ID: 115675
Станция ПОМАРЫ
Несуществующий ныне населенный пункт.
История станции Помары напрямую связана со строительством железной дороги. В конце 1921 года Правительство приняло решение о прокладке железнодорожной линии Зеленый Дол - Краснококшайск. К постройке железной дороги приступили в 1923 году. Через несколько месяцев работы были приостановлены из-за нехватки средств. Вновь стройка пришла в движение лишь в августе 1925 года.
По воспоминаниям Евдокии Ефимовны Сергеевой, 1914 года рождения, уроженки д. Александрова Помарской волости Чебоксарского уезда люди закрывали лицо сетками от наседавших комаров, деревья пилили вручную, расчищали площадь от кустарников и пней, засыпали часть болот. Первые месяцы жили в шалашах и палатках, а затем построили небольшой барак. Жители соседних деревень навещали рабочих и обменивали продукты питания на хозяйственные товары: лопату, топор, молоток. 6 ноября 1927 года через станцию Помары прошел первый пассажирский поезд.
Приглянулось место возле железной дороги жителям д. Яльчик, и решили они сюда переселиться. Первые дома построили Степан Филипов, Павел Ефимов (ныне улица Юбилейная). В 1929 году на станции находилось 5 хозяйств. Проводились собрания бедноты и общие сельские сходы. Обсуждался один вопрос - об организации колхозов. В обсуждении этого вопроса принимали участие не только мужчины, как главы семьи, но и женщины.
29 марта 1931 года на станции Помары была организована сельхозартель. К этому времени в селении находилось 14 дворов, 62 человека. Все жители по национальности мари. По воспоминаниям Петра Ивановича Максимова, по случаю первой колхозной борозды все были одеты по-праздничному. Осипов Максим (во время войны работал председателем колхоза) нежно выводил на гуслях марийскую мелодию. На почетном месте развевался флаг. В память о том, что первые жители переселились из д. Яльчик и в честь красного флага решили назвать сельхозартель "Красный Яльчик".
Колхозникам приходилось много корчевать. Полезной земли было мало, так как поселок расположен между несколькими малыми и большими болотами. Болота занимали 12 га земли, сенокосные угодия были на 14 га. А всего колхозной земли 144 га. Некоторые болота сохранились до сих пор: Чопан куп, Роша куп, Варкуп, Тойвас куп, Кардан куп, Вытын куп, Макар куп. В основном свои названия болота получили по хозяину, чей дом находился рядом. А вот Тойвас куп - из-за большого количества медянок (змей), которые водились там (Той - желтая медь).
В 1934 году сельхозартель "Красный Яльчик" имела 64 га земли. В колхозном стаде находились 11 рабочих лошадей, 4 коровы.
За годы Великой Отечественной войны из 14 хозяйств ушли на фронт 15 человек.
В мае 1942 года образовалась машинно-тракторная станция (МТС), центральная база находилась в с. Сотнур. Были созданы тракторные бригады. На месте ремонтно-технического предприятия (до 1984 года Волжское районное объединение "Госкомсельхозтехника) на болоте построили заправочную станцию с несколькими цистернами.
В 1943 году в составе колхоза было 18 человек, из них трое мужчин.
В 1956 году сельхозартель "Красный Яльчик", как бригада вошла в состав колхоза "За коммунизм", центральная усадьба которого была в селе Помары.
В 1970 году на одной из окраин станции Помары велось интенсивное строительство птицефабрики с проектной мощностью 47 миллионов штук яиц в год, 600 тонн птичьего мяса, с численностью кур-несушек свыше 200 тысяч голов.
Население станции Помары начало расти с развитием птицефабрики "Волжская". Первым директором был Валентин Павлович Самсонов. При нем были построены первые многоэтажные дома, инженерные сети и сооружения.
26 октября 1976 года образован Приволжский сельский совет, в состав которого вошли станция Помары, деревня Александровка и деревня Красная Горка. Станция Помары являлась центром Приволжского сельсовета. На территории сельского совета работали птицефабрика "Волжская", Волжское районное объединение "Госкомсельхозтехника", Березниковское отделение Марагрохимобъединения, отделение треста "Марийскмелиоводстрой", нефтебаза, строительно-монтажный поезд (СМП) N 515, Помарская начальная школа, медпункт, семенная инспекция, заготконтора, хлебоприемный пункт, столовая, три магазина, два детских сада, библиотека. На станции находились 475 хозяйств, проживали около 2000 человек.
В 1978 году на окраине станции Помары началось строительство комбикормового завода. Целесообразность выбора места для строительства завода на станции была продиктована, прежде всего, близостью железной дороги. Кроме того, считалось, что создание крупного промышленного предприятия поможет в будущем решить вопрос развития жилого поселка станции Помары.
Производственная мощность завода 100 тонн продукции в сутки. Геннадий Николаевич Самайкин стал первым директором этого предприятия. Новый завод введен в эксплуатацию в январе 1985 г.
10 июля 1980 года на базе птицефабрики "Волжская" и станции Помары был образован рабочий поселок Приволжский, который стал центром Приволжского поселкового совета.
- Подробные
- Обзорные
Административно-территориальное деление Марийской АССР
№ (код) | Дата | Тип н.п. | Название н.п. | Район | До РЦ, км | Сельсовет | До ц. С/С, км | Ближ. ж/д ст., км | Колхоз / преобл. национальность | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
55010711 | 01.04.1955 | станция | Помары | Волжский район | 13 | Помарский сельсовет | 4 | — | |||
69010606 | 01.05.1969 | станция | Помары | Волжский район | 17 | Помарский сельсовет | 4 | Помары | — | русские | |
74010606 | 01.01.1974 | станция | Помары | Волжский район | 17 | Помарский сельсовет | 4 | Помары | — | русские | |
78010703 | 01.01.1978 | станция | Помары | Волжский район | 17 | Приволжский сельсовет | центр | Помары | — | русские | |
Центр. усадьба: совхоз Птицефабрика «Волжская». |
Персоналии из этого населённого пункта
- Мочалов Константин Петрович (1894—28.12.1937)
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.