Известна дальнейшая судьба некоторых сыновей священнослужителей Глазовского уезда, первыми получившими начальное и среднее образование.
Матфею Спицину (1740-позднее 1781) после пожара учиться не довелось, но полученное образование в славяно-латинской школе позволило занять должность диакона. Его отец, священник Леонтий Ермилов Спицин (1710-1780), начал служить в селе Глазовском в 1749 г. еще при часовне и во время сбора податей заступился за глазовских вотяков перед рассыльщиками, сборщиками податей. Позднее о. Леонтий продолжил службу при Вознесенской церкви с. Глазовское. Вместе с отцом служил и сын Матфей, а затем и внук Андрей Матфеев сын Спицин (1758-п1803), в 1785 г. произведенный во дьячки с характеристикой «прежнего лучше». Три поколения скромных тружеников Спициных, на протяжении более полувека служили на ниве просвещения и православия.
Сын Балезинского священника, Овчинников Иван Михайлов (1741-п1808) в 26 лет был произведен в дьяконы. В 1781 г. служил в Вознесенской церкви Глазова. Овдовев он жил с детьми и своей матерью, вдовой Натальей Григорьевной, которая принимала деятельное участие в воспитании внуков. Старший - Евфимий (1762-п 1827), учился в славяно-латинской школе и младший - Прокопий (1777 г.р.) в 5 лет начал учить азбуку.
Судьба Овчинникова-младшего сложилась в высшей степени неординарно. В возрасте 21 года Прокопий был произведен в дьяконы, с краткой характеристикой «во всем хорош».
В 1806 г., будучи диаконом Преображенского собора г. Глазова, он направил в Синод прошение о принятии его на военную службу и был зачислен полковым священником в Гродненский гусарский полк. В Отечественную войну 1812 г. и в Освободительную - П. И. Овчинников непосредственно находился в сражениях. По материалам Э.А. Цеглеева «За участие в походах и боях 1812-1814 гг. Прокопий Овчинников был награжден высшей военной наградой для лиц духовного звания, золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте и камилавкой. П.И. Овчинников занял почетное место в ряду героев эпохи наполеоновских войн».
Корнило Ипатов сын Короваев (1742 г.р.) стал священником и заменил своего состарившегося отца в родном с. Чутырском. Во время пугачевского бунта, новокрещеные вотяки села приняли деятельное участие в начавшихся смутах, надеясь через них добиться полной свободы в отправлении языческого культа. В 1774 г., по сведениям историка П.Н. Луппова, «в с. Чутырском выборные из вотяков связали веревкой и забили в колодки священника Корнилия Короваева за то, что он называл самозванца вором. Татарский старшина хотел даже повесить его, но затем, перебрав у него на вино до 97 рублей деньгами, отпустил безнаказанным». Известны потомки Короваевых, (внучатый племянник), служившие в г. Глазове, с. Святицком. Также сохранились сведения до 1837 г., о потомках Короваевых, которые служили более ста лет в Глазовском уезде.
Священники Ившины проживали в селе Елово. Исидор Федоров сын Ившин (1739-п1752) в восемь лет лишился матери. Отец принял постриг с именем Феодот и был назначен настоятелем Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, в 20 верстах от села Елово. Освоив грамоту, Сидор поступил учиться в славяно-латинской школу в Хлынове. После того, как школа сгорела, мальчику пришлось жить со старшей сестрой Еленой, которая была замужем за пономарем Еловской церкви, Козьмой Широкшиным, ставшего позднее там же священником. Из публикаций Е.В. Кустовой, сын Исидора, Стефан (1759–1822), служил настоятелем в с. Елово, хорошо знал удмуртский язык, но его деятельность ничем не выделялась на общем фоне служения других священников в новокрещенских приходах. «Родственники и свойственники» игумена Феодота продолжили служение среди удмуртов.
Таким образом, усилия просветителей Вятского края − преосвященных Лаврентия и Антония не пропали даром. Дети, выпестованные и обученные благодаря усилиям и энергии этих владык, в будущем стали достойными пастырями «вотских» приходов и отцами своих семейств, миссионерами и просветителями удмуртского народа.
ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 13. Л. 35-179.
ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 25. Л. 293 об.
Татьяна Мельм. Глазовский клуб краеведов. Сообщение 23.02.2017
Священослужители Короваевы часто встречаются в разных приходах Вятской епархии, в Троицкой церкви села Филипповского Вятского уезда много лет служила династия Короваевых.
Посмотрел по поиску в разделе переписи и ревизии и вот нашел ещё несколько поколений священнослужителей Спицыных:
- 1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3820, 1720 г. - Село Верходворское - поп Ермил Кирилов сын Спицын 28 лет;
- 1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3820, 1720 г. - Село Верходворское - той же церкви у попа Ермила Кирилова сына Спицына дети Леонтей 4 лет, Александр 2 лет
- Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1098, 1710 г. - Волость Пышацкая, а в той волости монастырь, что словет Ираифская пустыня, а в том монастыре/Того ж монастыря заоградные жители - Во дворе поп Кирило Юдин сын Спицын 40 лет, у него жена Ирина 40 лет, у него сын Ермил 15 лет, Козьма 2 лет, у Ермила жена Марина 18 лет
- Перепись 1710, РГАДА 210-22-72, 1709—1710 г. - Того ж монастыря заоградныя жители - (в) поп того монастыря Кирило Юдин сын Спицын 40 лет, у него дети Ермил 15 лет, Козьма 2 лет
- Перепись 1678, РГАДА 1209-1-340, 1678 г. - Погост Красногорской, а на погосте церковь во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрия вновь построена/На погосте ж дворы бобыльские - у него ж подворник Юдка Мартемьянов сын Спицын, у него сын Кирюшка 4 лет