«Казанская война» на Лузе
В дополнение к статье "Ранняя история Лузского района" https://forum.vgd.ru/go/go.php?url=https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/1...
При составлении писцовой книги Сольвычегодского уезда 1625 года крестьяне деревень Лальской волости: Насоново (на реке Лузе в 9 в. от Лальска), Волосова гора (в 2 в. от Лальска) и Филогин починок (в 8 в. от Лальска) Никифор Данилов Митюков, Емельян Никифоров Митюков, Иван Евдокимов Сусоловский и Василий Семёнов Власов показали писцам, что купчие на их дворы были утрачены «в казанскую войну», «в приход казанских татар», «в войну казанских татар». Об этом же в своей книге «Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии» пишет Иван Степанович Пономарёв, но он связывает это со «Смутой», когда, в 1612-1613 гг., шайки польско-литовских интервентов, казаков и других разбойников совершили набег на северо-восточные земли, в том числе осаждали Устюг и Сольвычегодск. Так причём здесь казанские татары?
На самом деле, в писцовой книге речь идёт не о «панщине», как на Севере называли этот грабительский рейд интервентов и разбойников, а о реальном набеге на лузские земли казанских татар, который состоялся около 1542 года. Подтверждением этому служит жалованная грамота Великого князя Ивана IV крестьянам и присельчанам Антропьевой слободы (волости, располагавшейся на территории нынешнего Лузского городского поселения) от 26 марта 1546 года о даче им Утмановского стана (Акты исторические. СПб. 1841. Т. I. с. 54.); вот её полный текст:
«Се яз Князь Великий Иван Васильевичь пожаловал есми, из Устюжского уезда, с Лузы, из Онтропьевы слободки Матфейка Захарова сына, и во всех крестьян место Онтропьевы слободки и приселчан: что мне били челом, а сказывают, что деи у них в той слободке поставлен двор становой, Вутмановскому доводчику на приезд, до приходу Казанских людей за три годы, а преж деи сего был тот стан в Утманове; и на ту деи слободку приходили Казанские люди безвестно, да ту де их слободку воевали, и деревни и дворы повыжгли, и людей повысекли, а иных в полон повывели, и мою де у них Великого Князя уставную грамоту взяли; и держать де им того стану не по чему, и того станового двора ставить им не чем и держать его не кому, потому что де у них в той слободке доводчик корчму держал сильно, а преж деи сего у них корчмы не бывало в той слободке; а та де их слободка стоит на дорогах, на Велико-Пермьской, и на Вятцкой, и на Вологоцкой, и с тех де у них дорог на тот становой двор, на корчму, приходят всякие люди, тати и розбойники и костари, и у того доводчика на корчме пьют всегда, и тех слободцких людей бьют и грабят, и крадут, и проходу мимо тот двор слобожаном нет, потому многих людей до смерти бьют и теми людми мертвыми их подметывают, и чинят им убытки великие, и вперед от того двора им жити не мочно; а тягл деи на тех слободцких крестьян, из Олексина, и с Пачеозера, и из Вондокурьи, и из Петровского села, кладут велику; а у них деи розрубы меж собя свои, а на них деи не кладут никакого тягла. И ож будет так, как мне Матфейка Захарьев, во всех крестьян место, бил челом и сказывал, и яз Князь Велики того Матфейка Захарьева и всех крестьян тое слободки и присельчан пожаловал, дал есми им стан в Утманове, по старине: и доводчику Утмановскому тех слободцких крестьян судити, и поля спущати, и управа чинить в Утманове на стану, а в той слободке Утмановскому доводчику двора на приезд нет, и корчмы ему в той слободке не держати и пив ему не варити, и стану ему в той слободке нет; а приезжати ему в ту слободку, по их Великого Князя по уставной грамоте, саму-другу с детиною, а давати тем крестьяном тому доводчику поминки по силе. А к Петровскому, и к Пачеозерцу, и к Олексинцом, и к Вондокурцом, ни в которые потуги не тянуть, а тянути им в Утмановской стан, с году на год, на становой двор. А случитца тем крестьяном Онтропьовские слободки каково дело, и доводчику у них имати пошлин на виноватом с рубля по гривне; а побьетца поля, и он у них пошлину емлет по тому ж. А коли они явят сю грамоту Утмановскому волостелю и их пошленником, и оне с нее явки не дают ничего. Дана грамота на Москве, лета 7050-четвертого Марта в 26 день.»
В чём суть этой грамоты? Некий Матвей Захаров (староста или специально выбранный челобитчик) жалуется на доводчика (должностное лицо, нечто вроде нынешнего судебного пристава) и сообщает, что его становой двор (место временного жительства и судебных исполнений), содержавшийся за счёт жителей всех волостей, подведомственных ему, первоначально находился в Утмановской волости (на реке Юг), а затем был устроен в Антропьевой слободе, по поводу чего была выдана соответствующая уставная грамота. Но на слободу напали «казанские люди», грамота была ими похищена или уничтожена, а поскольку этот нормативный документ, согласно которому между волостями распределялись размеры тягла на содержание станового двора, был утрачен, то всё бремя его содержания легло на жителей слободы, и так разорённой грабителями. А кроме того, доводчик ещё и завёл здесь корчму, где собираются всякие тёмные личности, доставляющие слобожанам множество проблем. Челобитчик просил Великого князя перенести становой двор обратно в Утманово, упорядочить размеры тягла и запретить доводчику держать в слободе корчму. Просьба была удовлетворена в полной мере: слобожанам была выдана новая уставная грамота, согласно которой становой двор доводчика был устроен «по старине» – в Утманове, установлены правила его разъезда по волостям – «саму-другу с детиною» (вдвоём с помощником), определены размеры сбора на их прокорм во время приезда в слободу («поминки по силе»), тягла и пошлин, а самому доводчику было запрещено держать корчму.
А о каком приходе «казанских людей" идёт речь в грамоте? Вятская летопись под 1542 годом сообщает:
«В лето 7050 ходила рать Казанская Тотарская через Вятку на Устюг, 40000, и повоевали много все городы около Устюга и волости и много зла сотвориша и в полон поведоша. И пошла та сила с Устюга Моломою рекою на плотех. И Божиею милостию собрашась все Вятцкие городы под Котельнич град и побиша на Моломе силу Тотарскую наголову, только ушли лесом Черемиса Луговая на Пижму реку.»
Связано ли это событие с разорением Антропьевой слободы и соседней с ней Лальской волости – точно неизвестно, может быть, они были разорены в результате какого-то другого, менее известного набега, а казанцы могли прийти с востока (в 1540 году они также разорили Пермь Великую). В 1552 году Иваном IV Казанское ханство было окончательно присоединено к Московскому государству, после чего грабительские походы казанцев на русские земли прекратились. Как бы то ни было, но "казанская война" на Лузе со "Смутой" начала XVII в. никак не связана, а произошла она полувеком раньше.
Хорошее дополнение и уточнение к ''Ранней истории''. Я как-то односторонне описал - увлёкся темой ''волость Луза'', поэтому такая и подборка данных. В результате получилось, что устюжане воевали только с вятчанами и других врагов не было.