Сырьяны (Сырьяно-Николаевское)

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Село Сырьяны является одним из старинных сел Белохолуницкого района. В давние времена здесь проживали удмурты. «В 1556 г. два торговых человека из г. Слободского – Ивашка Бакулев да Федька Филиппов, скупавшие у них мёд и с большим барышом сбывавшие его в городах, - уговорили 17 семей сырьян (одного из родовых племён удмуртской национальности) принять христианскую веру и организовать слободку (в царской России слободка – это большое село с некрепостным населением). В том же году в рождественский пост два удмурта - Ожмека Чёрной и Зубар Лупп - с Бакулевым и Филипповым с хлыновским обозом уехали в Москву и 25 февраля 1557 г. получили там царскую грамоту на основание села, а также на льготы от податей и налогов на три года. Привезли они и благословенную грамоту на постройку деревянной церкви во имя Николы Чудотворца. Царь Иван Грозный пожаловал на ее строительство и обзаведение из казны деньги, а также церковные книги, ризы, серебряные сосуды и два колокола.

Первый деревянный Никольский храм построили там, где жили основатели села - у речки Васильковка» [2. С. 19]. Это место находилось приблизительно в 2 км. от с. Сырьяны. Старожилы села рассказывают, что здесь когда-то находилась часовня, об этом свидетельствуют оставшиеся от нее камни. Возможно там же и была построена в XVI в. первая Никольская церковь.

«К 1604 г. первый деревянный храм обветшал, да и тесно в нем стало. Поэтому была построена другая деревянная церковь на новом, более удобном месте - на высоком берегу р. Вятки, где нынче и находится село. Церковь освятили во имя Георгия Страстотерпца. Но поскольку этот храм не отапливался, то служили в нем только летом, а зимой служба шла в старом храме у р. Васильковки. Это создавало неудобства для прихожан и церковнослужителей, и через два года в селе построили еще одну деревянную Никольскую церковь» [2. С. 19].

Обе церкви прослужили прихожанам почти 150 лет. За это время население заметно увеличилось и стало богаче за счет построенной в середине XVII века государевой дороги из столицы в Сибирь, проходившей через Сырьяно-Никольское село. Тогда и решено было построить в селе каменную церковь. 27 октября 1746 г. Вятский епископ Варлаам Скамницкий подписал указ Духовной консистории за № 1028, где было дано разрешение построить каменную церковь вместо ветхой деревянной Никольской. Организатором строительства был поп Антип Кошурников. Деньги на строительство собирали с населения. Слободской купец Лука Анфилатов, выходец из деревни Вагинской, дядя знаменитого Ксенофонта Анфилатова, «занял у городничего П.Ф. Чайковского (деда композитора П.И. Чайковского – прим. автора) 5700 рублей серебром, которые и пошли на строительство церкви в с. Сырьяны» [3].

Церковь строила артель каменщиков под руководством мастера из Великого Устюга из местного строительного материала.

Для подтверждения гипотезы о производстве кирпича для Сырьяно - Никольской церкви в Сырьянской округе необходимо было найти место предполагаемого производства. С давних пор в Сырьянах ходила молва о том, что находящаяся неподалёку деревня Зубихинцы славилась в своё время как центр кирпичного производства. По крайней мере, имеющееся в селе Сырьяны здание бывшей школы, а после и больницы, построенное в конце XIX века, сделано как раз из зубихинского кирпича. Удалось найти эту забытую деревню, и доказательство существования кирпичного производства было найдено. Также в направлении другой деревни Шихали были найдены залежи известняка-ракушечника, который использовался для приготовления связующего раствора.

«Каменная церковь построена двухпрестольная: холодная во имя Св. Николая Чудотворца и придельная теплая в честь Воздвижения креста Господня. Придельная церковь освящена 6 декабря 1754 г. (указ Духовной консистории 18 ноября 1749 г. № 1146), а холодная главная церковь освящена 13 марта 1754 г. (указ Духовной консистории 29 января 1754 г. № 42). Теплая в 1900 г. перестроена. В перестроенной теплой церкви устроено два придела (престола). Правый - в честь скорбящей Божией Матери, освящен 4 декабря 1900 г., левый - в честь Воздвижения креста Господня освящен 22 февраля 1905 г.» [1].

В 1770 г. на месте, где стояла деревянная Георгиевская церковь, начали строить каменную колокольню. Через 3 года на нее подняли колокола, всего их было 11. Особенность ее в том, что это отдельно стоящий восьмерик от самого низа.

В 1770-е гг. были построены уникальные ворота церкви, барочные, богато украшенные спаренными колоннами, ширинками, розетками.

Таким образом, в XVIII веке на берегу реки Вятки вырос этот величественный ансамбль. Внутреннее убранство храма соответствовало его внешней роскоши. В ГАКО хранится опись церковного имущества на 1925 год из 49 пунктов. До сих пор в разных частях церкви сохранились некоторые фрески.

В конце XIX века по проекту известного вятского архитектора И.А. Чарушина в теплой части храма было установлено калориферное отопление. По его же проекту в 1895-1897 гг. недалеко от храмового комплекса был построен дом для священнослужителей, ставший впоследствии школой, а затем больницей.

По переписи населения 1876 г. в селе Сырьяно-Никольском насчитывалось 30 дворов, мужчин – 88, женщин – 98.

В 1872 г. в селе было открыто смешанное училище, а «в 1891 г. в старом поповском доме открыта школа с 3-х годичным обучением. Обучалось 67 мальчиков и 11 девочек» [4].

В 1912 г. в сырьянский приход входило 67 селений, всего прихожан 4844.

После победы Октябрьской революции 1917 года новой властью был составлен список памятников церковного зодчества Вятской губернии, состоящих на учёте отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР от 18 октября 1924 г. По сёлам Слободского уезда числится село Сырьяно – Никольское и памятник зодчества – церковь Св. Николая.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года имел место случай убийства священника Михаила Федоровича Филимонова. Убийцами были эсеры, частью прибывшие из Вятки устанавливать Советскую власть, частью местные: Порошин Филипп (по прозвищу Энгельс), Деньгин Андрей Иванович, Чулкин Роман Васильевич и Ванька-Покрышка. Вместе с батюшкой мученическую смерть принял купец Александр Николаевич Ситников. Дьякона Владимира Семакина убийцы не тронули, а второй священник Вячеслав Григорьевич Маракулин спрятался в подвале церкви.

Служба в Никольской церкви была закрыта в конце 1930-х гг. Никольский храм, как и многие другие, был осквернен и частично разрушен. После закрытия церкви в ней сделали склад, потом местную МТС (1951-1958 гг), которая обслуживала 9 сельсоветов. Церковная ограда внушительных размеров тоже сохранялась некоторое время, а потом была разобрана.

В 1919 г. в Сырьянах открылся свой медпункт, затем первый в районе роддом и в 1954 г. – больница.

В 1920 г. появилась первая изба-читальня. В 1934 г. школа становится семилетней, а в 1954 г – средней.

С 1931 г. начинается коллективизация, объединившая 47 крестьянских хозяйств. Первый трактор появился в 1936 г.

Паромная переправа через р. Вятку была примерно до 1959 г. Электроосвещение села началось с 15 августа 1950 г., радио – примерно с 1961 г. После Великой Отечественной войны в результате укрупнения колхозов, Сырьяны стали центром колхоза «Родина». «В 60-е годы к «Родине» присоединили колхозы Прокопьевского, Анохинского, Васьковского сельсоветов. Колхоз назвали «Вятка». Вскоре к нему присоединили населенные пункты Всехсвятского, Горбуновского сельсоветов… Но жизнь показала вредность такой концентрации производства, и колхоз «Вятка» был разукрупнен, на его базе организовали совхозы «Сырьянский», «Прокопьевский», «Суворовский».

В 1960-80-е гг. в селе шло строительство новых домов, магазина, пекарни, столовой, мастерских и здания средней школы. Также в Сырьянах построили типовой сельский Дом Культуры, первый в районе.

В настоящее время село Сырьяны осталось единственным из 91 населённых пунктов Сырьянской округи, существовавших в начале ХХ века. Бывшая деревня Красносёлы стала частью села, явившись продолжением улицы Советской.

В 1979 – 1980 гг. по решению районного совета ВООПИК было выделено 18 тысяч рублей и произведены консервационные работы по сохранению Сырьяно - Никольской церкви. На 1995 год был составлен список памятников градостроительства и архитектуры Кировской области, состоящих на государственной охране. Никольская церковь находится в этом списке. Однако главную помощь храм получает не от государства, а от людей. Это субботники по благоустройству здания, сбор денег на его ремонт. В 2007 году внутри была установлена икона, и сюда стали ходить люди, ставить свечи. Но самое главное – это то, что в 2013 г. на церковь вновь установили кресты и стали проводиться службы. Так продолжает жить первый культовый памятник каменного зодчества в Белохолуницком районе.

Список источников и литературы
1. ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 5. Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год. Рукопись. - ЛЛ. 472-473.
2. Порошин И.В., сост. Откуда мы родом? Из истории сельских поселений Белохолуницкого района Кировской области. – Слободской, 2001.
3. Порошин И. На деньги Чайковского // Красное знамя. – 1989. - 1 авг.
4. Порошин И. Страницы истории села Сырьяны // Холуницкие зори. – 1993. – 20 нояб.

Автор статьи - Надежда Бардыш

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      photo
      Архитектурный ансамбль Сырьяно-Никольская церковь с. XVIII в.
      photo
      Трёхчастные ворота
      photo
      Колокольня 70-е гг. XVIII в.
      photo
      Вид на храм со стороны реки
      photo
      Сырьяны. Панорама села. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сырьяны. Улица. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сырьяны. Панорама села. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сырьяны. Церковь Николая Чудотворца. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сырьяны. Церковь Николая Чудотворца. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сырьяны. Церковь Николая Чудотворца. Сентябрь 2020 г. Фото Е. Чудиновских
      old_photo
      Сырьяны. Церковь Николая Чудотворца. нач. ХХ в.
      old_photo
      Вид на Сырьяны с реки, фото 1973. Архив Глухих А.П.
      old_photo
      Вид на восточную часть села. На переднем плане бывший "церковный дом", в советское время в нем была средняя школа, а с 1970-х больница. Фото 1967. Архив Глухих А.П.
      old_photo
      Вид на западную часть села, фото 1967. Архив Глухих А.П.
      old_photo
      Теплоход "Заря" следовал из Кирова в Нагорск. На снимке отчаливает от Сырьянской пристани. Фото 1960-е. Архив Глухих А.П.
      old_photo
      Школьный субботник в с.Сырьяны. Фото около 1967. Архив Глухих А.П.
      drawing
      Никольская церковь села Сырьяны Слободского уезда. Рисунок Татьяны Дедовой

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Село Сырьяны (Дмитрий Зонов)
      Село Сырьяны (Дмитрий Зонов)
      Вятка с ул.Набережной (Дмитрий Зонов)
      Вятка с ул.Набережной (Дмитрий Зонов)
      с.Сырьяны, Никольская церковь (Юрий Зыкин)
      с.Сырьяны, Никольская церковь (Юрий Зыкин)
      Панорама с.Сырьяны (Дмитрий Зонов)
      Панорама с.Сырьяны (Дмитрий Зонов)
      Вятка (Andreev Kostyan)
      Вятка (Andreev Kostyan)
      Вятка у Сырьян (Дмитрий Зонов)
      Вятка у Сырьян (Дмитрий Зонов)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1646, РГАДА 137-1Орлов-1, 1646 г.
      4111498В Сырьянском стану над рекою Вяткою погост, а на погосте церковь во имя великого Чудотворца Николы, да церковь во имя Страстотерпца Христова Георгия[+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, погост над рекою Вяткою54931
      Перепись 1678, РГАДА 1209-1-339, 1678 г.
      3540580Того ж тяглово стана на Никольском погосте[+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский тяглый стан12359
      3540626Погост над рекою Вяткою, а на погосте церковь во имя Николая Чюдотворца[+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан4386об
      3540627↑ Во дворех церковные бобыли[+]28387об
      Перепись 1706, РГАДА 1209-1-1079, 1705—1706 г.
      3460582Того ж Сырьянского тяглово стану над рекою Вяткою на погосте Николая чюдотворца[+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский тяглый стан2241
      3460631Того ж Сырьянского оброчного стана над рекою над Вяткою на погосте Николая чюдотворца бобыльские дворы[+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан4263об
      Перепись 1710, РГАДА 210-22-73, 1709—1711 г.
      3812792На Никольском погосте над Вяткою рекою[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан639
      3812793↑ На том же погосте бобыльские дворы[+]639об
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1034, 1710 г.
      1381153Николаевского погоста бобыльские дворы[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский тяглый стан1Σ 6443
      1381177Погост над рекою Вяткою, а на том погосте церковь во имя чюдотворца Николая, а у той церкви[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан9Σ 38452об.
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3815, 1719 г.
      1932683Николаевского села жители[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский тяглый стан♂ 29893
      1932717Николаевского погоста[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан♂ 71908
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3820, 1720 г.
      2020992В том же стану Николаевской церкви[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан♂ 17518
      2021067В том же стану у церкви Николая Чюдотворца[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский тяглый стан♂ 1559
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3189, 1747 г.
      10756в селе НиколаевскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский тяглый станв тяглом стане, государственные черносошные крестьяне♂ 259914—9938681—682 об.
      10757↑ <там же>в оброчном стане, государственные черносошные крестьяне♂ 399939—9977682 об.—685 об.
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-3191, 1747 г.
      541408в селе НиколаевскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский тяглый стангосударственные черносошные♂ 2511442—11466718—719
      541409↑ <там же>государственные черносошные♂ 6811467—11534719об.—722об.
      Примечание: "во оном селе Николаевском Сырьянского оброчного стана". Итого в селе Николаевском убыло "93"
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3190, 1748 г.
      1540698села НиколаевскогоКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стангосударственные черносошные крестьяне2711196
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3194, 1762 г.
      60002в селе НиколаевскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский тяглый стангосударственные черносошные крестьяне♂ 17 ♀ 131а—4а  
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3206, 1762—1764 г.
      1340088в селе НиколаевскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский тяглый стангосударственные черносошные крестьяне♂ 17 ♀ 13127—128об
      1340162в селе НиколаевскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стангосударственные черносошные крестьяне♂ 82 ♀ 74182—187
      1340217в селе НиколаевскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стангосударственные черносошные крестьяне♂ 2217об

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0922001с.НиколаевскоеСлободская округаСырьянская волостьчерносошных48491, л. 277
      да Сырьянского оброчного стана Турунскаго десяткачерносошных11, л. 277
      и Сырьянского тяглова станачерносошных151, л. 277
      Источник: 1. Ведомости о селениях Вятской губернии на 1802 год // ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      13743Николаевско-Сырьянскоес. каз.при р. ВяткеСлободской уезд,
      Стан 1
      По обе стороны р. Вятки в с. Восточной части уезда4747308898186Церковь православная 1.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      16018село СырьяныВятская губерния, Слободской уезд,
      Вагинская волость, Сырьянское общество
      с. Сырьяны, Всесвятская ц.
      (церковь в этом селении)
      Вятка → Кама30172ямщик; срочный работник
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола?Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      09020401селоСырьянское (Верхний Конец)Слободской уездВагинская волость, Сырьянское общество12344175[+]1, с. 26—33
      09020402селоСырьянское (Средний Конец)Слободской уездВагинская волость, Сырьянское общество7151530[+]1, с. 26—33
      09020403селоСырьянское (Нижний Конец)Слободской уездВагинская волость, Сырьянское общество11323567[+]1, с. 26—33
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11. Слободской уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1896.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      090627селоНиколаевское (Сырьяны)Слободской уездВагинская волость4075941691, л. 701
      090716селоСырьяно-Николаевское (причт)Слободской уездВагинская волость578151, л. 703 об.
      Источник: 1. Списки населенных мест Слободского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/9.

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.В т.ч. тат.
      6-03-277селоСырьяна (ян), Верх. Конец, НиколаевскоеСлободской уезд,
      Редькинская волость
      Сырьянский22,5 км13417303767
      6-03-278селоСырьяна, Ниж. Конец, НиколаевскоеСлободской уезд,
      Редькинская волость
      Сырьянский22,5 км172194456100
      6-03-279селоСырьяна, Средн. Конец, НиколаевскоеСлободской уезд,
      Редькинская волость
      Сырьянский22,5 км11819424991

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      21809с.СырьяныБелохолуницкий районСырьянский сельсовет

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      021702деревняСырьянаБелохолуницкий районСырьянский сельсовет39122Указаны колхозники*.1, л. 38
      Источник: 1. Списки нас. пунктов Кировской области, составленные по данным похозяйственных книг на 1 января 1950 года. // ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      3066селоСырьяныБелохолуницкий районСырьянский сельсоветцентр
      Расстояние до райцентра: 42 км.
      Центральная усадьба: совхоз Сырьянский

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      081401селоСырьяныБелохолуницкий районСырьянский сельсовет627300327615285330сельское1, с. 40
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      3042селоСырьяныБелохолуницкий районСырьянский сельский округцентр
      Расстояние до райцентра: 39 км

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33205852001селоСырьяныКировская областьБелохолуницкий районСырьянский сельский округ487242245русские: 96 %сельское1; 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33205820003селоСырьяныКировская областьБелохолуницкий муниципальный районВсехсвятское сельское поселение354159195сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      29242селоСырьяныСырьяна, Сырьянско-Всесвятское, СырьянскоеБелохолуницкий район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год

      Источник: 1. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) // Федеральная служба государственной статистики.

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Николаевская церковь

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село Сырьянско-НиколаевскоеНиколаевская церковьСлободской уезд5-й благочиннический округ
      №6, с. 192-193

      101. Николаевская в селе Сырьянско-Николаевском.

      Каменная, построена в 1747 г. Престолов два: в холодном храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, в теплом в честь Воздвижения Честного Креста Христова.

      В церковном причте священник, диакон и два причетника. Казенных квартир не имеется. Причт пользуется 33 дес. пахатной и сенокосной земли.

      Приход простирается на 13 в. от церкви; в приходе селений 67; прихожан м. п. 1352, ж. п. 1579.

      Ближайшия села: к востоку Сырьянско-Всесвятское в 7 в., к северу Заево в 16 в., к западу Прокопьевское в 15 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Сырьянская - Николаевская, церковь приходскаяСлободской уезд4-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 1565, жен.п.: 1739. Штат — священников: 1. диаконов: 1. псаломщиков: 1. Рукописное примечание — 1557.

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      СырьянскоеНиколаевскаяСлободской уезд4-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село СырьянскоеНиколаевская церковьСлободской уезд4-й благочиннический округ

      10) Село Сырьянское – Николаевская церковь, каменная, построена в 1747 г.; расстоянием от гор. Вятки в 80 вер., от уездного города в 47 вер.; часовни деревянные: 2 сельския, Васильковская, Буровская, Васильевская, Коровкинская, Макалдинская, Муннская, Стерлеговская; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенный, кроме диакона Семакина, проживающего в доме шурина; земли: усад. 1 д. 2034 с., пах. 59 д. 1872 с., сен. 13 д. 1332 с., неудобн. 1 д. 935 с.; братский денежный доход по общей кружке: свящ. 294 р. 33 к., диак. 196 руб. 22 коп., пс. 98 руб. 11 коп., по частной кружке: 1 св. 190 руб. 14 к., диак. и пс. по 63 руб. 38 к., 2 св. 214 руб. 86 к., диак. и пс. по 71 руб. 62 коп; содержание от казны: свящ. 294 руб., диак. 147 руб., псал. 98 руб.; руги собир. на весь причт: ржи, овса и ячменя до 300 пуд.; прихож.: правосл. русск. 2341 м. п., 2503 ж. п.; приход состоит из 67 селений, расст. 1 – 15 в.

      Село расположено на высоком берегу реки Вятки; на другом берегу раскинулся большой сосновый бор. В приходе три школы: церк.-прих. в селе и две земские в деревнях: Камешковской и Быковогорской. Главное занятие прихожан земледелие; ремесл в приходе не существует, за исключением делания кирпича, чем прихожане занимаются с очень давних времен и известны в уезде как опытные мастера. Кроме того, весьма важным подспорьем служат работы на близь лежащих Белохолуницком, Чернохолуницком, Климковском и Песковском горных заводах. Парох. прист. в г. Слободском. Село стоит на проселочной дороге. Из старинных предметов в церкви сохранились: два евангелия в лист Моск. изд. 1717 г., еванг. пзд. 1774 г. и четвертое еванг. изд. 1628 г.; потир серебрянный, купленный в 1780 г.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. Сырьяно-НиколаевскоеНиколаевская церковьСлободской уезд4-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 67 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
      Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      129с. Сырьяны
      [Слободской уезд]
      ц. Николаевская1872—1874Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4044
      № в Госкаталоге: 22053724
      130с. Сырьяны
      [Слободской уезд]
      ц. Николаевская1875—1882Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4045
      № в Госкаталоге: 22053723
      131с. Сырьяны
      [Слободской уезд]
      ц. Николаевская1878—1879Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4046
      № в Госкаталоге: 22053722
      132с. Сырьяны
      [Слободской уезд]
      ц. Николаевская1883—1886Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4047
      № в Госкаталоге: 22053721
      133с. Сырьяны
      [Слободской уезд]
      ц. Николаевская1892—1894Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4048
      № в Госкаталоге: 22053720
      134с. Сырьяны
      [Слободской уезд]
      ц. Николаевская1895—1896Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4049
      № в Госкаталоге: 22053719
      135с. Сырьяны
      [Слободской уезд]
      ц. Николаевская1897—1899Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4050
      № в Госкаталоге: 22053718

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя ru-danko

        Nadinka, хорошее описание! 

        Интересно, что в 1926 году село было учтено как 3 населенных пункта.

        Немного отформатировал текст. У вас, возможно, устаревший браузер.

        Спасибо Вам. Село наше -одно из красивейших мест. В Интернете есть много фотографий села и церкви, я выложила свои. 

        Аватар пользователя ru-danko

        Если это ваша авторская работа, можете подписать статью (поставить в конце имя-фамилию). 

        Аватар пользователя Иван Зыков

        Добрый день! Подтверждаю, был недавно в вашем селе - очень красивое и село, и церковь! А места вокруг какие!

        Очень приятно!

        Сырьяны-Николаевское и Сырьяны-Всесвятское это два разных поселения? Интересно репрессированный Костров Николай Николаевич в каком селе проживал?

        Да,это два разных села.Сейчас Сырьяно-Николаевское называется Сырьяны,а Сырьяно-Всехсвятское-Всехсвятское.

        Х Церковно-научная конференция «ОБРЕТЕНИЕ СВЯТЫХ»

        Об убитых в селе Сырьяны священнике Михаиле Фёдоровиче Филимонове и крестьянине Александре Николаевиче Ситникове

        Автор: Чиркова Екатерина Владимировна

        Санкт-Петербург 2018

        Село Сырьяны является одним из старинных сел Белохолуницкого района Кировской области. До 1929г оно входило в состав Слободского уезда Вятской губернии. В давние времена здесь проживали удмурты. «В 1556 г. два торговых человека из г. Слободского – Ивашка Бакулев да Федька Филиппов,.. уговорили 17 семей сырьян (одного из родовых племён удмуртской национальности) принять христианскую веру и организовать слободку. В том же году в рождественский пост два удмурта - Ожмека Чёрной и Зубар Лупп - с Бакулевым и Филипповым с хлыновским обозом уехали в Москву и 25 февраля 1557 г. получили там царскую грамоту на основание села, а также на льготы от податей и налогов на три года. Привезли они и благословенную грамоту на постройку деревянной церкви во имя Николы Чудотворца. Царь Иван Грозный пожаловал на ее строительство и обзаведение из казны деньги, а также церковные книги, ризы, серебряные сосуды и два колокола.

        Первый деревянный Никольский храм построили там, где жили основатели села - у речки Васильковки»1.Со временем население увеличивалось, вновь приехавшие русские стали селиться на высоком холме, откуда открывался чудный вид на окрестные дали. Тут же, на холме, в XVII веке, когда первый храм обветшал, селяне построили две новые деревянные церкви: во имя Георгия Страстотерпца и Никольскую. В 1747 г. началось строительство каменной церкви. Это был первый каменный храм на территории современного Белохолуницкого района.

         

        Пришедшие к власти в 1917г большевики сразу же начали творить по всей стране бессудные расправы и практиковать массовые убийства, как для уничтожения несогласных с их диктатурой, так и для устрашения простых обывателей. Однако у красного террора есть и официальная дата-5сентября 1918г. В этот день Советом Народных Комиссаров был подписан Декрет о красном терроре. Террор стал частью государственного бытия.

        На территории относящейся к Вагинскому исполкому(в 1917-1921гг в Сырьянах исполкома не было, исполком был в селе Вагино) к 1919г проживали десятки тысяч человек, из них большевиков было всего несколько десятков. Однако, нашлось немало желающих поучаствовать в разрешённом властями бандитизме.

        В истории каждой семьи, деревни, села как в капле воды отражается история страны. Гуманитарно-цивилизационная катастрофа, произошедшая с Россией в 1917г, перевернула жизнь и жителей села Сырьяны. Многие крестьянские роды Порошиных,Кузнецовых,Шутовых,Кошурниковых,Деньгиных,Стерлеговых,Черезовых,Глазыриных,Глухих,Колпащиковых,Шихалеевых,Исуповых, столетиями проживавшие в этой местности, за XX век рассеялись без следа. Мы уже никогда не узнаем имена всех убитых, посаженных в тюрьмы, раскулаченных,лишённых прав, высланных и умерших от голода в результате проводившейся большевиками политики. Но всё же мы ещё многое можем узнать, собирая по крупицам информацию в архивах, записывая рассказы потомков очевидцев тех событий.

         

        27 января 1919 г. в селе Сырьяны были убиты священник Михаил Фёдорович Филимонов и крестьянин Александр Николаевич Ситников. Запись в метрической книге2, да письмо в школьный краеведческий кружок села Сырьяны от М.В. Кашина (написано в 1970 г.) - вот и все письменные источники об этом происшествии. Однако событие это произвело настолько сильное впечатление на его свидетелей, что рассказы о нём, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней.

        26 января (в воскресенье) 1919 г. представители новой власти в селе Сырьяны и приехавшие из Вятки бывшие односельчане (до нас дошли их имена: Порошин Филипп Васильевич по прозвищу Энгельс, Деньгин Андрей Иванович, Чулкин Роман Васильевич и Иван по прозвищу Ванька-Покрышка)3 стали вызывать в сельсовет отдельных жителей. Священник Вячеслав Маракулин спрятался в подвале церкви. Один из крестьян, Иван, чья фамилия не осталась в памяти4, спрятался в кормушке для скота. Священник Михаил Фёдорович Филимонов и крестьянин Александр Николаевич Ситников в сельсовет пришли. Зачем вызывали людей и что произошло в сельсовете, нам неизвестно.

        О том, чем закончился этот разговор, так пишет в своей статье краевед Порошин И.В: «один из участников той акции Филипп Шихалеев из деревни Сухари, что стояла в 5 верстах от Сырьян. Однажды, в 60-х годах ХХ века, живя в Белой Холунице, в порыве «революционной» откровенности в присутствии работника Белохолуницкого райкома КПСС Нины Дмитриевны Сметаниной ..похвастался, как в тот вечер, забравшись на закрошки попа Михаила, схватив его за гриву волос, он с товарищами гнал попа и торговца по крутому склону к реке Вятке, где и утопили «эксплуататоров» в проруби.»5

        Евдокия Николаевна Колпащикова(Стерлегова),1909г.рожд.,вспоминала,что мама держала её за руку а она плакала глядя на то, как били священника,а он сопротивлялся. Потом батюшку поставили на колени и потащили.6

        Ольга Никифоровна Порошина(Шутова) рассказывала родным, что бандиты

        сначала искали кого-то в церкви, потом схватили двоих, «священника и кого-то ещё»,сели на них верхом и поехали от церкви по оврагу к реке.7

        Опасаясь за собственную жизнь, односельчане на помощь к схваченным не пришли.

        Анна Ивановна Шабалина (Порошина) говорила, что на следующее утро матушка попадья пошла в здание школы(в те времена там был сельсовет) чтобы передать супругу еды, но его там не оказалось.8 Вероятно, не все жители села сразу поверили в случившееся.

         

         

         

        Из Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1916-1917 гг. известно9, что дом Ситниковых находился в Верхнем конце села Сырьяны. Там же, в Верхнем конце, находились казённые квартиры для церковнослужителей, в одной из которых и проживала семья батюшки М.Ф. Филимонова. Возможно, убитые были друзьями или просто соседями, решившими поддержать друг друга в минуту опасности.

        Утром 27 января 1919 г. пришедший к проруби на р. Вятке крестьянин Степан Фёдорович Порошин10 обнаружил тело о. Михаила. Волосы его примёрзли ко льду, поэтому тело не унесло течением.11

        Александр Ситников был тоже утоплен в проруби12.

         

        7 февраля 1919 г. отцом Благочинным Викентием Суворовым с шестью священниками: Вячеславом Маракулиным, Алексеем Усолцевым, Василием Спасоломским, Владимиром Калачниковым, Николаем Анисимовым, Анатолием Шкляевым, тремя дьяконами: Владимиром Семакиным, Василием Кочкиным, Владимиром Суворовым и четырьмя псаломщиками: Александром Христолюбовым, Александром Никитиным, Аркадием Васнецовым, Геннадием Ларионовым было совершено отпевание убитых.

        Они были похоронены в церковной ограде Никольской церкви села Сырьяны 13с северной стороны алтаря.14

         

        Михаил Фёдорович Филимонов родился 23 октября 1883 г. в селе Архангельском Нолинского уезда Вятской губернии в семье дьякона Спасской церкви15.У его родителей, Фёдора Ивановича Филимонова и Каллисты Николаевны, было шестеро детей16.

        Старший сын, Павел Фёдорович Филимонов, был священником в селе Ижмаринском (Сретенском ) Яранского уезда Вятской губернии.

        Дочь Мария стала женой священника села Кулыги Малмыжского уезда Вятской губернии Василия Фронтинского.

        Дочь Надежда вышла замуж за учителя Нолинского земского училища Николая Троицкого.

        Сыновья Александр и Михаил обучались в Нолинском духовном училище.

        Младшая дочь Клавдия - в земском училище.

        Отец семейства, Фёдор Иванович, умер в 1891 г. в возрасте 47лет17.

        После окончания Нолинского духовного училища, Михаил Филимонов окончил с аттестатом по второму разряду Вятскую Духовную семинарию и 9 сентября 1905 г. был определён псаломщиком в Троицкую церковь села Истобенского.

        13 августа 1908 г. Михаил Филимонов «определён на священническую вакансию церкви села Сырьяно-Николаевского Слободского уезда».

        30 августа 1908 г. рукоположен в сан иерея18.(В Никольской церкви по штату было два священника).

        Был законоучителем в Черезовской и Шихалеевской земских школах Сырьянского прихода.

        С 4марта 1912г-председателем церковно-приходского попечительства при Сырьянской Никольской церкви.

        В клировых ведомостях за 1915г в разделе «поведение священнослужителя..» написано: «отличного, хороший работник по кооперации».19

        Михаил Фёдорович Филимонов был членом правления Сырьяно-Николаевского кредитного товарищества.20

        Одним из немногих в селе использовал усовершеннствованный сельхозинвентарь.21

        К сожалению, мы ничего не знаем о пастырской деятельности отца Михаила Филимонова.

        Михаил Фёдорович был женат на Ольге Ивановне, дочери священника. В семействе было шестеро детей: Зинаида 1908 г.р., Елена 1909 г.р., Алексей 1911 г.р., Анна 1913 г.р., Анатолий 1915 г.р.22 и Александр 1917 г.р.23

        На момент убийства ему было 35 лет.

        Никаких воспоминаний о дальнейшей судьбе семьи Филимоновых не сохранилось. Вероятно, матушка с детьми вскоре после убийства мужа покинула село.

         

        Александр Николаевич Ситников родился 28 июля 1887 г. в семье крестьянина починка Морозовского Прокопьевского прихода Слободского уезда Николая Ивановича Ситникова и жены его Анны Никифоровны24. Он был старшим из пяти детей.

        Семья Ситниковых проживала в селе Сырьяны. Отец Александра, Николай Иванович Ситников имел здесь лавку. Торговать помогала жена и трое сыновей25.

        Краевед Порошин И.В. пишет, что сам Александр Николаевич Ситников был «владельцем сельской лавки и небольшой столярной мастерской».26

        Кошурникова Матрёна Павловна рассказывала, что «утопленный» был учителем, холостым. У него была невеста.27

        К сожалению, ничего кроме этих противоречивых сведений нам неизвестно.

        Александр Николаевич Ситников был убит в возрасте 31года.

         

        В настоящее время Никольская церковь села Сырьяны восстанавливается, на месте разорённого кладбища, у церковной стены установлен покаянный крест.

         

        Список источников и литературы

         

        1. Порошин, И.В. Откуда мы родом? [Текст]/Из истории сельских поселений Белохолуницкого района Кировской области. Альманах №3. – Слободской: Слободская типография, 2001. – 96 с.: ил.

        2. Белохолуницкое подразделение Слободского межрайонного отдела ЗАГС Кировской области. Актовые записи о рождении, о браке, о смерти с. Сырьяны 1919 г. Л. 67 об, 68.

        3. Письмо с воспоминаниями Кашина Михаила Васильевича.

        4. Воспоминания Кошурниковой Матрёны Павловны в пересказе Черезовой Галины Павловны.

        5Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.

        6.Воспоминания Колпащиковой Евдокии Николаевны в пересказе Колпащикова Леонида Александровича.

        7.Воспоминания Порошиной Ольги Никифоровны в пересказе Вшивцевой Галины Алексеевны.

        8. Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.

        9.ГАКО. Ф. 574. Оп.17. Д. 310. Л. 14, 22.

        10.Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.

        11.Воспоминания Кошурниковой Матрёны Павловны в пересказе Черезовой Галины Павловны.

        12.Воспоминания Порошиной Ольги Никифоровны в пересказе Вшивцевой Галины Алексеевны.

        13. Белохолуницкое подразделение Слободского межрайонного отдела ЗАГС Кировской области. Актовые записи о рождении, о браке, о смерти с. Сырьяны 1919 г. Л. 67 об, 68.

        14.Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.

        15. ГАКО. Ф. 237. Оп. 227. Д. 2182. Л. 57 об, 58.

        16. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 931. Л. 65 об.

        17. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 935. Л. 73 об, 74 об.

        18. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 1343

        19. ГАКО. Ф.237,Оп.70,Д.1350

        20. ГАКО. Ф.192,Оп.2,Д.8,Л.10об.

        21.ГАКО,Ф.574,Оп.17,Д.310,Л.22

        22. ГАКО. Ф. 237, Оп. 70, Д. 1350.

        23. ГАКО. Ф. 237. Оп. 227. Д. 3832.

        24. ГАКО. Ф. 237. Оп. 226. Д. 158. Л. 1198 об, 1199.

        25. ГАКО. Ф. 574. Оп .17. Д. 310. Л. 14.

        26.Порошин, И.В. Погиб мученической смертью// Вспомним поимённо, сост. Сухих А., прот., кн. 7 — Киров (Вятка), 2006. С. 101-103.

        27. Воспоминания Кошурниковой Матрёны Павловны в пересказе Черезовой Галины Павловны.

         

        Мария Фёдоровна Фронтинских (в девичестве Филимонова), 19.01.1873 г.р состоит учительницей в земской школе д. Куршино. (К 1929 г. она вдова, инвалид 3 группы.)

        Дети:

        Людмила Васильевна Фронтинских, 1893 г. р. учительница в земской школе с. Кулыги, Малмыжского уезда.

        Антонина, 1899 г.р. обучается в Елабужском епархиальном училище.

        Леонид, 1901 г.р. обучается в Вятской духовной семинарии.

        Александр, 1904 г.р. обучается в Елабужском духовном училище.

        Алексей, 1907 г.р. обучается в Кулыжской земской школе.

        Михаил, 1910 находится при отце.

        // ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 3. Д. 659. Л. 78-79. Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 г. 

        Аватар пользователя gluhov55

        Церковь Николая Чудотворца.     https://youtu.be/bdnPkdOSqVs

        Вятские Губернские Ведомости 1845, Неофициальный, №37 Кибардин Н.Г.

        СЫРЬЯНО-НИКОЛАЕВСКОЕ СЕЛО 

        Обитатели сего места идолопоклонствовавшие Вотяки 1553 года пожелали принять Христианскую веру и испросили у Царя Иоанна Васильевича грамоту на построение у себя церкви и свободу от Царских даней на три года.

        ГРАМОТА.
        Дана грамота на Моск­ве лета 7065 февраля в 25 день.

        Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии, пожаловал есми вятские земли, Слободского уезда, Сырьянские волости отяков: Ожмека Чернаго, да Зубаря Дуина, да брата его Чужека, да Замека Думая Ортемова, да Изнека Чюрина, да Охмечку и Восицата Петрова Удоченовых, да Имасыя Горчанова, да Урниза Мортуна Кичанова да Радука Сенькина, да Васюка Шихалева, да Дерюша Шихалеева, да Тюню Сырчина, да Ворону Чужигова, да Юмшана Кичанова, да Радука Сенькина, да Сейта Исламова и всех их семнатцеть семей.
        Бил мне челом Ожмек Черной и в товарищов своих место семнатцети семей, а сказал, что они с женами и с детьми, всех их семнатцеть семей, хотят креститися и прийти во православную христианскую веру, а церковь они поставят собою, и нам бы их пожаловати — велети им учинити слободу вверх Вятки реки, на речке на Василкове, а тойже в Сырьянской волости, и церковь бы им в той слободе поставить собою, да и льготы бы нам велети им дати от своих царских и великого князя служеб и от всяких податей, и приказать бы их беречи от всяких обид вятчаном Слободского городка Ивашку Бакулеву да Федку Филлипову.
        И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии, отяков Ожмека Чернаго да Зубаря Дуина с товарищи, семнатцеть семей, или кого к себе призовут во христианскую веру от луговых людей и во крещение приведут, пожаловал, велел есми их беречи от всяких обид Ивашку Бакулеву да Федку Филиппову, и в слободу их сбирать вверх Вятки реки на Василовке, и церковь в той слободе им поставить; и как отяки крестятся во православную христианскую веру, и тогда им велел есми дати льготы на три года, от Семена дни проводца лета 7066 до Семена дни проводца лета 7069.
        И те три годы ненадобе им моя царева и великого князя дань, ни ямские, ни пищальные деньги, ни посошная служба, ни городовое дело, и ни иные никоторые пода­ти не дают никому ничего; ни с городскими людьми Слободского городка, ни с волостны­ми Сырьянские волости людьми, в те три годы, не тянути ни в которые проторы, ни в розметы, ни в волостели, ни ямского двора не ставят, ни подвод не дают никому, опричь ратных вестей; и наместницы наши вятские, и слободские волостели, и их тиуны, не судят их ни в чем, опричь душегубства и татбы и разбоя с поличным, и не всылают к ним ни по что, а праведчики и доводчики поборов своих на них не берут и не въезжают к ним ни по что; а кому будет до них каково дело, ино их судят слободчики Ивашко Бакулев да Федко Филипов беспошлинно, а приставов наших дают их же таварищов отяков новокре­щеных.
        А как те новокрещенные отяки отсидят свои урочные лета, и им потянуть в Сырьянскую волость по старине, или чем их наши вятские писцы опишут.