Богородская (Бабкинская)

Тип: деревня
Статус: часть другого н.п.
Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      old_photo
      Вид деревни Богородской со стороны села Кумёны. лето 1925 год. (https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/2287685?query=%D0%B2%20%D0%92%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E%20%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8E&index=11)
      old_photo
      Крестьянки с детьми. Неизвестный фотограф. 1890-е гг. Российская империя, Вятская губ., Вятский уезд, Кумёнская волость, д. Богородская

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Памятник (shda)
      Памятник (shda)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1678, РГАДА 1209-1-521, 1678 г.
      3511186Починок Бабкино[+]Российское царство, Вятка, вотчины Хлыновского Успенского Трифанова монастыряв Хлыновском уезде, в Березовском стану, новоросчистная Куменская вотчина2807об
      Перепись мон. и архиер. вотчин 1702, РГАДА 237-1-55, 1702 г.
      2780372Починок Бабкинской[+]Российское царство, Вяткавотчины Вятцкого Успенского Трифонова монастыря, Куменская вотчина1534
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1098, 1710 г.
      1372447Деревня Бабкинская, а ныне за Успенским Трифановым монастырем[+]Сибирская губерния, Вятка, Вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыряВ Хлыновском уезде, Куменская волость2Σ 181186
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 1113-1-30, 1719 г.
      4020151При селе Спаском на Кумене деревня словет Бабкинская[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская волость, [срочные работники]♂ 3267
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3838, 1722—1727 г.
      340549деревня БабкинскаяСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская волость, Кырмыжская волость6♂ 38173об—174
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3834, 1724 г.
      350549деревня БабкинскаяСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская волость, Кырмыжская волость6♂ 38209об—210
      2‑я ревизия, ЦГАКО 237-76-34, 1744—1748 г.
      4250017в деревне БабкинскойКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская вотчина♂ 7852—56
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3877, 1747 г.
      20151ВУТМ в деревне БабкинскойКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифанова монастыря вотчины, Куменская вотчинамонастырских крестьян♂ 5814912—14969190об—193об
      20152↑ <там же>государственных черносошных крестьян♂ 2014970—14989194—195
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-3884, 1747 г.
      2260768в деревне БабкинскойКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифанова монастыря вотчины, Куменская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 18949475об
      2260769↑ <там же>монастырские крестьяне♂ 108950—8959475об—476
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3894, 1763 г.
      40012в деревне БабкинскоиКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская вотчина, Куменская пятидесятнягосударственные черносошные крестьяне♂ 18 ♀ 1861—66об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3911, 1763—1770 г.
      250218в деревне БабкинскойКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская вотчина, Ребиновская Богоявленская пятидесятнямонастырские крестьяне♂ 22 ♀ 211128—1137об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3912, 1763 г.
      260138деревни БабкинскойКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская вотчина, Ребиновская Богоявленская пятидесятнямонастырские крестьяне♂ 22 ♀ 21470—477об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3937, 1763—1764 г.
      840012в деревне БабкинскоиКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская вотчина, Куменская пятидесятнягосударственные черносошные крестьяне♂ 18 ♀ 1860об—65
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3938, 1763—1764 г.
      850138деревни БабкинскойКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифонова монастыря вотчины, Куменская вотчина, Ребиновская Богоявленская пятидесятнямонастырские крестьяне♂ 22 ♀ 21385—390

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0109018д.БабкинскаяВятская округаКуменская волостьчерносошных1761, л. 36 об.
      0109123д.БабкинскаяВятская округаКуменская волостьчерносошных2681, л. 38
      0109130д.БабкинскаяВятская округаКуменская волостьекономические34191, л. 38 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      1023Бабкинская (Богородская)д. каз.при рч. Кумене.Вятский уезд,
      Стан 2
      На Казанском тракте (из Вятки в Нолинск)611837124140264Волостное правление.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      441Бабкинская; БогородскаяВятская губерния, Вятский уезд,
      Кумёнская волость, Корепановское общество
      с. Кумёны, Спасская ц.Кумёна → Быстрица45233кирпичник; каменщик
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      01040301деревняБабкинская (Богородская)Вятский уездКуменская волость, Корепановское общество46233[-]1, табл. 1, с. 188—189
      Сословие (разряд)
      Народность
      государственные крестьяне *Сословие из сводных данных по уезду (том 12, часть 2, с. 216-301)
      русские *Народность из сводных данных по уезду (том 12, часть 2, с. 216-301)
      46233
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 4. Вятский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1887.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      011205деревняОбуховская (Богородская)Вятский уездКуменская волость501141212351, л. 44 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/1.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      32001деревняБабкинская (Богородская)Вятский уезд
      2-й благочиннический округ
      с. Кумены, Спасская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 385)
      Справочник по составу приходов церквей Вятского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.Всего
      1-04-021дер.Богородская, БабкинскаяВятский уезд,
      Куменская волость
      Куменский0,5 км48553102126228

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1419205004деревняБогородскаяКировская областьКуменский районКуменский с/с237246483[-]
      Источники: [1, л. 247 ↗; 2, л. 402 ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      210520БогородскаяКуменский районКуменский сельсовет451261, л. 398
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя Lex

        Отрывки из книги воспоминаний художника Александра Владимировича Фищева, который родился и вырос в бедной крестьянской семье в деревне Богородской Куменской волости Вятского уезда Вятской губернии.

         "Ясно и отчетливо сохранилась в памяти та обстановка, в которой проходило мое детство.
          Отец мой, Владимир Прокопьевич, старый николаевский солдат, служил царю Николаю Павловичу 25 лет. Когда я родился в 1875 году, ему шел 62-й год. Поэтому помню отца седым сгорбленным стариком...
          Вернулся Владимир Прокопьевич домой в 47 лет, дослужившись до унтер-офицера, получив суровую жизненную закалку. Через четыре года овдовел и женился вторично на 34-летней вдове из деревни Мухинской Степаниде Зотовне, которая привела с собой мальчика трех лет с первого замужества. Жизнь ее с ребенком в Мухинской была несладка - в нужде и труде. Мальчик рос хилым и слабым и вскоре умер от чахотки.
          У супругов родилась дочь Анна, затем сын Василий. Я был третьим ребенком. Отношения между отцом и матерью сложились хорошие.
          Отец казался мне очень строгим, не терпел лжи. Сорвешь репку или горох на чужом огороде - запорет. Для этого случая у него был пук розог. "Хочешь - спроси, но самовольно брать - не смей!" Отец никогда не ругался, тем более не сквернословил, в раздражении говорил нам: "Ах ты, сопатый" (или "сопатая"). Любил выпить, но не допьяна.
          Мать, напротив, была необыкновенно добра, отзывчива, очень религиозна и работяща или, как говорили, "бойка на работу". Я не помню, чтобы она ходила попусту к соседям "пошшолычить" (посудачить). За легкий характер, правдивость все ее уважали.
          Общество выделило отцу землю в размере одной душовки (на одного человека). Душовка представляла собой пять полосок земли, примерно метр шириной каждая, разбросанных в трех полях. Отцу дали выморочные пустоши. Земля была твердая, никогда не видевшая навоза, поэтому хлеб родился плохо, половину составляла метлица.

        Обрабатывать землю на нашем одре - одно горе. Бывало, ходит отец, прикрикивая на лошаденку, за сохой, еле передвигает ноги. Закончит загон - ляжет отдохнуть. А кобыла рядом стоит раскорякой, понурив голову, словно не чувствует оводов, облепивших ее.
          Платил отец за землю не в казну, а в общество - водкой.
          Из службы он вынес ремесло кузнеца. Построил кузницу по другую сторону тракта, против своего дома. Но в деревне стояли еще две кузницы богатых крестьян. Конкурировать с ними отец не мог. Помню, работы у него  было мало, а за ту, какая случалась, платили большей частью водкой, так что из кузницы он часто возвращался подвыпившим.
          Изба у нас была, как у большинства крестьян, "по-белому", с трубой для выхода дыма. Но были еще, особенно в захолустных деревнях, избы "по-дымному", когда дым и жар из печи шел непосредственно в избу. Хотя в потолке зияло небольшое отверстие, на которое ставилась деревянная труба - дымник, дым не успевал выходить из него и наполнял избу почти до пола. Вся она была прокопчена до лакового глянца, и даже от людей всегда пахло дымом.
          Большую часть избы занимала глинобитная печь. На нее поднимались по лесенке, расположенной у выходной двери и ведущей на голбец, находящийся между печью и стеной. С него мы, ребята, да и взрослые, спасаясь от холода, забирались на печь к трубе.
          Большинство крестьян в то время для освещения пользовались лучиной. Сальные свечи стоили дорого. Хотя появился керосин, но к нему, как ко всему новому, относились с недоверием - предпочитали лучину. Приготовленную лучину вставляли в светец - трехгранную железную вилку. Отгорающие угольки падали в корытце с водой, которое служило основанием для светца и находилось на голбце. Горела лучина, потрескивая, распространяя мигающий свет, который не достигал дальних углов. С лучиной ходили в подполье, в клеть и на задник, поэтому часто случались пожары.

        По вечерам мать и сестра пряли, сидя на печи около лучины, свесив ноги на голбец, а отец плел лапти для семьи. Часов не имели, полночь узнавали по первому пению петуха.
          В куте, или в задней половине избы, около выходной двери, в зимнее время держали лоханку. Над ней висела рукомойка, где умывались по утрам. Из лоханки кормили корову и лошадь - у нас не было теплого хлева и конюшни. Здесь, в тепле, мать и доила корову. После нее загоняли лошадь...
          Любили мы ездить с отцом в поле за снопами. Под палящими лучами солнца по тряской пыльной дороге добирались до места весело и незаметно. Пока отец укладывал снопы, я, бывало, жевал мышиный горошек, в изобилии растущий на меже, или нес травки лошади, а она уже ждала, глядя черными, в глубоких впадинах глазами, потом осторожно брала траву, касаясь мягкими губами руки.
          Обратно с высоким возом снопов ехали тихо и осторожно. Отец шел сбоку, а мы, малыши, сидели на скамеечке на задке, держась за веревку.

        Отец как-то незаметно для нас сильно постарел. Работать в кузнице уже не мог и продал ее со всем инвентарем, а на этом месте  построил хибарку в два оконца, настолько низкую, что взрослый доставал рукой до потолка. Когда мать сказала, что надо бы повыше, отец возразил: "Так будет теплей".
          Зимы стояли суровые, а морозы - лихие. Казалось, весь воздух промерзал. В такие дни будто неведомо кто огромным колом нет-нет да бабахнет по стене. Морозы сменялись буранами, которые бушевали сутками, с особенной яростью по ночам. В трубе кто-то жалобно плакал, выл, стучал по крыше, словно требовал впустить...
          К утру в избе становилось холодно. Дверь примерзала к порогу так, что отец вырубал лед топором. А когда дверь с трудом освобождалась, впускали в избу корову. Она торопливо входила, вздрагивая, покрытая инеем.
          Мама спешно затопляла печь. Отец копал за калиткой траншею: снегу за ночь навалило вровень с воротами.
        Два оконца, выходящие на улицу, изнутри почти в палец толщиной покрывались снегом - с избе от этого полумрак. Мы осторожно ножом снимали снег, потом дышали на лед, получалась круглая проталинка, через которую смотрели на улицу.
          Мать уже приготавливала губницу из сухих грибов, приправленную ржаной мукой. Иногда заваривала траву - череду. Такой чай мы с удовольствием пили из глиняных чашек вприкуску с солодковым корнем. Сахара у нас не было. О самоваре мы и не думали. На 70 дворов в деревне было только 7 самоваров. Чай пили редко: по воскресеньям, праздникам или если наедут гости. За самоваром шли "в соседи".
          После завтрака каждый брался за свое дело. Вася шел в школу, а я, одевшись в свою "лопотину", навернув тряпку на шею и нахлобучив большую старую отцовскую шапку, выбегал на улицу..."

        В святки мы бегали на вечеринки, куда приходили девчата и парни. Собравшиеся пели, плясали под гармонь, устраивали игры...
        В ходу была балалайка. Часто под нее пели шуточную песню "Хорошо-с".
        Жили были мужики,
        Росли в лесу рыжики.
        Хорошо-с!
        Хорошо-с!
        Это очень хорошо-с!
        Взяли девки кузовки -
        И пошли в лес по грибки.
        Хорошо-с!
        Хорошо-с!
        Это очень хорошо-с!..

        ...Разные песни и пляски сменяли друг друга.
        Чтобы вырваться на вечеринку, приходилось долго уговаривать мать. Наконец она соглашалась: "Смотри, не долго будь!"
        Вечеринки эти не были похожи на игрища. Плясали чинно, спокойно, играли без поцелуев. Как я говорил, в нашей деревне поцелуи не допускались. Случись такое, ни одна мать не отпустила бы на вечеринку свою дочь. Засиживались до 11-12 часов ночи. Но некоторые матери уводили своих дочерей часов в 9-10 вечера, как те ни упрашивали... Недовольные парни нередко уходили в чужие деревни на игрища.

        Дома мама была уже на ногах. "Где пропадал, шатун?" - "Мам, я с парнями ходил на игришшо". - "Ужо отец тебе задаст игришшо! Раздевайсь и полезай на полати, замерз ведь".
        Отец ничего не сказал. В последнее время он часто недомогал. Время от времени он себе "вскрывал кровь": прорезал ланцетом вену и выпускал целую глиняную чашку "дурной" крови, говорил, что ему становилось легче.
        На святки у нас несколько раз собирались Анины подруги: Дуня Филимонова и Агаша Кондрашихина. Мне было особенно хорошо, когда приходила Дуня, круглолицая, румяная, ласковая девушка. Все усаживались у окна. Шел оживленный разговор о вечеринках, коснулись и игрищ.
        - Ой, миленькие, тетка была у нас восеть, так вот штё она рассказала, - начала Дуня, которая была хорошей рассказчицей, - бает эк-то вот. Пришли парни в чужую деревню на игришшо в канун крешшения.
         - В канун крешшения! - ужаснулась мама.
         - В самый канун, а итти-то надо эк жо вот по реке. Идут, песни горланят. Дошли, бает, не заметили как. Вот деревня и изба. Там пляс, визг, на гармоне играют. Ну, бают парни, пришли как раз. А калитка и вороты заперты. Увидали, штё в подворотницю можно пролезть. Одному парню бают: "Слышь, ты потоньше нас, полезай-ко в подворотницу-ту, открой калитку". Парень лег это на брюхо, сует голову-ту в подворотницу-ту, сам говорит: "Осподи, баслови" да и перекрестись... Как это сказал он "осподи баслови" и перекрестился - не стало ни дома, ни деревни, а парень-от лежит на льду, голову-ту спустил в проруб. Не скажи бы он "осподи баслови" - утонул бы парень.
         - А может, за ним полезли бы другие...
         - Знамо, полезли бы...
        Я сидел как на иголках, меня трясла лихорадка. Мне представилось так живо: вот они идут, как мы шли в Шестеренскую...
        А может, это была и не Шестеренская, а только казалось, что она. Может, и плясали нечистые. Стало страшно. "Не пойду больше никогда на игришшо", - дал я про себя слово.
        Страшные рассказы сменялись один за другим: про нечистого и его козни, про покойников, оборотней, про клады. Наконец подруги решили погадать про свою судьбу. "Пойдем-ко, девки, послушаем, в какой стороне наши суженые", - сказала Дуня. Недолго пришлось ждать: где-то в стороне села протявкала собака. "Ну вот, девки, выйду замуж в село аль в Тепляки. Вот поглядите, сбудется".
        Другие девушки, Анна и Агаша, так и не дождались лая собак, перемерзли и убежали в избу..."

        ----------------------
        А.В.Фищев. Воспоминания художника. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. С.10-16.

        Аватар пользователя Родыгина Анна

        А в этой книге есть о жизни А.Фищева в Нолинске и фото картины А.Фищева "Улица в городе Молотове" (Нолинске, но написано не Молотовск, а Молотов)?