Историческая "шпаргалка": родоведение и старообрядчество. Некоторые вехи.

Предисловие: В связи с проводимым нами генеалогическим исследованием, для облегчения понимания нашего отношения к некоторым изучаемым событиям мы решили опубликовать материал-выдержку из интернет-публикации об истории староообрядчества, которая в дальнейшем будет использоваться нами как "шпаргалка" по отдельным периодам Российской истории, влиявшим на жизнь раскольников. Интересующая нас местность, в которой проживали раскольники разных религиозных течений располагалась на стыке двух уездов Вятской губернии - Елабужского и Сарапульского, по обе стороны от условной границы между ними. Основная масса раскольников относила себя к поморам (поморцам), в документах их фиксировали как федосеевцев. Меньшая часть раскольников относилась к поповщинской направленности к австрийцам и беглопоповцам. Представители австрийского направления были добросовестными прихожанами единоверческих храмов в Сарапуле и селе Сарсак-Арема. Радикальные сектанты из "самосожженцев" нас не интересовали. В полном объеме история старообрядства находится вне рамок данной публикации. Автор работы: чтец Иоанн Распопин. Дата публикации - 10.12.2018. Название работы: "Очерк по истории старообрядчества в XVIII–XIX веках". В публикации мы заостряем внимание только на тех моментах, которые могут прояснить некоторые неясности при поиске корней своих предков, в условиях информационного вакуума. Документов, описывающих семьи староверов сохранилось немного. Информация, приводимая ниже, дает понимание о том, когда и что с ними происходило. Оригинальный (полный) материал публикации представлен здесь. Намерений оскорбить чувства глубоко верующих представителей канонической православной церкви мы не имеем, особенности применявшихся репрессивных мер по отношению к раскольникам указаны согласно перечисленным в конце публикации источникам.

... В настоящее время нового политического строительства религиозные мотивы вновь оказались востребованы. Эти мотивы очень сильно пытаются перегнуть, чтобы свернуть в дугу и в удобоприемлемом виде употребить для общеисторических нужд. Церковная жизнь, ее литургика, каноны, обряды, экономическая, просветительская, культурная и благотворительная составляющие стали высоко котирующимся капиталом, который употребляется для достижения тех или целей. Эта ситуация напоминает XVII век, ибо тот далекий опыт русского народа наводит на аналогии нашего времени. Во многом сейчас видится фарс тех событий и опасна возможность войти в ту же самую воду. Раскол, старообрядчество и противостояние с ним органов церковной и государственной власти стали закономерным событием на том пути развития, который выбрала Россия в XVII веке. Употребление религиозных мотивов для политического строительства во всех странах мира порождало, рано или поздно, «усталость материала» и перелом его. То же самое случилось и в России. Но в России эту сломанную палку решили просто выбросить. Это оказалось невозможно. И последующие события были посвящены открещеванию господствующей церкви от своего дитяти, старообрядствующей части. Когда не получилось откреститься, стали действовать силой. Так и ходили по кругу. 

... Тенденция к развитию на севере Руси антицерковных настроений складывалась из церков­ного прошлого этих глухих и малонаселенных районов. Малонаселенность и громадные рас­стояния в олонецких и беломорских пределах препятствовали слаженному церковному окормлению и «там развился обычай совершения мирянами, дьячками треб и служб, которые могли совершать только иереи» (4, стр. 494) Малочисленные иереи, которые никак не контролировались, своим безнравственным поведением подрывали авторитет иерархии. Вот почему на этой почве сразу легко прорастали семена беспо­повства.

... «Поповщина распространилась преимущественно, на юг от Москвы, беспоповщина – на север. В странах, лежащих от нее на запад и восток оба толка живут перемешано – в Костромской, Нижегородской, Тверской, Казанской, Калужской губерниях» (тамже).

... Стремление правительства и церкви с самого начала поставить старообрядцев вне закона дало предсказуемый результат в том, что старообрядцы ушли в глухое подполье и контакты их со своими гонителями всегда имели сугубо практические. Поэтому, такой важный вопрос, как число приверженцев старого обряда, распределение их по согласиям и местам пребывания, стал для государственной власти не решаемым. Статистика старообрядчества никогда не отражала точного положения дел. Это было невозможно из-за необдуманной и непоследовательной политики государства. Правительство предпринимало переписи старообрядцев всегда с репрессивной, «фискальной» целью. В период с 1715 г, после введения Петром I двойного налога на старообрядцев и по 1782 год, в который Екатерина II отменила это постановление, перепись проходила ежегодно. Так как попадание в эту перепись добавляло налоговое тягло, то, естественно, многие старообрядцы не записывались раскольниками. После отмены двойного налога следующая перепись была проведена только в 1811 году и сразу показала значительно большее число старообрядцев, чем в 1782 году. Эта перепись определила также, что «ежегодно показываемое в ведомостях число раскольников показывалось наобум, один год меньше, другой больше» [6, стр. 391]. В XIX веке число старообрядцев значительно умножалось и 20-х годах достигало пяти миллионов (там же), в докладе министра внутренних дел в 1850 году уже означалась цифра в 10 миллионов [11, стр. 147], хотя на основании сообщений губернаторов с мест, в этом году по ведомостям значилось всего 829 тысяч [6, стр. 392]. Цифра, приведенная министром составлялась из тех соображений, что точечные проверки  в Костромской, Ярославской и Нижегородской губерниях показали превышение фактического числа над официальными данными в одиннадцать раз. Эта несообразность угнетала правительство и постоянно искались методы более точно определить число отщепенцев. В результате проведенных мер, в 1863 году было определено, что приверженцами старого обряда считает себя «10% всего населения России или 1/6 всего православного населения» [6, стр. 407]. 80-е года XIX века, по мнению частных исследователей раскола, определяли цифру старообрядцев и сектантов в 13-14 миллионов. [16, стр. 44] Начало XX века позволяло говорить о продолжающемся росте числа старообрядцев, и хотя официальная цифра значилась в 2 миллиона человек, то специалисты без сомнения говорили, что «число всех старообрядцев и сектантов в настоящее время 20 миллионов человек» [8, стр. 17]. Но и первая и вторая цифры являются сугубо условными, потому что, «вопрос о статистике сектантов остается столь же спорным, столь же темным, каким он был до всеобщей переписи». [8, стр. 18]

... В 1721 году Священный Синод составил особую инструкцию об учреждении в России духовной инквизиции для борьбы с «раскольниками». Этот шедевр богословской мысли просуществовал всего пять лет, но за этот непродолжительный срок успел оставить след в истории борьбы с старообряцами. Была создана разветвленная сеть управленческого аппарата инквизиции. «В распоряжении духовной инквизиции назначена была особая команда вооруженных солдат. Они употреблялись для отыскивания раскольников по лесам и пустыням, для истребления устроенных там их жилищ, для отыскания «потаенных раскольников», для отправки их на каторгу и для вырезывания ноздрей, для истребления у раскольников и нераскольников старопечатных и харатейных книг» [6, стр. 388].

...

К началу XIX в. беспоповцы представляли собой три основных ветви, не при­знающих друг друга, даже перекрещивающих переходящих друг от друга адептов. Это были новопоморцы, приемлющие брак, с центрами в Поморье, Прибалтике и Польше; федосеевцы, не признаю­щие брак, но фактически допускающие сожительство, с центром на Преображенском клад­бище в Москве; и филипповцы, более последовательные беспоповцы, поддерживающие практику самосожжений, принявшие на себя знамя старопоморцев: они не принимали ни брак, ни молитву за царя, их центр находился на Братском Дворе в Москве и был сравним по значимости с Преображенским кладбищем. Отсутствие сколь-нибудь видимой церковности в среде беспоповцев порождала бесконечные дробления и деления на толки и согласия, секты и общины.

Другую ветвь старообрядчества представляли собой староверы – поповцы. Период самоорганизации в среде поповцев в течение XVIII в. происходил не­сколько иначе. Старообрядцы – поповцы представляли собой менее радикальное, более тра­диционное крыло Русской Церкви, которое ведет свое начало от «боголюбцев» XVII века. Традицио­налисты поповцы с самого начала выступали против безумной проповеди беспоповцами религиозного са­моубийства в виде гарей и эта позиция резко разделяла их с последователями лесных стар­цев, этих предтечей беспоповства.

Начало XIX в. в истории старообрядчества ознаменовалось введением единове­рия. «Единоверие – это особенная часть Русской Православной Церкви, учрежденная в 1800 году императорским указом по представлению московского митрополита Платона для тех старообрядцев, которые согласны были войти в подчинение Синоду, однако опасались оста­вить древние обряды». Единоверие стало результатом чаяний отдельной части старообрядчества, пытавшейся любым способом заполучить православного епископа,  правительства, понимавшего главной задачей в борьбе с расколом не унификацию обряда, а постановку под единый  учет всей массы православного населения и господствующей иерар­хии, не терпящей малейшей себе оппозиции.

... (император) Павел I показал себя весьма либеральным в религиозных вопросах. Так, напри­мер, Павел  указом от 12 марта 1798 г. разрешил строить старообрядцам храмы по всей Рос­сии. В 1800 г. это позволение было распространено и на Московскую епархию. В марте же 1798 г. фактически была объявлена свобода вероисповеданий. ...

... Правительство в XIX веке относилось к старообрядцам, за исключением Николая I, в духе времен Екатерины. Александр I вел по отношению к старообрядцам такую же политику, как и его бабка. «Практическая политика правительства выражалась в том, чтобы не замечать старо­обрядчества» [3, стр. 14]. Циркулярное письмо губернским начальникам от 19 августа 1820 г. гласит: «Раскольники не преследуются за мнение их секты, относящиеся до веры, и могут спокойно держаться сих мнений и исполнять принятые ими обряды, и без всякого, впрочем, публичном оказательстве учения и богослужения своей секты…ни под каким ви­дом не должны они уклоняться от наблюдения общих правил благоустройства, законом оп­ределенных» (там же). Практически, на старообрядцев не было особенных гонений, они имели относительную свободу, но, например,  совершать крестный ход на Пасху им запрещалось.

Воцарение императора Николая I принесло старообрядцам значительные стеснения. Начались отмены постановлений, сделанных при ЕкатеринеII и Александре I. Руководствуясь благими намерениями, первый свой удар Николай направил на поповцев. Рядом указов он пытался истребить беглое священство, которым пользовались староверы. Указами 1827 и 1836 годов запрещались любые переходы священников с места на место. Затем запрещалось строить новые храмы. Но и это не приносило желаемого уничтожения раскола. Тогда стали применяться открыто варварские меры. «Многие сотни молитвенных зданий были уничтожены; десятки тысяч икон были отобраны, огромную библиотеку можно было составить из богослужебных и других книг, взятых в часовнях и домах раскольников, и не всегда вредных по своему содержанию» [9, стр. 185] – писал Мельников-Печерский в докладной записке великому князю. Ограничение возможности отправления религиозных обрядов тоже служило только укреплению рядов раскола. Последовали более репрессивные меры. «Было воспрещено давать им награды, во время ревизии 1850 года жен их велено записывать в отдельные от них семейства, а детей считать незаконнорожденными. С 1853 года эти стеснения еще больше увеличились: часовни раскольников…стали отбирать и отдавать единоверцам; не только попов, но и важных мирян без суда и следствия посылать в ссылку; раскольникам запрещалось записываться в купцы, чем сравнили их с мещанами…наконец, стали смотреть на раскольников как на заговорщиков…систематическое соглядатайство за их поступками повергло в уныние и отчаяние огромное число русских людей, виновных только в том, что они признают противу совести подчинится главенству епархиальных архиереев»[9, стр. 187]. В целях истощения старообрядчества были опечатаны алтари Покровского собора на Рогожском кладбище. «В 1842-1846 гг. было запечатано 102 молитвенных дома, 147 разрушено, а 12 из них передано православной Церкви» [11, стр. 147]. Очень показателен следующий факт того времени. Рогожская община в 1840 году за свой счет выстроила дом для арестантов, следующих по этапу в Сибирь и предложила полное попечение о нем. Император Николай так отреагировал на этот факт: «Принять за правило, чтобы никакие пожертвования от имени раскольнических обществ, как законом не признанных, не были принимаемы» [2, стр. 184].

Правление Александра II ознаменовано небольшим потеплением в отношении властей к старообрядцам. Старообрядцы по-прежнему находились вне закона, в отношении к ним наступила постепенная либерализация. Министерство внутренних дел, по-прежнему, запрещало им проповедь своего учения, но и предписывало прекратить преследования за их веру, оно препятствовало созданию новых храмов и служению «австрийских попов», но борьбу с расколом предоставляло в руки Церкви. В 1864 году были расширены права староверов, им разрешалось вступать в купеческие гильдии. В 1873 году правительство разделило старообрядчество в своей классификации на более вредные и менее вредные. Представителям менее вредных разрешалось занимать общественные должности. В 1874 году вышел закон, по которому старообрядческие браки признавались наравне с официальными и снималось обязанность крестить детей в господствующей церкви.

«Император Александр III относился всегда к старообрядцам в высокой степени благосклонно. Такого же воззрения и убеждения держался император Николай II»–говорил граф Витте. [Цит. по 11, стр 148]. Закон о расколе 1883 года закрепил некоторые права старообрядцев. Им разрешалось свободное перемещение по стране, занятие торговлей, право занимать общественные должности. Но этот закон также ограничивал возможность совершения богослужений, строительства храмов, на основании этого закона Уголовный кодекс предписывал заключение на 10 лет за совращение в раскол!  Только тяжелейшая политическая ситуация внутри страны, вынудила Николая II подписать в 1905 году «Основы укрепления веротерпимости», которые впервые за 250 лет сняли все ограничения со старообрядцев и сделали их полноценными гражданами.

... (Ну и в заключение:) ... Власть пожертвовавшая в ХVII веке идеологией и традицией, осталась в ХХ веке без защиты от нападения наиболее радикальных носителей западных идей. Духовный кризис ХVII века привел государство в ХХ веке к катастрофе. [4,стр.439] Эта история настоятельно напоминает о крайне губительных последствиях слияния церкви и государства, о недопущении огосударствления церковного организма. Попытки уничтожения старообрядцев, которые еще вчера были братьями, а сегодня стали врагами, потому что не послушали личной воли патриарха, показали на примере Русской Церкви, как в государстве, которое считает себя христианским, извращаются христианские принципы. И чтобы это никогда не повторилось, пока есть возможность и Церковь обладает хотя бы минимальной свободой, нужно сделать соответствующие выводы.

          Список использованной автором литературы:

  1. Андерсон. В Старообрядчество и сектантство. С-П. 1908.
  2. Беликов. Б. Деятельность Московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань.1895 г.
  3. Вургафт С. Ушаков И. Старообрядчество: лица, предметы, события и символы. М. 1996
  4. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М. 2006
  5. Макарий (Булгаков), митрополит Московский. История русского раскола. С-П. 1889
  6. Мельников П.И. Полное собрание сочинений. С-П. 1906. Т.7
  7. Попов Н. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве. М. 1870
  8. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века. М. 1904.
  9. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Сост. В. Кельсиев. Лон­дон. 1860 г. Выпуск первый.
  10. Синайский А. свящ. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодального управления при Петре Великом. С-П. 1895
  11. Смолич И. История Русской Церкви 1770-1917. Ч. 2. М. 1997
  12. Субботин Н. Материалы для истории так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии. М. 1897 г.
  13. Субботин Н. История Белокриницкой иерархии. М. 1874. Т.1
  14. Субботин Н. Окружное послание. М. 1886
  15. Щапов А. Русский раскол старообрядства. Казань. 1859.
  16. Юзов И. Староверы и духовные христиане. С-П. 1881

Комментарии

Чтобы не плодить темы о старообрядцах, сделаю ссылку здесь : ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ПРИКАМЬЕ

Старообрядцы в Пермской губернии: в каких фондах ГАПК искать информацию  https://forum.vgd.ru/4137/132495/.

Автор, Наталья Шумилова, рассказывает в каких фондах можно найти информацию по старообрядцах.

Аватар пользователя Сильвер

Спасибо. Добавлю сюда же еще ссылку на прекрасную публикацию на родной вятке двухлетней давности, связанную с австрийцами. Удобно из одного источника переходить во взаимосвязанные: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/11549/125429

Аватар пользователя Сильвер

Тема публикации тесно пересекается с работой, которую проводят волонтеры, составляющие переписи дел МВД в РГИА, связанные с раскольниками за период 1799-1905 г.г. подробнее по ссылке. Из информационного заголовка: 

Речь идет о разделе архива департамента общих дел МВД РИ 1799-1905гг, куда были выделены дела по расколу и ереси. Всего 24242 дела. Описи дореволюционные, доступны онлайн в отсканированном виде. И РГИА в ближайшее время не планирует перевод этих описей в текст.

Сохранность переписей и метрических книг по «религиозным неформалам» в целом очень плохая по всем регионам. А в этих описях огромное количество дел с посемейными списками, сведениями о переселении, судебными разборками, допросами, биографическими деталями из жизни отдельных семей и целых населенных пунктов.

Много фамилий и топонимов вынесено в названия. Есть как персональные дела, как групповые по отдельным населенным пунктам, так и большие подшивки донесений по губерниям. В большей части дел – либо списки глав семей просителей по населенным пунктам, либо посемейные списки. Много биографических деталей.

Возможность машинного поиска по заголовкам в этих описях открыла бы огромные возможности для исследований, т.к. поиск перелистыванием этого массива заголовков занимается многие десятки часов.

Работа огромная, на всякий случай копирую в *.дос, Уже 1300 страниц  мелким шрифтом. Впервые вижу реальную работу волонтёров. Дай Бог им сил и здоровья.