ID: 71417
Лальск — посёлок городского типа в Лузском районе Кировской области. Входит в перечень исторических городов России.
Расположен на реке Лале, притока реки Луза, в 27 км от районного центра — города Лузы, с которым связан автомобильной дорогой. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции — 27 км.
Был образован в 1570 году переселившимися новгородцами. Селение оказалось на перекрестке торговых путей и начало расти. В 1711 году в Лальске построен первый каменный храм — церковь Николая Чудотворца. 26 марта 1726 года Лальской погост обращён в Лальский посад. В июне 1779 года Ярославским и Костромским генерал-губернатором Алексеем Петровичем Мельгуновым Лальский посад преобразован в город.
В XVII веке на месте, где находится Богоявленская церковь,был основан Архангельский монастырь, в 1700 году перенесенный из-за частых подтоплений. После секуляризационной реформы 1764 года он был оставлен на собственном иждивении за штатом, а в 1860 году приписан к Михаило-Архангельскому монастырю в Великом Устюге.
В 1780 году статус города подтверждён указом императрицы Екатерины Второй, Лальск становится административным центром Лальского уезда Великоустюжской области Вологодского наместничества. В 1796 году Лальск был включён в состав Устюжского уезда Вологодской губернии как заштатный город. Однако, проложенная в XIX веке железная дорога прошла в стороне от города, его рост остановился.
В 1924 году образован Лальский район. В 1927 году Лальск потерял статус города и стал посёлком. В 1927 году в результате укрупнения регионов оказался в составе Северного края, затем — в Северной области. С 1937 года — в составе Архангельской области. В 1941 году Лальский и ещё два района Архангельской области были переданы в состав Кировской области.
В 1963 году в результате объединения Лальского и Подосиновского районов был образован новый Лузский сельский район с центром в городе Лузе. В 2006 году было образовано Лальское городское поселение. 30 апреля 2009 года в Лальское городское поселение было включено Верхнелальское сельское поселение
Источник - Лальск
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1620, | ||||||||||
3490766 | В Лальской же волости на реке на Лале на осыпи бывал городок Ботище ниже Никольского погосту на берегу а в осыпи церковь Михаила Архангела | Российское царство, Усольский уезд | Лальская волость | — | — | 459—460 | ||||
Примечание: а поставлен острог около Никольского Лальского посаду | ||||||||||
3490767 | ↑ в Лальском же остроге церковь Николы Чюдотворца | — | — | 460—465об | ||||||
3490502 | ↑ И всего в Лальском погосте | — | — | 465об—470об | ||||||
Перепись 1625, | ||||||||||
3500527 | В Лальском же остроге письма меры Парфенья Мансурова да подьячего Василья Архипова - дворы тяглых людей | Российское царство, Усольский уезд | Лальская волость, Да в Лальской ж волости пустоши старые пустоты пашни и сенные покосы лесом поросли а на льготу и на оброк нихто не взял | — | — | 512об—520 | ||||
Перепись 1646, | ||||||||||
3840865 | В Лальском же (погосте) | Российское царство, Усольский уезд | Лальская волость, Да в Лальской ж волости пустые деревни что запустели вновь после писцов Ивана Благово да подьячего Василья Архипова | — | — | 649об—660об | ||||
Перепись 1678, | ||||||||||
3350521 | В Лальском же погосте | Российское царство, Сольвычегодский уезд | Лальская волость, В той же Лальской волости пустоши старые пустоты | — | — | 693—731 | ||||
1‑я ревизия (1722‑27), | ||||||||||
2531239 | Лальский погост | Архангелогородская губерния, Великоустюжская [Устюжская] провинция, Сольвычегодский [Усольский] дистрикт | Лальская волость | жители | — | 648—668 | ||||
Примечание: Пофамильный список хозяевов дворов и их численность приведены в Албафетном реэстре на лл. 6а - 6а об | ||||||||||
2531240 | ↑ Соборной Воскресенской церкви | причетники, работники | — | 668—668об | ||||||
2531241 | ↑ Церкви Богоявления Господня | причетники | — | 668об | ||||||
Примечание: не прочел | ||||||||||
2531242 | ↑ Церкви Иоанна Предтечи что при богадельне | причетники | — | 668об—669 | ||||||
1‑я ревизия (1722‑27), | ||||||||||
3160578 | Лальский погост | Архангелогородская губерния, Великоустюжская [Устюжская] провинция, Сольвычегодский [Усольский] дистрикт | Лальская волость | государственные черносошные крестьяне | — | 367—396 | ||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
2792083 | Лальского посаду | Архангелогородская губерния, Великоустюжская провинция | — | — | 1226 | |||||
2792084 | ↑ записавшиеся в посад из черносошных крестьян | посацкие | — | 1226—1231 | ||||||
2792085 | ↑ явившиеся из Сибирских городов с просроченными пашпортами | посацкие | — | 1231—1232 | ||||||
2792405 | в Лальском посаде | Архангелогородская губерния, Великоустюжская провинция | — | — | 1261об | |||||
3‑я ревизия, | ||||||||||
3660005 | в Лальском посаде в Береговой улице | Архангелогородская губерния, Великоустюжская провинция | — | — | 1—3об | |||||
3660006 | ↑ в Никольской улице | — | — | 4—5 | ||||||
3660007 | ↑ в Прокопьевской улице | — | — | 5об—9об | ||||||
3660008 | ↑ в Большей улице | — | — | 9об—16 | ||||||
3660009 | ↑ в Запольской улице | — | — | 16об—21об | ||||||
3660010 | ↑ в Пещанской улице | — | — | 22—26 | ||||||
3660011 | ↑ в Бугорской улице | — | — | 26—33 | ||||||
3660012 | ↑ в Забучишной улице | — | — | 33об—36 | ||||||
3660013 | ↑ в Гулыне улице | — | — | 36об—38об | ||||||
3660014 | ↑ в Кокуйской улице | — | — | 38об—40об | ||||||
3660015 | ↑ в Рожественской улице | — | — | 41—43об | ||||||
3660016 | ↑ в Спаской улице | — | — | 44—47об | ||||||
3660017 | ↑ в улице у Спаса в Надозерье | — | — | 48—50об | ||||||
3660018 | ↑ в Архангельской улице | — | — | 51—70 | ||||||
3660019 | ↑ вновь записавшихся | — | — | 70—71об | ||||||
3660020 | ↑ незаконорожденных | — | — | 72 | ||||||
3660021 | ↑ в богаделне мужеска полу положенных [в подушной оклад] | — | — | 72об | ||||||
3660022 | ↑ неположенных в подушной оклад | — | — | 72об | ||||||
3660023 | ↑ в богадельне женска полу | — | — | 73 | ||||||
3660024 | ↑ по дополнителной скаске о вновь записавшихся | — | — | 74—75 |
Список населённых мест Вологодской губернии 1859 г.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
12 | Лальск | заштатный город (Усть-южского уезда) | При рр. Лузе и Лале | Устюжский уезд | Города Вологодской губернии | 1247 (От Санкт Петербурга) | 535 (От Губ. города) | 170 | 231 | 277 | 508 | Церквей православных 3 (из них 1 монастырь). Приходское училище. Ярмарка. Торжков 3. |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Приход | Год | |
---|---|---|---|---|---|---|
535021 | город | Лальск | Устюжский уезд | Лальский, Воскресенский собор | 1914 | |
По данным: Сведения из клировой ведомости указанного собора за 1914 г. (Государственное учреждение «Государственный архив Вологодской области», ф. 496, оп. 4, д. 344, л. 582). Состав приходов церквей Вологодской епархии, находившихся на территории Кировской области. ГОУ «ГАКО». Киров, 2011 | ||||||
536015 | город | Лальск | Устюжский уезд | Лальская, Богоявленская церковь | 1917 | |
По данным: Сведения из клировой ведомости указанной церкви за 1917 г. (Государственное учреждение «Государственный архив Вологодской области», ф. 496, оп. 4, д. 351, л. 340 – 340 об). Состав приходов церквей Вологодской епархии, находившихся на территории Кировской области. ГОУ «ГАКО». Киров, 2011 | ||||||
537008 | город | Лальск | Устюжский уезд | Лальская, Иоанно-Предтеченская церковь | 1917 | |
По данным: Сведения из клировой ведомости указанной церкви за 1917 г. (Государственное учреждение «Государственный архив Вологодской области», ф. 496, оп. 4, д. 351, л. 670 об – 671). Состав приходов церквей Вологодской епархии, находившихся на территории Кировской области. ГОУ «ГАКО». Киров, 2011 | ||||||
538007 | город | Лальск | Устюжский уезд | Лальская, Спасская церковь | 1917 | |
По данным: Сведения из клировой ведомости указанной церкви за 1917 г. (Государственное учреждение «Государственный архив Вологодской области», ф. 496, оп. 4, д. 351, л. 624). Состав приходов церквей Вологодской епархии, находившихся на территории Кировской области. ГОУ «ГАКО». Киров, 2011 |
Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. п. | Сельсовет | Расст. до ц. с/с |
---|---|---|---|---|---|
16002 | рабочий поселок | Лальск | Лузский район | Лальский поссовет | центр |
Расстояние до райцентра: 27 км. Центральная усадьба: совхоз Лальский |
Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года
№ (код) | Тип н.п. | Название | Район | Сельсовет |
|
| Категория населения | Источник | ? | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пгт | Лальск | Лузский район | Лальский поссовет (ц.) | 5471 | 2637 | 2834 | 5464 | 2604 | 2860 | городское | 1, с. 17 |
Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. зн. | Округ | Расст. до ц. округа |
---|---|---|---|---|---|
16002 | пгт | Лальск | Лузский район | пгт Лальск | центр |
Расстояние до райцентра: 27 км |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пгт | Лальск | Кировская область | Лузский район | пгт. Лальск (ц.) | 4551 | 2133 | 2418 | — | городское | 1 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пгт | Лальск | Кировская область | Лузский муниципальный район | Лальское городское поселение (ц.) | 3705 | 1723 | 1982 | городское |
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район |
---|---|---|---|
339340 | пгт | Лальск | Лузский район |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
пгт | Лальск | Кировская область | Лузский муниципальный район | Городское поселение Лальское (ц.) |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Воскресенский собор
Богоявленская церковь
Иоанно-Предтеченская церковь
Спасская церковь
Персоналии из этого населённого пункта
- Батуро Константин Юлианович (1904)
- Бологов Дмитрий Александрович (1874)
- Быков Павел Васильевич (1874)
- Гагарин Борис Александрович (1923)
- Горбунов Еремей Иванович (1890)
- Грехнев Александр Прокопьевич (1871)
- Далевская Мария Степановна (1898)
- Долгополова Ольга Николаевна (1911—27.11.1937)
- Засухина Глафира Васильевна (1897)
- Захаренков Александр Иванович (1899)
- Иванов Александр Иосифович (1931)
- Истомин Леонид Николаевич (1871)
- Калинин Александр Прокопьевич (1882)
- Колмакова Пелагея Степановна (1879)
- Колосов Владимир Николаевич (1863)
- Кушевский Анатолий Григорьевич (1894)
- Лычаков Сергей Николаевич (1897)
- Матренинская Антонина Степановна (1920)
- Матренинская Любовь Николаевна (1888)
- Матренинский Владимир Иосифович (1930)
- Матренинский Иосиф Федорович (1890)
- Микельшт Екатерина Дмитриевна (1898)
- Мохов Петр Васильевич (1911)
- Павлушков Авенир Иванович (1872—17.10.1937)
- Паншин Георгий Николаевич (1925)
- Пелевин Николай Александрович (1897)
- Плюснин Леонтий Иванович (1899)
- Пономарев Виктор Алексеевич (1884)
- Попов Константин Константинович (1867)
- Разумовский Владимир Васильевич (1908)
- Сметанин Семен Васильевич (1903)
- Старостин Степан Алексеевич (1883)
- Трудоношин Василий Николаевич (1911)
- Филимонов Василий Поликарпович (1889)
- Фомин Иван Васильевич (29.01.1888—15.02.1937)
- Шаверин Зосим Васильевич (30.03.1910—01.12.1942)
- Швецов Тимофей Иванович (23.01.1896—01.12.1942)
Из книги "Собор Вятских святых" ("Буквица", Вятка, 2013): "Мученица Нина (Кузнецова) День памяти 1 / 14 мая. Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Нина с детства любила молитву, монастыри и духовные книги.
После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Отец Павел был большим подвижником. Нина, взирая на подвиг отца Павла, стремилась ему подражать. Монастырский устав блаженная соблюдала строго.Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву.
После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.
По молитвам и заступничеству блаженной Нины собор в Лальске долгл не закрывался, хотя власти не раз принимали шаги к прекращению в нем богослужения. В начале тридцатых годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная стала писать в Москву решительные письма, собирала и отправляла ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.
31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную Нину, но обвинения против нее не нашли... В середине ноября блаженной Нине было предъявлено обвинение. Виновной себя перед советской властью блаженная не признала и была отправлена в тюрьму города Котласа. 23 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Блаженная Нина была отправлена в один из лагерей Архангельской области, но недолго пробыла здесь исповедница. Она умерла 14 мая 1938 года.
Очень интересная передача о посёлке Лальск [«Слово Веры» от 13 декабря 2014 г].
Передача о св. Нине Лальской с видами пгт. Лальск ["Слово веры" 16 мая 2015 г.].
КВР: 23111 заштатный город Лальск
СНМ-1939: 10101001 с. Лальск Архангельская область, Лальский район
ЦГИА СПб ф. 19 оп. 127 д. 3266 стр. 189: 01.12.1916 Вологодской губернии города Лальска мещанская девица Мария Георгиева Молокова 12 лет от брюшного тифа
ЦГИА СПб ф. 19:
1) оп. 126 д. 1458 стр. 167: 20(29).12.1890 Вологодской губернии г. Лальска мещанин Константин Афанасьев Шемелов 25 лет от чахотки;
2) оп. 127 д. 1692 стр. 452: 13(16).11.1905 Вологодской губернии Великоустюгского уезда г. Лальска мещанка Агния Яковлева Мамонтова 59 лет от чахотки;
3) оп. 127 д. 2246 стр. 103: 22.04.1909 Вологодской губернии Лальский мещанин Константин Васильев Поплеников 40 лет от чахотки
4) оп. 126 д. 140 стр. 35: 06(08).04.1891 Екатерина Пономарева мещанка г. Лальска Вологодской губернии 28 лет от острого..
Лальск. Переписи: https://disk.yandex.ru/d/KVjEhae5SptVeA
Статья, текст которой приведён ниже, была написана лузским энтузиастом и краеведом, почётным гражданином города Лузы Василием Афанасьевичем Меньшиковым, о котором можно прочитать здесь: http://luzabis.ru/index.php/kraevedenie/11-zemleak/20-menshikov-vasilij-..., и напечатана в 1957 году в районной газете «Лальский ударник» (№№ 25, 26, 31-34). Авторская орфография и пунктуация сохранены.
Судя по всему, это первое исследование советского периода истории Лальска и частично Лальского (Лузского) района. Ранее этим занимался только лальский городской староста Иван Степанович Пономарёв, написавший книгу «Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии. Т. I: с 1570 по 1800 год», в которой собрал все известные документы, касающиеся истории Лальска и его окрестностей. Об И.С.Пономарёве можно прочитать здесь: http://luzabis.ru/index.php/11-zemleak/17-ponomarjov-ivan-stepanovich
Книга была издана в Великом Устюге в 1897 году малым тиражом и широкой публике долгое время была неизвестна. Только в 1970 году Валериан Иванович Пономарёв, сын Ивана Степановича, в «Кировской правде» опубликовал статью «К 400-летию Лальска», затем перепечатанную в лузской районной газете «Северная правда». Она была написана по материалам книги Ивана Степановича, в которой была указана дата основания Лальского погоста – 1570 год. После этого в районной прессе стало появляться много статей на эту тему, но в большинстве своём они повторяли и цитировали ту же книгу И.С.Пономарёва. Посмотреть и скачать её можно здесь: https://www.booksite.ru/fulltext/sbornik_lalsk/
Однако В.А.Меньшиков в 1957 году, судя по всему, с этой книгой ещё не был знаком (хотя, вероятно, пользовался теми же документами, что и Иван Степанович) и в своей статье ни разу не упомянул ни о ней, ни о самом И.С.Пономарёве, хотя он снискал среди лальчан добрую славу, а его книга для местных краеведов стала настоящим «священным писанием». Василий Афанасьевич ни словом не обмолвился и о версии основания Лальска как следствии новгородского погрома, устроенного Иваном Грозным зимой 1569-1570 годов, а связал этот факт с завоеванием Великого Новгорода Иваном III. В последнее же время открылись новые факты, которые не только подтверждают эту версию, но и увеличивают возраст Лальска почти на 100 лет: Лальский погост упоминается ещё в 1511/12 году. Подробнее об этом можно посмотреть здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/forum/132103
Ещё по поводу статьи В.А.Меньшикова. Не в качестве критики, но, тем не менее, стоит отметить, что она написана в духе классической советской публицистики: в ней клеймится «проклятый царизм», жесточайшая эксплуатация трудового крестьянства и рабочих, отсутствие народного образования и здравоохранения, полное пренебрежение власть имущих и толстосумов к нуждам простого народа. Даже учреждение на благотворительной основе воспитательного дома для подкидышей и богадельни для престарелых и убогих интерпретируется только лишь как страх перед «страшным судом» и желание замолить грехи. Цитаты из писцовых и переписных книг автор иногда приводит с ошибками (впрочем, это могут быть и ошибки типографского наборщика), например: «У Нижне-Никольского погоста» вместо «ниже Никольского погоста», «пищалей залпенных» вместо «затинных», «в стенках» вместо «в станках», «300 лынс» вместо «лыж», «церковные причники» вместо «причетники» и др. Неправильно указано расположение городка Ботище. Впрочем, не нам это судить, а нужно лишь признать, что для того времени статья была чрезвычайно интересна и познавательна.
В. А. Меньшиков
Заметки краеведа
ИЗ ИСТОРИИ ПОСЕЛКА ЛАЛЬСК
Возникновение пос. Лальска относится к тому далекому времени, когда шло объединение разрозненных русских княжество в централизованное государство. В длительной борьбе Москвы с Великим Новгородом, земли которого занимали огромные пространства на северо-востоке нынешней РСФСР до Урала, победу одержало молодое, но более организованное Московское княжество, и земли новгородцев были окончательно присоединены к нему при Иване III. Многие жители Новгорода, страшась гнева московских князей, оставляли свои дома и бежали в северные земли, селились там, основывали новые посады и погосты.
Вот к этому-то времени и относится основание нашего посёлка. В книге «Городские поселения Российской империи» от 1860 года (т. I, стр. 363) о времени основания Лальска сказано, что Лальск населен новгородцами в 1555 году.
Среди населения Лальского района сохранилось предание о том, что выходцев из Новгорода, основавших Лальский погост, было 60 человек.
Можно предполагать, что окрестности Лальска ко времени его основания были уже частично обжиты. На основании преданий, сохранившихся у окружающего населения, и до наших дней ходит молва, что в наших местах жил народ, который назывался чудь. Об этом свидетельствуют старинные названия некоторых наших местечек.
Так, в Аникинском сельсовете, на левом берегу Лузы, против деревни Пестово, довольно значительная площадь называется «Городище». Среди «Городища» есть небольшое возвышенное место, представляющее из себя холм с крутыми склонами во все четыре стороны, которое называется «Чудь». Это место совершенно похоже на городища, которые устраивались в древних поселениях для защиты от нападения врагов. Такое же название местечка «Чудь» есть и в Вымском сельсовете. Среди населения ходит легенда, что в этих местах жил народ чудь.
Среди лесов Лальского, Аникинского, Папуловского сельсоветов до последних дней сохранились следы пашни. Кто тут жил и пахал, никто не помнит.
В 1625 году на Лальскую волость составлялась писцовая книга. Владельцы деревень Юрьевой горы и Василева, расположенных от Лальска в 6 километрах, показали писцам, что владеют этими деревнями по купчим 1525-1529 годов, которые были совершены за несколько десятков лет до основания Лальска. Следовательно, эта запись подтверждает мысль о том, что окрестности Лальска были заселены до основания его новгородцами.
Все земли по рекам Лузе, Югу, Моломе, входили раньше в состав уезда Сольвычегодский. Следовательно, Лальск с самого момента его основания вошел в состав Сольвычегодского уезда и всей своей деятельностью был тесно связан в первые столетия своего существования с городом Сольвычегодском.
В 1708 году Россия была разделена на 8 губерний. Уезд Сольвычегодский, а следовательно и Лальск, был приписан к Архангельской губернии. В 1719 году царским правительством было проведено новое разделение России на 11 губерний. В состав Архангелогородской губернии вошли 4 провинции: Вологодская, Двинская, В.-Устюгская и Галичская. Город Сольвычегодск с поселениями, в том числе и Лальском, был приписан к Велико-Устюгской провинции.
В 1725 году Лальский погост был переименован в посад. С этого времени Лальский посад был подчинен городу Великому Устюгу и в 1734 году окончательно переведен в ведение В.-Устюгской канцелярии.
В 1780 году в связи с организацией Вологодского наместничества Лальск становится уездным городом. В нем были открыты все уездные учреждения: сиротский суд под председательством головы, городовой магистрат, городническое правление, нижний земский суд, уездное казначейство, военная команда и другие.
Лальский уезд был обширен. Кроме земель и сельсоветов нынешнего Лальского района, в него входили волости: Шолгская, Подосиновская, Пушемская, Яхренгская, Ентальская и по Устьсысольскому тракту – Лоемская, Ношульская, Объячевская и другие. Как уездному городу Лальску был присвоен герб в изображении двух куньих кож в золотом поле. Уездным городом Лальск существовал всего лишь 16 лет и к этому времени разросся. В нем было 14 улиц: Большая, Запольская, Гулыня, Бугорская, Надозерная, Береговая, Спасская, Рождественская и другие.
В 1796 году с учреждением новых губерний была выделена Вологодская губерния, и Лальский уезд был реорганизован, а вместе с этим ликвидированы и все уездные учреждения, кроме городской думы и словесного суда при ратуше. До 1917 года Лальск оставался заштатным городом В.-Устюгского уезда, Вологодской губернии.
Первоначальные переселенцы начали строить свои жилища в верхней половине нынешнего Лальска по течению Лалы. Об этом говорят записи в писцовых книгах Сольвычегодского посада, Усольского уезда.
Приведем несколько записей из писцовых книг. В 1625 году по посаду Сольвычегодскому, Лальскому погосту, по Учецкой, Андреевской и другим волостям вели записи Парфений Мансуров и подъячий Василий Архипов. Описание Лальского погоста гласит: «В Лальской же волости на реке Лале, на осыпи бывал городок Батище». Эта осыпь находится там, где теперь расположены маслозавод, электростанция, средняя школа. Далее следовало … «У Нижне-Никольского погоста на берегу, в осыпи церкви Михаила Архангела, поставлен острог, около Лальского Никольского погоста тын стоячий на берегу реки Лалы, а из острогу трои ворота проезжие, да 8 башен глухих, а в остроге государев казенный погреб, а на нем амбар кругом, а у амбара тын стоячий, вострой, на иглах, а в нем за замком и за печатью государева казна: 12 пищалей залпенных, а к ним 1000 ядер железных, да 20 рушниц, да обломок рушницы, да в трех бочках 11 пуд зелья пищального (пороха), да в стенках усечках и пульках 7 пуд свинца, да 30 стрел, да 10 прапоров (знамен), да 300 лынс».
Далее описываются церкви, облачения служителей. Ещё ниже переписаны дворы и люди, жившие в них. Среди фамилий и прозвищ жителей встречаются фамилии наших современников, например, Никифорко Семенов - сын Норицын, Томилко Максимов - сын Черняев, Савка Колпашников и другие. В этой же писцовой книге упоминаются села: Верхне-Лалье, Покрово и другие и 111 деревень: Ярцево, Василево, Александрово, Пестово, Борисово, Рагуйлово, Лесенки, Зубарево, Целяково, Кочевская, Лаврово, Заборье, Шейно, Сметанино, Хахилево и многие другие, которые существуют и ныне.
По данным переписной книги 1648 года население в Лальском погосте значительно увеличилось. Вот что сообщалось по записям того времени. «В 1648 году в Лальском погосте числилось тяглых 61 двор, а в них людей 215 человек, 25 дворов бобыльских, а людей в них 70 человек и обоего в Лальском погосте – тяглых и бобыльских 86 дворов, а людей в них 285 человек; да на церковной земле церковных причников 6 дворов, а людей в них 19 человек; да половничьих 4 двора, а людей в них 9 человек, а обоего на церковной земле – церковных причников и половничьих 10 дворов, а людей в них 28 человек; да 6 келий, а в них нищих 9 человек, да 2 двора пустых, а из тех же тяглых и из бобыльских дворов сбежало 16 человек».
Таким образом, к половине XVII века в Лальске насчитывался 241 житель. Число знакомых нам фамилий заметно стало больше. Встречались, к примеру, Сенька Михайлов - сын Микулин, Митька Иванов - сын Муромский, Гришка - сын Калинин, Петрушка Фомин - сын Плюсниных, Мишка Афанасьев - сын Павлушков, Васька Иванов - сын Молоков, Куземка Логинов, Левка - Бобровский сын и другие.
Материальное состояние большинства жителей Лальска было, надо полагать, плохое, потому что из 112 дворов погоста 25 дворов были бобыльскими, в 10 дворах жили половники и в 6 дворах нищие, кроме того, 16 человек сбежали, а известно, что от хорошей жизни не побежишь.
Торговых и промышленных людей в Лальском погосте и в Лальской волости в 70-х годах XVII века было до 85 человек, из них 73 проживали в Лальском погосте, остальные в Лальской волости.
Из числа ремесленников были люди разных специальностей: кузнецы, плотники, кирпичники, котельники, мясники, калашники, были даже мастера - серебряники. Нередко можно было встретить коновалов и прочих. Ремесла тогда, надо полагать, были достаточно развиты.
Среди лальских жителей было в то время немало землевладельцев, у которых на землях Лальской волости работали половники. Так, приказчик Лальского «острога» Овдейко Поломошнов имел половников в деревнях Климове, Ивашове, Пестове, Александрове, Кочевской, Сафроновой горе, Верхнем Михалеве, Афанове и Еремином борку, что был на месте Михайло-Архангельского монастыря. О том, что здесь была деревушка, свидетельствуют глубокие, по-видимому, погребные ямы, сохранившиеся до сих пор на месте нынешних домовладений по улице Ленина №№ 126, 128, 130 и т.д.
В нескольких деревнях имели владение и половников Якушка Савватеев из Лальского погоста и другие. Следовательно, эксплуатация крестьян владельцами, преимущественно купцами, была в высшей степени велика.
Много владений было у церквей и особенно у Михайло-Архангельского монастыря, который в то время был на осыпи и впоследствии был переведен на другое место (площадь около районной больницы).
По ревизии 1717 года только монастырям и церквам в Сольвычегодском уезде принадлежало 1322 души половников.
Тяжелое положение крестьян заставляло многих из них бежать из Сольвычегодского уезда и Лальской волости на восток, на Вятку, Урал и дальше в Сибирь в поисках лучшей жизни. Особенно много людей направлялось в Сибирь. В тех же писцовых книгах можно встретить записи: «Во дворе Митька - Иванов сын, прозвище Мурамский, с братом с родным с Мишкою сбежали в сибирские города; Гришкин сын Митька сбежал безызвестно, а брат его Степанки Петрова Норицына сын Сенька сбежал в сибирские города; во дворе Сидорко Михайлов сын с сыном Петрушкою, а Петрушка сбежал в сибирские города» и т.д. Сибирь казалась всем золотым дном, где можно найти хорошую материально обеспеченную жизнь, и людей тянуло туда в поисках счастья.
Бегство лалетян в Сибирь продолжалось и дальше. Так, в 1728 году земский староста Данило Бобровский доложил лальской ратуше, что из лальских жителей … «В этом, 1728 году, 14 человек ушло в сибирскую губернию – от самосовершенной хлебной скудости, да по переписи 1719 года сошлых в сибирскую губернию 43 человека».
Правительство в целях заселения Сибири русскими и в помощь казакам и стрельцам направляло туда людей. Так, в 1630 году по именному царскому повелению отослано в Тобольск на казенных подводах из Вологды, Устюга и Сольвычегодска 500 семейств и 150 девиц в жены российским стрельцам и казакам, живущим в Сибири для удержания в подчинении завоеванных мест. В 1670 году на жительство в Сибирь из Устюга, Тотьмы, Сольвычегодска и других мест тяглых людей с их женами и детьми послано 2051 человек. Можно считать, что в этом числе, конечно, были люди и Лальской волости.
В то же время в Лальске было уже много лиц купеческого звания. Лальские купцы принимали самое деятельное участие в торговле между Москвой и Сибирью. Торговый путь из Москвы в Сибирь лежал через Лальск. Вот он: Москва, Ярославль, Вологда, Тотьма, Устюг, Лальский посад, Кай-город, Соль-Каменская, Верхне-Туры, Туринск, Тюмень и Тобольск. От Москвы до Тобольска считали 2388 верст. Лальск в то время имел важное значение в торговле.
Лальские купцы вели большую меновую торговлю с Сибирью до Кяхты и с Китаем. Они отправляли в Сибирь и Китай красные и черные яловые кожи, сукно сермяжное, холст и полотно, крашенину, пестрядь и брань, кафтаны, медь красную, сахар, железо, пояски, зырянские рукавицы, вино, шкурки и прочее.
В Архангельске продавали рожь, ячмень, овес, сало говяжье, семя льняное.
Из Китая привозили чайную фарфоровую посуду, чай зеленый, жемчуг китайский, ящики с чернилами и другое. Из Сибири везли шкурки соболя, куницы, белки, зайца, лисиц и песцов, слюду и хмель. В Архангельске закупали для продажи рыбу, железо белое, ворвань, деревянное масло, сукно и разные другие товары.
В конце XVII и в начале XVIII веков лальский купец Иван Савватеев по велению императора Петра I неоднократно ездил по торговым делам в Китай. В свою третью поездку в Китай Иван Савватеев доставил государству прибыли 223.300 рублей. Эта сумма составляла тогда одну четырнадцатую часть всех государственных доходов России. Понятно, что Савватеев был щедро награжден Петром. Кроме Савватеева, в Лальске были и другие богатые купцы, например, Юрьев, Норицын, Уваров и другие.
Значение Лальска как торгового городка продолжалось до половины XVIII века. В Лальске было тогда до ста семейств, занимающихся торговлей. Часть из них имела постоянное жительство в волостях Учецкой, Слободской и других, но дома и лавки имела в Лальском посаде.
К половине XVIII века начинает развиваться промышленность. Гостиной сотни Иван Савватеев, посадские Иван Бобровский и Петр Дружнов имели около Лальска свои винокурни и поставляли вино в Лальск, Яренск и Архангельск. Купцы Абрамов, Свинин и Бобровский открыли кожевенные заводы. Лальский купец Попов Николай Григорьевич являлся одним из организаторов и владельцев чугуно-плавильного завода, находящегося в 110 верстах от Лальска по Устьсысольскому тракту. Не отставал от купцов и Михайло-Архангельский монастырь. Монахи открыли при нем квасоваренную поварню.
Во второй половине XVIII века замечается упадок торговли в Лальске. Об этом в 1750 году высказывается и Лальская ратуша. Зато лальские посадские люди начинают эксплуатировать крестьян, прибирая к рукам земли бедняков в деревнях, увеличивая тем самым свои владенья.
В шестидесятых годах XVIII столетия в Лальске насчитывалось восемьдесят владельцев, имевших земли в окружающих деревнях и волостях. Главными из них по количеству половничьих душ были: Дмитрий Данилов Бобровский, за которым числилось 93 души половничьих; Василий Александров Савватеев – 84 души; Иван Иванов и Иван Григорьев Бобровские, Яков Иванов Норицын, Петр Афанасьев Фильшин и другие.
Интересно отметить появление в 1767 году в пределах Лальска картофеля. В мае месяце в Лальск из Сольвычегодска было послано земляных яблоков «потетес» (картофеля) 10 фунтов для раздачи здешним купцам, имеющим деревенские владения, с возвратом этого количества из урожая текущего года. С тех пор картофель быстро распространился в Лальске.
Во все время существования Лальска лальские правители, да и не только лальские, но и провинциальные, уездные, губернские и само царское правительство, не проявляло никакой заботы о народном образовании. Население было поголовно неграмотным. Только в 1740 году в Лальске было открыто малое духовное училище, которым заведовали местные протопопы. Обучались в нем исключительно дети местного духовенства. Они обучались чтению часослова, псалтыря, нотному пению, письму, букварю в течение 2, 4, 8 годов.
В 1757 году из этого училища было послано в Велико-Устюгскую семинарию для обучения 19 учеников-мальчиков. Затем в 1787 году в Лальске открылось народное училище. На содержание его тратился 1 процент суммы, вырученной за продажу вина. Первым учителем был назначен некий Афанасий Смирнов, человек неподготовленный, нерадивый. Лалетяне перестали отдавать своих детей в школу и жаловались городничему на неприлежность и нерадение учителя Смирнова.
Не помогла и замена учителя Смирнова более подготовленным учителем Мудровым. Не отпускалось средств на содержание народного училища. Оно через двадцать лет было закрыто. Одиночки из жителей Лальска учились у дьячков, дьяконов и попов.
Ещё меньше проявлялось заботы о народном здоровье. Людей лечили невежественные «знахари», шептуны. Только в девяностых годах XVIII столетия упоминается о лекаре. На содержание его денег не отпускалось, и лекарь несколько раз в год выезжал в Лальск из Устюга по требованию лальских правителей. Зато много внимания и заботы обращалось на открытие и постройку церквей, кабаков и трактиров. Летопись села Лальск пестрит сообщениями о постройке сначала деревянных церквей, приделов к ним, часовен, а впоследствии о замене их каменными как в самом Лальске, так и в волостях и приходах.
Не было заботы и о детях-сиротах. Правда, некоторые посадские люди особенно купцы из-за страха попасть в вечные мучения в преисподнюю за свои темные делишки доходили иногда до мысли о своем спасении и, желая угодить богу, старались сделать что-то хорошее. И вот, в 1712 году купец Иван Федорович Бобровский построил в Лальске каменное здание и учредил в нем воспитательный дом для подкидышей и богадельню для престарелых и убогих. При этом же доме он устроил и церковь Ивана-крестителя. В настоящее время эта церковь переделана на маслозавод.
Впоследствии наследники Бобровского отказались от содержания богадельни, и она была принята на содержание общества, которое выделяло для неё и воспитательного дома лишь около 22-23 рублей в год.
Самыми замечательными событиями в истории Лальска в XIX веке были основание бум. фабрики в 1829 году, открытие школ и проведение железной дороги через станцию Лузу. Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих фабрики в августе 1954 года отметил 125-летие существования фабрики, которая была основана вблизи посада Лальск в деревне Афаново при устье р. Шилюга.
Выработка бумаги на фабрике производилась ручным способом до 1854 года. Рабочих было всего полтора десятка. В 1854 году была установлена первая машина, а в 1889 году – вторая. С введением машин владелец фабрики имел возможность вырабатывать лучшие сорта бумаги, от продажи которой в его карман шли большие доходы. Дешевых рабочих рук было много. Крестьяне деревни Афаново и окружающих деревушек, немогущие существовать своим трудом от сельского хозяйства, охотно шли на фабрику и работали на ней буквально за гроши.
Владелец фабрики Шестаков, жестоко эксплуатируя рабочих, получал большие прибыли. Уже тогда рабочие возмущались жестокой эксплуатацией и бесправным положением. Однако, находясь далеко в глуши и в дали от промышленных центров страны, они не в состоянии были изменить существующие порядки до Великой Октябрьской социалистической революции.
В конце XIX века в 1897-1898 годах в Лальском районе прошла железная дорога на Котлас и построена станция Луза.
Луза была маленькой железнодорожной станцией, где, кроме вокзала, имелось три-четыре дома. Одним из первых был построен дом Медведчиковых. За полкилометра от станции позднее поставил небольшой постоялый двор некто Старостин.
В наше время особенно в начале первой пятилетки Луза стала быстро расти. Строились заводы. Население увеличивалось. Сейчас Луза – город районного подчинения с населением больше десяти тысяч человек.
В начале XIX века народное образование в Лальске находилось в зачаточном состоянии. В 1834 году в Лальске неким Плюсниным была открыта начальная школа для мальчиков. Постоянного здания для неё не было до 1913 года. Она переводилась из дома в дом.
В 1897 году открылось городское училище тоже для мальчиков. Для него было построено специальное здание около теперешнего городского сада. Первым заведующим его был Прохоров Иван Иванович, затем Михаил Феофилович Дриоцкий. Имена этих начальников знакомы многим пожилым людям, которые учились в городском училище.
Начальная школа для девочек открыта в Лальске лишь в 1880 году. В 1903 году для девочек дополнительно были выделены четвертые и пятые классы. Женская школа стала пятигодичной. Заведовала ею Александра Павловна Попова. Школа помещалась на нынешней Красной улице около речки Бычиха. Здание сгорело в 1929 году. В 1909 году пятигодичная женская школа была реорганизована в женскую прогимназию. Помещалась она в здании против кинотеатра, где теперь средняя школа. Начальницей прогимназии была Павла Аркадьевна Сперанская.
При городской управе, что размещалась там, где теперь средняя школа, была солидная библиотека. Но кто пользовался книгами, неизвестно. Для трудового населения она была недоступна. Только с 1917 года ей стали пользоваться жители Лальска.
XIX век дал Лальску известного художника-передвижника Иллариона Михайловича Прянишникова, который написал картины «Возвращение с ярмарки» (Ярцевский угор), «Спасов день на Севере» (крестный ход на воду к Лале под собором и крестный ход под селом Покровом на реке Лузе). Вместе с Прянишниковым бывал в Лальске и великий художник Шишкин.
В 1897 году в Лальске случился большой пожар. Сгорело 16 домов, конец Лальска, начиная от теперешнего сельпо. После этого пожара построены кирпичные торговые ряды. На площади Луначарского, где сейчас поставлен ларек (вблизи райисполкома), стояла деревянная весовая, выкрашенная в желтую краску. Здесь были громадные весы. Весами пользовались главным образом в ярмарки.
Ярмарок до революции 1917 года было четыре: михайловская в ноябре (конная), никольская (льняная), архангельская и благовещенская. Кроме того, проводились торги или сборы по воскресеньям великого поста и в два сочельника. Торговля маслом падала на рождественский сочельник.
На ярмарки приезжали издалека. Из Вятки (Киров) привозили кафтаны и валенки, горох, пшено, толокно, масло льняное, игрушки. Из Устюга приезжали с мануфактурой и глиняной посудой высокого качества. Заборцы, как и теперь, торговали посудой. В конце торга кто-нибудь из пьяных гуляк покупал остатки глиняной посуды и плясал на черепках на потеху себе и зевакам.
Хлеб на рынок доставляли больше всего учкана. Основным товаром в ярмарки был лен. Лучший лен привозился из Верхне-Лалья. Ярмарки длились 3-4 дня.
Промышленности в Лальске не было, за исключением кирпичных заводов, которые находились на выгоне около Целякова и на лугах. Ямы от вырытой глины сохранились до сих пор.
В заключение скажем, что только Великая Октябрьская социалистическая революция освободила народные массы от гнета царизма, крупных земельных собственников, церквей и монастырей, которыми был богат и Лальск.
За годы советской власти в районе произошли большие перемены. Десятки школ, культурно-просветительских учреждений, клубов, библиотек работают в различных населённых пунктах. На колхозных полях работают тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины. По дорогам района день и ночь мчатся автомашины. На заготовке и вывозке древесины применяются электропилы, бензопилы, мощные тракторы и мотовозы.
Много педагогов, инженеров, техников, врачей, агрономов, научных работников, офицеров Советской армии и других специалистов дал талантливый народ Лальского района.
Где, по вашим данным, было Ботище?
Здравствуйте, Евгений Анатольевич.
Городок Ботище находился там, где Вы и указали в своей статье «Древний городок Лальск»: в излучине реки Лалы, напротив Спасской церкви (нынешнего Дома культуры). Я не стал разъяснять, полагая, что это и так всем известно. Правда, я не совсем корректно выразился, за что приношу свои извинения. Надо было написать: «не точно», а не «неправильно».
А по сути. Неблагодарное дело – обсуждать работу уважаемого человека, тем более, если его уже давно нет. Ещё раз хочу сказать, что я ни в коей мере не критикую статью В.А.Меньшикова, нужно лишь признать, что в то время он располагал минимумом информации. Василий Афанасьевич «поместил» Ботище в районе средней школы и бывшей церкви «Ивана-крестителя» (Предтеченской), где впоследствии размещался маслозавод. Это недалеко от реального месторасположения (около 500 м.), но, тем не менее, это другое место. Главное здесь то, что, по-моему, Василий Афанасьевич воспринимал городок не как военно-оборонительный объект, а просто как населённый пункт. Именно поэтому то место, которое он указал, никак не подходит для укреплённого городка, тогда как место в излучине реки, да ещё и окружённое озерком – идеальное место для этого. Согласно ПК 1625 г., в осыпи (а «осыпь» - это земляной вал, остатки от укрепления) строится церковь Михаила Архангела. На основе этой церкви образовался монастырь. В 1710 году было сильное наводнение, место, где он стоял, подтопило, и новую церковь Михаила Архангела и монастырь построили на новом месте – около 1 км ниже по течению реки, на месте деревни Ерёмин борок, в районе нынешнего дома № 109 по ул. Ленина, около больницы. Это здание стоит и в настоящее время, только не знаю, что в нём располагается. Василий Афанасьевич говорит о переносе монастыря, но если он располагался там же, где и Предтеченская церковь, то в этом нет никакой логики, поскольку это место совсем не затоплялось. Кстати, в этом же районе, недалеко от Предтеченской, располагалась ещё и Богоявленская церковь.
Сейчас посмотрел топографический план г. Лальска 1763 г. В районе Предтеченской и Богоявленской церквей на берегу реки Лалы обозначены остатки валов острога. Может быть, они сохранялись до середины XX в., и их принимали за «осыпь». Правда, и городок Ботище на этом плане обозначен, но Василий Афанасьевич про этот план мог не знать.
Юрий Серафимович, спасибо за ответ и публикацию материала, освежил свои знания.
Небольшое уточнение. Наводнение было в 1700 году. Вот цитата из книги И.С.Пономарёва: «Существовавшую в Лальске в осыпи Архангельскую пустынь весеннею водою реки Лалы в 1700 году подмыло (*Осыпь эта находилась против того места где ныне Богоявленская церковь ... которая осыпь в том Лальском посаде и поныне имеется близ вновь построенной Богоявленской каменной церкви и оную земляную осыпь от реки Лалы водою едва не всю сметало ...)». Возможно, это и ввело Василия Афанасьевича в заблуждение. На самом деле, осыпь находилась не конкретно на том месте, где располагались Богоявленская и Предтеченская церкви, а «близ» неё, т.е. в 500 м, на месте бывшего городка Ботище. Продолжение цитаты: "Вследствие сего “Лальскаго погоста вдова Наталья с сыном своим Сергеем прозванием Кирисиновы” пожертвовали для построения пустыни “по родителем своим в поминовение” деревню свою Еремин Борок находящуюся при реке Лале, в 1-й версте ниже города Лальска по течению реки. На эту землю пустынь с благословения Преосвященнаго Иосифа Епископа Великоустюжскаго и Тотемскаго и была перенесена в том же году, при чем пустынь тогда же переименована в монастырь и в нем установлено игументсво (*В некоторых актах пустынь называлась “Преображенскою”, вероятно по главному храму ея в честь Преображения Господня)". И второе: церкви Михайло-Архангельского монастыря не сохранились, а около нынешней больницы находится каменное здание, в котором располагались монастырские кельи.
Место бывшего городка Ботище. Скриншот яндекс-карты и фото с разных сторон: Октябрьского переулка, Первомайского переулка и улицы Спасской. Старичное безымянное озерко полностью пересохло и превратилось в болото, заросшее травой. Не знаю, как вставить фото, если интересно, прошу модераторов сделают это.
https://disk.yandex.ru/d/irRoGGZYf-ocaA
На старых планах указана округлая насыпь, которая по форме и месту соответствует бывшему водоему-старице на спутниковом снимке. Вместе это выглядит как вал со рвом вокруг городка Ботища. Насколько это заметно ныне?
Ничего не заметно. Был там две недели назад. Трава стоит выше, чем по пояс. Может быть, весной, когда травы нет, можно было бы лучше исследовать это место, но, думаю, едва ли на глаз можно что-то определить. Местные жители говорили, что в 90-е годы какие-то археологи, вроде бы, пробовали проводить раскопки. Может быть, в Лальском музее что-то известно на этот счёт?
Видимо, насыпи и культурный слой смыло паводками. Но при тщательных раскопках можно что-то найти. Недавно возле городища Гнездово 9-10 веков раскопали древнюю пристань с остатками жилья и дороги, ныне там низенький берег заболоченного озера.
Река Лала в своём нижнем течении имеет довольно высокие берега, лишь в этой пойменной излучине они немного ниже. А наводнение 1700 года, разрушившее осыпь, было, вероятно, единственным за всю известную историю Лальска, иначе, там бы не строили ни укреплённый городок, ни монастырь. К 20-м годам XVII века все деревянные укрепления, вероятно, уже сгнили, но осыпь ещё сохранилась. В ПК 1620 и 1625 гг. сказано, что в ней строится деревянная церковь Михаила Архангела, но не говорится, что будет монастырь. Возможно, там ранее была такая же церковь, и её просто решили восстановить. А потом здесь образовался небольшой монастырь. После наводнения было решено его не восстанавливать, а построить новый с каменными церковью и кельями на другом, более надёжном возвышенном месте. А впоследствии в этой пойме, может быть, пахали пашню или косили сено. Осыпь полностью исчезла естественным образом, а остатки деревянных строений просто разбросали, сожгли, потому что никому это было не интересно.
К счастью археологов, иногда сохраняются нижние бревна срубов и подвалы, засыпанные песком от наносов. Дерево хорошо сохраняется во влажном грунте. Так что даже на совсем ровном месте могут быть погребенные древности. Тут никто давно не живет, а это значит, не роют, не разрушают поверхность земли, - вспашка не затрагивает самые ранние.
Фрагмент спутникового снимка 1979 г. Все распахано было.
Евгений, спасибо за снимок. Да, судя по всему, там огороды были.