Бехтери (Кодочиговский)

Тип: деревня
Статус: ныне не существует

Можно предположить, что основателем деревни был Семен Бехтерев. Селение основано в 40-х годах 18 века.

Крупная деревня неподалеку от Махнево и Кышкалово. В начале 20 века в ней проживало около двухсот человек, кроме этого местные жители проявили себя не только рачительными земледельцами. Например семья Кодочиговых, у главы Ефима было четыре сына: Степан, Николай, Мемнон и Андриян. Степан с Николаем на берегу р. Сингиревки построили льнозавод и завод по выжимке из льняного семени масла.
Из этой династии вышли Афанасий Николаевич Кодачигов (1911 - 1959), журналист газеты "Кировская правда", прозаик Вениамин Мемнонович (1902-1994), профессор, работал в институтах Москвы, Смоленска, Перми, Кирова и Ленинграда; Андриян Ефимович (р. 1913), профессор, кандидат физико-математических наук, работал директором Верхошижемской школы потом в Таганроге. 
Официально деревня перестала существовать 31.12.1990

Благодаря Николаю знаем что, в конце 18 века в деревне проживали:

1. Илья Семенович Бехтерев 55 лет, семья 6 чел.

2. Михаил Семенович Бехтерев, 46 л, семья 5 чел.

3. Федор Семенович Бехтерев, 42 г, семья 15 чел.

4. (имя неразборчиво) Тимофеевич Махнев, 39 л, семья 5 чел.

ГАКО Ф.237. О.71. Д.421.

 

 

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1710, РГАДА 210-22-72, 1709—1710 г.
      3380110Починок Коточиговых[+]Сибирская губерния, Вятка, Хлыновский уездБерезовский стан, Березовский оброчный стан, Илганская волость3Σ 1244об
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1098, 1710 г.
      1370588Починок Коточиговых[+]Сибирская губерния, Вятка, Хлыновский уездБерезовский стан, Березовский оброчный стан, Илганская волость3Σ 14371об.
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3836, 1722 г.
      420700починок КоточиговскойСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктИлганская волость3♂ 25162об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3835, 1722—1727 г.
      2600706починок КоточиговскойСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктИлганская волость3♂ 25237об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3837, 1722—1727 г.
      2610706починок КоточиговскойСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктИлганская волость3♂ 25166об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3851, 1744—1748 г.
      2110024В починке КоточиговскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездИлганская волостьгосударственныя черносошныя крестьяне♂ 1253—54об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-3883, 1747 г.
      1530768в починке КотачиговскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездИлганская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 2024453—24472358—358об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3878, 1748 г.
      1510865В починке КоточиговскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездИлганская волостьгосударственныя черносошныя крестьяне♂ 1251916—519271058 об.—1059
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3891, 1763—1766 г.
      460132починка КоточиговскогоКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездБерезовский стан, Березовский оброчный стан, Илганская волость, Илганский десяток♂ 22 ♀ 14579об—582об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3927, 1763—1764 г.
      750313починка КоточиговскогоКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездБерезовский стан, Березовский оброчный стан, Илганская волость, Илганский десятокгосударственные черносошные крестьяне♂ 22 ♀ 14750—751

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0206010в п.КоточиговскомОрловская округаИлганская волостьчерносошных43101, л. 78
      Источник: 1. Ведомости о селениях Вятской губернии на 1802 год // ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      9984Кодочиговской (Бехтери)поч. каз.при рч. СингиревкеОрловский уезд,
      Стан 1
      По левую сторону Старо-Яранской коммерческой дороги, от с. Верхошижемского до границы уезда Яранскаго531013465197

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      12325Кодочиговский; БехтериВятская губерния, Орловский уезд,
      Илганская волость, Махнёвское общество
      с. Илгань, Владимирская ц.Сингиревка → Быстрица21127соломка спичечная; рогожник
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовОбоего пола?Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      07040902починокКодочиговский (Бехтери)Орловский уездВерхошижемская волость, Общество Махневское21127[-]1, табл. 1, с. 238—239
      Сословие (разряд)
      Народность
      государственные крестьяне *Сословие из сводных данных по уезду (том 12, часть 2, с. 216-301)
      русские *Народность из сводных данных по уезду (том 12, часть 2, с. 216-301)
      21127
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 3. Орловский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1886.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      072839починокКодачиговский (Бехтери)Орловский уездИлганская волость2371801511, л. 597 об.
      Источник: 1. Списки населенных мест Орловского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/7.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      251021починокКодочиговскийОрловский уезд
      3-й благочиннический округ
      с. Илгань, Владимирско-Богородицкая церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1075, 1260)
      Справочник по составу приходов церквей Орловского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. перм.Проч. нацмен.
      8-01-019дер.Бехтери (Кодочиговский)Халтуринский уезд,
      Верхошижемская волость
      Махневский11 км272771103174

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      71402д.БехтериВерхошижемский районМахневский сельсовет

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      081408БехтериВерхошижемский районМахневский сельсовет20591, л. 144
      Источник: 1. Списки нас. пунктов Кировской области, составленные по данным похозяйственных книг на 1 января 1950 года. // ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      6056деревняБехтериВерхошижемский районКосинский сельсовет9

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      110704деревняБехтериВерхошижемский районКосинский сельсовет000000сельское1, с. 49
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      234717урочищеБехтери

      Реестр нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный районСнят с учётаПримечание
      234716деревняБехтериВерхошижемский район31.12.1990Справочник административно-территориального деления Кировской области, 1990.

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя Lex

      Метка на карте поставлена верно, в более поздних картах этой местности Бехтерями почему то назвали дер. Кышкалово.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Добавила данные Реестра 1891г.

      Незнаю, верно ли: 

      ССНМ1950: Кировская область, Верхошижемский район, Чернеевский с/с, Д. Кодачиги.

      Реестр 2010: № 234716

      Аватар пользователя Lex

      Татьяна, здесь немного вы путаете с другой деревней находившейся между Чернеево и Исуповыми, там недалеко друг от друга находились деревни названия которых несложно перепутать, Калачиги и Кадочиги, но к местоположению починка Кадочиговский будущей деревне Бехтери они отношения не имеют, хотя возможно их основателями были выходцы из починка Кадочиговский, да скорее всего так и было. :)

      А про Кадочиги я ещё собираюсь указать место и  написать отдельно. 

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Скорее всего, Вы правы, поэтому я и сомневалась по поводу ССНМ1950.

      Добавила в описании фамилии в 1891г.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      ССНМ1950: Кировская область, Верхошижемский район, Махневский с/с, Д. Бехтери

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Добавила фамилии проживавших в 1891г.

      Аватар пользователя постгал

      Про род Кадачиговых из деревни Бехтери есть существенная ошибка, допущенная авторами "Энциклопедии Земли Вятской". Директором Верхошижемской школы в 40-х годах был сын Андриана Ефимовича - Илья Андрианович Кадачигов. Андриан Ефимович  - мой прадед (его дочь - Ольга Андриановна Елсукова  моя бабушка). 

      Постникова Галина Алексеевна. 

      Кстати, в июне 2013 года с Божией помощью мы начали восстановление церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери в селе Илгань (Пунгино), в благоукрашении которой участвовал и прадед.

      Добрый день!Когда я искала переселенцев из Вятской губернии Машановых, то метрических книгах Уфимского уезда встречаются: в 1894   Елсуков Андрей Романовмч  21 год , Елсуков Михаил Емельянович неразброрчиво из Вятской губ. Уржумского уезда Ярмышской или Ирмучашская волости деревни Чирломаш неразборчиво, 93 году у него умерла дочь Агрепина 2 месяца. Машановы породнились с Елсуковыми. Я не могу найти в вятской губернииродину Машановых, Бздюлевых, Переваловых, Постниковых. Буду благодарна, если что-то подскажете или дадите совет. С уважением Семенова rusarch@mail.ru

      Аватар пользователя Ник.

      В 18 веке название селения, как и фамилия, писалось через Т - Коточиговский. Самые ранние сведения у меня имеются за 1795 г. Селение в то время состояло из 5 дворов, в которых проживали: 1. Вдова Лазаря Солоницина Федосия Козминична, возраст 78 лет, семья 12 чел.

      2. Вдова Ильи Морозова Неонила, 68 лет, семья 9 чел.

      3. Вдова Козьмы Морозова   ? ,64 года,семья11 чел.

      4. Иван Антонович Безденежных, 53 г. семья16 чел.

      5. Вдова Сергея Коточигова Матрона , 83 г, семья 10 чел.

        Селение относилось к Косинскому приходу.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Добавила Ваши данные в описание. Пишите источник!

      Аватар пользователя Ник.

      Источник сведений приведённых выше:

      1. ГАКО. Ф.237. О.71.  Д.513.  Исповедные росписи за 1795 год.

      Аватар пользователя Ник.

      Даны неверные сведения о проживавших в починке в 1795 г. Эти сведения относятся к поч. Коточиговскому ( д. Кодочиги ). Селение относилось к Косинскому приходу, в советское время к Безденежновскому с/совету. Деревни Бехтери и Кодочиги находились недалеко друг от друга.

        1.В 1758 г. починок состоял из 4 дворов, в которых проживали:

      Аватар пользователя Lex

      Мне кажется Бехтери никак не могли относиться к Косинскому приходу, поскольку до Илгани будет поближе, да и находились они ближе к Махнёво, нежели к Безденежным, которые несомненно относились к Косинскому приходу. Тем паче в селениях относившихся к Илганскому приходу, починок Кадочиговский присутствует!

      Аватар пользователя Ник.

      Ночью был сбой в компьютере и не смог закончить комментарий. Ранее я дал неверные сведения о проживавших в п. Кодочиговском в 1795 г. Дело в том, что было 2 поч. Кодочиговских, и находились они на расстоянии около 2 км. друг от друга. На правом берегу р. Сингиревки находился п. Кодочиговский ( д. Бехтери ) относившийся  к Илганскому приходу, а напротив него на левом берегу был п. Кодочиговский ( д. Кодочиги ) Косинского прихода, в советское время относившийся к Безденежновскому с/совету. Я ошибся дав сведения не по тому п. Кодочиговскому. Их нужно убрать. По д. Бехтери есть другие сведения. В 1758 г. починок состоял из 4 дворов, в которых проживали:

      1. Илья Семенович Бехтерев 55 лет, семья 6 чел.

      2. Михаил Семенович Бехтерев, 46 л, семья 5 чел.

      3. Федор Семенович Бехтерев, 42 г, семья 15 чел.

      4. (имя неразборчиво) Тимофеевич Махнев, 39 л, семья 5 чел.

         ГАКО  Ф.237.  О.71.  Д.421.

      Можно предположить, что основателем деревни был Семен Бехтерев. Селение основано в 40-х годах 18 века.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Внесла изменения.

       

      Аватар пользователя Lex

      Вот везде мы Махнёвы наследили :) и сейчас следим. Спасибо вам большушее Николай, что ездите  и узнаёте по нашей просьбе (за ваши деньги) вы бы уж тут опубликовали адрес куда вам деньги перевести. :) Вот так у нас архив устроен (государственный) но при всём при этом денежки собирающий с тех, кто хочет до истины докопаться! Николай огласите пожалуйста номер карты сберовской, дабы узнал я грешный откуда мои корни , многое уже узнал, но ежели чем помочь, то не побрезгуйте, разместите.  :).

      Аватар пользователя Людмила48

      Ну,не со всех архив собирает деньги.Если человек самостоятельно разыскивает сведения,то это бесплатно.Другое дело,что очередь на предоставление документов все длиннее.

      Аватар пользователя Ник.

      Архив, как и любая организация, предоставляет платные услуги. Берется плата за предоставление архивных справок, копирование и фотографирование документов. За работу пользователя с документами в читальном зале плата пока не берется. У меня расходы только на проезд в Киров и обратно. Архивы, музеи, дома культуры сейчас просто вынуждены оказывать платные услуги, т.к. у государства просто нет денег на их обеспечение в полном объеме. На эти услуги, в денежном выражении, доводится план. Недавно я разговаривал с работником предприятия культуры и запомнились его слова. Он сказал, что "хоть сам штаны снимай и голый пляши, а план по деньгам выполни". Такая ситуация сейчас и в сфере образования, и в медицине.

      Аватар пользователя Ник.

      Нашел более ранние сведения по основанию этого селения. В переписи 1710 г. на л. 372 есть запись: поч. Коточиговых

      Во дворе Григорей Петров сын Коточигов 60 лет у него жена...

      Во дворе Василей Терентьев сын Коточигов 25 лет у него жена

      Во дворе Кирило Петров сын Коточигов 60 лет у него жена Ирина Наумова дочь 60 лет у негож живет Матвей Титов сын Зевахин 30 лет у него жена Матрона 30 лет...

          Василий Коточигов позднее отделился и основал рядом поч. Дворищенский ( д. Дворища ). Сергей Коточигов ( в переписи 1710 г. это имя не указано, но он проживал здесь)  на левом берегу р. Сингиревки, невдалеке от п. Коточиговского основал другой поч. Коточиговский (д. Кодочиги) относящийся к Косинскому приходу. Коточиговы постепенно расселились по соседним починкам, а на освободившейся земле поселился Семен Бехтерев. Возможно только тогда  деревня получила свое название Бехтери, под которым её знали в народе.

      Аватар пользователя ИрИв

      Уважаемый Николай! Есть ли у Вас более поздние, чем 1710г, сведения о жителях поч. Коточиговского и Дворищенского (Дворышинского)?

      Я в своих поисках дошла до 1781г.(Ф.237.оп.71 ед.468.с.467).в поч. Дворышинский проживали Коточигов Прокопий Симонович (по другим источникам Самойлович),28 лет.

      Его жена Ефимия Ивановна,27 лет,

      их дочь Варвара, 6 лет,

      и мать их Неонила Прокопьевна,66 лет

      /С возрастом здесь какие-то нестыковки. По всем дальнейшим переписям Прокопию и его жене должно было быть на 7 лет меньше. Тогда откуда у них дочь такого возраста? Но, скорее всего, ошибка с возрастом вкралась в дальнейших переписях/

      Позднее у них появились другие дети, среди них Григорий, ок.1785 г.р. Это мои предки. 

      Григорий женился на Акилине (Акулине) Гавриловне Бехтеревой, правнучке Семёна Бехтерева (возможно, основателя поч. Коточиговского) и переехал в 1801г. без Указу Казённой палаты сей волости из поч. Дворищенского в поч.Коточиговский.

      К моему сожалению пока не могу найти связь между Прокопием Симоновичем (Самойловичем ?) Коточиговым и Василием Терентьевичем, упомянутым Вами (по переписи 1710г). Скорее всего, это тоже мой  предок, если он стал основателем поч. Дворищенского...

      Аватар пользователя Ник.

      По деревням Бехтери и Дворища сделал выписки только за 1758г. По д.Бехтери посмотрите выше. По Дворищам найдите эту деревню. Были Дворища косинские, нужные вам-илганские. Возраст в ИР ставился, в основном, примерный. Ошибки встречаются часто.

      Аватар пользователя ИрИв

      Спасибо! Я всё  уже прочитала, кое - что нового нашла для себя...

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Алексей Борисович! Внеся изменение в описание данное мной, Вы сделали грубую ошибку! "Благодаря Николаю знаем что, в конце 18 века в деревне проживали:..." Вы убрали дату переписи, а это главное! За 100 лет количество и состав жителей сильно изменялся! То, что это благодаря Николаю, надо писать в комментариях. Если Вы хотите исправить данное мной описание, напишите об этом в комментариях, и что меняете, тоже пишите.

      Аватар пользователя Lex

      Что я изменил? 

       

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Прочитайте описание. 2 раза в начале и конце одно и тоже предложение. Убрали дату 1785 год из описания, что дал Николай Леонидович. Да, что я Вам буду объяснять, Вы сами знаете! Обо всмех изменениях надо писать в комментариях, чтобы мы не сравнивали прошлую и текущую редакции.