Опубликовано ср, 23/09/2015 - 17:36 пользователем IvanS
ID: 99640
ID: 99640
Тип: деревня
Статус: часть другого н.п.
Местоположение:
- Подробные
- Обзорные
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7099 | Фыркуновской (Ананьи) | поч. каз. | при рч. Паозери | Котельнический уезд, Стан 2 | В верховьях р. Ветлуги и ее притоков, погранично с Костромской губ. | 80 | 50 | 5 | 17 | 21 | 38 |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7101 | Фыркуновский; Ананки | Вятская губерния, Котельнический уезд, Ключевская волость, Запиловское общество | с. Ново-Троицкое, Троицкая ц. | Паозер → Ветлуга | 10 | 83 | поденщик; сплавщик | |
Рода, число семей: | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/) |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
починок | Фыркуновский (Ананки, Ананьи) | Котельнический уезд | Ключевская волость, Запиваловское общество | 10 | 37 | 46 | 83 | [-] | 1, с. 378—385 | |||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
10 | 37 | 46 | 83 | |||||||||
Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 10. Котельнический уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
починок | Фыркуновский (Ананьи, Ананьки) | Котельнический уезд | Ключевская волость | 13 | 50 | 59 | 109 | 1, л. 249 |
Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/4.
Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Приход | Год | |
---|---|---|---|---|---|---|
101020 | деревня | Фыркуновская | Котельнический уезд 3-й благочиннический округ | с. Соловецкое, Зосимо-Савватиевская церковь | 1915 | |
По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 678) Справочник по составу приходов церквей Котельничского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2-03-252 | дер. | Фыркуновская (ский), Ананки, Ананья | Котельнический уезд, Ключевская волость | Соловецкий | 13 км | 13 | — | 13 | 52 | 51 | 103 |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту). Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания. Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия. | Регион | Район | Сельсовет |
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2]. Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник. В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4]. Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты. Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]). Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения. | [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Фыркунята | Кировская область | Шабалинский район | Соловецкий с/с | 42 | 48 | 90 | — | [-] | ||||||||
Источники: [1, л. 589 ↗; 2, л. 968 ↗] |
Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Хозяйств | Нал.население | Примечание ?Список сокращений: | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
— | Фыркунята | Новотроицкий район | Соловецкий сельсовет | 35 | 63 | В документе число хозяйств (35) указано совместно для н.п. Фыркунята и Н. Выселок. Колхоз: Фыркуновский | 1, л. 606 |
Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.
Персоналии из этого населённого пункта
- Баранов Александр Спиридонович (1910)
- Баранов Василий Спиридонович (1921)
- Баранов Иван Спиридонович (1906—20.09.1937)
У Синцовых на протяжении почти 400 лет передавалась из поколение в поколение умение рубить шатровые северные церкви. Шатроавые храамы— особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в древнерусском храмовом зодчестве. Вместо здание шатрового храма завершается шатром. В 1558 г. три семьи плотников Синцовых были отпралены в распоряжение игумена Соловецкого монастыря Филиппа, будущего Митрополита Московского и Всея Руси, в Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь , строить Успенский и Преображенский соборы. Весной 1568 г. митрополит Филипп сильно схлестнулся с Иваном Грозным.. В результате летом 1568 г. по указанию царя в Соловецкий монастырь была направлена следственная комиссия для сбора обвинительного материала против митрополита Филиппа.
Зная крутой нрав царя, часть братии с монастырскими крестьянами снялась с насиженных мест и направилась в сторону земли Вятской. Вятка принимала тогда беглое духовенство, которое заодно со своими духовными детьми Москвой преследовалось. Среди беглых были и все Синцовы. Была еще одна причина покинуть Соловецкий монастырь. В XVI веке было 45 голодных лет. Почти половина! Основные «виновники» — жестокие зимы, летние холода и снегопады, град, дожди. Похолодание вступает в свои права, особенно во второй половине столетия. К концу столетия и далее учащаются холодные зимы. Холодные — в сравнении с обычными в то время. При наличии снега это не влечет обязательного голода, но жизнь традиционному земледельцу осложняет. Это XVI век, не XX-й, и даже не XVIII-й: знаменитая русская печь еще не та, большинство изб топится по-черному, а существенная часть населения живет в полуземлянках. Наступил «малый ледниковый период» В принципе, есть привычное решение: раз в несколько лет переходить на новые земли, что Синцовы и делали.
Синцовым предстоял долгий путь- по Северной Двине до Великого Устюга, потом по реке Юг до Осиновца (в настоящее время это место недалеко от г. Подосиновец Кировской области), далее по реке Пушма до д. Лодейно, родине маршала Конева, волок через Кайское болото, речка Кая и р. Молома и наконец р. Вятка. Этот древний путь от Архангельска до Орлова на Вятке.
“Погост Куринской над рекою Моломою, а на погосте церковь теплая во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, да другая церковь холодная во имя Преподобных отец Зосимы и Савватея Соловетьцких чюдотворцов Московское царство, Вятка, Котельнический уезд Котельнический стан, Котельнический тяглый стан, Куринская волость.”- перепись середины 16 в. Это была первая церковь во имя Соловецких чудотворцев на Вятской земле.
В конце 17 в. земли вокруг монастыря оскуднели и несколько семей Синцовых были отправлены осваивать новые монастырские угодья в район погоста Круглыжи.
В 1724 г. Куринский монастырь был расформирован, но в 1744 г. духовные власти по просьбе крестьян возобновили деятельность монастыря. В 1746 г. возникли споры с жившими в монастырской вотчине государственными крестьянами. В конце 1746 г. они пожаловались духовной консистории, что их принуждают молотить монастырский хлеб и отдавать половину Куринскому монастырю, а также отдавать семенной хлеб и половину приплодного. Настоятель игумен Гавриил, исполнявший параллельно должность казначея архиерейского дома, жил по долгу службы преимущественно в Хлынове и не мог основательно вести дела в пустыни. Поэтому он отправил туда в сентябре 1746 г. своего племянника Михаила Нецветаева, который с рассыльщиками стал заниматься сбором денег и хлеба. При этом, как сообщали челобитчики, они крестьян «били напрасно» Волнения крестьян в середине XVIII в. не были локальным явлением: они охватили практически все вятские монастыри, имевшие вотчины. Что касается ситуации в Куринском монастыре, в январе 1747 г. игумен Гавриил ответил на прошение крестьян, что они берут для посева монастырские семена, а потом их возвращают вместе с половинным хлебом, поскольку монастырь платит за половников ежегодно подушную подать. Данная схема отношений монастырей и крестьян была распространена в Вятской епархии повсеместно и являлась достаточно умеренным вариантом работы на монастырь со стороны крестьянполовников. За 1746 г. крестьяне деньги заплатили. По первой ревизии 1721–1722 гг. за монастырем числилось 268 душ, и кроме хлеба никаких платежей монастырем с них не взыскивалось. Генеральная ревизия (контора ревизских дел) разослала во все монастыри.
указы, что монастырям крестьяне ничего платить и хлеб отдавать не должны, т. к. они черносошные, а должны платить помимо обычных податей еще 4-гривенный сбор государству. В ответ на это вятские духовные власти сообщили в Генеральную ревизию, что если монастыри этого источника лишить, «монашествующим дневной пищи получать будет неоткуда». Кроме того, закон не запрещал быть черносошным крестьянам в половничестве . Однако длительные разбирательства дела о монастырских крестьянах в Синоде и Сенате привели к тому, что экономически Куринская обитель оказалась практически разорена. Из-за волнений крестьян, которые привели к экономическому разорению обители, а также слабости духовной жизни, духовные власти в июне 1752 г. поставили вопрос о ее присоединении к Хлыновскому Богословскому монастырю. «Круглыжские починки расположены в совершенно безлесной местности. Дрова и строительные материалы покупаются по дорогой цене.Занятие прихожан земледелие. Многие ходят на заработки в Сибирь, а некоторые и совсем переселяются на починки в Вологодскую губернию.»- историко- географическое описание. Вятка.
По вышеуказанным причинам наши Синцовы в 1755 г. опять поменяли место жительства и основали заимку Синцовка на берегу р.Паозер. Впоследствии заимка стала деревней и поменяла название на Коровинский (Коровино).
указы, что монастырям крестьяне ничего платить и хлеб отдавать не должны, т. к. они черносошные, а должны платить помимо обычных податей еще 4-гривенный сбор государству. В ответ на это вятские духовные власти сообщили в Генеральную ревизию, что если монастыри этого источника лишить, «монашествующим дневной пищи получать будет неоткуда». Кроме того, закон не запрещал быть черносошным крестьянам в половничестве . Однако длительные разбирательства дела о монастырских крестьянах в Синоде и Сенате привели к тому, что экономически Куринская обитель оказалась практически разорена. Из-за волнений крестьян, которые привели к экономическому разорению обители, а также слабости духовной жизни, духовные власти в июне 1752 г. поставили вопрос о ее присоединении к Хлыновскому Богословскому монастырю. «Круглыжские починки расположены в совершенно безлесной местности. Дрова и строительные материалы покупаются по дорогой цене.Занятие прихожан земледелие. Многие ходят на заработки в Сибирь, а некоторые и совсем переселяются на починки в Вологодскую губернию.»- историко- географическое описание. Вятка.
По вышеуказанным причинам наши Синцовы в 1755 г. опять поменяли место жительства и основали заимку Синцовка на берегу р.Паозер. Впоследствии заимка стала деревней и поменяла название на Коровинский (Коровино).
Ниже по течению р. Паозер в нескольких километрах от Синцовки находится село Соловецкое, в котором стоит Созимо- Савватиевская церковь. Чуть в стороне стоит село Архангельское, с церковью во имя Архистратига Михаила. В названиях сел и церквей явно просматривается соловецко-устюгский след основателей этих населенных пунктов. Да и основателями этих сел были крестьяне Куринского монастыря, в т.ч. Синцовы.