Лальск

24 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

К вопросу о дате основания Лальска                                                                                                                                                                                                               

В статье «Ранняя история Лузского района» https://forum.vgd.ru/go/go.php?url=https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/132080 Александр Фёдорович косвенно затронул вопрос даты основания Лальска. Я хотел вставить свои размышления по этому поводу в качестве комментария, но текста получилось много (хотя и постарался как можно более сократить его), поэтому решил выделить их в отдельную тему.

Итак, Лальск – скромный провинциальный посёлок на самом севере Кировской области, а когда-то – купеческий город, важный перевалочный пункт на торговом пути из России в Сибирь и Китай. Согласно официальным данным, он был основан гражданами Великого Новгорода, бежавшими от опричного погрома, устроенного Иваном Грозным в январе-феврале 1570 г. (Энциклопедия земли Вятской. Киров. 1994. т. 1. стр. 186-195). Согласно преданию, 60 человек бежали из города и обосновались в 79 верстах к востоку от Устюга, на правом берегу реки Лалы, в 3,5 верстах от её впадения в Лузу. Там, на месте нынешнего Воскресенского собора, образовался Никольский (Лальский) погост (И.С.Пономарев. Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии. Т. I: с 1570 по 1800 год. Великий Устюг, 1897).

Такова легенда, а что по этому поводу говорят документы?

В одной из устюжский летописей, написанной неизвестным автором в 1679-1680 годах и принадлежавшей в начале XIX века  устюжскому купцу Петру Ивановичу Юринскому, сказано (без указании даты): «И о братии наших лаличах да повеет ся зде истинна, егда бо слышаша, яко царь, яростию подымает ся на Новгород, неции от них, богом наставляеми, советовав и убрався, тайно убегше и на реце Лале в пусте месте вселишася и до днесь жительствуют» (Летописец города Устюга Великого. ВУФ ГАВО. № 2304, л. 20 об. - 21).

В другой летописи, составленной в 1765 году священником Великоустюгского Успенского собора Львом Яковлевичем Вологдиным, между 1549 и 1582 годами стоит запись: «А когда грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев и своих изменников, будучи сам своею особою в Новгороде, тогда неции от граждан совещавшись и усоветовали тайно избежати из Новаграда и вселитеся в пусте месте, иде же Бог наставит, и там свободиться царского гнева и тако оставше жительство свое Великой Новград, странствовали по лесам, по пустыням, непроходимым местам дотоле, докеле же достигли реки Лалы, в пустом месте течение свое продолжающее же от Устюга на Сибирь, в расстоянии 80 верст, и ту поселилися, пребывающее же на том месте, начали размножатися и нарекошася по имени реки Лалы лалетяна» (Летописец о великом граде Устюге. РГАДА. ф. 188. оп. 1. д. 163. л. 31 - 31 об.).

На первый взгляд напрашивается прямая связь основания Лальска с событиями 1570 года в Великом Новгороде. Однако в том же «Летописце Вологдина» после процитированного выше абзаца следует запись: «В лето от Рождества Христова 1555. По разрушении Новагорода множество тамошних купеческих и разночинских семейств поселились в Устюге, в Сольвычегодске и в Яренске и основали близ реки Лалы Лальский посад» (Там же. л. 31 об. - 32).

Кстати, в другой редакции этого летописца (ПСРЛ. т. 37. л. 1982. стр. 137) данный абзац вообще отсутствует. Зато он почти дословно повторяется в летописи вологодского историка Якова Яковлевича Фриза: «1555. По разрушении Новагорода множество тамошних купеческих и разночинских семейств поселилися в Устюге, в Солевычегодске и в Яренске и основали в Устюге близ реки Лалы Лальский посад» (Я. Я. Фриз. Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное в 1793 году. СПб. 1899. стр. 14).Эта же дата указана и в статистическом сборнике «Городские поселения в Российской империи», в котором о Лальске сказано: «Заселён в 1555 году новгородцами» (Городские поселения в Российской империи. СПб. 1860. т. 1. стр. 363), в статьях «Взгляд на состояние промышленности и торговли Вологодской губернии» (Вологодские губернские ведомости. № 30 за 1866 г. стр. 292) и «Взгляд на исторические события, имевшие влияние на промышленность, торговлю и состояние жителей Вологодской губернии» (Вологодские губернские ведомости. № 35 за 1866 г. стр. 349). 

А писатель и историк Николай Михайлович Карамзин в своём фундаментальном труде «История Государства Российского» пишет: «Когда грозный Царь Ив. Вас. казнил Новогородцев, тогда неции от граждан совещавшеся усоветовали тайно избежати из Новагорода и вселитися в пусте месте, иде же Бог наставит… И тако странствовали по лесам, пустыням и непроходимым местам, донеле же достигли реки Лалы, от Устюга на Сибирь в разстоянии 80 верст, и ту поселилися… и начали размножатися и нарекошася по имени реки Лалечане…» (Н. М. Карамзин. История государства Российского. С.-Пб. 1821. Т. IX, примечания, стр. 101-102. прим. 294).

Первое же упоминание о Лальском погосте относится только к 1606 году, когда лалечане были упомянуты в числе отрядов земского ополчения, направившихся на борьбу с польскими интервентами (И. С. Пономарев. Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии).

Итак, имеются две даты основания Лальского погоста – 1555 и 1570 год. Но насколько обе они достоверны? Сомнения на этот счёт высказывались давно: «Около 1571 года Новгородцы, избегая гнева Иоанна Васильевича, стали тайно выходить из Новгорода и селиться на нынешнем месте Лальска. Здесь начало этого города». Комментарий: «Карамзин, т. 9, основываясь на Вологдине, относит переселение Новогородцев к 1570 году; у Вологдина оно обозначено между 1549 и 1582 годами. В Словаре географическом, часть 3, стр. 5, основание Лальска обозначено 1555 годом.» (Вологодские губернские ведомости. № 42 за 1857 г. неофициальная часть. стр. 301).

Однако известному вологодскому краеведу XIX века Николаю Ивановичу Суворову (1816-1896) понравилось мнение авторитетного историка, и он конкретно указал эту дату в своей работе: «1570. По разорении Новгорода, многие тамошние жители поселились в здешних местах, в том числе и в Устюге; другие же, достигнувши реки Лалы, отстоящей от Устюга в 80 верстах, основали близ оной Лальский посад» (Два летописца. Вологодский и Устюжский.  Вологда. 1874. стр. 109).

Эту же идею подхватил и лальский городской голова Иван Степанович Пономарёв (1849-1916). Долгие годы он собирал краеведческие материалы, написал и издал книгу «Сборник материалов по истории города Лальска Вологодской губернии». Это первая и главная работа по истории Лальска, к которой и по сей день обращаются все краеведы. Соотнося исторические материалы с устными преданиями, И.С.Пономарёв, указывая в своём исследовании разные даты (1555 и «после 1549»), тем не менее, обозначил дату основания Лальска 1570 годом, приводя, на его взгляд, неопровержимый довод: «А так как Иван Грозный, как известно, был в Новгороде с 6 января до конца февраля 1570 года, когда им произведена и кровавая расправа над Новгородцами, посему и основание Лальска следует отнести, согласно Карамзину, к 1570 (7078) году.» (Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии).

Итак, одно из двух: либо 1555 год – это действительно точная дата прибытия неких новгородцев на Лалу, но источник её неизвестен, либо она совершенно случайна и не имеет никакого отношения к данному вопросу.

Стоит заметить, что старинные рукописные документы неоднократно переписывались, и не исключено, что в них могли попасть элементарные ошибки. Было также обычным явлением, когда авторы, в угоду конъюнктуре, намеренно искажали факты или смещали их во времени.

Советская историография незаслуженно лишила Ивана III, Великого князя Московского – настоящего собирателя русских земель (во время его правления Московское государство окончательно избавилось от ордынского ига, а его территория увеличилась в пять раз) – той легендарности, которую завоевал его внук Иван IV. Оба они, и Иван III и Иван IV, были по отчеству Васильевичи. Ивана III неофициально именовали царём, а Ивана IV Грозным при жизни не называли, этот эпитет ему присвоили историки (и то – с подачи западных злопыхателей).

Так, может быть, в рассказе о том, как «грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев» (здесь «грозный царь» – не более чем метафора), речь идёт не о погроме 1570 года, а о завоевании Великого Новгорода Иваном III в 1478 году. Именно тогда началось массовое бегство новгородцев на Север и Восток – на Печору, Пинегу, Мезень, Вычегду и вероятно – Лузу (на Северной Двине новгородские волости – боярские и монастырские вотчины – появились значительно раньше).

Ещё одним подтверждением версии о появлении русских на Лале задолго до 1570 года может служить предание о нападении на Лальский погост воинственной чуди.  Сказание гласит, что лалетяне молили о заступничестве Святителя Николая, и чудь была поражена слепотой, а место этого события стали называть Поклонной горкой (И.С.Пономарев. Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии). Но к концу XVI века легендарная чудь как народ уже перестала существовать, а местная лузская пермца (так русские называли предков нынешних лузско-летских коми) была мирными подданными Московского государства. Значит, эта легенда является отголоском каких-то других, более древних событий, а именно самого начала освоения русскими этого края. А наиболее активная его фаза началась с 70-х годов XV века, когла вдоль Вычегды и Лузы открылись военно-торговые пути в Пермь Великую, вдоль которого были установлены осадные городки. На Лузе это были: Ратмеровский (Рахлей), Лальский (Ботище), Лоемский (с. Лойма), Спасский (с. Спас-Поруб), Объьячей (с. Объячево); три последних – в Лузской пермце. Под защитой этих городков, бывших первоначально административными центрами, образовывались русские деревни, а вблизи Лальского городка и поселились легендарные «беглецы» (впрочем, какие они были беглецы – они же не за границу бежали, а просто переселились на новое место жительства, что в те времена было обычным явлением).  

Версия Карамзина-Суворова-Пономарёва далеко не была приоритетной: ещё в 1957 году лузский краевед Василий Афанасьевич Меньшиков опубликовал в районной газете «Лальский ударник» ряд статей по истории Лальска, где связал время его основания с присоединением Великого Новгорода к Московскому государству Иваном III, в то же время, ссылаясь на вышеупомянутую книгу «Городские поселения в Российской империи» 1860 года, указал дату 1555 год, при этом, о 1570 годе даже не упомянул (В. А. Меньшиков. Из истории посёлка Лальск. Лальский ударник. Лальск. 1957. №№ 25-34).

Однако в 1970 году в областной и районной прессе, в публикациях Валерьяна Ивановича Пономарёва, сына И. С. Пономарёва («К 400-летию Лальска». Кировская правда. Киров. 1970. № 210) и Ивана Степановича Павлушкова, коренного лальского жителя («Седая быль Лальска». Северная правда. Луза. 1970 г.), стало отдаваться предпочтение версии Н. М. Карамзина, Н. И. Суворова и И. С. Пономарёва. Очевидно, связать основание города с конкретным событием и известным историческим лицом, а именно – разгромом Великого Новгорода Иваном Грозным – оказалось интереснее. А вместе с этим появился удобный повод отметить круглую дату – 400-летие Лальска.

В заключение добавлю, что есть одно существенное доказательство против этой версии: в одной из ссылок в упоминании старых документов встретилась фраза «у Николы на Лале», датированная 1512-м годом – вряд ли это могло быть чем-то, кроме Лальского Никольского погоста. Но беда в том, что этот источник мне неизвестен, и подтвердить эту информацию нет возможности, т.к. человек, который сообщил её, уже давно не выходит на связь. Если кто-то из участников форума располагает данной информацией, огромная просьба поделиться ей.

Отредактировано: Gjurgi 22.04.2021 - 21:40
Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Vladimii

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 6 дней назад
Регистрация: 16.10.2017 - 22:22

По ссылке :

https://cyberleninka.ru/article/n/redaktsii-kormchih-knig-predstavlennye...

Статья, где упоминается эта рукопись с фразой - «у Николы на Лале», датированная 1512-м годом.

М.В. Корогодина
''РЕДАКЦИИ КОРМЧИХ КНИГ''
Можно указать еще одну хорошо изученную редакцию кормчей,  неизвестный список которой хранится в Библиотеке РАН. Это Мазуринская редакция кормчей...
Между тем в Рукописном отделе БАН действительно хранится список кормчей Матзуринской редакции: БАН, Арх. С. 5. Этот список имеет точную дату (1512 г.) и написан тем же писцом, что и список из Уваровскогоо собрания, - Васюком Кылдашевым...
Рукопись из собрания БАН, согласно записи Кылдашева, писана «у Николы на Лале», и -это, пожалуй, одно из наиболее любопытных обстоятельств, касающееся данной рукописи. Река Лала впадает в р. Лузу примерно в 100 верстах от Великого Устюга и Сольвычегодска. Ни одного Никольскою монастыря на р. Лале не известно. Однако в документах конца XVI-XVII в. на Лале упоминается крупный Никольский погост, его Никольская церковь стала позже главным собором города Лальска. Обычно возникновение населенною пункта на этом месте относят ко времени Ивана Грозного: именно здесь осели новгородцы, изгнанные царем в 1570 г. из Новгорода и Пскова. Упоминание «Николы на Лале» в писцовой записи в 1512 г. позволяет предположить, что речь идет о том самом Никольском погосте, вокруг которого позже вырос г. Лальск. В этом случае возникновение населенного пункта здесь следует отнести, по меньшей мере, к началу XVI в., а не к 1570-ы гг...

 
 
 

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }

Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Vladimii Огромное спасибо!

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 1 месяц назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Отличная новость. Таки ранняя история Лузского района ''вырисовывается''. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Vladimii

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 6 дней назад
Регистрация: 16.10.2017 - 22:22

На сайте БАН, в описях фондов, имеются ссылки на печатные издания документов. По Кормчей Мазуринской редакции, имеются два печатных описания. Одно из них - Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890

https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003551382?page=9&rotate=0&theme=white

18.''Главы избраны от правил свв. Апостол и 7-и вселенских соборов". Полуустав 1512 г., в 4-ку, окол. 350 лист.

Начинается сказанием о седми вселенских соборах. В конце приписка писца: «А писана быстъ сия книга, глаголема правила св. Апостол и Богоносных отець, лета 7020, при благоверномъ вел. кн. Василие Ивановиче всея Росии и при священном митрополите Московстем и всея Руси (не назван), и при архиепископе Ростовстемъ Вассиане, и при епископе Пермстем Никоне, и при наместнице Устюжстем при Хабаре Иване Васильевиче Образцове и при тиуне великого князя Устюжском Василие Аксакове. А писана бысть сия книга у великого чудотворца Николы на Ламе, а писавый сию книгу аз многогрешный Васюк, Поповъ сынъ Гаврилов, Вычежанин''.

В Конаковском районе Тверской области, располагается д.Тешилово. По ПК 1624г., Погост Николаевский в Тешилове, церковь свт. Николая, позже Вознесения Христова - ''Погост не Солочинской волости. Погост, что было село Тешилово на Ламе, в нем церковь, что был храм Николая Чудотворца''.

http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/konakovskij-rajon/935-teshilovo-novozavidovskij-vozneseniya-gospodnya-tserkov

Хотелось бы, чтобы Ваша версия подтвердилась, но возможно, что в Мазуренской редакции кормчей, слова о ''Николы на Ламе'', относятся к храму Николая Чудотворца в с.Тешилово.

Деревянная Никольская церковь в Тешилово была построена в середине XVI века на месте бывшего Николо-Тешиловского монастыря, служители которого занимались рыбной ловлей на реке Шоше.

http://hram-teshilovo.ru/2013/06/06/o-hrame/#more-173

В обсуждаемом документе смущает то, что написано '' Николы на Ламе'', а не на Лале. И оказывается, что существовал Николо-Тешиловский монастырь, располагавшийся в районе р.Ламы.

Vladimii

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 6 дней назад
Регистрация: 16.10.2017 - 22:22

Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Да, жаль. Моя версия ломается. Но вот, что интересно. В Спасо-Преображенской церкви Антропьевой слободы (соседней с Лальской волостью) хранилось Евангелие, на котором была такая запись: «В лето 7012 (1504). Почата бысть сия книга писати месяца апреля 25 дня. При благоверном Великом князе Василье Ивановиче всея Руси. И при священном митрополите Московском Варлааме. И при Архиепископе Ростовском Вассиане, и архиепископе Пермском Никоне. Да списана бысть сия книга глаголемая тетроевангелие. В обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на югу (? – неразб.) Дерзнувший списати сию книгу. Еже выше своея силы. Премногогрешный и недостойный и неключимый раб Василий диаконов сын Гаврилов Вычегжанин убогою десницею и грубым умом. Сверится месяца июня в 16 день на память чудотворца Тихона. Слово сверителю Христу Богу. Аминь.» Цитата взята из церковной летописи, хранящейся в Великоустюгском архиве, списывал не я, поэтому за точность текста не ручаюсь. Как видим, писал тот же самый Василий Гаврилов Кылдашев вычегжанин. В 1504 году он был в некоем Иоанно-Богословском монастыре (предполагаю - Чердынском, т.к. упомнается Пермский епископ), а в 1512-м - "у Николы". Меня интересует, почему здесь упоминаются Устюжский наместник и тиун? Тверь к Устюгу никакого отношения не имела, а вот Лальская волость и Антропьева слобода в это время, как и все лузские волости, входили в состав Устюжской земли. Тем не менее, дату 1512 год, как недоказанную, придётся исключить. Едва ли такая серьёзная книга могла писаться в маленьком дальнем погосте.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Vladimii

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 6 дней назад
Регистрация: 16.10.2017 - 22:22

Мне Ваша версия нравится и кажется очень убедительной. А с этой записью о ''Николы на Ла(м)ле'', какая-то путаница. В трудах современных исследователей, везде цитируется эта запись, как на Лале. Я попытался найти информацию об авторе этой рукописи, Васюке Кылдашеве и похоже, что все таки действительно, он писал свой труд на Лале.

http://www.artlad.ru/upload/files/dc0b25344d07dc38cd457fb9d8c684f1.pdf

Здесь сведения об авторе, Васюке Кылдашеве.

''Его сын — Васюк Гаврилов Попов (ранее «Кылдашев» —Дьяконов), очевидно, пройдя обучение, книгописному делу у отца, стал профессиональным писцом, работавшим в нач. XVI в. на заказ в разных местах Вологодско-Пермской епархии. Наибольшую известность имеет созданный им в 1510 г. список Кормчей, содержащий древнейший полный список азбуки Стефана Пермского (ГИМ, собр. Уварова, № 81-4). Недавно были обнаружены ещё две рукописи, созданные Васюком Гавриловым — близкий по составу к Кормчей 1510 г. Сборник канонический 1511/1512 г. (БРАН, собр. Арханг. Семинарии, № 5), написанный им в Никольском погосте на Лале, и богато орнаментированная Псалтырь 1517 г. (РГАДА, собр. Синод, типографии, № 222), написанная в Никольском монастыре на вычегодском Ленском погосте, в записи которой содержатся биографические сведения о его отце Гаврииле, ставшем к этому времени монахом Спасо-Каменного монастыря''.

Судя по всему, он жил и работал не в центральных областях, а как раз на Севере в Лале и областях, близких к ней. По ссылке, приводятся сканы из его трудов.

''Находка в недавнее время двух других рукописей, написанных писцом Номоканона 1510 г. — Васюком Гавриловым сыном Поповым (он указал и своё коми прозвище — Кылдашев), позволяет по-новому взглянуть на проблему бытования древней коми письменности. В этих рукописях — Псалтыри 1517 г. [3] и близкому по содержанию к Номоканону 1510 г. Сборнику канонических правил 1511/1512 г. [4] указано на точное место их создания — «у Великого чудотворца Николы». Но если в первом случае далее пояснено — «на Вычегде на Лене» — т.е. имеется ввиду Никольский монастырь на вычегодском погосте Лена — регионе древнего расселения народа коми; то во втором случае указано «у Великого чудотворца Николы на Лале», что требует дополнительных комментариев.''

''Теперь, после изучения ряда рукописей, переписанных Васюком Гавриловым сыном Поповым-Кылдашевым в 1510-е гг., можно выдвинуть гипотезу, что он был сыном писца устьвымской рукописи 1485 г. — дьякона Гаврила Лукина.''

К сожалению, автора (статьи по ссылке), больше интересует Васюк Кылдашев не с исторической точки зрения, а он разбирает его труды, как филолог. Но судя по всему, после прочтения этой статьи, у меня появилось больше уверенности в правоте Вашей версии. Я считаю, что Васюк, действительно писал свой труд именно на Лале, которая к тому времени уже существовала.

Vladimii

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 6 дней назад
Регистрация: 16.10.2017 - 22:22

По ссылке, статья - Б.Н.Морозов ''Устьвымский книгописный центр''

Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Я думаю, что, всё-таки, нет основания не доверять доктору исторических наук М.В.Корогодиной. Наверняка, она  руководствовалась оригиналами кормчих книг, и перепутать подмосковную Ламу с далёкой Лалой не могла. А вот в подобных "описях" я встречал такое невероятное количество ошибок, что уже перестал верить своим глазам. Мог бы привести немало примеров, но просто не хочется терять на это время. К тому же, если я правильно изучил карты, Николо-Тешиловский монастырь стоял на реке Шоше, а это приток Волги. Лама - приток Шоши, но если бы речь шла об этом монастыре, то так бы и написали: "у Николы на Шоше".

 

Отправил это сообщение, не прочтя Вашего последнего, а сейчас вижу, что наши мнения совпадают. Что отрадно.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 1 месяц назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

А где хранится оригинал кормчей? Все-таки ошибки допускали и профессионалы. Могла быть просто описка или ошибся наборщика, тоже бывает. Очень интересная версия о Лальске 1512 года, не отказывайтесь, Gjurgi.

Косвенно о раннем существовании погоста и церкви на нем свидетельствуют купчие  деревень: Серкина на Б. Рипу 1528 г., Юрьева Гора 1526 г., далеко, но все же, Вяткина Гора 1525 г., Горка на Лале 1523 г. Здесь нужно учесть, что это купчие на куплю-продажу существующего двора. А первичное его возникновение, обычно в то время, по праву первого поселенца на распахивание чёрных земель (по старине). То есть возникли на 3-5 лет ранее и более, если считать их починком. Ещё общее наблюдение, как правило, церковь появлялась в деревне, т.е. в более старом поселении. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Оригиналы кормчих хранятся, как пишет Vladimii, в Библиотеке РАН. Над ними, судя по всему, и работала М.В.Корогодина. А в "описи" явная опечатка. У наборщика была на слуху подмосковная Лама, а о Лале он мог и не слышать. К тому же Николо-Тешиловский монастырь стоял на р. Шоше, а не Ламе. Есть ещё река Лама в Архангельской области, но ни о каких монастырях на ней сведений нет. Vladimii хороршо разъяснил правильность нашей версии. Лузский регион заселялся уже в конце 15 в., о чём говорить купчая на д. Власьевскую (она же Гавриловская, Сомово) Андреевской волости 1492 г. Оригинала её я не видел, но о ней упоминается во всех исследованиях по истории Лузского района.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 1 месяц назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Значит в части 2 блога ''Ранняя история'' могу использовать эту дату.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Думаю, да, можно. А для надёжности добавить разъяснение. И большая просьба (впрочем, это моё личное мнение, решайте сами): не "поселяйте" на Лузе вятских ушкуйников, как это делает skygrad. 

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 1 месяц назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

К ушкуйникам у меня отрицательное отношение и это более ранний период. У меня новгородцы, устюжане, центральные регионы Московского государства. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
SvetLana.

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 2 месяца назад
Регистрация: 30.07.2021 - 10:47

Доверять Марии Владимировне Карагодиной стоит. Она написала не один труд, изучая различные списки Кормчих. А Васюк Кылдашев действительно писал "У Николы на Лале", а не на Ламе. Это подтвердила мне Мария Владимировна в личной переписке. Я уже заказала цифровую копию страницы Мазуринской Кормчей с записью, сделанной Васюком о месте и времени ее написания и жду с нетерпением, чтобы убедиться самой, что там упоминается именно Лала.

Я интересуюсь фамилиями:
Белобородов Трудоношин
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Я в этом ничуть не сомневался. Если получите цифровую копию, поделитесь, пожалуйста со мной.  

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
SvetLana.

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 2 месяца назад
Регистрация: 30.07.2021 - 10:47

Да, конечно.

Я интересуюсь фамилиями:
Белобородов Трудоношин
Селяков Дмитрий

Не в сети
Последнее посещение: 4 месяца 3 недели назад
Регистрация: 23.05.2021 - 12:01

Здравствуйте, Светлана, как успехи? Удалось получить цифровую копию?

SvetLana.

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 2 месяца назад
Регистрация: 30.07.2021 - 10:47

Доброе утро. Удалось. 

Я интересуюсь фамилиями:
Белобородов Трудоношин
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Лальский музей получил фотокопию страницы Мазуринской Кормчей книги, о которой шла речь выше. С любезного разрешения Светланы Серафимовны Оноховой выкладываю её сюда. Текст:

А писана бысть сия книга, глаголема Правила святых апостол и Богоносных отец, лета 7020 (1511/12) при благоверном Великом князе Василье Ивановиче всея Руси и при священном митрополите Московстем и всея Руси (не указано) и при архиепископе Ростовстем Васиане и при епископе Пермстем Никоне и при наместнице Устюжстем при Хабаре Иване Васильевиче Образцове и при тиоуне Великово князя Устюжском Василье Аксакове. А писана бысть сия книга у Великого чюдотворца Николы на Лале. А писав(ш)ый сию книгу аз многогрешный Васюк Попов сын Гаврилов Вычегжанин.

Итак, факт существования Лальского Никольского погоста уже в начале XVI в. налицо. Сомневающихся заверю: это именно тот погост на месте нынешнего Лальска, и никакой другой. Ошибка в Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России ("на Ламе") возникла из-за того, что переписчик отнёс горизонтальную чёрточку в букве "ять" к букве "л" и принял её за букву "м". К тому же, у него на слуху была подмосковная Лама, а о далёкой Лале он, вероятно, и не слышал.

  

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Шахматов Алекса...

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 день назад
Регистрация: 15.10.2017 - 20:30

РГАДА ф.141 1592г. д.3 Устюжская четверть Учецкая вол.

л. 30 1498 г., июля 1. Купчая Ивана Спиридонова Мусунова на треть дер. Власьевской , проданную Гавриле Фролову Сомову.

Та ли Власьевская?

Я интересуюсь фамилиями:
Шахматов
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 3 недели 22 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Судя по всему, да. В писцовых книгах это деревня Власьево https://disk.yandex.ru/d/svJo-1cYufBJ6A

Правда, в ПК 1620 и 1625 гг. в деревне записан Русин (Гаврила) Сомов с детьми. Но если купчая 1498 года, то либо это потомок и тёзка Гаврилы Фролова Сомова, либо правильно не 1498 год, а 1598. Вы ведь эту информацию взяли из книги Воскобойниквой? А там немало ошибок. 

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Шахматов Алекса...

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 день назад
Регистрация: 15.10.2017 - 20:30

Да Воскобойникова. По Лальской в основном документы с 1520 г. Раньше пока только одина купчая - 1505 г.   Но тоже опечатка , видимо 1605,  Авдей Иванов Паламошный в нескольких других купчих есть - 1603 , 1618 г. 

Я интересуюсь фамилиями:
Шахматов