Сабанур

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

Село Сабанур расположено в 5 км юго-восточнее центра сельсовета - деревни Усола. В XIX - начале XX века селение относилось к Ирмучашской и Турекской волостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 году вошло в Марийскую Автономную Область, было в Сернурском, Мари-Турекском кантонах. В 1931 году включено во вновь созданный Параньгинский район, до 1973 года являлось центром Сабанурского сельсовета. С июня 1973 года находится на административной территории Усолинского сельсовета.

Село Сабанур расположено недалеко от истока реки Илеть. Слово "Сабанур" состоит из двух основ: "саба"(название реки Савак) и "нур"(поле). Первая часть слова "саба" широко встречается в Уржумском уезде (ср.: "сабацкая" волость, Савактур, Сабанер и др.). Наиболее распространенные фамилии в деревне - Шишкины, Сергеевы, Вшивцевы, Хорошавины, Опалевы, Халтурины, Шестаковы, Поповы. Из церковных документов известно, что первыми поселенцами Сабанура были Антон, Диомид, Игнатий Шишкины, Петр, Фирст Сергеевы.

Деревня Сабанур основана в 1812 году. В 1836 году здесь насчитывалось 7 дворов, 40 душ мужского и 37 - женского пола русских крестьян. Поселение в 1859 году состояло из 13 домов, 160 жителей. Через 10 лет дворов стало 23, а жителей - 132, все русские. В 1869 году в 23 дворах держали 50 лошадей, 70 голов КРС, 45 овец, 65 голов свиней.

Селение было центром Сабанурского сельского общества. В 1884 году числилось 218 душ мужского и 245 женского пола людей. Община владела 4599 десятинами земли, в т.ч. пахотной - 1996 десятин.

В Сабануре существовал обычай селиться фамильными гнездами. Разрабатывая земли под личную усадьбу, домохозяева рядом со своим двором оставляли место для того, чтобы впоследствии можно было построить дом для отделившегося со своей семьей сына. Так сформировались фамильные гнезда Шишкиных, Сергеевых и т.д.

Молодые люди женились рано: в 17, 18 лет, а в 19 лет имели уже первенца. Но велика была смертность детей. С 1875 по 1897 годы (за исключением 1878, 1881-1884, 1893-1895 годов) родилось 240 детей. Из них в первый год жизни умерло 90, в возрасте до 10 лет - 52 ребенка, то есть более 59% детей умирало в раннем возрасте. Много детей умирало от дизентерии, простуды, кори, скарлатины. В 1890 г., к примеру, родилось 18 детей, умерло 10. Кроме них умерли еще 8 детей, родившихся ранее. Естественного прироста в том году не было.

К 1905 году в деревне насчитывалось 52 двора, где жили 182 мужчины, 183 женщины. В начале XX века крестьяне села стали приобретать железные плуги. Делал их кузнец Николай Алексеевич Хорошавин. Появились в селе конные молотилки. Первыми их купили Павел Ульянович Шишкин, Алексей и Константин Хорошавины. У Павла Андреевича Шишкина была своя жнейка. Знахарем и знатоком земли считали Конона Павловича Шишкина, в поле выезжали только с ним.

Получили развитие кустарные промыслы. Крестьяне занимались портняжным (шили верхнюю одежду), сапожным, столярным ремеслом, выделкой овчин. В конце XIX - начале XX вв. сабанурцы занимались извозом, т.е. перевозили на своих лошадях грузы уржумских купцов и пассажиров.

При выезде в деревню Киржевож была построена маслобойка, которой коллективно владели 8 пайщиков. Лен сеяли все хозяйства. Семена льна перерабатывали на масло по очереди всей семьей. Полученное таким образом масло продавали на базаре.

Лен выращивали не только для получения масла, но прежде всего для изготовления из льняной тресты холста. Этим трудоемким делом занимались женщины в течение всего года: от весны до следующей весны. Надо было посеять, убирать сорняки, затем теребить, связывать в снопы, сушить, трепать, чесать, прясть, белить нитки, ткать на станке. Из полученной таким образом ткани шили рубашки и платья для повседневной носки. По праздникам носили одежду из хлопчатобумажной и шерстяной ткани. Появились швейные машины. Первыми их приобрели Илья Дмитриевич и Григорий Григорьевич Вшивцевы.

Была в селе изба-караулка, где содержали противопожарное оборудование. Зимой в этой избе собиралась молодежь.

Большое влияние на культурное развитие крестьян стала оказывать открытая в 1891 году школа грамоты. Учительницей работала Надежда Федоровна Болдырева. Обучались у нее около 50 детей, в том числе и девочки. В 1905 г. школу грамоты посещало 20 ребятишек, в т.ч. две девочки. По данным Вятской епархиальной ведомости за 1911 г. учеников в школе было 66 (44 мальчика, 22 девочки). Преподавателями были местный священник и две учительницы. Это была одноклассная школа.

В 1905-1906 годах жители деревни решили построить церковь, получили на это благословение у священников Казанско-Богородицкой церкви с. Турек. Церковь деревянную, три дома для членов причта строили всей общиной. Строительство храма было завершено в 1906 г. Церковь во имя Божьей Матери, Всех Скорбящих радостей освящена И марта 1906 г. В Сабанурский приход вошли кроме жителей села деревни Ман-кинер, Шошма, Верх-Илетск, Куфтино, Ворожцово, Киржевож, Большая Олма, Малая Олма. С 1907 г. Сабанур получил статус села.

К 1923 году в Сабануре насчитывалось 79 дворов, 445 человек. Школа грамоты в 1918 г. была преобразована в четырехгодичную общеобразовательную школу I ступени. В 1923 г. обучалось 73 учащихся, в том числе 54 мужского, 19 - женского пола. В последующем при школе создаются пришкольный участок, ночлежный приют (интернат) для учеников. В школьной библиотеке было 424 экземпляра учебников и методической литературы.

В 1932 году открывается школа крестьянской молодежи, в одном здании с ней разместили и 5-й класс местной школы. Сабанурская школа со временем стала семилетней, здесь обучались дети со всех окрестных деревень.

Сабанурская церковь как культовое учреждение перестала существовать в 1938 году. Все ее имущество было принято местными властями по акту, а здание передано под школу. Один из домов служителей церкви перевезли в Мари-Турек под здание почты, в другом разместили здание Сабанурского сельсовета, позже это здание было передано школе под мастерскую и столовую для учащихся.

В 1935 году в селе организована изба-читальня. В 1940 году она обслуживала 5 колхозов с 283 хозяйствами. Изба-читальня размещалась в приспособленном помещении. Ее книжный фонд составлял 275 экземпляров. Выписывались 4 наименования газет, один журнал, имелись 2 комплекта шашек, бильярд, патефон.

Первое кино в Сабануре крестьяне увидели в 1928 году. Демонстрацию санитарно-просветительского фильма организовала кинопередвижка из Уржума. В последующем кинопередвижка приезжала из Мари-Турека. Чтобы увидеть фильм, зрителям приходилось крутить динамомашину вручную.

В тридцатые годы в Сабануре работал акушерский пункт, который обслуживал близлежащие деревни. В 1939 году открывался даже роддом, но был закрыт из-за отсутствия акушерки. В 1941 году создается фельдшерско-акушерский пункт. В 1940 году в селе открылся сельмаг потребкооперации.

Сабанурцы, несмотря на борьбу советской власти с церковью, продолжали придерживаться православной веры, широко отмечали христианские праздники, особенно Девятую пятницу. Во время праздников молодежь водила хороводы, устраивала игры. Бывшие участницы церковного хора были запевалами праздничных хороводов, которым охотно подпевали все остальные.

В 1930 году жители Сабанура объединились в колхоз "Великий перелом". В 1936 году за ним было закреплено 818 га земли, из них пахотных - 731 га. Колхоз развивался, были построены фермы, конный двор, зерносклады, пасеки. В начале 1941 года в колхозе насчитывалось 68 дворов, в них наличного населения 243 человека, трудоспособных от 16 лет и старше - 122, подростков от 12 до 16 лет - 43.

С началом Великой Отечественной войны более 80 мужчин и женщин ушли на войну, половина из них погибла на разных фронтах. На 1 января 1943 года в 70 дворах колхозников проживало 257 человек, трудоспособных мужчин от 16 лет и старше оставалось 20, женщин - 103, подростков от 12 до 16 лет насчитывалось 40. Руководил хозяйством Александр Сергеев. Мужественно пережили сабанурцы войну, в тылу трудились день и ночь, помогали фронту хлебом, теплыми вещами. Сабанурский сельсовет в 1941 году принял 11 эвакуированных семей (28 человек) из Москвы, 17 человек из них были детьми и престарелыми. Четыре человека жили в Сабануре, остальные - в Верх-Илетске.

В 1949 году колхоз построил электростанцию мощностью в 25 лошадиных сил, работающей на дровах. Стали строиться жилые дома. В 1953 года насчитывался 81 двор, населения - 251 человек, в том числе колхозников - 193, рабочих и служащих - 55. Такое же количество населения сохранилось и к 1956 году.

Восстановление разоренного войной колхозного хозяйства шло с трудом. Не хватало средств на приобретение техники, низкой была технология производства. В 1952 году к колхозу "Великий перелом" присоединили шошминский "Новый путь", киржевожский им. Кирова. В 1958 г. Сабанур стал центром крупного хозяйства "Маяк", объединяющего 7 деревень. В января 1959 г. произошло его слияние с колхозом "За коммунизм" (с 1963 г. - "Дружба"). Центральной усадьбой колхоза стала д. Усола.

Эти преобразования не дали положительных результатов для развития села. После того, как производственные помещения перевезли на центральную усадьбу, люди остались без работы. Молодежь стала уезжать. В 1950-х годах в селе произошел большой пожар, в результате чего сгорели 10 домов. Несколько семей после этого уехали в Ижевск, в Сибирь и другие регионы.

В школе уменьшалось количество учащихся. В 1950-951 учебном году учились 190 детей, из них 63 ученика были родом из с. Сабанур. Директором в этот период работал Павел Иванович Шехурдин. Школа имела 2 здания, интернат, квартиру для учителей, надворные постройки. В 1968-1969 учебном году обучалось только 108 учеников. Школа была ликвидирована в 1975 г. В этот год здесь работали 8 учителей, а директором была Антонина Алексеевна Бусыгина.

Фельдшерско-акушерский пункт действовал до конца 1970-х годов. Продолжал работать сельмаг потребкооперации.

В 1981 г. в Сабануре насчитывалось 18 домов, 14 мужчин, 26 женщин. В личном пользовании сельчане имели 10 велосипедов, 3 мотоцикла, 1 мотороллер, 1 автомашину. Все хозяйства были электрифицированы и радиофицированы, в 5 хозяйствах пользовались газом в баллонах. Имелись 1 телефонная точка, почтовый ящик. Питьевую воду брали из 12 колодцев.

Через семь лет Сабанур еще более опустел. В оставшихся 6 домах жили 11 человек, из них четверо были трудоспособными. Единственной отрадой сельчан был конный двор на 10 лошадей. Колодцев осталось только 5.

В начале 2003 году в селе остались 4 дома, где жили 5 пенсионеров. В трех дворах жили одиночки, в одном - 2 человека. Каждый двор имел в своем распоряжении до 1 га земли. В двух семьях держали свиней, овец, в одной - козу, во всех четырех -домашних птиц. Дома электрифицированы, имеется одна телефонная точка. Один дом покрыт железом, три - тесом. Однако крестьяне здесь живут только в летнее время. На зиму они переезжают жить к своим родственникам.

В Сабануре родились такие известные в районе люди, как Леонид Григорьевич Вшивцев, ветеран Великой Отечественной войны. Работал в комсомольских, советских органах. 10 лет возглавлял районную ветеранскую организацию.

Сабанурцы, переехавшие в Параньгу, Мари-Турек, другие регионы, помнят Лидию Константиновну Хорошавину, которая работала секретарем парторганизации колхоза "Красная заря", долгие годы руководила организационным отделом Параньгинского райкома КПСС. Они гордятся Василием Акимовичем Шишкиным, участником гражданской войны, который в конце 1930 - начале 1940-х годов работал первым секретарем Параньгинского райкома партии, после - заместителем председателя Совнаркома МАССР. Помнят и о Михаиле Константиновиче Шишкине, который руководил колхозом "Великий перелом". Его сын Анатолий Михайлович Шишкин в 1960-е годы работал в Параньгинском райкоме КПСС, был одним из первых директоров Параньгинского универмага "Юбилейный". Много сил и энергии отдали воспитанию подрастающего поколения учителя Л.Г.Вшивцева, М.С.Шишкина, выходцы из этого села.

В Параньгинском районном архиве хранится рукописная книга уроженца Сабанура Прокопия Алексеевича Хорошавина (г. Пермь) "Очерки по истории села Сабанур", в которой показана история села за 1875-1930 годы, дается родословие жителей села.

http://aboutmari.com/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%80,_%D...

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      15331Сабанурд. каз.при рч. КыржавошкеУржумский уезд,
      Стан 1
      По левую сторону Старо-Казанской коммерческой дороги588138080160

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      20065СабанурВятская губерния, Уржумский уезд,
      Турекская волость, Больше-Токшемский район
      н/дн/д43268н/д
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      10200103починокСабанурУржумский уездТурекская волость, Больше-Тошкемский район40128140268[-]1, ч. II, отд. II, табл. 1, с. 82
      Сословие (разряд)
      Народность
      40128140268
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 2. Уржумский уезд. - Вятка, 1887.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      101153деревняСабанурУржумский уездТурекская волость521821833651, л. 849
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/10.

      Административно-территориальное деление Марийской АССР

      № (код)ДатаТип н.п.Название н.п.РайонДо РЦ, кмСельсоветДо ц. С/С, кмБлиж. ж/д ст., кмКолхоз / преобл. национальность
      5214110101.05.1952деревняСабанурПараньгинский район9Сабанурский сельсоветцентр«Великий перелом»
      Расстояние до столицы республики: 132 км.
      5514070101.04.1955селоСабанурПараньгинский район9Сабанурский сельсоветцентр«Великий перелом»
      Расстояние до столицы республики: 130 км.
      6911081001.05.1969селоСабанурПараньгинский район9Сабанурский сельсоветцентрАрск77русские
      7411080701.01.1974селоСабанурПараньгинский район9Усолинский сельсовет5Йошкар-Ола135русские
      7811090701.01.1978селоСабанурПараньгинский район9Усолинский сельсовет5Йошкар-Ола135русские
      8611090501.01.1986селоСабанурПараньгинский район9Усолинский сельсовет5Йошкар-Ола135русские

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      88244888006селоСабанурРеспублика Марий ЭлПараньгинский районУсолинский сельсовет422русские: 100 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      88244888006селоСабанурРеспублика Марий ЭлПараньгинский муниципальный районУсолинское сельское поселение1174сельское

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      церковь Всех Скорбящих Радостей

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село Сабанурцерковь Всех Скорбящих РадостейУржумский уезд4-й благочиннический округ

      10) Село Сабанур – церковь Всех Скорбящих Радостей деревянная, построена в 1906 г.; расстоянием от г. Вятки в 252 в., от уездного города и от благоч. в 62 в.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. 2 дес., пах. 33 дес.; братский денежный доход: свящ. 342 р. 72 к., пс. 114 руб. 24 коп., содержание от казны: св. 294 руб., псал. 98 руб.; руги собир. на весь причт до 20 п. ржи и 60 п. овса; прихожан: правосл. рус. 649 муж. пол., 696 ж. п., крещ. черем. 10 м. п., 6 ж. п.; приход состоит из 6 селений, расст. 2 – 6 в.

      Село расположено на уклоне возвышенности около небольшого леса; реки нет. В прпходе две школы – в селе церк.-прих. и земская в поч. Манкинере в 2½ вер. Прихожане занимаются земледелием. Мед. пункт, больница Нартасская в 27 вер., а фельдшер в дер. Параньге в 7 вер. Волос. прав. Турекское в 12 вер. Пар. прис. Цепочкинская в 72 вер.; ст. ж. д. вблизи нет. Село стоит на проселочной дороге.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. СабанурСкорбяще-Богородицкая церковьУржумский уезд4-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 6 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1535)
      Справочник по составу приходов церквей Уржумского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      1027с. Сабанур
      Уржумский уезд
      ц. Богородицкая1907—1910Р Б СГАРМЭ (Йошкар-Ола)Ф.305 Оп.1 Ед.хр.235
      ранее оп. 4, ед. хр. 148
      187
      1028с. Сабанур
      Уржумский уезд
      ц. Богородицкая1911—1917Р Б СГАРМЭ (Йошкар-Ола)Ф.305 Оп.1 Ед.хр.236
      ранее оп. 4, ед. хр. 147
      290

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя Нагоева

      Похоже, что рукописную книгу "Очерки по истории села Сабанур" уроженца Сабанура Прокопия Алексеевича Хорошавина из Параньгинского районного архива благополучно прибрали!!!  Звонила туда несколько раз, сказали, что она вообще нигде не зарегистрирована! Хотя я сама лично два раза встречалась при жизни с Прокопием Алексеевичем в Перми и он мне написал, где можно эту рукопись посмотреть, куда звонить и с кем связаться! Обидно, столько труда вложено.... Может кто-то читал её, видел или тоже пытался её найти?

      Аватар пользователя fits

      А вы уверены, что книга была именно именно в архиве Парньгинского района? А может, она находится в архиве Мари-Турекского района?

      Аватар пользователя Нагоева

      Конечно, как вариант можно узнать и в архиве Мари-Турекского района. Но Прокопий Алексеевич давал телефон Параньгинского архива и сказал, что связаться нужно с директором, дал конкретного человека. На тот момент, когда звонила, сказали, что она не работает, на пенсии и пообщаться с ней нет возможности, очень больна. Надо конечно ехать в Параньгу, все не соберусь.

      Светлана Юрьевна, для точного ответа рекомендую написать заказным! письмом запрос ( с выпиской из 16 томника, где конкректно указано, что рукопись хранится в районном архиве), на имя:

       

      Тихонова Галина Ивановна - руководитель отдела. тел. (83639) 4-19-58

      Адрес местонахождения: ​425570, РМЭ, пгт. Параньга, ул.Новая д.4

      Аватар пользователя Нагоева

      Хорошо! Так и сделаю. Спасибо Владимир Николаевич за подсказку!

      Я им написала по электронной почте. Галина Ивановна мне ответила, что данная книга к ним в архив на хранение не поступала. Я тоже расстроилась.