Большое Акашево

Тип: село
Статус: ныне не существует

Деревня БОЛЬШОЕ АКАШЕВО

Несуществующий ныне населенный пункт. Он находился на расстоянии 11 км на северо-восток от с. Ежово.

Располагалось село на возвышенности, вблизи протекала р. Малая Кокшага, пойменные луга которой служили хорошим источником для заготовки сена. Не случайно семеро крестьян, арендовавших у общины 21 дес. лугов, получали с них 500 пудов сена, платили за это 110 рублей в год. Для выпаса скота использовались овраги, занимающие 49,5 дес.

Приблизительная дата образования села - начало XIV в., а впервые в списках селений Царевококшайского уезда (по данным III ревизии) упоминается в 1763 г. В селении значились 68 мужчин и 78 женщин, все они по сословной принадлежности относились к дворцовым крестьянам, по национальности русские.

В "свидетельстве" о хозяйстве крестьян д. Большое Акашево Кокшайской волости Алатайской дороги Казанского уезда, относящемуся к 1776 г., говорится о беглых крестьянах, принадлежащих генерал-губернатору Казанского уезда, кавалеру и князю Платону Степановичу Мещерскому. Перечисляется шесть дворов. "Двор вдовы Прасковьи Федоровой, муж умер пять лет назад. У нее дети - сын Яков и дочери Прасковья и Агрофена. Семья имеет строения: избу с сенями и переднюю, клеть, 2 сенницы и хлев. Имеется скот, кобыла вороная с жеребенком, одногодок, корова и 2 подтелка, баран, 8 овец, свинья и 2 поросенка, корова, 10 кур русских.

Хлеба в гумне нет. Ржи 2 четверти с половиной, льняного семя 3 четверника. Посеяно ржи 1 четверть. Земли имелось под пашней в 3 полях на 1 душу, в каждом посеяно по 1 четверти ржи, а ярового больше. Сенокос в лесных росчистях копен 40. Хмелю в своем хмельнике снимают по урожаю 4 пуда в лето".

Кроме того, перечисляются дворы крестьян Алексея Федорова, Ивана Федорова, Петра Анисимова, Алексея Семенова, Якова Семенова. Проживали всего 18 человек мужского пола и 24 - женского. Дом один новый, а остальные ветхие. Земля у крестьян ясачная, получали доход от хлебопашества и хмельников. Пчеловодством и рыбной ловлей не занимались, так как был лишь один родниковый ключ. Строевой лес привозили с других дач, ездили за ним за пятнадцать верст. Имеющийся рядом лес годился только на дрова.

В 1877 г. село еще называлось деревней, входило в Петриковскую волость, являлось центром Большеакашевского сельского общества, объединявшего д. Иваново, с. Малое Акашево, д. Петриково.

В Большом Акашеве значилось 94 жилых дома и проживали на территории общества 258 мужчин и 285 женщин.

В программе исследования и описания земель общины, проведенных комитетом по землеиспользованию Царевококшайского уезда в 1911 г., отмечается, что надел крестьяне получили от казны, форма землевладения общинная, чересполосная. Всей земли имелось 1077,7, под пашней - 608,6, под сенокосом - 55,6 дес. Поверхность полей - возвышенно ровная, почва - серый суглинок, оподзоленный.

Возле села протекал ручей без названия, подпитывал его родник, вода в котором была кристально чистая и холодная. Невдалеке от села, на взгорке, возвышалась Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1883 г.

Школа была открыта в 1847 г. в деревянном здании. При ней имелись библиотека, сад и огород. В 1917 г. в школе учились 80 мальчиков и 36 девочек. Уроки вели учительницы А.С.Голубева и В.М.Кирпичникова. Имелась и бакалейная лавка. Проходили в селе праздничные ярмарки, при большом стечении народа, приезжали даже торговцы из Казани.

В 1931 г. в селе создали колхоз "Красный пахарь". До Великой Отечественной войны его председателями работали Коровин, Ага-нов, Калашников. Было в то время в селении 120 дворов. Крестьяне занимались в основном растениеводством. Сеяли рожь, пшеницу, гречиху, овес, лен, сажали картофель.

В 1958 г. колхоз стал называться "Родина", в него вошли деревни Малое Акашево, Киндулкино, Шуашнур, Томшарово. Хозяйство возглавил Андрей Федорович Короткое. Когда в 1960 г. был создан совхоз "Семеновский", то в него вошли земледельцы с. Большое Акашево. Именно в это время здесь стали возделывать озимую пшеницу, которая давала хорошие урожаи. Появились и две фермы - молочная и свиноводческая.

После образования совхоза с центром в с. Кузнецово большеакашевцы стали покидать родные пенаты. Причина в том, что не стало школы, магазина, детям приходилось ходить в школу в деревню Томшарово за 5 километров. Все это создавало неудобства. Приусадебные участки сократили до 25 соток. Не стало хватать картофеля на корм скоту. Почти каждая семья держала на подворье корову, овец, свиней, кур. Обзаводились крестьяне и бытовой техникой, во многих домах были телевизоры, проводное радио.

Тем не менее жители покидали село. Уехала в с. Кузнецово и семья Соловьевых. Ее глава Аркадий Никитович всю жизнь работал механизатором. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями. Убирал за сезон на комбайне "Нива" 500-600 га зерновых. Когда возглавлял бригаду в совхозе "Семеновский", то добился самой высокой урожайности, ячменя получали по 35 ц с гектара, а пшеницы - по 40 центнеров.

В 2001 г. в с. Большое Акашево остался 1 дом. И как административная единица оно прекратило свое существование.

http://www.12rus.ru/List/27/1584/

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Иоанно-Предтеченская церковь.Акашево, (Angelo4ek)
      Иоанно-Предтеченская церковь.Акашево, (Angelo4ek)
      view of the church (Angelo4ek)
      view of the church (Angelo4ek)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1135, 1748 г.
      2850649деревня Большое ОкашевоКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кокшайская волость, Ямандачкова сотня Акбатырева которою ныне правит сотник Яман Ямандачков дворцовые крестьяне♂ 4227558—275991199—1201
      2850650↑ <там же>манастырские города Царевококшаиского Мироносицкой пустыни♂ 627600—276051201
      2850651↑ <там же>Нижегородской губернии Спаского манастыря♂ 827606—276131201об
      2850652↑ <там же>города Суздаля Покровского Девичья манастыря♂ 1527614—276281202—1202об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1151, 1748 г.
      2890521в деревне Большой АкашевойКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кокшайская волость, Ямандачкова сотня Акбатырева которою ныне правит сотник Яман Ямандачков ♂ 2615897—15922465—466об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1165, 1762 г.
      150070в деревне Большой ОкашевойКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кокшайская волость, Еманаева сотня ЯмадачкинаНижегородской губернии Спасского монастыря манастырские крестьяне♂ 14 ♀ 13428—431
      150071↑ <там же>дворцовые крестьяне♂ 28 ♀ 31432—437об
      Примечание: в деревне Большой Акашевой
      150072↑ <там же>города Суздаля Покровского девичьего монастыря манастырские крестьяне♂ 14 ♀ 17438—440
      Примечание: в деревне Большой Окашевы
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1172, 1762—1764 г.
      2630061в деревне Большой АкашевойКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кокшайская волость, Ямандачкова сотня Янбатыревадворцовые крестьяне♂ 16 ♀ 20361—364
      2630062↑ <там же>дворцовые крестьяне♂ 28 ♀ 31365—370об
      Примечание: скаска 1763 года
      2630063↑ <там же>бывшей города Царевококшайска Мироносицкой пустыни373—373об
      2630064↑ <там же>Нижегородской губернии Спаского монастыря♂ 14 ♀ 13375—377об
      2630065↑ <там же>города Суздаля Покровского Девичья монастыря♂ 14 ♀ 14379—381об

      Список населённых мест Казанской губернии 1859 г.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      2301Большая Акашевад. каз.при рч. Руйке Царевококшайский уезд,
      Стан 1
      По Абаснурскому торговому тракту, из Вятской губернии в г. Казань22671217220437Базар по субботам зимою.

      Список селений Марийской АО с указанием количества жителей на 1 января 1925 г.

      № (код)ТипНазваниеКантонРайсельсоветМариРусскихПрочихИтого жителейДо с/с, кмДо КИК, кмИсточник?
      10401сел.Б. АкашевоКраснококшайский кантонАкашевский район (ц.)532532251, с. 52
      Источник: 1. Янтемир М. Н. Описание Маробласти. Краснококшайский кантон (с приложением карты кантона). Вып. 1. Краснококшайск, 1926.

      Административно-территориальное деление Марийской АССР

      № (код)ДатаТип н.п.Название н.п.РайонДо РЦ, кмСельсоветДо ц. С/С, кмБлиж. ж/д ст., кмКолхоз / преобл. национальность
      5217020101.05.1952селоБольшое АкашевоСеменовский район23Больше-Акашевский сельсоветцентр«Красный боевик»
      Расстояние до столицы республики: 28 км.
      5517020101.04.1955селоБольшое АкашевоСеменовский район23Больше-Акашевский сельсоветцентр«Красный боевик»
      Расстояние до столицы республики: 28 км.
      6907120101.05.1969деревняБольшое АкашевоМедведевский район32Томшаровский сельсовет5Йошкар-Ола24русские
      7407050101.01.1974селоБольшое АкашевоМедведевский район32Ежовский сельсовет11Йошкар-Ола24русские
      7807050101.01.1978селоБольшое АкашевоМедведевский район32Ежовский сельсовет11Йошкар-Ола24русские

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Храм села Большое Акашево

      4 июля 2017г.

      Автор: Елена Волкова («Мироносицкий вестник» №203 2016 год).

      Много еще на марийской земле разрушенных и заброшенных, а порой и забытых храмов, святых мест, селений. Хочется рассказать об одном из них.

      На расстоянии двадцати пяти километров от Йошкар-Олы по Сернурскому тракту на холме возвышается церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Полуразрушенный храм и лишь один жилой дом напоминают о том, что здесь когда-то было большое село с четырьмя улицами. Оно называлось Большое Акашево, а по-марийски — Куксола («Большая деревня»).

      Впервые в списках селений Царевококшайского уезда Акашево упоминается в 1763 году. Первые жители его принадлежали к дворцовым крестьянам, по национальности были русскими. Согласно историческим источникам, это были беглые крестьяне, принадлежавшие генерал-губернатору Казанского уезда, князю Платону Степановичу Мещерскому. Изначально в Большом Акашеве насчитывалось всего шесть дворов: вдовы Параскевы Федоровой, крестьян Алексея Федорова, Ивана Федорова, Петра Анисимова, Алексея Семенова, Иакова Семенова. Они занимались земледелием, выращивали хмельники, от чего и имели доходы. Пчеловодством и рыбной ловлей акашевцы не занимались, так как большого водоема вблизи не было. Поблизости находился лишь родниковый ключ, от него брал начало небольшой ручей без названия. Вода в том ручье была кристально чистая и холодная.

      К 1877 году село Большое Акашево входило в состав Петриковской волости и являлось центром Большеакашевского сельского общества, объединявшего деревни Иваново, Петриково, Малое Акашево. Здесь уже числились 94 жилых дома.

      Деревянная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом во имя святителя Димитрия Ростовского была построена здесь в 1774 году. В 1883‑м недалеко от села, на взгорке, возвели каменную трехпрестольную Иоанно-Предтеченскую церковь, в дополнение к приделам прежних наименований здесь появился Свято-Никольский. Штат церкви состоял из священника и псаломщика. С 1875 года в Большом Акашеве служил священник Василий Трофимович Трофимов. Сын дьячка, в 1870 году он окончил Казанскую Духовную семинарию и был определен учителем Азановского училища. Через год, по рукоположении во священника, отец Василий был перемещен в Чебоксарский уезд, а затем с 1875‑го до середины 1920‑х годов служил в Большом Акашеве. Батюшка исполнял должность помощника благочинного, владел марийским языком, был награжден набедренником, скуфьей, наперсным крестом, камилавкой, орденом святой Анны, возведен в сан протоиерея. В 1883 году на церковной усадьбе тщанием прихожан были построены дома для священно- и церковнослужителей. Храм имел богатую библиотеку — 400 томов в 1917 году. В XIX — начале XX века псаломщиками здесь служили Федор Иванович Булыгин, Василий Михайлович Болдырев, Павел Иванович Земляницкий, впоследствии протоиерей, Пармен Дмитриевич Зиновьев, известно имя просфорни Анны Тимофеевны Асакасинской.

      Школа в Большом Акашево была открыта в 1847 году. При ней имелись библиотека, сад и огород. Село росло, образовывались новые улицы. Здесь проходили праздничные ярмарки, куда стекалось большое количество народа, приезжали даже торговцы из Казани. Появились молочная, свиноводческая фермы, конюшня, кузница, мельница. В большом доме Киртаевых, раскулаченных новой властью, в советское время разместились сельский совет, контора колхоза, библиотека, почта и клуб. Был в селе и магазин. В дальнейшем в Большом Акашеве располагались четыре улицы. Среди жителей они назывались Заречна, Голиковых, а две другие не имели названия. Местность вокруг села очень живописна: недалеко от храма находилась большая плотина, на склонах оврагов обильно росла дикая клубника, а в глубине до сих пор бьет чистейший, ледяной ключ.

      В 1933 году Иоанно-Предтеченскую церковь закрыли. По приказу вышестоящих органов руками местных жителей были сброшены купола, разрушена колокольня. О судьбе икон и прочего церковного имущества ничего не известно. Когда закрыли храм, погиб и прекрасный яблоневый сад на церковной усадьбе. «Там свободно гуляли козы и лазили местные мальчишки, обрывая яблоки и ломая ветки», — рассказывают очевидцы.

      Некоторое время до Великой Отечественной войны в здании церкви располагалась школа, затем на долгое время его превратили в колхозное зернохранилище. Но не зря говорится, что душа каждого человека — христианка. Очень скорбели некоторые сельчане о поруганном храме, о погубленном саде. Было время, когда местные жители решили восстановить хотя бы церковный сад, закупили и старательно посадили саженцы. На удивление прижились все яблоньки до одной — радости не было конца. «Это настоящее чудо!» — посчитали сельчане.

      В 1960 году акашевцы начали покидать родные пенаты. Причиной тому послужило создание совхоза «Семеновский» и птицефабрики «Акашевская». В селе не стало школы, магазина, часть земли отвели птицефабрике, земледельцев отнесли к совхозу «Семеновский». Одни переехали в село Кузнецово, другие — в рабочий поселок Акашевский (ныне — Юбилейный). Рабочие получали благоустроенные квартиры, село начало вымирать. В 1970 году здесь насчитывалось не более 20 домов, к 2001‑му остался один. И как административная единица Большое Акашево прекратило существование.

      Некоторое время здание храма еще служило зернохранилищем, затем начало пустовать, крыши заросли бурьяном и даже кустарниками. А внутренний интерьер безбожники оскверняли, как только могли.

      Но Бог поругаем не бывает: горько поплатились за содеянное все, кто был причастен к разрушению храма. Закрыть церкви навсегда и тем более запретить верить в Бога никто не смог. Со временем нашлись люди, решившие возродить то, что разрушалось годами.

      Акашево, молебен.Восстановление храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи началось в ноябре 2009 года. Трое прихожан церкви Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Медведевского района обратились за благословением на это богоугодное дело к архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну. Владыка одобрил начинание.

      К началу работ состояние здания храма было бедственным: отсутствовали крыша, пол, стены обшарпаны, штукатурка сыпалась, сохранившиеся росписи на стенах реставрации не подлежали. К счастью, сохранились своды. Первым делом требовалось восстановить крышу. Работа закипела, появились первые благотворители, которые выделили денежные средства и строительный материал. Так постепенно, с Божией помощью и стараниями добровольцев, закрыли основную часть крыши, где находятся приделы святителей Димитрия Ростовского и Николая Чудотворца. Затем закрыли крышу коридора и колокольни. Работа не прекращалась даже в тридцатиградусные морозы. С конца 2010 года иерей Василий Яшмолкин, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово, начал служить в Акашеве молебны.

      Далее строители решили возродить один из алтарей храма, сохранившийся лучше других. Так был восстановлен придел святителя Димитрия Ростовского, большинство икон привезли из кузнецовской церкви, некоторые пожертвовали прихожане. Первую Божественную литургию отслужили 7 июля 2011 года, на праздник Рождества Иоанна Предтечи. Тогда же было совершено освящение источника. Вторая Литургия состоялась в том же году на отдание праздника Воздвижения Креста Господня, в этот день был установлен и купол с крестом. Третья Божественная литургия была совершена отцом Василием 6 июня 2012 года, в праздник Обретения главы Иоанна Предтечи, также состоялось освящение поклонного креста на источнике.

      С каждым богослужением прихожан становится все больше и больше. Это жители деревень Шуарсола, Люперсола Советского района, Малое Акашево, Томшарово, Ятманово, Яшмаково и п. Юбилейный Медведевского района. Верующие рады тому, что наконец-то восстанавливается храм, рядом с их деревнями будут проходить богослужения. В церкви можно будет исповедоваться и причащаться, обращаться за церковными требами. А ведь многие из жителей этих деревень много лет не посещали богослужений, не говоря уже об исповеди и причащении. Они только-только начинают свое воцерковление, воцерковление детей и внуков.

      Примерно в пятистах метрах от храма находится источник во имя Иоанна Крестителя. Там воздвигнут поклонный крест, благодаря умельцам-строителям получившийся большим и величественным.

      Предстоит большая работа по восстановлению церкви. Службы в настоящее время совершает протоиерей Сергий Кожевников. Верим, что с возрождением храма возродится село, и многие люди обретут спасение.

      http://www.mari-eparhia.ru/media/publikation/?ID=7617