Село Курино

Отдыхали  на родине  мужа  в  Даровском районе. Неделя выдалась знойная,  искали место позагорать и искупаться. Местные посоветовали пляж на реке Моломе в селе Курино Котельнического района, что в 25 км. Добирались не быстро.  Половина пути, как с трассы съезжаешь  совсем «убитая». Наверное, со времен социализма не ремонтирована.  Но когда вышли на  берег, река просто очаровала.  Неторопливо журчит, водовороты колышут ивняк на берегу, песок, стрекозы и чайки. Течение небыстрое, какое-то прямо вальяжное.  Чувствуешь, что она течет уже много-много лет, и не верится, что когда-то была судоходна. Река Молома, ранее называлась  Молога – означает  «разбивающий волны», «мелкий», по отношению к большой реке Вятке, куда она впадает. Когда-то  она была частью древнего водного пути, по которому из Великого Новгорода, Балтики или Белого моря можно было по рекам выйти на Вятку, Каму и далее, хоть на север, хоть на юг или в Сибирь через Уральские горы. Этим путем долгие годы пользовались многочисленные  переселенцы, охотники и разные «лихие люди».


Хотя дорога не очень хорошая, но село веселое, живое.  Много гостей в село  на машинах   приезжает. По домам видно, что люди творческие тут живут. В полисадниках цветов много, ворота фигурками животных украшены, а на домах или цветы диковинные нарисованы, или ярко раскрашенные колеса приколочены. Селу  Курино более пятисот лет. Дата основания 1515 год. Прежнее название - Богоявленское. В селе стояла церковь Богоявления. Еще сейчас возвышается остов разрушенного храма. Даже можно залезть наверх и оглядеть окрестности.

                     

Стояло на тракте из города Орлова на Галич. Расположено  было на правом высоком берегу рек Куринки и частью Моломы.  

Ещё по дороге встречается недавно построенная  деревянная часовенка в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. 


Оказывается отсюда, из Курино, берет свое начало  местный праздник Михайловская, который отмечался поочередно в разных селах Даровского, Опаринского, Мурашинского, Котельнического районов. В XVIII  веке невдалеке от села Курино в северо-западной стороне близ деревни Верхокуренье местным крестьянином была найдена икона с изображением Архангела Михаила. Она оказалась чудотворной, и в декабре 1739 года этот образ был перенесен в Троицкий собор г. Хлынова, чтобы удостовериться в истинности чудес. Куринцы долго ждали возвращения иконы, но так и не дождались. Тогда они  попросили  разрешить крестный ход  с иконою архангела Михаила из города в их село. Крестный ход начинался 20 июня, перед началом летних работ, и куринские  обитатели  в своих молитвах испрашивали благословения у Архангела Михаила. Просуществовал Куринский или Архангельский крестный ход в Курино около 200 лет.

Со временем крестный ход исчез, но остался праздник Михайловская. Начинался праздник в селе Курино 20 июня. Затем празднества переносились в село Спасское, Окатьево (25 июня), Кобру (26 июня), Боровицу (27 июня), Порели (28 июня), Красное (29 июня), Вонданку (1 июля), Верхосеверское (2 июля), Верховонданку (3 июля), Александровское (4 июля), Петропавловское (5 июля), Торопово (6 июля), Даровское (7-8 июля), Сретенье (9 июля) и заканчивались в Макарье. Отголоски праздника были ещё и в советские времена, когда люди старались устроить выходной, чтобы отдохнуть от привычной каждодневной работы и с родней повидаться.

  1. Гребенева В.В.  Михайловская – любимый праздник многих поколений даровлян. Газета «Слава труду» № 52 от 11.07.2017
  2. Ухов С. Об имени "Вятка"
  3. Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год

Комментарии

Аватар пользователя a-musikhin

Елена, здравствуйте!

Можете ли пояснить, откуда дата 1515 г., на каких документах основана?

Здравствуйте, Максим!  Дата образования была на большом плакате в селе Курино. Потому запомнилась. Соглашусь, что может быть некорректно я её указала, т. к. в переписях  первое упоминание о селе 1646 год. Но возраст все равно достойный!

Один из моих Родов-Синцовы были тесно связаны в далекие времена с Курино. Ниже фрагменты моих исследований.

 

1609 год. Годы Смуты.      «В середине апреля устюжане отправили для борьбы с тушинским вором пятую рать в пятьсот человек, а в мае начали собирать шестую рать. В тот же год шли люди ратные: устюжане, каргопольцы, вычегжане, вымичи, сысоличи под Яранск и другие города вятские от русских воров и литовских людей оборонять.”       Летом «шестая рать» была собрана. В Великоустюжское ополчение были отправлены от монастыря и Синцовы. Дождавшись ополчения с Холмогор, отряд под командованием  воеводы Мансурова Петра Ивановича на стругах пошел по р. Юг, по Кайскому волоку на р. Молому до г. Хлынова.   Пока судовая рать, под командованием, шла по Моломе, наступили ранние сентябрьские холода. Опасаясь того, что близкие морозы могут в любой момент сковать реку льдом, Мансуров принял решение оставить струги у погоста Курино на Моломе. И идти на воссоединение с хлыновским воеводой князем Ухтомским по суше.      Но планы свои ему пришлось изменить. Осенью 1609 года возобновились военные действия на Вятке. Укрепление своих позиций в Поволжье и северо-восточных областях польское командование поручило литовскому шляхтичу полковнику Лисовскому. Под его руководством «… 18 ноября «… изменники Волские казаки, и Кузмодемьянские и Шанчурские и Царегородские (царево-кокшайские) и Еранские стрельцы и всякие Руские воры, и Черемиса, многие люди»  осадили г. Котельнич. После недолгой осады и кровопролитного приступа тушинцы взяли Котельнич, захватили и посадили на кол стрелецкого сотника Захара Панова, управлявшего Котельничем, и разгромили город, произвели в нем всевозможные насилия, грабежи и убийства».  Поляки перекрыли дороги к Хлынову и Орлову, из- за чего Мансуров принял решение остаться у Курино. При  впадения р.Куринки в Молому, в полутолра километрах от Курино, где сейчас находится д. Монастырь,  ратные люди срубили укрепления. Курино на время стало опорным пунктом.

  В середине декабря 1610 г. отряд Мансурова у Котельнича соединился с Ухтомским. Объдиненными силами Ухтомский без боя взял Котельнич – тушинцы испугавшись его рати, оставили город. Ухтомский же город укрепил, и стал собирать силы для похода на Яранск.
Поход на Яранск  состоялся в конце января 1610 года и оказался успешным. Подробности похода отсутствуют, но историки предполагают, что Ухтомский в этом походе погиб, т.к. в дальнейшем сведений о нем не обнаруживается.   Перед походом на Яранск Мансуров оставил небольшой отряд под предводительством « ватамана» Микитки Пересторонина с «товарыщи» у Курино. Часть Синцовых осталось в Курино, другая часть пошла с отрядом Мансурова. Укрепленное место, где стоял отряд, в течении 80 лет называли починком Микитки Пересторонина. 

 На высоком, укрепленным тыном, берегу Моломы Микитка Перестронин построил починок, и почти 80 лет он назывался его именем. Недалеко от починка Перестронина несколько семей Синцовых построили свои починки- Петуничи, Синцовы, Гущеваровский и другие.

 Как обустроились  , стали ставить церковь.     “Погост Куринской над рекою Моломою, а на погосте церковь теплая во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, да другая церковь холодная  во имя Преподобных отец Зосимы и Савватея Соловетьцких чюдотворцов Московское царство, Вятка, Котельнический уезд Котельнический стан, Котельнический тяглый стан, Куринская волость.”- перепись середины 16 в.  Это была первая церковь во имя Соловецких чудотворцев на Вятской земле.

1630
 «В то же лето по царскому повелению отосланы были на казенных подводах из Вологды, Тотьмы, Устюга Великого и Сольвычегодска до Хлынова 150 женщин для сочетания с переселенцами, и 500 мужчин для подкрепления вновь освоенных мест.» Некоторые женщины скорее всего осели и в районе Курино. 

1669 «Во всем Устюжском уезде был хлебный большой недород: рожь и всякий яровой хлеб побило градом и морозом. И многие люди от того обнищали и оскудали, сосновую и пихтовую кору с мякинами ели и с голоду умирали.Население уходило в «хлебородные места». 
В 1670 г. из Михайло-Архангельского монастыря (Великий Устюг) в Курино пришел иеромонах Ияков для устройства новой обители. Сохранившийся текст грамоты епископа Вятского и Великопермского Ионы от 20 июня 1676 г. на основание Куринской обители помогает воссоздать условия ее появления. Инициатором создания обители, судя по грамоте, был крестьянин Петр Рогачев, который подал прошение на имя архиерея. В нем он, в частности, сообщал, что «в нынешнем де 184 году обещался он в новокупленной своей деревне в той же Куринской волости над Куринкою рекою ограду оградити и в той ограде церковь теплую древяную по монастырьскому чину построити во имя Архистратига Божия Михаила на общежителное собрание монахом и христолюбивым людем душевнаго ради спасения, а с тою своею новокуп-леною деревнею обещался он дати близ тоя деревни на препитание братии мелницу и сенные покосы и всякия угодья, что с тою деревней в купчей написаны». Владыка благосло-вил создание общежительного монастыря, указав при построении церкви выдать для освящения масло и миро, а также антиминс. «Починок был Микитки Перестронина с товарыщи над речкою Куринкою, а ныне на том месте построен вновь монастырь, а в том монастыре церковь во имя воспоминания бывшаго чюдеси Архистратига Михаила. В монастыре черный поп Ияков с братьею».

  В конце 17 в. земли вокруг монастыря оскуднели и несколько семей Синцовых были отправлены осваивать новые монастырские угодья в район погоста Круглыжи. Другие из Синцовых освоили грамоту и стали священнослужителями в монастырских волостях:

 К 1725 г. в монастыре было 26 служителей, в том числе: дьячок, подьячий, кузнец, конюх, два коровника, хлебник, повар, квасовар, 17 трудников, которые работали на монастырских службах из хлеба и платья, а также четыре наемных работника. Также по первой ревизии 1721–1722 гг. за монастырем числилось 25 дворов и 268 душ, которые являлись государственными крестьянами, работавшими на монастырь в качестве половников. 

   В 1724 г. Куринский монастырь был расформирован, но в 1744 г. духовные власти по просьбе крестьян возобновили деятельность монастыря.       В 1746 г. возникли  споры с жившими в монастырской вотчине государственными крестьянами. В конце 1746 г. они пожаловались духовной консистории, что их принуждают молотить монастырский хлеб и отдавать половину Куринскому монастырю, а также отдавать семенной хлеб и половину приплодного. Настоятель игумен Гавриил, исполнявший параллельно должность казначея архиерейского дома, жил по долгу службы преимущественно в Хлынове и не мог основательно вести дела в пустыни. Поэтому он отправил туда в сентябре 1746 г. своего племянника Михаила Нецветаева, который с рассыльщиками стал заниматься сбором денег и хлеба. При этом, как сообщали челобитчики, они крестьян «били напрасно»         Волнения крестьян в середине XVIII в. не были локальным явлением: они охватили практически все вятские монастыри, имевшие вотчины. Что касается ситуации в Куринском монастыре, в январе 1747 г. игумен Гавриил ответил на прошение крестьян, что они берут для посева монастырские семена, а потом их возвращают вместе с половинным хлебом, поскольку монастырь платит за половников ежегодно подушную подать. Данная схема отношений монастырей и крестьян была распространена в Вятской епархии повсеместно и являлась достаточно умеренным вариантом работы на монастырь со стороны крестьянполовников. За 1746 г. крестьяне деньги заплатили. По первой ревизии 1721–1722 гг. за монастырем числилось 268 душ, и кроме хлеба никаких платежей монастырем с них не взыскивалось. Генеральная ревизия (контора ревизских дел) разослала во все монастыри
указы, что монастырям крестьяне ничего платить и хлеб отдавать не должны, т. к. они черносошные, а должны платить помимо обычных податей еще 4-гривенный сбор государству. В ответ на это вятские духовные власти сообщили в Генеральную ревизию, что если монастыри этого источника лишить, «монашествующим дневной пищи получать будет неоткуда». Кроме того, закон не запрещал быть черносошным крестьянам в половничестве . Однако длительные разбирательства дела о монастырских крестьянах в Синоде и Сенате привели к тому, что экономически Куринская обитель оказалась практически разорена.         Из-за волнений крестьян, которые привели к экономическому разорению обители, а также слабости духовной жизни, духовные власти в июне 1752 г. поставили вопрос о ее присоединении  к Хлыновскому Богословскому монастырю.       «Круглыжские починки расположены в совершенно безлесной местности. Дрова и строительные материалы покупаются по дорогой цене.Занятие прихожан земледелие. Многие ходят на заработки в Сибирь, а некоторые и совсем переселяются на починки в Вологодскую губернию.»- историко- географическое описание. Вятка. 

  

 

 

Я думаю, следует завести отдельную страницу Верхокуринского (Архангельского Куринского) монастыря. Село Курино, как я понимаю, в вотчину указанного монастыря, не входило.

Так же следует отметить (или на отдельной странице, или  указать на странице монастыря), что после его упразднения, на месте монастыря какое-то время существовало село Верхокуринское, позднее исчезнувшее. И его не следует путать с другим селом Верхокуринским.

Об истории монастыря написана подробная статья Е.В. Кустовой «Малобратственный» монастырь между двух эпох: из истории Куринского Архангельского монастыря 1676-1764 гг.": https://cyberleninka.ru/article/n/malobratstvennyy-monastyr-mezhdu-dvuh-...

Добрый день, Николай. Не совсем Вас понял. Вы хотите сказать, что село Знаменское - это и есть Курино?

Нет, это не Курино, это- село Круглыжи (Матюги) (Свечинский район, Кировская область)