Святица (Светица)

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Село Святица (Святицкое, Светица) – первое село на территории района.
Название получило по названию реки. Первая деревянная церковь построена в год основания села – в 1651 г. и названа в Честь и память Всех Святых (Всехсвятская). О. Н. Виноградов называет точную дату основания села 19.08.1651. Храмозданная грамота на первую церковь не сохранилась.
В 1675 г. вместо нее построена новая деревянная церковь того же наименования.
В 1710 году на «Погосте у речки Святицы» проживали одни священники.
В 1760 – 63 гг. построена вновь деревянная церковь того же наименования с приделом в честь Святых Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев (освящена в ноябре 1763г.) А в следующем, 1764 г. старую церковь разобрали.
В 1805 году начата, а в 1813 – завершена постройка каменного храма Во имя Успения Божьей Матери с двумя приделами в честь Всех Святых и Святейших Афанасия и Кирилла Александрийских патриархов (Храмозданная грамота от 17.01.1805г. выдана в ответ на прошение 1804 г.). Старую деревянную церковь разобрали в 1815 г.
Приделы освящены 28 и 29 сентября 1813 г., а холодный Успенский храм освящен в 1818 г. На зиму холодный храм отгораживался временной перегородкой и богослужения велись в теплых приделах. В Пасху, на лето перегородку снова убирали. Позднее, в подвальном этаже, устроен еще один, пещерный престол в честь Св. Пророка Ильи.
Эта Успенская церковь и сохранилась до наших дней в полуразрушенном виде. Самая древняя вещь, хранившаяся в церкви – Служебник, изданный в Москве в 1657 году.
В 1853 г. построена еще и деревянная Трехсвятительская кладбищенская церковь (разобрана в советское время).
В 1882 году прихожане Святицкой церкви из деревни Короли (Вверх по р. Тымпалке) Юрской волости построили деревянную часовню в память мученической смерти царя Александра II. Часовня освящена и названа «Во имя Пресвятой Богородицы небесной покровительнице русского народа и ныне царствующего державного и августейшего дома, в честь преславного Рождества Ея». В 1882 году часовню превратили в церковь, которую назвали в честь Архангела Михаила.
15 января 1886 года указом Священного Синода из деревень Святицкого и Ильинского приходов выделен новый Мало-Королевский приход, включавший деревни по границам современных Фаленского района и Ярского района Удмуртии.
Святицкий приход в 1872 г. состоял из 79 селений, а в 1908 – из 73 деревень и починков Глазовского и Слободского уездов. Село являлось центром Святицкой (Лекомской) волости Глазовского уезда.
После революции, в названии села букву «Я» поменяли на «Е».
Как следует из сводки ЧК-ОГПУ о политическом положении в Вятской губернии, 3 февраля 1919 г. отдел особых формирований по делу о контрреволюционной агитации в Святицкой волости Глазовского уезда приговорил трех священников к расстрелу. Святицкий священник Ардашев Алексей Александрович, арестованный 4 января 1919 года, изобличен, кроме того, в принадлежности к Союзу русского народа и хранение черносотенной литературы. Дело рассматривал Реввоентрибунал штаба 3 армии Восточного фронта. В связи с этим делом Святицким исполкомом было вынесено постановление «о запечатании церкви и полном прекращении церковных обрядов». (Два других священника не упоминаемые в сводке были, очевидно, Филимонов и Курочкин из села Ильинского. О них писал еще Н.П. Шулепов в 1987 г. )
30 декабря 1919 г. представители церковной общины (Козьма Четвертных, Григорий Торопов, Петр Мартьянов, Семен Яговкин, Артем Гордин, Елизар Ветошкин, Николай Московкин, Василий Мартьянов, Исаак Егорович Ушаков, Елизар Андрианович Порошин , Андрей Семенович Целоусов, Василий Меньшиков, Алексей Воробьев, Сергей Бабурин, Алексей Четвертных, Михаил Кропотин и неграмотные Никанор Фоминых и Никанор Кропотин (за них расписался Тимофей Бородин), подписали с председателем Святицкого совета Игнатием Шуклиным соглашение о передаче церковных зданий в бессрочное и бесплатное пользование.
К этому договору прилагалась опись церковного имущества.
В 1920 году Вятским губревтрибуналом осужден к 3 годам лишения свободы условно, за антисоветскую агитацию святицкий священник Князев Михаил Иванович, 1853 г. р. (Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован в 1992 г.)
В 1924 году председателем исполнительного органа церковно-приходского совета православной религиозной группы с. Святицы был Никулин Федор Корнилович, 1874 г.р. из д. Трехи, казначеем Бабурин Давид Ильич, 1874 г.р. из д. Барминцы, а секретарем – священник Ушинский Александр Александрович.
За период с 1919 по 1924 гг. в Успенской церкви переложена одна духовая печь и две печи исправлены. Отремонтированы и остеклены рамы. Вокруг церковной ограды устроены коновязи.
Закрытие.
Первая попытка закрыть церковь, как описано выше, была еще в 1919 году.
Второй раз церковь временно закрыли решением Фаленского райисполкома 27 декабря 1935 «в связи с эпидемией скарлатины». Верующие написали жалобу в Киров. С 26 марта 1936 г. богослужения возобновились.
Окончательно закрыта решением Исполкома Областного Совета от 25 мая 1940 г.
Последний священник отец Сергий Ардышев (Ардышев Сергей Алексеевич), 1893 г.р. уроженец с. Святицы и его жена Александра Константиновна, проживавшие в д. Шукли осуждены в 1942 году по статье 58 п. 10 У.К. Р.Ф. За пропаганду или агитацию против советской власти к 10 и 8 годам лишения свободы. Реабилитированы в 1992 г. Их сын Евгений воевал на фронте и числится в безвозвратных потерях дважды. Первый раз, как убитый в бою в 1943 году, причем в листке безвозвратных потерь в графе «адрес жены или родителей» записан брат Юлий Сергеевич, проживающий в д. Шукли. Второй раз Старшина Ардышев Евгений числится пропавшим без вести в 1944 г. на поле боя в Северной Трансильвании. Причем на этот раз запись сделана по данным Фаленского РВК и со слов председателя сельсовета, хотя обычно такие записи делались со слов близких родственников. Видимо, в Шуклях родственники священника уже не проживали. Старший брат Сергея Ардашева, тоже уроженец с.Святицы Ардашев Николай Алексеевич, 1888 г.р., служивший священником в с. Пудем Удмуртской республики был арестован еще в 1937 году и приговорен к 7 годам лишения свободы.
Война заставила пересмотреть отношение к религии. В стране снова открываются храмы. В сентябре 1943 года жители деревень Мулы и Шешпели написали заявление в Киров с просьбой разрешить богослужение в церкви. Из Кирова запросили доклад о состоянии здания. Районные власти ответили, что святицкий храм – единственное церковное здание в районе, но находится в совершенно непригодном состоянии: нет иконостаса, отсутствует церковное имущество, раскрыта крыша, а колокольня полуразрушена.
Вопрос о восстановлении церкви поднимался и в конце ХХ века, но колхозу и местной общине не набрать таких средств, а епархия восстанавливает и строит церкви только в городах и крупных поселках.
Зато в конце ХХ века в название села вернулась буква «Я».

Источник: http://www.falenki.ru/book/selo-svyatitsa. Сычев В.И.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Святица, начало 21 века
      Святица, начало 21 века
      Святица, начало 20 века
      Святица, начало 20 века
      Свя(е)тица
      Свя(е)тица

      Ревизские сказки и переписные книги Вятского края

      КодНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      1-я ревизия, РГАДА 350-2-3836, 1722 г.
      421282погост СвятицкойХлыновского уезду Филиповы слободки Святицкая волость2♂ 21328—328об
      3-я ревизия, РГАДА 350-2-3905, 1763—1769 г.
      90108погоста СвятитскогоКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездФилиповы слободки, Святитская волость[государственные черносошные крестьяне]♂ 18 ♀ 20302—305
      90125при церкви во имя Всех СвятыхКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездФилиповы слободки, Святитская волость[государственные черносошные крестьяне]♂ 3 ♀ 6405об.—406об.
      3-я ревизия, РГАДА 350-2-3946, 1763—1764 г.
      930277погоста СвятитскогоКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездФилиповы слободки, Святитская волость, Сунской и Верхосунской, Оверинский, Верхний, Шишкинский десяткигосударственные черносошные крестьяне♂ 18 ♀ 20717об—719об
      930294при церкви во имя Всех СвятыхКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездФилиповы слободки, Святитская волость, Сунской и Верхосунской, Оверинский, Верхний, Шишкинский десяткигосударственные черносошные крестьяне♂ 3 ♀ 6790об—791

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      2077Святицкоес. каз.при р. СвятицеГлазовский уезд,
      Стан 1
      По правую сторону Нолинской торговой дороги (отделяющейся от Вятско-Пермского почтового тракта) до рч. Суны632310303868Церквей православных 2.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      3850село СвятицаВятская губерния, Глазовский уезд,
      Лекомская волость, Святицкое общество
      с. Святица, Успенская ц.
      (церковь в этом селении)
      Святица → Чепца1391н/д
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.В т.ч. тат.
      6-07-233селоСвятицаСлободской уезд,
      Фаленская волость
      Святицкий19,5 км52227323163

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      431114с.СветицаФаленский районСоветский сельсовет

      Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      531118с.СветицаФаленский районСоветский сельсовет

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      35079селоСвятицаФаленский районСоветский сельсоветцентр
      Расстояние до райцентра: 25 км.
      Центральная усадьба: колхоз им. Свердлова

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      36047селоСвятицаФаленский районСоветский сельский округцентр
      Расстояние до райцентра: 25 км

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      Код ТЕРСОНТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселениеМужчинЖенщинВсё населениеКатегория населения
      33243828004селоСвятицаКировская областьФаленский муниципальный районМедвеженское сельское поселение159196355сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      29945селоСвятицаСветица, Святина, СвятицкоеФаленский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

      Данные за 2014 год

      Код ОКТМОТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселение
      33643428116селоСвятицаКировская областьФаленский муниципальный районСельское поселение Медвеженское

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

    • Успенская церковь
    • Храмозданные грамоты

      Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
      № в книгеГодЗаголовок грамоты
      2841805Грамота Преосвящен. (Серафима) на построение в с. Святицком, Глазовск. у., вместо ветхой дерев. Всесвятской церкви, вновь камен. храма во имя Успения Божией Матери с приделами в честь Всех Святых и Св. Афанасия и Кирилла Александр. 1805 г. 17 Января.

      Село/городЦерковьУездБлагочинический округДополнительная информация

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село СвятицаУспенская церковьГлазовский уезд3-й благочиннический округ
      №7, с. 234-235

      141. Успенская в селе Святице.

      Построена в 1813 г., зданием каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Успения Пресв. Богородицы, в теплом во имя Всех Святых и в честь Святителей Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских.

      Духовенства при церкви три священника, два диакона и пять причетников. Домы у них собственные, кроме одного из священников и одного причетника. Казенных квартир нет. Причт пользуется 195 дес. церковной земли.

      В приходе 79 селений, на протяжении 15 в. от церкви. Приход состоит из Русских и Вотяков: Русских 3331 м. п. и 3721 ж. п., Вотяков 475 м. п. и 519 ж. п.; всего прихожан 3806 м. п. и 4240 ж. п. Раскольников и иноверцов нет.

      Село Святица от г. Вятки в 120 в. Ближайшия села: Глазовского уезда - Верхосвятицкое в 10 в., Садинское в 15 в., Слободского уезда - Малая Суна в 18 в. и Полынка в 20 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Святицкая - Успенская, церковь приходскаяГлазовский уезд3-й благочиннический округЧисло прихожан — муж.п.: 3892, жен.п.: 4095
      Штат — священников: 3. диаконов: 1. псаломщиков: 3.
      Рукописное примечание — 1651
      Трехсвятительская, церковь кладбищенскаяГлазовский уезд3-й благочиннический округ

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      СвятицаУспенскаяГлазовский уезд3-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село СвятицаУспенская церковьГлазовский уезд3-й благочиннический округ

      12) Село Святица – Успенская церковь, каменная, построена в 1813 г.; расстоянием от г. Вятки в 130 вер., от уездного города в 70 вер., кладбищенская Трехсвятительская церковь, деревянная, постр. в 1853 г.; причта по штату положено: 3 св., 1 диак., 3 псал.; все три священника имеют свои дома, диакон Попов проживает в наемной квартире, получая пособие 5 р. в месяц; диакон Яхонтов и псаломщики живут в казенных квартирах; земли: усад. 15 д., пахотн. 125 д., сенок. 40 дес., неудобн. 15 д. 766 саж.; братский денежный доход по общей кружке: св. 500 р., диак. 370 р., пс. 170 р., по частной кружке: св. 200 р., диак, 140 р., пс. 70 р.; руги собир. на весь причт до 235 п. ржи и 400 п. овса; прихожан правосл. рус. 3992 м. п., 4206 ж. п., крещ. вотяк. 333 м. п., 317 ж. п., приход состоит из 73 селений. расст. 1 – 12 вер.

      Село расположено на правом возвышенном берегу реки Святицы; местность безлесная. В приходе школы: церк.-прих. в селе, четыре земские начальные в деревнях в расстоянии от села от 5 до 12 вер. и одно минист. одноклассное училище в деревне в 9 вер. Главное и исключительное занятие прихожан землепашество. Уч. мед. пунк. в с. Укане Глазовского уез. и Косе, Слободск. уез., в 25 в. Ст. ж. д. Фаленки в 20 вер.; вол. прав. Святицкое при самом селе. Село стоить на проселочной дороге, идущей из с. Уней на ст. ж. д. Фаленки.

      Из древних книг, принадлежащих церкви, следующия: евангелие в поллиста изд. 1701 г. в Москве; служебник с киноварию изд. в Москве 1657 г.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. СвятицаУспенская церковьГлазовский уездЧисло населённых мест в приходе: 75 (Смотреть список)
      По данным: ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.998 а., лл.226-227 об.; клировая ведомость за 1912 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя ru-danko

      Однокоренные названия, по нашим правилам, указываются в описании, поэтому предлагаю "Святицкое" убрать. Светицу в виду особенности написания и исторического смысла предлагаю оставить.

      • Неверно оформлено название населённого пункта (см. правила). Предлагаю исправить на: Святица (Светица).

      Ответьте на этот комментарий, когда исправите ошибки.

      Аватар пользователя дмитрий76

      Исправил. Спасибо за поправки.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Во всех источниках написано СВЯТИЦА, в одной карте только написано СВЕТИЦА, может ошибка картографов? Река Святица. Где еще встречается Светица, и в чем исторический смысл этого написания?

      Аватар пользователя ru-danko

      Мне казалось, что в советское время село называлось Светица. Но сейчас подтверждения этого нигде не нашёл. Поэтому согласен с вами, Светицу тоже убираем из заглавия.

      Аватар пользователя Иван Зыков

      Я добавил данные Росреестра-2010, а в которых в качестве второстепенного названия обозначена Светица.

      Аватар пользователя дмитрий76

      Получил письмо от Сычева В.И., пишет, что хутор Святица из списка НМ 1926 года это другой НП. И находится он у истоков р. Святицы у границ Унинского района. Т.е. очень далеко от с. Святица. Изменил данные списка 1926 года.

      Аватар пользователя дмитрий76

      Отредактировал описание. Ещё один комментарий от Сычёва В.И.: "Переименования официального из Святицы в Светицу, скорее всего не было (официальных актов я не встречал), но в советский период писали через "Е", и все названия организаций, находившихся в с. Светица писались через Е. Например, в аттестатах у нас записано, что мы окончили Светицкую восьмилетнюю школу и т.п. Сейчас снова стали писать через "Я". У меня в указанном материале есть фото 10-летней давности, правда сделанное на телефон и низкого качества. Там видно, что на указателе при въезде в село было написано СвЕтица, а один мой знакомый переправил букву е на я. Такая вот топонимика. Так что это не ошибка картографов.

      Аватар пользователя Иван Зыков

      Я думаю, это какой-то идеалогический ход. Святица — не очень-то коммунистическое название, корень «свят» отдаёт религиозностью.

      Аватар пользователя дмитрий76

      Добавил фотографии, предоставленные Сычёвым В.И.

      Аватар пользователя татива

      Выписка из РС 1811 года Вятской губернии Глазовского уезда Святицкой волости

      (ГАКО Ф, 176 Оп. 8 Д.13)

      Села Святицкого

      Черносошные

      Карп Данилов Менщиков                 40   умер в 1801 г

      сын его Евдоким                              6            22

      Евдокима сын Василий                                    1

      Карпов брат Антон                          34     умер в 1803 г.

      сыновья его Савватей                                    17

                          Иван                                           15

       

      Афанасий Матвеев Менщиков           6             22

       

      Федор Иванов Хлобыстов                                38

      у него принят во усыновление той же волости займища Ел...(?) на устье Талицкой речки 

      Парфена Миклина сын Антон                          13

       

      Андрей Филипов Хлобыстов             40        умер в 1796 г.

       сын его Федор                                 21       умер в 1804 г.

       

      Андрей Дементьев Бабурин              25             41

       

      Кирик Дмитриев Сыгчин                   25         умер в 1811 г.

      дети его  Федот                                  7            23

                      Флегонт                                             5

      Аватар пользователя Нина Целоусова

      Историческая справка 
      Советского сельского Совета с. Светица Фаленского района

      Исполнительный комитет Советского сельского Совета депутатов трудящихся (сельсовет) образован с ведением нового административно-территориального деления на территории Светицкой волости, Вятской губернии в 1926 году.
      До 1939 года он именовался: Советский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (сельсовет) и входил в состав:
      до декабря 1932 года Вятского круга, Нижегородского края
      с декабря 1932 года по декабрь 1934 года - Горьковского края
      с декабря 1934 года по декабрь 1936 года - Кировского края
      с декабря 1936 года Кировской области
      На основании Конституции СССР 1936 года после проведения выборов в местные Советы депутатов трудящихся сельсовет стал именоватся - исполнительным комитетом Советскиго сельского Совета депутатов трудящихся (сельсовет).
      Сельсовет подчиняется исполнительному комитету районного Совета депутатов трудящихся (райисполкому).Сельсоветы являются распорядительными и исполнительными органами советской Власти на территории сельсовета. В пределах прав, предоставляемых законом, он решает все вопросы местного значения, руководит хозяйственным и социально-культурным строительством на территории сельсовета, утверждает бюджет сельсовета, осуществляет руководство деятельностью подчиненных Совету,обеспечивает соблюдение закона, охрану государственного и общественного порядка прав граждан, содействует обороноспособности страны.
      Деятельность сельского совета депутатов трудящихся, строится на основе коллективности руководства, гластности, регулярной отчетности депутатов перед избирателями,а исполком перед Советом на сессиях.Сельский Совет руководствуется в своей деятельности Конституцией СССР, законами СССР и РСФСР, постановлениями и распоряжениями Верховных Советов Министров СССР и РСФСР решениями районного Совета депутатов трудящихся.
      Советский сельский Совет находится в селе Светица.
      На территории Советского сельского Совета находилось 22 населенных пункта. В каждой деревне образовался колхоз.
      Первый колхоз образовался в 1931 году. Председатель Фукалов Кузьма Петрович. Колхоз носил названеие "3-ий Интернационал" В него входила деревня Карманы. В 1934 году произошло укрупнение- вошли колхозы "Краснофлотец" д. Шишканы, "1-ое Мая" д. Мусовляна. Председателем был Катаев Иван Федорович.Колхоз был экономически крепким: имели автомашины, дойных коров. Получали на трудодни: хлеб, шерсть, молоко, мед, деньги. В 1938 году на трудодни пришлось по 8 кг. зернаэ
      Деревни:
      Горемышино, Бородинцы, Барминцы, М. Табани, Б-Табани, Сочни, Торопенки, Шлепиченки, Савинцы, Зарубенки, Воробьи, Камары, Крестово, Шишканы, Корманы, Шукли, Лекомцы, Щекино, Зверенки, Раскозенки, Мысовляна, Новики.
      В 1952 году в результате укрупнения и объединения мелких колхозов, на территории Советского сельсовета был организован один колхоз им. Свердлова.с. Святица .
      Первое село на территории района основано на р.Святице в 1651 г. /до этого в 1643-51 г.г. первые русские поселенцы с р. Святицы для осуществления религиозных обрядов были вынуждены ездить в с.Косу./
      Первые церкви назывались Всехсвятские, а приходской праздник - Всех Святых /""Свечкое""/, а именно церковь в 1813 году назвали Успенской.
      Основным населением села были семьи церковнослужителей. Крестьянских дворов было немного.
      В 1717-27 г.г. на ""погосте Святицком"" жили крестьяне: Пётр Фёдорович Меньшиков /ок.1626-1726г.г./,Пётр Бабурин,Антип Еговкин, Тимофей Еговкин, Пётр Николаевич Игушин, Дементий Осипович Семакин, Яков Казаков, Филипп Хлобыстов, Косарёвы, Лепниновы. В 1795-1836 г.г. -12 дворов. В 1834 г. кроме дворов духовенства/Шкляевы, Караваевы, Любомирские, Кибардины,Поршневы,Соснины,Смирновы, Тронины/ стояло 5 дворов крестьянских /Меньшиковы -2 двора, 1 двор - Хлобыстовы, Бабурины, Сынчины/. В 1891 г. было 11 дворов: 8 дворов духовенства /Поповы,Соболевские, Двинятиновы, Ардышевы, Тронины, Мухачевы, Караваевы , Лопатины/, двор Глазовского купеческого сына Кузнецова Иосифа Гавриловича и всего 2 двора крестьян /Иван Романович Белых и Василий Дмитриевич Морозов/. Меньшиковых уже нет, зато в это же время в 1 км от села возникает п. Меньшиков.
      В 1838 г.открывается первая школа/поселенское училище/,в 1887 г. церковно-приходская школа, и в 1871 г. была кроме того ещё и частная школа учительницы А. И. Поповой.
      До революции село входило в Глазовский уезд и было центром прихода и Святицкой /Лекомской/ волости. В 1926 г. в с. Святица
      /в Фалёнской волости/ 27 хозяйств /5 крестьянских, 22 прочих/, 63 жителя обоего пола. Церковь закрыта в мае 1940 года.

      Святица
      /Из материалов краеведа Н. П. Шулепова/. 
      В 1637 г. монастырский крестьянин Пахом Титович Кощеев написал прошение царю Алексею Романовичу.
      Село Святица - родина профессиональной революционерки 
      Боровковой Ларисы Васильевны - члена Вятского комитета РСДРП /1907-1910 г.г./. В советское время - заслуженный врач.
      В 1874 г. в селе Святица было 11 деревянных домов, был построен кирпичный завод, он принадлежал церкви.
      В 1874 г. организована земская школа - 38 мальчиков и 12 девочек.
      В 1906-1907 г.г. в селах Святица и Ильинское существовали революционные крестьянские группы под руководством Кропачева Филиппа Савватеича /д. Суходой/.
      Война - летчик 1 класса Вахрушев Яков Алексеевич из с. Святица за заслуги в боях с Японией награжден Орденом Ленина.
      Святицкий волостной Совет был организован 29 января 1918 г. -
      Ульянов Григорий Фёдорович из д. Жуки.
      Кирпиков И. В.
      Кропачев Денис Михайлович - первый председатель Волостного Совета - 10 сентября 1918 г.

      Сначала Святица представляла небольшое поселение. Всего 5 домов: 2 дома Ардашевых, 1 дом Морозова, 1 дом Кузнецовых, магазин Морозовых.
      /Из воспоминаний Мартьяновой Капитолины Кирилловны - учитель русского языка и литературы, умерла в 1997 году/.
      ""Семья Мартьяновой К.К. состояла из 6 человек. Муж -Виктор Александрович -учился заочно в институте /учитель рисования/, 3 детей и старенькая женщина, Ирина Терентьевна Мусихина смотрела за детьми. Мусихина И.Т. рассказывала: ""Была нянькой у купца Морозова. Детей звали - дочь Саша, сын - Пётр. Петя был шустрый и непослушный, Саша - ласковая"".

      Постепенно Святица разрасталась. И уже Святицкая волость включала 22 деревни: Барминцы Росказенки Савинцы Бородинцы
      Воробьи Светица
      Горемышено Сочни
      Зарубенк Табани Большие, Табани Малые
      Зверенки Торопенки 
      Карманы Шаминцы
      Крестово Шишканы
      Комары Шлепиченки
      Лекомцы Шукли
      Муловляне Щекино

      Село строилось. Многие жители близлежащих деревень переезжали в Святицу. Появилась школа, библиотека.
      Святицкая библиотека была открыта в 1901 году 16 декабря. Помещалась в здании волостного управления. Попечителем был священник отец Ипполит Якимов.
      1902 год
      Читатели: Всего взято книг:
      мужчин - 98 Всего названий - 2970
      женщин - 26 томов - 3070
      подростки - 32 общее число выдачи - 1642
      дети - 90
      Следует благодарить Святицкий, волостные сходы, за пожертвования им, на переплёт книг, в Святицкую библиотеку - 15 рублей.
      /Жалование библиотекаря - 60 рублей. Рос. архив/
      Книги Святицкой библиотеке были пожертвованы Павленковым Ф. Ф. в 1902 г. 
      Помещалась первоначально в квартире библиотекаря. Было
      ассигновано за 1912 г. на библиотеку Уездным Земством 85 руб., и 25 руб. - Губернским Земством, поддержки от частных лиц не было. 
      С 1 октября 1912 г. по 1 июля 1913 г. пополнена 269 экз. книг, высланные душеприказчиками Павленкова Ф.Ф.
      За 1912 г. библиотеку посетило -103 человека.
      Распределение по роду занятий:
      __________________________________________________________________
      Земельных Торговцев Ремесленников Духовных лиц Другие
      крестьян
      м ж м ж м ж м ж м ж
      62 2 10 12 7 - 6 5 - -
      _________________________________________________________________

      __________________________________________________________________
      По возрасту:
      Дети Подростки Взрослые
      м ж м ж м ж
      31 9 29 9 25 -
      __________________________________________________________________

      В 1912 г. фонд библиотеки состоял из:
      религиозно-нравственные - 147
      биллетрические - 314
      исторические - 93
      географические - 30
      естественно-исторические - 77
      сельскохозяйственные - 21
      библиографические - 24
      другие - 55
      Итого: - 761 кн.

      В 1913 г. в Святицкую библиотеку выписывались газеты и журналы: ""Русское богатство"", ""Нива"", ""Читальня народной книги"", ""Копейка"", ""Журнал для всех"". О 187 Д 133 л.64 Госархив /Ануфриев М.Г./
      В 1925 г. заведовал избой-читальней Дворцов Григорий Николаевич. Р 1638 01 д. 20 Госархив /Ануфриев М. Г./
      В 1925 г. в Святице в библиотеке был открыт ликбезный пункт по борьбе с неграмотностью, посещало 5 человек.
      Ф 355 01 д. 37 п. 18 Госархив /Ануфриев М. Г./
      В 1937 г. библиотека расположилась в старом доме купца Морозова. В эти годы библиотекарем был Гвоздев Павел Сидорович. При библиотеке и клубе работал драм. кружок, ставили спектакли на разные темы. Фонд библиотеки составлял -700 книг.
      В 1940 г.- библиотекарь Соловьёва В.А./Зыкина/, фонд книг - 1500. 1942 г. - Новикова М.В., 
      1946-47 г.г. - Окишева Н.М., фонд - 4000 книг,
      1959 г. - Салтыкова К. Дм. - фонд - 10 000 книг, 
      с 1989 г. - Сунцова А.Г.

      Школа.

      В 1841 году в Святице открылась школа, первая на территории Фалёнского района, в школе обучалось 23 ученика. Затем в 1887 году была открыта церковно-приходская школа. В 1902 году в школе обучалось 65 мальчиков и 20 девочек. При школе существовало общежитие для учеников на 26 мест.
      Земская школа 1902 г. была в д. Шуклинской. Дата постройки её неизвестна, но в 1897 г. школа уже существовала. В земской школе обучалось 23 мальчика и 5 девочек.
      Земская школа в с. Святица находилась в типовом здании, которое строилось для земских школ. Святицкая земская школа была в ведении земской управы Глазовского уезда Вятской Губернии. Школа была трёхклассная.
      На базе земской школы стала начальная с 4-х годичным сроком обучения. В 1931 г . открыта школа крестьянской молодёжи /ШКМ/. 
      С 1931 г. - февраль 1938 г. директором ШКМ был Чекмарёв Спиридон Иванович.
      Начальную школу,которая была самостоятельной,в 1934 г. и ШКМ соединили. В 1934 г . в школе был первый выпуск учащихся из 7 класса.
      С 1940-1944 г. школа была средней. С 1944 г. - вновь стала семилетней. Как и все семилетние школы с 1962 г. наша школа стала восьмилетней.
      С 15 августа 1954 г. директором Святицкой школы стала Василькова Татьяна Александровна. В сентябре этого года был заложен сад под руководством учителя биологии Василькова Бориса Владимировича. По-прежнему приходилось заготовлять дрова для отопления. Заготовляли учащиеся старших классов вместе с учителями. Работали летом в колхозе и на пришкольном участке. 
      Здание ветшало, нависла опасность обвала потолков. По инициативе секретаря партийной организации колхоза имени Свердлова Порошина В. П. строительство новой школы начал колхоз. Большую помощь в строительстве школы оказывали учителя, школьники. За активное участие в строительстве школы коллектив учителей и учащихся премированы денежной премией в сумме 600 рублей. В 1964 г. начали заниматься в здании новой школы. И вновь около школы закладывали сад.
      25 сентября 1934 г. решением Фалёнского райсовета был открыт детский дом в с. Святица, для детей сирот, отцы которых погибли на фронте, матери или погибли или умерли. Директором детского дома был назначен Возжаев Ф.И. - д/д присвоен № 88. До детского дома в с. Святица был детский интернат № 177 для детей эвакуированных из г. Ленинграда. Всего в детском доме было 260 детей. 
      Приказом облоно от 12 июля 1948 г. детский дом был закрыт.
      Вятский археолог Первухин открыл на территории нашей области много городищ - стоянок древних людей, в том числе на территории нашего района - 8, одно из них Святицкое в центре села.
      Очагом заселения района, уже после 1637 г., стало село Святица и его окрестные деревни. Многие монастырские крестьяне не хотели работать на монастыре по исполу. Недовольных возглавил Пахом Титович Кощеев. Он обследовал междуречье Косы и Святицы, убедившись, что земли лежат ""в пусте"", подали прошение на царя, чтобы им эти земли отдали под оброк. В 1651 г. основали с. Святица, а вокруг уже жили люди в 79 деревнях и починках. Из-за обширности края образовали две волости, Святицкая начиналась от устья реки до истока Святицы.
      Малочисленные крестьянские семьи в те годы были редким исключением. Чаще всего в семьях насчитывалось по 9-10 человек. Нередко встречались и по 12 человек. В д. Шишканской /что в 3 км от с.Святица/ был 21 двор со 185 жителями. Дети обычно росли так: старшие нянчили и опекали младших.
      Шли годы. Менялся облик села. Деревянную церковь сменила каменная, построенная в 1761 г. . Здесь проводили регулярно венчания, отпевания покойников и другие религиозные обряды.
      В конце Х1Х , в начале ХХ века в стране проходила волна крестьянского движения . В 1906 году было зарегистрировано 2600 крестьянских выступлений. Высказывали своё недовольство политикой правительства крестьяне Святицкой волости.
      В 1906-1907 г.г. существовал в Святице нелегальный кружок ""политиканов"". Им руководил помощник агронома Филипп Кропачев, за которым полиция установила негласный надзор.
      Советская власть в Святицкой волости установилась 29 января 1918 г. Организатором её установления был Даниил Михайлович Кропачев из деревни Клепики. Его избрали председателем исполни-
      тельного комитета Совета. 
      16 мая зажиточные крестьяне собрались в Святице. Исполком отказался выполнить их требования. Разъярённые кулаки объявили исполком Совета свергнутым и выбрали новый состав из своих ставленников.
      Весть о смещении законной власти Святицкой волости Глазовский уездный исполком воспринял как контрреволюционное выступление кулаков и торговцев и принял срочные меры к пресечению мятежных действий.
      17 мая на подавление кулаков в Святицу выехали из Глазова четверо членов исполкома с Шубиным в сопровождении 30 красноармейцев при двух пулемётах.
      Организатором Святицкой волостной партячейки стал Григорий Ульянов из д.Жуки. Его приняли в партию перед Октябрьской революцией и решением Уральского областного комитета в 1918 г. послали в родную волость для укрепления Советской власти.
      Вступление советского народа в полосу мирного соц. строительства в 1921-1925 г.г. было связано с большими трудностями. В стране шла коллективизация. 
      Советский сельский Совет депутатов трудящихся образовался в 1924 году. Назывался он Святицкий сельсовет. Центр - село Святица. На территории Советского сельсовета находилось 24 населённых пункта. В каждой деревне образовался колхоз.
      После установления Советской власти в Святицкой волости в 1918 г. образовались деревенские комитеты и волостной Совет. Он в своей деятельности руководствовался решениями Глазовского Губернского Совета. Основными задачами того периода были: взятие на учёт излишек хлеба и вывоз его на заводы для обмена на промышленные товары.
      При волостном Совете были организованы три отдела: административный, продовольственный и земельный. На кулаков и торговцев исполком волостного Совета была наложена контрибуция.
      Политика советского государства, взявшего курс на проведениесоциалистических преобразований в деревне и наступления на кулаков, вызвала у них яростное сопротивление. Был организован кулацкий мятеж, на подавление которого из Глазова выехали 4 члена исполкома. Советская власть в Святицкой волости была восстановлена.
      В 1930 году Святицкий сельсовет был переименован в Советский, а в 1932 году он соединился с Барминским сельсоветом. Центр остался в селе Святица. В это время проходит массовая коллективизация. На территории Советского сельсовета образовалось 15 колхозов, число населенных пунктов доходило до 23, с общей численностью населения 3,5 тысячи человек.
      Первый колхоз образовался в 1931 году. Председатель Фукалов Кузьма Петрович. Колхоз носил название ""3-й Интернационал"". В него входила д. Карманы. В 1934 г. произошло укрупнение - вошли колхозы ""Краснофлотец"" д. Шишканы, ""1-е Мая"" д. Мысовляне. Председателем был Зорин Константин. В 1935 г. - председатель Катаев Иван Федорович.
      Колхоз был экономически крепким: имели автомашины, дойных коров. Получали на трудодни: шерсть, молоко, мёд, хлеб, деньги. В 1938 году на трудодни пришлось по 8 кг зерна. Затем председателем был Широков Алексей Яковлевич . В 1941 г. взят в армию. С этого времени его заменил Целоусов Никанор Степанович. В 1942 г. - ушел на фронт. Председателем избрана Шкляева Анна Федоровна. В 1943 г. - Князев Петр Афанасьевич.
      В 1943 г. колхоз укрупнился и стал называться ""им.Свердлова"".

      В 1952 г., в результате укрупнения и объединения мелких колхозов, на территории Советского сельсовета был организован один колхоз имени Свердлова. До 1964 г. председателем был Ситников Алексей Назарович. С 1964 г. до 1975 г. председателем правления колхоза был Винокуров Вадим Викторович. 
      Колхоз носил название - сельхозартель имени Свердлова. 
      Последний Устав сельхозартели был утвержден общим собранием членов колхоза от 15 июня 1968 г. Сельхозартель им. Свердлова была реорганизована в колхоз им. Свердлова общим собранием членов колхоза от 7 февраля 1970 г., протокол № 1, и утвержден Устав колхоза им. Свердлова. Исполкому Советского сельского Совета было поручено зарегистрировать колхоз имени Свердлова, Устав колхоза и заказать новое Знамя колхоза.
      /Из архивной справки: в периоды с 1924 г. по 1929 г. и вплоть до образования колхоза имени Свердлова существовали в каждой деревне товарищества, такие как: ""Шуклинское"" д. Шукли, ""Шишканское"" д. Шишканы, ""Барминское"" д. Барминцы, ""Бородинское"" д. Бородинцы, ""Кармановское"" д. Карманы, ""Табаневское"" д. Табани, ""Льноводное"" д. Лекомцы, ""Зарубеж"" д. Воробьи. Возможно были и другие, но архив не сохранился. /Райархив/.
      С 1975 года по 1982 год председателем колхоза был Казенин Алексей Алексеевич. Экономика хозяйства быстро пошла в гору. В первую очередь были построены дороги, теплые ремонтные мастерские, фермы, начато строительство Дома культуры, построен новый просторный магазин, новое административное здание конторы колхоза, затем и детский сад. За достигнутые успехи в развитии хозяйства колхоз был награжден ""Ленинской юбилейной Почетной грамотой"".
      С 1982 года руководит колхозом Шулятьев Александр Павлович. И, благодаря его чуткому руководству и коллективу специалистов, колхоз продолжает наращивать производство и занимает одно из первых мест в районе по экономическим показателям. Коллектив специалистов долгое время не менялся: более 30 лет отработала главным бухгалтером колхоза Яговкина Любовь Алексеевна; 30 лет - механиком по трудоемким процессам Широков Александр Иванович; 30 лет - начальником участка Семаков Игорь Федорович; более 20 лет работал инженером-механиком Шкляев Петр Никифорович; 25 лет - главным инженером Веселков Владимир Николаевич; 27 лет - главным экономистом Веселкова Валентина Ивановна; 5 лет - главным зоотехником Меринов Василий Иванович; 15 лет - главным зоотехником Королёва Валентина Владимировна; 10 лет - зоотехником и главным зоотехником Ренёва Лидия Степановна; 15 лет отработала на Советском ветучастке Мартьянова Наталья Алексеевна ветфельдшером и последние 10 лет - в качестве главного ветврача в колхозе; 30 лет - бригадиром Вахрушев Василий Иванович; 10 лет - зам. председателя по кормопроизводству Мартьянов Александр Владимирович; 15 лет - бригадиром по животноводству Кропотина Галина Владимировна, 10 лет - автомехаником Четвериков Геннадий Алексеевич, сейчас в этой должности более 10 лет отработал Наговицын Александр Геннадьевич; более 10 лет - бригадиром Шкляев Виктор Павлович /затем секретарем партийной организации/; 11 лет - учетчиком Сычёва Зоя Семёновна; более 10 лет отработали в колхозе Докучаевы: Иван Васильевич - бригадиром, Зоя Ивановна - счетоводом; более 20 лет - счетоводом Сунцов Петр Дмитриевич - многие из них уже на пенсии. Также много лет был звеньевым картофелеводческой бригады Сунцов Михаил Иванович - механизатор и он ещё был депутатом Верховного Совета СССР, тоже пенсионер.

      В службе бухгалтерского учета более 20 лет отработали Наговицына Татьяна Геннадьевна и Торопова Татьяна Анатольевна /ныне последние 5 лет главный бухгалтер/, около 20 лет - кассиром Четверикова Нина Викторовна. 
      Более 10 лет отработал зав. мастерской Торопов Михаил Николаевич. Также и специалисты среднего звена : техники-осеменаторы, бригадиры; около 20 лет отработал агрономом Бабурин Николай Дмитриевич, ныне бригадир комплексной бригады; 7 лет - до избрания председателем Шулятьев Александр Павлович отработал главным агрономом хозяйства.
      Работают в колхозе династии: Жвакина Иннокентия Ильича, 
      Кропотина Владимира Семёновича, Мартьянова Михаила Дмитриевича, Тороповой Александры Ивановны, Мартьяновой Анны Андреевны, Бабурина Ивана Степановича и др.
      Есть и долгожители: более 90 лет Корепанову Алексею Федоровичу /у него производственный стаж/ и Мартьяновой Анне Андреевне - стаж в колхозе 38 лет.
      У многих колхозников выработан трудовой стаж более 40 лет.
      Архивные документы по колхозу сохранились с 1953 года /лицевые счета/.С образования колхоза и до 1952 года архивных данных нет и они не сдавались в районный архив. Трудовые книжки колхозникам выдали 14 мая 1966 г. и в них имеются записи о работе в качестве членов колхоза с 1931 г. по 1952 г. на основании протокола Совета социального обеспечения колхоза имени Свердлова от 24 октября 1972 г. за подписью председателя колхоза Винокурова Вадима Викторовича. А те, кто работал в летние месяцы во время учебы, подтверждали его свидетельскими показаниями на основании архивной справки с похозяйственных книг Советского сельского Совета.
      С 1986 г. по 1990 г. шло активное строительство жилых домов частного сектора. Дома строились из бруса и газосиликатных блоков. В то же время был построен и пущен в эксплуатацию медпункт, свинарник и двор по беспривязному содержанию КРС.
      В 1991 г. началась акция по продаже товаров по чекам ""Урожай-90"". Значительно дешевле приобретались такие товары как одежда и бытовая электротехника, хоты полностью погасить чеки не удалось.
      В 1994 г. сняли с баланса колхоза Дом культуры и детский сад, планировалось закрыть КПП /комплексный приемный пункт/, но он был оставлен и передан сфере обслуживания.
      В 1992 г. была проведена деноминация рубля. Длилась до 1997 г.
      В 1994 г. впервые наши колхозники обратились в Центр занятости населения, получая пособие по безработице. И до сих пор есть некоторые товарищи, не желающие постоянно работать в хозяйстве.
      С 1999 г. планировали перевод хозяйства на внутрихозяйственный расчет, но хозяйство уже несколько лет работает на хозрасчете.
      По итогам работы за 2000 год колхоз признан одним из лучших в районе. Признаны лучшими и получили звание ""Лучший председатель"" председатель колхоза Шулятьев Александр Павлович, и ""Лучший экономист"" - главный экономист Веселкова Валентина Ивановна.
      За все существование колхоза многие его труженики были отмечены различными поощрениями и наградами государства, такими, как например:- орден ""Ленина"", орден ""Знак Почета"", орден ""Трудового Красного Знамени"", медалями ""За трудовую доблесть"", ""За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина"", ""За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."", 30-40-50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."", ""За преобразование Нечерноземья РСФСР"", медалью ""Ветеран труда"" /награждено 74 человека и они при выходе на пенсию по старости затем получили звание ""Ветеран труда"" -пользуются некоторыми льготами/, знаками ""За работу без аварий 2 и 3 степени"", различными значками, званиями ""Заслуженный механизатор РСФСР"", ""Ударник пятилетки"", ""Лучший по профессии"", медалями и орденами ""Материнства 1, 2 и 3 степени"", Почетными дипломами, Почетными грамотами; многие работники и специалисты колхоза были занесены на колхозную, районную и областную Дочку Почёта, в Книгу Почёта, в Книгу
      Трудовой Славы; звание ""Заслуженный колхозник"" имели несколько человек , но они умерли. Сейчас, в основном, поощряются материально. В 2001 году были вручены областные губернаторские премии комбайнерам на уборке урожая и другим передовикам производства.
      На данное время осталось в живых 5 участников Великой Отечественной войны и 4 вдовы, но сейчас к ним добавляются участники Афганистана, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и принимавшие участие в военных действиях Чеченского конфликта.
      В 2001 году колхоз отмечает своё 70-летие, селу исполняется 350 лет и 100-летний юбилей отмечает библиотека. В этом же году каменной церкви исполнилось бы 240 лет, но она разрушена.
      В составе фонда имеются: протоколы заседаний пленумов, президиумов, сессий и исполкомов сельского Совета, документы постоянных комиссий, отчеты депутатов перед избирателями, документы по выборам в местные Советы.
      Научно-техническая переработка проведена документа фонде в 1979 году. В результате переработки проведена экспертиза ценности документов, составлены новые заголовки дел, на документы по личному составу составлена самостоятельная опись. В настоящее время по фонду имеется 2 самостоятельные описи. Опись на похозяйственные книги за 1939-1993 годы и на похозяйственные книги за 1983-1996 годы.
      К описи составлен научно-справочный аппарат: заглавный лист.оглавление. предисловие, список сокрашенных слов.

      Зав.архивным отделом О.В.Тайстра п. Фаленки http://fk.archiv-kirov.ru/ensa/%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4/f29a849639f40af1...

      Аватар пользователя дмитрий76

      1722 г. Ревизские сказки селений сельских обществ Хлыновского уезда:

      Хлыновского уезду Филиповы слободки Святицкая волость

      л.351, Филиповы слободки Святицкой волости церкви во имя Всех Святых над речкою (л.351об.) Святицею

      у Михаила Резанова сын Панфил-3.

      Сторож Иван Филипов сын Хлобыстов-70, у него дети Филип-20.

      Сторож Ананья Терентиев сын Казаков-30, у сторожа Ананьи племянник Влас Якимов сын Косарев-5.

      У просвирницы Натальи Перфирьевской жены Резановы сын Лаврентей-30.

      Итого-6.

      В выше писанном селе обыватели живут в двух дворех.

       

       

      Спасибо, Дмитрий!

      Добавлю от себя по родному селу.

       

      КнигаРоссийский государственный архив древних актов (РГАДА)

      Фонд 1209. Опись 1. Часть 1. Книга. 521.

      186 (1677/78) г. Переписная книга города Хлынова с уездом переписи Михаила Петрова Воейкова и подъячего Федора Прокофьева.

      Листы 3-103 Новая слободка Филиповка

      Лист 97 оборот — 98.

      «... Погост вновь Святицкой, а на погосте церковь во имя всех святых, у той церкви
      (в) поп Федор Иванов сын Рязанов, у него сын у той же церкви в пономарех Перфилко
      (в) дьячек Савинко Осипов сын Роспопов, у него сын Данилко 4 лет
      (в) просфирница Домница Иванова, у нея сын Богдашка 10 лет
      ...»1

       

       

      Источник: http://www.falenki.ru/blog/selo-svyatica-v-1678-godu

      1710 г. Переписная книга города Вятки (Хлынова) и Вятского уезда переписи стольника С.Д.Трахониотова: Филипповская слободка. (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1098. Ч. I: лл.1-668; ч. II: лл.669-1340.)

      (л.638) Погост у речки Святицы а в нем церковь во имя Всех Святых у той церкви

       

      Во дворе поп Афонасей Федоров сын Рязановых 40 лет у него жена Катерина Корнилова дочь 49 лет у них дочери Авдотья 13 лет Ирина 9 лет

      Во дворе поп Кондратей Михайлов сын Власов 28 лет у него жена Фекла Алексеева дочь 30 лет у них дочь Акилина 5 недель

      Во дворе дьякон Клим Кирилов сын Ведерников 50 лет у него жена Офимья Маркова дочь 45 лет

      Во дворе дьячек Григорей Тихонов сын Сунцов 30 лет у него жена Ефросинья Зотова дочь 39 лет

      (л.638об.) Во дворе пономарь Борис Перфильев сын Резанов 20 лет у него мати Наталья Самсонова дочь 70 лет

      Во дворе Трапезник Терентей Дмитриев сын Казаков 50 лет у него жена Ирина Тимофеева дочь 49 лет у них дочь Наталья 8 лет

       

       

      Очень сильно подозреваю (почти уверен), что список фамилий, данных по селу:

      Рода, число семей: Ардашев — 1  Белых — 1  Двинянинов — 1  Короваев — 1  Кузнецов — 1  Лопатин — 1  Морозов — 1  Мухачев — 1  Попов — 1  Соболевский — 1  Тронин — 1 

      ошибочен и видимо относится к другому населенному пункту.

      1) Обратите внимание на данную ув. Татьяной Выписку из РС 1811 года Вятской губернии Глазовского уезда Святицкой волости

      (ГАКО Ф, 176 Оп. 8 Д.13) Села Святицкого - там есть фамилии Меншиков, Хлобыстов, Бабурин

      так же, по 1763-1769 350-2-3905 Филипповой слободки Святитской волости в селе упомянуты Меншиковы, Яговкины, Бабурины

      2) цитата из статьи выше о селе: "30 декабря 1919 г. представители церковной общины (Козьма Четвертных, Григорий Торопов, Петр Мартьянов, Семен Яговкин, Артем Гордин, Елизар Ветошкин, Николай Московкин, Василий Мартьянов, Исаак Егорович Ушаков, Елизар Андрианович Порошин , Андрей Семенович Целоусов, Василий Меньшиков, Алексей Воробьев, Сергей Бабурин, Алексей Четвертных, Михаил Кропотин и неграмотные Никанор Фоминых и Никанор Кропотин"

      Т.е. в церковной общине в 20м веке присутствуют три фамилии из упоминавшихся в 18-19 веке, но ни одной из списка родов.

      Откуда такая уверенность, Станислав?

      Это мое родное село. Перепроверено все не раз.

      Меньшиковы к этому времени уже были переведены в Меньшиков починок, Хлобыстовы - в д. Барминцы (сверьте с данными Мемориала - там они числятся, как репрессированные).

      Ардашевы, Двиняниновы, Короваевы, Мухачевы, Поповы, Соболевские, Тронины - служители причта. Почти про каждого знаю, как звали, когда примерно в село переведен, и из села куда потом переведен. Их же часто переводили из села в село, из постоянных священнических семей только Ардашевы, Поповы, Тронин.

      Вот Вам, например, список священников на 1917 г.

      917 — с. Святица

      Священник Ардашев Александр

      Священник Якимов Ипполит

      Священник Кибардин Николай

      Диакон Попов Нафанаил

      Псаломщик Свечников Георгий

      Псаломщик Кибардин Арсений

      Псаломщик Лебедев Филипп

      Белых и Кузнецов - торговцы.

      Земли в селе было мало, оно "зажато" между двумя логами, впадающими в р. Святицу, поэтому крестьян переселили в деревни, а их поля передали священникам.

      Что касается списка церковной общины, то это ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА, а не жители села. Это жители окружающих деревень (в приход входило более 80 деревень). Я даже примерно знаю из каких.

       

      Да и списки землевладельцев и домохозяев 1891 г. - кто работал с ними, тот знает - они созданы по волостям и сельским обществам волостными писарями. Я еще понимаю, если бы ошиблись в 1-2 фамилии, но свое село волостной писарь перепутать с другим никак бы не смог.

      Виктор, спасибо за разъяснение, я был не прав.

      Сопоставляю названия из СНМ 3й РС ( 1763-1769 350-2-3905 ) по Святицкой волости с теми, что есть на сайте, и т.к. названия менялись плюс имеется множество схожих названий, сравниваю фамилии обитателей - вот тут село Святица и смутило полным несовпадением. Упустил из виду, что в той книге только списки крестьян, без причтов, что для погостов/сел важно учитывать.

      Аватар пользователя дмитрий76

      1722 г. Ревизские сказки селений сельских обществ (РГАДА, 350-2-3836):

      Хлыновского уезду Филиповы слободки Святицкая волость

      л. 328, погост Святицкой на том погосте беспахотные бобыли

      Нестер Федоров сын Меньшиков-50, у него дети Денис-25, Федор-20, у Дениса дети Анисим-3, Хрисанф-полугоду, у него ж племянник Филип-полугоду.

      Петр Исаков сын Бабурин-20, у него сын Нефед-10дней.

      Антипа Игнатьев сын Яговкин-55, у него дети Федор-15, Тимофей-10, Микифор-7, Архип-полугоду.

      Нищие убогие Петр Никонов сын Ягушкин-20, Дементей Осипов сын Семакин-19, (л.328об.) Яким Иванов сын Косарев-55.

      Беспахотной бобыль Василий Дмитриев сын Казаков-89, у него сын Яков-50.

      Иван Филипов сын Ляпунов-40, у него дети Никита-10, Карп-году.

      Итого-21. Вышеписанном погосте обыватели живут двух дворех.

       

       

      Аватар пользователя дмитрий76

      350-2-3830 1721 Прописные, утаенные, новорожденные государственные черносошные

      л. 218об., на Святицком погосте беспахотные бобыли

      Антипа Игнатьев сын Яговкин сказал что у него новорозжденой сын Архип полугоду.

       

      Церковь Всех Святых, у той церкви нищие убогие

      Петр Никонов сын Ягушкин что он дватцати лет.

      Дементей Осипов сын Семакин девятнатцати лет.

      Яким Иванов сын Косарев что он пятидесяти пяти лет.

      Иван Филипов сын Ляпунов сказал что он сорока лет, у него дети Никита десяти лет, Карп году.

      Опись делам архива Вятской духовной консистории... (ТВУАК 1915 г. вып 1-3)

      Переписаны названия дел по годам:

      1739 г. По челобитной села Святицкого дьячка Онисима Сунцова пономаря Бориса Рязанова на сына Филипа в свозе сена и битье и вытравление огородца скотом и брани, на 12 листах, в нем порозжих 8 страниц.

      1740 г. О доношении Святицкой волости Всехсвятской церкви бывшего дьячка Онисима Сунцова о прижитии спудно младенцев тоя же волости крестьяне...