Гипотеза о том, были ли Родыгины Созоновыми...

Составляю родословную Родыгиных из с. Цепочконо, соответственно дошёл до 1646 года (т.к. более ранних переписей нет), кстати обнаружил что в ТВУАК была публикация переписи 1678 г. по монастырю и вотчинам (ссылка). 

Так вот "мои" в 1646 г. 4130390 

(в) Марчко Поздеев сын Родыгин, у него детей Епифанко да Логинко

Вот. Задался вопросом поискать Поздея Родыгина (Родигина). Удивило, что в набранных делах в разделе Переписи и ревизии Вятского края фамилия была на Вятке (читай в 5 вятских уездах) Родигин. Ну и хорошо. До 1646 г. встречается только в Чепецком стану. И Поздей некий тоже есть. Отлично! Может думаю "мой"! Как бы проверить... Мой был Марчко (Марк). Но таких ранее 1646 г. нет. Ну что ж. Сделал предположение, что всё-таки Поздей Родионов сын Родигин 4290583 отец Марка. Предположил.

Дай думаю прослежу может в 1615 будет Марк. Как пишут "каково же было его удивление"..., да удивился, что Поздея Родигина (Родыгина) в 1615 г. нет. А кто был?

В деле РГАДА 1209-1-1029 

Орлов, Волость Чисть

л. 578

Деревня Бозеевская верх Тиновицы

(в) Ярофейко Григорьев сын Родигин да сын его Васка

л. 657об

 

Займище Васенкино

Пашут наездом и[з] своих деревень Ярофейко Родигин да Гришка Кырченов (т.е. тот же Ярофей)

________

в деле РГАДА 1209-1-1030

Бобинский стан

л. 195

Пустошь что была деревня Григорьевская Родигина

(д) пуст Васки Соловьева, Васка збежал безвестно во 122-м году (только название деревни)

_______

Думаю, странно как-то это...
В 1622-23 гг. есть и Поздей Родионов Родигин и Васка Поздеев Родигин (предположительно сын) и в Чепецком уезде, припахивали. А в 1615 г. их нет... Хм...
Пришлые они что ль...
Заметил, что фамилию писали с изменениям например в 1629 Родихин (4350917 и 4351215)
Решил поискать "позд роди" в 1615 г.

и вижу

1615 г. РГАДА 1209-1-1030

Чепецкий стан

л. 109

Починок что была пустошь Фомы Ескина

(в) Поздейко Родионов сын Созонов да Агафонко Нечаев сын Мошенкина

л. 112об

Займище на Давыдове на льготе до 126-го года Поздейка Родионова // сына Созонова
__________

Хорошо. Сейчас думаю найду этого Созонова в 1622 или 1629 гг.

Ну да. Есть.  А... Э... А где они после 1629 года? Куда, куда, куда они удалились?...

Если верить 1629 г. 4320407 их 5 дворов, причём 

(в) Поздейко Созонов

(в) Мосейко Поздеев (в копии 4350915 Мокейко)

(в) Петрушка Поздеев

(в) Мартынко Поздеев (в копии 4350915 Мартинка)

(в) Сонка Поздеев (в копии 4350915 Созонко)

____________

Здесь прослеживается, что они родня. Предполагаю, что первый - отец, остальные сыновья (доказательств, конечно нет).

Напомню, я ищю Марка Поздеева сына Родигина. Но и даже тут Марка нет.

Сразу, что опровергает мою теорию, вот эта запись 1622 г. 4290558 3 меленки колотовки Поздейка Онаньина сына Созонова на логу на суходолех поставлены для вешные воды

Т.е. Поздей Онаньин сын, а мы знаем, что по 1615 г. написан Поздейко Родионов сын. Так это два разных человека!

И который из низ записан тогда в 5-ти дворах в 1629 г.?

Нет ответа.

И все с Чепецкого стана. 

________________

в 1615 г. есть такая запись

РГАДА 1113-1-4

123-го [1615] году

Того ж дни [июня в 26 день] дияк Михайло Ординцов дал на лготу а после лготы на оброк Чепецкого стану крестьянину Поздейку Родионову сыну Созонову в Чепецком же стану на Давыдове(?) на пашню новорозпашное местечко что зачато розчищать из черного лесу из раменья, а по дозору чепецкого целовальника Афонасья Скрябина да Чепецкого же стану крестьян Пронки(?) Володимерова Шулетикова да Огафонка Московкина(?) чистого места и припашного лесу пол-чети выти, а лготы ему дано на 4 годы от лета 7122-го году июня с 26-го числа да по лето 7126-й год июня по 26-е число, а в те ему лготные лета на том зачатье пашня роспахати и двор поставити и поля огородить, а после лготных лет Поздейку в государеву цареву и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии казну оброку платить по 2 гривны на год да с того (237) оброку пошлины по государеву указу, а впервые ему тот оброк и пошлины заплатить во 126-м году с ыными оброчики вместе да и вперед ему тот оброк и пошлины платить ежегод безпереводно, а порука по нем по Поздейке в оброке и в роспаши чепецкой целовальник Офонка Иванов сын Скрябин.

____________

Есть такая в 1622 г. 4290312 заимище на Давыдове Поздейка Созонова

______________

Ну и что?! Что из всего этого?!

______________

Пойдём по соседям. там интересно.

Помните была фамилия написана Родихин в 1629 г. У него в соседях некто Филка Чювашев
 

4350917 Починок, что была пустошь Ивашка Хромцова

РГАДА 1209-1-903, 1628—1629 г.

(в) Васка Родихин

(в) Филка Чювашев

(в) Степанко Лопатин

пашни паханые добрые земли 16 чети в поле а в дву по тому ж, а в ней в живущем выть с третью выти, а оброку им платить 2 рубли

__________

ну хорошо, а что не так?!

- не так в копии дела

 

4320409 Починок, что была пустошь Ивашка Хромцова

РГАДА 1209-1.3-39, 1628—1629 г.

л. 316

(в) Васка Хромцов   

(в) Филка Чювашев 

(в) Степанко Лопатин          

пашни паханые добрые земли 16 четвертей в поле а в дву по тому ж, в живущем выть с третью выти, а оброку им платить 2 рубли

___________

Да, это копия дела. Так Родихин или Хромцов?

а посмотрим их в 1622 году

4290393 деревни Иванковские на Ратной дороге

РГАДА 1209-1-1031, 1622 г.

л. 98

деревни Иванковские на Ратной дороге припахали тое деревни Филипко Иванов сын Чювашев, Васка Поздеев сын Родигин сверх дачи вново пол-чети и пол-пол-чети выти, оброку 9 алтын пол-третьи денги

 

4300097 Пустошь, что была деревня Марининская

РГАДА 1209-1-1032, 1623 г.

л. 30

припахали ис пуста Филка Чювашев, Васка Созонов на четь выти оброку 12 алтын 3 деньги

да тое ж пустоши пашут Михалко Челиков да Потап да Ондрей Дубовцовы на пол-выти оброку 25 алтын

л. 30об           

да тое ж пустоши пашет Поздейко Родигин на четь выти оброку 12 алтын 3 деньги

_______________

Так, я запутался. Везде этот Филка Чювашев, а вместе с ним Васка Родихин / Васка Хромцов / Васка Созонов, да в деле 4300097 есть Поздейка Родигин.

Васьки что, всё один человек и звать его Василий Поздеевич Родигин/Созонов/Хромцов?

После 1629 г. Созоновы пропадают. До 1622 г. Родигиных (практически) нет. Все эти семьи из Чепецкого стана. 

______________

Ещё одно, последнее сказа...

Был в 1622 г. Василий Поздеев сын Родигин 4290393, а в 1646 г. есть Василий Андреев сын Родигин 4100577 

И что странно в соседях у них:

у первого - Филипко Иванов сын Чювашев

у второго - Захарко Филипов сын Чювашев

А?! Как Вам?! 

_________________

_________________

Хватит. Устал. Выводов нет - всё в вилы ушло. Гипотеза как гипотеза.

Спасибо)

Комментарии

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Александр, используйте простой формальный подход: все факты маркируйте как факты, а все предположения - как предположения. Возможно, фактов окажется достаточно для выяснения истины, и тогда предположения не понадобятся (правило "бритвы Оккама": "не создавай сущности без необходимости"). Возможно - что нет, и тогда ваши построения будут гипотетическими, хотя может быть и правдоподобными. Но в приведенном вами случае - это не так, генеалогия Родигиных вполне себе выстраивается на основе только фактов. В частности, Марк Родигин из Цепочкина - сын Поздея Родигина и при этом имеет отношение к Чепецкому стану (его племянники бежали из монастыря именно в Чепецкий стан, но были возвращены). Поздей Родигин из Чепецкого стана - сын Родиона Родигина. Ярофей Родигин из Орловского уезда, затем перебравшийся в Кукарку - тоже сын Родиона Родигина, поэтому вполне вероятно, что они братья. Ну, а происхождение Родиона Родигина по документам не устанавливается, и вот тут можно только предполагать (по возрасту), что он был сыном Григория Родигина, именем которого названо займище в Берёзовском стане. Получается, что приплетать к этому дереву Поздея Созонова, Василия Хромцова и т.д. - необязательно, хотя конечно можно - но это не меняет само древо.

Ну, а по поводу Василия Поздеева Родигина и Василия Андреева Родигина, живших в одной местности, но в разные годы, то это - разные люди, предположительно двоюродные братья (кто был отец Андрея Родигина - точно не установлено, предполагается, что тот же Родион). Поздей Родигин, судя по имени, был поздним ребёнком, значит, у него скорее всего были страшие братья - на их роль претендуют Андрей, Иван и Кондрат Родигины, жившие в середине 17 века в Чепецком стане. Я сам - из потомков Андрея.

Однако, не мешало бы обменяться результатми по генеалогии Родыгиных из Цепочкина, думаю, это будет взаимно полезно! У меня дерево сквозное (с 16 века до наших дней + выселенцы в Петровское, Липовку и Енисейскую губернию), но с дырками и неясностями. Пишите: zuenko_yury@hotmail.com  

Аватар пользователя Alexender

Юрий Иванович, добрый день!

Вы написали: 

В частности, Марк Родигин из Цепочкина - сын Поздея Родигина и при этом имеет отношение к Чепецкому стану (его племянники бежали из монастыря именно в Чепецкий стан, но были возвращены).

А можете поконкретнее описать про бежавших племянников?

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

В Спасо-Чепочкином монастыре до 1646 г. оказались как минимум двое Родигиных: Пётр Поздеев и Марк Поздеев. Может быть, там был и Фофан/Софон Родигин, т.к. позже там записаны его дети Парфён и Гаврила, но в 1646 г. он с младшими детьми - в Чепецком стане (поч.Митьки Лопатина). Потомки первопоселенцев начали бежать из Цепочкина. У Марка в 1684 г. сбежали внуки Михаил Исаков и Елфим Никитин (Елфим - в Кырчанскую волость, о его сыновьях см.ниже). У Петра ещё раньше сбежали сыновья Семён и Иван. Семён Петров Родигин - на Давыдовскую дорогу Чепецкого стана, где он отмечен в 1662 г.. причём указано, что он возвращён в Уржумский уезд по розыску, а в 1664 г. он уже опять в Цепочкино и участвует в межевании между Вятским и Казанским уездами как старожил, все его дети жили в с.Петровском (чуть выше Цепочкина), но и оттуда его  внук Иван Алексеев Родигин бежал в 1715 г.  Куда бежал Иван Петров Родигин с сыновьями - неясно, но они тоже были возвращёны в Цепочкино по розыску, а в 1692 г. переселены на новые земли Спасо-Цепочкина монастыря в Дюм-Дюм (ныне Каракули, близ Вятских Полян). Однако и оттуда внук Ивана, Василий Фёдоров Родигин бежал в 1710 г. Сыновья Фофана/Софона, Парфён и Гаврила - бежали в 1684 г. из монастыря вместе с неким Моисеем Кирилловым Родигиным (не знаю чей он потомок), но в 1689 г. Парфён и Гаврила были возвращены по розыску. Вобщем, крестьяне-то монастырские, а манеры у них - черносошные.

Аватар пользователя osokins

Родоначальник вероятно Родион Созонов, а фамилия Родигин возникла от дедичества - прозвища Родига, данное Родиону или его отцу (мирское имя). И возможно имя было двойное: "Родион Созонов сын Хромого(Хромца)". Опираться на имя Поздей не стоит, т.к. если оно в роду встретилось, то факт таков, что до него в семье были Первой, Второй,Третьяк, Меньшик(Малах), Пятой, Шестак. Все 7 сыновей имели вторые имена(церковные), да к ним еще дедичество и подменяемые прозвища по местности владения оброчной землей.

Васька Созонов=Васька Ярофеев (Ярофей Созонов, отец -  Григорий Созонов(Кырчаны,Бобинский стан), дядья: Родион Созонов, Созон Созонов, Ананий Созонов, Иван Созонов(Хромого), Андрей Созонов (Поздей).

Общий предок - Созон сын Хромого(Родига).

 

У меня так по двум родам: Осокины и Малковы похожие хитросплетения по именам. Первоначально пашнями владел монастырь (пашни "разбросаны" по всей Вятке, пахали "игумен с братею", позднее земли от Государя сданы в оброк крестьянам для прокормление служилых и церковников(их аппарат значительно количественно уменьшен + тщательно переписаны все для включения в подушный оклад). Значимым делом церковников было освоение новых запустевших земель, они то и дело направляли челобитные о том, что место пусто и надо б его передать в церковные пашни, отслеживали так сказать и боролись за новые земли. На новые места направляли или нанимали крестьян, те строили дома, образуя новопоселения, притом для местного обывания, чтобы не перепутать двух людей в переписях, пищик вероятно нередко сам нарекал на слух прозвище/фамилию.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Посмотрел повнимательнее документ 1629 г. (где переписаны Поздей Созонов и его дети, по именам детей есть совпадения с Поздеем Родигиным) - в нём упоминается и покос этого Поздея Созонова (л.349), но рядом (л.355об) - "сенной покос дворище Федянино ж Поздейка Родионова сына Родигина сена 10 копен, оброку 10 денег". Видимо, это закрывает тему - и Поздей Родионов Созонов, и Поздей Родионов Родигин жили одновременно и по соседству, но это разные люди.

Также сомнительна версия, что отцом Поздея Родигина был Родион Созонов. То есть, Родион Созонов конечно существовал, но его сын - Поздей Родионов Созонов, а формулировка "Поздей Родионов сын Родигин" не может появиться из-за путаницы с отчествами и дедичествами. 

А вот идея, что у Поздея Родигина было ещё и христианское имя - мне нравится! И действительно, вполне возможно, что это было имя Андрей. Потому что собственно Поздей Родионов сын Родигин упоминается только в 1622/23 и 1629 гг., а Андрей Родигин - только в 1646 г., притом, что судя по возрасту детей они были примерно одного возраста. Починок Поздейки Родигина, существующий по сей день, очевидно было основан Поздеем Родигиным, но в 1622 и 1629 он там не отмечен (как и сам починок), зато в 1646 г. Андрей Родигин отмечен в починке Ондрюшки Родигина - но далее такой починок исчезает, а его младший сын Антон Андреев Родигин, впервые появившийся в документах в 1662 г., жил в починке Поздейки Родигина! В 1646 же г. в починке Поздейки Родигина жил старший сын Поздея - Мокей Поздеев Родигин. Остальные Родигины "Поздеевичи" упоминались либо только в 1622 и 1629 (Пётр, Василий), либо уже в Цепочкино в 1646 (Марк). А Родигины "Андреевичи" появляются только с 1646, причём это опять же Пётр (в Цепочкино),опять же Василий (основал свой починок Василья Родигина), Константин (Сыкчинская, позднее перебрался в поч.Поздейки Родигина) и Софон с Михаилом, жившие в поч.Митьки Лопатина. Короче говоря, Поздей и Андрей Родигины и дети с их отчествами во всех случаях разведены во времени, никогда не упоминаются одновременно, при том, что живут в одних и тех же местностях (р-н совр. Кирово-Чепецка и Цепочкино). Это означает, что теоретически они вполне могут быть одним и тем же человеком. Против этой гипотезы разве что то, что тогда получается, что у этого человека было минимум 8 сыновей! (4 Поздеевича + 6 Андреевичей, но 2 имени одинаковые и там, и там) - но такое бывало.

И всё же я не думаю, что Поздей должен быть непременно 7-м ребёнком своих родителей. 

 

Аватар пользователя osokins

Поздей Родионов Созонов, и Поздей Родионов Родигин жили одновременно и по соседству, но это разные люди - это факт

Могли ли два разных человека принадлежать к одному семейству(дядя и племянник, например) - это версия.

Я изучала Цепочкино (искала не Родигиных, но, зная, что Вы проделали большой труд по этому роду лет 5 назад, видела где-то ссылку (жаль не сохранили на сайте для сверки), в поиске само собой обращаю внимание на данную фамилию и еще некоторые, пользователей которых знаю. У Марка Родигина насчитала 6-7 сыновей. У его отца и братьев могло быть столько же(родовая традиция).

1716 Буйская волость Никита Елфимов Родигин. Данный Никита периодически встречается по всему тексту 350-1-435 от Биляморы до Кырчани(не выписала, жаль) - сдавал оброчные земли в тягло.

https://disk.yandex.ru/d/TNB7dQydoYqQtg/1716%20350-1-435%200538.JPG?f=f

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Интересно... я про этого Никиту Елфимова не знал! Тут написано, что "двор пуст, Никита умре с женою и сыном", а был ясашным крестьянином. Елфим Никитич Родигин (внук помянутого Марка), из монастыря бежал в 1684 г., дети видимо скитались по уезду в ясашных. Василий Елфимович на старости лет вернулся в Цепочкино, ну а вот Никите - не судьба.

Аватар пользователя osokins

Не факт, что скитались, когда свой ясак делили на осьмины и восьмерым отдавали. Всем бы так скитаться. Это помещик,считай, у которого 8 работников. Эта ветка владела пашнями и умела организовывать сеть хозяйств.

Аватар пользователя Таня Водолей

Где только Вятские Родигины не всплывают.  Вдруг в потеряшках числятся...)

МК Богоявленской церкви г. Бердянска, 1911 год

https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3Q9M-CS9T-57DD-H?i=578&cc=41...

МК Воскресенского кафедрального собора г. Самары, 1889 год

https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:9392-MLS4-KK?i=25&cc=1807365

МК Успенской церкви г. Самары, 1903 год

https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:33S7-L1VM-VX5?i=48&cc=180736...

 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Самарских обоих знаю (даже в контакте с потомком брачующихся). И ещё в Самаре много других Родыгиных было, из других деревень. А вот случай в Бердянске не припомню... В Бердянске Родыгины до сих пор живут, эта запись возможно помогла бы установить их происхождение. Жаль, ссылка только на обложку метрической книги... Что там было: рождение, брак, смерть?

Аватар пользователя osokins

1646 К Кукарской слободе д.Родигинская

двор Спаской поп Иосиф Марков

Василий Ерофеев Родигин/Родыгин
Филип Васильев (1656 Родигинская Филип Васильев Родигин, Борис Филипов. 1678 тут же он,Борис женат, Осип Филипов,10, Абрам Борисов,9, Степан Борисов,7)
Борис Филипов
Иван Григорьев Осиповых(Григория Иосифова, попа сын*)

Федот Ерофеев Родыгин/Родигин
Андрей Федотов
Иван Федотов
Афанасий Петров Ефремовых (1646 Ефрем Епифанов (Наймушин- в д.Челка на 1663)(1698/1701 Барановы -в д.Мутянка)
Лука Афанасьев
Федор Афанасьев
Семен Афанасьев
Тихон Афанасьев 
Терентий Лукин
 

Заинтересовали первые жители, откуда могли прийти.

И вопрос, известно ли куда переместились ок 1681г Гаврила Фофанов, Логин Марков и Моисей Кирилов? 

Аватар пользователя osokins

1599-1602 Кукарка (л.599)

Во дворе Ярофейко Григорьев Рудихин (вероятно Родигин), у него два сына Васка да Федотко, на получети выти

Здравствуйте,  давно волнует вопрос,  Кукарку стали заселять относительно недавно ( от 1646го)   - от 1580х по памяти первые сообщения о монастыре и собственно Кукарском остроге/слободе,  с 1617 го - заселение территорий к югу от слободы.  За какой же срок нп получили статус " Деревня"? Каких то 10-20  лет и деревня,  значит мощно понаехали!  Видимо большой приток,  хорошо приманили народ.  Но я так понял земли оказались худыми, хуже ожиданий, энтузиазм утих и народ потянулся обратно в родные края или в другие места за лучшим. 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Алёна, Олег,

Родигины в 17 веке в Кукарке не жили. В Смутное время они самовольно поселились в Кукарской слободе, на землях Кукарского монастыря. Прибыли из Орловского уезда, из черносошных крестьян. Кукарка вероятно быстро выросла как раз благодаря монастырю, который вначале был создан на языческом капище в Жерновых Горах, но там его марийцы разорили, и монахи перебрались в Кукарский острог. Но и там монастырь вскоре зачах, земли с крестьянами были переданы в собственность монархии. Так кукарские Родигины (единственная ветвь из всех) стали царскими/дворцовыми крестьянами. Жили они в д.Родигинская, она же Марьинская, она же Гужавино. И лишь в 19 веке зажиточные крестьяне-Родигины стали селиться в Кукарке, а затем и в Яранске, образовав одну из знаменитых  фамилий купцов-фабрикантов, меценатов и политических деятелей, а затем кое-кто вошёл и в советскую номенклатуру.  

Аватар пользователя osokins

Местность, что позднее получила наименование Слобода Кукарка, была заселена на 1500г и русские деревни были от сел Колобова, Липова и города Хлынова. 

(Из автореферата докторской диссертации Л. Д. Макарова 'Древнерусское население Прикамья в 10-15 веках') "На Пижме (в районе Еманаевской и Кочергинской АК) и ниже от нее по Вятке Макаров Л.Д. выделил отдельную Пижемскую волость 13-15 века, артефакты славяно-русские, городища и селища, керамика более славянская, чем выше по реке в двух других волостях (Моломо-вятская и Микулицко-Слободская). Русские здесь жили с сер. 13 до сер. 15 веков. Вероятно, это были беженцы от монгольской смуты, запустение поселений данной волости я бы связал с войнами Москвы и Казани - вдоль Вятки шли пути войск. " 

http://samlib.ru/editors/h/harin_e_a/sondolia.shtml

Аватар пользователя Таня Водолей

Бердянск, 1911 год

А это до кучи, только не понятно, чьих будут? )

Аватар пользователя Таня Водолей

Александр, простите, пожалуйста, что я тему в другое русло увела, как-то нечаянно получилось ...)))

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Да ничего, закрывем уже ответвление! Вобщем, Пантелеймон Михайлович Родигин с женой, зарегестрировшие рождение сына - это шарканские заводчики (из с.Шаркан Сарапульского уезда, жили в Сарапуле), их генеалогия хорошо изучена. Возможно, находились на море на отдыхе  По-видимому, они не имеют отношения к нынешним жителям Бердянска. Лев Алексеевич Родигин и Влас Родигин -эмигранты в США неизвестного происхождения (но судьба Льва прослеживается с 1МВ). В США Влас приехал через Мурманск, Лев по-видимому из Манилы - вот они действительно "потеряшки".

Аватар пользователя Таня Водолей

Круто, Юрий Иванович! Респект!

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

А, вижу, что жена (вторая) Пантелеймона Михайловича - из бердянских мещан. Ну, это многое объясняет. А жили они в Сарапуле.