В Порезской волости Глазовского уезда происходило множество событий, оставшихся в фондах мирового судьи.
И сегодня речь пойдет о 1894 годе.
Герой сегодняшней истории – Пислегин Корнилий Сергеевич, русский, вдовец, неграмотный. 44 лет от роду, работавший наемным рабочим в зажиточной семье Копыловых из Выползово. В 1886 году привлекался в мировой суд за оскорбление солдатки Степаниды Ефремовой Бабиной.
Помимо обычных подсобных работ, он обучал старшего сына своего нанимателя – семнадцатилетнего Николая умению изготавливать обувь.
И в этом было некое совпадение, ведь согласно словарю Старостина, одно из значений слова «копыл» - колодка для изготовления лаптей.
И летом 1895 года его сыну – Андрею Пислегину, шестнадцатилетнему подростку, ученику Константиновского почтово-телеграфного отделения, потребовалась выписка из метрики.
Был сделан запрос, оплачены марки и началось ожидание.
Зашуршали страницы фолианта в селе Большая Кильмезь в поисках записи о рождении, но…Записи не было, ни за этот год, ни в другие года.
Батюшка просто-напросто забыл записать или потерял листочек, куда записывались новорождённые перед тем, как внестись в книгу прихода. Но Андрея Пислегина в книге не было. А человек-то был.
И завертелось колесо бюрократии.
Сарапульское духовное правление начало рассылать запросы.
Первый из них ушел в Светополье, откуда пришел ответ о рождении отца подростка – Корнилия, выписки из исповедных ведомостей за 1873-1875.
Дальше отчитался причт Большой Кильмези, прислав выписку о браке родителей Андрея за 1873 год и брачный обыск.
Сам же Андрей, в ответ на требование указать его восприемников, каллиграфическим почерком и в соответствии со всеми нормами канцеляризмов отписал в духовное правление, что его крестный отец – дьякон церкви села Большой Кильмези Александр Александров Капачинский, что сам же дьякон и засвидетельствовал.
Сам же священник, допустивший подобную оплошность. Константин Николаев Овчинников, скончался 13.01.1892 в с.Большой Кильмези в возрасте 51 года от водянки
19.09.1895 года были собраны свидетельские показания, подтверждающие факт рождения Андрея.
Крестьянин Сергей Платонов Вахрушев указал, что отец Андрея звал его в крестные, но он опоздал на Таинство и когда уже приехал, узнал, что крестили без него и крестным был выбран дьякон.
Крестьянка Анастасия Алексеева Двинская подтвердила, что был крестной матерью, а крестным также был дьякон.
Псаломщик Николай Павлов Стефанов же заявил, что «ничего не видел и ничего не слышал о воспреемниках Андрея Пислегина».
С каждого из троих взята письменная клятва, что они не солгали в показаниях, а если солгали – так будет наказание свыше, но не от земных властей.
Где кто-то расписался сам, а за кого-то по неграмотности другие люди.
Но все же дело закончилось благополучно, запись в метрики внесли задним числом.
«Разбор полетов» причту за забывчивость, а остальным в назидание, остался за кадром, но он явно был.
Источник: ЦГА УР ф. 245, оп. 2, д. 915,
Дело о неточной записи события рождения и крещения Андрея Корнилова Пислегина (Палегина) по метрикам села Б. Кильмези Малмыжского уезда за 1879 г. | 1895–1895 |
https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3QS7-L9ZK-2WJS?i=442&cat=785139 для интересующихся деталями
NB: не так давно я зашла в наш ЗАГС, чтобы получить справку о смерти маминого дяди с иными сведениями, чтобы вычислить места работы его родителей. И как оказалось, даже после разговора с начальником отдела, о нем ровно 3 записи: родился, женился, родился сын. Ни записи о разводе (свидетельство лежит в документах у мамы дома, но в ЕГР его нет от слова совсем), ни записи о смерти, хотя я показывала фото памятника. В итоге, начальница, чтоб меня спровадить и букву закона не нарушить, зачитала иные сведения, позвонив в ЗАГС соседнего района.
Так может крещен он был в другой церкви? Нзр, допустим, частенько рожали в других приходах. И, думается мне, при желании скрыть свою незаконнорожденность, свалить всё на забывчивость почившего священника - рабочая схема. Да и иные поводы могли быть. А показания псаломщика какие-то "ни вашим, ни нашим".
Могли и законных увести крестить в другую церковь, т.к. основная закрыта на ремонт, бездорожье и еще много причин.
Ну и человеческий фактор - дьякон перегулял и не подал запись или сам батюшка пропустил, не стоит отметать.
В данном случае я просто пересказываю, все же не родня, чтоб искать истину=)
Про обращение в ЗАГС. В ЕГР, как я понял по собственному опыту, данные тоже неполные. Я в прошлом году обращался, что бы нашли записи о смерти прадеда и двух прабабок, хотел таблички на памятники сделать. Даты рождения нашел в метрических книгах. Родство по цепочке подтвердил необходимыми свидетельствами о рождении. Умерли они в 1930-е - 1940-е годы. Но в ЗАГСе ни на одного из троих искомых не смогли найти записи о смерти. Девушка искала долго, пробовала разные написания имён и фамилий, безрезультатно. В конце сказала, что возможно, местные архивы по каким-то причинам не сдали книги для внесения в базы данных.
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/17754/150284
Поэтому я и везде говорю, ЕГР не панацея, в 20-30 писцы писали так, что Киса Воробьянинов еще правильно указывал хотя бы сословие
Спасибо за ссылку! Нашла знакомые населенные пункты) и да, наверное, есть у каждого подобные истории - моя Пелагея то Леонтьева, то Иванова, вот и гадай, где верно((
У меня подобные пляски отчеств жён были пару раз до 1840. Обычно записывали аккуратно.
Больше всего люблю личную историю, как батюшка резко моей прямой 6прабабушке прикрутил 9 лет в плюс примерно в 1830, и так везде и писал до ее смерти. Отчество невестки спутал, в метрике вместо Епимаховна написал Евфимиева, по отчеству свекра.
А для меня загадка была: молодая семья, новорождённый сын. Отца ребёнка забрали в рекруты, внук несколько лет прожил и умер, и невестка испарилась. В родительской семье тоже не появилась, и в мужней со смертью внука пропала. Случайно в генотеке нашла запись, сравнила - и нашлась потеряшка.
Работаю над родовым деревом Бабиных из прихода с.Святополья. В деле об оскорблении не было указано место проживания солдатки? Понимаю что могли не обратить внимание, но вдруг..
Увы, не указано, дело звучит как ЦГА УР ф.106, оп.1, д.50
Спасибо, всё равно зацепка 😅