"Казанская война" на Лузе

4 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 16 часов назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

«Казанская война» на Лузе

В дополнение к статье "Ранняя история Лузского района" https://forum.vgd.ru/go/go.php?url=https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/1...

При составлении  писцовой книги Сольвычегодского уезда 1625 года крестьяне деревень Лальской волости: Насоново (на реке Лузе в 9 в. от Лальска), Волосова гора (в 2 в. от Лальска) и Филогин починок (в 8 в. от Лальска) Никифор Данилов Митюков, Емельян Никифоров Митюков, Иван Евдокимов Сусоловский и Василий Семёнов Власов показали писцам, что купчие на их дворы были утрачены «в казанскую войну», «в приход казанских татар», «в войну казанских татар».  Об этом же в своей книге «Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии» пишет Иван Степанович Пономарёв, но он связывает это со «Смутой», когда, в 1612-1613 гг., шайки польско-литовских интервентов, казаков и других разбойников совершили набег на северо-восточные земли, в том числе осаждали Устюг и Сольвычегодск. Так причём здесь казанские татары?

На самом деле, в писцовой книге речь идёт не о «панщине», как на Севере называли этот грабительский рейд интервентов и разбойников, а о реальном набеге на лузские земли казанских татар, который состоялся около 1542 года. Подтверждением этому служит жалованная грамота Великого князя Ивана IV крестьянам и присельчанам Антропьевой слободы (волости, располагавшейся на территории нынешнего Лузского городского поселения) от 26 марта 1546 года о даче им Утмановского стана (Акты исторические. СПб. 1841. Т. I. с. 54.); вот её полный текст:

«Се яз Князь Великий Иван Васильевичь пожаловал есми, из Устюжского уезда, с Лузы, из Онтропьевы слободки Матфейка Захарова сына, и во всех крестьян место Онтропьевы слободки и приселчан: что мне били челом, а сказывают, что деи у них в той слободке поставлен двор становой, Вутмановскому доводчику на приезд, до приходу Казанских людей за три годы, а преж деи сего был тот стан в Утманове; и на ту деи слободку приходили Казанские люди безвестно, да ту де их слободку воевали, и деревни и дворы повыжгли, и людей повысекли, а иных в полон повывели, и мою де у них Великого Князя уставную грамоту взяли; и держать де им того стану не по чему, и того станового двора ставить им не чем и держать его не кому, потому что де у них в той слободке доводчик корчму держал сильно, а преж деи сего у них корчмы не бывало в той слободке; а та де их слободка стоит на дорогах, на Велико-Пермьской, и на Вятцкой, и на Вологоцкой, и с тех де у них дорог на тот становой двор, на корчму, приходят всякие люди, тати и розбойники и костари, и у того доводчика на корчме пьют всегда, и тех слободцких людей бьют и грабят, и крадут, и проходу мимо тот двор слобожаном нет, потому многих людей до смерти бьют и теми людми мертвыми их подметывают, и чинят им убытки великие, и вперед от того двора им жити не мочно; а тягл деи на тех слободцких крестьян, из Олексина, и с Пачеозера, и из Вондокурьи, и из Петровского села, кладут велику; а у них деи розрубы меж собя свои, а на них деи не кладут никакого тягла. И ож будет так, как мне Матфейка Захарьев, во всех крестьян место, бил челом и сказывал, и яз Князь Велики того Матфейка Захарьева и всех крестьян тое слободки и присельчан пожаловал, дал есми им стан в Утманове, по старине: и доводчику Утмановскому тех слободцких крестьян судити, и поля спущати, и управа чинить в Утманове на стану, а в той слободке Утмановскому доводчику двора на приезд нет, и корчмы ему в той слободке не держати и пив ему не варити, и стану ему в той слободке нет; а приезжати ему в ту слободку, по их Великого Князя по уставной грамоте, саму-другу с детиною, а давати тем крестьяном тому доводчику поминки по силе. А к Петровскому, и к Пачеозерцу, и к Олексинцом, и к Вондокурцом, ни в которые потуги не тянуть, а тянути им в Утмановской стан, с году на год, на становой двор. А случитца тем крестьяном Онтропьовские слободки каково дело, и доводчику у них имати пошлин на виноватом с рубля по гривне; а побьетца поля, и он у них пошлину емлет по тому ж. А коли они явят сю грамоту Утмановскому волостелю и их пошленником, и оне с нее явки не дают ничего. Дана грамота на Москве, лета 7050-четвертого Марта в 26 день.»

В чём суть этой грамоты? Некий Матвей Захаров (староста или специально выбранный челобитчик) жалуется на доводчика (должностное лицо, нечто вроде нынешнего судебного пристава) и сообщает, что его становой двор (место временного жительства и судебных исполнений), содержавшийся за счёт жителей всех волостей, подведомственных ему, первоначально находился в Утмановской волости (на реке Юг), а затем был устроен в Антропьевой слободе, по поводу чего была выдана соответствующая уставная грамота. Но на слободу напали «казанские люди», грамота была ими похищена или уничтожена, а поскольку этот нормативный документ, согласно которому между волостями распределялись размеры тягла на содержание станового двора, был утрачен, то всё бремя его содержания легло на жителей слободы, и так разорённой грабителями. А кроме того, доводчик ещё и завёл здесь корчму, где собираются всякие тёмные личности, доставляющие слобожанам множество проблем. Челобитчик просил Великого князя перенести становой двор обратно в Утманово, упорядочить размеры тягла и запретить доводчику держать в слободе корчму. Просьба была удовлетворена в полной мере: слобожанам была выдана новая уставная грамота, согласно которой становой двор доводчика был устроен «по старине» – в Утманове, установлены правила его разъезда по волостям – «саму-другу с детиною» (вдвоём с помощником), определены размеры сбора на их прокорм во время приезда в слободу («поминки по силе»), тягла и пошлин, а самому доводчику было запрещено держать корчму.

А о каком приходе «казанских людей" идёт речь в грамоте? Вятская летопись под 1542 годом сообщает:

«В лето 7050 ходила рать Казанская Тотарская через Вятку на Устюг, 40000, и повоевали много все городы около Устюга и волости и много зла сотвориша и в полон поведоша. И пошла та сила с Устюга Моломою рекою на плотех. И Божиею милостию собрашась все Вятцкие городы под Котельнич град и побиша на Моломе силу Тотарскую наголову, только ушли лесом Черемиса Луговая на Пижму реку.»

Связано ли это событие с разорением Антропьевой слободы и соседней с ней Лальской волости – точно неизвестно, может быть, они были разорены в результате какого-то другого, менее известного набега, а казанцы могли прийти с востока (в 1540 году они также разорили Пермь Великую). В 1552 году Иваном IV Казанское ханство было окончательно присоединено к Московскому государству, после чего грабительские походы казанцев на русские земли прекратились. Как бы то ни было, но "казанская война" на Лузе со "Смутой" начала XVII в. никак не связана, а произошла она полувеком раньше. 

Отредактировано: Gjurgi 05.05.2021 - 13:24
Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 1 месяц назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Хорошее дополнение и уточнение к ''Ранней истории''. Я как-то односторонне описал - увлёкся темой ''волость Луза'', поэтому такая и подборка данных. В результате получилось, что устюжане воевали только с вятчанами и других врагов не было. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 16 часов назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Поскольку зашла речь конкретно об Устюге, то предложу ещё одно размышление по поводу взглядов на одни и те же события истории с разных точек зрения. Здесь конкретно упоминается устюжская крепость, о чём я намекалв нашей дискуссии с skygrad, но он так и не ответил на этот вопрос: был ли в Устюге острог в 1218 году. Если он не верит русским летописям, то булгарские тоже врут?

Как булгары Устюг «лестью» взяли

Зимой 1218/19 годов, как скупо сообщает Устюжская летопись. «Булгари взяша Устюг лестию». В чём заключалась эта «лесть», т.е. обман, русские источники не уточняют, но об этом же событии более подробно рассказывает булгарская летопись «Джагфар Тахиры» («История Джагфара»). Если отбросить явную антирусскую направленность этого, наполовину выдуманного уже в XX веке, «памятника истории», некоторые подробности всё-таки можно извлечь.

Ещё в X веке волжско-камские булгары (предки нынешних казанских татар и чувашей) проложили торговые пути через Заволочье в Великий Новгород, Прибалтику и Скандинавию. Они обложили данью северные народы, а территорию от Камы до Заволочья считали булгарской провинцией Бийсу (Печорская). Центром её были якобы крепость Гусман-Катау на реке Юг, а позже – город Колын на Вятке (предположительно, в районе нынешнего Котельнича).

В 1208 году на одном из островов Северного Ледовитого океана (по-булгарски - Чулман дингезе) новгородцы ограбили людей булгарского купца Садыка, которые снабжали продовольствием суда скандинавских купцов, торговавших с Булгарией. Садык, которого считают прототипом былинного новгородского купца Садко, по происхождению был русским, принявшим ислам. Его отец Василий был ушкуйником, во время одного из набегов на Булгарию попал в плен, и, чтобы спасти свою жизнь, указал булгарам местонахождение лагеря новгородцев. За это его отпустили и разрешили беспошлинно торговать в провинциях Бийсу и Ура (Урал), но взамен обязали сообщать о готовящихся нападениях новгородцев. Его сыну Садыку за такие же услуги царь Габдулла Чельбир присвоил титул князя и выделил земли на Вятке.

В этом же году новгородцы напали на Колын, но Садык от своих людей, живущих в Новгороде, узнал об этом заранее и вызвал на помощь флот. Новгородцы потеряли 2000 человек, а 24 боярина попали в плен. Когда из Новгорода прибыли послы для выкупа пленников, царь Чельбир заявил, что если новгородцы будут соблюдать мир, то будет отпускать за выкуп по 3 боярина в год, а если продолжат устраивать набеги, то ежегодно казнит столько же заложников.

У Владимиро-Суздальского князя Всеволода Георгиевича по прозвищу «Большое гнездо» были установлены с Булгарией дружественные отношения. Плодородные волжские земли снабжали Русь хлебом, а Чельбир, по версии булгарских летописцев,  разрешил балынцам (суздальцам) для удержания разбойников - новгородцев от вторжений в Булгарию возвести в русской части Шуда (булгарской провинции в Заволочье) город Джукетун (Устюг).

В 1212 году князь Всеволод умер, назначив перед смертью своим преемником, в нарушение «лествичного» права наследования, не старшего сына Константина, а второго – Юрия. В результате этого разразилась междоусобная война: Юрия в претензиях на великокняжеский стол поддержали его младшие братья, а на стороне Константина выступила смоленско-новгородская коалиция, возглавляемая князем Мстиславом Мстиславовичем по прозвищу «Удатный». В Липицкой битве, произошедшей 21 апреля 1216 года под городом Юрьевом-Польским, объединённая дружина Юрия и его братьев была разбита и потеряла убитыми 9233 человека. Как сообщает булгарская хроника, царь Чельбир поддержал Константина, продолжавшего политику дружбы с Булгарией, и послал ему на помощь войско, однако в русских летописях об участии булгар в этой войне ничего не говорится.

В 1218 году Константин, которому летописцы дали прозвища «Добрый» и «Мудрый», умер (есть версия, что его отравили), и великим князем стал Юрий. В отместку за поддержку булгарским царём соперника он приказал закрыть булгарским купцам проход через русские земли. Многие из них были ограблены и убиты в Устюге, после чего Чельбир направил на Устюг карательную экспедицию, лично возглавив её.

Один из военачальников, Гази-Барадж, участвовавший в этом походе, рассказывает: «Выступили мы из Учеля (старое название Казани) в суровый мороз, и легко одетые артанцы (жители Артана – нынешней Литвы, союзники булгар), ободрали арских (удмуртских) женщин и закутались в их платки и шубы. Джукетунский (устюжский) бояр Илий, убийца мирных купцов, принял их за женщин и, когда мои мастера под моим руководством выбили стену Джукетуна, возопил своим: “Булгары, как видно, совсем оробели и привели к нам своих баб!” Тысяча балынцев (русских) легкомысленно выбежала из крепости на вылазку. Тут уже шумбутцы (тоже прибалты, проживавшие в Булгарии) закричали: “Смотрите! Хорошие шубы сами бегут к нам! Возьмем же их!” Они скинули с себя женские одеяния и в одно мгновение изрубили онемевших от испуга урусов. Наши вошли в город и оставили от него только головешки.»

Не стоит представлять устюжан настолько глупыми, а дело, вероятно, было так. Передовой отряд булгар подошёл к воротам крепости, закутавшись в платки (поскольку был мороз) и спрятав оружие под просторными шубами. Они назвались беженцами с Вятки, спасавшимися от булгар, и просили убежища. Устюжский воевода Илья велел впустить их, и, когда ворота были открыты, булгары, выхватив мечи, перебили охрану, а за ними в город ворвалось и всё войско. Устюг был разграблен и сожжён, а оставшиеся в живых жители угнаны в рабство.

Весной 1219 года Юрий Всеволодович совершил ответный поход, захватил и сжёг булгарский город Джун-Калу в устье реки Оки, где позже была поставлена русская крепость Нижний Новгород. На следующий год брат Юрия Святослав с 15-тысячным войском подошёл на судах к Учелю. К нему примкнули 20 тысяч аров (удмуртов).

Интересно, насколько по-разному описывают одно и то же событие русские и булгарские источники.

Красочное описание его (по данным русских летописей) находим у Н.М.Карамзина: «Впереди шли люди с огнем и топорами; за ними стрелки и копейщики. Одни подсекли тын, другие зажгли оплоты; но сильный ветер дул им прямо в лицо: задыхаясь от густого дыма, воины Святославовы, ободренные речью Князя, приступили с другой стороны и зажгли город по ветру. Зрелище было ужасно: целые улицы пылали; огонь, раздуваемый бурею, лился быстрою рекою; отчаянные жители с воплем бежали из города и не могли уйти от меча Россиян; только Князь Болгарский и некоторые его всадники спаслися бегством. Другие, не требуя пощады, убивали жен, детей своих и самых себя или сделались жертвою пламени, вместе со многими Россиянами, искавшими добычи в городе. Святослав, видя там, наконец, одни кучи дымящегося пепла, удалился, провождаемый толпами пленников, большею частию жен и младенцев. Напрасно Болгары хотели отмстить ему, стекаясь отовсюду к берегам Волги! Россияне, готовые к битве, сели на ладии, распустили знамена и при звуке бубнов, труб, свирелей плыли медленно вверх по Волге в стройном ополчении. Болгары только смотрели на них с берега.»

Версия булгарского хроникёра совсем иная: «Войска князя Святослава и ары подошли к Учелю и подожгли посад Акбикюль. Пожар был очень сильным. Загорелся частокол посада Калган. Воины и жители города перешли за Саинов ров и укрылись в Югары Кермене (крепости). В это время к городу подошел курсыбай (флот) под командованием сардара (адмирала) Газана. Войска русского князя были разгромлены: 6 тысяч убитых и примерно столько же пленных. Булгары потеряли 172 воина».

Ещё более различна трактовка результатов этой войны.

Н.М.Карамзин: «Зимою явились во Владимир послы Болгарские, требуя мира; но Георгий (Юрий Всеволодович) отвергнул их предложение и готовился к новому походу. Испытав многократно превосходную силу Россиян, Болгары всячески старались отвратить бедствие войны; наконец, посредством богатых даров, обезоружили Великого Князя. Послы наши ездили к ним в землю, где народ утвердил сей мир клятвою по Закону Магометанскому. Георгий, будучи тогда сам на берегах Волги, имел случай снова осмотреть их, выбрал место и чрез несколько месяцев заложил Нижний Новгород.»

Летопись «Джагфар Тахиры»: «Зимой 1220-1221 годов Чельбир велел Газану вообще ликвидировать Суздальское княжество. Курсыбай этого сардара уничтожил крепость, которую суздальцы построили в 1220 году на месте разрушенного ими Ибрагим-Балика (Джун-Кала – Нижний Новгород), а затем двинулся на столицу княжества Булымер (Владимир). По пути курсыбай взял Гороховец и еще ряд суздальских крепостей, гарнизоны которых разбежались по лесам при одном приближении алпаров (богатырей). Юрий также бежал в северные леса и оттуда умолял Чельбира пощадить его, обещая выполнить любые условия и быть до смерти верным рабом Булгара. Внезапно царь возвращает свою армию назад и велит Юрию заключить договор на следующих условиях: Суздаль отдает Булгару все суздальское Заволжье и Нижнеоковье с 14 городами (Устюг, Гороховец, Кострома, Ярополч, Унжа, Радилов и др.), сносит все укрепления и крепости на суздальско-булгарской и суздальско-рязанской границах и на пути от Булгара до Владимира, обеспечивает сбор булгарской дани с Новгорода, дает Булгару свое войско по приказу царя, удваивает «джирскую» дань (в 964 году Булгария уступила Киевскому князю Святославу Владимировичу Ростовскую землю – Джир – с условием выплаты Русью Булгарии ежегодной дани), разделяет Суздальскую землю на две части (Владимирскую – Юрия и Ростовскую – Василька Константиновича, верного вассала Булгарии), отменяет все пошлины с булгарских купцов и открывает им для проезда и торговли все города, села и дороги и т.д. Юрий тут же подписал договор с Булгаром на унизительных даже для зависимого княжества условиях. Ведь главным для смертельно испуганного Юрия было сохранение собственной жизни и хотя бы какого-нибудь угла для существования. Сын Юрия Владимир отправился в Булгар заложником.»

На самом деле, в это время войска Чингисхана под командованием Субэдэя разгромили Хорезм и подошли в кавказским границам Булгарии. Чельбиру был необходим мир с соседями, и он вынужден был пойти на уступки. В результате этого в устье Оки и появилась русская крепость Нижний Новгород. А по поводу унизительного договора Юрия Всеволодовича с Чельбиром, так же как и о существовании «ростовской» дани, в русских источниках не упоминается вообще.

Так закончилась война, вошедшая в историю Татарстана под именем «купеческой», и начался новый период русской и булгарской истории, впоследствии названный монголо-татарским игом.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 19 часов назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте!   

Грандиозно,  спасибо,  очень интересно.

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин