В нашем городе в очередной раз произошло переименование улиц. Некоторым вернули исторические названия, у некоторых изменили фамилии прошлых известных людей на фамилии известных сегодняшних. Кто-то рукоплещет, кто-то возмущается, большинство принимает это как данность. Не знаю, как относились к переименованиям своих приходских церквей люди в прошлых столетиях, но переименования происходили достаточно часто. Причины были разные, чаще в момент строительства нового храма на месте старого.
Все-таки увлекательная вещь генеалогия. Заставляет задуматься об истории края. Пыталась понять, почему церковь в селе Даровской называется Троицкой, а не Модестовской ?
Храмонаименования разделяют на пять групп: господские — освященные во имя Воскресения Господня и двенадцати главных церковных праздников (Вознесенские, Преображенские, Рождественские и др.); богородичные — освященные во имя Богородицы или каких-либо событий её жизни (Богородицерождественские, Успенские, Введенские, Покровские); пророческие и апостольские (Ильинские, Иоанновские, Богословские); во имя различных святынь и икон (Животворящего Креста Господня, Казанский, Скоропослушницы и т.д.); в честь святых, местных, общерусских или общецерковных (Сергия Радонежского, Николая Чудотворца).
Храмозданная грамота на построение вновь церкви в Торощиной слободе по Даровой речке выдана 14 октября 1717 года и деревянная церковь была возведена во имя Св. Модеста Иерусалимского. Позднее вокруг этого места образовался поселок Даровской. Прошение о возведении храма от имени крестьян Торощиной слободки подал игумен Закобрской обители (Закобрского Введенского монастыря) Акиндин. Монастырь был открыт в 1676 году, но в начале ХVIII века наступило время активных реформ Петра 1, земли Введенской обители были реквизированы и монахи начали покидать Закобрскую обитель. Переводиться в более крупные монастыри, увозя с собой церковную утварь, ризы, богослужебные книги, иконы. Вероятно, из Введенского монастыря и попал в Даровскую церквь чудотворный образ Святителя Модеста Иерусалимского, в честь которого был назван главный престол храма. Благодаря чему церковь получила земли, так как наибольшими льготами пользовались лишь те церкви, «…которые были славны угодниками или чудотворной иконой».
Неудивительно, что в этих вновь заселяемых местах в качестве главного святого был выбран Святитель Модест Иерусалимский. Ему традиционно молятся о здоровье и плодовитости скота и домашних животных, о благополучии и процветании личного хозяйства. Скот был важен для крестьянства XVIII века. Он играл ключевую роль в хозяйстве, обеспечивая пропитание и выполнение хозяйственных работ по обработке земли. А самое главное - скотоводство было тесно связано с земледелием - без развитого скотоводства невозможно было удобрение полей навозом.
Модест родился в VII веке в городе Севастии (Малая Азия) в христианской семье и в юные годы решил посвятить себя Господу Богу и вести иноческий образ жизни. Повзрослев, был пострижен в монахи, стал настоятелем монастыря святого Феодосия Великого. Когда персы взяли Иерусалим, а Иерусалимского патриарха забрали в плен, Модест был назначен временным блюстителем Иерусалимской церкви. Он отстроил заново разрушенные храмы и совершил погребение останков убитых христиан. И это был его святой подвиг. Свою известность, как защитник домашнего скота, Святитель Модест получил, благодаря рассказу из Пролога, согласно которому, Святой воскресил домашних животных погибших от змеиного яда в Иерусалиме.
Модестов день - день почтения памяти святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского (Модест, Скотохранитель, Покров скота) отмечали 18 декабря (по старому стилю). В этот праздник крестьяне молились о защите скота. В этот день можно было узнать свою судьбу на год вперед. Нужно было на току, где молотили зерно, лечь и прислушаться: обычный для этого места звук молотьбы сулил богатство, звон сулил свадьбу, стук сулил погибель. Предсказывали и погоду на следующий год. Для этого вечером брали 12 коробочек с солью, каждую из которых называли именем одного из месяцев, а следующим утром проверяли - в какой коробочке соль размокла, тот месяц будет мокрым.Мужчины устраивают братчины (совместные застолья) с обязательным присутствием мясных блюд. Женщинам было запрещено играть в карты. Говорили, что иначе летом курицы станут клевать огурцы.
В 1723 году Синод провел следствии по поводу многочисленных явлений Модеста и исцелений скота в Холмогорской и Важской епархии (ныне Архангельская и Холмогорская). Имеется резолюция Синода о том, что он не признал эти явления и исцеления подлинными, а все иконы святого со «скотскими стадами» повелел изъять. Особым указом Священного Синода было запрещено изображать св. Модеста со скотом; такие иконы изымались из храмов как неканонические.
Мы не знаем, что было изображено на иконе в даровской церкви, но когда Модестовская церковь ветшает в 1763 году, по ходатайству прихожан в селе Даровском возводится вторая по счету деревянная церковь, но уже «…во славу Пресвятой Троицы». С 1787 года Троицкая церковь становиться основной приходской церковью (по данным МК). А в храмозданой грамоте от 8 декабря 1809 года, сообщается о начале строительства нового каменного храма: «…вместо двух церквей – Троицкой и особо стоящей Модестовской». В построенной в 1809 году, каменной церкви престолов было три: в холодном храме во имя Святой Троицы, в теплом - во имя Святого Пророка Илии и Святого Модеста Архиепископа Иерусалимского. Так что возможность помолиться за плодовитость домашних животных у жителей Даровского прихода осталась.
Авдеев А. Быль Закобрской обители. Вера. Христианская православная газета севера России.
Горянский И.С. Даровское «дар» или «дор»
Норкина Г.А. Храм Святой Троицы (п. Даровской)
Шабалин. Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии. Киров 2020.

Почти все древние храмы при перестройке переименовывались в честь более актуальных событий и святых, прежние имена, обычно, сохранялись в названиях приделов. Связано это с переменами в текущей церковной политике и, отчасти, с "обрастанием" верований народа почти языческими обрядами и представлениями.
Какие обрастания, это церковь из кожи лезла, чтобы вписаться в существовавшие до этого реалии...
Речь идет о переносе народных верований в "скотьего бога" на христианского святого. Свято место пусто не бывает, при отсутствии ветеринарии крестьянам нужен защитник для их домашнего скота. Понятно, что церковники на местах не возражали против такого применения, но верхнему руководству это "искажение веры" не нравилось.
Вот так вернее будет. А искажать "веру" они сами не чурались...и продолжают по сей день...Что стоит запрет на показ икон с "песьеголовцами", которых полно в запасниках некоторых музеев.
Иконы Христофора с песьими головами - это уж точно был перебор)) Но вот мало кто знает, что в Европе в 17-18 веках был, по существу, запрещен культ Николая Чудотворца. Как нежелательный "конкурент" с Христом он был объявлен чуть ли не дьяволом)) В России в этот же период убирали из церквей статуи святого (заодно и других). На Вятке на некоторое время отменяли Великорецкий крестный ход с иконой Николая.
Народ в массе был не образованный, поэтому распространялись самые дикие слухи и суеверия, почерпнутые в сохранявшихся остатках языческих культов. Священных книг никто не читал, даже многие церковники. Да, и побаивались они углубляться в них, того и гляди обьявят еретиком))
Прав был ренегат Каутский, что большевики только повторяли опыт церковников по борьбе с "уклонами". Поздравляю, вот и ещё один решил, что хорошо. а что плохо, а что ни в какие ворота..
Большевики строили свою Антицерковь: их храмы - клубы и дома культуры, их иконы - портреты основоположников марксизма и вождей революции, их крестные ходы - демонстрации с гимнами и знаменами, вместо веры в Рай - вера в грядущий коммунизм! Их партия нового типа из профессиональных революционеров - Орден меченосцев. Поэтому они люто боролись со всеми иными религиями.