Низов В.В. “Вятичи или вятчане: к вопросу об этнокультурных источниках”. 1997 г.

В память об авторе.

 

фотоВИКТОР ВАЛЕНТИНОВИЧ НИЗОВ (1949-9.05.2020), известный вятский историк, выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук, доцент, автор многих публикаций по истории древней Вятки.
С 1983 года и всю дальнейшую жизнь работал на кафедре истории СССР Кировского государственного педагогического института, затем кафедре отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета.
В 1985-86 гг. являлся деканом исторического факультета.

Автор преподавал источниковедение истории СССР, занимался изучением региональной истории, планировал, но к сожалению не получилось, выпустить свой учебник по средневековой Вятке. Можно сказать, в 1990-тые годы, Виктор Валентинович являлся ведущим специалистом по истории средневековой Вятки. Он много выступал с докладами на научных конференциях, курировал студентов, занимающихся краеведением, сам занимался организацией региональных, всероссийских и международных конференций, являлся ответственным редактором материалов конференций (фото с сайта http://herzenlib.ru/regionovedenie).

К сожалению, на нашем сайте его работы мало представлены.

 

 

Предлагаемая вам статья представляет из себя листовку формата А5 в один сгиб. Обычно их выкладывали у зеркала в старом гардеробе “Герценки”, рядом с информационным щитом о мероприятиях библиотеки. Еще в те времена, когда не было сайта библиотеки и вообще, интернет не был частью нашей реальности.

Статья написана, как своеобразный анонс, предваряющий соответствующую лекцию на заседании “Краеведческого четверга” и, возможно, как приглашение к дискуссии, по вопросу о самоназваниях “вятичи” и “вятчане”, используемых жителями нашего края.

Автор кратко напоминает нам, ссылаясь на соответствующие источники, когда впервые появились понятия “Вятская земля” и “вятчане”, как собирательное имя ее жителей, в первую очередь колонистов. А так же о том, что еще А.С. Верещагин в 1905 г. убедительно показал несостоятельность гипотезы о “славяно-вятичском” происхождении русских поселенцев на Вятке.

Но, как оказывается, и имя “вятичи” так же упоминалось применительно к жителям Вятки в XIX в., но жителям неславянского происхождения. Источником данного утверждения является фольклорный материал.

Следовательно, как считал в 1997 г. В.В. Низов, “вятичи” – это не только восточнославянское племя, обитавшее на р. Оке, а затем растворившееся в русском народе в процессе ассимиляции. К нашему краю эти вятичи имеют не большее отношения, чем другие славянские племена, кривичи или словене ильменские.

Применительно к населению Вятки “вятичи” - название потомков финноязычной чуди и русских. А потомки русских колонистов в средние века назывались “вятчанами”.

 

Это краткий пересказ. Желающим предлагаю прочитать статью в оригинале: https://rodnaya-vyatka.ru/books/vyatichi-ili-vyatchane-k-voprosu-ob-etnokulturnyh-istochnikah

 

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

В данном контексте вятичи - это аборигенное население Вятки с точки зрения прибывавшего со стороны русского населения. Понятно, что вятичи были метисами ранних славяно-русов (12-15 веков) и финноугорского населения края. При этом вятичи оставшиеся в языческом веровании звались вотинами (позже северные удмурты). Вятичи = от имени реки Вятки, но это славянское название, в основе его было финское (скандское) Ват или Вот (сравните народ Водь в Новгородской земле). Вятчане - от тюркизованного Ваджан (Баджанак). Вятичи на Оке имели заметную финскую составляющую, что может свидетельствовать о происхождении их от переселенцев 9 века с Вятки. На Оке в 10-12 веках они вобрали в себя каких-то славян, то есть, также являлись славяно-вотскими метисами как и население Вятки той поры. Поэтому этнокультурная близость двух анклавов была, что способствовало связям и переселению людей в обоих направлениях.

Какая-то близость с вятичами с Оки в тот ранний период конечно могла быть. Нет оснований совсем ее отрицать. Но так же, как и этнокультурные связи с другими соседними народами.

Вятчанами, как я понял, нас называли в актовых грамотах, изданных в Москве. Тогда причем тут тюркизованное "Ваджан"?

Что касается славяно-вотских метисов на Оке, потомков переселенцев с Вятки в 9 веке. Разве есть доказательства существования вотского этноса на Вятке до 9 века? Даже современные удмуртские историки считают началом складывания своего этноса начало 2 тысячелетия.

Название "вотин" я слыхал от своей бабушки. Обычно оно противопоставлялось понятию "русин". Например, "как ты за столом сидишь, ты вотин или русин?" Скорее всего, слово это она переняла еще от своих родителей или бабушки.

Аватар пользователя skygrad

Большинство летописей сохранилось в московских сводах. Документация Московии еще в 16 веке велась на двух языках, русском и татарском. Из этого становятся понятны тюркские источники появления окончания - чане для обозначения населения Вятки  (баджан - так могли звать татары вятчан). 

Слово Вотин для обозначение удмуртов - это позднее, от пришлого русского населения. До того (15 век) вотины на Вятке это аборигены славяно- финского происхождения. Часть их постепенно обрусела (как пермяки забывшие свой язык), но до 20 века сохраняло самоназвание вятичи (видоизмененное славянизированное Вот, воть, вотины).

Что касается имени Удмурт, то на мой взгляд, это испорченное тюрками (они не произносят звук В)  Вот-морт - Вотский (Вятский) человек. Формирование удмуртского этноса шло примерно в пределах нынешней Удмуртии. Периферийное в этом отношении Вотское население Чепцы и Левобережья Вятки не имело к этому процессу прямого отношения. Вятские вотины по отцам-пращурам были, главным образом, славянами, но по матерям-финноугоркам стали считаться Северными удмуртами. Внешне они до сих пор заметно отличаются, многие северные вотины давно обрусели, но по фамилиям и внешности иногда можно угадать их происхождение. 

Кстати, покойный Макаров Л.Д. считал, что на Вятке до завоевания ее Москвой существовала особая Вятская народность. Как она звалась? Возможно, Гелон-Холун-Хлын (древнейшее европейское население Вятки, в него в протяжении веков вливались пришлые славяне и русские). При этом, Воть жила в соседнем с ними левобережье Вятки. Потомков хлынов частично вывели в 1489г. оставшиеся окончательно смешались с пришлыми устюжанами и др. русскими.

В Ипатьевской летописи за 13 век упоминается три славянские общности (типа союза) -Славия(Новородская) , Куябия(Киевская) и Арсания 

вы слушали про это?

 

Будьте добры, приведите эту цитату из Ипатьевской летописи с указанием списка, части списка, страницы тома ПСРЛ.

 

-

Аватар пользователя skygrad

Не помню про ипатьевскую летопись, три вида руси перечисляются в арабских источниках. Идентификация их спорна, особенно в отношении Арсы или Арты. Вероятно. это Волжские русы жившие где-то к северу от Булгар. По археологии их можно связать с Тимирево и тамошними курганными могильниками, а также Булымерскими и даже могильниками на территории Мари и нижнего Вятко-камья. Вятичи обоих анклавов могли входить в сферу влияния артанских русов.

Аккаунт участника удален. Да и не могли такое написать в ипатьевской летописи. Но если оппонент утверждает, то пусть докажет.

Местоположение этой, упоминаемой арабскими учеными, Артании-Арсании тоже определить невозможно, можно только гадать где это могло быть. Но у нас тут и так одни догадки и личные версии в комментариях написаны. Желательно все же подтверждать свои мнения ссылками на источники.

-

Ну, дак вы верите, что вятичи с Оки  и вятчане с Вятки это один и тот же народ?

Аватар пользователя skygrad

в вопросах истории понятия типа верю-неверю не научны. Вятичи на Оке и вятичи на Вятке имели в протяжении веков связи с обменом части людей в обе стороны. Отсюда наблюдаемые схожести: топонимы, женский костюм, внешность потомков. Об этом есть в моем блоге статья Вятичи-вятчане.

Хорошо - перефразирую фразу. Насколько по вашим мыслям втяичи на Оки тождественны , то есть один народ, вятичям на Вятке. В процентах скажите?

Аватар пользователя skygrad

народности безусловно отличающиеся, но близкие по элементам культуры, генетике и языку. Но эта тема историками не изучена абсолютно, а надо бы с десяток солидных работ. Мои поиски любительские, но вопросы поставлены.

С позиций социологии и этнологии, ни те, ни другие народностями не являлись. Вятичи - племя, вятчане - полиэтническая территориальная группа населения. Их отличает не только разное историческое пространство, но и разное историческое время существования. Лишь в начальный период заселения средневековой Вятки они могли как-то сообщаться.  Поэтому они совершенно не тождественны, но вероятно, часть потомков вятичей могла переселиться на Вятку, как впрочем и группы многих других древнерусских племен и финно-угры. Здесь они смешались и так сформировалось население Вятки.

Собстсвеено суть не в том , как назвать их народностями, племенами или , как я считаю, одним народом. Вы дуиаеете о явлении "вятичей" - как о стационарном явлении.То есть вот они тут жили и ни щагу в сторону. Я , как биолог, рассуждаю иначе. Всем живым существам свойственны миграции! То есть вятичи могли мигрровать на Оку задолгго до 7 века,с Вятки  а также могли мигрировать обратно, после 9 века на Вятку и в последствии раствориться в следующих этносах.

Ну я бы не сказал "стационарно", вятичи тоже мигрировали, но откуда - можно только предполагать. Но и да, вятичи - конкретно-историческое явление, этнос, сложившийся в конкретном регионе в конкретный исторический период. А до того времени они жили в другом месте и были другим народом, с другими характерными признаками.

Среди признаков народов (этносов) биологических признаков нет. История древних народов изучается по единичным упоминаниям в письменных источниках и, более всего, по остаткам их материальной культуры (постройки, керамика, украшения, обряд захоронения...). Археологи не подтверждают факт миграции вятичей на Оку с Вятки. Скорее всего вятичи пришли из Европы. Миграции происходили постоянно. Еще задолго до эпохи Великого переселения народов в Европу пришли индоевропейцы - наши предки. Но мы же не говорим, что индийцы и русские - один народ.

Аватар пользователя skygrad

у окских вятичей обнаружены, как минимум, два отличные типа населения - финноугорский и славяно-европейский. Последний мог принадлежать некому элитному сословию из западный славян (топонимы типа Радогощ). Финноугры, учитывая схожесть топонимики, могли быть от вятских жителей (праудмуртов) 9 века. Вообще, Вятка и Ока по водному пути очень близки. 

В том и дело - если плыть по Оке, то приплывем практически к Вятке! Это самый не энергозатратный способ расселения!

В моем понимании . Любое живое существо -будь то мыщь, муха или человек - это уже биологический признак. Вполне возможно, что вятичи на Оку и пришли с Европы. Но ушли  возможно на Вятку.Не верю я - что слова Вятка и слово "вятичи" - это случайне совпадание. ДА и кто придумал слово "вятчане"? Наверно какой то историк, который не считал, что вятичи на Оке, не могли быть и вятичами на Вятке. ТО есть слово "вятчане" надуманное!

Мы не про человека рассуждаем, человек, конечно же тоже животное, но что с того? Что англичанин, что русский, что вятич, что вятчанин - у каждого две руки, две ноги, голова... Национальную принадлежность по ним не определить. Даже по костям в захоронениях национальность не определить. Этнос - социальное образование. В основе этнического деления  биологические признаки отсутствуют. В его основе -  социо-культурные признаки. Подробнее расписывать не буду, т.к. в школе изучали.

Что касается употребления слов "вятичи" и "вятчане" - читайте первоисточники: царские и митрополичьи грамоты на Вятку и др. В них никогда не употреблялся термин "вятичи", как обращение к жителям Вятки.

Каждый биологический вид - напрямую зависить от места обитания. Скажем чукчи не будут жить в Африке. Это так сказать крайние формы. различия, что бы понять, что разница  есть. Скажем финно-угры тоже отличны от славян  И более того социум -это вторично! Если у славян было земледелие , а у угров - это охота, то весь социум то будет формироваться вокруг этих первичных биологический пристрастий. Время чисто исторических и археологических верований в эносы, цивилизации  и.д. прошло.

От природных условий, конечно же зависит, только охота и земледелие - не биологические пристрастия, а составляющие человеческой культуры. Экономика.

Есть такая поговорка, скажем даже народная мудрость - "ты  то- что ты ещь!". . Все заимосвязано.- допустим скифы ложили в могилу лощадей? Почему лощадей ? До потому что у них были степи, и весь их культ крутился вокруг -степи- трвва- мясо- богатсво.. Вот из этого и рождается культура каждого этноса.

Аватар пользователя skygrad

Вятчане - этноним московского происхождения для зажиточных горожан, селян звали вотинами.. Самоназвание вятских людей - вятичи, фиксируется еще в 19 веке. 

Что  и требовалось доказать! Слово "вятичи" более древнее, а ""вятчане" - это московкое слово специально нам подсунутое, чтобы народ местный не считал себя "вятичами" - то есть теми кто много воевал, как с Москвой, так и с Киевом!

Никаких доказательств не вижу.

Как это не видите? Вы сами говорите -"вятчане" слово московское. Верно? То есть это слово точно ничего общего не имеет к коренным народом и придумано, надуманно где то там причем далеко после как Вятка была названа "Вяткой"!

Аватар пользователя skygrad

Вятичи описаны в ПВЛ как особое племя со своими обычаями, культурой, правителями и длительным соперничеством с Киевскими князьями. По археологии помимо славянского у них был заметный финноугорский элемент. Так что термин "народность" к ним применим. хотя значимость вятичского прото-государства после его разгрома в 12 веке всячески принижалась до степени некого дикого племени. Надо заметить, что хотя после 12 века вятичи были разделены между княжествами и перестали упоминаться, но отличительные черты их древнего периода сохранялись до 19 века, что отметили этнографы. А потому связи с другими региона, а в первую очередь с вятчанами, могли продолжаться. 

О существовании на Вятке до 16 века особой народности высказался археолог Л.Д. Макаров.

Связь вятичей с Оки с финно-уграми - это еще один повод искать их родину, либо уход в к финно-уграм на Вятку положительным моментом.

Аватар пользователя skygrad

вопрос о происхождении окских вятичей в настоящее время политизирован ввиду того, что примерно на территории их проживания сложился позже московский великокняжеский домен, а ныне столица Москва. Поэтому вятичам как предкам москвичей (что конечно весьма спорно) не пристало быть финноуграми да еще пришлыми с северо-востока с "глухих мест".

Говоря по простому - Москва решила забыть про вятичей и не упоминать. Это же в историях повторялось не раз! Вспомните как Германия пыталась забыть про фашизм.и дистонцироваться. Вспомните как расселяли крымских татар, чтобы никто ни знал про этот этнос...

Страницы