После установления в Эстонии советской власти и вхождения ее в состав СССР в 1940 году, многих сотрудников Правительства буржуазной Эстонии постигла печальная участь: они были арестованы и осуждены к различным срокам наказания, члены их семей в июне 1941 года выселены в Кировскую область. Условия жизни на спецпоселении, были очень тяжелыми, но и они не стали апогеем их мытарств, некоторым пришлось испытать на себе еще и ужас сталинских лагерей. Обвинение им предъявлялось в основном по ст.58 п.10 - «антисоветская агитация» или 58 п.11 – «участие в антисоветских организациях». Это означало лишь то, что они выражали недовольство условиями жизни в СССР и сравнивали их с условиями жизни в Эстонии (не в пользу СССР), либо то, что они в изгнании организовывали общества типа землячеств.
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранятся судебно-следственные дела на репрессированных в нашей области эстонцев-спецпоселенцев. Среди них дела на восемь человек – членов семей Министров буржуазного Эстонского Правительства. Все дела имеют пометку СУ – снятые с учета, все эти граждане в разное время реабилитированы за отсутствием в их действиях состава преступления. К сожалению, у нас имеются лишь сведения об осуждении, дальнейшая их судьба неизвестна.
К 1943 году относится дело на 18 эстонцев, обвиняемых в принадлежности к «националистической шовинистской организации среди ссыльных эстонцев».
Одним из ее организаторов и руководителей назван Пунг Эраст Михайлович. В деле говорится, что он - племянник бывшего Президента Эстонии К.Пятса (1938-1940) и сын бывшего Министра Эстонии[1].
30 июля 1940 года Президент Эстонии К.Пятс был арестован и выслан из страны. Сведения об отце Эраста Михайловича имеются в списках репрессированных эстонцев, размещенных в сети Интернет, где написано следующее: «PUNG, Mihkel, Hans, s. 1876, arr. 14.06.41 Tallinn, Veetorni 4-1; Sverdlovski obl. Sevurallag, surn. 11.10. 41. End. rahandusminister. [ar 378-E]»[2].
Пунг Эраст Михайлович родился в 1909 году в Санкт-Петербурге. Образование высшее юридическое. С июня 1941 года как спецпоселенец проживал в дер.Шипицыно Оричевского района, работал трактористом на лугоболотной станции. Арестован 12 марта 1943 года. Осужден 27 декабря 1943 года Военным трибуналом УралВО на 15 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет с конфискацией имущества[3].
По тому же делу проходит и Меритс Сальма Яковлевна, жена бывшего товарища Министра финансов, торговли и промышленности Эстонии, почетного польского консула и вице-президента немецкого банка в Таллинне, осужденного в 1941 году к 10 годам лишения свободы. Ей также вменяется в вину, что она «являлась одним из руководителей антисоветской организации среди высланных эстонцев».
Сальма Яковлевна 1901 года рождения из г.Таллина, образование незаконченное высшее, административно выслана из Таллина, проживала в Оричевском районе, приемщик на лесоучастке Мосгорлес. Арестована днем ранее Эраста Михайловича, осуждена на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 4 года[4].
Почти одновременно с ней в конце марта 1943 года был арестован и Вирма Густав Хансович, брат Вирмы Карла Хансовича, который занимал в Правительстве буржуазной Эстонии пост Министра путей сообщения, также был арестован и отбывал наказание в Вятлаге. Густав Хансович родился в 1884 году в г.Таллине, образование высшее, инженер. Проживая в Эстонии, в 1926-1930 гг. являлся доверенным лицом госбанка Эстонии «Ээсптибанк», с 1934 года - владелец лесной торговой фирмы «Густав Вирма». К моменту установления советской власти в Эстонии имел оборотный капитал в сумме 200 тыс. крон, в 8 км от Таллина – дачу и фруктовый сад. Экспортировал лесоматериал за границу (в Индию, Африку, Австралию).
Как административно высланный с 1941 года проживал в г.Малмыже, работал помощником бухгалтера плодопитомника. Арестован 22 марта 1943 года, обвинялся в антисоветской агитации, осужден Особым совещанием НКВД СССР 15 января 1944 года на 8 лет лишения свободы[5].
На тот же срок с конфискацией имущества осуждена 27 марта 1947 года Кировским облсудом Веермаа Хельми Югановна, жена Веермаа Рихарда Петровича - Министра внутренних дел и директора департамента полиции (1937-1939). С 1939 года по день ареста 29 июля 1940 года он продолжал оставаться депутатом парламента, осуществлял правительственный надзор за торговыми и финансовыми операциями акционерного общества «Лютер», в ведении которого находился крупнейший в Эстонии мебельный и деревообделочный комбинат[6]. На сайте репрессированных эстонцев о его судьбе говорят следующие скупые строки: "VEERMAA, Richard, Peeter, s. 26.05.01 Võrumaa Lasva v., kõrgharidus, EV siseminister, arr. 31.07.40 Tallinn, Toompuiestee 21, §58-4, 58-13; Permi obl. Solikamsk; Ussollag; Solikamsk, surn. eeluurimisel 19.02.42. Avaldatud uuesti. [ar 144/3432].[7]»
Хельми Югановна родилась в 1909 году на хуторе Леви Тартусского уезда. Закончила Тартусский университет. Свободно владела английским, немецким, французским, финским, русским языками. После ареста мужа окончила 6-месячные курсы бухгалтеров в Таллине и в дальнейшем работала бухгалтером в артели «Аврора», объединявшей парикмахерские города. Неоднократно бывала вместе с мужем с официальными и частными визитами за границей: в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Польше, Австрии, Чехословакии, Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Венгрии, Голландии, Бельгии, Англии. Будучи административно выслана из Эстонии в Кировскую область, сначала жила и работала в совхозе «Боровском» Котельничского района, в январе 1943 года перешла на работу в колхоз «Путь Ленина» счетоводом, с января 1944 года – счетовод в колхозе им.Кирова, с февраля 1946 года – бухгалтер Котельничской межрайонной больницы. Отец ее погиб в 1942 году под Великими Лугами (воевал в составе Эстонской дивизии), мать оставалась в Таллине. Арестована 26 февраля 1946 года. На допросах призналась, что, будучи недовольной материальными условиями на спецпоселении, рассказывала анекдоты, высмеивавшие жизнь в Советском Союзе, высказывалась о тяжелом положении народа, сравнивая с жизнью в Эстонии.
На 7 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет Кировским облсудом 16 октября 1946 года была осуждена Мюллер Сельма Хансовна. Муж ее, Мюллер Ион Карлович 56-ти лет занимал в разное время в Правительстве должности Министра внутренних дел, Министра юстиции, а впоследствии – Прокурора в сенате. Как она пояснила, в конце 1940 года пропал без вести (ушел из дома и не вернулся).
Сельма Хансовна родилась в 1904 году в г.Таллине, образование высшее юридическое. На момент ареста проживала в с.Даровском, не работала. Арестована 30 июля 1946 года. Обвинялась в антисоветской агитации, что подтверждало и изъятое при обыске рождественское стихотворение антисоветского содержания[8].
В г. Малмыже проживала с 1941 года Юст Хельга Яновна с сыном Эльмаром-Яном Эльмаровичем 1941 года рождения, дочь Ханнерсона (Хюннерсона) Яна Маркусовича – бывшего Министра внутренних дел. Муж ее был арестован, умер в заключении. Родилась в 1911 году в Тарту. Образование высшее: философский факультет Тартусского университета, преподаватель немецкого и эстонского языков. Владела немецким и английским языками. Из Эстонии неоднократно выезжала и длительное время проживала за границей, имела множество знакомых – иностранцев (англичан, американцев). Мать ее жила в Лондоне, и Хельга Яновна получала посылки из Англии через Английское посольство в Москве. Проживая в г.Малмыже, работала надомницей в промартели. Обвинялась в антисоветской агитации и шпионских связях. Осуждена 1 февраля 1947 года на 6 лет лишения свободы. Отбывала наказание в Дубровлаге. В 1952 году выслана в Красноярский край. Из ссылки освободилась 10 мая 1956 года и выехала в Эстонию[9].
На самый большой срок - 25 лет лишения свободы 5 ноября 1951 года Военным Трибуналом войск МГБ Кировской области осужден Кукк Натхан Якобович, сын епископа лютеранской церкви Эстонии Кукка Якоба, умершего в 1933 году. Мать его - художница, отчим – Рахомяги Хуго-Бернер Маркович – также епископ лютеранской церкви в Таллине, совмещал этот пост с должностью профессора теологии Тартусского госуниверситета, был Министром просвещения, председателем ряда буржуазных обществ в Эстонии. В 1941 году арестован. Его дальнейшая судьба также освещена на сайте репрессированных эстонцев: «RAHAMÄGI, Hugo-Bernhard, Mart, s. 02.06.1886 Virumaa Maidla v.. Tartu Ülikooli professor, haridusminister, EELK piiskop kõrg, arr. 25.04.41 Tallinn- Nõmme, Pärnu mnt. 289, trib. 25.07.41 §58-13, 58-2; surmaotsus; kinnip-k. Kirovi obl, otsus täide viidud 01.09.41. Süüdistati osavõtus 1919.a. Saaremaa mässu mahasurumisest. Avaldatud uuesti. [ar 13852- E]»[10]
Натхан Якобович родился в 1926 году в Таллине. До 1941 года учился, в июне 1941 года (т.е. ему было всего 15 лет) вместе с матерью и братом административно выслан из Эстонии в Кировскую область, работал в совхозе, потом в Лебяжской МТС. В 1945 году уволился и поступил учиться в 9 класс Лебяжской средней школы. В 1946 году бежал в г.Таллин (по другим документам ему было разрешено вернуться в Таллин для продолжения учебы). Там поступил учиться в среднюю школу, окончил ее в 1947 году, продолжил учебу в консистории, одновременно работая проповедником лютеранской церкви до сентября 1949 года. С этого момента находился на нелегальном положении - скрывался от органов советской власти. Имел намерение выехать в Швецию или Финляндию. За это время женился, родилась дочь. В апреле 1950 года арестован в Таллине и вновь возвращен в Лебяжский район (дочь и жена остались в Эстонии). Работал кузнецом, слесарем-медником в Лебяжской МТС и на лесозаготовках. Арестован 18 мая 1951 года. Обвинялся в том, что «в течение ряда лет, будучи проповедником, проводил антисоветскую агитацию с использованием религиозных и национальных предрассудков».[11]
Отголоском знаменитого «дела врачей» стало дело на Курвитс Анну Яновну, сестру Курвитса Петра Яновича, по документам дела - Министра финансов и директора кредитного банка Эстонии (Арестован в 1941 году, отбывал наказание в лагере НКВД. В 1944 году освободился, приехал в Лебяжье. Работал бухгалтером детдома. Потом переехал в г.Халтурин, где работал учителем немецкого языка сельхозтехникума. Жена его в 1950 году умерла в Халтурине, а дочь Элла жила в Халтурине и преподавала немецкий язык в 5-7 классах)[12]. В сети Интернет о нем сообщается следующее: «KURVITS, Peeter, Jaan s. 07.11.1891 Viljandimaa Karksi v., kõrg., jurist, arr. 14.06.41 Tallinn-Nõmme, Auli 23, erin. 04.12.43 §58-4, 58-13, 5a.; Kirovi obl, vab. 31.07.56. Võttis osa Vabadussõjast, minister 1933.a. Avaldatud uuesti. [ar 311-E]»[13]
Курвитс Анна Яновна родилась в 1898 году в волости Лаатре Пярнуского уезда в крестьянской семье. Образование высшее: юридическо-экономический факультет Тартуского университета и 3 курса факультета иностранных языков Кировского пединститута. По ее словам в совершенстве владела эстонским, немецким, французским, английским и русским языками.
В 1911 году закончила пятиклассную школу в Лаатре, потом поступила в гимназию, после окончании ее получила специальность учителя русского языка и математики. До 1920 года учительствовала в волости Лаатре и в г.Пярну. В 1920 году поступила в Тартусский университет, окончила его в 1923 году. В г.Таллине работала помощником начальника иностранного отдела банка. В 1924 году перешла учительствовать в Коммерческую гимназию, состоявшую членом «Международного общества экономистов». Преподавала государство и право Эстонии и др. государств, бухгалтерию, корреспонденцию, статистику. В советское время в этой же гимназии преподавала Конституцию. Курвитс в июне 1941 года выселили в Лебяжский район, где она сначала работала в колхозе, с 1943 года – преподавала немецкий язык в Лебяжской средней школы.
Арестована 1 апреля 1953 года, обвинялась в том, что, обсуждая «дело врачей», не очень лестно отозвалась о Советском правительстве. Постановлением УМВД Кировской области от 29 мая 1953 года дело производством прекращено за недостаточностью улик. [14]
Это лишь фактический материал из судебно-следственных дел. К сожалению, нет литературы по данному вопросу (во всяком случае, она недоступна), в том числе нет таковой и в сети Интернет на русском языке. Кроме того, многие сведения, размещенные в сети Интернет, не совпадают с имеющимися в материалах дел. Проверить же их возможности не имеется. Поэтому многие вопросы так и остаются вопросами и требуют еще своего исследования, мы же лишь обозначили тему и познакомили с некоторыми сведениями, содержащимися в судебно-следственных делах, хранящихся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области.
[1]ГАСПИ КО.Ф.6799.Оп. 4. Д.СУ- 5811.
[2] ПУНГ Михкель Хансович, родился в 1876 году, арестован 14.06.41 г., Таллин, Вееторни, 4-1, отбывал наказние в Свердловской области, Севураллаг, умер 11.10.41 г. Бывший министр финансов (арх. 378-Е). http://www.okupatsioon.ee/nimekirjad/alfabeet/p6.html.
[3] ГАСПИ КО.Ф.6799. Оп. 4. Д. Су- 5811.
[4] Там же.
[5] Там же. Оп.2. Д. Су-2564.
[6] Там же. Оп.8. Д.10268.
[7] ВЕЕРМАА Рихард Пеетерович, родился 26.05.1901 г., Вырумааский уезд, волость Ласва, образование высшее, Министр внутренних дел Эстонской Республики, арестован 31.07.41 г., Таллин, Тоомпуйесте 21, осужден по ст. 58-4, 58-13. Отбывал наказание в Пермской области, Соликамск, умер во время предварительного следствия 19.02.42 г. Опубликовано вторично (арх. 144/3432). http://www.okupatsioon.ee/nimekirjad/alfabeet/v3.html
[8] ГАСПИ КО. Ф.6799. Оп. 9. Д.11920.
[9] Там же. Ф. 6799.Оп. 8. Д.10029.
[10] РАХАМЯГИ Хуго-Бернхард Мартович, родился 02.06.1886 г., Вирумааский уезд, волость Майдла, профессор Тартуского Университета, Министр просвещения, епископ Эстонской Евангелистской Лютеранской церкви, образование высшее, арестован 25.04.41 г., Таллин-Нымме, Пярнуское шоссе 289, осужден 25.07.41 г. по ст. 58-13, 58-2 к высшей мере наказания. Место заключения Кировская область, приговор приведен в исполнение 01.09.41 г. Обвинялся в участии в подавлении восстания на о.Сааремаа в 1919 году. Опубликовано вторично (арх. 13852-Е). http://www.okupatsioon.ee/nimekirjad/alfabeet/r1.html
[11] ГАСПИ КО. Ф.6799. Оп. 7. Д.9219.
[12] Там же. Оп.4. Д.4739
[13] КУРВИТС Пеетер Янович, родился 07.11.1891 г., Вильяндимааский уезд, волость Каркси, образование высшее, юрист, арестован 14.06.41 г., Таллин. Нымме, ул. Аули 23, осужден по ст. 58-4, 58-13 на 5 лет лишения свободы, отбывал наказание в Кировской области, освобожден 31.07.56 г. Принимал участие в освободительной войне, Министр в 1933 году. Опубликовано вторично (арх. 311-Е). http://www.okupatsioon.ee/nimekirjad/alfabeet/k8.html
[14] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.4. Д.4739.
Прочитал. Вспомнилась одна открытка, которую нашел в архивах деда, Пестрикова Федора Васильевича, 1926 г.р. Открытка была написана в адрес моих деда и бабушки, всю жизнь проработавших учителями в кайской средней школе. На обратной стороне открытки была надпись следующего содержания:
"Латв.ССР, инд. 228600
Уважаемый тов. Пестриков,
шлем Вам, Вашей супруге,
всем коллегам и бывшим ученикам, кто еще помнит учителя немецкого языка, работавшего в Кайской средней школе с марта 1959 по осень 1960 года, сердечный привет и наилучшие пожелания к Новому Году.
Мы оба с Ильзой Карловной часто вспоминаем проведенное в Каю время, Вашу семью, учителей и учеников (сохранили даже несколько общих снимков). Хотелось бы знать, как теперь выглядят школа и село, как Ваше здоровье, чем занимаются Ваши дети. Нам обоим давно перевалило за 80, но я все еще занимаюсь иностранными языками, помогаю желающим поступить в ВУЗ. Нахожусь давно на пенсии.
С сердечным приветом всем, кто нас еще помнит.
Стегманис Артур Янович
Извините нарицательное обращение-никак не смог вспомнить Ваше имя и отчество."
Дата на открытке - 1982 год.
Про отправителя этой открытки нашел в интернете несколько строк:
http://booksonline.com.ua/view.php?book=125454&page=36
"Артур Стегманис, некогда занимавший пост директора политического отдела министерства иностранных дел буржуазной Латвии. Стегманис был хорошо знаком с политикой германского правительства по отношению к прибалтийским странам, поскольку в течение двух лет являлся первым секретарем, а затем советником посольства Латвии в Берлине. В 1939 году ему снова пришлось заниматься Германией, так как он был назначен руководителем специального ведомства по выполнению латвийско-германского соглашения о репатриации немцев из Латвии. "
В кайской школе Артур Стегманис работал после того, как вышел из лагерей Вятлага.
У меня такой вопрос.В документах архивного фонда есть дело СУ 8671.Имя данного человека занесено в Книгу памяти жертв политических репрессий.Киров 2000, т.3 с.294. Почему я не могу ознакомиться с делом без подтверждения родства, если человек полностью реабилитирован? Я ношу фамилию этого рода, у меня есть док-ты, относящиеся к этому роду. родословная поколенная роспись. Говорят, это не документы. Я родилась в Томской обл. и никогда не имела родных, даже деда.Отец тоже ничего не знал о судьбе своего отца до конца своих дней.Долгие годы мы пытались найти свои корни и на тебе, доказывай родство.А может быть это и есть мой дед? Почему никого не интересует судьба родственников данного человека? Тем более, что это родословная священнослужителей и в Томске умер сын этого человека в Римско-Католическом приюте для бездомных.Может быть он тоже ничего не смог доказать при реабилитации в 1990-х годах? Он просто восстановил звание участника войны, это более достойный поступок.
Здравствуйте! Это документы конфиденциального характера. Закон ограничивает знакомство с ними на 75 лет. если 75 лет прошло - нет никаких проблем