Починок Желобовской (деревня Жолобята) находился в Котельническом уезде Торощины слободки Спасской волости. Информация о починке Желобовском в переписях появляется в 1802 году. По данным 3-й ревизии (1762-1763 гг.) в Спасской волости такого починка не нашла. Но в актовых записях по продаже земельных паев 1762-1766 гг. починок упоминается, как смежный с участником сделки по продаже. Вот актовая запись № 75 от 9 августа 1766 года. 09 августа 1766 года. Актовая запись 75. 9-го числа Котелнитского уезда Торошины слободки Спаской волости черносошные крестьяня Григорей Фадеев сын да Яков Сидоров сын Торошиных продали в деревне своей Зыковской 6-й пай пашенной земли, без насеенного хлеба, з дворными и гуменными хоромы, с лушками и с хмельниками тоя ж Спаской волости Калине Карпову сыну Комарову, а вся та деревня в той же Спаской волости смежно со окольными соседи со Степаном Пановым по Спаской речке, с Ефимом Безпятых по текучему ключу и на сосновое болото, а с Тарасом Денгиным в раменье где топоры сойдутся, да с Семеном Прозоровым по Черной грезе, с Леонтьем Желобовым сверх Спаской речки по логу на черной лес, а по торгу денег взяли 4 рубли, пошлин 40 копеек, от писма 10 копеек, от записки 3 копейки, вновь положенных 10 копеек, на росход половина копейки (РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Ед.хр. 4831. «Котельнич. Приходная»). Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?id_record=243-0083
Удалось разобраться с соседями, указанными в сделке. Зыковский – Угор (Зыковский, Кленовский, Хайменки) деревня Даровского района н/с. Степан Панов – Рысь (Пановский) деревня Котельничского района н/с. Тарас Денгин – Деньжата (Тараса Деньгина) деревня Даровского района н/с. Семен Прозоров – Шаньги (Прозоровский) деревня Даровского района н/с. Леонтий Желобов - Желобовская деревня Даровского района н/с.
Этим летом дошли до места, где был починок Желобовский. Место, где с середины 18 века жили предки Жолобовых. Где стоял дом участника Первой мировой войны деда Семена Фомича. Родился отец мужа - Василий Семенович. Добирались от деревни Кулак, мимо местного пруда. На пригорке с правой стороны за этим леском располагалась деревня Угор (Хайменки, Зыковский). Упоминание о ней есть в 3-й переписи (1762-1763). В 1802 году в деревне 5 дворов и 15 мужчин. А слева от леска, внизу, примерно в километре пути, примостилась деревня Городок. В 1802 году в ней 4 двора и 11 душ мужского пола. Фотография двадцатилетней давности, когда еще коровы бродили по лугам. Теперь их уже не встретишь.
Через поле дорога поднимаемся вверх. А дальше, крутой лог, сырая низина в лесной чаще. В дождливую погоду даже на мотоцикле сложно преодолеть. Потом дорога вновь поднимается вверх и на вершине холма в полутора километрах от Городка деревня Калиничи. В 1802 год 5 дворов 19 мужиков. Окрестности деревни Калиничи – неоглядный простор. Если на Угоре брали землянику, в лесах у Калиничей собирали грибы.
От Калиничей дорога шла вдоль леса и на дальнем ее краю, у березовой рощицы была развилка. Прямо дорога вела на Даровую, а влево, в лес, в деревню Желобята. Расстояние от Калиничей до Желобят около километра.
Впервые в документах починок Жолобовский упоминается в 1762 году. Хозяин починка - Желобов Леонтий. В 1802 году в починке 5 дворов 19 мужчин. Два столетия семь поколений рода Жолобовых жили в починке Желобовский. Починок означает «новая пашня в лесу» или вновь возникшее поселение. Починок находился в «черном лесу». Так назывался в былые времена смешанный лес. Он, действительно, выглядит темным. Совсем другие краски и другое мироощущение. В лесу и сейчас водятся медведи и кабаны. Позднее он стал называться деревня Желобята, Даровской волости Котельничского уезда, что в 40 верстах от уездного города Котельнича, да 7 верстах от волостного правления и приходской церкви в селе Даровское.
Место дома нашли без труда. Черные корявые тополя у дороги и старый черемушник в конце участка, за которым начинается крутой лог. Дальше лес. На месте поля рядом с усадьбой – мелкий лесок.Прямая дорога через деревню вела в Шаньги, дорога направо, через Торощинскую уводила на Даровую.
У советского поэта Николая Рыленкова есть хорошие стихи. Я думаю, они и о наших предках тоже.
Я не знаю своей родословной,
Дальше прадедов счёт не идёт,
Только знаю - в родне моей кровной
Были все не гулящий народ.
В праздник - песенники, балагуры,
В будни - слово клещами тяни.
И хоть драли с них разом три шкуры -
Всё равно выживали они.
Дома разве зимой ночевали,
Чуть весна - у костров на станах.
Ляда прятали, пни корчевали,
Нагоняя на лешего страх.
Жито ль сеяли, траву ль косили -
На земную молились красу.
И дивились медведи их силе,
Уступая дорогу в лесу.
Говорили друг другу соседи:
- Что б у них ни случилось в дому,
Работяги двужильные эти
Не пойдут на поклон ни к кому.
Не заплачут, на улицу выйдя,
Всё, как есть, из избы вынося...
Я на предков моих не в обиде,
Коль характером в них удался!
По хорошему завидую, что побывали на родных местах. Наша аналогичная попытка в этом году не увенчалась успехом - но думаю, в следующем все получится. Хотел уточнить - Ваш край Спасской волости в период конца 19 -начала 20 века относился к Дудин скому сельскому обществу Спаской волости? Дорога от Вас в с. Спаское шла через Курдюмовщину?
Можно ли уточнить десяток - так понимаю, что это Зыковский десяток Торошиной слободки?
Доброе утро! К какому десятку в Торошиной слободке относились - документов мне не попало, но думаю Вы правы насчет Зыковского. Он совсем рядышком. Наш починок относился к Капарыговскому сельскому обществу, а в 20 веке - Скочиловский сельсовет. А дорога в с. Спасское так и есть - через Курдюмовщину.