Вятский иконописец Тимофей Жирухин

В январе 2023 г. в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (в Спасо-Андрониковом монастыре) проходила выставка «Страсти Христовы».

Среди живописных произведений, созданных в различных регионах России начиная с XV века, по понятным причинам, привлекла наше особое внимание необычная икона с Вятки.

 

Жирухин Т.

(фото автора)

 

Икона средних размеров 40х33 см. Под экспонатом этикетаж: «Оплакивание Христа». 1763 год. Тимофей Жирухин. Вятка. Дерево, масло. Собрание С.Н. Ратникова».

На самой иконе надпись на нижнем поле справа: «1763 году м(еся)ца февраля писал сей образ Тимоѳей Жирꙋхин».

Поискал и нашел в сети более качественное изображение иконы, по изданию: Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006.

(По ссылке можно посмотреть с большим разрешением: https://www.icon-art.info/hires.php?type=1&id=6742)

 

2

Ровно 260 лет назад в Вятке жил и работал художник такого уровня?!

Конечно, мы знаем, что храмы в Вятке строили и перестраивали регулярно. Их, естественно, расписывали. Имена некоторых иконописцев даже известны. Но представленная икона весьма необычная, в ней виден явный отход от канонических православных традиций.

Впрочем, не осмелюсь даже высказывать собственное мнение на этот счет, поскольку я совсем не специалист в иконописи. Лучше приведу слова журналистки отдела культуры газеты «Труд», искусствоведа Елены Широян из описания выставки: «Созидательная свобода автора, при всей каноничности жанра, подтверждает знакомство русских изографов с образцами творчества западных коллег в тот период, когда, казалось бы, в Российской империи только зарождалась живопись европейского толка.

Тимофей Жирухин из Вятки написал «Оплакивание Христа» в 1763 году с использованием светотени: и как после этого называть «медвежьими углами» даже подобные отдаленные области русской провинции, уже творившей в европейских традициях?»

 

Создание этой иконы в нашем «медвежьем углу» порождает массу вопросов.

И первый вопрос: что известно об этом иконописце местным исследователям?

Фамилию этого иконописца я не нашел даже в статьях А.Г. Тинского, который, хоть и сетовал, что сведения об иконописцах отрывочны и касаются весьма ограниченного периода, но приводил довольно много фамилий вятских и суздальских мастеров, работавших у нас во второй половине 18 в. (А.Г. Тинский Иконы суздальских мастеров на Вятской земле// ЭЗВ Том 9, Культура. Искусство. Киров, 1999 г. С.378)

Просмотреть самые последние работы исследователей вятской иконописи, в целях поиска упоминаний об этой иконе, мне пока не удалось. Но поинтересуюсь обязательно.

 

Второй вопрос: откуда в Хлынове в 1763 г. мог взяться изограф, владеющий «европейскими традициями»?

Можно предположить 2-3 варианта ответа:

1) Жирухин — художник-самоучка или ученик иконописной артели. Вариант наименее вероятный, судя по данной иконе.

2) Тимофей Жирухин получил образование за границей. В петровское время такое обучение практиковалось.

3) Тимофей Жирухин — выпускник одного из первых выпусков Российской Академии художеств. Как известно, Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова. Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников.

Если Т. Жирухин учился в академии, то, судя по дате написания картины, — он должен быть в составе самых первых выпусков. Возможно, даже из самого первого выпуска. Интересно, сохранились ли списки первых выпускников академии?

 

Еще одна особенность картины — изображение нимбов. У Тимофея Жирухина над головами святых и, даже у Богородицы, нимбы горизонтальные или зенитные. Именно такие мы встречали на картинах Сандро Ботичелли и других авторов раннего итальянского Возрождения. На православных греческих и русских иконах нимбы обычно вертикальные.

Перечитал попутно несколько работ о вятской иконописи. О.В. Сверчкова приводит мнение о том, что даже в самой первой стенописи палехских мастеров 1807 г. мотивы фресок заимствованы из гравюр немецкой библии конца XVII в. - Вейгеля, переработанных палешанами в духе старых традиций иконописания (Сверчкова О.Н. Палехские росписи в Успенском соборе Трифонова монастыря// ЭЗВ Том 9, Культура. Искусство. Киров, 1999 г. С.381-383).

Вполне возможно, что и Т. Жирухин задолго до палешан, поступал так же.

 

Третий вопрос: а жил ли действительно на Вятке такой человек, Тимофей Жирухин?

В наше время, благодаря трудам кировских краеведов с портала Родная Вятка, выяснить этот вопрос можно за несколько минут.

Посадский человек г. Хлынова Тимофей Филипов сын Жирухин упоминается свидетелем в купчей от 10 июня 1763 г. (РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Ед.хр. 2326. «Вотчинная». Крайние даты: 1763—1763). Ссылка на купчую на РВ: https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?id_record=220-0112

Так же в Хлынове ранее числятся посадские отец и дед художника: Филип Семенов и Семен Максимов Жирухины.

В актах 1745-1747 гг. имеется несколько купчих по которым, вероятно, его отец хлыновец посадский Филип Семенов сын Жирухин скупает земли на Хлыновском посаде подле р. Засору, едучи на левой стороне...

В 1711 и в 1733 упоминается дед художника Вятцкой правинцыальной ратуши пристав Семен Жирухин /ссылки: https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?id_record=26-0041 и https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?id_record=50-0057

Прадед Максим Григорьев сын Жирухин в 1685-88 гг. имел двор в Хлынове за Никитской башней: https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?id_record=6-0073

 

Итак, Тимофей Жирухин, действительно жил в Хлынове, являлся внуком чиновника. Соответственно, скорее всего, относился к мещанскому или дворянскому сословию. И вполне мог, получив соответствующее образование, стать художником.

Комментарии

Здравствуйте!  Интересно,  но с анатомией проблемы,   едва ли такой результат мог быть после академий,  похоже больше на подражательство, может даже результат копирования, без вникания в предмет, т. е. именно и на работу самоучки. Наверное икона подлинная, раз прошла отбор.   Чисто визуально,  по моему,  похоже на новодел 20 го века,  когда бум был на иконы. 

Иконописцы чаще всего именно копировали. Поэтому русские средневековые иконописцы иконы не подписывали, не считали себя авторами. Да и работали в соавторстве артельно, каждый писал конкретные фрагменты общих работ или выполнял конкретную операцию. А эта подписана - заявлено авторство.

А новодел - вряд ли, в музее им. Андрея Рублева, думаю, специалисты распознали бы.

Что интересно, ее и сейчас копируют, предлагают купить копию под старину на интернет-аукционе: https://meshok.net/item/111129331_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%9E%...

Аватар пользователя pawlina

Жирухин не единственный вятский иконописец. В начале 1730-х годов в лесных скитах близ демидовских заводов на Урале появился старообрядец поповского толка уроженец села Верходворское Хлыновского уезда священник Семен Ключарев (Вятский), более десяти лет занимавшийся там иконописью. https://antiqueland.ru/articles/763/

    Согласен, не единственный. В указанной работе А.Г. Тинского приводится порядка десятка фамилий вятских иконописцев конца 18 века. Так же несколько фамилий приводит Г.А. Мохова здесь: https://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number7&ELEMENT=ge...

    В автореферате докторской диссертации Кривошеина Н.В. приводит еще несколько имен, так же пишет:

    "Важнейшим моментом для церковного искусства Вятской земли было открытие в 1786 г. в Вятской духовной семинарии класса церковной живописи. В 1800 г. изъявили желание обучаться живописному искусству 39 человек, среди которых были Козьма Васнецов (прадед художников Васнецовых), Захар Лятушевич (дядя прабабушки Васнецовых). По сути, семинария готовила священнослужителей с художественным образованием". Автореферат: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3867/2/urgu0920s.pdf

    Но Тимофей Жирухин в их работах не упоминается.

    У староверов, конечно, тоже были свои иконописцы.

    7-летний поповский сын Семен Ключарев, действительно, записан в 1710 г. в селе Верходворье.

    Аватар пользователя pawlina

    Да, это так. Когда я посещала музей Невьянской иконы в Екатеринбурге, экскурсовод упомянул об этом иконописце, и мне было интересно проследить его семью по тем материалам, что размещены на "РВ". Не первое духовное лицо в семье, оказывается.

    Беглопоповцы так и поступали, пока у староверов не появилось Белокриницкой иерархии, рукополагать во священники было некому, поэтому переманивали в раскол уже действующих священников РПЦ.

    Аватар пользователя allaburdina

    В Успенском храме слободы Кукарка (г.Советск) 16 икон для иконостаса  написал  польский художник Михаил Эльвиро Андриолли (1836 -1893), в 1866г  он был сослан в Вятку, как эмиссар польской эмиграции. Пробыл в Вятке до 1871г. Андриолли расписывал в Вятке кафедральный собор, помощником у него был будущий известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

    Спасибо всем за комментарии!

    Наследие Андриолли, в т.ч. его Вятский период, более-менее известно и изучено. Вот, например, одна из последних работ доктора искусствоведения  Н.В. Кривошеиной "ЦЕРКОВНЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ ССЫЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ ВЯТКИ: НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ 2016 ГОДА".

    Андриолли работал и как художник, и как иконописец.

    А Т. Жирухина я пока считаю вновь выявленным вятским иконописцем.

     

    Аватар пользователя allaburdina

    Спасибо за ссылку о художниках. В сентябре была в Советске, на телефон снимок иконостаса в Успенской церкви сделала, теперь прочитала о нем, очень интересно. На аналое была икона "Рождество Богородицы", снимок сделала тоже. Очень красивая икона, видно, что старинная.

    Аватар пользователя a-musikhin

    Виктор Иванович, в книге Моховой есть о нём подробная информация.

    Жирухин Тимофей Филиппов (род. ок. 1742), хлыновский посадский человек, иконописец. В 1762 был освидетельствован Евсеем Кузнецовым. С 1799 - вятский мещанин. Имел свой дом в Успенской слободке "идти по Бережной улице от Успенского монастыря на левой стороне". В 1787 красил клиросы в Вятском Преображенском женском монастыре. В 1788-1789 писал иконостас, чинил образ Казанской Божьей Матери в деревянной Никольской церкви села Великорецкого Орловского уезда. В ноябре 1789 "за квартиру за постой иконописца за дрова и за лучину отдано 20 рублей". В марте 1790 "...за восемь месяцев стана по два рубля на месяц" за квартиру иконописца заплачено 16 рублей. В 1791-1795 выполнял иконописные работы в каменной Преображенской церкви того же села: поновлял образа, красил свечи для алтаря, расписывал двери, аналои, чинил образ Николая Чудотворца. В 1802 написал иконы "Спас Нерукотворный" и "иоанн Предтеча" для Вятского Успенского Трифонова мужского монастыря. Был женат на дочери вятского мещанина Антона Столбова Ефимии. Имел детей: Диомида (род ок. 1777) и Марфу (род ок. 1779).

    (Мохова Г.А. Вятские иконописцы. Киров, 2001. С. 30)

    Кстати, об этой иконе она, похоже, не знала.

    Аватар пользователя a-musikhin

    В 1646 г. в Хлынове на посаде:

    (в) Гришка Микифоров сын Жирухин с сыном Максимком, Максимко году.

    Спасибо, Алексей Леонидович, просветили!

    Следовательно, имя Тимофея Жирухина специалистам ВХМ им. Васнецовых известно давно, как минимум с 2001 года. Преклоняюсь перед профессионализмом Галины Алексеевны!

    Вы дали исчерпывающий ответ на мой первый вопрос, поставленный в материале выше.

    По второму вопросу теперь можно сделать косвенный вывод, исходя из возраста Тимофея на 1763 год, что, скорее всего, "академиев он не заканчивал", в анатомический театр его не водили - отсюда и упомянутые выше Акуловым Олегом проблемы с анатомией. Хотя для иконописания это не так существенно.

    Учился Тимофей, скорее всего, у местных иконописцев. Фразу "1762 был освидетельствован Евсеем Кузнецовым." я понял так, что, он был проэкзаменован и допущен к иконописанию в 1762 г. И было ему около 20 лет отроду. Данная икона, написанная в 1763 г.,  - одно из первых его самостоятельных произведений.

    Ну а по третьему вопросу  - у нас получилось составить его родословную роспись на 5 поколений. У В.А. Любимова в книге "Старая Вятка. Квартал за кварталом..." Жирухины среди домовладельцев 19 века в Вятке тоже упоминаются, мещане и купцы. Сейчас поищу родственные связи.

    Теперь интересно, для какого храма была написана эта икона "Оплакивание Христа"?

     

     

    Аватар пользователя a-musikhin

    Виктор Иванович, в следующем выпуске "Вятского исторического сборника" должна будет опубликована моя статья "Как и чему обучали на Вятской земле в XVII-XVIII вв.". Там есть абзац об Евсее Кузнецове, вот он:

    Некоторые мастера брали себе учеников по несколько раз. Самым известным среди учителей был потомственный мастер иконописного мастерства Евсевий Борисович Кузнецов. Его дед Григорий Петрович и отец Борис Григорьевич также были иконописцами, вся семья проживала в Заоградной слободке Вятского Успенского Трифонова монастыря. Сам Евсевий вместе со своим двоюродным дядей Василием Артемьевичем Кузнецовым, например, в 1746 г. обязались «по иконостасной мере в тунбах клейма да местныя празничныя и апостольския дванадесятыя и протчия, также распятие с предстоящими ангельские и архангельские и верхние в клеймах все образа по рисункам и по пригожству ис покупных наших красок и приличествующаго к тому письму всякого товару написать самою живописною искусною работою против заоградския Владимерской церкви с лутчею превосходностию» в Великорецкой Николаевской церкви. Имеется четыре заключенных с ним договора на обучение. На самом деле их было больше. Однако обучение не всегда проходило гладко. В 1751 г. его ученик Александр Козьмин сын Рязанцев жаловался в Вятскую духовную консисторию, что ему больше приходится выполнять домашнюю работу, а не иконописную, а кроме того он дважды был наказан плетьми. С 1759 по 1764 г. Евсевий Кузнецов занимал пост смотрителя над иконописцами всей Вятской епархии и проводил цензуру иконописания.

    Я думаю, отсюда становится понятно, что Кузнецов аттестовал Тимофея Жирухина после окончания учёбы. И учился он, почти наверняка, в хлыновском иконописном цехе у местных художников.

    Понятно, значит типичная карьера цеховых ремесленников: ученик-подмастерье-мастер. Следовательно, что бы получить статус самостоятельного ремесленника-мастера, аттестуемый должен был создать собственное изделие-шедевр. В данном случае, Тимофей Жирухин должен был в 1762 г. самостоятельно написать икону.

    У меня всё еще вызывают недоумение нимбы на иконе. Надо при случае прояснить у знающих людей, допускались ли такие горизонтальные нимбы в православных иконах?

    Прочитал про указанного Вами Евсевия Кузнецова в статье Шабалина в ТВУАК 1910 г. (Иконописцы и иконопродавцы по Вятской и Пермской провинциям во второй половине XVIII столетия / Сообщ. В. И. Шабалин. // ТВУАК. – 1910. – Вып. 2-3. – Отдел 3. – С. 78-102.)

    Освидетельствование ввели по указу Св. Синода в 1759 г.

    Кузнецов Евсевий производил освидетельствование ВСЕХ самодеятельных иконописцев в епархии по поручению епархиального начальства.

    Поэтому, Тимофей Жирухин   - не обязательно его ученик.

    КСТАТИ! Нашел там упоминание и об освидетельствовании Тимофея Жирухина!

    "В 1762 году свидетельствованы Евсевием Кузнецовым Тимофей Жирухин и Иван Бакин." (Иконописцы и иконопродавцы по Вятской и Пермской провинциям во второй половине XVIII столетия / Сообщ. В. И. Шабалин. // ТВУАК. – 1910. – Вып. 2-3. – Отдел 3. – С. 83.)

    Так же Т. Жирухин упоминается на с. 87 указанной статьи.

     

    Аватар пользователя a-musikhin

    А я и не утверждал, что Жирухин был учеником Кузнецова )

    Мохова, кстати, использовала эту статью в своей книге.

    Да, нашел продолжение родословной Т. Жирухина в книге В.А. Любимова.

    Еще 2 поколения.

    Скорее всего, внук иконописца:

    Жирухин Николай Демидович  (пр. 1799 г. Вознесенская ц. - 24.05.1839 Спасский собор - Ахтырское кладбище). Мещанин (1828), писец в магистратуре (1834), домовладелец. Жена  - Жирухина (урожд. Булычёва) Васса Ивановна (пр. 1805-1874).

    Их сын - Жирухин Яков Николаевич (1828-1895 Спас. соб. Ахтыр. кл.) - купец.

    Являлись домовладельцами на Преображенской ул. (не позднее 1816 - после 1877 г.)

    Им принадлежал каменный двухэтажный дом с флигелем по адресу: Преображенская 29 и каменная лавка рядом.

    Дом этот еще стоит.

    Энгельса, 29

     

    В Невьянске на Урале работали сарапульские старообрядческие иконописцы Колчины. https://www.drevleprikamie.ru/istoricheskie_materialy/internet/ikonopist...

    Аватар пользователя skygrad

    В качестве фантастических догадок. На Вятке до Стефана Пермского существовал особый вид христианства напоминающий католицизм, отсюда элементы заимствования в церковной живописи и скульптуре. Так как Хлынова в ту пору не было, то центры иконописи были в Микулицине и (или)  Слободском. Фамилия Жирухин - видоизмененная слободская Житлухин. Стефан епископ, проезжая через Слободу в конце 14 века, взял с собой в Москву местного молодого иконописца Рублева...

    Спасибо,  Евгений Анатольевич, но я ставил цель выяснить и собрать исторические факты о Тимофее Жирухине. Цель, можно сказать, достигнута. А фантастические догадки - это уже другой жанр.

    Аватар пользователя skygrad

    Тут был поставлен вопрос об истоках явно западных традиций религиозной живописи. Так вот, в домонголе (а может и чуть позже) через Вятку шел торговый путь из Булгар в северную Скандию (Варангер, Норвегия). Сведений о купцах-биармах мало, но есть. Часть их вполне могла принять западный вариант христианства или, по крайней мере, подражать ему для налаживания отношений. Отсюда появление подмеченных "странностей".

    Не совсем так, конкретно здесь под европейскими традициями подразумеваются традиции/особенности, характерные для европейской живописи эпохи Возрождения (светотени, использование света и тени для достижения трехмерного изображения, реализм).

    Аватар пользователя skygrad

    я немного в живописи сведущ и сказанное вами понятно. Речь о древней традиции и связях, в качестве интереса они могли проявиться и через века. Европейское внедрял Петр, но одно дело повесить в избе картину с "толстомясой" (как в известном фильме) и другое - когда это увидит человек готовый к восприятию новинок европейской школы. Книги с иллюстрациями могли попадать на Вятку в 18 веке через порт Архангельск, где бывали наши купцы.