Мои вотяки

Много веков назад под Арском,  что под Казанью проживал вотяцкий  род Уча или Утча .  Они и  были предками моего отца.  Одна из веток рода  впоследствии жила в деревне Нижние (Вотские)  Адам-Учи Елабужского уезда и  взяла в начале XX века  фамилию Лебедевы.

Занимались бортническим промыслом. Бортное ухожье – это участок леса с бортными деревьями - довольно сложное хозяйство. Оно включало борти, в которых жили пчелы, и борти без пчел, деревья-холостцы, пригодные для бортей, но еще не выделанные бортниками. Таких могучих толстых деревьев было в то время «несчетно», но они держались на примете и в любое время могли стать бортным деревом. На деревьях делались топором зарубки – пусы – родовые знаки, свидетельствующие о том, что борти принадлежат определенному владельцу. Ухожья располагались, как правило, в малоосвоенных территориях и в бортном промысле ценилась не отдельная борть, а лесные угодья. Борти требовали значительного простора, нередко 30-40 бортных деревьев росли на территории в несколько десятков километров.  Дерево не только должно  было находиться у медоносов, но и соседствовать с источником чистой проточной воды. В состав бортных ухожий  могли входить бобровые гоны, рыбные ловли и охотничьи угодья на дикого зверя. Здесь же строились временные строения для проживания бортников во время промысла. Вели его несколько семей, расстояния проходили дальние, осваивали новые места.  Нужна была не только физическая сила. Но и смекалка, любознательность, чтобы природу наблюдать, делать правильный расчет наперед. Поэтому и было у них свое ощущение мира. Интуиция почти животная, одни ведь в лесу с дикими зверьми. Да, и хитрость не помешает, чтобы «чужие»  на борти не позарились. В ссоры не встревали – это черта национальная. Но в обиду себя тоже не давали. Чтобы конфликта избежать наперед думали, как дела обставить. Не зря родоначальник рода звался Утесь, что значить оберегать, защищать. Поэтому после прихода к власти Московского княжества в середине 16 века и ушли в Малмыжские леса.  А   в середине 17 века, когда начали к ухожьям подбираться владения Трифонова монастыря,  четырьмя семьями переехали в Елабужский уезд и создали новое поселение  Адам Учи. Стали заниматься земледелием, разводить скот. Бортничество сошло на нет, пчеловодство стало пасечным.

В те далекие времена детей в нашем роду было принято называть  татарскими именами - Урмаматко, Мурзакай , Аксалтан, Токтамыш. Был такой обычай – ним лушкан «кража имени»,  который уверял  вотяков в том, что дух болезни Чер-чур уйдет к тому человеку, у кого заимствовано имя. Поэтому и давали имя соседнего народа.

Жизнь была не простая, надо было терпеть много невзгод. Молились своим языческим богам, которые помогали в делах. К богам относились практически, просили конкретные вещи. Главный бог, который помогал во всем – Инмар – «что на небе». Кылдысин - добрый дух, содействовал приплоду скота. Антипод  Инмара - Шайтан — сатана, черт. Его боялись. Для предотвращения порчи избу окуривали пихтой, на порог и окна клали рябиновые ветки и сучья, так как верили, что нечисть не любит рябины и пихты.   Были низшие божества, олицетворяющие  силы природы Нюлесмурт— лесной человек, Лудмурт — полевик, луговик, Вумурт — водяной.  С ними тоже надо договариваться. Чтобы отпугнуть болезни замаливали болезнетворных духов и божеств - Кыль, Мыж, Чер, Дей. Но более всего вотяки молились духам предков, абстрактному божеству, покровителю рода. В честь покровителя-воршуда моления устраивались по каждому сколько-нибудь важному поводу. Верили, что человек продолжает жить той же жизнь, и в том же возрасте, что и на земле. Поэтому хоронили с бытовыми вещами, даже трубку в род вкладывали. Всегда просили своих умерших родственников не оставить их, помогать им в земной жизни. На похоронах и поминках всегда оставляли еду и лили кумышку на могилу. Постоянные моления осуществлялись в домашней молельне «куале», где при жертвоприношении читал молитву сам домохозяин или его старший женатый сын. Общедеревенские моления  проводились в большой куале. Она находилась в полутора верстах от селения Нижние Адам-Учи в роще «Керемет»,  рядом с вотским кладбищем (Подворная опись 1889 г.)

Московское государство стремится усилить власть в регионе, поэтому начинает процесс христианизации языческих народов  и издает ряд правительственных указов и распоряжений. Царским указом от 11 сентября 1740 г. наряду с сохранением льгот (подати распределялись теперь между теми инородцами, кто не желал креститься) был принят целый комплекс мер по христианизации язычников: начали строить церкви и открывать школы, осуществлялись планы отселения новокрещеных от их язычествующих соседей. Указом 11 сентября 1740 г. в городе Казани, была создана специальная Новокрещенская Контора, на которую возлагалась задача обращение в православие народов Прикамья и Поволжья. В 1742 году Казанская новокрещеная контора приняла решение об открытии для новокрещеных удмуртов 10 приходов.  Первое крещение, проживающих в деревне Нижние Адам-Учи  вотяков произошло приблизительно в 1746 году  и скорее всего  миссионерами.  Потому что  в окрестностях деревни Адам-Учи (Можга, Алнаши, Грахово) православные церкви были открыты значительно позже.

На просторах интернета  нашла описание обряда крещения язычников: «В XVIII веке миссионерские акции могли проходить с привлечением «воинской силы» в лице гренадеров – отставных солдат. Солдаты обходили деревни и сгоняли население в наиболее крупную. Там зачитывался царский указ о крещении. Переводчик излагал указ по-удмуртски, разъяснял кратко его, объявлял обещание государства на три года освободить крестившихся от повинностей. Затем солдаты заставляли каждого подойти к члену Новокрещенной конторы и проставить в книге против своей фамилии родовой знак (пус), так как удмурты были неграмотны. Поставившему пус, надевали крест. Обряд крещения на этом заканчивался.». 

Вероятно, так все и происходило, но судя по нашей деревне, решение о принятии православия  принималось  относительно добровольно. Крестили в 1746 году только старшего сына Мурзаувя Урмаматова  - Токтмыша. При крещении ему дали имя Елисей Степанов.  Отец его  Мурзакай Урмаматов так и прожил  в  языческой вере до смерти в 1760 году, его младший сын – наш предок по прямой линии Савелий  в ревизии 1795 г переписан как ясашный вотяк. Был он глухонемым, рекрутство ему не грозило, так он и не крестился. И только  в метрических книгах  Христорождественской церкви села Грахово с 1863  года все предки  уже прописаны как « новокрещены».

Словарный запас удмуртского языка не давал миссионерам и иным просветителям возможности найти адекватные обозначения для многих нравственных понятий. А если в языке недостаёт названий для духовных качеств человека, то люди мало задумываются о качестве своей духовной жизни. По языческим представлениям удмуртов, в загробной жизни нет ни блаженства, ни мучений, а продолжается жизнь, подобная земной. Поэтому понять основы христианства им было просто невозможно. Вотяки увидели в  православии практический смысл и согласились кроме своих богов молиться ещё Христу, приняв только внешние символы и ритуалы. Даже искренне уверовав, новокрещёный не расставался со многими элементами прежнего мировоззрения. Удмурты, имея миролюбивый характер, проявляли редкое упрямство, если дело касалось их вероисповедания. И даже после прохождения обряда крещения они ничуть не оставляли своих многочисленных молений с жертвоприношениями быков, коней, овец, гусей, уток. В целом, состояние религиозной жизни крещеных удмуртов исследователи определяют как двоеверие - параллельное существование в сознании человека двух разных религиозных систем.

В литературе попалась интересная мысль. Уже к началу крещения удмуртов никак нельзя было назвать чистыми язычниками варварского типа. Удмуртское язычество вобрало в себя многие элементы из религий других народов, особенно из ислама и христианства. Под влиянием ислама у них выработалось понятие о едином Боге, который живет на небе и о живущих на земле знает все. От иудеев Хазарии заимствованы моменты в молениях в семейно-родовых святилищах – куалах ( аналог в скинии у ветхозаветных евреев эпохи пророка Моисея). 

Мои предки с середины XVII века -  Урмаматко  _ Мурзакай Урмаматов  (1700-1760)_ Савелий – сын Мурзайны (1747)_ Сидор Савельев (1770 - 1845)_ Василий Сидоров (1790). Филипп Васильев  (ок. 1810 )_ Захар Филиппов (1831 - 1885 ) _ Артемий Захаров ( 1863- 1909).

Деревня Адам-Учи (Вотские/Нижние) Елабужского уезда в 1882 году – 47 дворов, 274 жителя. Удобной земли в среднем на двор 23 десятины. Больше дворов многолошадных (36 дворов). Грамотных -7 человек, учащихся – 6. В 1917 год – 62 двора, 295 жителей. Хозяйства в большинстве своем с одной коровой и  одной лошадью. Основные посевы – озимая рожь и овес. Занимались земледелием, нанимались на сплав и лесозаготовки. Всегда разводили пчел. Любили и умели это дело. Пасеки были большие. И доход дополнительный, и в подполье запас на зиму и детишек побаловать есть чем.  

Фамилия  Лебедевы появляется в МК 1910 года. Взяли фамилию местного помещика. Просто понравилась она им.

Моему деду Лебедеву Анисиму  -  сыну Артемия Захарова   (1906- 1951) время  позволило за одно поколение «перескочить» из крестьянской среды в партийную номенклатуру.  После Октябрьской революции появилась возможность показать свои способности не только на земле, но и в других делах, реализовать потенциал умений и навыков, который накопился в опыте  не одного поколения - организаторские способности, умение повести за собой людей. Был он председателем колхоза,  заместителем директора МТС, заместителем директора леспромхоза, заведующим военным отделом райкома ВКП(Б) с. Грахово Удмуртской АССР, заведующим отделом социального обеспечения Исполкома районного Совета с. Грахово. Участвовал в Великой Отечественной войне, имел награды. Умер рано,  не успел полностью реализоваться. Да долгожителей по мужской линии и не было. Уходили из жизни,  чаще не доживая до шестидесяти лет. Когда умер его отец Артемий, Анисиму было только 3 года. Когда  умер он –  его сыну, моему отцу было четырнадцать лет.

Молодость отца Лебедева Александра Анисимовича (1935 - 1998 ) попала на время «оттепели». В юности в школе и институте был он комсомольским вожаком. После окончания института работал зоотехником, учителем биологии, директором сельской школы, заведующим РОНО в пос. Опарино. Защитил кандидатскую диссертацию и дальше его жизнь связана с Кировским институтом усовершенствования учителей и Кировским педагогическим институтом. Он очень любил жизнь и интересовался всеми её сторонами – древнерусским искусством, историей религий, философией, археологией, политикой, технологией изготовления вина и искусством составления букетов. Любил  простор, путешествовать и встречаться с новыми людьми. Его время открыло целые пласты прошлого, подвергшиеся ранее забвению и осуждению – все это он впитывал с неподдельным интересом. И  его уверенность, что человек не меньшая ценность, чем государство, класс, народ и в каждом есть свои глубины и  вершины – стало его нравственным кредо.  Он не был бунтарем, был всегда тактичен, вежлив, выдержан, но было у него внутри свое личное чувство правды. И ещё он никогда не жалел времени  для других – друзей, детей, учеников. Мы с сестрой  и через много лет чувствуем его любовь, которой были окружены.

Наверно этот рассказ - моя  поминальная молитва за предков рода отца. Чтобы помогали они жить моим детям и внукам, отводили беды и невзгоды, давали силы решать проблемы. Ведь они это умели.

 

Атаманов М.Г. Из истории формирования этнологических групп удмуртов. Арская дорога.

Корепанова Д.Е. Православная религиозная миссия среди удмуртов в XIX в. Теологический институт Церкви Ингрии. Г. Санкт-Петербург

Ландратская перепись (1716-1717 г.). (РГАДА ф.350 оп. 1 д. 147)

Луппов, П. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века, 1899 г.

Метрические книги  Христорождественской церкви села Грахово 1863- 1925  гг. (ЦГА УР ф.301 оп. 1 д. 1-32 )

Материалы по статистики Вятской губернии. Т.6. Елабужский уезд.ч.2.  Подворная опись – Вятка 1889 г.

Мизис Ю.А. Бортные ухожья как форма заселения и освоения южно-русского пограничья в XVI–XVII вв. Вестник Тамбовского университета. Выпуск № 10 (126) / 2013

Орлов М.А. Православная миссия в Вятско-Камском регионе в XVIII веке. Диссертация ФГБОУ «ВГУ» Киров, 2021

Ревизские сказки  1794 ( ГАРТ ф. 3 оп. 2 д. 447в)

Ревизские сказки  1850 ( ГАРТ ф. 3 оп. 2 д. 285а) 

К. Селивановский. Протоиерей. История Вятского Успенского Трифонова монастыря.- Вятка, 1912 –

Сорокин П.М. О расселении удмуртских родов, 1895 г.

Чураков В. Происхождение названий удмуртских  родов

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Неплохая заметка о своем роде и вообще о предках.