Карасево (Ядгурецкое)

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

с. Ядгурецкое (Карасево) Глазовского уезда

Димитриевская церковь (1852–1861 гг.)

Приход с. Ядгурецкое открыт по определению Св. Синода от 19 ноября 1847 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Укан:  с. Ядгурецкое, д. Дзякинская, д. Лэзинская, д. Нижняя Кузьма, д. Сянинская, д. Верхняя Кузьма, д. Ботогурская, поч. Ботогурский, поч. Верх-Жабинский, поч. Удиевский.
В начале богослужения совершались в молитвенном доме, построенном в 1848 г. на средства прихожан. В 1851 г. началось строительство деревянной церкви, которая была освящена в 1852 г. в честь Св. Димитрия Ростовского.
В 1861 г. начато строительство каменного храма. Церковь строилась на средства елабужского купца Ф.Г. Чернова. Первым был освящен в 1861 г. правый престол теплой церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи. Старая деревянная церковь, после освящения первого престола, была разобрана. Холодный храм был освящен в 1863 г. во имя Св. Троицы. Левый престол теплой церкви освящен в 1876 г. в честь Казанской иконы Божьей Матери.
В 1881 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1897 г. – церковно-приходская школа.
Свято-Троицкая церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 20 декабря 1938 г. Здание передано под культурное учреждение. На основании постановления СНК УАССР от 1 июня 1940 г. здание церкви снесено.

Источник

История Свято-Троицкой церкви села Ядгурецкое (Карасево) Глазовского уезда (1861-1940 гг.)

 

Свято-Троицкая церковь села Карасево являлась самым обычным сельским православным храмом дореволюционной России. Судьба ее в годы Советской власти также оказалась самой типичной и горькой. Накануне Великой Отечественной войны Карасевская церковь была разрушена до самого основания. Но, благодаря документам, найденным в архивах Ижевска и Глазова, стало возможным, хотя бы в общих чертах, воссоздать печальную историю Карасевского храма.

Но сначала несколько слов о самом селе. Первые упоминания в письменных источниках о деревне Карасевской встречаются с 1800 г. Согласно документам середины XIX века, на пригорке, при безымянном ключе и речке Жабе, в 17 верстах от города Глазова, значилось небольшое вотское село Ядгурецкое (или Карасевское), состоящее из 24 дворов, в которых проживало 256 жителей. В настоящее время деревня Карасево располагается на территории МО «Кожильское» и стоит на тракте Глазов – Яр, в 5 км от центральной деревни Кожиль. (1)

В 1847 г. в селе, согласно определению Святейшего Синода был открыт православный приход. В него вошли селения, ранее входившие в приход села Укан. Однако крестьяне села Ядгурецкого и окрестных деревень, опасаясь непосильных расходов на вывоз леса для строительства нового храма, отрицательно отнеслись к устройству у них отдельного прихода и выражали желание остаться при Уканской церкви. Открытие ядгурецкого прихода грозило затянуться не неопределенный срок. Однако в марте 1847 г. купец первой гильдии из города Елабуги Федор Григорьевич Чернов «заявил Вятскому епископу» о том, что жертвует «161500 р. на постройку 5-классных церквей в вотских селениях». Решением Вятской Консистории в список населенных пунктов, где на средства купца Чернова должны были быть построены православные храмы была включена деревня и Ядгурецкая. (2)

В высшей степени примечательна сама личность Федора Чернова (1783-1869). Елабужский купец составил свое состояние на торговле зерном. В течение ряда лет он служил судьей, бургомистром и градским головой Елабуги. В 1835 г. основал и построил Сюгинский стекольный завод, положивший начало городу Можге. Но, постарев, ослепнув и потеряв горячо любимую дочь, Федор Григорьевич в 1842 г. продал и завод, и огромные лесные угодья. После этого одинокий старик-купец принимает решение пожертвовать свое состояние на богоугодное дело строительства храмов. (3) Все церкви строились Черновым исключительно в удмуртских селах, с целью приобщения новокрещеных «инородцев» к православию.

На деньги купца и на проценты с завещанного им капитала в «Благотворительном Черновском комитете» за период с 1844 по 1912 гг. было сооружено или благоустроено свыше двадцати каменных храмов. Будучи деловым и обязательным человеком с большим практическим опытом, Федор Григорьевич вникал во все дела строительства храмов, начиная с подбора проектов и кончая оснащением причта необходимым облачением, закупал плиты для пола, богослужебную утварь и иконы, нанимал специалистов, даже давал советы, как класть стены из кирпича. В родной Елабуге купец построил детский приют с большим садам и двухэтажным зданием, где могли жить и учиться до 100 девушек. За свои заслуги Федор Григорьевич был награжден орденом Св. Анны 3-й степени и тремя золотыми медалями на Аннинской, Владимирской и Андреевской ленте. Всего на строительство храмов елабужский купец потратил свыше 200 тысяч рублей. Похоронен был Федор Григорьевич в построенном им храме Святой Троицы в Елабуге. (4)

Таким образом, благодаря вмешательству купца Чернова был открыт Ядгурецкий приход. Были назначены священник и два причетника. Первое время богослужения в селе совершались в молитвенном доме, построенном на средства прихожан. В 1851 г. была построена временная деревянная церковь, через год освященная в честь Святого Димитрия, митрополита Ростовского. Спустя всего десять лет, в 1861 г., на средства купца Чернова в селе началось возведение каменного храма.

Строительство церкви шло быстро. В том же 1861 г. в новом теплом храме был освящен правый престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. После этого события старая деревянная Димитриевская церковь была разобрана. В 1863 г. новый холодный храм освящен во имя Святой Троицы. Последним в 1876 г. был освящен левый престол теплой церкви – в честь Казанской иконы Божьей Матери. (5)

В то время при проектировании и строительстве церквей в Вятской губернии обычной практикой была ориентация на какой-либо реально существующий, индивидуально спроектированный храм. Присланные чертежи, как правило, корректировались с учетом особенностей местности, наличия строительных материалов и изменения масштабов самого здания. Образцом для постройки церкви в селе Ядгурецком купец Чернов избрал план храма в селении Рожки Мамлыжского уезда. Помимо Карасевской церкви, по такому же проекту были построены храмы в селах Ежево (1857) и Тыловай-Пельга (1861). (6)

Согласно «Клировой ведомости» 1865 г. каменная Троицкая церковь была «крепка», но «утварью малодостаточна». Причт состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просфорницы. К Ядгурецкому приходу, кроме села, относилось еще девять деревень на расстоянии от трех до восьми верст от церкви. Всего в приходе числилось 1213 мужчин и 1328 женщин, подавляющее большинство из них – вотяки. (7)

В 1877 г. в селе Ядгурецком была открыта церковно-приходская школа, куда ходило 28 мальчиков-вотяков. Местный священник на свои средства нанимал для школы учителей, а закону Божьему обучал сам. Как писали в то время «Вятские епархиальные ведомости», «вотяки-прихожане очень благодарны священнику за открытие школы и охотно отдают в оную своих детей». (8) В 1899 г. в школе учились девочки, которые ходили на занятия в своеобразной форме – однообразных коричневых платьях и серых платках. Учителем в школе работал диакон Головин. Жена диакона Мария Павловна бесплатно обучала учениц рукоделию. Девочки учились шить белье, вышивать и вязать. (9) По тем временам женское образование было редким явлением для Российской империи, тем примечательнее пример Карасевской школы.

В 1881 г. при Троицкой церкви было открыто церковно-приходское попечительство, которым заведовали местные прихожане. Согласно «Клировой ведомости» 1905 г. «деятельность попечительства состояла в поддержании местной женской церковно-приходской школы, причтовых помещений, отоплении приходского храма и освещении сторожевой палатки при храме». (10)

На фоне скромных деревянных церквей соседних приходов каменный Карасевский храм производил на приезжих особенно сильное впечатление. По словам видевших здание, церковь была большой, крытой железом, с внутренней росписью, чистой и светлой. В 1899 г. карасевские прихожане были удостоены благодарности Епископа Вятского и Слободского Алексия «за усердие к храму Божию». (11)

В 1915 г., накануне крушения царской России, штат Карасевского храма состоял из семи человек. Помимо двух земских училищ, в селе продолжала действовать церковно-приходская школа, в которой обучались 36 мальчиков и 25 девочек. (12) По воспоминаниям старожилов, Троицкая церковь находилась на окраине села, на самом тракте. Напротив храма на другой стороне дороги находилось кладбище, действующее и в настоящее время. Около церкви росли кедры, липы и тополя. (13)

О том, как жил Троицкий храм в бурные годы гражданской войны, известно совсем немного. Согласно документам, начиная с апреля 1918 г., Глазовский уездный исполком и волостные советы, следуя приказу, поступившему из Вятки, собирали подписку со всего местного духовенства с обязательством «не вмешиваться с распоряжения гражданских властей и не вести никакой агитации против Советской власти». Священники Карасевской церкви Павел Луппов и Василий Тронин отличились тем, что требуемую подписку дали, но явно с неохотой и с очень большим опозданием – только в начале августа. (14)

Гражданская война в 1919 году прошла и по территории самого Карасева. Здесь в 1919 г. прошли ожесточенные бои Красной Армии с наступавшими войсками адмирала Колчака. Вокруг деревни и сейчас можно видеть окопы, сохранившиеся с тех времен. (15)

С окончанием гражданской войны в Поволжье разразился страшный голод, не обошедший стороной и Удмуртию. Весной 1922 г. в Удмуртии, как и по всей стране, началась кампания «по изъятию церковных ценностей», которые, как было объявлено официально, должны были пойти на закупку продовольствия для голодающих. 3-го апреля на заседании Глазовской уездной комиссия по изъятию церковных ценностей, в присутствии верующих и нового священника Троицкой церкви Бельтюкова, было принято решение об изъятии в Карасевском храме нескольких богослужебных предметов из серебра – кадила, лжицы, креста напрестольного, обложки от Евангелия и окладов с четырех икон. Согласно протоколам заседаний комиссии, конфискация в Троицком церкви, как и во всем Глазовском уезде, в целом прошла спокойно и без происшествий. (16)

Священник Яков Васильевич Бельтюков, помимо службы в Карасевском храме, шестнадцать лет «учительствовал в начальном училище». В сентябре 1929 г., в разгар очередной антирелигиозной кампании, его сын, также работавший учителем, решением Президиума Глазовского Еросисполкома, вместе с женой был снят с работы за «систематическую связь с отцом, который является попом». В январе 1930 г. Бельтюков-старший лишен избирательных прав «как служитель культа». Не выдержав этих гонений, Яков Васильевич от «службы культа» отказался. Тем не менее, в мае бывший «поп» был отнесен властями «к кулацкой группе, как служитель культа», связанный с сельским хозяйством и получавший «нетрудовой доход». (17) Впрочем, судьба Якова Васильевича в целом сложилась благополучно. В феврале 1935 г. Президиум Глазовского Райисполкома, принимая во внимание, что гражданин Бельтюков «за время пребывания лишенцем занимался общественно-полезным трудом» с 1931 г. даже являлся «ударником» и проявил «лояльность Сов. власти», постановил: бывшего священника «восстановить в избирательных правах». (18)

После ухода Якова Васильевича для Троицкого храма наступили тяжелые времена. Еще в 1929 г., задавленный требованием властей провести непомерно дорогой ремонт храма, церковный совет распался и прекратил свою деятельность. Начиная с этого момента, богослужения в храме больше не проводились. (19) В 1933 г. в храме из всего причта числились только псаломщица Тукмачева и священник Григорий Рязанов, время от времени приезжавший в деревню из Глазовского собора. (20)

В 1932 г. в Карасевской церкви был запрещен колокольный звон, а спустя два года, после того, как все семь колоколов храма (общим весом свыше 93 пудов) были занесены властями в особый список, началось их расхищение. (21) Сначала взамен «расколовшегося колокола на Глазовской Пожарной каланче» было разрешено изъять из Карасевской церкви восьмипудовый колокол. (22) Затем в июне 1935 г. Карасевский и Кожильский колхозы получили разрешение забрать по одному колоколу «для пожарных сигналов». (23) 12 апреля 1936 г. председатель соседнего колхоза в Удеево Ельцов самовольно проникнув в закрытую церковь, «без разрешения» увозит еще один колокол. Через три дня после этого вторжения специальная комиссия, состоящая из местного начальства, обнаружила, что три замка, на которые закрывался храм, взломаны, хранящиеся в здании «шелковый материал и ризы» разбросаны, и что из этого имущества «расхищено», установить невозможно. (24)

26 апреля 1936 г. по всем деревням бывшего прихода Троицкого храма местными властями были организованы собрания колхозников. Основной вопрос – «оставить или закрыть церковь». По словам председателя сельсовета, выступившего на собрании в деревне Удеево, «Карасевская церковь приходит в безхозяйственное состояние», требует ремонта, окраски крыши и остекления, «попа при церкви нет», окружающее население «благодаря разъяснительной работы» уже поняло, «что церковь является лишь дурманом народа». Большинство колхозников были вынуждены проголосовать за постановление: «ввиду безхозяйственного состояния церкви и как население уже не заинтересовано содержать ее, от церкви отказаться». (25)

О том, насколько население было «не заинтересовано содержать церковь», красноречиво говорят результаты голосования среди колхозников деревни Удеево по поводу судьбы Троицкого храма: «за» – 30 человек, «против» – 5, «воздержалось» – 23. Примечательно большое число воздержавшихся. Как представляется, здесь на результаты голосования в значительной степени сказались сильное давление властей и страх людей за свою судьбу. В самой деревне Карасево из 87 собравшихся крестьян за то, чтобы «закрыть церковь» и «использовать под культурный дом для колхоза», проголосовало всего две трети присутствовавших - 60 человек. (26)

4 марта 1938 г. на заседании Президиума Глазовского Райисполкома было отмечено, что «с каждым годом здание разрушается, в настоящее время <...> без окон, дверей и печей, часть крыши уже снесло ветром». (27) Для осмотра храма районными властями создана «техническая комиссия». Посетив 14 марта полуразрушенный и полностью разграбленный храм, комиссия рекомендовала: «просить райисполком о разломке сущ. здания церкви с использованием строительного материала при разборке на нужды колхозов». (28) Тогда же в церкви были сделаны фотографии, красноречиво свидетельствующие о печальном состоянии храма. Известно, что к тому времени церковное имущество и колокола были «растащены», из железных листов крыши делали «печку и ведра». (29)

Тогда же Глазовский горсовет предложил православной общине города, в то время ведущей упорную и безнадежную борьбу с властями за Преображенский собор, взять в пользование городскую «кладбищенскую часовню или церковь в селе Карасево». Однако верующие Глазова на общем собрании общины 20 мая 1938 г., выслушав «с чувством глубокого негодования» предложение об обмене здания городского собора на «церковь в селе Карасево, отстоящую от города в 20, а от жительства некоторых членов и более 40 километров», постановили: «все это не более не менее как издевательство и насмешка со стороны Горсовета <...> пусть нас лучше похоронят <...> чем согласимся отдать единственный собор...» В августе глазовская община окончательно отказалась от Троицкой церкви. (30)

В декабре 1938 г. Наркомпрос Удмуртской АССР и Глазовское РайОНО внесли в Президиум Верховного Совета республики предложение о переносе Карасевской школы, ютящейся в «2-х старых, прогнивших» домах, в здание Троицкой церкви. (31) 20 декабря решением Президиума Верховного Совета УАССР «ходатайство Глазовского Райисполкома о закрытии церкви в селе Карасеве» было удовлетворено, а сам храм передан районным властям «для использования под культурно-просветительское учреждение». (32)

Однако, как показывают документы, Троицкий храм школой так и не стал. Долгие годы разрухи и полного равнодушия властей к судьбе здания не прошли даром. 8 апреля 1940 г. Райисполком докладывал Верховному Совету УАССР: «Карасевская церковь стоит, не используется т.к. она угрожает своей технической непригодностью; имеет в стенах трещины, куполообразное чердачное перекрытие провалилось площадью до 30 кв. метров. Имеется решение Исполкома использовать кирпичи Карасевской церкви на строительство школы». (33)

1 июня 1940 г. Совет Народных Комиссаров УАССР принял постановление «О сносе закрытой церкви в д. Карасево Кожильского с/совета, Глазовского района». Весь строительный материал, оставшийся от церкви (кирпич, бутовый камень, плитки для пола), было приказано «взять на учет и реализовывать» в пользу местного бюджета, а «цветные металлы и церковную утварь – подсвечники, люстры и т.п.» сдать на переплавку. (34) Почти сразу же, 14 июня, Глазовский райсовет назначил ответственных лиц для «организации сноски Карасевской церкви», предписав полученный кирпич использовать «на нужды колхозных сушилок и на ремонт печей культпросветучреждений». (35)

О том, что разрушение храма началось уже летом 1940 г., свидетельствует и такой факт: 19 июля того же года Исполком Глазовского райсовета рассмотрел «заявление от правления колхоза Дзякино Байдалинского с/совета Ярского р-на об отпуске кирпича Карасевской церкви на зерносушилку». Было принято решение: «в ходатайстве отказать». (36) Напрашивается вывод: если колхоз соседнего района просит кирпичи от храма, то, скорее всего, было что просить. Из вышеуказанного следует, что в июле 1940 г. работы по разрушению Троицкой церкви шли полным ходом.

Так летом 1940 г. погиб храм, когда-то возведенный на деньги елабужского купца Федора Чернова, служивший гордостью и украшением всей округи. Трагедию Троицкой церкви нельзя назвать исключительной – в годы «безбожной» власти такая судьба постигла сотни и тысячи православных храмов России.

Сейчас на окраине деревни Карасево, напротив кладбища, можно заметить неглубокий, поросший травой котлован. Здесь в земле кое-где еще можно заметить обломки кирпичей Троицкой церкви. Красавцы-кедры и высокие тополя, когда-то окружавшие погибший храм, продолжают стоять здесь до сих пор. Сама деревня насчитывает теперь всего 27 дворов и несколько десятков коренных жителей. Остальные дома скуплены горожанами под дачи и огороды. Место, где когда-то стояла деревенская церковь, для всех его жителей остается почитаемым и памятным. (37)

Источник

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      old_photo
      Димитриевская церковь (1852–1861 гг.)
      old_photo
      убранство Дмитриевской церкви
      old_photo
      убранство Дмитриевской церкви

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      д. Карасево (Andrey Ivashchenko)
      д. Карасево (Andrey Ivashchenko)
      д. Карасево (Andrey Ivashchenko)
      д. Карасево (Andrey Ivashchenko)
      Карасево (Andrey Ivashchenko)
      Карасево (Andrey Ivashchenko)
      Панорама д. Карасево (Andrey Ivashchenko)
      Панорама д. Карасево (Andrey Ivashchenko)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Ландратская перепись, РГАДА 350-1-371, 1717 г.
      3730122Деревня Ядгурец[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездКаринская волость, Отяцкие доли, Чепецкая нижняя доля 8Σ 1979об
      Ландратская перепись, РГАДА 1209-1-1099, 1717 г.
      3740591Деревня Ядгурец[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездКаринская волость, Отяцкие доли, Чепецкая нижняя доля 8Σ 19275
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3814, 1719 г.
      1922301Деревня Ядгурец[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктКаринский стан, Каринская волость, Верхочепецкая отяцкая нижняя доля♂ 29743
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3836, 1722 г.
      421936деревня ЯдгурецСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктКаринский стан, Каринская волость, Верхочепецкая отяцкая нижняя доля8♂ 31555об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3835, 1722—1727 г.
      2601949деревня ЯдгурецСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктКаринский стан, Каринская волость, Верхочепецкая отяцкая нижняя доля8♂ 31625об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-3191, 1747 г.
      541616в деревне ЯдгурецкойКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездКаринский стан, Верхочепецкая отятская нижняя доля, Дизминская сторонаотяки♂ 2115054—15074888—889
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3190, 1748 г.
      1540121Ядгурецкая деревняКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездКаринский стан, Верхочепецкая отятская нижняя доля, Дизминская сторонакрещеные из отяков♂ 2225512—25533302—304
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3199, 1762—1764 г.
      1010030Ядгурецкая, деревняКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд[Каринский стан], Верхочепецкая Нижняя доля, Дизминская сторона♂ 35 ♀ 32133—136об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3207, 1762—1764 г.
      1020031Ядгурецкая, деревняКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд[Каринский стан], Верхочепецкая Нижняя доля, Дизминская сторонановокрещены из отяков♂ 35 ♀ 32131—135

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      1001048в д.ЯтгурскойГлазовская округаУканская волостькрещеных вотяков55131, л. 290
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      1951Ядгурецкое (Едгурецкое, Карасево или Карась-гурт)с. каз.при безымянном ключе и рч. ЖабеГлазовский уезд,
      Стан 1
      На Вятско-Пермском почтовом тракте из Вятки до г. Глазова172424113143256Церквей православных 2.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      4099село Ядгурецкое; село Карасево; Корас-ГуртВятская губерния, Глазовский уезд,
      Нижне-Уканская волость, Мосеевское общество
      н/дн/д42382постоялый двор
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      02270503селоЯдгурецкое (с. Карасево, Корась-Гурт)Глазовский уездНижне-Уканская волость, Мосеевское общество47191191382[-]1, с. 466—473
      Сословие (разряд)
      Народность
      44184178362
      371320
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 8. Глазовский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1892.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      020953селоЯдгурецкое (Карасево)Глазовский уездНижне-Уканская волость, Мосеевской сельское общество522642284921, л. 100
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/2.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      730005д.КарасевскаяГлазовский уездс. Ядгурецкое (Карасево), Свято-Троицкая церковь1915
      По данным: ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.1004 г., лл.243-243 об.; клировая ведомость за 1915 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)
      730012с.Ядгурецкое (Едгурецкое, Карасево, Карась-гурт)Глазовский уездс. Ядгурецкое (Карасево), Свято-Троицкая церковь1915
      По данным: ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.1004 г., лл.243-243 об.; клировая ведомость за 1915 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Список населённых мест Вотской автономной области 1924 г.

      Название
      (Старые и местные названия)
      Тип НПВолости
      Всего
      дворов
      В том числе
      рус. вот. тат. пр.
      Всего жителей
      Быв. надельн. земли
      Всего, дес.
      в т.ч. пашни
      сенокоса
      Расст. до нового
      уезд.центра
      волцентра
      Ближайшие:
      Б: базарн.пункт
      С: ж.д.станция
      П: почт-тел. контора
      и верст до них
      02-095Карасево
      (Ядгурецкое)
      село1911: Нижне-Уканская Глаз.у.
      Н.1924: Нижне-Уканская Глаз.у
      1924+: Глазовская Глаз.у
      1920:
      1924:
      63
      63
      9
       
      54
       

       

       
      457
      460
      1308.81
      873.42
      94.47
      17
      17
      Б: г. Глазов, 17
      С: Яр, 17
      П: г. Глазов, 17

      АТД 1924 г.: д. Карасево — Глазовский уезд, Глазовская волость, Кожильский сельсовет
      АТД 1925 г.: с. Карасево — Глазовский уезд, Глазовская волость, Кожильский сельсовет

      Списки населённых пунктов Удмуртской АО / АССР

      Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии / Составители: О.М.Безносова, С.Т.Дерендяева, А.А.Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995.

      ДатаТип н.п.Название н.п.РайонСельсовет
      3207100201.03.1932деревняКарасевоГлазовский ёросКожильский сельсовет
      3507040301.01.1935деревняКарасевоГлазовский районКожильский сельсовет
      5507031201.09.1955деревняКарасевоГлазовский районКожильский сельсовет
      5707071301.08.1957деревняКарасевоГлазовский районКожильский сельсовет
      6507091001.06.1965деревняКарасевоГлазовский районКожильский сельсовет
      7107060501.07.1971деревняКарасевоГлазовский районКожильский сельсовет
      8007060801.01.1980деревняКарасевоГлазовский районКожильский сельсовет
      8907060701.01.1989деревняКарасевоГлазовский районКожильский сельсовет

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      94210835005деревняКарасевоУдмуртская РеспубликаГлазовский районКожильский сельсовет672938удмурты: 90 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      94210835005деревняКарасевоУдмуртская РеспубликаГлазовский муниципальный районКожильское сельское поселение583325сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 13.10.2014. Удмуртская Республика

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      716630деревняКарасевоГлазовский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Троицкая церковь

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село ЯдгурецкоеТроицкая церковьГлазовский уезд1-й благочиннический округ
      №7, с. 221

      120. Троицкая в селе Ядгурецком.

      Каменная, построена в 1861 г. на капитал, пожертвованный Елабужским почетным гражданином Черновым. Престолов два: в холодном храме во имя Св. Троицы в теплом в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи.

      При церкви - священник, диакон и два причетника. Имеют собственные домы. Земли к церкви отведено. 3 дес. усадебной и 66 дес. пахатной и сенокосной, но последняя за церковию не утверждена.

      Приход состоит из Русских и Вотяков: первых 24 м. п. и 28 ж. п., последних 1173 м. п. и 1206 ж. п. и военных из Русских и Вотяков 110 м. п. и 144 ж. п.; всего в приходе 1307 м. п. и 1378 ж. п. К приходу принадлежат, кроме села, 10 деревень, в расстоянии 2-8 в. от церкви.

      Село Ядгурецкое в 190 в. от г. Вятки. Ближайшия села: Укан в 22 в., Ежево в 18 в. и г. Глазов в 17 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Ядгурецкая - Троицкая, церковь приходскаяГлазовский уезд1-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 1747, жен.п.: 1780. Штат — священников: 1. диаконов: 1. псаломщиков: 1. Рукописное примечание — 1848.

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      Ядгурецкое (Карасево)ТроицкаяГлазовский уезд1-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село Ядгурецкое (Карасево)Троицкая церковьГлазовский уезд1-й благочиннический округ

      8) Село Ядгурецкое (Карасево) – Троицкая церковь, каменная, построена в 1861 г.; расстоянием от г. Вятки в 193 вер., от уездного города в 17 вер.; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 псал; квартиры для причта казенные, кроме диакона Луппова, который живет у матери, имеющей свой дом, и пс. Князева, проживающего на частной квартире; земли: усад. 3 д. 1728 с.; братский денежный доход: содержание от казны 931 р. на весь причт, кружечный раздел – по общей св. 300 руб., диак. 200 руб., пс. 100 руб., по частной св. 75 р., диак. 50 руб., пс. 25 руб.; руги собир. на весь причт до 200 п. ржи, 100 п. ячменя и 200 п. овса; прихожан: прав. рус. 149 м. п., 136 ж. п., крещ. вотяк. 2086 м. п., 1952 ж. п.; приход состоит из 12 селений.

      Село расположено на возвышенном месте при реке Жабе. Местность лесом бедна; в приходе три школы: две школы в селе церк.-прих. женская и мужская земская; третья школа земская в дер. Верхней-Кузьме в 10 вер. Прихожане занимаются исключительно землепашеством. В последнее время многие крестьяне стали заниматься отхожим промыслом. Вол. правл. Нижне-Уканское в 22 вер., мед. пункт при вол. правл. Линия жел. дор. в 3 вер. Село стоит на тракту. При церкви имеется древняя книга Октоих 1666 г.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. Ядгурецкое (Карасево)Свято-Троицкая церковьГлазовский уезд
      Число населённых мест в приходе: 12 (Смотреть список)
      По данным: ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.1004 г., лл.243-243 об.; клировая ведомость за 1915 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.

      Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].

      № (код)Город или село, церковьЗаписей[-]УездБлагочиннический округ
      36Ядгурецкое (Карасево), село. Троицкая церковь8[-]Глазовский уезд1-й благочиннический округ
      Ведомость о лицах, погребенных в церковной ограде и на кладбище Троицкой церкви села Ядгурецкого «Карасева» 1-го округа Глазовского уезда Вятской губернии. 1910 годс. 151
      В церковной ограде:с. 151
      Пономарев Вениамин Потапьевич (†8 февраля 1869, 37 лет), сын дьячка, «открыватель сего села и строитель предстоящего храма. Тезоименитство его 13 октября».с. 151
      Трапицыны Аполлон Николаевич (†5 ноября 1875, 39 лет), сын священника, священник, и Владимир (†5 февраля 1875, 8 лет), его сын.с. 151
      Овчинниковы Иоанн Петрович (†13 января 1885, 44 лет), сын дьячка, священник, Елисавета Матфеевна (†22 октября 1884, 40 лет), его жена, и Павел (†8 апреля 1885, 9 лет), их сын.с. 151
      Дрягины Владимир Василиевич (†1 сентября 1889, 29 лет), священник, сын священника, и Иулия (†20 августа 1888, 3 месяцев), его дочь.с. 151
      Лопатин Феодор Иоаннович (†16 апреля 1898, 70 лет), священник, сын священника.с. 151
      На приходском кладбище:с. 152
      Мышкин Димитрий Иоаннович (†2 февраля 1901, 36 лет), сын священника, диакон.с. 152
      Место погребения неизвестно1:1 Так как лист донесения с этими сведениями отсутствует.с. 152
      Овчинников Александр Петрович (†23 ноября 1905, 59 лет), сын дьячка, священник.с. 152
      Абрамовы Поликарп Поликарпович (†5 февраля 1910, 69 лет), отставной фельдфебель, и Параскева Иоанновна (†9 января 1907, 56 лет), его жена, жертвователи Троицкой церкви.с. 152
      РГИА, ф. 549, оп. 2, д. 8, л. 99; д. 10, л. 44–45. В виде таблицы из 9 граф: «№ по порядку», «Чин, имя, отчество, фамилия и происхождение», «Год, месяц и число рождения и смерти и каких лет», «Сведения из надгробной надписи о жизни и службе»; последний лист донесения с шапками пяти последних граф (7-я — о месте погребения, 9-я — о погребенных родственниках, заглавия остальных неясны, так как у всех лиц из донесения в них стоят прочерки) и подписями причта утрачен.с. 152

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      6143с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      [не указано]1848Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.21631071
      Примечание: вновь открытое
      6191с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      [не указано]1849Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.2175877
      Примечание: вновь открытое
      6236с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      [не указано]1850Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.21851171
      6280с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      [не указано]1851Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.2191973
      6311с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Дмитриевская1852Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.2203957
      6345с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Димитровская1853Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.222191
      6387с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Дмитриевская1854Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.2253277
      6421с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Дмитриевская1855Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.2276150
      6469с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Дмитриевская1856Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.2308236
      6516с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Дмитриевская1857Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.23251002
      6561с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Димитриевская1858Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.23401149
      6593с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Димитровская1859Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.23481182
      6636с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Дмитровская1860Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.23531230
      6687с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Димитровская1861Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.23581191
      6728с. Ядгурецкое
      [Глазовский уезд]
      ц. Предтеченская1862Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.134 Оп.1 Ед.хр.23621375
      2394с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1863—1867Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.12424
      2395с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1864, 1866Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.13139
      2396с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1865Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.1470
      2397с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1866—1901Р Б СЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.14А
      2398с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1868, 1872—1873РЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.15
      2399с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1869—1870РЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.1650
      2400с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1871РЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.17111
      2401с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1874—1875РЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.1880
      2402с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1875—1876РЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.19179
      2403с. Ядгурецкое (Карасевское)
      Глазовский уезд
      ц. Троицкая1875РЦГАУР (Ижевск)Ф.38 Оп.1 Ед.хр.19А75

      Страницы


      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя ru-danko

        Руслан, ссылка на историю церкви нерабочая. Оформи, пожалуйста, ссылки с указанием названия ресурса (не просто "источник"). 

        И желательно расшифровать, что обозначают цифры в скобках.

        Аватар пользователя дмитрий76

        В первых переписях записан Девят Васенев(Васильев) сын Устьлекмин, а в РС2(выбывшие) уже две персоны: Девят Васильев - 20/ум.1735г. и Услеим - 42/ум.1723г.