Моряхи (Больше-Котляковский)

Тип: деревня
Статус: часть другого н.п.

2.09.1963 г. включена в состав д. Степинцы. "История населенных пунктов Фаленского района" В.И. Сычев. Электр. изд. 122 стр.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Местоположение этого населённого пункта указано неточно. Пожалуйста, сообщите нам, если Вам известно его точное местоположение.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      2218Больше-Котляковской (Марахинской, Моряхи)поч. каз.при рч. СунеГлазовский уезд,
      Стан 1
      По левую сторону Нолинской торговой дороги (отделяющейся от Вятско-Пермского почтового тракта) до рч. Суны906010385290

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      2915Котляковский бол.; МоряхиВятская губерния, Глазовский уезд,
      Верхосунская волость, Моряхинское общество
      с. Верхосунье, Троицкая ц.Суна → Коса16121поденщик; плотник
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?Посмотреть скан оригинала
      021348починокБольше-Котляковское (Моряхи)Глазовский уездВерхосунская волость, Моряхинское сельское общество1751561071, л.110об
      Источник: Списки населенных мест Глазовского уезда за 1905 год (ЦГАКО ф. 574 оп. 2 ед. хр. 617/2)

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      724001д.Больше-Котляковская (Большие Котляки, Липовый Мыс 1-я половина)Глазовский уездс. Царское, Николаевская церковь1912
      По данным: ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.998 а., лл.284-284 об.; клировые ведомости за 1912 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.
      4-02-094дер.Моряхи, Б. КозляковскийНолинский уезд,
      Бельская волость
      Степинский21,5 км1515384482

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      31309д.МоряхиБельский районСтепинский сельсовет

      Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      31208д.МаряхиБельский районСтепинский сельсовет

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя татива

      И ещё одна фамилия в моем родовом дереве, Вотинцевы. 

      В 1776 году  в поч. Забалуевском ( Кочуганы) живет Гаврило Алексеев Вотинцев 62 лет (ИР с. Верхосунского ГАКО Ф.237 Оп. 71 Д. 631)

      Его сын Родион Гаврилов видимо был первым поселившимся в новом  починке...

      ДУХОВНЫЕ РОСПИСИ  за 1800 год

      села Верхосунского

      (ЦГА ЦР Ф. 134 оп. 1 Д. 1288)

      Поч. Котляковский

      Родион Гаврилов Вотинцев – 50

      жена его Ирина Васильева – 43

       дети Кирило-19, Автоном  – 17, Иона – 13, Саватей – 10, Мина – 7, Евдокия – 14.

       В 1803 году у моего предка Антона Бармина умирают жена и сын и он женится на молодой Евдокие Вотинцевой.

      МК за 1803г.  Троицкая ц. с. Верхосунское
      (ЦГА УР Ф. 134 Оп.1 Д. 1813 )
       поч. Боровиковской
      22 окт.  Глазовского округа поч. Боровиковского вдовец Антон Ананьев сын Бармин  и 
                     того же округа и прихода   поч. Котляковского крест. Родиона Вотинцева дочерью                                        его  девкою Евдокиею полуторым браком.

      Вероятно моя запись ошибочна... Возможно упоминаемый в исповедке поч. Котляковский- это Мало-Котляковский (Бушмаки).

      Аватар пользователя kateb

      134-1-1655. Верхосунье, духовные росписи 1855 г

      Починка Большекотляковского

      Выписка по Кузнецовым:

      132. Калиннак ? Михаилов Кузнецов    43

          жена его Анастасия Гаврилова    45

          дети их

              Семен        5

              Василий    1

              Устиния        24

              Дария            14

              Евгения        14

              Анна              8

       

      133. Василий Михаилов Кузнецов    40

          жена его Феодора Феодорова    38

          дети их

              Яков        14

              Анасия        11

              Пелагия        4

          Василия брат Терентий    34

          жена его Анастасия Исаева    31

              приемок (?) их Мария Тимофеева    10

       

      134. Гавриил Михаилов Кузнецов    54

          жена его Мария Лазарева    48

          сын их

              Иван        33

              жена его Евдокия Васильева    33

              дети их

                  Еким        3

                  Феодосий    1

                  Анна            14

                  Матрона        9

                  Надежда        11

                  Гликерия        5

       

      135. Вдова Ирина Егорова д. Поликарпа Кузнецова жена    54    (г.р. 1801)

          дети их

              Поликарп    34                        (г.р. 1821)

              Мария            19

              Поликарпа жена Матрона Макарова    35        (г.р. 1820)

              дети их

                  Василий    14                    (г.р. 1841)

                  Лука        9

                  Алексий    1

                  Анна            4

              Григорий Петров Кузнецов        44

              жена его Ольга Василиева        35

              зять Никита Григориев Бра????    27

                  жена его Мария Григориева        24

       

      136. Агав Петров Кузнецов        66

          дети его

              Евтохий    44

              Евстратий    39

              Меркурий    34

              

              Евтихия жена Анастасия Маркова    46

                  дети их

                      Григорий    18

                      Неонила        15

                      Анна            10

              Евстратия жена Ульяна Тимофеева    41

                  дети их

                      Анастасия        19

                      Васса            11

              Меркурия жена Васса Панкратова    34

      дети их

      Исаак        10

      Гавриил    6

      Александра        3

       

      137. Тимофей Григориев Кузнецов        57

          жена его Лукия Александрова    47

          дети их

              Доментий    18

              Агапия            22

              Ксения        20

              Евдокия        15

              Марина        10

              Марфа        6

       

      Аватар пользователя kateb

      134-1-1597. Верхосунье, духовные росписи 1845 г

      Починок Больше-Котляковский

      106 Никифор Космин Дюпин    57
          жена его Феодосия Григориева    54
          сын их
              Алексей    42
                  жена его Васса Карпова    42
                  дети их
                      Исаак        24
                      Иван        21
                      Меркурий    15
                      Карп        11
                      Евдокия        22
                      Параскева        18
                      Дария            16
                      
                      Исаакова жена Ирина Кикатина ???    26
                      дети их    
                          Григорий    5
                          Дорофей    3
                          Матрона        1
                      
                      Иванова жена Евдокия Диомидова        20

      107 Вдова Марфа Пантелимонова дочь Михаила Кузнецова жена    54
          дети ея
              Калинник        33
              Василий        30
              Терентий        24
              
              Калинника жена  Анастасия Гаврилова    35
                  дети их
                      Гурий        14
                      Неонила        12
                      Густиния        11
                      Дария            7
                      Евгения        4
                      Васса            1

              Василиева жена Феодора Феодорова    28
                  дети их
                      Яков        4
                      Анисия        1

      Теренитиева жена Анастасия Исаакова ?        21

      108. Гавриил Михаилов Кузнецов        44
          жена его Мария Лазарева        38
              сын их Иван вдов        24
                  дочери его 
                      Анна        4
                      Матрона    1

      109. Поликарп Селиверстов Кузнецов    47        (г.р. 1798)
          жена его Ирина Егорова        44        (г.р. 1801)
              дети их 
                  Поликарп        24        (г.р. 1821)
                  Феодор        19
                  Мария                9

                  Поликарпова жена Матрона Макарова    25    (1820)
                      сын их 
                          Василий    4    (г.р. 1841)

      110. Григорий Петров Кузнецов        34
          жена его Ольга Василиева        25
              дочь их
                  Мария            15

      Григориев брат Даниил        23

      111. Агап Петров Кузнецов            56
          дети его 
              Евтихий            34
              Евстратий            30
              Меркурий            25
              Екатерина                23

              Евтихиева жена Афанасия Маркова    36
                  дети их
                      Григорий        8
                      Неонила            5
              
              Евстратиева жена Гулиания Тимофеева    31
                  дочери их
                      Анастасия    9
                      Васса        1

              Меркуриева жена Васса Панкратова    24

      112. Тимофей Григориев Кузнецов        47
          жена его Лидия Александрова    37
              дети их 
      Дометий ?        8
      Васса                25
      Алимпиада            15
      Параскева            14
      Агапия                12
      Ксения            10
      Евдокия            5

      Ермолай Емелианов Санталов        64

      Аватар пользователя kateb

      Нет ли у кого информации по поводу истории поч. Больше-Котляковского в первой половине 19 века?

      Я отслеживала историю семьи, собирая данные по проживающим от 1885 года и ранее. В записях духовных росписей и в МК от 1845 года и позднее пишут почнок Больше-Котляковский.

      В записях духовных росписей от 1835 года и ранее, вплоть до 1790 - значится починок Мориловский. 

      На сайте нашла 3 деревни с назвнием Мориловский. Если сравнить карты, то ближайшей будет  - Мориловский; Моряхи Слободского уезда, почти строго на север, расстояние не более 30 км.

      Может быть, неточности в картах и это все же одна деревня? Или снялась вся деревня и перебралась, поскольку название Больше-Котляковский уже не встерчается.

      Да и именуются они как-то больно похоже - "Мориловский; Моряхи Слободского" и "Марахинской, Моряхи Глазовского".

      Возможно, кто-то сможет пояснить?

      Почему же, название Больше-Котляковской применительно к д. Моряхи (Фаленского р-на) упоребляется и позднее, 1859-1873, в 1891 и в 1926 гг., посмотрите вверху этой страницы.

      Типичная ситуация, когда у одной деревни несколько названий, а в исповедных росписях писали только одно из названий, по своему усмотрению.

      Не могла вся деревня так просто сняться да и переехать в другое место, т.к. крестьяне считались собственностью государства, поэтому перемещаться могли только по решению органов министерства госимуществ, казеной палаты и др.

      Одноименных деревень тоже было много, в Верхосунский приход входили деревни и Глазовского и Слободского уездов, поэтому какая из них ваша, какая нет, надо разбираться. Это можно отследить по цепочкам родословных.

      Кстати, вторая д. Моряхи Слободского уезда (Зуевского района) была в приходе с. Мухино. 

      Поэтому это разные деревни.

       

      Аватар пользователя kateb

       vikt0r, спасибо за реплику, но, видимо, Вы не поняли направление времени в моем сообщении.

      Да, именно, название починка Больше-Котляковский я отслеживаю в истории от 1845 года и вплоть до 1885. Дальнейшая, т.е. более современная, история населенного пункта просто была вне поля моих интересов. Но вот ранее, по исследованиям духовных росписей и МК, мне уже не встречается такое название деревни. Есть - Котляковский, но там живут другие люди. Семьи, которые отслеживаю, проживавшие после 1845 года в починке Больше-Котляковский, в промежутке от 1790 и до 1835, записаны в починке с названием Мориловский. 

      Хотя на этой странице видим разные варианты названий: Моряхи, Больше-Котляковский, Марахинский. Но названия Мориловский среди них нет.

      Мой вопрос был в этом.

      Здесь надо разбираться, имеет ли отношение п. Мориловский и п. Котляковский (у Татьяны Ивановны за 1800 г.) к д. Моряхи. Возможно и нет. Возможно, записи Татьяны Ивановны относятся к д. Котляки Богородского района. Но это надо проверять.

      Если по Книге Вятских родов В.А. Старостина: http://herzenlib.ru/kniga/reestr/ пробить фамилию Морилов, то мы увидим, что и у него ошибка. Он объединил 2 деревни Моряхи, зуевскую и фаленскую в один нас. пункт.

      Если в начале 19 века деревня Б-Ктляковская не упоминается, то, может быть, ее еще не существовало?

      Проверить это можно по ревизским сказкам в ГАКО.

       

      В исповедных росписях с. Верхосунья за 1781 г. действительно я не нашел д. Б. Котляковской. Но есть какой-то "Слободской округи починок Мориловский" - 1 двор, владелец Аггей Савин Морилов 53 л.

      В ИР за 1788 г. п. Мориловский так же есть, тоже 1 двор. Б-Котляковского и Котляковского нет.

      Но есть некоторые починки, которые записаны без названий, просто "Слободской округи", или "Глазовской округи" и идет перечисление  жителей дворов. Надо смотреть по фамилиям их жителей.

      Но начать, все же стоит с ревизских сказок 1850, 1834 гг. и ранее.

      Я предполагаю, что этот п. Мориловский позднее передали из Верхосунского в приход с. Мухино (д. Моряхи Зуевский р-н) или с. Сосновки (д. Шатуны Унинский р-н) Т.к. по данным Книги Памяти, среди погибших в ВОв по Фаленскому району нет ни одного Морилова.

       

       

       

      Аватар пользователя татива

      Вероятно это моя ошибка! Вотинцевы записаны в поч. Котляковском в исповедках 1800 и 1802 года... В 1776 году  отец Родиона Вотинцева  Гавриил Алексеев записан в  поч. Забалуевском, 1790-93 г. - Родион живет в поч. Куропаткинском, а запись о смерти Гавриила Аексеевав 1792 г.-  поч. Мусихинский...  Возможно Котляковский- позднее Мало-Котляковский ( Бушмаки)? 

      Да, отметим пока как спорный момент. Может и Бушмаки. Но была еще д. Котляки (Котляковская) в Ухтымском сельсовете, это тоже рядом.

      В ней в 1891 г. жители:

      Аватар пользователя татива

      В  Исповедке 1800 года починок Котляковский записан между починками Камешным и Боровиковским, в нем одна семья  Родиона Вотинцева...Так что однозначно он  здесь и находится, рядом со Степинцами.  В 1802 г.  Родиона уже нет в живых, 1803 г. дочь его Евдокия выходит замуж в поч. Боровиковский, а старший сын Кирило живет в поч.  Мусихинском... Возможно позднее здесь и поселяются Бушмакины...

      Татьяна Ивановна, в ИР 1781 г.сначала идут Филейка, Агафоненки, Кочуганы, Сергачи, а потом такие названия:  "Нолинской округи" (Семейшевы, Рыловы), "Кайской округи" (Корепанов), "Слободской округи" (Радион Гаврилов Вотинцов) и за ним починок Мориловской (Агей Саввин Морилов), за ним п. Ярославский (возможно Гришонки), потом Боровики.

      Поэтому я этот п. "Слободской округи" себе записал под ?, что это могут быть Радёнки (имя Родион, и в 1891 г. жители Вотинцевы)

      Аватар пользователя kateb

      МК 1803.

      Брак: крестьянский отрок Семен Игнатиев сын Бушкамин, той же округи и прихода починка Девитияровского крестьянина Филипа Филипова с дочерью ево девкою Домникой.

      Аватар пользователя kateb

      По Мориловскому и Б-Котляковскому провела сегодня сравнение полное, составила табличку всех проживающих в 1835 (Мориловский) и 1845 (Б-Котляковский):

        1835, п. Мориловский 1845, п. Больше-Котляковский
      1

      Косма Дюпин, дети

      сын его Никифор, 47

      его жена и дети

      Никифор Дюпин, 57 

      его дети

      и внуки

      2

      Вдова Марфа Пантелимонова дочь, Михайлова жена, Кузнецовых, 44

      ее дети

      Вдова Марфа Пантелимонова дочь, Михайлова жена, Кузнецовых, 54,

      ее дети

      3

      Гавриил Михайлов Кузнецов, 34

      его жена и дети

      Гавриил Михайлов Кузнецов, 44

      его жена и дети

      4 Поликарп Селиверстов Кузнецов, 47, его жена и дети Поликарп Селиверстов Кузнецов, 38, его жена и дети
      5

      Вдова Ирина Тимофеева, Петра Кузнецова жена, 

      Сыновья ея

              Григорий        24

              Даниил        13

      -------

      Григорий Петров Кузнецов        34

      Григориев брат Даниил        23

      и их семьи

      6

      Агап Петров Кузнецов, 46,

      и семья..

      Агап Петров Кузнецов            56

          дети его ...

      7

      Григорий Григориев Кузнецов, 37,

      и семья

      Тимофей Григориев Кузнецов, 47,

      и семья

      Так что совпадание идет 1:1. Ошибка только в последней записи 1835 года, все же Тимофей Григориев, а не Григорий Григориев, поскольку в 1825 году значится: "Петров внук, Григориев сын, Тимофей".

      Таким образом, в починке проживают потомки:

      1) Космы Дюпина;

      2), 3) Михаила Кузнецова;

      4) Трефила Кузнецова;

      5), 6), 7) Петра Кузнецова.

      По всему - одна и та же деревня!

      Да, полуается одна и та же. Откуда же у нее ранее название Мориловский? От фамилии Морилов. Значит в ревизских сказках начала 19 в. надо искать, куда подевались прежние жители Мориловы и вместо них заселились Кузнецов и Дюпин.

      Аватар пользователя Роман

      Извеняюсь что вмешиваюсь в обсуждение, но сравнивать НП по ИР не правильно ошибок там полно сам сталкивался в них у меня проподали целые деревни а их жители оказывались переписаны в другом НП. По этой причине подходил к работникам ГАКО мне сказали что это нормально, свешеник писал со слов жителей, Поэтому названия НП в ИР не всегда соответствовали официальным названиям. Например мой НП назывался д. Радиона Марфина или Петровшина, а в МК и ИР встречается и Марфинская и Маринская и Радионовская. И всё это один НП.

       

      Согласен, в ИР и ревизских сказках названия деревень часто не совпадают. К тому же в ИР могут записаны не все жители деревни, часть могла ходить на исповедь в другое село.

      Но мы имеем не так много сохранившихся источников, поэтому и приходится сравнивать.

      Аватар пользователя татива

      Единственный Морилов Аггей Савин встретился мне в исповедке за 1776 год в починке Пашковском. Позднее это название тоже не встречалось... Морилов мог и помереть, а то что довольно часто название починков и фамилии жителей не сходятся- это факт!  Жили-жили, бросили починок ,основали и переселились в другой, а позднее на этой же земле другие поселились...