Вятка Православная глазами ОГПУ. 1923 год

Со стороны населения симпатии и последователей не находят...

В сводках ОГПУ за этот год большое внимание уделяется противоборству обновленцев и «тихоновцев». Обновле́нчество (Российская православная церковь; позднее — Православная церковь в СССР, также Обновле́нческий раско́л, Жива́я Це́рковь, живоцерко́вничество) — рас­коль­ни­че­ское дви­же­ние в Русской православной Церкви в 1922—1940-е годах. Обновленцы провозгласили своим принципом лояльность по отношению к советской власти, проповедовали «коммунистическое христианство», внесли ряд изменений в церковное устройство (богослужение на русском языке, канонизация грегориантского календаря и др.). Раскол возник в мае 1922 года, когда при поддержке органов государственной власти Советской России группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь» попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона, для чего ими было образовано «Высшее церковное управление» (ВЦУ). Арест Патриарха Тихона, который был привлечен к суду и заключен под домашний арест «за подстрекательство к беспорядкам при изъятии церковных ценностей», прекращение функционирование патриаршего церковного управления и поддержка советской власти (в том числе её репрессивных органов) привели к быстрому росту обновленчества. В 1922—1923 годах — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур. Однако освобождение Патриарха Тихона из заключения летом 1923 года вызвало массовое возвращение духовенства и мирян в Патриаршую церковь. В 1923 году все обновленческие группы были официально распущены, а вместо ВЦУ образован Священный синод Православной Российской церкви. К началу 1930-х годов, в рамках общего жёсткого курса на уничтожение религиозной жизни в СССР, власти фактически перестали делать различия между обновленцами и «тихоновцами».

А вот как все это происходило на Вятке.

 

Государственные информационные сводки по Вятской губернии Вятского губотдела ГПУ и информационный отдел ГПУ

27 января-3 февраля. Среди духовенства раскол с каждым днем увеличивается. Группа «ЖЦ» («Жживая Церковь» - Е.Ч.) ведет активную работу по укреплению своих вероучений, но со стороны населения, рабочих и крестьян симпатии и последователей не находят. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 13).

12-19 февраля. Среди духовенства Вятской епархии замечается раскол, из которого выделилась группа реакционеров, каковая создала независимо от ВЦУ губернское епархиальное управление. Во главе последнего стоит епископ Сергий. Живая церковь среди верующего населения не пользуется никаким доверием и популярностью а целиком население симпатизирует старой епархии. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 17об.).

28 февраля-6 марта. Среди духовенства идет непримиримая вражда. Группа, которая не признает обновленческой церкви, начала проводить среди населения [агитацию] за непризнание Живой Церкви и одновременно с этим защищала всех тихоновцев, за что шесть активных участников из служителей церкви направлены в Москву. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 24).

29 марта-4 апреля. По губернии в настоящее время проходят благочинческие съезды, каковые в некоторых уездах закончены. Главные вопросы на съездах: выборы на губернский съезд делегатов и об отношении к обновленческому движению и признанию ВЦУ. Слободское городское духовенство вынесло постановление: признать ВЦУ и обратиться ко всем церковным поборникам — отнестись к данному движению сочувственно, разъясняя темной массе неправильное толкование распоряжений о новом движении. Точно так же проходили [съезды] в других уездах. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 35-35об.).

5 -12 апреля. Несмотря на то, что подготовка к комсомольской пасхе началась весьма поздно, все же [она] прошла с большим успехом и блестящими результатами: во всех театрах и клубах были поставлены доклады антирелигиозной пропаганды с обозначением пасхи и в различных видах инсценировки. Посетителей на данных вечерах было настолько множественное количество, что не помещали зрительные залы. Настроение присутствующих: полнейшее разочарование во всех религиозных обрядах. Даже были массовые случаи ухода из церквей не только городской рабочей молодежи, но и [молодежи] из сельской местности. (ЦГАКО, Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 36об.).

21-28 апреля. Вятское духовенство открытой контрреволюционной работы почти не ведет, но все же ведет подготовительную работу, повсюду внушая населению о неправильных действиях советской власти в связи с проведением комсомольской пасхи. Особенно имеют попытку развить свою работу среди крестьянского населения деревни. Кроме того, в самой среде духовенства замечаются некоторые разногласия, почвой чего служит процесс над Тихоном, за которого в защиту незначительный процент, остальные же держатся пассивно (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 41-41об).

14-21 сентября. Деятельность духовенства в области обновленческого движения проходит медленно. Попы-прогрессисты собственной инициативы не проявляют, только выполняют распоряжения вышестоящих органов. На церковные нововведения несознательные массы смотрят отрицательно. Выполнение церковных обрядов в праздничные дни проводится в большинстве по старому стилю. С освобождением Тихона его приверженцы-попы начинают проявлять себя среди верующих, устраивают религиозные беседы и собрания, больше всего по Ключевской и Архангельской волостям Котельничского уезда, куда попы-тихоновцы перебрасываются даже из соседней Костромской губернии. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л. 270об).

8-15 октября. Деятельность духовенства в борьбе обновленческого движения с реакционным тихоновским течением протекает очень слабо, так как восприимчивость церковных нововведений в среде верующего населения незначительна. Большинство из них примыкает к тихоновщине, духовенство которого стремится целиком все население поставить против обновленческого движения (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 70).

8-16 ноября. Деятельность духовенства в области насаждения в церквах обновленческих служителей проходит слабо и за последнее время резко начинает изменяться. После освобождения Тихона в Вятке и окрестностях ожило тихоновское течение и начинает вести сначала мирную борьбу против нового течения — обновленчества, выражавшуюся в беседах с верующими, каковая впоследствии вылилась в решительную форму и даже действия со стороны тихоновцев.

В Уржумском уезде 28 октября тихоновцы в лице местных священников В. Половникова и А. Бенедиктова повели окончательную борьбу с обновленцами. В соборе в этот день устроили самочинное собрание прихожан..., в результате собрание постановило удалить и не пускать к служению в церкви обновленцев протоиерея Домрачева и диакона Парфенова и отказать им от прихода и должности ((ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 90).

8-15 декабря. В деятельности групп духовенства и сект за последнее время резких перемен не было. Ведется медленная борьба обновленцев с тихоновцами за вербовку на свою сторону верующей массы и за закрепление за собой церквей. Положение тех и других в Вятке уравновешенное, церквей имеют поровну, но по количеству верующих большинство на сторону тихоновцев, что объясняется недостатком средств у обновленцев на приобретение литературы для распространения среди верующих. Тихоновское духовенство по составу гораздо сильнее, чем духовенство обновленцев. Первое поддерживается кулаками и бывшими монастырскими обитателями, что дает возможность тихоновцам легче опутывать темные несознательные массы и удерживать их за собой. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 103).

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.