, просто у пушкаря было два двора.

3. В переписи 1615г. (тяглые) в Котельниче, в «дворах перенесенных с тягла на посад» два двора

Двор: Пьянка Смертин;

Двор: Сергушка Смертин;

Предполагаю, что это Серешка да Вьюнка Смертины, фигурирующие в переписи тяглых за 1629год.

А ниже в 1615г. в дер. Игнашинская Смертина означено, что землю «пашут с посада наездом Сергейко да Филипко Смертины». Отсюда можно сделать вывод, что Вьюнка-Пьянка и Фипипко – один и тот же человек. Возможно))

В переписи 1623 года в тяглых встречаются два Смертина:

-сенной покос Назарка Филипова сына Смертина; л.162

-сенной покос Кипреянка Сергеева сына Смертина; д.162 об.

Можно предположить, что это двоюродные братья, сыновья Серешки да Вьюнка-Пьянка-Филипка Смертиных.

В 1629 году уже в оброчных встречается дважды:

- рыбная ловля Купреянка Смертина;

-сенной покос Кипреянка Смердина;

В 1646 году в Котельниче за оградой дворы бобыльские:

Во дворе: Назарко Филипов Смертин, у него дети Ромашко женат, Тренка 16 лет, Микитка 6 лет; (281об.)

Во дворе: Васка Филипов Смертин, у него дети Сергушка 13лет, Микитка 3 лет, Стенка году. (282)

А в Предтеченском монастыре Котельнича:

Во дворе: Ерофейко Кипреянов Смертин женат, Ондрюшка Кипреянов Смертин 4 лет. (282)

 

Аватар пользователя Дмитрий Комаров

Здравствуйте! Спасибо большое за отзыв! До переписей 1615 и 1623 годов я, к сожалению, пока не добрался, поэтому ваша информация очень ценна. Вышеизложенный материал находится в работе, сведения постоянно обновляется. Например, как раз вчера мне удалось (надеюсь) систематизировать Смертиных деревни Федоровской сейчас выложу обновления...
Насчет Смертиных из Игнашинской. Получается, что безусловно подтверждается наличие у одного из них не одного мирского (языческого), а сразу двух. И его христианское имя мне стало известным, и дополнительные подробности. Что касается их родства с "монастырскими" Смертиными - Назаркой и Киприяшкой (по последнему также выкладываю небольшое обновление), то, скорее всего, так и есть! А то получается, что Сережка и Вьюнка (Филипко) исчезли без всякого следа...
Что касается происхождения Смертиных из города Котельнича - это, конечно, гипотеза. Пока особняком стоят лишь Рычковичи из деревни Федоровской. Все остальные - выходцы именно из Котельнича.
Наличие в Котельниче двух Василиев Смертиных мне пока также не попадалось на глаза... Кстати, не исключаю вероятности того, что посадский Ивашко Смертин - родственник одного из них.
В ближайшее время планирую выложить информацию по еще одной линии Смертиных Котельнического уезда. Пока ее проверяю...

Подскажите пожалуйста, переписи 1610-х и 1620-х годов, на которые вы ссылаетесь, они где-то выложены?

Аватар пользователя Katze

Книжные издания -> архивные документы => переписи населения VII – VIII веков => Котельничский уезд -> Переписи VII века . Здесь вы найдете эти переписи