В Порезской волости Глазовского уезда происходило множество событий, оставшихся в фондах мирового судьи.
И сегодня речь пойдет о 1894 годе.
Герой сегодняшней истории – Пислегин Корнилий Сергеевич, русский, вдовец, неграмотный. 44 лет от роду, работавший наемным рабочим в зажиточной семье Копыловых из Выползово. В 1886 году привлекался в мировой суд за оскорбление солдатки Степаниды Ефремовой Бабиной.
Помимо обычных подсобных работ, он обучал старшего сына своего нанимателя – семнадцатилетнего Николая умению изготавливать обувь.
И в этом было некое совпадение, ведь согласно словарю Старостина, одно из значений слова «копыл» - колодка для изготовления лаптей.
И летом 1895 года его сыну – Андрею Пислегину, шестнадцатилетнему подростку, ученику Константиновского почтово-телеграфного отделения, потребовалась выписка из метрики.
Был сделан запрос, оплачены марки и началось ожидание.
Зашуршали страницы фолианта в селе Большая Кильмезь в поисках записи о рождении, но…Записи не было, ни за этот год, ни в другие года.
Батюшка просто-напросто забыл записать или потерял листочек, куда записывались новорождённые перед тем, как внестись в книгу прихода. Но Андрея Пислегина в книге не было. А человек-то был.
И завертелось колесо бюрократии.
Сарапульское духовное правление начало рассылать запросы.
Первый из них ушел в Светополье, откуда пришел ответ о рождении отца подростка – Корнилия, выписки из исповедных ведомостей за 1873-1875.
Дальше отчитался причт Большой Кильмези, прислав выписку о браке родителей Андрея за 1873 год и брачный обыск.
Сам же Андрей, в ответ на требование указать его восприемников, каллиграфическим почерком и в соответствии со всеми нормами канцеляризмов отписал в духовное правление, что его крестный отец – дьякон церкви села Большой Кильмези Александр Александров Капачинский, что сам же дьякон и засвидетельствовал.
Сам же священник, допустивший подобную оплошность. Константин Николаев Овчинников, скончался 13.01.1892 в с.Большой Кильмези в возрасте 51 года от водянки
19.09.1895 года были собраны свидетельские показания, подтверждающие факт рождения Андрея.
Крестьянин Сергей Платонов Вахрушев указал, что отец Андрея звал его в крестные, но он опоздал на Таинство и когда уже приехал, узнал, что крестили без него и крестным был выбран дьякон.
Крестьянка Анастасия Алексеева Двинская подтвердила, что был крестной матерью, а крестным также был дьякон.
Псаломщик Николай Павлов Стефанов же заявил, что «ничего не видел и ничего не слышал о воспреемниках Андрея Пислегина».
С каждого из троих взята письменная клятва, что они не солгали в показаниях, а если солгали – так будет наказание свыше, но не от земных властей.
Где кто-то расписался сам, а за кого-то по неграмотности другие люди.
Но все же дело закончилось благополучно, запись в метрики внесли задним числом.
«Разбор полетов» причту за забывчивость, а остальным в назидание, остался за кадром, но он явно был.
Источник: ЦГА УР ф. 245, оп. 2, д. 915,
Дело о неточной записи события рождения и крещения Андрея Корнилова Пислегина (Палегина) по метрикам села Б. Кильмези Малмыжского уезда за 1879 г. | 1895–1895 |
https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3QS7-L9ZK-2WJS?i=442&cat=785139 для интересующихся деталями
NB: не так давно я зашла в наш ЗАГС, чтобы получить справку о смерти маминого дяди с иными сведениями, чтобы вычислить места работы его родителей. И как оказалось, даже после разговора с начальником отдела, о нем ровно 3 записи: родился, женился, родился сын. Ни записи о разводе (свидетельство лежит в документах у мамы дома, но в ЕГР его нет от слова совсем), ни записи о смерти, хотя я показывала фото памятника. В итоге, начальница, чтоб меня спровадить и букву закона не нарушить, зачитала иные сведения, позвонив в ЗАГС соседнего района.
Так может крещен он был в другой церкви? Нзр, допустим, частенько рожали в других приходах. И, думается мне, при желании скрыть свою незаконнорожденность, свалить всё на забывчивость почившего священника - рабочая схема. Да и иные поводы могли быть. А показания псаломщика какие-то "ни вашим, ни нашим".
Могли и законных увести крестить в другую церковь, т.к. основная закрыта на ремонт, бездорожье и еще много причин.
Ну и человеческий фактор - дьякон перегулял и не подал запись или сам батюшка пропустил, не стоит отметать.
В данном случае я просто пересказываю, все же не родня, чтоб искать истину=)
Про обращение в ЗАГС. В ЕГР, как я понял по собственному опыту, данные тоже неполные. Я в прошлом году обращался, что бы нашли записи о смерти прадеда и двух прабабок, хотел таблички на памятники сделать. Даты рождения нашел в метрических книгах. Родство по цепочке подтвердил необходимыми свидетельствами о рождении. Умерли они в 1930-е - 1940-е годы. Но в ЗАГСе ни на одного из троих искомых не смогли найти записи о смерти. Девушка искала долго, пробовала разные написания имён и фамилий, безрезультатно. В конце сказала, что возможно, местные архивы по каким-то причинам не сдали книги для внесения в базы данных.
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/17754/150284
Поэтому я и везде говорю, ЕГР не панацея, в 20-30 писцы писали так, что Киса Воробьянинов еще правильно указывал хотя бы сословие
Спасибо за ссылку! Нашла знакомые населенные пункты) и да, наверное, есть у каждого подобные истории - моя Пелагея то Леонтьева, то Иванова, вот и гадай, где верно((
У меня подобные пляски отчеств жён были пару раз до 1840. Обычно записывали аккуратно.
Больше всего люблю личную историю, как батюшка резко моей прямой 6прабабушке прикрутил 9 лет в плюс примерно в 1830, и так везде и писал до ее смерти. Отчество невестки спутал, в метрике вместо Епимаховна написал Евфимиева, по отчеству свекра.
А для меня загадка была: молодая семья, новорождённый сын. Отца ребёнка забрали в рекруты, внук несколько лет прожил и умер, и невестка испарилась. В родительской семье тоже не появилась, и в мужней со смертью внука пропала. Случайно в генотеке нашла запись, сравнила - и нашлась потеряшка.