Грамота царя Ивана Грозного сырьянским удмуртам 1557 года

Жалованная грамота царя Ивана IV Грозного о льготах удмуртам Сырьянской волости является одним из важнейших генеалогических документов древней Вятской земли, поскольку от XVI века до нас дошло не так много источников, которые бы содержали сведения о простых людях, земледельцах. Удмуртские имена, перечисленные в грамоте, затем встречаются в переписях XVII века, и многие из них стали весьма распространенными вятскими фамилиями, вроде Шихалеевых. Я бы не размещал эту грамоту в своём блоге, если бы она содержалась в разделе База знаний, но там её не смог найти.

Оригинал грамоты в настоящее время считается утраченным, но её копия хранится в ЦГАКО (Ф. 574. Оп. 8. Д. 4. Л. 1а–1 а об.). Подробнее об истории обнаружения грамоты, публикациях и её содержании можно прочитать в статье М.А. Орлова по ссылке ниже.
https://www.drevnyaya.ru/vyp/2018_3/part_4.pdf

Сверив несколько публикаций грамоты я обнаружил некоторые разночтения в именах и фамилиях сырьянцев, чем они обусловлены, пока не знаю. Возможно, это просто опечатки или ошибки при наборе/оцифровке текста. Но есть подозрение, что исследователи грамоты по разному расшифровывали удмуртские имена и фамилии. Было бы хорошо сделать фотокопию/скан самого документа в архиве, чтобы иметь еще один вариант текста. Ниже привожу публикацию грамоты по изданию 1845 года и под ним варианты с разночтениями в именах. В принципе, первые три варианта довольны близки друг к другу, а вот публикация 1958 г. составителя Луппова содержит значительные разночтения, причем отличные и от его собственного текста в дореволюционной книге по христианству у вотяков. Если в первых трёх публикациях имя Радук Сенькин повторяется в тексте два раза (из-за чего возникает вопрос, а не один ли это человек и не ошибка ли в тексте самой грамоты?), то в 4-й публикации уже два варианта: Радук Сенькин и Дадук Сенькин. Сверка с архивной копией ЦГАКО возможно пролила бы свет на этот вопрос...

1-я публикация
ГРАМОТА
Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русiи
«Се яз*, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии, пожаловал есми Вятские Земли, Слободского уезда, Сырьянские волости отяков: Ожмека Чернаго, да Зубаря Дуина, да брата его Чужека, да Зомека Дамуя Ортемова, да Изнека Чюрина, да Охмечку [и] Восицата Петрова Удоченовых, да Имасыя Горчанова, да Урниза Мортуна Кочанова, да Радука Сенькина, да Васюка Шихалева, да Дерюша Шихалеева, да Тюню Сырчина, да Ворону Чужигова, да Юмшана Кичанова, да Радука Сенькина, да Сейта Исламова и всех их семнатцеть семей.
Бил мне челом Ожмек Черной и в товарищов своих место семнатцети семей, а сказал, что они с женами и с детьми, всех их семнатцеть семей, хотят креститися и прийти во православную христианскую веру, а церковь они поставят собою, и нам бы их пожаловати — велети им учинити слободу вверх Вятки реки, на речке на Василкове, а тойже в Сырьянской волости, и церковь бы им в той слободе поставить собою, да и льготы бы нам велети им дати от своих царских и великого князя служеб и от всяких податей, и приказать бы их беречи от всяких обид вятчаном Слободского городка Ивашку Бакулеву да Федку Филлипову.
И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии, отяков Ожмека Чернаго да Зубаря Дуина с товарищи, семнатцеть семей, или кого к себе призовут во христианскую веру от луговых людей и во крещение приведут, пожаловал, велел есми их беречи от всяких обид Ивашку Бакулеву да Федку Филиппову, и в слободу их сбирать вверх Вятки реки на Василовке, и церковь в той слободе им поставить; и как отяки крестятся во православную христианскую веру. И того всем велел есми дати льготы на три года, от Семена дни проводца лета (7066) до Семена дни проводца лета (7069).
И те три годы ненадобе им моя царева и великого князя дань, ни ямские, ни пищальные деньги, ни посошная служба, ни городовое дело, и ни иные никоторые пода­ти не дают никому ничего; ни с городскими людьми Слободского городка, ни с волостны­ми Сырьянские волости людьми, в те три годы, не тянути ни в которые проторы, ни в розметы, ни в волостели, ни ямского двора не ставят, ни подвод не дают никому, опричь ратных вестей; и наместницы наши вятские, и слободские волостели, и их тиуны, не судят их ни в чем, опричь душегубства и татбы и разбоя с поличным, и не всылают к ним ни по что, а праведчики и доводчики поборов своих на них не берут и не въезжают к ним ни по что; а кому будет до них каково дело, ино их судят слободчики Ивашко Бакулев да Федко Филипов беспошлинно, а приставов наших дают их же товарищов отяков новокре­щеных.
А как те новокрещенные отяки отсидят свои урочные лета, и им потянуть в Сырьянскую волость по старине, или чем их наши вятские писцы опишут».
Дана грамота на Москве лета 7065 Февраля в 25 день. Приказал казначей Федор Иванович Сукин. 
*) слова списаны в подлинике
Источник: свящ. Кибардин, Сырьянско-Николаевское село // Вятские губернские ведомости. 1845. № 37 (отдел 2, неофициальный). С. 242–246.

2-я публикация
Источник: «Древние Акты, относящиеся к истории Вятского края». Вятка. 1881. С. 30-31.
«...Ожмека Чернаго, да Зубаря Дуина, да брата его Чужека, да Замека Дамуя Ортемова, да Изнека Чюрина, да Охмечку и Восицата Петрова Удоченовых, да Имасыя Горчанова, да Урниза Морзуна Кичанова, да Радука Сенькина, да Васюка Шихалева, да Дерюша Шихалеева, да Тюню Сырчина, да Ворону Чужигова, да Юмшана Кичанова, да Радука Сенькина, да Сеита Исламова, и всех их семнатцеть семей...».
В примечании к публикации грамоты указана ссылка на публикацию свящ. Н.Г. Кибардина в Вятских губернских ведомостях за 1845 г. (№ 37). 

3-я публикация
Источник: Луппов П. Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий до XIX века. Вятка. 1901. С. 66-67.
«...Ожмека Чернаго, да Зубаря Дуина, да брата его Чужека, да Замека Дамуя Ортемова, да Изнека Чюрина, да Охмечку и Восицата Петрова Удоченовых, да Имасыя Горчанова, да Урниза Морзуна Кичанова, да Радука Сенькина, да Васюка Шихалева, да Дерюша Шихалеева, да Тюню Сырчина, да Ворону Чужигова, да Юмшана Кичанова, да Радука Сенькина, да Сеита Исламова и всех их семнадцеть семей...».

4-я публикация
Источник: Документы по истории Удмуртии XV–XVII веков. Ижевск. 1958. С. 353-354.
«...Ожмека Чернаго, да Зубаря Дуина, да брата его Чужека, да Замека Дамуя Ортемева, да Изнека Чюрина, да Охмечку и Весицата Петрова Удеченовых, да Имасыя Горчанова, да Урниза Марзуна Кичынова, да Радука Сенькина, да Васюка Шихалева, да Дерюша Шихалеева, да Тюню Сырчина, да Ворону Чужигова, да Юмшана Кичанева, да Дадука Сенькина, да Сеита Исламова, и всех их семнатцеть семей...».
Составитель сборника документов П.Н. Луппов.

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Shulmin

https://rodnaya-vyatka.ru/places/83140

В статье по ссылке про село Сырьяны-Николаевское приводится другой вариант имени: Зубар Лупп, а в грамоте Зубар Дуин.

Аватар пользователя a-musikhin

В последнем случае Луппов ссылается на две первых публикации. Так что, возможно, в его публикации (№ 4) возникли ошибки при наборе.