Спасо-Болотская Часовня (Караульня)

Тип: деревня
Статус: ныне не существует

Часовня «У Спаса на болоте»
Орловская Болотная часовня была воздвигнута в XVII веке на месте обретения иконы – нерукотворного образа Спасителя. Точно датировать эти события не представляется возможным. Известно только то, что по всей вятской земле разнеслась весть о ее чудесном появлении. Архиепископ Вятский и Великопермский Иона (годы служения на Вятке с 17 января 1675 года по 8 октября 1699 года) распорядился перенести святыню во вновь устраиваемый в г. Орлове мужской монастырь.

Архиепископ Вятский Иона.jpg         Патриарх Адриан
Архиепископ Вятский и Великопермский Иона         Патриарх Московский и всея Руси Адриан          

В монастырской летописи ("Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии". "Описание", как значится на заглавном листе, составлено на основании монастырских актов в 1848 году. Автор "Описания" объявил себя только инициалами I.С.) сохранились следующее упоминание:
«При державе Государей, царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей при патриархе Московском Адриане, Преосвященный Иона, Архиепископ Вятский и Великопермский, имевший великую ревность украшать свою Епархию церковным благолепием и благоустроением монастырей, узнал, что близ города Орлова при дороге в лесу среди болота на пустом месте под сосновым деревом находится, с давнего времени устроенная часовня, в которой имеется бесценное сокровище, нерукотворный образ Спасителя, прославившийся чудным своим явлением на той сосне, под которой стоит эта часовня. Архипастырь удостоверился, что православные христиане с великой верой притекают в каждое лето к сему чудотворному образу, и многие недужные получают в молитвах перед сею иконой скорое исцеление от различных болезней. И так ревнуя о славе Божьей, Святитель начал помышлять о том, чтобы устроить где-либо обитель в честь чудотворного образа. В это самое время явился к архипастырю казначей Вятского Трифонова монастыря старец именем Илья и, изъявляя пламенное свое желание, испрашивал благословения на устроение обители в честь сего чудного образа. Ревностный архипастырь не умедлил преподать благословение на сие святое дело, вручив старцу грамоту, отпустил его искать удобного места для построения обители… Старец с архипастырской грамотой поспешил прибыть в г. Орлов, предъявил оную грамоту духовенству и гражданам, и нашел в них усердие и готовность споспешествовать созиданию обители. Граждане с общего согласия указали старцу приличное для построения монастыря место близ реки Вятки… Казалось, при недостатке средств нельзя было ожидать быстрого успеха, но желание граждан, скорее видеть при своем городе святую обитель, и ближе к себе иметь чудотворный образ Спасителя, было так велико, что едва только старец успел заготовить потребные материалы на одно основание церкви, граждане убедили его осенью отправиться в город Вятку, испросить от архипастыря грамоту на построение храма и перенесение в оный из Спасо-Болотной часовни чудотворного образа. Архипастрь споспешествуя сему пламенному усердию предложил старцу, перенести на место вновь основанного монастыря деревянную церковь Архангела Михаила, находившуюся в городе и оставленную без священнослужителя за излишеством; и дал ему две грамоты, одну на перенесение чудотворного образа Спасителя из часовни на болоте в г. Орлов. В то же время архипастырь дал повеление совершить перенесение упомянутой иконы духовенству в сопровождении граждан с торжественным крестным ходом, и поставив оную икону в святые обители на вечные времена, а в память явления оной на болоте перенесения оттуда в городе совершать с ней крестный ход каждогодно в определенное время… Таким образом, возникшая в 1694 году в городе Орлове смиренная обитель, ровно через год после первого своего основания огласилась торжественным совершением божественной службы по освящении храма в 14 день сентября 1695 года…» «…Усердные орловские граждане и по перенесении чудотворной иконы в город при основании монастыря, не оставили без внимания места явления ее. Постоянно поддерживали древнее ее святилище, и по мере возраставшего усердия распространили здание часовни, поставив основание восточной стороны на пне того самого дерева, которое ознаменовано было чудным явлением иконы. Впрочем, при сей перестройке сохранен древний ее вид ….»


Виды Спасского мужского монастыря г. Орлова

По завещанию в 1695 году Преосвященного Ионы, стал совершается туда из монастыря торжественный крестный ход с чудотворным образом Спасителя дважды в год, а именно в 5 неделю по Пасхе, и в 16 день августа [ПКВГ на 1898 г. С. 19]. Стечением богомольцев из города и окрестных селений было весьма многочисленно. Специально по этому случаю организовывалась крупная ярмарка: «На площади где торгуются купцы шелковыми, бумажными и полотняными товарами, лавок никаких не имеется, кроме построенных до 20 балаганов. Балаганы сии занимают пространства 100 сажен, около их остается площади по дороге для народного стечения свободного места на четверть версты. Вблизи строения никакого нет. Торгующие мелочными товарами помещаются на время ярманки во временных балаганах, с истечением дня на ночь остаются тут же, а которые окончат продажу – разъезжаются по домам».

Также по велению Ионы был установлен ежегодный крестный ход с образом Нерукотворного Спаса 1 сентября в г. Хлынов и на праздник святой великомученицы Екатерины 24 ноября в г. Слободской «ради всенародного моления и сбора доброхотных подаяний на созидание обители» [ГАКО. Ф. 420. Оп. 1. Д. 4. Л. 5 об.].

Так было до революции. После революции Спасо-Орловский монастырь, созданный, построенный на народные пожертвования и служивший народу более двух веков, был уничтожен (на его месте теперь сельхозтехникум), разрушена часовня, судьба чудотворного образа Нерукотворного Спаса неизвестна. Но известно, что однажды чудная сила уже спасла икону. Она уцелела в огне пожара, случившегося в монастыре в 1701 году [ВГВ. 1851. № 31. С. 266.]. Сохранилась ли она в пожаре революции?

Чудотворная икона Спаса Нерукотворного
С XV в. на Руси получил известность иконографический извод Нерукотворного Образа, где лик Христа изображён на драпированном плате, который за верхние концы поддерживали два ангела. Мотив поклонения ангелов Мандилиону можно увидеть на чудотворной иконе из Спасского мужского монастыря в г. Орлове. 

На точном снимке 1849 г. с чудотворной иконы Нерукотворного Образа Спасителя, находящегося в Орловском Спасском монастыре, изображён лик Христа фронтально в нимбе с перекрестием. Пышные волосы распадаются на две симметричные пряди по сторонам. Короткая борода, разделённая на две части, вписана в окружность нимба. Нимб Христа несколько приподнят относительно его лика так, что пряди волос выходят за его пределы. Чуть вытянутый лик с высоким лбом, с тонким удлинённым носом, с круглыми глазами, смотрящими прямо на зрителя – традиционная для русской живописи иконографическая схема Нерукотворного Образа. Мандилион вытянут по вертикали в виде плоско расположенного и скупо украшенного белого полотнища с двух сторон собранного в складки, провисающие полукружиями. В иконографическую схему по сторонам добавлены ангельские фигуры, поддерживающие плат сверху. Иконописец, видимо, повторил своих предшественников – византийских и русских мастеров – в создании Спаса Нерукотворного. Иконография Св. Лика с ангелами, поддерживающими сверху плат, получила широкое распространение на вятской земле.

В описи монастырского имущества 1858 г. даётся такая запись об иконе: «Образ Спасителя на убрусе вставлен на 7 вершковой доске (31,15 см), с венцом сребропозлащенным просекным, цатою низанною мелким жемчугом с блесками и малыми стекловыми вставками с двумя сребропозлащенными венцами на ангелах и таковым же басменным окладом, вокруг коего в 24 клеймах чудеса на двух аршинной доске (142,24 см)» [ГАКО. Ф.420. Оп. 1. Д. 5. Л. 36 об.]. Таким образом, в середине XIX в. чудотворный образ был обложен рамой, на которой в 24-х клеймах были помещены сцены из истории Святого Убруса.

Настоятель Орловского мужского монастыря, докладывая о древностях обители на заседании Вятского губернского статистического комитета 28 ноября 1863 г., так описывал явленный и чудотворный образ Спасителя: «Чудотворный образ Спасителя имеет длину семь, а ширину шесть с половиной вершков (31,15 х 28,93 см) и украшен серебряною вызолоченною ризою. Риза устроена в 1842 году насчет суммы, пожертвованной различными лицами и заключает весу шестьсот золотников. О времени явления и прославления образа монастырь не имеет никаких сведений, известно только, что он перенесен туда в 1695 году.

К образу приделана припись, составляющая с первым 14 вершков длины и 12 1/2 ширины (63,3 х 55,63 см). На ней живописно изображено чудное дарование Убруса посланному от Эдесского владельца Авгаря, по сторонам – исцеление тем Убрусом Авгаря и избавление Константинополя от врагов благодатною помощью Убруса, а внизу – обретение того образа в пепле неповрежденным от пожара, который истребил все монастырское строение 1 ноября 1701 года. Припись сия также как и образ украшена ризою» [ВГВ. 1863. № 51. С. 373]. Из доклада настоятеля монастыря видно, что к 1863 г. чудотворный образ был обложен новой рамой меньшего размера, на которой в 4 клеймах помещены изображения: три – на сюжеты истории Святого Убруса и один – из истории обители.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      old_photo
      Часовня «У Спаса на болоте»

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      10468Спасо-Болотской Часовни (Караульня)часовняпри безымянном ключеОрловский уезд,
      Стан 2
      На Московском тракте, от границы Вятского уезда с Орловским, в г. Орлов6281112Часовня православная 1.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      072360церковьЧасовня на болоте (Спасское на болоте)Орловский уездРыбинская волость, Борисовское общество12351, л. 582
      В документе тип населенного пункта - «церковь Орловского мужского монастыря»
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/7.

      Комментарии

      Посмотрите, пожалуйста, у кого есть информация по Спасо-Болотской Часовне!

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Широта: 58.5040 Долгота: 48.9921 [источник]. На карте O-39-050-Б (Халтурин) 1966 г. в этом месте присутствуют строения.

      В [источнике] есть некоторая информация по НП.
       

      Дмитрий, огромное спасибо за информацию по Спасо-Болотской Часовне!

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Пожалуйста! Если вам не трудно, добавьте описание, фото. Это было бы хорошо.

      Дмитрий, добрый вечер!Описание добавил, а вот фото и карты не получается перенести.

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Сейчас на месте деревни свалка, по утверждению кладоискателей [ссылка]: "...часовня у Спаса на болоте недалеко от Зенгино, превращена в свалку, а некогда это было одно из самых почитаемых мест, и крестных ход туда был, может быть Вы даже об этом и слышали...". 

      Андрей Александрович, что вас связывает с этой деревней?

      Про икону Спаса и Крестный ход до этого места явления иконы я читал у отца Александра Балыбердина и в Интернете. Кладами я не интересуюсь, а вот если где-то были записи о крестоходцах 19 века - интересно было бы узнать, т.к. мои родственники могли ходить и в Великорецкий Крестный ход и к Часовне у Спаса на болоте. 

      Справа на карте видно небольшое озеро, сейчас оно уже высохло. А тогда название озера было озеро Святое. Думаю не случайно. Есть ли какая то инфрмация об этом??

      Да у нас есть такое озеро, но оно обмелело. Раньше из Святого озера вытекал ручей, который проходил через кордон где стояла часовня. Но с осушением болота (торфоразработками) все изменилось. А часовня стояла не такая как на фото. Ее размеры были от силы 5м на 5м. Совсем крохотная, даже печки в ней не было...

      Аватар пользователя Роман

      либо метка деревни не там за границами Орловского района либо район указали неверно

      Аватар пользователя Роман

      либо метка деревни не там за границами Орловского района либо район указали неверно

      А какой Ваш вариант метки и где проходит граница?

      Аватар пользователя Роман

      Если вы откроете Орловский район то увидете что метка стоит за границей района

      Аватар пользователя Роман

      Она там одна за границей

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Согласен, следует указать Оричевский район вместо Орловского.

      Спасибо за помощь!