Низов В.В. “Вятичи или вятчане: к вопросу об этнокультурных источниках”. 1997 г.

В память об авторе.

 

фотоВИКТОР ВАЛЕНТИНОВИЧ НИЗОВ (1949-9.05.2020), известный вятский историк, выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук, доцент, автор многих публикаций по истории древней Вятки.
С 1983 года и всю дальнейшую жизнь работал на кафедре истории СССР Кировского государственного педагогического института, затем кафедре отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета.
В 1985-86 гг. являлся деканом исторического факультета.

Автор преподавал источниковедение истории СССР, занимался изучением региональной истории, планировал, но к сожалению не получилось, выпустить свой учебник по средневековой Вятке. Можно сказать, в 1990-тые годы, Виктор Валентинович являлся ведущим специалистом по истории средневековой Вятки. Он много выступал с докладами на научных конференциях, курировал студентов, занимающихся краеведением, сам занимался организацией региональных, всероссийских и международных конференций, являлся ответственным редактором материалов конференций (фото с сайта http://herzenlib.ru/regionovedenie).

К сожалению, на нашем сайте его работы мало представлены.

 

 

Предлагаемая вам статья представляет из себя листовку формата А5 в один сгиб. Обычно их выкладывали у зеркала в старом гардеробе “Герценки”, рядом с информационным щитом о мероприятиях библиотеки. Еще в те времена, когда не было сайта библиотеки и вообще, интернет не был частью нашей реальности.

Статья написана, как своеобразный анонс, предваряющий соответствующую лекцию на заседании “Краеведческого четверга” и, возможно, как приглашение к дискуссии, по вопросу о самоназваниях “вятичи” и “вятчане”, используемых жителями нашего края.

Автор кратко напоминает нам, ссылаясь на соответствующие источники, когда впервые появились понятия “Вятская земля” и “вятчане”, как собирательное имя ее жителей, в первую очередь колонистов. А так же о том, что еще А.С. Верещагин в 1905 г. убедительно показал несостоятельность гипотезы о “славяно-вятичском” происхождении русских поселенцев на Вятке.

Но, как оказывается, и имя “вятичи” так же упоминалось применительно к жителям Вятки в XIX в., но жителям неславянского происхождения. Источником данного утверждения является фольклорный материал.

Следовательно, как считал в 1997 г. В.В. Низов, “вятичи” – это не только восточнославянское племя, обитавшее на р. Оке, а затем растворившееся в русском народе в процессе ассимиляции. К нашему краю эти вятичи имеют не большее отношения, чем другие славянские племена, кривичи или словене ильменские.

Применительно к населению Вятки “вятичи” - название потомков финноязычной чуди и русских. А потомки русских колонистов в средние века назывались “вятчанами”.

 

Это краткий пересказ. Желающим предлагаю прочитать статью в оригинале: https://rodnaya-vyatka.ru/books/vyatichi-ili-vyatchane-k-voprosu-ob-etnokulturnyh-istochnikah

 

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

В данном контексте вятичи - это аборигенное население Вятки с точки зрения прибывавшего со стороны русского населения. Понятно, что вятичи были метисами ранних славяно-русов (12-15 веков) и финноугорского населения края. При этом вятичи оставшиеся в языческом веровании звались вотинами (позже северные удмурты). Вятичи = от имени реки Вятки, но это славянское название, в основе его было финское (скандское) Ват или Вот (сравните народ Водь в Новгородской земле). Вятчане - от тюркизованного Ваджан (Баджанак). Вятичи на Оке имели заметную финскую составляющую, что может свидетельствовать о происхождении их от переселенцев 9 века с Вятки. На Оке в 10-12 веках они вобрали в себя каких-то славян, то есть, также являлись славяно-вотскими метисами как и население Вятки той поры. Поэтому этнокультурная близость двух анклавов была, что способствовало связям и переселению людей в обоих направлениях.

Какая-то близость с вятичами с Оки в тот ранний период конечно могла быть. Нет оснований совсем ее отрицать. Но так же, как и этнокультурные связи с другими соседними народами.

Вятчанами, как я понял, нас называли в актовых грамотах, изданных в Москве. Тогда причем тут тюркизованное "Ваджан"?

Что касается славяно-вотских метисов на Оке, потомков переселенцев с Вятки в 9 веке. Разве есть доказательства существования вотского этноса на Вятке до 9 века? Даже современные удмуртские историки считают началом складывания своего этноса начало 2 тысячелетия.

Название "вотин" я слыхал от своей бабушки. Обычно оно противопоставлялось понятию "русин". Например, "как ты за столом сидишь, ты вотин или русин?" Скорее всего, слово это она переняла еще от своих родителей или бабушки.

Аватар пользователя skygrad

Большинство летописей сохранилось в московских сводах. Документация Московии еще в 16 веке велась на двух языках, русском и татарском. Из этого становятся понятны тюркские источники появления окончания - чане для обозначения населения Вятки  (баджан - так могли звать татары вятчан). 

Слово Вотин для обозначение удмуртов - это позднее, от пришлого русского населения. До того (15 век) вотины на Вятке это аборигены славяно- финского происхождения. Часть их постепенно обрусела (как пермяки забывшие свой язык), но до 20 века сохраняло самоназвание вятичи (видоизмененное славянизированное Вот, воть, вотины).

Что касается имени Удмурт, то на мой взгляд, это испорченное тюрками (они не произносят звук В)  Вот-морт - Вотский (Вятский) человек. Формирование удмуртского этноса шло примерно в пределах нынешней Удмуртии. Периферийное в этом отношении Вотское население Чепцы и Левобережья Вятки не имело к этому процессу прямого отношения. Вятские вотины по отцам-пращурам были, главным образом, славянами, но по матерям-финноугоркам стали считаться Северными удмуртами. Внешне они до сих пор заметно отличаются, многие северные вотины давно обрусели, но по фамилиям и внешности иногда можно угадать их происхождение. 

Кстати, покойный Макаров Л.Д. считал, что на Вятке до завоевания ее Москвой существовала особая Вятская народность. Как она звалась? Возможно, Гелон-Холун-Хлын (древнейшее европейское население Вятки, в него в протяжении веков вливались пришлые славяне и русские). При этом, Воть жила в соседнем с ними левобережье Вятки. Потомков хлынов частично вывели в 1489г. оставшиеся окончательно смешались с пришлыми устюжанами и др. русскими.

В Ипатьевской летописи за 13 век упоминается три славянские общности (типа союза) -Славия(Новородская) , Куябия(Киевская) и Арсания 

вы слушали про это?

 

Будьте добры, приведите эту цитату из Ипатьевской летописи с указанием списка, части списка, страницы тома ПСРЛ.

 

Значит цитату из Ипатьевской летописи не приведете?

Аватар пользователя skygrad

Не помню про ипатьевскую летопись, три вида руси перечисляются в арабских источниках. Идентификация их спорна, особенно в отношении Арсы или Арты. Вероятно. это Волжские русы жившие где-то к северу от Булгар. По археологии их можно связать с Тимирево и тамошними курганными могильниками, а также Булымерскими и даже могильниками на территории Мари и нижнего Вятко-камья. Вятичи обоих анклавов могли входить в сферу влияния артанских русов.

Да и не могли такое написать в ипатьевской летописи. Но если оппонент утверждает, то пусть докажет.

Местоположение этой, упоминаемой арабскими учеными, Артании-Арсании тоже определить невозможно, можно только гадать где это могло быть. Но у нас тут и так одни догадки и личные версии в комментариях написаны. Желательно все же подтверждать свои мнения ссылками на источники.

Я Вас не понимаю. Пишите по-русски.

по Арсании9а вятка была безусловна в этой системе)

В силу профессии, очень болезненно реагирую на коверкание русских слов и неуважение к русскому языку, как части нашей национальной культуры. Воспринимаю это как неуважение к собеседникам.

Ссылку жду. Об остальном пишите не здесь, это флуд - нарушение правил форума.