Боровский монастырь в Нолинском уезде

Раскольнические скиты или монастыри имели огромное влияние на распространение раскола. В Вятском крае особого внимания заслуживает Боровская часовня, как по своему устройству, так и по деятельности в пользу раскола. Все сведения об этой часовне взяты из дела, хранящегося в архиве секретных дел Вятской духовной Консистории, под № 15/12 1836 года.

          Боровская часовня находилась в приходе Сретенского села Нолинского уезда. Это была самая древняя часовня в уезде. В 1803 г. раскольники-безпоповцы просили разрешить её перестройку из-за ветхости. Перестроенная в 1804 г. Боровская часовня явилась в новом улучшенном, даже блестящем виде, и затмила собою все существовавшие тогда часовни в Нолинском уезде и даже во всем Вятском крае. Она имела вид монастыря с 17 домами или кельями. Сама часовня была деревянная, выстроенная из прочного леса, без фундамента, на 7 саж. длиною и 4-х арш. шириною, на подобие православной церкви, с куполом и главой, обита тесом и выкрашена, - стены на два аршина от земли были выкрашены под мрамор, а в остальных местах желтою краской, купол зеленой, маковица была обита белым железом. С западной стороны во всю ширину часовни находились сени длиною в 1 ½ саж., в виде паперти, и при них крыльцо. Все здание было обнесено решеткою. С западной стороны к строениям примыкало кладбище.

Раскольникам велено было построить обыкновенный молитвенный дом, состоящий из двух комнат и сеней, но 15 окт. 1804 г. Нолинский земский суд доносил, что дом построен на подобие православной церкви. Земский суд получил выговор за несмотрение, но Боровская часовня осталась не тронутой.

Внутри часовня делилась на два отделения. Первое отделение разделялось перегородкою на две половины для мужчин и женщин с отдельным входом. Под крышею были устроены две потайные комнатки, в которых расколо-учители из др. мест скрывались от преследования полиции.

Кругом часовни расположены были кельи, обширные и красивые дома, большею частию на каменных фундаментах с пристройками, нужными для полного хозяйства. На источнике, который протекал в ограде часовни, под навесом был устроен водоем, в котором перекрещивали православных, обращавшихся в раскол. Все это вместе было обнесено бревенчатым забором. В таком виде эта часовня существовала до сороковых годов.

По официальным документам известны некоторые её представители.  Филипп Першин - наставник Боровской часовни в 1803-1804 гг. Ульян Чирков и его сын Елисей, посвятили себя именно распространению раскола. Исаак Дрягин (подлинное имя), или, как обыкновенно звали его Матфей Кондратьич – проповедник раскола, за совращение им православных в раскол был дважды посажен в тюрьму и в 1841 г. по определению комитета министров приговорен к высылке в закавказскую провинцию, но с учетом преклонного возраста (более 60 лет) сослан в Трифонов Успенский монастырь. Осип Перескоков – крестьянин Лобанского прихода Нолинского уезда, с 1820 г. исправлял духовные требы у своих единоверцев, жил в потайной комнатке, был найден и отправлен в одно время с Дрягиным в нолинскую тюрьму.

В 1838 г. с Боровской часовни сняли крест, в 1841 г. её запечатали, а в 1845 г. кельи были разобраны, и весь монастырь уничтожен. Семена раскола разлетелись по всему Нолинскому уезду и за его пределы. К 1869 году в Нолинском уезде насчитывалось до 7000 раскольников, и по вей вероятности этой цифрою нолинские раскольники много обязаны Боровской часовне. 

Автор статьи: И. К-въ. 

//По материалам газеты Вятские Епархиальные ведомости. 1869. Отдел духовно-литературный. № 12. С. 270-274, № 13. С. 288-295.

  • Примечание. Автор статьи, Иван Александрович Князев (…- 11.08.1882), вятский уроженец, магистр, преподаватель Казанской и Вятской духовной семинарии. Ему принадлежат статьи по истории Вятского раскола. В их числе Ситминская часовня в Нолинском уезде). //ВЕВ. 1871. № 2. Отдел дух.-лит. с. 35.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.