Моральные устои в прошлом

14 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Левран

Не в сети
Последнее посещение: 4 дня 3 часа назад
Регистрация: 07.09.2023 - 09:43

Изучая своих предков давно волнует вопрос моральных устоев того времени, начало 19 века. Было 2 брата, один умер в возрасте 26 лет, но успел дать мой род. После его смерти, его жена продолжала рожать детей. Обычно в таких случаях шла запись "незаконнорожденный", в моем случае ни разу такой записи не было. Все дети были с отчеством и фамилией умершего отца. Причем позже, в отношении детей,  встречал такую запись как родные братья. Возможно ли что отцом этих детей был старший брат моего предка, к которому "перешла по наследству" жена младшего брата? Не беря в расчет официального отношения властей к этому.

Я интересуюсь фамилиями:
Сакерин Сокерин Бармин Опарин Федоричев
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 8 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Что брат женится на вдове умершего брата - это обычный случай, такое и сейчас бывает (я лично встречал). Но тогда дети имели бы отчество по имени брата, так что это не ваш случай. В вашем случае дети скорее всего незаконнорожденные, предполагаю, что и в МК они так записаны. Но в быту незаконнорожденные часто пользовались отчеством своих братьев и сестёр.

Про фамилию вопрос не понятен. У матерей-одиночек дети получают фамилию матери, а как иначе?  

К морали эта история никакого отношения не имеет. Одинокой женщине-вдове общественная мораль не возбраняла рожать детей. Ей вобще-то они нужнее, чем замужней - кто будет за ней присматривать в старости? 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 6 часов назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

У нас в деревне был крестьянин Иван Васильевич (фамилию называть не буду). Его "непутёвая" дочь Марина родила двоих детей: Анемподиста и Наталью. Потом она с дочерью куда-то исчезла - может быть, всё-таки вышла замуж в другой приход, потому что в метриках записи о её смерти или бракосочетании не обнаружено. Анемподист воспитывался в семье деда, а после его смерти - дяди Василия Ивановича, который был волостным старшиной. При бракосочетании в 1868 году он записан как Анемподист незаконнорожденный, но при крещении детей (1869, 1871, 1873, 1885 гг.) - с отчеством Иванович. Полагаю, что он носил отчество по имени своего крёстного - деда Ивана Васильевича, а поскольку он был зажиточным, то из уважения его называли с отчеством. Тем не менее, в официальных документах,например, в списке избирателей 1-й Государственной думы 1906 г. (как землевладелец), он записан без отчества: просто Анемподист и фамилия. В Вашем случае фамилия незаконнорожденных детей - материнская, точнее, её умершего мужа, а отчества могут быть по имени крёстных.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 14 часов 53 минуты назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Вы не называете источники "записей", где они так записаны. Сомневаюсь, что бы в метрической книге о рождению детям вписали в качестве отца давно умершего человека.

Левран

Не в сети
Последнее посещение: 4 дня 3 часа назад
Регистрация: 07.09.2023 - 09:43

Отвечу всем сразу. Возможно я неправильно описал ситуацию.

Начну со сказок 1795г. У Алфера есть 3 сына, Игнатей, Терентий, Фадей и дочь Парасковья. Это запись из починка Бештанного.

Терентий умирает в 1794 г. Фадея с семьёй переводят в починок Корниловский (его я там пока не нашел) а Игнатия с семейством в п.Пестеринский. Причем жена у Терентия не упоминается и дети записаны на Игнатия.

Но вот метрика на Иосифа уже из Пестеринского

и 2й вариант

 

 

 

Я интересуюсь фамилиями:
Сакерин Сокерин Бармин Опарин Федоричев
Левран

Не в сети
Последнее посещение: 4 дня 3 часа назад
Регистрация: 07.09.2023 - 09:43

Продолжение

В первых росписях за 1796 из Пестерей появляется Наталья (Настасья) Павлова, жена Терентия

Первый ребенок, после смерти мужа, у неё рождается в 1796г, Анна

Дарья, 1806г

Между Анной и Дарьей родились Даниил и Владимир, но что странно, метрики я не нашел. Они появились в исповедках.

Вот за 1799

и за 1806

А вот брак Дарьи, которая родилась через 8 лет после смерти "отца"

А вот Даниил и Владимир названы братьями родными

Или вот брачный обыск Владимира Терентьевича

 

Ну и вопрос прежний остался. Ну и загадка для меня отсутствие метрик о рождении Даниила и Владимира.

Я интересуюсь фамилиями:
Сакерин Сокерин Бармин Опарин Федоричев
pawlina
Аватар пользователя pawlina

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 24 минуты назад
Регистрация: 23.02.2015 - 00:28

Думаю, что нужно расписать отдельно по периодам всех домочадцев с годами рождения. Если Вы заметили, то у Игнатея и Пелагеи первоначально написаны дети: Мокей, Татьяна, Акулина, Захар, Осип, Евдокия. Мокей в дальнейшем трансформируется в Матвея, а Осип - в Иосифа. Такое впечатление, что Захара было 2, либо первоначально сыновей Терентея  - Захара и Осипа - записали к брату. Такое случалось и по ошибке переписчика, и по пофигизму переписываемых. 

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 8 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Осип не "трансформируется" в Иосифа, т.к. Осип и Иосиф - это одно и то же имя. Как, к примеру, Иван и Иоанн.

А в чём, вообще, проблема-то?

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
pawlina
Аватар пользователя pawlina

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 24 минуты назад
Регистрация: 23.02.2015 - 00:28

Я отталкивают от записей в документах, а не от обоснования толкования имен. 

Левран

Не в сети
Последнее посещение: 4 дня 3 часа назад
Регистрация: 07.09.2023 - 09:43

Осип и Иосиф, как и сказали, это одно имя. В семейных воспоминания он Осипом и был. А ещё был Георгий он же Егор, Феофилакт он же Филат, и постепенно второе, бытовое, имя становилось официальным. А уж как над отчеством поизголялись у Игнатия ))) Я проследил весь род от основания этого починка 1793г.  до доступного 1924 года, каждую МК и ИР, каждого "родил", "женил" или "выдал замуж", с каждым "рожал детей", "состарился и умер" ))). Захар и Осип единственно раз были записаны как дети Игнатия (будем считать что ошибочно), но метрика Осипа дважды это опровергает. Судьба Захара мне неизвестна, его забрали на службу в матросы в Кронштадт, где его следы и затерялись. Можно конечно попробовать поискать метрику Захара в Кирове, но это опять расходы. Вопрос то в другом. Целая ветвь есть от Владимира и Данила, и можно ли их считать Сокериными? Почему ни где ни разу не написано что они незаконнорожденные? Хотя параллельно по ветке у меня куча примеров есть. Вот и возникла мысль что отец их мог быть кто-то из "своих". А семья тогда была только одна, Игнатия.

Я интересуюсь фамилиями:
Сакерин Сокерин Бармин Опарин Федоричев
Дмитро
Аватар пользователя Дмитро

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 9 минут назад
Регистрация: 08.01.2015 - 18:19

Даже если бы их отцом было кто-то из своих, их должны былитбы указать как незаконнорожденных. Скорее всего дьяк (или кто там был писарем) просто не записал таковыми. Если есть доступ к метрикам о рождении по этому нп и за этот период, можно проверить, рождались ли у девок и вдов дети и писались ли их дети как нзр

Левран

Не в сети
Последнее посещение: 4 дня 3 часа назад
Регистрация: 07.09.2023 - 09:43

На тот момент людей еще было мало, усыновление записано первое в 1811. Записи о незаконнорожденных уже валом было лет через 50.

Я интересуюсь фамилиями:
Сакерин Сокерин Бармин Опарин Федоричев
pawlina
Аватар пользователя pawlina

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 24 минуты назад
Регистрация: 23.02.2015 - 00:28

Я бы не торопилась делать скоропалительные выводы о неких моральных устоях-неустоях. То, что Захар и Осип (он же Иосиф) - дети Терентия, я думаю, не вызывает сомнений. Проанализируем источники по порядку. Во-первых, дети родились до смерти Терентия, ибо по данным РС 1795 г. Захару 4 г., Осипу 1 г. Во-вторых, это прямо указано в тексте ИР 1796 г. - "племяники Захар 6 Осип 5". При этом возраст Осипа в них увеличился совсем непропорционально. В ИР 1799 г. (через 3 года) Настасье Павловне уже 50 лет, ее сыновьям Захару 20 (!!!!) лет, а Осипу (или Иосифу) - 7. Что мы видим в ИР 1806 г.? Настасья Павловна "молодеет" на 5 лет и становится 45-летней ягодкой, 7-летний пацан Иосиф за 7 лет превращается в 25-летнего женатого мужика, к тому же у него появляются братья Данила 22 л. (примерно 1784 г.р.), Владимир 16 л. (т.е. примерно 1790 г.р.) и сестра Дарья 11 л. (т.е. прим. 1795 г.р.). Захар исчезает. Исходя из этих записей, и Владимир, и Данила, и Дарья по своему возрасту являются детьми Терентея. Возможно, они были "приписаны" к другому дяде - Фадею, который находился в поч. Корниловском, потому что Игнатей не имел возможности прокормить такую ораву. Или жили у братьев самой Настасьи Павловой. Кстати, она сама родом именно из этого починка Корнилова. В нем жила ее мать Наталья Иванова. Это же имя фигурирует в МК в качестве восприемницы дочери Анны (1796 г.р.). На мой взгляд, здесь требуется выяснить, где были до 1806 г. "прописаны" Владимир, Данила, Анна и Дарья, а также какого года рождения в действительности сама мать, т.к., судя по данным ревизии 1795 г., она где-то 1766 г.р., хотя скорее всего она старше, я бы минимум ей года 3-4 накинула. Понимаю так, что по состоянию РС 1795 г. она оставалась жить со вдовой женой 62-х лет Андрея Васильева (отца своего свекра), возможно, чтобы обеспечить ей какой-то уход, и только потом переехала на двор к Игнатею в другой починок, где жили ее сыновья. Другой вопрос - почему 10-летняя дочь Анна не числится по ИР 1806 г.? Как Дарье, рожденной в 1806 г. (по метрикам), в ИР того же года могло быть 11 лет? То есть ОЧЕНЬ много несовпадений! Может у девочек тут вопрос просто в датах крещения, а не рождения. Поэтому я бы не горячилась приписывать женщине разгульный образ жизни, а начала бы с самого простого - когда она в реальности родилась? Где были все эти дети? Поднять родственников самой Н.П., которые могли переехать в другие починки. Есть ли по Глазовскому уезду предыдущая перепись? Кстати, я не исключила бы такой вариант, что Н.П. в части рождения девочек могла прикрыть «грех» какой-нибудь родственницы из числа мужниной родни, так сказать, в знак благодарности за помощь и заботу.

Левран

Не в сети
Последнее посещение: 4 дня 3 часа назад
Регистрация: 07.09.2023 - 09:43

Прошу прощения, ИР за 1816. В ИР очень много ошибок. Я исходил только из фактов. Были еще дети, Иван 2й, Анна 2я, но они внезапно появились и так же внезапно исчезли. Метрик  о рождении и смерти нет, значит запись ошибочная. Так же однажды Захар вдруг стал вдов да еще и с ребенком, но ни каких сведений о жене, браке, рождении дочери я не нашел, так что всё это под большим сомнением. Захар пропал довольно рано, видимо тогда и забрали на службу. Появился только однажды, в 1822г. 

А по детям делал вот такую табличку.

Иван умер в детстве, потом появился опять, потом исчез. Метрика о смерти у меня есть. В общем какие то фантомы. 

Я интересуюсь фамилиями:
Сакерин Сокерин Бармин Опарин Федоричев