ID: 83140
Село Сырьяны является одним из старинных сел Белохолуницкого района. В давние времена здесь проживали удмурты. «В 1556 г. два торговых человека из г. Слободского – Ивашка Бакулев да Федька Филиппов, скупавшие у них мёд и с большим барышом сбывавшие его в городах, - уговорили 17 семей сырьян (одного из родовых племён удмуртской национальности) принять христианскую веру и организовать слободку (в царской России слободка – это большое село с некрепостным населением). В том же году в рождественский пост два удмурта - Ожмека Чёрной и Зубар Лупп - с Бакулевым и Филипповым с хлыновским обозом уехали в Москву и 25 февраля 1557 г. получили там царскую грамоту на основание села, а также на льготы от податей и налогов на три года. Привезли они и благословенную грамоту на постройку деревянной церкви во имя Николы Чудотворца. Царь Иван Грозный пожаловал на ее строительство и обзаведение из казны деньги, а также церковные книги, ризы, серебряные сосуды и два колокола.
Первый деревянный Никольский храм построили там, где жили основатели села - у речки Васильковка» [2. С. 19]. Это место находилось приблизительно в 2 км. от с. Сырьяны. Старожилы села рассказывают, что здесь когда-то находилась часовня, об этом свидетельствуют оставшиеся от нее камни. Возможно там же и была построена в XVI в. первая Никольская церковь.
«К 1604 г. первый деревянный храм обветшал, да и тесно в нем стало. Поэтому была построена другая деревянная церковь на новом, более удобном месте - на высоком берегу р. Вятки, где нынче и находится село. Церковь освятили во имя Георгия Страстотерпца. Но поскольку этот храм не отапливался, то служили в нем только летом, а зимой служба шла в старом храме у р. Васильковки. Это создавало неудобства для прихожан и церковнослужителей, и через два года в селе построили еще одну деревянную Никольскую церковь» [2. С. 19].
Обе церкви прослужили прихожанам почти 150 лет. За это время население заметно увеличилось и стало богаче за счет построенной в середине XVII века государевой дороги из столицы в Сибирь, проходившей через Сырьяно-Никольское село. Тогда и решено было построить в селе каменную церковь. 27 октября 1746 г. Вятский епископ Варлаам Скамницкий подписал указ Духовной консистории за № 1028, где было дано разрешение построить каменную церковь вместо ветхой деревянной Никольской. Организатором строительства был поп Антип Кошурников. Деньги на строительство собирали с населения. Слободской купец Лука Анфилатов, выходец из деревни Вагинской, дядя знаменитого Ксенофонта Анфилатова, «занял у городничего П.Ф. Чайковского (деда композитора П.И. Чайковского – прим. автора) 5700 рублей серебром, которые и пошли на строительство церкви в с. Сырьяны» [3].
Церковь строила артель каменщиков под руководством мастера из Великого Устюга из местного строительного материала.
Для подтверждения гипотезы о производстве кирпича для Сырьяно - Никольской церкви в Сырьянской округе необходимо было найти место предполагаемого производства. С давних пор в Сырьянах ходила молва о том, что находящаяся неподалёку деревня Зубихинцы славилась в своё время как центр кирпичного производства. По крайней мере, имеющееся в селе Сырьяны здание бывшей школы, а после и больницы, построенное в конце XIX века, сделано как раз из зубихинского кирпича. Удалось найти эту забытую деревню, и доказательство существования кирпичного производства было найдено. Также в направлении другой деревни Шихали были найдены залежи известняка-ракушечника, который использовался для приготовления связующего раствора.
«Каменная церковь построена двухпрестольная: холодная во имя Св. Николая Чудотворца и придельная теплая в честь Воздвижения креста Господня. Придельная церковь освящена 6 декабря 1754 г. (указ Духовной консистории 18 ноября 1749 г. № 1146), а холодная главная церковь освящена 13 марта 1754 г. (указ Духовной консистории 29 января 1754 г. № 42). Теплая в 1900 г. перестроена. В перестроенной теплой церкви устроено два придела (престола). Правый - в честь скорбящей Божией Матери, освящен 4 декабря 1900 г., левый - в честь Воздвижения креста Господня освящен 22 февраля 1905 г.» [1].
В 1770 г. на месте, где стояла деревянная Георгиевская церковь, начали строить каменную колокольню. Через 3 года на нее подняли колокола, всего их было 11. Особенность ее в том, что это отдельно стоящий восьмерик от самого низа.
В 1770-е гг. были построены уникальные ворота церкви, барочные, богато украшенные спаренными колоннами, ширинками, розетками.
Таким образом, в XVIII веке на берегу реки Вятки вырос этот величественный ансамбль. Внутреннее убранство храма соответствовало его внешней роскоши. В ГАКО хранится опись церковного имущества на 1925 год из 49 пунктов. До сих пор в разных частях церкви сохранились некоторые фрески.
В конце XIX века по проекту известного вятского архитектора И.А. Чарушина в теплой части храма было установлено калориферное отопление. По его же проекту в 1895-1897 гг. недалеко от храмового комплекса был построен дом для священнослужителей, ставший впоследствии школой, а затем больницей.
По переписи населения 1876 г. в селе Сырьяно-Никольском насчитывалось 30 дворов, мужчин – 88, женщин – 98.
В 1872 г. в селе было открыто смешанное училище, а «в 1891 г. в старом поповском доме открыта школа с 3-х годичным обучением. Обучалось 67 мальчиков и 11 девочек» [4].
В 1912 г. в сырьянский приход входило 67 селений, всего прихожан 4844.
После победы Октябрьской революции 1917 года новой властью был составлен список памятников церковного зодчества Вятской губернии, состоящих на учёте отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР от 18 октября 1924 г. По сёлам Слободского уезда числится село Сырьяно – Никольское и памятник зодчества – церковь Св. Николая.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года имел место случай убийства священника Михаила Федоровича Филимонова. Убийцами были эсеры, частью прибывшие из Вятки устанавливать Советскую власть, частью местные: Порошин Филипп (по прозвищу Энгельс), Деньгин Андрей Иванович, Чулкин Роман Васильевич и Ванька-Покрышка. Вместе с батюшкой мученическую смерть принял купец Александр Николаевич Ситников. Дьякона Владимира Семакина убийцы не тронули, а второй священник Вячеслав Григорьевич Маракулин спрятался в подвале церкви.
Служба в Никольской церкви была закрыта в конце 1930-х гг. Никольский храм, как и многие другие, был осквернен и частично разрушен. После закрытия церкви в ней сделали склад, потом местную МТС (1951-1958 гг), которая обслуживала 9 сельсоветов. Церковная ограда внушительных размеров тоже сохранялась некоторое время, а потом была разобрана.
В 1919 г. в Сырьянах открылся свой медпункт, затем первый в районе роддом и в 1954 г. – больница.
В 1920 г. появилась первая изба-читальня. В 1934 г. школа становится семилетней, а в 1954 г – средней.
С 1931 г. начинается коллективизация, объединившая 47 крестьянских хозяйств. Первый трактор появился в 1936 г.
Паромная переправа через р. Вятку была примерно до 1959 г. Электроосвещение села началось с 15 августа 1950 г., радио – примерно с 1961 г. После Великой Отечественной войны в результате укрупнения колхозов, Сырьяны стали центром колхоза «Родина». «В 60-е годы к «Родине» присоединили колхозы Прокопьевского, Анохинского, Васьковского сельсоветов. Колхоз назвали «Вятка». Вскоре к нему присоединили населенные пункты Всехсвятского, Горбуновского сельсоветов… Но жизнь показала вредность такой концентрации производства, и колхоз «Вятка» был разукрупнен, на его базе организовали совхозы «Сырьянский», «Прокопьевский», «Суворовский».
В 1960-80-е гг. в селе шло строительство новых домов, магазина, пекарни, столовой, мастерских и здания средней школы. Также в Сырьянах построили типовой сельский Дом Культуры, первый в районе.
В настоящее время село Сырьяны осталось единственным из 91 населённых пунктов Сырьянской округи, существовавших в начале ХХ века. Бывшая деревня Красносёлы стала частью села, явившись продолжением улицы Советской.
В 1979 – 1980 гг. по решению районного совета ВООПИК было выделено 18 тысяч рублей и произведены консервационные работы по сохранению Сырьяно - Никольской церкви. На 1995 год был составлен список памятников градостроительства и архитектуры Кировской области, состоящих на государственной охране. Никольская церковь находится в этом списке. Однако главную помощь храм получает не от государства, а от людей. Это субботники по благоустройству здания, сбор денег на его ремонт. В 2007 году внутри была установлена икона, и сюда стали ходить люди, ставить свечи. Но самое главное – это то, что в 2013 г. на церковь вновь установили кресты и стали проводиться службы. Так продолжает жить первый культовый памятник каменного зодчества в Белохолуницком районе.
Список источников и литературы
1. ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 5. Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год. Рукопись. - ЛЛ. 472-473.
2. Порошин И.В., сост. Откуда мы родом? Из истории сельских поселений Белохолуницкого района Кировской области. – Слободской, 2001.
3. Порошин И. На деньги Чайковского // Красное знамя. – 1989. - 1 авг.
4. Порошин И. Страницы истории села Сырьяны // Холуницкие зори. – 1993. – 20 нояб.
Автор статьи - Надежда Бардыш
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1628-1629, | ||||||||||
4331120 | [Стан Сырьянской, а в нем погост над рекою Вяткою, а на погосте церковь Георгия Страстотерпца] | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан | — | — | 606 | |||
4331121 | ↑ да на погосте ж церковных причетников на церковной земле | [+] | — | 5 | 610об | |||||
4331122 | ↑ Да церковные // бобыли живут на церковной земле | [+] | — | 13 | 610об—611 | |||||
4331123 | ↑ Да на погосте ж живут нищие, питаютца о церквах Божиих | [+] | — | — | 611об | |||||
4331124 | ↑ Да на погосте ж тяглые дворы государевы | [+] | — | 5 | 612 | |||||
4331125 | ↑ Да на погосте ж бобылские пашенные дворы на государеве, // а не на церковной земле, а оброк платят в государеву казну | [+] | — | 11 | 612об—613 | |||||
4331126 | ↑ Да новоприбылых бобыльских дворов, что прибыло по новому писму, а оброк они платят в государеву казну | [+] | — | 9 | 613об | |||||
Перепись 1646, | ||||||||||
4111498 | В Сырьянском стану над рекою Вяткою погост, а на погосте церковь во имя великого Чудотворца Николы, да церковь во имя Страстотерпца Христова Георгия | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, погост над рекою Вяткою | — | 54 | 931 | |||
Перепись 1678, | ||||||||||
3540580 | Того ж тяглово стана на Никольском погосте | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | — | 12 | 359 | |||
3540626 | Погост над рекою Вяткою, а на погосте церковь во имя Николая Чюдотворца | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | 4 | 386об | |||
3540627 | ↑ Во дворех церковные бобыли | [+] | — | 28 | 387об | |||||
Перепись 1706, | ||||||||||
3460582 | Того ж Сырьянского тяглово стану над рекою Вяткою на погосте Николая чюдотворца | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | — | 2 | 241 | |||
3460631 | Того ж Сырьянского оброчного стана над рекою над Вяткою на погосте Николая чюдотворца бобыльские дворы | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | 4 | 263об | |||
Перепись 1710, | ||||||||||
3812792 | На Никольском погосте над Вяткою рекою | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | — | 639 | |||
3812793 | ↑ На том же погосте бобыльские дворы | [+] | — | — | 639об | |||||
Перепись 1710, | ||||||||||
1381153 | Николаевского погоста бобыльские дворы | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | — | 1 | 443 | |||
1381177 | Погост над рекою Вяткою, а на том погосте церковь во имя чюдотворца Николая, а у той церкви | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | 9 | 452об. | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
1932683 | Николаевского села жители | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан, Сырьянской тяглой стан | — | — | 893 | |||
1932717 | Николаевского погоста | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Сырьянской оброчной стан | — | — | 908 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
2020992 | В том же стану Николаевской церкви | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Слобоцкого уезда Сырьянского оброчного стану | — | — | 518 | |||
2021067 | В том же стану у церкви Николая Чюдотворца | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | — | — | 559 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
4270490 | В том же стану Николаевской церкви | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Слобоцкого уезда Сырьянского оброчного стану | церковнослужители | — | 255об—256 | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
4270535 | в том же стану у церкви Николая Чюдотворца | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | церковнослужители | — | 287 | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
4210103 | в Сырьянех церкви Николая Чюдотворца | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | священнослужители | — | 69об—70 | |||||
4210479 | села Сырьянского Николаевской церви | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | недействительные церковнослужители | — | 229 | |||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
10756 | в селе Николаевском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | в тяглом стане, государственные черносошные крестьяне | — | 9914—9938 | 681—682 об. | |||
10757 | ↑ <там же> | в оброчном стане, государственные черносошные крестьяне | — | 9939—9977 | 682 об.—685 об. | |||||
2‑я ревизия. Выбывшие, | ||||||||||
541408 | в селе Николаевском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | государственные черносошные | — | 11442—11466 | 718—719 | |||
541409 | ↑ <там же> | государственные черносошные | — | 11467—11534 | 719об.—722об. | |||||
Примечание: "во оном селе Николаевском Сырьянского оброчного стана". Итого в селе Николаевском убыло "93" | ||||||||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
1540698 | села Николаевского | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | государственные черносошные крестьяне | — | 271 | 1196 | |||
3‑я ревизия, | ||||||||||
60002 | в селе Николаевском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | государственные черносошные крестьяне | — | 1а—4а | ||||
3‑я ревизия, | ||||||||||
1340088 | в селе Николаевском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | государственные черносошные крестьяне | — | 127—128об | ||||
1340162 | в селе Николаевском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | государственные черносошные крестьяне | — | 182—187 | ||||
1340217 | в селе Николаевском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Собою перешед в разные деревни и починки того же Сырьянского оброчного стана | государственные черносошные крестьяне | — | 217об |
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
№ (код) | Тип ? Тип населённого места: Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки. В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки. | Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
| Округа | Волость | Разряд ? Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др. Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту. | Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года. | Дворов | Источник | ?Посмотреть сканы листов дела. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
с. | Николаевское | Слободская округа | Сырьянская волость | черносошных | 48 | 49 | 1, л. 277 | |||
да Сырьянского оброчного стана Турунскаго десятка | черносошных | 1 | — | 1, л. 277 | ||||||
и Сырьянского тяглова стана | черносошных | 15 | — | 1, л. 277 |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
13743 | Николаевско-Сырьянское | с. каз. | при р. Вятке | Слободской уезд, Стан 1 | По обе стороны р. Вятки в с. Восточной части уезда | 47 | 47 | 30 | 88 | 98 | 186 | Церковь православная 1. |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16018 | село Сырьяны | Вятская губерния, Слободской уезд, Вагинская волость, Сырьянское общество | с. Сырьяны, Всесвятская ц. (церковь в этом селении) | Вятка → Кама | 30 | 172 | ямщик; срочный работник | |
Рода, число семей: | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/) |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [+]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Сырьянское (Верхний Конец) | Слободской уезд | Вагинская волость, Сырьянское общество | 12 | 34 | 41 | 75 | [+] | 1, с. 26—33 | |||
село | Сырьянское (Средний Конец) | Слободской уезд | Вагинская волость, Сырьянское общество | 7 | 15 | 15 | 30 | [+] | 1, с. 26—33 | |||
село | Сырьянское (Нижний Конец) | Слободской уезд | Вагинская волость, Сырьянское общество | 11 | 32 | 35 | 67 | [+] | 1, с. 26—33 |
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Николаевское (Сырьяны) | Слободской уезд | Вагинская волость | 40 | 75 | 94 | 169 | 1, л. 701 | |||
село | Сырьяно-Николаевское (причт) | Слободской уезд | Вагинская волость | 5 | 7 | 8 | 15 | 1, л. 703 об. |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | В т.ч. удм. | В т.ч. тат. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
6-03-277 | село | Сырьяна (ян), Верх. Конец, Николаевское | Слободской уезд, Редькинская волость | Сырьянский | 22,5 км | 13 | 4 | 17 | 30 | 37 | 67 | — | — | |
6-03-278 | село | Сырьяна, Ниж. Конец, Николаевское | Слободской уезд, Редькинская волость | Сырьянский | 22,5 км | 17 | 2 | 19 | 44 | 56 | 100 | — | — | |
6-03-279 | село | Сырьяна, Средн. Конец, Николаевское | Слободской уезд, Редькинская волость | Сырьянский | 22,5 км | 11 | 8 | 19 | 42 | 49 | 91 | — | — |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту). Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания. Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия. | Регион | Район | Сельсовет |
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2]. Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник. В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4]. Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты. Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]). Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения. | [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Сырьяны | Кировская область | Белохолуницкий район | Сырьянский с/с (ц.) | 184 | 222 | 406 | 1. скотный двор | [-] | ||||||||
Название в [2 ↗; 6, л. 6 ↗]: Сырьяна. | |||||||||||||||||
Источники: [1, л. 20 ↗; 2, л. 39 ↗] |
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Хозяйств | Нал.население | Примечание ?Список сокращений: | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Сырьяна | Белохолуницкий район | Сырьянский сельсовет | 39 | 122 | Указаны колхозники*. | 1, л. 38 |
Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. п. | Сельсовет | Расст. до ц. с/с |
---|---|---|---|---|---|
3066 | село | Сырьяны | Белохолуницкий район | Сырьянский сельсовет | центр |
Расстояние до райцентра: 42 км. Центральная усадьба: совхоз Сырьянский |
Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года
№ (код) | Тип н.п. | Название | Район | Сельсовет |
|
| Категория населения | Источник | ? | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Сырьяны | Белохолуницкий район | Сырьянский сельсовет (ц.) | 627 | 300 | 327 | 615 | 285 | 330 | сельское | 1, с. 40 |
Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. зн. | Округ | Расст. до ц. округа |
---|---|---|---|---|---|
3042 | село | Сырьяны | Белохолуницкий район | Сырьянский сельский округ | центр |
Расстояние до райцентра: 39 км |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Сырьяны | Кировская область | Белохолуницкий район | Сырьянский сельский округ (ц.) | 487 | 242 | 245 | русские: 96 % | сельское | 1, 2 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Сырьяны | Кировская область | Белохолуницкий муниципальный район | Всехсвятское сельское поселение | 354 | 159 | 195 | сельское |
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район |
---|---|---|---|
29242 | село | СырьяныСырьяна, Сырьянско-Всесвятское, Сырьянское | Белохолуницкий район |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
с | Сырьяны | Кировская область | Белохолуницкий муниципальный район | Сельское поселение Всехсвятское |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Николаевская церковь
Приходы Вятской епархии за 1872 г.Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24 | |||
Село Сырьянско-Николаевское | Николаевская церковь | Слободской уезд | 5-й благочиннический округ |
№6, с. 192-193 101. Николаевская в селе Сырьянско-Николаевском. Каменная, построена в 1747 г. Престолов два: в холодном храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, в теплом в честь Воздвижения Честного Креста Христова. В церковном причте священник, диакон и два причетника. Казенных квартир не имеется. Причт пользуется 33 дес. пахатной и сенокосной земли. Приход простирается на 13 в. от церкви; в приходе селений 67; прихожан м. п. 1352, ж. п. 1579. Ближайшия села: к востоку Сырьянско-Всесвятское в 7 в., к северу Заево в 16 в., к западу Прокопьевское в 15 в. Показать оригинал | |||
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Сырьянская - Николаевская, церковь приходская | Слободской уезд | 4-й благочиннический округ | |
Число прихожан — муж.п.: 1565, жен.п.: 1739. Штат — священников: 1. диаконов: 1. псаломщиков: 1. Рукописное примечание — 1557. | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Сырьянское | Николаевская | Слободской уезд | 4-й благочиннический округ |
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 | |||
Село Сырьянское | Николаевская церковь | Слободской уезд | 4-й благочиннический округ |
10) Село Сырьянское – Николаевская церковь, каменная, построена в 1747 г.; расстоянием от гор. Вятки в 80 вер., от уездного города в 47 вер.; часовни деревянные: 2 сельския, Васильковская, Буровская, Васильевская, Коровкинская, Макалдинская, Муннская, Стерлеговская; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенный, кроме диакона Семакина, проживающего в доме шурина; земли: усад. 1 д. 2034 с., пах. 59 д. 1872 с., сен. 13 д. 1332 с., неудобн. 1 д. 935 с.; братский денежный доход по общей кружке: свящ. 294 р. 33 к., диак. 196 руб. 22 коп., пс. 98 руб. 11 коп., по частной кружке: 1 св. 190 руб. 14 к., диак. и пс. по 63 руб. 38 к., 2 св. 214 руб. 86 к., диак. и пс. по 71 руб. 62 коп; содержание от казны: свящ. 294 руб., диак. 147 руб., псал. 98 руб.; руги собир. на весь причт: ржи, овса и ячменя до 300 пуд.; прихож.: правосл. русск. 2341 м. п., 2503 ж. п.; приход состоит из 67 селений, расст. 1 – 15 в. Село расположено на высоком берегу реки Вятки; на другом берегу раскинулся большой сосновый бор. В приходе три школы: церк.-прих. в селе и две земские в деревнях: Камешковской и Быковогорской. Главное занятие прихожан земледелие; ремесл в приходе не существует, за исключением делания кирпича, чем прихожане занимаются с очень давних времен и известны в уезде как опытные мастера. Кроме того, весьма важным подспорьем служат работы на близь лежащих Белохолуницком, Чернохолуницком, Климковском и Песковском горных заводах. Парох. прист. в г. Слободском. Село стоит на проселочной дороге. Из старинных предметов в церкви сохранились: два евангелия в лист Моск. изд. 1717 г., еванг. пзд. 1774 г. и четвертое еванг. изд. 1628 г.; потир серебрянный, купленный в 1780 г. Показать оригинал | |||
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века | |||
с. Сырьяно-Николаевское | Николаевская церковь | Слободской уезд | 4-й благочиннический округ |
Число населённых мест в приходе: 67 (Смотреть список) По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350) Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
129 | с. Сырьяны [Слободской уезд] | ц. Николаевская | 1872—1874 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4044 № в Госкаталоге: 22053724 | — | ||
130 | с. Сырьяны [Слободской уезд] | ц. Николаевская | 1875—1882 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4045 № в Госкаталоге: 22053723 | — | ||
131 | с. Сырьяны [Слободской уезд] | ц. Николаевская | 1878—1879 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4046 № в Госкаталоге: 22053722 | — | ||
132 | с. Сырьяны [Слободской уезд] | ц. Николаевская | 1883—1886 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4047 № в Госкаталоге: 22053721 | — | ||
133 | с. Сырьяны [Слободской уезд] | ц. Николаевская | 1892—1894 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4048 № в Госкаталоге: 22053720 | — | ||
134 | с. Сырьяны [Слободской уезд] | ц. Николаевская | 1895—1896 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4049 № в Госкаталоге: 22053719 | — | ||
135 | с. Сырьяны [Слободской уезд] | ц. Николаевская | 1897—1899 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4050 № в Госкаталоге: 22053718 | — |
Персоналии из этого населённого пункта
- Артюков Геннадий Иванович (?—1943 (?))
- Деньгин Михаил Михайлович (1922—1942)
- Кашурников Егор (Георгий) Иванович (1898—1943 (?))
- Костров Николай Николаевич (1866)
- Кошурников Пётр Иванович (05.09.1902—14.03.1943)
- Кузнецов Василий Иванович (1887—06.04.1944)
- Кузнецов Геннадий Иванович (1921)
- Кузнецов Иван Васильевич (21.09.1908—Между 26.04.1942 и 28.04.1942 (?))
- Кузнецов Михаил Иванович (1923—1944 (?))
- Маракулин Вячеслав Григорьевич (1879)
- Порошин Алексей Семенович (1906—1945)
- Порошин Аркадий Павлович (1918—1943)
- Порошин Афанасий Емельянович (1888)
- Порошин Василий Ильич (1915—1945)
- Порошин Геннадий Ильич (1922—1941 (?))
- Порошин Дмитрий Семенович (1906—1942 (?))
- Порошин Евгений Владимирович (1922—1942)
- Порошин Иван Васильевич (1896)
- Порошин Михаил Павлович (1915)
- Порошин Николай Семенович (1923—1943 (?))
- Порошин Федор Павлович (1902—1943)
- Порошин Федор Степанович (1921—1941 (?))
- Порошин Ювеналий Владимирович (1924—1943)
- Пьянков Геннадий Иванович (1923—1942 (?))
- Рычков Петр Константинович (?—1943)
- Филимонов Алексей Михайлович (?—1942 (?))
- Шутов Александр Семенович (1903—1942)
- Шутов Иван Васильевич (1899—1942 (?))
- Шутов Иван Никифорович (1887)
Nadinka, хорошее описание!
Интересно, что в 1926 году село было учтено как 3 населенных пункта.
Немного отформатировал текст. У вас, возможно, устаревший браузер.
Спасибо Вам. Село наше -одно из красивейших мест. В Интернете есть много фотографий села и церкви, я выложила свои.
Если это ваша авторская работа, можете подписать статью (поставить в конце имя-фамилию).
Добрый день! Подтверждаю, был недавно в вашем селе - очень красивое и село, и церковь! А места вокруг какие!
Очень приятно!
Сырьяны-Николаевское и Сырьяны-Всесвятское это два разных поселения? Интересно репрессированный Костров Николай Николаевич в каком селе проживал?
Да,это два разных села.Сейчас Сырьяно-Николаевское называется Сырьяны,а Сырьяно-Всехсвятское-Всехсвятское.
Х Церковно-научная конференция «ОБРЕТЕНИЕ СВЯТЫХ»
Об убитых в селе Сырьяны священнике Михаиле Фёдоровиче Филимонове и крестьянине Александре Николаевиче Ситникове
Автор: Чиркова Екатерина Владимировна
Санкт-Петербург 2018
Село Сырьяны является одним из старинных сел Белохолуницкого района Кировской области. До 1929г оно входило в состав Слободского уезда Вятской губернии. В давние времена здесь проживали удмурты. «В 1556 г. два торговых человека из г. Слободского – Ивашка Бакулев да Федька Филиппов,.. уговорили 17 семей сырьян (одного из родовых племён удмуртской национальности) принять христианскую веру и организовать слободку. В том же году в рождественский пост два удмурта - Ожмека Чёрной и Зубар Лупп - с Бакулевым и Филипповым с хлыновским обозом уехали в Москву и 25 февраля 1557 г. получили там царскую грамоту на основание села, а также на льготы от податей и налогов на три года. Привезли они и благословенную грамоту на постройку деревянной церкви во имя Николы Чудотворца. Царь Иван Грозный пожаловал на ее строительство и обзаведение из казны деньги, а также церковные книги, ризы, серебряные сосуды и два колокола.
Первый деревянный Никольский храм построили там, где жили основатели села - у речки Васильковки»1.Со временем население увеличивалось, вновь приехавшие русские стали селиться на высоком холме, откуда открывался чудный вид на окрестные дали. Тут же, на холме, в XVII веке, когда первый храм обветшал, селяне построили две новые деревянные церкви: во имя Георгия Страстотерпца и Никольскую. В 1747 г. началось строительство каменной церкви. Это был первый каменный храм на территории современного Белохолуницкого района.
Пришедшие к власти в 1917г большевики сразу же начали творить по всей стране бессудные расправы и практиковать массовые убийства, как для уничтожения несогласных с их диктатурой, так и для устрашения простых обывателей. Однако у красного террора есть и официальная дата-5сентября 1918г. В этот день Советом Народных Комиссаров был подписан Декрет о красном терроре. Террор стал частью государственного бытия.
На территории относящейся к Вагинскому исполкому(в 1917-1921гг в Сырьянах исполкома не было, исполком был в селе Вагино) к 1919г проживали десятки тысяч человек, из них большевиков было всего несколько десятков. Однако, нашлось немало желающих поучаствовать в разрешённом властями бандитизме.
В истории каждой семьи, деревни, села как в капле воды отражается история страны. Гуманитарно-цивилизационная катастрофа, произошедшая с Россией в 1917г, перевернула жизнь и жителей села Сырьяны. Многие крестьянские роды Порошиных,Кузнецовых,Шутовых,Кошурниковых,Деньгиных,Стерлеговых,Черезовых,Глазыриных,Глухих,Колпащиковых,Шихалеевых,Исуповых, столетиями проживавшие в этой местности, за XX век рассеялись без следа. Мы уже никогда не узнаем имена всех убитых, посаженных в тюрьмы, раскулаченных,лишённых прав, высланных и умерших от голода в результате проводившейся большевиками политики. Но всё же мы ещё многое можем узнать, собирая по крупицам информацию в архивах, записывая рассказы потомков очевидцев тех событий.
27 января 1919 г. в селе Сырьяны были убиты священник Михаил Фёдорович Филимонов и крестьянин Александр Николаевич Ситников. Запись в метрической книге2, да письмо в школьный краеведческий кружок села Сырьяны от М.В. Кашина (написано в 1970 г.) - вот и все письменные источники об этом происшествии. Однако событие это произвело настолько сильное впечатление на его свидетелей, что рассказы о нём, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней.
26 января (в воскресенье) 1919 г. представители новой власти в селе Сырьяны и приехавшие из Вятки бывшие односельчане (до нас дошли их имена: Порошин Филипп Васильевич по прозвищу Энгельс, Деньгин Андрей Иванович, Чулкин Роман Васильевич и Иван по прозвищу Ванька-Покрышка)3 стали вызывать в сельсовет отдельных жителей. Священник Вячеслав Маракулин спрятался в подвале церкви. Один из крестьян, Иван, чья фамилия не осталась в памяти4, спрятался в кормушке для скота. Священник Михаил Фёдорович Филимонов и крестьянин Александр Николаевич Ситников в сельсовет пришли. Зачем вызывали людей и что произошло в сельсовете, нам неизвестно.
О том, чем закончился этот разговор, так пишет в своей статье краевед Порошин И.В: «один из участников той акции Филипп Шихалеев из деревни Сухари, что стояла в 5 верстах от Сырьян. Однажды, в 60-х годах ХХ века, живя в Белой Холунице, в порыве «революционной» откровенности в присутствии работника Белохолуницкого райкома КПСС Нины Дмитриевны Сметаниной ..похвастался, как в тот вечер, забравшись на закрошки попа Михаила, схватив его за гриву волос, он с товарищами гнал попа и торговца по крутому склону к реке Вятке, где и утопили «эксплуататоров» в проруби.»5
Евдокия Николаевна Колпащикова(Стерлегова),1909г.рожд.,вспоминала,что мама держала её за руку а она плакала глядя на то, как били священника,а он сопротивлялся. Потом батюшку поставили на колени и потащили.6
Ольга Никифоровна Порошина(Шутова) рассказывала родным, что бандиты
сначала искали кого-то в церкви, потом схватили двоих, «священника и кого-то ещё»,сели на них верхом и поехали от церкви по оврагу к реке.7
Опасаясь за собственную жизнь, односельчане на помощь к схваченным не пришли.
Анна Ивановна Шабалина (Порошина) говорила, что на следующее утро матушка попадья пошла в здание школы(в те времена там был сельсовет) чтобы передать супругу еды, но его там не оказалось.8 Вероятно, не все жители села сразу поверили в случившееся.
Из Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1916-1917 гг. известно9, что дом Ситниковых находился в Верхнем конце села Сырьяны. Там же, в Верхнем конце, находились казённые квартиры для церковнослужителей, в одной из которых и проживала семья батюшки М.Ф. Филимонова. Возможно, убитые были друзьями или просто соседями, решившими поддержать друг друга в минуту опасности.
Утром 27 января 1919 г. пришедший к проруби на р. Вятке крестьянин Степан Фёдорович Порошин10 обнаружил тело о. Михаила. Волосы его примёрзли ко льду, поэтому тело не унесло течением.11
Александр Ситников был тоже утоплен в проруби12.
7 февраля 1919 г. отцом Благочинным Викентием Суворовым с шестью священниками: Вячеславом Маракулиным, Алексеем Усолцевым, Василием Спасоломским, Владимиром Калачниковым, Николаем Анисимовым, Анатолием Шкляевым, тремя дьяконами: Владимиром Семакиным, Василием Кочкиным, Владимиром Суворовым и четырьмя псаломщиками: Александром Христолюбовым, Александром Никитиным, Аркадием Васнецовым, Геннадием Ларионовым было совершено отпевание убитых.
Они были похоронены в церковной ограде Никольской церкви села Сырьяны 13с северной стороны алтаря.14
Михаил Фёдорович Филимонов родился 23 октября 1883 г. в селе Архангельском Нолинского уезда Вятской губернии в семье дьякона Спасской церкви15.У его родителей, Фёдора Ивановича Филимонова и Каллисты Николаевны, было шестеро детей16.
Старший сын, Павел Фёдорович Филимонов, был священником в селе Ижмаринском (Сретенском ) Яранского уезда Вятской губернии.
Дочь Мария стала женой священника села Кулыги Малмыжского уезда Вятской губернии Василия Фронтинского.
Дочь Надежда вышла замуж за учителя Нолинского земского училища Николая Троицкого.
Сыновья Александр и Михаил обучались в Нолинском духовном училище.
Младшая дочь Клавдия - в земском училище.
Отец семейства, Фёдор Иванович, умер в 1891 г. в возрасте 47лет17.
После окончания Нолинского духовного училища, Михаил Филимонов окончил с аттестатом по второму разряду Вятскую Духовную семинарию и 9 сентября 1905 г. был определён псаломщиком в Троицкую церковь села Истобенского.
13 августа 1908 г. Михаил Филимонов «определён на священническую вакансию церкви села Сырьяно-Николаевского Слободского уезда».
30 августа 1908 г. рукоположен в сан иерея18.(В Никольской церкви по штату было два священника).
Был законоучителем в Черезовской и Шихалеевской земских школах Сырьянского прихода.
С 4марта 1912г-председателем церковно-приходского попечительства при Сырьянской Никольской церкви.
В клировых ведомостях за 1915г в разделе «поведение священнослужителя..» написано: «отличного, хороший работник по кооперации».19
Михаил Фёдорович Филимонов был членом правления Сырьяно-Николаевского кредитного товарищества.20
Одним из немногих в селе использовал усовершеннствованный сельхозинвентарь.21
К сожалению, мы ничего не знаем о пастырской деятельности отца Михаила Филимонова.
Михаил Фёдорович был женат на Ольге Ивановне, дочери священника. В семействе было шестеро детей: Зинаида 1908 г.р., Елена 1909 г.р., Алексей 1911 г.р., Анна 1913 г.р., Анатолий 1915 г.р.22 и Александр 1917 г.р.23
На момент убийства ему было 35 лет.
Никаких воспоминаний о дальнейшей судьбе семьи Филимоновых не сохранилось. Вероятно, матушка с детьми вскоре после убийства мужа покинула село.
Александр Николаевич Ситников родился 28 июля 1887 г. в семье крестьянина починка Морозовского Прокопьевского прихода Слободского уезда Николая Ивановича Ситникова и жены его Анны Никифоровны24. Он был старшим из пяти детей.
Семья Ситниковых проживала в селе Сырьяны. Отец Александра, Николай Иванович Ситников имел здесь лавку. Торговать помогала жена и трое сыновей25.
Краевед Порошин И.В. пишет, что сам Александр Николаевич Ситников был «владельцем сельской лавки и небольшой столярной мастерской».26
Кошурникова Матрёна Павловна рассказывала, что «утопленный» был учителем, холостым. У него была невеста.27
К сожалению, ничего кроме этих противоречивых сведений нам неизвестно.
Александр Николаевич Ситников был убит в возрасте 31года.
В настоящее время Никольская церковь села Сырьяны восстанавливается, на месте разорённого кладбища, у церковной стены установлен покаянный крест.
Список источников и литературы
1. Порошин, И.В. Откуда мы родом? [Текст]/Из истории сельских поселений Белохолуницкого района Кировской области. Альманах №3. – Слободской: Слободская типография, 2001. – 96 с.: ил.
2. Белохолуницкое подразделение Слободского межрайонного отдела ЗАГС Кировской области. Актовые записи о рождении, о браке, о смерти с. Сырьяны 1919 г. Л. 67 об, 68.
3. Письмо с воспоминаниями Кашина Михаила Васильевича.
4. Воспоминания Кошурниковой Матрёны Павловны в пересказе Черезовой Галины Павловны.
5Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.
6.Воспоминания Колпащиковой Евдокии Николаевны в пересказе Колпащикова Леонида Александровича.
7.Воспоминания Порошиной Ольги Никифоровны в пересказе Вшивцевой Галины Алексеевны.
8. Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.
9.ГАКО. Ф. 574. Оп.17. Д. 310. Л. 14, 22.
10.Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.
11.Воспоминания Кошурниковой Матрёны Павловны в пересказе Черезовой Галины Павловны.
12.Воспоминания Порошиной Ольги Никифоровны в пересказе Вшивцевой Галины Алексеевны.
13. Белохолуницкое подразделение Слободского межрайонного отдела ЗАГС Кировской области. Актовые записи о рождении, о браке, о смерти с. Сырьяны 1919 г. Л. 67 об, 68.
14.Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.
15. ГАКО. Ф. 237. Оп. 227. Д. 2182. Л. 57 об, 58.
16. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 931. Л. 65 об.
17. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 935. Л. 73 об, 74 об.
18. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 1343
19. ГАКО. Ф.237,Оп.70,Д.1350
20. ГАКО. Ф.192,Оп.2,Д.8,Л.10об.
21.ГАКО,Ф.574,Оп.17,Д.310,Л.22
22. ГАКО. Ф. 237, Оп. 70, Д. 1350.
23. ГАКО. Ф. 237. Оп. 227. Д. 3832.
24. ГАКО. Ф. 237. Оп. 226. Д. 158. Л. 1198 об, 1199.
25. ГАКО. Ф. 574. Оп .17. Д. 310. Л. 14.
26.Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.
27. Воспоминания Кошурниковой Матрёны Павловны в пересказе Черезовой Галины Павловны.
Мария Фёдоровна Фронтинских (в девичестве Филимонова), 19.01.1873 г.р состоит учительницей в земской школе д. Куршино. (К 1929 г. она вдова, инвалид 3 группы.)
Дети:
Людмила Васильевна Фронтинских, 1893 г. р. учительница в земской школе с. Кулыги, Малмыжского уезда.
Антонина, 1899 г.р. обучается в Елабужском епархиальном училище.
Леонид, 1901 г.р. обучается в Вятской духовной семинарии.
Александр, 1904 г.р. обучается в Елабужском духовном училище.
Алексей, 1907 г.р. обучается в Кулыжской земской школе.
Михаил, 1910 находится при отце.
// ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 3. Д. 659. Л. 78-79. Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 г.
Церковь Николая Чудотворца. https://youtu.be/bdnPkdOSqVs
Вятские Губернские Ведомости 1845, Неофициальный, №37 Кибардин Н.Г.
СЫРЬЯНО-НИКОЛАЕВСКОЕ СЕЛО
Обитатели сего места идолопоклонствовавшие Вотяки 1553 года пожелали принять Христианскую веру и испросили у Царя Иоанна Васильевича грамоту на построение у себя церкви и свободу от Царских даней на три года.
ГРАМОТА.
Дана грамота на Москве лета 7065 февраля в 25 день.
Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии, пожаловал есми вятские земли, Слободского уезда, Сырьянские волости отяков: Ожмека Чернаго, да Зубаря Дуина, да брата его Чужека, да Замека Думая Ортемова, да Изнека Чюрина, да Охмечку и Восицата Петрова Удоченовых, да Имасыя Горчанова, да Урниза Мортуна Кичанова да Радука Сенькина, да Васюка Шихалева, да Дерюша Шихалеева, да Тюню Сырчина, да Ворону Чужигова, да Юмшана Кичанова, да Радука Сенькина, да Сейта Исламова и всех их семнатцеть семей.
Бил мне челом Ожмек Черной и в товарищов своих место семнатцети семей, а сказал, что они с женами и с детьми, всех их семнатцеть семей, хотят креститися и прийти во православную христианскую веру, а церковь они поставят собою, и нам бы их пожаловати — велети им учинити слободу вверх Вятки реки, на речке на Василкове, а тойже в Сырьянской волости, и церковь бы им в той слободе поставить собою, да и льготы бы нам велети им дати от своих царских и великого князя служеб и от всяких податей, и приказать бы их беречи от всяких обид вятчаном Слободского городка Ивашку Бакулеву да Федку Филлипову.
И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии, отяков Ожмека Чернаго да Зубаря Дуина с товарищи, семнатцеть семей, или кого к себе призовут во христианскую веру от луговых людей и во крещение приведут, пожаловал, велел есми их беречи от всяких обид Ивашку Бакулеву да Федку Филиппову, и в слободу их сбирать вверх Вятки реки на Василовке, и церковь в той слободе им поставить; и как отяки крестятся во православную христианскую веру, и тогда им велел есми дати льготы на три года, от Семена дни проводца лета 7066 до Семена дни проводца лета 7069.
И те три годы ненадобе им моя царева и великого князя дань, ни ямские, ни пищальные деньги, ни посошная служба, ни городовое дело, и ни иные никоторые подати не дают никому ничего; ни с городскими людьми Слободского городка, ни с волостными Сырьянские волости людьми, в те три годы, не тянути ни в которые проторы, ни в розметы, ни в волостели, ни ямского двора не ставят, ни подвод не дают никому, опричь ратных вестей; и наместницы наши вятские, и слободские волостели, и их тиуны, не судят их ни в чем, опричь душегубства и татбы и разбоя с поличным, и не всылают к ним ни по что, а праведчики и доводчики поборов своих на них не берут и не въезжают к ним ни по что; а кому будет до них каково дело, ино их судят слободчики Ивашко Бакулев да Федко Филипов беспошлинно, а приставов наших дают их же таварищов отяков новокрещеных.
А как те новокрещенные отяки отсидят свои урочные лета, и им потянуть в Сырьянскую волость по старине, или чем их наши вятские писцы опишут.