Знакомство с этой историей уходит в мое далекое детство. Кай в конце семидесятых представлял собой далеко удаленное от большой цивилизации село. Легковых машин в селе не было. На окраине села размещались два практически одинаковых одноэтажных здания. В одном из них функционировала школа с печным отоплением 1926-го года постройки. А другое уже было заброшено. Как я предполагал, в нем со времен сталинских лагерей размещался интернат для детей заключенных. Учреждение было закрытым и режимным. Асфальт заканчивался за двадцать километров до Кая. То, что называлось дорогой, подходило к Каю с юга. Перед селом дорога разветвлялась. Одна ветка уходила налево, в обход села, на деревни Найданово, Пестриково и Южаки. Другая ветка шла насковь через село, образуя центральную его улицу. Пересекая село, она оставляла в стороне единственный каменный дом, который местные предания связывали с именами купцов Строгановых, затем дорога поднималась на Кашину гору, где располагался погост и видны были остатки древней деревянной крепости, защищавшей в 16 веке поселение, которое тогда именовалось городом Кайгород, со стороны реки Камы. Дальше дорога упиралась в Каму в местечке, которое в простонародье именовалось Нижним Перевозом. Где-то здесь в древности была переправа через Каму по направлению на Соликамск. Городок, когда-то стоявший на древнейшем торговом Сибирском пути, давно превратился в село и дорога обрывалась на берегу Камы. Иногда с большой земли в село заходил автобус. Это был старенький закругленный со всех сторон ПАЗик. Несмотря на то, что автобус ходил по расписанию из Кирса в Южаки, но предугадать заранее появление этого автобуса было нельзя. Должно было совпасть множество факторов. В большинстве случаев автобус не доезжая километров двенадцать до Кая, в районе села Пушье, разворачивался обратно. Или доезжал до Южаков, но не заезжал в Кай. Но иногда такое все же случалось. Несмотря на то, что дорога была построена из глины, и в ненастье превращалась в жуткое месиво, на этой центральной улице проживал местный бульдозерист, и время от времени он подравнивал центральную улицу. И однажды праздник наступал. ПАЗик с большой земли разрывал размеренную жизнь села. Въехав на центральную улицу, он собирал за собой ватагу местных мальчишек, которые гурьбой устремлялись за автобусом, столь неординарное это было событие в жизни села. По краям дороги две глубокие водоотводные канавы зарастали крапивой. Вдоль этих канав были вымощены деревянные пешеходные тротуары. Коровы и козы, проходя по дороге, оставляли за собой многочисленные следы помета. Трактор вместе с подтеками солярки перемешивал все это в единое целое с дорогой. Таким образом летом, на солнце, нагретые деревянные местки, выгоревшая крапива, хорошо удобренная скотом дорога вперемешку с соляркой придавали деревне специфический незабываемый аромат. Это был запах из детства. Запах настоящей деревни, которого давно уже нет в Каю. На въезде с левой стороны четвертым или пятым по счету стоял сельский клуб. Когда в клубе крутили кино, ватага сельских мальчишек незамедлительно со всех концов деревни собиралась под стенами клуба. Преодолев здание клуба автобус на этой же улице скоро разворачивался. На площадке, где он делал кольцо, находился почтамт и узел связи. В вечерние часы это было востребованное место. Сельчане часами ожидали своей очереди, чтобы пообщаться по телефону с родственниками из большой земли, хотя качество связи и оставляло желать лучшего.
Все это осталось в далеких приятных воспоминаниях. Школу, интернат, клуб, узел связи давно снесли. Лишь недавно узнал, что здание клуба было сопряжено со знаменательными страницами из истории села Кай. В годы гражданской войны село оказалось в центре военных событий, несколько раз переходя из одних рук в другие. Когда же в селе окончательно установилась власть большевиков, последовали первые репрессии. В число первых, кто был осужден за содествие белогвардейцам, попали братья Михаил и Александр Шутовы.
Михаил Иванович Шутов, 1874 года рождения, бывший до революции лесопромышленником, был приговорен 20 сентября 1921 г. Вятским губревтрибуналом за выдачу советских работников, работу при белых в 1919 г. комендантом и председателем земской управы к заключению в концлагерь на 5 лет.
Александр Иванович Шутов, 1873 года рождения, служивший до революции начальником местного почтового отделения, был приговорен 20 сентября 1921 г. Вятским губревтрибуналом за службу у белых в 1919 г. сначала в органах власти, затем в армии, выдачу советских работников к 3 годам лишения свободы.
Придя к власти, большевики практически сразу организовали в доме лесопромышленника Михаила Шутова сначала штаб, а потом клуб.
Далее о судьбе самих Шутовых в архивах местного музея никакой информации не было. Можно было бы поставить точку, посчитав Шутовых безвозвратно исчезнувшими в первые годы Советской власти.
Однако в списке погибших в годы Великой Отечественной войны по селу Кай есть такая строчка:
Шутов Александр Александрович - погиб.
Какова же реальная история семьи Шутовых? Недавно мне посчастливился случай узнать о ней намного больше. Правда, мой рассказчик попросил остаться инкогнито.
Отец Михаила и Александра, Иван Шутов, был священником. Кроме двух сыновей имел также дочь Ольгу. Ольга ушла в монастырь. Как и братья, была репрессирована в годы Советской власти.
Шутова Ольга Ивановна, рожд. 1886 год, село Кай, псаломщица Елевской церкви (с.Елево Белохолуницкий район), приговорена 30.05.1931 года особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 58 пп. 10,11 УК РСФСР к 3 годам высылки.
В настоящий момент все трое реабилитированы.
Михаилу удалось бежать из тюрьмы и затем перебраться со всей семьей в Канаду. У него была жена и 2 дочери.
Александр в тюрьме заболел и умер. Его семью из дома не выгнали, даже сохранили две швейные машинки Зингер. У него осталась жена Мария Николаевна (с 1914 года были парализованы ноги), сын Александр 1914 года рождения (погибший в годы Великой Отечественной войны) и три дочери Олимпиада (Липа) 1905 года, Агния (Нюша) 1907 года и Мария 1912 года рождения.
Подпись на старой кайской фотографии гласит, что одна из женщин на снимке - Агния Шутова.
Все дети окончили в Каю семилетнюю школу. Жили бедно. Ни в комсомол, ни в пионеры их не принимали. Дочери выучились в Кирове на учителей. Сын в первые годы войны пропал без вести. Олимпиада жила в д.Молчановка Нолинского уезда вместе с мужем Молчановым Иваном, где работали учителями, у нее был один сын Валерий, работал инженером-конструктором, умер в городе Горький в 1980-ом году. У Агнии было четверо детей: Лиза, Алик, Юра, Вадик. У Марии было четверо детей (младшая 1955 года рождения).
Спасибо, с интересом прочитала.