Про курение в неположенных местах

 

В архиве ЦГА УР хранится множество интересных дел по Порезской волости Глазовского уезда, и сегодня я хочу рассказать об одном из них, хранящихся в фонде 96 «Глазовский уездный съезд земских начальников» об одном правонарушении…

Субботним утром января 1891 третьего дня в церкви села Порез было особенно многолюдно, ведь в этот день и новорожденных крестили и перед Богом и людьми приносили брачные клятвы.

Проводя вокруг аналоя крестьянина деревни Наботеловской, Давида Обухова и его избранницу, отец Сергий Сырнев почувствовал посторонний запах, явно отличавшийся от привычного запаха ладана.

И это был запах табака.

Как только он завершил таинство брака, к нему подошли крестьяне из его прихода: Даниил Ионов Карачев из Юберей и  Иван Иванов Дерягин из Мало-Рыбаковской, и перебивая друг друга, рассказали о следующем.

Последователь раскольнической секты из деревни Афанасьевской Михаил Афанасьев Мельников мало того, что зашел в церковь не вполне трезвый, так еще и закурил во время свадебной церемонии.

На возмущенные шиканья и предложения недовольных уйти, он вынул из-за пазухи жетон полицейского сотского и сказал, что он сам земская полиция.

Оба свидетеля в голос говорили, что видели, как Мельников доставал папироску из кармана, прикуривал и просил Дерягина не говорить никому о маленькой слабости.

Сам же Мельников при первичном допросе утверждал, что просто ради интереса зашел в православную церковь, так как он из раскольников и ему хотелось посмотреть свадебные православные обряды. Курить -он не курил, но тем не менее вспомнил, что Дерягина просил помалкивать о его курении.

В ноябре того же года состоялось судебное слушание, где за нарушение благочиния Михаил Мельников был приговорен в 15 дням тюрьмы.

О.Сергий Сырнев был возмущен столь мягким приговором и неудивительно, что он подал жалобу в Порезский волостной суд  с описанием подробностей и требованием применить 213 статью1

В мае 1892 года состоялось повторное слушание. Но теперь Мельников утверждал, что был нетрезв, но не курил, потому что он раскольник. Почему-то напомнило Баширова из фильма «Асса»: «Я был нетрезв! Приношу свои извинения!».

Однако и пересмотр дела не помог батюшке добиться справедливости: суд оставил приговор без изменений.

 

1: 213 статья относилась к  « О ОСКОРБЛЕНІИ СВЯТЫНИ И НАРУШЕНІИ ЦЕРКОВНАГО БЛАГОЧИНІЯ» и отменена в марте 1906, так что Мельникову явно грозило что-то серьезнее ареста. Возможно, шанс половить рыбу в сибирских речках с лишением гражданских прав.

Источник: 

Государственное казенное учреждение "Центральный государственный архив Удмуртской Республики" ф. 96оп. 1д. 3190 По обвинению крестьянина Порезской волости Михаила Васильева Мельникова в курении табаку в церкви во время совершения таинство брака

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.