Дело о смене воевод на Вятке в 1647 году.

Дело о смене воевод на Вятке 1647 года.

I. Первая челобитная принадлежит Федору Голенищеву-Кутузову, который в 1645 году подал сию царю Михаилу Федоровичу, в которой говорится, что он «холоп твои беднои и беспомошнои Федка Голенищев Кутузов» служит государю с детишками и с «пожаловаными с своею братьею вместе за которыми государь за нашею братьею мужиков по 300 и по 400», а «поместеица и вотчинки 27 дворов крестьянских и бобыльских». Он был на «государевых службах посылан», везде служил и «прибыль чинил», «на многих боях ранен, и в осаде сидел». За это государь Михаил Федорович пожаловал Федора Голенищева-Кутузова своею службою на Ливнах, и он уже был готов туда отправиться, но… «на мое место велено быть по твоему государеву указу на Ливнах Дмитрею Колтовскому» и велено место себе самому «приискать». И просит «вели государь меня отпустить на Вятку на Михаилово место Алфимова, как ему Михаилу по твоему государеву указу срок минет, чтоб мне, холопу твоему, за бедностью твоеи государевы службы и з детишками не отбыть. Царь, государь, смилуися, пожалуи».

И приписка: 1645г. 6 июля «государь пожаловал, велел его на Вятку на Михаилово место Олфимова отпустить, как ему срок минет и два году будет».

II. Не прошло и полгода, а царь Михаил Федорович умер и на трон взошел царствовать его сын Алексей. И 30 ноября того же 1645 года подал Федор Голенищев-Кутузов челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой изложил то, что писал Михаилу Федоровичу, но с дополнениями. «Михаило Федорович … пожаловал меня … велел мне быть на своеи государеве службе на Ливнах, на Иваново место Буторлина. И твои государь боярин, Федор Иванович Шереметев, бил челом …  отцу твоему … Михаилу Федоровичю всеа Русии о Дмитрее Колтовском, … и великии князь Михаило Федорович всеа Русии, по челобитью боярина Федора Ивановича, велел быть на мое место на Ливнах Дмитрею Колтовскому», а его, Федора, «велел быть … на Вятке, на Михаилово место Олфимова, как ему Михаилу срок будет 2 году». Но «ныне», по государеву указу Федору Голенищеву-Кутузову и его сыну Ивану «велено быть на твоеи государеве службе в Литве, с твоими государевыми великими послы з боярином с Васильем Ивановичем Стрешневым с товарищи». Но видимо не хочет Федор ехать в другое государство, поэтому пишет: «не вели, государь, нарушить отца своево … указу, вели, государь, мне, холопу своему, быть на своеи государеве службе на Вятке…»

Приписка: «взять к делу и записать челобитье».

Дальше дело по Вятке у Федора Голенищева-Кутузова не пошло…

III. Так почему не дали воеводство Федору? А дело в том, что где-то за полтора месяца до его челобитной, царю была подана челобитная Ивана Тимофеевича Ухтомского. Вот она. «Служу я … по московскому списку 49 лет всякие, государь, ныне службы. И в московских осадех сежевал,  и на боях многижды ранен, и от ран, и ото всякия многия служб увечен, и одолжал великими долгами, а оплатиться мне нечем». Поместье у него в Вологодском уезде, «да выслуженая вотчинка дана мне за царя Васильево московское осадное сиденье в Пошахонском уезде». А те поместье и вотчинка «разорены от черкас и от казаков». «А подмосковново поместеица за мною нет». Но после его отца остались в 3-х городах поместья и вотчины, но они числятся «за племяником моим родным за князь Романом Ухтомским». Да «поспели в твою государеву службу два сынишка. А служить им тобе государю не с чево». И просит «веле государь меня отпустить на Вятку, или где тобе, праведному государю, обо мне Бог известит».

И две приписки: 1646 г. 10 октября «государь пожаловал отпустить на Михайлово место Алфимова».

И «выписать сколь давно Михайло на Вятку отпущон» октября в 13 день.

Становится ясно, почему Федор Голенищев-Кутузов не удостоился места воеводы на Вятке, хотя первый бил челом Михаилу Федоровичу. Но судьба распорядилась иначе.

IV. Выписки из Новгородской четверти. Сколь же давно «Михайло на Вятку отпущон»? 17 января 1645 года «велено быть на Вятке во всех пяти городкех воеводе Михаилу Олфимову на Иваново место Колычева. А приехати ему Михаилу на Вятку и с Ываном Колычовым росписатьца марта в 17-м числе 153-го году». Далее следует текст 3-х челобитных вышеизложенных. С добавлениями.

I «А на челобитнои ево помета думного дияка Михаила Волошенинова 153-го июля в 6 день государь пожаловал велел его на Вятку на Михаилово место Олфимова отпустить как ему срок минет и два годы будет».

II «А на челобитнои ево помета думного диака Григорья Львова 154-го ноября в 30 день подал государю Федор Голенищев Кутузов как был у государя у руки взять к делу и записать челобитье».

III «А на челобитнои ево помета думного диака Ивана Гавренева 155-го октября в 10 день государь пожаловал велел отпустить на Михаилово место Алфимова».

V. Государева грамота Алексея Михайловича князю Ухтомскому.

  1. Велено Ивану Тимофеевичу Ухтомскому «быть на своеи государеве службе на Вятке во всех пяти городкех на Михаилово место Алфимова», а Михаилу Алфимову прибыть в Москву, но до того «князю Ивану … и с Михаилом Алфимовым в государевых во всяких делах росписатьца марта в 16-м числе (1647 года)».
  2. Составить счетный и росписной списки.
  3. Таможенных и кабацких «целовальников велети выбирати посадцким людем посадцких людеи по годом вятчан лутчих людеи которые б были собою добры и душею прямы и животом прожиточны и не воры и не бражники и которым бы мочно было в государеве казне верить». А если выбранные городскими жителями целовальники «учнут» недобор в казну, то «недобор велит взять на них, мирских на всех посадцких и уезных людях». Таким образом люди были заинтересованы в ывборе «лучших» людей. Таможенным головам и целовальникам брать таможенную пошлину «с тутошних и с приезжих и со всяких торговых людеи» «вправду», чтоб те пошлины «никому по своиству и по дружбе для своеи корысти не поступались и не отдавали». Чтоб «мимо Вятки с неявлеными и с непятнеными тавары таино не проезжали». «Питья сами не пили и племяни своему и другом даром пити не давали». А деньги «велю приносити к себе и считати голов и целовальников в таможном и в кабатцком зборе по четверти года по 3 месеца». А вместе «таможенных и кабатцких денег с ыными четвертными доходы не списывать, для того чтоб в том, на Москве, в приходнои книге помешки не учинить. Да те отписки и деньги велеть отдавать в Новгородцкои чети». Чтоб «на Вятке головы и целовальники в таможнях и на кабакех и в земских старостах и в целовальниках нихто дву годов для своеи корысти не были. А велети быти головам и целовальником и в земских старостах и в целовальниках по годом от Семеня дни по Семен день. И сметные списки делати и росписывати всякие государевы денежные доходы в приходе и в росходе сентября с 1-го числа сентября ж по 1 число».
  4. Проезжающим из Сибири посланникам, гонцам, воеводам  и приказным людям «давати суды и кормильщиков против их подорожных смотря по людям, а гребцов давати на низ против подводы по одному гребцу». А кто едет сухим путем, а «подвод им по сибирским подорожным написано будет много, не по мере и не по людям, и тем давати подводы с убавкою, смотря по людям, как им мочно поднятца. А лишних подвод сверх подорожных не давати, чтоб в тех лишних подводах вятченом посадцким и уезным людям больших убытков не было».
  5. С судных дел «на вятчанах на посадцких и на уезных людях имати пошлин с рубля по гривне, да пересуду суда по 6 алтын по 4 деньги, да правого десятка с суда по 4 деньги».
  6. За перевозку денег в Москву «имати на посацких людех и на уездных крестьянех приставеи на версту по деньге».
  7. В летнее жаркое время запрет на топку «изб и мылен» (бань), в вечернее время чтоб «с огнем не сидели», а пищу варить и хлеб печь за городом «или хотя в городе в пространных местех, а печи б были устроены в земле неблизко хором, на полых местех и на огородех и от ветру б были огорожены». «Мыльни в городе» до осени велено опечатать и рядом ставить «кади с водою» «для береженья». А кто ослушается указу – «казанье им чинить смотря по вине и по людем, чтоб на то смотря, иным вперед не повадно было ослушатьца».
  8. Про воровство в государственных кабаках. «А которые люди учнут безъявочно торговать, и пошлин платить не учнут, или учнут держать корчемное и неявочное питье, или к ним, воровским людем, будет приезд - и князю Ивану у тех людеи корчемное и неявленое питье и суды винные и пивные имати и отписывать на государя». А наказанья сулят такие: кто впервые попался – по 2 рубля 4 алтына по полутрете (2,5) деньги, а с питухов по полуполтине; во второй раз – вдвое больше; в третий – втрое, «а дворы их и животы отписывать на государя, да им же чинить торговую казнь». Но разрешено, заплатив пошлину, «пиво варить или мед ставить» по случаям: рождения, крестин, именин, свадьбы, поминки  но немного «по четверти или по две». А пошлин брать «с четверти пива по алтыну, а с пуда меду по алтыну ж, а вина горячего лучшим и середним и молотчим людем курить одню дне давать». А кто будет варить без пошлин – суд чинить, и в тюрьму сажать.
  9. И если сам «князь Иван» будет воровать, людей судить «не по правде», обиды и насильства им чинить, или «государеву делу учиниться какая поруха или в государевых доходех недобор» - князю Ивану от государя в опале быть, и недобраные деньги велит доправить на нем.

VI. 18 ноября 1646 года от царя писана грамота Михаилу Игнатьевичу Олфимову. Сообщается, что на его место будет Иван Ухтомский, и им необходимо росписаться 16 марта «во всяких делах». После этого ехать «к Москве» в Новгородскую четверть «диаком нашим думному Григорью Львову, да Алмазу Иванову, да Микифору Демидову». За приписью дьяка Микифора Демидова.

VII. Челобитная Ивана Ухтомского 22 апреля 1647 года. Подана царю с вятским приставом с Лучкою Исаковым. В ней написано, что он, Иван, «приехал … на твою государеву службу на Вятку марта в 16 день (1647 года)». Счетный и росписные списки посланы в Москву 26 марта с Лучкою Исаковым. «А которые государь твои государевы денежные доходы я, холоп твои, у росписки у Михаила Алфимова принял, и сколько у казенново целовальника в съезжеи избе в приеме, и те государь деньги я, холоп твои, пришлю к тебе ко государю к Москве с ыными твоими государевыми денежными доходы вместе тотчас».

VII. Росписной список. 16 марта 1647 года. «Воевода князь Иван Тимофеевич Ухтомскои принял у воеводы у Михаила Игнатьевича Алфимова городы и городовые ключи, и на городех наряд, и в государеве казне зелье и свинец, и всякие пушечные запасы, и государевы царевы и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии грамоты, и книги писцовые, и приходные окладным и неокладным всяким доходом и росходные марта с ф-г (9-го) числа рнг-г (153-го) году, как приехал на Вятку воевода Михаило Игнатьевич Алфимов, и государю отписки черные, и судные дела вершеные и невершеные по нынешнеи по рне-и (155-и) год марта по si (16) число, и в тюрьмах сидельцов в розных делах».

На обороте списка приписка: «Справить с прежним росписным списком».

Город Хлынов

На больших городовых воротях что по Московскои дороге две пищали железные длина по вi (12) пядеи а к ним в казне н (50) ядер железных по два фунта бес чети ядро

На тои же башне пищаль медная длина вi (12) пядеи а к неи в казне тксид (364) ядра железных по фунту бес чети ядро

На башне над Красным мостом пищаль железная длина ф (9) пядеи а к неи в казне т (300) ядер железных по фунту бес чети ядро

Да в казне пищаль железная длина ф (9) пядеи а к неи в казне т (300) ядер железных по фунту бес чети ядро

Да в казне si (16) пищалеи затинных а к ним Ви (2008) ядер железных

Дi (14) ручниц

Si (16) пуд зелья крученово з бочками и с кадью и с лагуном и с веревками

Г (3) пуда зелья некрученово и с кадью

Е (5) свинеи с четью свинцу и в тех пяти свинях с четью весу ка (21) пуд с четью

Город Орлов

Пищаль медная длина з (7) пядеи да пищаль медная длина ф (9) пядеи пищаль медная длина s (6) пядеи а стоят те пищали в городне подле Больших ворот а к тем ко всем трем пищалем Аи (1008) ядер железных

Да в казне s (6) пищалеи затинных а к ним Ациi (1918) ядер железных

Десять ручниц

Г (3) пуда с четью бес трех фунтов зелья

Д (4) пуда бес чети свинцу

Город Котельнич

Две пищали медных по ф (9) пядеи с полупядью а стоят в городовых воротях Спаских а к ним в казне ог (73) ядра железных по фунту ядро

Пищаль затинная да пищаль без ложи да в казне же ф (9) пищалеи затинных а к ним па (81) ядро

Аi (11) ручниц

Д (4) пуда  с четью без дву фунтов свинцу

S (6) пуд бес тринатцати гривенок больших зелья

Город Слободцкои во рнд-м (153-м) году згорел

А в нем после пожарново времяни поставлено в онбаре пищаль медная длина вi (12) пядеи а к неи т (300) ядер железных по фунту бес чети ядро

Е (5) пищалеи затинных а к ним Ао (1070) ядер железных

Ф (9) пищалеи ручниц а к ним кси (60) пулек свинцовых

S (6) пуд с полупудом зелья  и с кадью и то зелье издавна згнило и к стрельбе не годитца да в пожарное время пищаль медная вi (12) пядеи ростопелась а меди в неи гi (13) пуд пять фунтов да к неи т (300) ядер железных по полуфунта без четверти ядро

Пищаль медная девяти пядеи ростопелась а меди в неи аi (11) пуд да ядер железных к тои пищале сеi (215) ядер

Е (5) пуд свинцу чистово и горелово з землею и с угольем

Е (5) пуд железа горелово городовых ворот и пороховои казны и съезжеи избы замков и веретен и крюков и пробоев и гвоздья и пушечных станковых пятель и клинья и обоимов и багров и о том писано к государю к Москве

Город Шестаков

А в нем в онбаре наряд

Пищаль медная длина ф (9) пядеи а к неи ро (170) ядер железных

Еi (15) пищалеи затинных

Да пищаль затинная же испорчена а к ним Вле (2035) ядер железных

З (7) пищалеи ручниц

Полтора пуда и полчетверта фунта зелья и с кадью и то зелье згнило и к стрельбе негодитца

Д (4) пуда бес полутретья фунта свинцу

 

Хлынов

Орлов

Котельнич

Слободской

Шестаков

Пищалей/ядер (штук)

5/1014

3/1008

2/73

1/?

1/170

Пищалей затинные/ядер (штук)

16/2008

6/1918

11/81

5/1070

15(+1)/2035

Пищалей ручниц (штук)

14

10

11

9/60

7/?

Зелья (пудов)

19

3

6

6 (згнило)

1,5 (згнило)

Свинцу (пудов)

21

4

4

5 (чистого и горелово)

4

 

Сьезжая изба

Грамоты Михаила Федоровича 1645 с 9 марта – 19 грамот.

Грамоты Михаила Федоровича 1646 года – 7 грамот.

Грамоты Алексея Михайловича 1646 года – 83 грамоты, патриаршие – 2 грамоты.

Грамоты Алексея Михайловича 1647 года – 73 грамоты, патриаршие – 2 грамоты.

Столпы государю черных отписок и росписи денежные 1645, 1646, 1647 годов.

Судные дела:

  • Убийства: 1645г. – 81 дело.
  • Невершенные дела и смотренные записки: 1645г. – 35, 1646г. – 80, 1647г. по 16 марта – 43 дела.
  • Судные вершенные и сыскные и убийственные дела и смотренные записки: 1646 года – 145, 1647г. – 79 дел.

Выборы «на кабатцких старост и на кабацких же и на таможенных и на земских целовальников» 1645, 1646, 1647 годов.

Книги

1629 г. писцовые «Офонасья Толочанова да Ондрея Иевлева, за приписью диака Григорья Львова Хлынова, Орлова, Котельнич».

1629 г. их же «Коринские волости, за приписью диака Ивана Федорова».

1629 г. писцовые «Ивана Доможирова да подьячево Ивана Кокушкина Слободского и Шестакова … за приписью диака Баима Болтина».

Приходные стрелецким деньгам, окладные, неокладные всяким доходам, росходные 1645, 1646, 1647 годов.

Сыскные и разбойничьи дела.

Список с сыскново с ызветного дела по челобитью площадного подьячево Ивашка Вологженина с таможенным и с кабатцким головою с Ывашком Ермолаевым с товарищи

Государева царева и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии грамота из розбоиново приказу за приписью дьяка Семена Дохтурова в розбоиничье в Василие деле Бирюка с товарыщи

И по тои государеве грамоте взять дело сыщика Сергея Малово у подьячево у Григорья Ковыршина за ево Григорьевою рукою

С насказу и с росписи какова под наказом да росписнои список и те заручные списки у воеводы у Михаила Игнатьевича Алфимова а с тех списков списки ж в съезжеи избе

По росписному списку дела за рукою ж подьячево Григорья Ковыршина

Дело розбоиника Офонки Русинова с товарищи и то дело в прежних в росписных списках писано

Дело розбоиника Зотичка прозвище Ивашка Шелобана с товарищи и то дело в прежних росписных списках писано

Дело розбоиника Офонки Блохи с товарищи и то дело в прежних росписных списках писано

Да сыску Сергея Малово да подьячево Григорья Ковыршина дела за ево ж Григорьевою рукою

Роспросные речи розбоиника Васки Бирюка с товарищи да под тем делом повытчиках и по оговорных людех поручные записи и оговорных людеи с розбоиники очные ставки

Привод и роспросные речи розбоиников Фильки Козла да Ганки Мелевина прозвище Слепои

Словеснои изветя Ефтихеика Козлова на Тимошкинскую жену Власьева на Любавку да в том же деле ожерельишко жемчюжное а каково ожерельишко и о том писано в деле

Роспросные речи Жданковы жены Угольниковы Марьицы

Да в том же в розбоиничье в Василье деле Бирюка с товарищи дела при воеводе при Михаиле Игнатьевиче Алфимове

Государева грамота о тех же государевых пенных и пошлиных и вытиных о достальных деньгах за приписью дьяка Василья Ушакова

Дело сыскное и росписные речи о сыщике о Сергее Малом по ево Сергееву челобитью

Столп черных отписок к государю к Москве и в Казань о несыскных розбоиниках в том ж в розбоиничье в Васькине деле Бирюка с товарищи

Дело сыскное о Баженке Курочкине на котельницких кабатцких откупшиков на Овдюшку Ердякова на Ваську Филимонова

Дело сыскное и роспросные речи Васки Каризника по изветному челобитью Онцыфорка Филимонова

Дело сыскное и росписные речи розбоиника Миронка Микрюкова

Да тюрьмах тюремных сидельцов

В Розбоинои тюрьме:

Пахомко Чермново

Ивашко Каризнин Звезда

Ивашко Котков

Баженко Добрынин

Тренка Тарасов

Родка Матанцов Лом

Сидорко Суходоев

Баженко Пластов

Васька Лапуга

Ивашко Бушков

Миронко Микрюков

Фомка Чарушин

Агишка Колмогорец

Филька Козел

Ганка Меледин

 

15 человек.

В Мирскои тюрьме:

Исачко Вахрушин

Офонка Блоха

Орловскои дьякон Онтон Мышкин

 

Якушко Зубок

Фетка Токарев

Тимошка Кулигин

Якушко Соболев

Фочка Долгово

Якушко Булгаков

Фетька Охулин

Мишка Поткин

Кирюшка Вошкин

Филимонко Бояринцов

Ондрюшка Позмогов

Трифанко Хрипин

Ивашко Пушкарев

Илюшка Курочкин

Баженко Клепиков

Филька Рябев

Ивашко Макин

 

20 человек

В Урусовскои тюрьме:

Фадеико Зобнин

Офонка Седельников

Ивашко Романов

Ивашко Мокрушин

Петрушка Долгово

Максимко Ильин Офонкин

Софонко Елфимов

Ивашко Боровиков

Фетка Рябев

Офонка Телегин

Тренка Манихин

Фетька Бушуев

Оска Фофанов

Родка Поздеев

14 человек

Всего: 49 человек

Да в съезжеи избе за пристава малои Микитка Ондреев, да на поруках жонка Феколка Исачкова жена Вахрушина в порче.

IX. Счетный список. «Иван Тимофеевич Ухтомскои считал на Вятке, в Хлынове городе, по приходным и по росходным книгам .. в Вятцких в денежных в окладных и в неокладных во всяких доходех, что в проходе и в росходе по приходным и по росходным книгам Вятцких всех пяти городков при воеводе, при Михаиле Игнатьевиче Алфимове, с Хлынова, с Орлова, с Котельнича, с Слободцкого, с Шестакова, и с Коринских тотар и отяков, с его Михаилова приезду на Вятку рнг-г (153-го) году марта с ф (9) числа, да по ево, князь Иванов, приезд на Вятку рне-г (155-го) году марта по si (16) число. Что каких денег в приходе, и в котором году. И то писано в сем счетном списке».

Весьма большой список. Напишем только что в 1645, 1646 и 1647 года в Москву было отправленно 30.426 рублей, 3 алтына с полуденьгой.

Списки правили подьячие: Сенька Бармин, Васька Лаженицын, Мишка Каркин, Ивашко Зонов, Ивашко Ворожцов.

И скрепил оба списка «вместо отца своево князь Ивана Тимофеева сына Ухтомскова сын ево князь Степан руку приложил».

 

Архивное дело: http://rodnaya-vyatka.ru/books/1647-god-smena-voevod-na-vyatke

Комментарии

"В Урусовской тюрьме..." - что за тюрьма такая?

Аватар пользователя Alexender

К сожалению не знаю...