Шипеловы – предки моей мамы по женской линии. Появились на Вятке в начале XVII века (Перепись 1646 г. починок Некрасовский Красильникова, позднее деревня Машиловы). Из каких мест не знаю, но, похоже, были людьми состоятельными, уважаемыми - и деньги в долг ссужали, и поручителями по сделкам частенько выступали. Приобретают плодородные земли в Бритовской волости в непосредственной близости от центра Вятской земли города Хлынова. Семья занималась крестьянским трудом. В 1738 году умирает отец Шипелова Степана Федорова – Федор Андреев, несколькими годами раньше его дядя Козьма Андреев. Двадцатипятилетний Степан Федоров остается главой семьи Шипеловых в починке Снигиревском Хлыновского уезда Бритовскаой волости, где он живет с женой, дочерью и младшим братом Епимахом. Может быть, это и заставило искать дополнительный заработок. И в начале 18 века Степан Федоров сын Шипелов подрядился с другими извозчиками на перевозку вина в Сибирь. Сохранились извозные записи 1739 и 1741 г., - договора предпринимателей Прозоровых с крестьянами, занимавшимися извозом, где наряду с другими крестьянами записан и Степан Федоров Шипелов.
К середине 17 века Вятка наряду с Устюжским уездом стала крупным хлебопроизводящим районом, поставляющим зерно в другие уезды Поморья и в Сибирь. Излишки зерна в регионе привели к росту частного (купеческого) винокурения. Видному хлыновскому купцу и владельцу медного завода Александру Фирсову Прозорову принадлежали два винокуренных завода (один в вотчинах Успенского Трифонова Монастыря, другой - в Бритовской волости Хлыновского уезда). Братья его Григорий Прозоров - имел завод в деревне Корепановской, Павел Прозоров – в деревне Варсегорской. По данным 1746 года хлыновскими купцами произведено 22 тыс. ведер вина ( более 264 тыс. литров), из них 26 % (5870 ведер) произведено заводами Григория и Павла Прозоровых, 18 % (4050 ведер) – Александра Прозорова.
Для вывоза готового вина купцы прибегали к найму. Вятские извозчики доставляли вино не до конечных пунктов. Если оно вывозилось в Архангельску, то гужом его доставляли только до Ношульской пристани, а оттуда до Архангельска уже водным путем. Вино по подряду в Верхотурье вывозилось по древнему пути в Сибирь через Кайские болота только до Соликамска.
Подряд от 07 марта 1739 года ( РГАДА 615-1-2179 л.17-17об) артель крестьян (шесть человек) из Бритовской волости подрядилась «медного завода компанейщику Александру Фирсову сыну Прозорову» отвесть вина в 14-ти бочках до Соли Камской на своих лошадях и 14-ти подводах «нынешним зимним санным путем».
Подряд от 16 марта 1741 года (РГАДА 612-1-2189 л.15-16) – артель из крестьян (18 человек) Волковского, Бобинского тягловых станов, Березовского оброчного стана и Бритовской волости подрядилась жителям города Хлынова Александру да Григорью Фирсовым детям Прозоровым отвесть вина в 43-ти бочках до Ношульской пристани до реки Лузы на своих лошадях и 43-ти подводах.
Наиболее распространенной на дальние расстояния была транспортировка «на протяжных». При таком способе артель возчиков во главе с объездным перевозила товары на своих лошадях и со своей упряжью. На каждой станции делалась остановка в несколько часов, чтобы лошади успели отдохнуть. Глава артели,вероятно, исполнял обязанности и объездного и подрядчика. Заключал подряд, при приближении к станции шел впереди, рядился с тем или другим дворником, затем выезжал навстречу обозу и провожал его «в ограду» к дворнику. Он же проводил все расчеты с дворниками, записывая все расходы в книжку, по которой в конце «дороги» производил расчет.
Путь был протяженным и проходил по малонаселенным лесистым местам. Отправлялись с товарами в холодное время, на санях. Летом по тем местам вообще невозможно было ездить - разве что верхом. Зато зимою тянулись по бесконечным ухабам и колдобинам длинные обозы с грузами. Зимняя дорога изобиловала ухабами, сани ломались, лошади выбивались из сил. Описание пути к Ношульской пристани по свидетельствам очевидцев зимой 1853 года - «Единственно важное неудобство к затруднению по пути до Ношульской пристани представляет сама дорога, истинное бедствие для лошадей и извощиков... Эта дорога изрыта во всех направлениях глубокими снежными ямами, где часто попадаются то трупы лошадей, то оставленные возы, то разбитые сани. Такое состояние дороги, никем не поправляемой, бывает причиною, что в декабре количество первоначальных возчиков уменьшается уже на половину и провозные цены возвышаются…»
По условям подряда артель должна была не только доставить товар и передать доверенным людям на месте, но обеспечить его целостность и сохранность. «….оные бочки везучи дорогою с вином нам извощиком не розбить и не проломить и вина ис тех бочек не выпустить и над теми бочками никакого повреждения не учинить и к нему хозяину в том нам извощиком убытка никакого не привесть, а по наслегам дорогою везучи нам извощиком вышеписанные бочки с вином стеречь и беречь и смотрить накрепко и не утопить и от нападения воровских людей», « а ежели из оных бочек хотя малое что мы извощики утратим своим небрежением и в целости не отдадим и за то вино утраченое нами ему хозяину или прикащику ево взять на нас извощиках по усольской продажной цене вдвое».
Если Архангельское направление было первенствующим по объему вывоза, то по стоимости извоза оно уступало восточному. До Соли Камской оплата провоза одной бочки с вином составила 3 рубля с подводы, до Ношульской пристани в среднем уже 3 рубля 93 копейки. Деньги по найму были уплачены «сразу и сполна» - до Соли Камской 42 рубля, до Ношульской пристани 169 рублей. А « с найма пошлины 10-я часть платить ему хозяину Прозорову собою».
Наработав опыт в артельных перевозках, Степан Федоров сын Шепилов берется за частные пассажирские перевозки и в ноябре 1746 году заключает подряд (Подряд от 20 ноября 1746 года (РГАДА 615-1-2220 л.9-9об) доставку из Хлынова в Сибирскую губернию до Тобольска женку Филипповской слободки Мудровской волости крестьянку Пелагею Конанову дочь Семеновскую жену Злобиных «к мужу ея со шкарбом сколько у нея имеетца на своих лошадях со всяким охранением и бережением». За что «взял денег 7 рублев».
По данным 3-ей ревизии (1763-1764) Шипелову Степану Федорову 49 лет, вдов, живет в починке Снегиревский с сыновьями Аверкием и Михеем.
Какими были вятские дороги. Герценка: Вятские записки. Выпуск № 18.
Комиссаренко А. И. Хлебные ресурсы Вятки в середине XVIII в. (к вопросу о развитии купеческой винокуренной промышленности)
Коршунков В.А. ПУТЬ К БЕЛОМУ МОРЮ В XIX ВЕКЕ. СТАТЬЯ 1: СОСТОЯНИЕ ДОРОГ И УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК
Луппов А.H. Истоpическая спpавка по pазвитию сети важнейших гpунтовых доpог в Вятском кpае. Машинописный текст, 8л. - Киpов, 1928, Hаучная библиотека им. А.И. Геpцена, Д640/П-11, л.1.

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.