Самый ранний автограф вятчанина?

Почти все письменные артефакты, созданные вятчанами и/или относящиеся к истории Вятского края до конца XVI века известны только в позднейших списках. Сохранилось совсем небольшое количество автографов, принадлежащих руке вятчан, бывших свидетелями и участниками событий бурного века объединения удельных княжеств вокруг Москвы и начала Русского царства. Еще меньше таковых, когда мы говорим о вятчанах, появившихся на свет в период существования Вятской вечевой республики, до 1489 года.

К счастью один из таковых был выявлен среди лотов аукционного дома «Литфонд», специализирующегося на продаже антикварных книг, автографов, рукописей, фотографий, открыток, и других предметов коллекционирования. Лот №1 предстоящего 11 декабря 2025 года аукциона №709 озаглавлен как «[Рукопись] Евангелие (тетр)»[1], создание которого датируется не ранее мая 1502 — не позднее февраля 1520 г. Рукопись насчитывает 175 листов формата 28х19,5 см, написана профессиональным книжным полууставом одного почерка на бумаге одного водяного знака «Рука с цветком-розеткой», датируемой 1483-1498 гг., использованы чернила, киноварь. Киноварью написаны заголовки, в тексте киноварные ломбарды. Переплет представляет собой доски, обтянутые льняной тканью, утраченной в местах утраченного убора (прямоугольного средника и четырех угольников). Ткань красного цвета сильно выгорела и обветшала, со следами капель воска. Корешок на трех бинтах. Две застежки утрачены. Обрез красного цвета. В качестве форзацных (приплетных) листов использованы макулатурные листы с текстами, написанными скорописью XVII и XVIII в., в т.ч. листы из списка Есиповской летописи «О Сибири и о сибирском взятии».

Рис. 1. Разворот Евангелия.

Рис. 2. Переплет Евангелия.

Особою ценность данному списку Евангелия придает авторская запись, выполненная в нижней части л. 1-3: «/ на памѧт с(вя)т(о)го ап(о)с(то)ла Филиппа; на самое заговѣйно Филиппово / при вл(а)д(ы)цѣ Никонѣ еп(и)ск(о)пѣ Пермьскωмъ и Вологωдцкωм; А в ту пору служител был оу с(вя)т(о)го Николы в Лѧлехъ; / с(вя)щ(е)нноерѣй попъ; Павелъ; Козмин с(ы)нъ; вѧтчанин оуроженіемъ; и подпись; сам попъ писал; на сем Еѵа(н)г(е)ліѣ».

Рис. 3. Фрагменты л. 1-3 Евангелия с автографом священника Павла Кузьмина.

Запись выполнена тем же почерком, что и вся рукопись. Это позволяет установить имя писца — поп Павел Кузьмин сын, уроженец Вятской земли (вѧтчанин оуроженіемъ), а во время написания рукописи — иерей храма св. Николая «в Лялех». Речь идет о совр. поселке городского типа Лальске, который согласно устоявшимся в историографии сведениям был основан жителями Великого Новгорода и Пскова, бежавшими от опричного погрома, учиненного Иваном Грозным в 1570 г. Однако изучение выходных записей на рукописях позволили уточнить датировку основания этого поселения. В документах конца XVI–XVII в. на реке Лале упоминается крупный Никольский погост, а его Никольская церковь стала позже главным собором города Лальска. Сегодня известна, по крайней мере, одна выходная запись в рукописи собрания Архангельской семинарии[2], сборнике церковно-канонических статей 1511/1512 г., переписанном в южных пределах Пермско-Вычегодского края (Никольский погост на реке Лале «а писана бысть сиа книга у великово чюдотворца Николы на Лале»). Таким образом, данная запись является еще одним подтверждением существования рукописного центра при Никольском храме на р. Лале в начале XVI в.

Рис. 4. Храмы города Лальска на рисунке Дедовой Т.П.

Датировка рукописи локализована упоминанием епископа Пермского и Вологодского Никона. Как и в записи из рукописного сборника Архангельского собрания, здесь упомянут епископ Пермский и Вологодский Никон. Епископ Никон был хиротонизирован 5 мая 1502 г., последние сведения о нем относятся к 3 августа 1511 г. Преемником на кафедре стал, по-видимому, Протасий, умерший в 1515/16 г. Следующий известный владыка — Пимин (Ходынкин) был поставлен на кафедру в феврале 1520 г. Согласно выходной записи в Шестодневе[3], датированным 14 марта 1519 г., она была создана «при епископе Никоне на Вологде». А.С. Усачев предполагает, что речь идет о епископе Никоне, который занимал Пермскую и Вологодскую кафедру в пятилетний период, владыка которой ранее в науке не был известен. По другим данным епископ Никон в 1514 г. был уволен от управления епархией и в том же году скончался. Погребен в Дионисиевом монастыре[4].

Запись, содержащая крайне важные исторические сведения, позволяет дополнить, уточнить и подтвердить ряд важнейших исторических фактов, введенных в научный оборот историками в XXI веке. Выполненная одним писцом, вятчанином по происхождению, иереем Павлом Кузьминым сыном, на однородной бумаге, позволяет сделать предположение о существовании на никольском погосте на Лале скриптория, в котором трудились писцы Васюк Попов сын Гаврилов вычегжанин и Павел Кузьмин сын, вятчанин.

Рис. 5. Лист 3 Евангелия с автографом священника Павла Кузьмина.

Принимая во внимание крайние даты создания рукописи (1502 – 1519 гг.), следует предположить, что её создатель родился еще в период существования Вятской вечевой республики в 1460-1470-х гг. Перед нами, вероятно, самый древний рукописный текст, выполненный рукой вятчанина и созданный в период образования централизованного Русского государства.

Любой желающий может приобрести сей артефакт на сайте аукционного дома «Литфонд». Было бы отрадно, если покупателем окажется кто-нибудь из состоятельных жителей Кировской области и сохранит рукопись для будущих поколений.

 

PS. Снимки и описание рукописи любезно предоставлены Аукционным домом «Литфонд». Копирование и распространение снимков без ссылки на правообладателя не допускается. Не является рекламой.

 

#ЛитФонд #рукопись #ВятскаяЗемля #вятчане #Лальск #Евангелие #книга #букинистика

 


[2] НИОР БАН. Ф. 1 (Архангельское собрание). С. 5.

[3] ОР РНБ. Ф. 487 (Собрание Н.М. Михайловского). Q.48

[4] См. https://ortho-rus.com/articles/arhierei-6294.html

Комментарии

Павел, спасибо за интересный материал. Только здесь, скорее всего, речь идёт не о Лальске, а о селе Ляли Княжпогостского района республики Коми. Ссылку не получается выложить, можно ввести в поисковик название.

Ляльский погост официально известен с 1608 года, было две церкви - Богоявленская и Николая Чудотворца. Первой, вероятно, была Никольская. Вновь открывшаяся информация будет важна для жителей деревни Ляли, как самое первое упоминание о ней. Ситуация та же, что и с Никольским погостом на Лале.

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте Юрий! Благодарю за дополнительную информацию. Возможно вы правы, так как на погосте Ляли действительно упоминается Никольская церковь. Это очень интересно, так как факт книгописания в этом месте событие ещё более удивительное.

Если не возражаете, выложу эту информацию на форуме ВГД Яренского уезда, в состав которого входил это погост.

Аватар пользователя Mikeros

Да пожалуйста, только ссылку на Аукцион при использовании фото прошу оставить. Это их условие.

Аватар пользователя a-musikhin

Юрий Серафимович, объясните, пожалуйста, почему Вы считаете, что это не Лальский погост, а село Ляли? Только из-за написания названия, или ещё есть какие-то соображения?

Алексей Леонидович, здесь чётко читается: "в Лялех", тогда как по поводу Лальского погоста сказано: "на Лале": https://rodnaya-vyatka.ru/forum/132103. По-моему, этого достаточно. Епархия та же - Пермская, и название церкви совпадает. Очень хотел бы считать, что Лальск уже в начале XVI века был одним из  духовно-просветительских центров северо-востока России, но предпочитаю быть объективным.

Аватар пользователя a-musikhin

Юрий Серафимович, я ведь и не возражаю. Просто хотелось конкретики ) Я согласен, что "в Лялех" и "на Лале" - это разное. Я прекрасно помню Ваш пост о Лальске и его обсуждение. Скорее всего Вы правы.

Аватар пользователя a-musikhin

Павел, поздравляю с замечательной находкой! Это событие большой исторической и культурологической значимости.

Эта рукопись не менее значимая, чем найденная недавно мной, о чём я писал вот здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/474/159064

Я начал составлять каталог рукописных и старопечатных книг XVI-XVIII веков с записями, имеющими отношение к Вятской земле. За XVI век мной выявлено не менее шести таких книг. Из них три написаны непосредственно вятчанами: вот это Евангелие первой четверти XVI века; Служебник середины XVI века, написанный священником с Никулицкого погоста; Пролог 1586 г., написанный в Котельниче, вероятно, тоже священником. К названным книгам можно добавить ещё Псалтырь Толковую, написанную в 1615 г. сыном дьячка в Бобино. Всё это позволяет уже говорить о некоторой традиции книгописания на Вятской земле в XVI - начале XVII веков.

К этому можно прибавить большое историческое значение записей на таких книгах. Они позволяют узнать новые имена, прояснить некоторые события вятской истории, уточнить даты существования церквей, и т.д.

Аватар пользователя Mikeros

Большое спасибо Алексей Леонидович, что взялись за это дело! Уверен, что список будет пополняться и мы получим ещё несколько имён вятчан, живших в XV-XVI вв. и по новому сможем взглянуть на вопросы книгописания.

Поздравляю, Павел, и спасибо, что поделились новостью!

У меня после прочтения возник вопрос. Почему при датировке лота/рукописи

создание которого датируется не ранее мая 1502 — не позднее февраля 1520 г.

не учтена уточняющая запись:«<...> / на памѧт с(вя)т(о)го ап(о)с(то)ла Филиппа; на самое заговѣйно Филиппово...»?

Филипово говинье как раз сейчас идет. Заговинье по Юлианскому календарю 14 ноября. Не знаю точно, надо ли делать какую-то поправку при переводе с Византийской эры на Юлианский календарь?

Выходит, что Евангелие написано в середине ноября. Т.о. можно уточнить датировку создания рукописи: не ранее ноября 1502 — не позднее ноября 1519 г.  Или я неправ?

 

Аватар пользователя a-musikhin

Да, я тоже обратил на это внимание.

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Это датировка специалистов аукционного дома. У меня тоже есть к ней вопросы, так как склоняюсь к версии, что Епископ Никон умер в 1514 году, и рамки датировки можно сузить до интервала 1502-1514 гг. Но при этом Ваше уточнение, дает возможность конкретизировать даты ещё точнее. 

Аватар пользователя a-musikhin

Рукопись продали сегодня полтора часа назад за 4 600 000 руб. !!!

Кто покупатель, к сожалению, неизвестно. Куда она "уплыла" и где "всплывёт" вновь, неизвестно ( Увы...

Аватар пользователя Mikeros

Алексей Леонидович, к этому нужно прибавить еще комиссию аукциона. В итоге цена перевалила за 5 млн. Фантастическая цена!

Аватар пользователя a-musikhin

А я подумал, что комиссия аукциона берётся из этой суммы )

Там было написано, что комиссия составляет 20 или 25%, точно уже не помню. Если второе, то сумма составила 5 750 000!

Однако! Там сразу первоначальная цена была заявлена высокая - 3 млн. Я еще подумал, найдутся ли желающие купить? А цена еще и выросла значительно. Значит, торг велся между несколькими участниками. Такая цена - тоже удивительное событие.